Самоорганизация студентов первого курса
p align="left">ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ УЧЕТ ВРЕМЕНИНачнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, некоторые моменты попросту "ускользнут" из памяти -- ведь незначительные события "мелкого калибра" фиксируются лишь в кратковременной памяти, и, подводя итоги прожитого дня, мы их не учитываем. А, во-вторых, что еще более существенно, оценить продолжительность по-разному заполненных отрезков времени порой особенно сложно. Дело в том, что кроме физического времени (секунды, часы, сутки и т. п. ) можно говорить о так называемом психологическом времени, которое отличается от физического и воспринимается в зависимости от состоянии человека. Физическое время мы отмеряем по часам и календарям, психологическое -- определяется субъективно и зависит от наполнения событиями минут, часов и даже лет. Это время в значительной мере творим мы сами. Горький писал о двух видах времени: "Нет ничего на свете бесстрастнее часов. Ничто никогда не волнует их и не дорого им. Они равнодушны и нам, если мы хотим жить, нужно создавать себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтобы заменить эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие часы" [2]. "Полные ощущений и мысли" часы и есть психологические. А время, которое они отмеряют, может быть прерывистым или непрерывным, упругим или тягучим, плавным или скачкообразным, связанным с ходом реальных событий или служащим нейтральным "пространством" для них. Например, час может "тянуться" бесконечно долго, если мы ждем кого-либо или присутствуем на скучном собрании или лекции, но тот же час, занятый интересной беседой, может "пролететь". Во всяком случае, мы не вправе забывать о существовании психологического времени, иначе это нас может подвести. Но есть еще одна серьезная причина, препятствующая реалистичной оценке времени. Речь идет о человеческих свойствах, о которых большинство имеет весьма смутное представление, а именно: о нежелании людей знать, на что уходят дни и часы нашей жизни. Нам всем выгоден "легкий туман", когда мы начинаем осмысливать собственную жизнь. Решиться на анализ содержания жизни и потраченного времени способны немногие. Стоит ли без особой на то нужды терять самоуважение? "Открыться перед богом легче, чем перед людьми", -- говорит пословица, но нужно иногда еще большее бесстрашие, чтобы открыться перед самим собой. Итак, с одной стороны, человек из-за наличия психологического времени и из-за нормальной забывчивости не может анализировать использование личного времени, опираясь лишь на воспоминания того или иного периода. С другой стороны, существует механизм психологической защиты от абсолютного знания о самом себе, и человек для сохранения иллюзий не хочет видеть реальную картину собственной жизни. И поэтому самонаблюдение, хронометраж -- единственный путь к получению новых знаний, новой информации о собственной занятости. ТЕХНИКА УЧЕТА ВРЕМЕНИ Сплошное наблюдение за использованием личного времени Наиболее целесообразным видом учета рабочего времени для студентов является сплошное наблюдение за использованием личного времени, т. е. последовательное хронометрирование всех событий в течение суток. Итак, для изучения вопроса, как тратится время и на что, необходимо провести хронометраж методом "самофотографии". Вам необходимо регулярно записывать в течение определенного времени (суток, недели, месяца) все выполненные вами дела в том порядке, в каком они следуют друг за другом в действительности. Следует напомнить, что неточности в "самофотографировании" возникают чаще всего из-за стремления приукрасить действительность, а также из-за того, что иногда пытаются заполнить хронокарту в конце Дня по памяти. Для учета времени можно использовать карточку, образец, который представлен на рис. 1. Ее надо начертить на бумаге и постоянно иметь при себе. Для заполнения такой карточки составляют перечень наиболее часто повторяющихся событий, время выпол нения которых вы и будете фиксировать. Перечень должен быть достаточно подробным (поверхностный учет вести бессмысленно), но не слишком длинным (15--20 видов занятий и отдыха). Для компактности учета различные виды работы, отдыха следует закодировать. Коды должны быть лаконичными и легко вмещаться в небольшие квадратики месячной карточки. В первые дни работы с такой карточкой нужно иметь под рукой список условных обозначений (кодов) и пользоваться им при заполнении и чтении карточки. Эти символы и буквы нужно придумать самому, исходя прежде всего из удобства заполнения и дешифровки. Вот, например, какими значками можно заполнять карточку: Время сна -- зачернение соответствующих квадратов (ассоциируется с ночным временем суток). Присутствие на занятиях обозначается линией из точек (головы студентов). Прогулки, спорт -- елочкой. Удобно при заполнении карточки для обозначения учебы, отдыха и других дел пользоваться значками разных цветов. Например: красным цветом отмечать учебу; синим цветом -- отдых; желтым цветом -- спортивные мероприятия. Рис. 1. Карточка учета личного времени Вести такой учет -- занятие кропотливое, но вовсе не требуется делать это на протяжении всего семестра. Достаточно провести качественный учет -- месячный или недельный хронометраж -- раз в семестр (в год или даже в два года), и информации для размышления будет предостаточно. При этом следует учитывать, что степень занятости может быть различной в начале семестра и во время сессии. Поэтому желательно понаблюдать за разными периодами учебы. Для того чтобы учесть особенности этих периодов, необходимо сделать хронометраж (например, в течение недели) каждого из них. Учет трудоемкости отдельных видов занятий Сплошное наблюдение за использованием личного времени дает полную картину собственной занятости, характеризует общий режим, образ жизни, ритмичность в выполнении дел, словом, показывает, на что же уходят дни вашей жизни. Но для управления собственным временем необходим и второй вид учета -- учет отдельных видов занятий (работ), которые повторяются регулярно изо дня в день или из недели в неделю. Начинают такой учет с составления перечня тех дел, от выполнения которых вы не можете (или по крайней мере не должны) уклоняться. Назовем их постоянными делами. Такие дела удобно регистрировать в специальном Дневнике, используя для этого блокнот или еженедельник, на страницах которого заготовлена следующая таблица: Таблица 1 |
№ п/п | Вид работы | Затраченное время | Время начала и окончания работы | Окончена работа или нет | Примечания | | | | в часах, минутах | в днях | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | | | | | | | |
В том случае, если работа выполняется в течение одного дня (например, подготовка к семинарскому занятию по политэкономии), заполняются 1, 2 и 3 графы таблицы. Для работ, выполненных за несколько дней, необходимо указать количество дней, которое заняла работа, а также время ее начала и окончания (4 и 5 графы таблицы). Можно указывать предполагаемое время окончания работы. Так как некоторые работы делаются с перерывами, то показатели третьей и пятой граф могут не совпадать. Например, на написание курсовой работы по экономической географии затрачено 10 дней. Начало 5 апреля. Окончание 5 мая. Как для однодневных, так и для многодневных работ необходимо указать, завершена работа или нет. Ведь только в случае завершения работы затраченное время может служить ориентировочной нормой. Разумеется, время подготовки к одному семинару чаще всего не равно времени подготовки к другому. Оно зависит как от сложности изучаемого материала, так и от вашей работоспособности на данный момент. Так же и работа над одной курсовой не может полностью походить на работу над другой. Но проводя учет, вы сможете составить более реальное представление о своей работоспособности и предстоящих временных затратах. Для удобства пользования таблицей целесообразно данные по каждой неделе записывать с новой страницы. Особенно полезно заполнение такой таблицы, если Вы будете в графе 3 помимо фактического времени указывать и предполагаемое, но другим цветом или в скобках. Так вы будете тренировать у себя "чувство времени", постепенно освобождаясь от "сюрпризов" психологических часов и минут. Ведь многие студенты (как, впрочем, и вообще все люди), как правило, переоценивают большие отрезки времени и потому склонны долго "раскачиваться", но недооценивают малые отрезки, из-за неуверенности в выполнимости сравнительно мелких задач сегодняшнего дня. Важно подчеркнуть, что как при сплошном учете, так и при учете трудоемкости отдельных видов занятий необходимо делать записи тотчас же после завершения того или иного дела, не надеясь на память. Лучше ограничить количество дней, подлежащих наблюдению, чем заниматься поверхностным учетом. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости -- явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики. В одной из студенческих стенных газет был юмористически описан распорядок дня среднего студента. Он выглядел так: 7-00 Подъем. 7-30 Подъем. 8-00 Подъем. 9-00 Подъем. 9-30 Подъем. 10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента). 12-00 Обед. 12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще -- на лекции). 16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии. 18-00 Вася взял 5 копеек и ушел. 19-00 У входа в общежитие. Светы нет. 20-00 Светы нет. 21-00 Светы нет. 22-00 Света пришла с высоким блондином. 23-00 Вечерние игры и развлечения. 24-00 Выполнение домашнего задания. 25-00 Домашнее задание. 26-00 Задание. 27-00 Отбой. Смешно? Но самое удивительное, что многие веселящиеся у газеты студенты живут по такому же распорядку (исключая, конечно, 25-е, 26-е, 27-е часы суток), не отдавая себе в том отчета. А, с другой стороны, так ли уж бессмысленно проведено время, потраченное на ожидание Светы и на общение с Васей? Ведь важно и то, чтобы экономия времени не препятствовала личным взаимоотношениям. Более того, чрезмерное сосредоточение внимания на экономии времени может привести к болезненному перенапряжению психики, а то и к срыву. День за днем, постоянно, ежеминутно удерживать в памяти все строгие правила "пользования временем" не только несвойственно человеческой природе, но в некоторых случаях и вредно. Поэтому не надо тотчас же, получив "самофотографию", стремиться заполнить день "до отказа" делами и перекроить свою жизнь. Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно. Первый вопрос, на который надо ответить самому себе при анализе, это: "Все ли дела, виды занятий, отдыха, развлечений необходимы и имеют смысл?". Выберите наиболее часто повторяющиеся дела, которые занимают наибольшее количество времени, и попробуйте проанализировать их. Таблица 2 |
№ п /п | Вид работы или отдыха | Причина выполнения работы | Необходимость выполнения работы | Способы корректировки временных затрат | Примечания | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | | | | | | |
Причины выполнения (3) могут быть сформулированы, например, при подготовке к семинару следующим образом: "для того чтобы успешно учиться" или "... чтобы сдать сессию", "... не получить отрицательную оценку", а, например, при посещении дискотек: "... потому что я там общаюсь с друзьями", "слушаю музыку" или, наконец, просто "мне это нравится". Проанализировав причины, возможно, что вы сочтете нужным отказаться от бесполезного для вас занятия и в следующей графе (4) отметите, что временные траты на такое дело (вид развлечения, отдыха) неоправданны. Отметьте плюсами и минусами необходимость увеличения или уменьшения количества времени на те виды занятий, которые вы по-прежнему намерены выполнять. Решение об изменении затрат времени должно быть обосновано вашими собственными потребностями и возможностями, а не тем, как быстро или медленно эту работу выполняют другие. В графе 5 указываются конкретные пути или способы изменения временных затрат, например: изменить форму записей конспектов, овладеть методикой динамического чтения и т. д. Качественному анализу затрат времени очень помогает ведение дневниковых записей, которыми полезно сопровождать ежедневный учет трудоемкости отдельных видов занятий. Эти записи (так же, как и учет), достаточно делать иногда, например, в течение недели. Такие записи позволяют наиболее полно проанализировать все свои действия и затраты времени и являются как бы средством доверительной беседы с самим собой. Целесообразно записывать в дневник: события дня, возможные их причины и последствия; сомнения и предположения; проблемы, уже решенные и вновь возникшие; события, оставившие неприятный осадок или чувство вины, пробудившие сомнения в собственных силах, достигнутые цели, радости и приятные моменты; домашние дела; ситуации, которые трудно разрешить. Возможно, что предложение вести дневник покажется странным и несовместимым с идеей экономии времени, с образом современного "делового" человека. Но американские специалисты по управлению убеждают менеджеров не бояться тратить время на дневниковые записи следующим образом: "Если вы хотите получить деньги, вы должны вначале вложить какую-то сумму денег; если вы хотите выиграть время, вы должны прежде затратить личное время на изучение его использования". Логично, не правда ли? ПЛАНИРОВАНИЕ ИЛИ РЕГУЛИРОВАНИЕ? После того, как определены основные занятия и известно сколько времени занимает каждое из них -- пора приступить к планированию. Планирование часто представляется целью всей работы, основным завершающим звеном. Всем, кто приступал к планированию, кажется, что если будет план, то исчезнет проблема выбора дел и жизнь станет упорядоченной. План выступает как бы "внешней" силой, способной уменьшить нашу неорганизованность. Может быть, вы уже и пытались организовать свое время, составляли всякого рода планы -- на день, на неделю, на год, на летние каникулы и т. д. Но, несмотря на все усилия строго их выполнять, результаты, как правило, были неудачны. Это, вероятно, вызывало отчаяние и приводило к убеждению, что жить и учиться по определенному распорядку практически невозможно. И может быть, дело не только в том, что подобного рода попыткам обычно не предшествует изучение затрат личного времени, но и в отношении к плану, который, будучи составленным, наделяется (нами же) "сверхъестественной" силой: будто мы должны служить ему, а не он нам. Мы словно не хотим быть свободными в отношении времени, придумывая всякого рода планы, распорядки, которые якобы организуют нас "извне". Но ведь любые действия человека должны быть прежде всего осмысленными, и надо уметь самоорганизовываться "изнутри", чтобы мелкие повседневные дела, как ручейки, сливались в реки наших целей, а цели образовывали море нашей жизни. Но в том-то и вся беда, что в ежедневной "текучке", мелких заботах мы не видим, куда ведут нас и какой цели служат наши повседневные дела. Такому "видению" собственных целей, большей осознанности смысла ежедневных занятий и поступков способствует анализ (на основе самонаблюдения) использования времени. В цепочке: анализ времени -- определение нормы времени на каждый вид работы -- планирование, пожалуй, наиболее важным, как ни странно, является -- анализ времени (а ведь очень часто "учет и анализ рассматривают лишь как средство для планирования). Благодаря самонаблюдению мы получаем новые данные о самом себе, ведь учет времени -- это разновидность самопознания. Только через самоанализ мы можем освободиться от "власти" времени и диктата расписания дня и научиться управлять собой. Когда говорят о планировании времени, обычно вспоминают А. А. Любищева -- советского ученого, биолога и философа, оставившего оригинальные исследования в самых различных областях науки. Но самое удивительное, что он оставил, -- это система учета (а не планирования) времени, по которой он жил и работал. На протяжении десятков лет, начиная с юности, (ежедневно) А. А. Любищев будто ставил над собой жесткий эксперимент, стараясь следить, на что же уходит время жизни, и делая отметки о каждом своем часе. Он почти никогда не жаловался на нехватку времени, которого с годами у него становилось как бы все больше. Важно знать, что А. А. Любищев не столько планировал свою жизнь, сколько учитывал ее. Даниил Гранин, написавший о Любищеве книгу "Эта странная жизнь", отмечает, что время, затраченное ученым на учет и отчеты о сделанном, значительно больше времени, потраченного им на планирование. Приведенная выше цепочка учет: (анализ) -- нормирование -- планирование обретает смысл лишь тогда, когда она замыкается и повторяется, когда вслед за планированием времени вновь идет анализ и т. д. Только при этом условии вы сможете завтра действовать эффективнее, чем вчера. Итак, не "обожествляйте" план. Не будьте связаны им по рукам и ногам. Не считайте его главным фактором в принятии решений. "Так зачем же тогда такой план, -- спросите вы, -- от которого можно и отказаться?". Ну, во-первых, изменения в план можно вносить лишь при изменениях в реальной жизни. А, во-вторых, план позволяет регулировать вашу жизнь, служит ориентиром в каждодневных делах. Так, может быть, уместнее говорить не о планировании личной жизни, а о регулировании? Пожалуй, именно о регулировании и идет речь. Есть и еще одно соображение "против" планов. Ведь в строгом смысле человеческая жизнь не жесткий производственный процесс и подвержена постоянным изменениям. В народе существует своего рода "запрет" на планирование: "Не кажи гоп -- пока не перепрыгнешь", -- или: "Сначала надо дожить, а потом уж... ". И можно ли планировать "личную пятилетку" или "десятилетку", включая карьеру, женитьбу или замужество и т. п. ? Очевидно, что делать этого не следует. Временной "горизонт" наших планов надо ограничивать разумными пределами. Да и меняется не только жизнь вокруг нас (в последние десятилетия особенно стремительно), но и мы сами. Захотим ли мы через несколько лет, повзрослев, действовать исходя из своих юношеских планов? Ведь мы должны эти планы "перерасти". Вполне возможно, что вы разочарованы тем, что вместо конкретного, общего для всех, "распорядка дня" вам советуют вести скрупулезный учет времени, заниматься "самокопанием"? Но разве может кто-то решить за вас что вам делать? Не существует же в жизни среднестатистического студента. Каждый студент имеет свои склонности и интересы к отдельным предметам, отсюда -- и разные скорости освоения вузовской программы. Кто-то опережает среднюю вузовскую программу, кто-то просто выполняет требования программы, кто-то испытывает большие трудности в ее освоении. Еще больше различий между студентами в использовании свободного времени. Так что никто за вас не сможет составить распорядков вашей жизни. Это должен сделать каждый самостоятельно. О ВАЖНОСТИ РЕЖИМА И все же есть общие рекомендации, согласно которым надо регулировать свою жизнь. И в первую очередь -- это режим как общая организация всего личного времени. Составление режима является первым этапом регулирования вашего времени. Что такое режим? Это общая схема главных бытовых этапов, это разделение суток на крупные основные отрезки времени, включающие основные процессы жизни: учебу, питание, отдых, туалет и т. д. Мудрость режима в том, что человек, следующий режиму, ничего не упустит и не забудет, он получает уверенность в том, что для всего выделено время. Режим совершенно необходим еще и потому, что ритмичность жизни обеспечивает высокую работоспособность. Известно, что людям с высокой работоспособностью присуща упорядоченность и систематичность режима. Поэтому следует стремиться, чтобы одни и те же дела повторялись в одно и то же время. При соблюдении ритмичности жизни создаются условия, при которых ваш организм и психика получает возможность заблаговременно подготовиться к предстоящей деятельности, настроиться на нее. Примеры этому встречаются на каждом шагу. Так, во всех руководствах по вопросам питания отмечается важность регулярного питания. Чем обосновывается эта рекомендация? Исследования на животных и людях показали, что только в том случае, когда пища принимается в одно и то же время, в организме вырабатываются условнорефлекторные "настроечные" реакции. Автоматически, без участия сознания, за 30--60 минут до приема пищи в "химических лабораториях" организма начинаются подготовительные работы: усиливается секреция желудочного сока, вырабатываются вещества, играющие важную роль в пищеварении. Организм подготавливается к завтраку, обеду или ужину, и органы пищеварения сразу приступает к обработке пищи. Аналогичный процесс подготовки имеет место при упорядоченном режиме сна. В одно и то же время ложиться, вставать -- это первый совет, который дают врачи людям, жалующимся на бессонницу. Обладает человеческий организм способностью самонастраиваться и на предстоящую умственную деятельность, учебу. Дело в том, что умственная работа -- это не просто процесс "вообще", это процесс, имеющий начало, середину и конец, это процесс, требующий определенного времени. "Умственный труд -- для меня по крайней мере -- не одежда, которую можно быстро надеть и сбросить: мне нужен добрый час, чтобы сосредоточиться, а свободное время бывает у меня лишь урывками", -- писал в письме молодой Стендаль. Период "врабатываемости" или "настройки" можно сократить, выполняя определенные виды умственной работы регулярно в одно и то же время. Режим позволяет избежать периода "раскачки", и желание учиться приходит в определенное время как бы само собой. В какой-то степени в этом тоже состоит ответ на вопрос: "Как заставить себя учиться?" -- который нередко задают студенты. О БИОРИТМАХ Для высокой работоспособности необходимо не только некоторое единообразие, повторяемость изо дня в день распорядка дня, но и согласованность этого распорядка с ритмами человека. Известно, что в течение суток физическая и умственная работоспособность человека неодинакова. Эти изменения работоспособности в течение суток имеют вид М-образной кривой (см. рис. 2). Как видно, в течение дня наблюдаются два "пика" работоспособности, один -- между 10--13, второй -- между 17--20 часами. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. В это время у человека наименьшая температура тела, ослабленный пульс и т. д. Биоритмолог Л. Г. Глыбин в результате многолетних исследований выделил значительно большее количество"спадов" и "подъемов" работоспособности, которые, однако, в основном не противоречат М-образной кривой. Рис. 2. Кривая изменения работоспособности человека в течение суток Иногда в литературе о биоритмах людей с более ярко выраженным утренним пиком работоспособности называют "жаворонками", а людей с вечерним пиком работоспособности -- "совами". Жаворонки рано встают, имеют обыкновение плотно завтракать, быстро включаться в работу в утренние часы. Совы же лучше чувствуют себя и более интенсивно работают во второй половине дня. Но обычно "совами" (или "сторожами") называют людей, которые склонны работать поздним вечером и даже в ночные часы. И многие думают, что такое отклонение от обычного режима в этом случае предопределено самой природой. В настоящее время мнение ученых о ночном бодрствовании однозначно: такой режим не является естественным, физиологичным, он ведет к болезням, к рассогласованию функций организма. Вечерняя и ночная работоспособность обеспечивается за счет выброса гормонов, т. е. за счет внутреннего допинга. И, как любой допинг, не проходит для организма бесследно. Повышенный выброс адреналина и норадреналина способствует нарушению обмена веществ, вследствие чего постепенно могут развиться болезненные состояния. Так что плата за работу в ночное время велика. Поэтому, если вы причисляете себя к "совам", -- старайтесь постепенно перестраивать свой режим дня: меньше читайте непосредственно перед сном, занимайтесь днем физкультурой или физическим трудом, старайтесь вставать и ложиться в одно и то же время. Так вы повысите свою работоспособность и сохраните здоровье. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛ ВО ВРЕМЕНИ После того, как выработан общий распорядок, режим дня, пора переходить ко второму этапу регулирования времени -- к распределению. Простейший способ -- начать вести расписание дел, т. е. записывать всю предстоящую работу (которую вы, проанализировав, отнесли к необходимой) в специальный блокнот. Ведение такого расписания имеет смысл и тогда, когда ему не предшествует учет, анализ использования времени. Поэтому, если общее количество выполняемых дел (в том числе и бытовых) невелико, можно вполне обходиться таким расписанием, которое избавит вас от необходимости держать в памяти различные дела, и вы будете гарантированы от того, чтобы забыть что-либо. Удобнее иметь два расписания: одно -- для учета постоянных занятий, срок выполнения которых известен; и второе -- для текущих, разовых дел, сроки выполнения которых неопределенны. После составления расписания их лучше распределить, закрепить за конкретными днями и часами. Целесообразно оформить расписание в виде таблицы, где имеется графа, указывающая сроки выполнения. Удобной формой для записей дел являются еженедельники, имеющие сетку часов. Они бывают настольными и переносными (в том числе и карманными). Недостатком таких еженедельников является их неприспособленность для фиксации дел, срок выполнения которых неопределен. Для записей таких дел следует заготовить специальную карточку с таблицей, в графах которой можно указывать основные направления работы. Записи в ней делаются карандашом, а по исполнении дела -- стираются. Графы, например, могут быть следующие: "взять в библиотеке", "купить" и т.д. В журнале ЭКО за 1981 год была предложена самодельная записная книжка, состоящая из набора листков, меняющихся еженедельно (их можно вкладывать в обычную записную книжку) [3]. Раз в неделю, обычно в субботу или воскресенье, Два листа писчей бумаги складывают вчетверо и разрезают по линиям сгиба. Получается восемь листков. Удобно, если форма записной книжки соответствует размеру этих листков. На семи листках сверху подписываете число, день недели и месяц, например: 1. 01. Восьмой листок остается для всяких записей, заметок, примечаний. Кроме этих восьми листков, заведите вкладыш, состоящий еще из двух восьмушек, для записи так называемых "резервных" дел. В этот вкладыш записывают дела, срок исполнения которых наступает позднее текущей недели. Приступая к заполнению очередных семи листков, вы просматриваете "резерв" и выбираете из него дела, приходящиеся на эту неделю, вписывая их в соответствующие листки. Ежедневно в конце дня или с утра вы должны просмотреть листок за прошедший день, вычеркнуть выполненное, перенести отдельные занятия на другие листки или в резерв, если в ходе их выполнения в этом появилась необходимость. Вписывать новые пункты на очередном листке можно в таком порядке: в начале листка -- дела, приходящиеся на утро, в середине -- дневные, а вечерние -- в конце. Дела, выполнение которых связано с поездками обведите кружком. Вот и вся система... В сущности такая книжка предшествует ведению картотеки, которой пользуются деловые люди при большой занятости и в которой карточки (иногда разных цветов) заводятся на каждое дело отдельно. Карточная форма очень удобна, так как позволяет располагать дела в последовательности их выполнения, менять местами, группировать определенным образом. Она в наибольшей степени соответствует задаче регулирования (а не планирования) времени. Большие картотеки хранят в ящиках, но студентам удобнее сделать мини-картотеку в форме книжечки, где небольшие по размеру карточки располагаются за прозрачными перегородками подобно тому, как хранятся марки в коллекционном альбоме. О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ Выше были перечислены средства для "управление временем" (а точнее, для управления самим собой). Но при их использовании вы можете столкнуться с некоторыми собственными психологическими особенностями, препятствующими реализации намеченных планов, например -- со склонностью по нескольку раз откладывать срочные дела, медлить. Многие люди поступают таким же образом, избегая именно тех занятий, которые необходимо делать тотчас же. Их называют промедлителями. "Болезнь промедления" порождается разными причинами, но чаще всего из-за боязни браться за сложные задачи или из-за того, что дело представляется неприятным (о последствиях, которые возникают в подобных случаях, не слишком задумываются). Наиболее частыми причинами отсрочки выполнения дела является неумение ставить адекватные цели и стремление к совершенству, которого трудно достичь за имеющееся в наличии время. Если вы замечали за собой склонность к промедлению, то не пренебрегайте следующими советами: -- берясь за выполнение сложной задачи, разбейте ее на более мелкие задачи, а дальше выполняй те в продуманной последовательности; -- крупное дело начинайте с самого легкого шага, а затем уж "набирайте темп"; реалистично оценивайте свои силы, не ставьте невыполнимых задач; за своевременное выполнение работы награждайте себя заранее придуманным "подарками" (любимое лакомство, поход в кино и т. п. ). Даже такие простые, очевидные меры помогают избавиться от того, что мы называем ленью, позволяют устранить внешние помехи, нарушающие задуманный ход событий. Итак, время может быть для человека союзником или противником. Это зависит от того, насколько человек интуитивно или осознанно умеет управлять им. Нередко первокурснику мешает правильно относиться к планированию своего времени негативное отношение ко всякого рода "распорядкам дня", которыми школа и пионерские лагеря явно злоупотребляют. И вместо того, чтобы действительно учиться управлять своим временем, быть со временем в отношениях партнерства, многие студенты, да и более взрослые люди продолжают "сопротивляться" (даже осознавая необходимость планирования) любой попытке упорядочить свои занятия. Каждому, кто задумывается над проблемой своего времени, надо знать, что в любой работе есть период, который можно назвать "преодолением", когда происходит переход от неумения к умению и необходимо совершать некоторые усилия, преодолевая сложившиеся навыки, формы поведения, отношения, до тех пор пока ваши действия не станут привычными и естественными. Точно так же и в данном случае: те затраты времени, которые вы будете иметь при регистрации временных расходов, при планировании и регулировании, окупятся появлением культуры использования времени, перейдут в автоматические, естественные, повседневные формы поведения. И начать это лучше всего сейчас, не откладывая на очередной понедельник. ГЛАВА 3. РАБОТА С КНИГОЙ Какое количество специальной литературы вам следует читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашей личности, а в конечном счете только от вашей личности... В науке нет больших, ограниченных областей -- есть только небольшие ограниченные ученые. В природе каждая область сливается с соседними, и только от вас -- и в значительной степени от вашей способности к чтению -- зависит, где именно пройдут границы ваших интересов. Ганс Селье Как только вы приступаете к обучению в университете, на вас обрушивается лавина разнообразной информации на лекциях, семинарах, при чтении. Она столь велика, что без специальных навыков невозможно с ней справиться. А без приобретения этих навыков нельзя рассчитывать на успешное учение. Как бы интересно ни читались вам лекции, как бы доступно не объяснялся ход решения задач, какие бы новейшие ЭВМ не помогали вам, результаты освоения знаний зависят только от ваших собственных стараний и умения самостоятельно работать. "Про себя я скажу, -- писал П. А. Флоренский дочери, -- что все приобретенное мною знание, оказавшееся действительно прочным и полезным впоследствии, скоплено путем личных усилий, а не в школе. Правда, эти усилия достаются с большим трудом, но зато они дают и большое удовлетворение, и лучшие результаты. Тут уж нет полузнаний: что узнал, то узнал надежно" [4]. Значительная часть вашей самостоятельной работы связана с книгой. Умение находить необходимую информацию и приемы работы с ней не только облегчат и сделают более плодотворным процесс обучения в вузе, но и станут важной основой для вашей будущей деятельности. Яркий пример усвоенных еще в университетские годы навыков умственного труда -- архив М. А. Булгакова. Тщательность выписок из источников с обязательным указанием фамилии автора и других выходных данных, необходимые подчеркивания цветными карандашами -- все это делалось "... явно автоматически, не заботясь об этом специально, не отвлекаясь от главной мысли" [5]. Работа с книгой -- повседневное занятие студента. Однако насколько эффективно вы умеете это делать? Насколько грамотно можете осваивать необходимую информацию, сохранять в записях и памяти самое главное? Эффективность работы со специальной литературой определяется умением быстро подобрать нужные источники, найти и обработать большое количество публикаций, осмыслить важные сведения, быстро оценить качество изучаемого материала, оперативно провести сравнительный анализ работ по близкой тематике. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Получение знаний -- путь долгий и кропотливый. Но знания не просто заученные, а осмысленные и пережитые, становятся вашим достоянием. "Не много читай: да много разумей", -- гласит русская пословица. Не заменяйте качество изучения количеством прочитанных работ. Беглый просмотр множества книг не даст такого полного представления о вопросе, как внимательное ознакомление с главными источниками. Не следует полагаться только на память. Даже прекрасная память не гарантирует от забывания тех или иных положений. Поэтому всегда полезно записывать важные сведения. Не пренебрегайте известным опытом и конкретными советами работы с книгой. Любые советы только в том случае окажутся плодотворными, если не будут сковывать вашей самостоятельности в выборе наиболее рациональной системы работы с информацией, в оценке прочитанного. КАК ПОДОБРАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ЛИТЕРАТУРУ? Оптимальная организация информационного поиска должна удовлетворять двум требованиям: получение наиболее полной информации и кратчайший путь ее обнаружения. Для этого необходимо иметь доступ к информационным системам, держать в поле зрения службы и средства изучаемой области знаний, понимать их принципы и возможности, выработать наиболее рациональную систему поиска информации. Один из способов подбора необходимой литературы -- справочный, т. е. путем использования справочной литературы. Справочная литература имеет очень разнообразный характер. Полезно регулярно знакомиться с библиографическими указателями, где содержится необходимая информация, собраны сведения о самих указателях по различным областям знаний. Такие справочники помогут вам ориентироваться в сложном мире библиографии. В нашей стране функционирует сеть специальных учреждений, занимающихся сбором, обобщением и распространением научно-технической информации. Результатом этой деятельности являются различные виды информационных изданий, например: реферативные журналы (РЖ), содержащие преимущественно рефераты (иногда аннотации и библиографические описания) истопников, наиболее интересных для науки и практики; бюллетени сигнальной информации (СИ), представляющие библиографические описания литературы по определенным отраслям знаний; экспресс-информация, состоящая из расширенных рефератов публикаций, дающих о них достаточно полное представление; аннотированные печатные библиографические карточки. Систематическое знакомство со справочно-информационным материалом помогает быть в курсе всего нового в интересующей вас области. Надо иметь также в виду, что списки работ по различным вопросам периодически помещаются во многих специальных журналах. Просмотрев комплект журналов, вы по названиям работ можете получить представление о той литературе, которая относится к изучаемой теме. Полезные справки о литературе можно получить у библиографа в библиотеке, а также у специалиста по интересующей вас области знания. Сбор сведений о литературе без помощи справочников может быть осуществлен так называемым "эстафетным" способом. Для этого необходимо выбрать последние работы по интересующей вас теме и познакомиться со списком используемой литературы. Из статьи можно составить представление о содержании каждого источника, и затем при необходимости выписать эти книги. Подобным образом, изучив работы по составленному списку, дополните его названиями тех исследований, которые не были включены в предыдущие. Преимущество эстафетного способа перед работой со справочниками заключается в том, что при выборе литературы можно учитывать не только название, но и содержание работы. Это позволяет устанавливать связь между интересующей вас отраслью знания и смежными отраслями. Чаще всего приходится пользоваться и справочным, и эстафетным способами. При этом, как замечает А. А. Любищев, "... следует всегда помнить о нашей целеустремленности и не превращать собирание литературы в самоцель" [6]. ГДЕ БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ? Главный источник получения литературы -- библиотека. Основные формы обслуживания читателей в библиотеке: справочно-библиографическая, обслуживание через читальный зал, абонемент и межбиблиотечный обмен. Благодаря последнему вы можете заказать отсутствующую в вашей библиотеке книгу по межбиблиотечному абонементу (МБА). Со студентами-первокурсниками библиографы проводят специальные занятия, на которых знакомят слушателей со структурой и назначением каталогов и картотек, помогают в выработке навыков рационального их использования и т. п. По вопросам, связанным с поиском необходимой литературы, всегда можно обратиться в библиографический кабинет. Другой источник получения литературы -- книжные магазины. В них вы можете не только приобрести книгу для личной библиотеки, но и следить за тем, что планируется издать по интересующей вас теме. Во всех специализированных книжных магазинах имеются аннотированные тематические планы выпуска литературы. На намеченную к изданию книгу можно сделать заявку в форме почтовой открытки, которая направляется заказчику при получении книги магазином. Специализированные магазины "Книга-почтой" оказывают помощь специалистам в приобретении книг, которые не всегда можно заказать в местном книжном магазине. КАРТОТЕКА -- ЛИШНЯЯ ЗАБОТА? Применение различных картотек очень популярно в современной научной работе. Удобство работы с картотеками очевидно: она емка и компактна, в ней легко переставить карточки или при необходимости дополнить ее без нарушения порядка. Обычно карточки на литературу составляют по определенному, строго установленному образцу. Для лучшей сохранности они должны быть одного формата. В зависимости от стоящих перед вами задач карточки классифицируются по-разному. Порядок расположения карточек в картотеке может быть формальным, например, основанным на алфавитном способе построения. Можно классифицировать карточки по отраслям науки, при систематическом принципе построения картотеки карточки располагаются с учетом содержания и характера литературы. С изменением интересов автора меняется и метод регистрации. При всем лаконизме карточной системы она может быть достаточно информативной за счет использования различных приемов фиксации информации: сокращений, условных обозначений, разноцветных пометок и др. С различными способами построения картотек и работы с ними вы можете познакомиться в специальной литературе. Яркий пример плодотворного подхода к работе с картотекой описан литературоведом Л. А. Аннинским [7]. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ С КНИГОЙ Предварительное ознакомление Прежде чем читать книгу, никогда не вредно просмотреть ее. Общее представление о работе дает знакомство с выходными данными книги, аннотацией, оглавлением, предисловием. При необходимости можно обратиться к комментариям, списку литературы. Виды чтения специальной литературы В зависимости от задач, которые стоят перед вами, книга может читаться по-разному. Такие виды чтения, как беглый просмотр текста и тщательная его проработка находятся на крайних полюсах. Промежуточные варианты -- многочисленны. Наиболее полная классификация видов чтения представлена в работе А. А. Вейзе [8]. С незначительной корректировкой она выглядит так: Рис. 3. Ориентировочное чтение -- связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается. Обзорное чтение -- нацелено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста. Поисковое чтение -- направлено на обнаружение в тексте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержатся в тексте. Реферативное чтение -- просмотр источника, направленый на составление общей логико-смысловой схемы текста, выделение ключевых слов, понятий и т. д. Конспективное чтение -- направлено на восприятие логико-фактологической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку прочитанного. Критическое чтение -- предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей с идеями, содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонне оценить позиции автора. Углубленное чтение -- характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста [6, с. 60--61]. Итак, вы видите, что книгу можно читать разными способами в зависимости от цели, которая стоит перед вами. Поэтому очень важно четко понимать, для чего вам нужна эта информация, эта книга. Регулярное чтение может естественно развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения (о специальных приемах быстрого чтения см. в главе 4). ПОЛЕЗНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФИКСАЦИИ ИНФОРМАЦИИ Какие бы цели не стояли перед вами при работе с книгой, все они связаны с извлечением необходимой информации. В ходе такой работы вырабатываются способы первичной фиксации информации в книге. Если вы работаете со своей собственной книгой, пользуйтесь подчеркиванием важных мест (лучше карандашом), пометками на полях. Поскольку в большинстве случаев вы имеете дело с библиотечными книгами, при чтении используйте закладки, наиболее удобные для вас. Ими могут быть специально вырезанные полоски или вкладные листы, на которых можно делать выписки, отметки и т. и. Указание номера страницы убыстряет дальнейшую работу с книгой, помогает поддерживать порядок закладок. Для двух смежных страниц при необходимости можно использовать один вкладной лист. В этом случае его надо разделить пополам чертой или сложить пополам. Чрезвычайно удобны прозрачные вкладные листы из кальки, полиэтиленовой прозрачной пленки. На них можно переводить необходимые графики, таблицы и т. п. Наложив такие листы на текст, можно подчеркнуть все интересующие строчки, не оставляя пометок на странице. ЗАПИСИ ПРИ ЧТЕНИИ Характер записей при чтении может быть самым разнообразным: от фиксации исходных данных книги или основной ее идеи до пространного конспекта. Остановимся на технике ведения таких заметок. Для этой работы можно использовать различный материал: тетради, блокноты, отдельные листы бумаги, карточки. Последние должны быть изготовлены из плотной бумаги или тонкого картона. Карточная система, незаменимая при составлении библиографии, может быть использована и для систематизации материала и оперирования им в любом порядке. Записи рекомендуется делать на одной стороне листа или карточки, что ускоряет систематизацию и поиск. Если вы подбираете материал для сообщения на семинаре или для научного доклада, целесообразно делать выписки в двух экземплярах под копирку. В этом случае один экземпляр останется для хранения, а второй используется в работу (его можно разрезать, подклеивать). Способ ведения записей должен быть таким, чтобы записи при прочтении занимали минимум времени, были систематизированы и имели наглядный характер. Для увеличения скорости записи используйте различные сокращения, и, в первую очередь -- наиболее распространенные, например: количество -- к-во, другие -- др. Дополнительно можно разработать свою систему сокращений, составить перечень и держать его под рукой, дополняя в процессе работы. Опыт свидетельствует, что при использовании такой системы темп записей может быть достаточно высоким -- 40--70 слов в минуту. Значительная экономия времени и при записи, и при чтении возможна за счет использования специальных знаков-символов -- математических или придуманных вамп. Условные значки могут служить разнообразным целям, например для обозначения итогов чтения на библиографических карточках: = -- это важно; [ -- сделать выписки; [ ] -- выписки сделаны; ? -- основные определения; /\ -- не представляет интереса; ! -- очень важно; ? -- надо посмотреть еще раз; не совсем понятно. Расположение записей должно облегчать их дальнейшее использование: поля могут служить для разметки текста -- на них пишутся замечания, ставятся соответствующие значки и т. п. Значительно упрощают работу с записями пометки, подчеркивания цветными карандашами или фломастерами. Цвет может в какой-то мере отражать содержания записей, например, красным подчеркиваются ключевые слова, синим отмечаются неясные моменты и т. п. Записи могут состоять из перечня страниц, в которых содержится нужный материал. Номера страниц можно дополнять указаниями абзацев. Такой путь фиксации необходимой информации наиболее экономичен. Некоторые специалисты рекомендуют использовать при чтении алгоритм чтения. Приведем один из вариантов унифицированной систематизации информации о книге [9]: 1) название; 2) автор; 3) выходные данные; 4) основная идея; 5) факты; 6) критика; 7) новизна. Информация выносится на карточки в соответствии с этими пунктами. Такой алгоритм помогает запомнить прочитанное. Выписки по теме делаются в зависимости от поставленной задачи. Основное требование к ним -- тщательность и аккуратность, которые не требуют повторного поиска данного фрагмента и не искажают первоисточник. Выписки делаются в удобной для вас форме, обычно своими словами. Выписки-цитаты должны полностью соответствовать цитируемому авторскому тексту, например, определения приводятся дословно. Иногда целесообразно использовать "формализованные выписки" в виде таблиц. Для этого заранее на листах плотной бумаги или карточках выписывают интересующие сведения. Структура таблицы зависит от содержания изучаемого текста. |
Тема | Источник | Определения | Формулы | Примеры | | | | | | | | |
или |
Тип газа | Основные характеристики | Поведение при наличии других газов | Формулы расчета | Примеры | | | | | | | | |
Тезисы (от греческого слова "положения") -- передают основные положения книги. Они должны располагаться в соответствии с основной идеей книги. Иногда Целесообразно после каждого тезиса приводить аргументацию автора. Конспекты (в переводе -- "обзор") -- распространенный вид записей. Наиболее часто практикуемые типы конспектов: -- плановый (основанный на предварительном плане); текстуальный (состоящий из цитат первоисточника); свободный (составленный в свободной последовательности своими словами); тематический (собрана информация из разных источников по одной теме). При составлении текста конспекта используйте приведенные выше советы по работе с книгой: а) выделяйте ключевые выражения (можно карандашами); б) делайте необходимые пометки на полях или вкладышах; в) не забывайте о ссылках на номера страниц источника. Наиболее важные конспекты полезно предварять подготовкой "формализованных выписок", например составлением тематического конспекта для наглядного сравнения информации по одной теме, содержащейся в разных источниках. Реферат -- одна из самых распространенных форм записи, используемых при научно-информационной и учебной деятельности. Реферируются разнообразные научные документы: книги, статьи, диссертации и др. Десятки тысяч специалистов занимаются подготовкой и распространением рефератов. Эта деятельность имеет две цели: информативную и учебную. Учебное реферирование является важнейшим программным требованием в вузе. Работа над рефератом -- эффективный способ обучения, стимулирующий вдумчивое и осмысленное восприятие текста, способствующий извлечению важной информации и усвоению содержания. При составлении реферата нужно стремиться адекватно и полно отразить позицию автора. В реферате могут сохраняться отдельные структурные элементы оригинала. Свертывание исходного текста становится возможным благодаря анализу, обобщению и представлению в реферате прежде всего тех фактов, которые относятся к основным положениям содержания источника. Иначе говоря, в процессе работы над рефератом из текста извлекается главная идея, которая объединяет все информационные элементы первичного документа, а также приводятся основные факты. Реферат как специфический жанр научно-технической информации может иметь самостоятельную литературную форму, но может воспроизводить стиль и структуру оригинала. Для него характерно постоянство структуры, которая включает три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочный аппарат. Для студенческого реферата основой является составление собственно реферативной части. Работы над рефератом включают следующие операции: ознакомление с текстом, направленное на осмысление его внешней структуры и проникновение во внутреннюю, смысловую; работа по выделению главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и ключевых предложений). В ходе этой работы можно использовать различные знаки для выделения нужной информации, делать выписки, заметки; отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов; составление "связок" из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала; написание реферата. Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленять на более простые. Используемые термины позволяют с наибольшей точностью передать содержание первичного документа. Общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку любого другого произведения научно-технической литературы: точность, краткость, ясность, доступность. Аннотация -- кратчайшее из возможных изложение главного содержания первоисточника. Если знакомство с рефератом позволяет понять содержание оригинала, то информация аннотации дает представление только о его теме. Аннотация пишется своими словами, с использованием клишированных оборотов. В ней присутствует оценка аннотируемого произведения. В качестве примера аннотации можно посмотреть аннотацию на это пособие на титульном листе книги. Если вы, начиная с первого дня пребывания в вузе, будете постепенно приучать себя к грамотной работе с книгой, то это позволит вам сократить время, необходимое для занятий, уменьшить объем выписок, увеличить количество собственных оценочных и критических замечаний, т. е. приведет к развитию самостоятельности и аналитичности мышления, что в конечном итоге является основной целью обучения. ЧТЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ Впечатления от прочитанного, выраженные в устной форме, играют важную роль в осмыслении и усвоении информации. Пользуйтесь возможностью высказаться на семинарах, сделать доклад или сообщение на научную тему. Умение последовательно, лаконично, убедительно излагать материал требует специальных навыков, для которых не последнюю роль играет работа с книгой и ручкой. Важным критерием оценки научного сообщения является не только актуальность изложенных в нем идей и фактов, но и доступность, ясность изложения. Большое значение для развития навыка изложения имеют неформальные обсуждения. Рассказывайте товарищам о новых прочитанных публикациях, обсуждайте их. Как заметил Б. Шоу: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи". ЧТЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОТДЫХ Необходимость чередования труда и отдыха очевидна. Работа студента в процессе обучения требует активного отдыха. В период продолжительных самостоятельных занятий плодотворна выработка системы кратковременных "передыхов". Это могут быть несколько упражнений для разминки, умывание или окатывание холодной водой, стакан чая или кофе. Среди многочисленных рекомендаций на эту тему выберете наиболее подходящие для вас. Используйте приемы, предложенные в главе 6. При чтении нельзя забывать о гигиене зрительной работы: не забывайте проветривать комнату; если дневного освещения недостаточно, место работы должно располагаться у окна, текст при чтении должен быть хорошо освещен лампой в 60--100 Вт. Существуют специальные способы для отдыха глаз: посидите с закрытыми глазами, переведите взгляд с близких предметов на отдаленные, сосредоточьтесь на зеленом цвете (смотрите на траву, хвойные деревья). Полезно систематическое применение гимнастики глаз. Можно предложить несколько упражнений. Их следует выполнять через каждые 2--2,5 часа зрительной работы, а также в течение 2--4 минут перед началом работы. Упражнение 1 Быстрое моргание 1--2 мин. Упражнение 2 1. Смотреть прямо вдаль: 2--3 с. 2. Держите палец "а расстоянии 25--30 см от средней линии лица. Переведите взгляд на палец и смотрите на него в течение 3--5 с. Опустите руку, посмотрите вдаль. Эти упражнения желательно повторить 10--12 раз. Они снимают зрительное утомление при работе с близко расположенным текстом. Упражнение 3 Закрыть глаза. Осторожно массировать веки с помощью круговых движений пальцев. Повторять одну минуту. Упражнение 4 Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1--2 с. снять пальцы с века. Повторить упражнение 3--4 раза. Упражнения 3--4 расслабляют мышцы глаз, улучшают кровообращение. Упражнение 5 Смотреть прямо перед собой 2--3 с. Перевести взор на кончик носа 3--5 с. Повторить 6--8 раз. Эти упражнения развивают способность длительно удерживать взор на близких предметах. Упражнение 6 Палец правой руки держать на расстоянии 25--30 см от средней линии лица на уровне глаз. Смотреть двумя глазами на палец в течение 3--5 с. Левой ладонью закрыть левый глаз на 3--5 с. 4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3--5 с. Поменять руки. Смотреть двумя глазами 4--5 с. Правой рукой закрыть правый глаз на 5 с. 8. Смотреть двумя глазами на колец пальца 3--5 с. Повторить 5--6 раз, меняя руки. Упражнение 6 способствует укреплению бинокулярного зрения. Развитие и распространение образования, к сожалению, неизбежно сопровождается все более массовой близорукостью, которая часто является следствием легкомысленного отношения к своему зрению. Ваше зрение во многом зависит от вас самих. Если же вы приступили к обучению в университете, уже имея близорукость, -- особенно внимательно отнеситесь к гигиене зрительной работы. В настоящее время разработаны специальные методы лечения близорукости, в том числе с помощью особой гимнастики "Зоркость", которой вы можете заниматься самостоятельно. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ Мы рассказали вам о работе с книгой. Однако в неменьшей степени студенту приходится работать на лекциях и семинарах, где конспектирование также играет важную роль. На лекциях и семинарах, с точки зрении работы механизмов восприятия информации, нагрузка падает в основном на слуховой анализатор, в отличие от работы с книгой. Кроме того, лекции и семинары проходят во взаимодействии с конкретным преподавателем, который может нравиться вам или нет, голос и манеры которого завораживают или раздражают. При чтении можно еще и еще раз вернуться к тексту, перечитать, подумать, зачеркнуть, переправить. А на лекции в лучшем случае лишь иногда можно задать уточняющий вопрос или заглянуть в конспект соседа. Таким образом, конспектирование лекций -- задача более сложная, с точки зрения скорости восприятия, переработки и фиксации материала. Вместе с тем то, что говорилось о конспектировании при чтении специальной литературы, остается справедливым и для записи лекций. Существуют несколько видов конспектирования: 1) конспектирование без осмысления материала (его можно называть автоматическим записыванием); 2) подробное конспектирование с осмыслением текста; краткое конспектирование с усвоением. Конечно, не всем удается с первых же дней составить хороший конспект, но к этому надо стремиться, совершенствуясь хотя бы понемногу каждый день. После лекции оказывается очень полезным (по свежим впечатлениям) просмотреть конспекты с тем, чтобы расставить нужные акценты, подчеркнуть главное, отметить неясности и пропуски. Отметим еще раз: не надо экономить на размерах полей конспектов. На полях можно дополнять записи, размышлять, вписывать восклицания, не вмешиваясь в основной текст. Можно дописывать материал, полученный на семинарах, коллоквиумах и консультациях. Очень удобно писать лекции на одной стороне листа, а обратную сторону сохранять для дополнений и примечаний. Дополнительные сведения, касающиеся структурирования материала на лекциях, вы можете почерпнуть также в главе 5. Естественно, что хорошо разработанная система сокращений, символов и знаков также существенно экономит время записи и позволяет глубоко осмыслить материал. ГЛАВА 4. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В предыдущей главе вы познакомились с основными видами чтения. Но для того чтобы успешно освоить их, необходимо постоянно развивать отдельные элементы усвоения информации: т. е. скорость просмотра текста, сосредоточение на предмете чтения, запоминание и воспроизведение. В данной главе описываются элементарные приемы эффективной работы с информацией, которые можно использовать ежедневно в процессе изучения основных вузовских курсов. Прежде всего, примите к сведению несколько несложных, но важных рекомендаций. Постарайтесь сформировать у себя положительное отношение к занятиям. Стремитесь получать удовольствие от самого процесса занятий! Перед тем как сесть работать, настройтесь на серьезное и внимательное отношение. Не делайте ни одного дела, думая о другом. Не выполняйте ни одного действия без полного к нему внимания. Если мешают другие мысли, обратитесь к ним, например так: "Я сейчас занят. Освобожусь тогда-то и с удовольствием займусь вами". Прежде чем начать что-то делать: скажите себе: "Столько-то времени я буду занят и полностью сосредоточен на этом деле"; представьте себя продуктивно работающим и ощутите радость такого состояния. Считается, что для освоения быстрого и эффективного чтения необходимо уметь следующее: а) сосредоточиваться на чтении; б) уменьшать количество регрессий (возвращений к уже прочитанному); в) расширять активное поле зрения до 10--14 см; г) освободиться от внешней и внутренней вокализа ции (проговаривания); д) совершать вертикальные движения глаз по тексту; е) развить фотографическую зрительную память; ж) владеть мотивационно-логической организацией запоминаемой информации. Разберем вкратце каждый из этих пунктов и простейшие методы тренировки указанных качеств. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ЧТЕНИИ Сосредоточенность на чтении -- это прежде всего отсутствие отвлечений и блуждания мыслей, это поддержание текста в поле активного внимания, это постоянное отражение сознанием содержания текста. Степень сосредоточенности зависит от многого: -- вашей общей способности концентрировать внимание в течение длительного времени на одном объекте, одной мысли; -- от установки на внимание и вообще умения настраивать себя; -- от заинтересованности содержанием текста;
Страницы: 1, 2
|