|
Семья в профилактике и преодолении алкоголизации и курения подростков
p align="left">Мальчики-подростки, в сущности, очень нуждаются в любви и дружбе родителей, однако не переносят внешних проявлений этих чувств. Они отрицательно относятся к ласке, могут резко обходиться с матерью, называющей их в присутствии других уменьшительно-ласковым именем, гладящей по голове или целующей, так как считают, что согласие на такое отношение к себе свидетельствовало бы об отсутствии у них мужских качеств. В период созревания мальчики познают роль, которую в соответствии со своим полом они будут выполнять в обществе. Причем вход в эту роль для них более труден, чем для девочек. Одна из причин этого - доминирование женщины в воспитании детей. Если же при этом в семье нет еще отца или его образа, то, юноше очень трудно становиться мужчиной.Почти все родители подвергаются критической оценке своих подрастающих детей. Подростки замечают непоследовательность в поступках родителей и сурово оценивают расхождение между провозглашенными им принципами и тем, что они делают. Нередко, заметив, в поведении родителей лицемерие и ханжество, они не считают для себя обязательным соблюдение принципов, прививаемых им до этого времени родителями. Некоторые психологи утверждают, что пик конфликтов детей с родителями приходится на период от 14 до 16 года жизни. Только 19 % девочек и мальчиков в этом возрасте определяют свои отношения с родителями как хорошие. В случае значительных конфликтов с ребенком родители должны пересмотреть свою систему воспитания. Нежелателен и недейственен в это период диктаторский метод воспитания, если поступки самих родителей далеки от совершенства. Родительский авторитет начинает колебаться. Мнение друга, сверстников становится важнее родительского. С развитием признаков половой зрелости у подростков исчезают описанные выше формы поведения. Они становятся более энергичными, активными, начинают интересоваться жизнью в коллективе, лицами противоположного пола. Для них характерны уже эмоциональное самообладание, большое спокойствие, меньшая критичность по отношению к родителям, товарищам, более мотивированные действия. Заметно улучшается поведение, начинают преобладать положительные эмоции. Появление вторичных половых признаков в большинстве случаев смущает подростков. В этот период подростки начинают считать себя взрослыми. Это убеждение формируется главным образом на основе внешних признаков (рост, как у взрослых, сходство с ними в строении тела, одежде) и ведет к усиленному требованию прав на свободу в решении вопросов о своем будущем, в выборе друзей, организации досуга и т.д. В то же время подростки продолжают быть зависимыми от родителей в материальном отношении, должны выполнять школьный режим, а это приводит к тому, что родители и учителя стараются удержать положение превосходства над ними. На этой почве могут возникать конфликты между взрослыми и подростками. Если вовремя не последует переход на более демократические отношения, конфликты эти могут принять весьма острые формы. Подростки тогда стараются изолироваться от родителей и установить более близкие отношения с товарищами, где их желание быть взрослыми полностью признается, даже если те и несколько старше по возрасту. Конечно, это не означает, что за подростками нужно признавать полные права взрослых. Следует, однако, проявлять по отношению к ним больше доверия и стараться находить общий язык на основе взаимного равенства и дискуссий, так как увеличение запретов и приказов приносит чаще всего отрицательные результаты, а порой приводит даже к срыву отношений с родителями. Очень трудно в таких случаях выбрать «золотую середину». Большой вред наносят резкие сравнения, сопоставления с другими сверстниками. Как часто приходится слышать: «Смотри, как она умеет это делать. А ты?» Каждый ребенок, а уж особенно в период созревания, протестует против копирования навязанного ему образа. Чтобы подчеркнуть это, он готов делать все наоборот. Даже обычное, безотлагательное приказание часто принимается с сопротивлением. Конечно, эта готовность к отрицательному ответу является тяжелым испытанием для родителей. Но порой стоит выждать совсем немного - и поручение будет выполнено. В противном случае сопротивление усиливается и превращается в негативное отношение. Выше мы коснулись к психологии подростков. Да, действительно, подростковый период - трудный период. И, к сожалению, именно в эти годы человек «делает не думая». И, поэтому такие социальные болезни, как наркомания, токсикомания, алкоголизм и табакокурение очень легко охватывают все большие и большие круги молодежи. И это на сегодня очень актуальная проблема, так как будущее человечества в руках сегодняшних молодых людей. Если они не могут противостоять против этих болезней, то они, когда сами станут родителями, взрослым поколением, на что будут обучать, чему учить, как оберегать своих детей.… Поэтому надо вести дело так, чтобы за здоровый образ жизни боролись каждый человек, семья, село, поселок, город. Особенно, я думаю, эффект будет виден, когда борьба за здоровый образ жизни будет начать в семье. Семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. В следующих пунктах мы попытаемся определить роль семьи в профилактике алкоголизма и курения подростков. 1.3 Роль семейного воспитания в профилактике алкоголизации и курения Как мы отметили, семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. А что означает само слово семья? В чем суть семейного воспитания? Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения. Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым считает себя тот, кто счастлив в своем доме. Люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды (в том числе алкоголизацию и табакокурение), общительнее и доброжелательнее по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в различных странах. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу. 1) патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения. 2) нуклеарная семья. Состоят преимущественно из двух поколений - из супругов и детей - до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему. 3) неполная семья. Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной. 4) материнская (внебрачная) семья. Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье. Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом из возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.) Особенности семейного воспитания: - органическая связь с жизнедеятельностью ребенка; - непрерывность и длительность воздействия; - многократность и противоречивость воспитательного воздействия; - интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности; - относительная замкнутость; - общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа); - взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания: - безнравственность, аморальный стиль и тон отношений; - авторитаризм и безграничный либерализм; - бездуховность родителей; - неразвитость родительских чувств; - отсутствие нормального психологического климата; - преобладание материальных ценностей; - фанатизм в любых ее проявлениях; - противоправное (криминальное) поведение взрослых; - отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи. Семья - школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично по содержанию. Оно затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьей, становится фундаментом сферы социальных чувств личности. Семья воспитывает ребенка, не какими то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми. Семья - это особый мир, где сплелись в единое целое все стороны человеческой деятельности, отношений, мыслей, чувств близких людей. Но иногда эти семьи сами не могут противостоять против алкоголизма… 1.2.1 Пьянство родителей и несчастье детей В работах А.М. Чегота и Д.И.Шестакова «Социальное зло - алкоголизм. Семья и право», изданный в 1988 г., приведены следующие примеры: «Открыли свиную тушенку, хозяйка варит картошку, а хозяин достал большую бутылку самогона и разливает по стаканам. Рядом вертится мальчонка 4-5 лет, заинтересованно поглядывая на наши винтовки, погоны, медали. «Ну-ка, Василек», - говорит хозяин и наливает почти полный стакан мутной жидкости. Мы и ахнуть не успели, как Василек осушил свой стакан и заправски заел чесноком. «Ты что, дед, сдурел, - возмущается наш старшина, - ты к чему внука приучаешь?». «Ничего, настоящим мужиком будет!» - гордо отвечает хозяин. Васильку сейчас около 45.… Стал ли он «настоящим мужиком», не знаю, но если он так же настойчиво и с молодых ногтей приучал к спиртному своих детей, и его и их судьба вряд ли оказалось светлой…» А вот пример из сегодняшнего дня. Супруги Б. алкоголики. Старшие их дети в интернате, а с ними проживает трехлетняя Наташа. В один из очередных «пьяных вечеров» родители напились до бесчувствия, оставив без присмотра маленькую дочь. Голодная Наташа стала «ужинать» и допивать оставшееся в стаканах, тем более что родители и раньше приучали ее к вину. Тяжелое алкогольное отравление, дочь оказывается в больнице… Это примеры чудовищны, и хотя не так уж редки, все же не в них главная опасность. Спаивание родителями детей - крайний случай родительской безответственности, если не сказать сильнее: преступной злой воли. В значительной части наших семей употребление алкоголя одним или обоими родителями - вещь достаточно распространенная. Редкий ребенок появляется на свет не под звон бокалов и рюмок. Молодая мать еще в больнице, а отец уже «отметил» появление своего сына или дочери с родителями, с приятелями и знакомыми. Возвращение из родильного дома, знакомство с новорожденным и … новые возвлияния, в которых принимает участие уже весь «семейный коллектив». Так незримо и даже весело в жизнь ребенка входит алкогольный образ его семьи. Еще одно интересное явление. Почему молоко или чай все пьют из фарфоровых чашек, которые не просвечивают, а вот «ту жидкость», похожую на чай или воду, - из красивых сверкающих рюмок и бокалов? Почему когда чай, все сидят спокойно разговаривают, а когда «это», говорят громко, смеются, ударяют рюмкой о рюмку, иногда даже встают? Очень скоро ребенок уже все знает: это не «та жидкость», а водка или пиво, говорить громко - значит «тост», а это значит «чокаться». А потому ему, возможно, придется познакомиться и с другими словами: «бормотуха», «опять набрался», «дай на опохмелку», «алкаш»… Воспитатели детских садов давно заметили, что дошколята с упоением играют в домашние застолья и со знанием дела произносят тост: «Ну, поехали!», чокаются, опять наливают и очень похоже изображают пьяных. Над этим можно бы и посмеяться, если бы не некоторые страшные последствия. Недавно показали документальный фильм о женском алкоголизме. Небольшой диалог (с восьмилетним мальчиком) из этого фильма: - Ты где бы хотел работать? - Я пойду в милицию! - А почему в милицию? - Пусть мне дадут пистолет. - Зачем тебе пистолет? - Я бы всех пьяных застрелил, они детей бьют. - А тебя кто бил? - Мама… Пьянство, естественно, влияет на все стороны семейной жизни: прежде всего, на взаимоотношения между супругами, на материальное положение семьи, на здоровье будущего поколения и на воспитание детей. Беспристрастные цифры свидетельствуют: почти 50 % алкоголиков выросли в семьях, где отношения между родителями были конфликтные. В семьях, где родители еще не стали алкоголиками, а только часто заглядывают в рюмку, дети лишены многих радостей: и едят они не так сладко, как их сверстники из благополучных семей, и одеты они не так нарядно, и игрушек у них мало, но самое главное - у них не по-детски серьезные и грустные глаза. Известно, что у каждого здорового ребенка вкус и запах водки вызывает отвращение. Тем не менее, большинство детей до шестнадцати лет успевают попробовать спиртное. Кто же дал им первые уроки? Результаты опросов показывают: семь из каждых десяти ребят впервые попробовали спиртное по предложению собственных родителей или других родственников. И сколько бы родители потом не жаловались, ни кивали на плохих дружков и «улицу», факт остается фактом: сделать первый шаг к пьянству помогают самые близкие люди. Дети хотят быть похожими на взрослых, стремятся подражать им во всем. И если выходные и праздничные дни, когда вся семья собирается вместе, превращается в застолье с обязательной выпивкой, то дети привыкают думать, что именно в этом состоит смысл и радость «взрослой» жизни. Учителя одной из рижских школ заинтересовались, насколько велика осведомленность учеников в области спиртных напитков. Оказалось, что мальчики знали названия почти 100 марок вин, а девочки - наполовину меньше. Стали уточнять, в каком возрасте произошло приобщение к алкоголю, и поучили тревожную картину: - у десятиклассников оно началось в 13-14 лет; - у восьмиклассников - в 7-8 лет; - а ученики четвертого класса познали его вкус, когда им было 4-5 лет. И, опять таки, все впервые попробовали вкус алкоголя в семейном кругу! 75 % учеников 8-10 классов употребляют спиртные напитки по праздникам и семейным торжествам, в большинстве случаев первая рюмка бывает выпита с благословения родных. Таким образом, кадры будущих алкоголиков нередко готовятся в семье. А где же готовятся кадры будущих курильщиков? Может быть тоже в семье? К сожалению, да! При курении решающей оказывается сила примера. Многие подростки признают, что привыкли к курению, так как росли в семье, где курили один или оба родителя. Одним словом, нормальная семья - это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. И для этого супруги должны не жалеть ни сил, ни времени. Очень много зависит от матери. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Солидарен с Д.В.Колесовым, когда он в книге «Предупреждение вредных привычек у дошкольников» (М., 1984) описывает четыре условия формирования привычек. Первое - пристальное внимание родителей к действиям ребенка, когда они могут оказаться вредными. Выработка правильного навыка и закрепление его в привычку. Второе - строгая организация всей деятельности ребенка, без подавления инициативы. Третье - пример взрослых для формирования полезной привычки. Четвертое - подкрепляющие действия в виде похвалы, одобрения, примера для других детей или друзей. Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, является актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейное общение. Семейное общение - это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек. Например, если подросток тянется к папиросе, то можно попробовать привести в пример кого-нибудь из окружающих, кто не курит и пользуется уважением и симпатией, использовать его авторитет. Бывает, что мальчика-подростка убеждает во вреде курения рассказ об известном спортсмене, который потерял шансы на победу, так как не бросил вовремя этой плохой привычки. Иногда на девушку действует угроза опасности потерять красивый цвет лица, блеск глаз, приятный голос, сообщение о том, что соседи или подруги (товарищи) смеются над ней, так как она некрасиво выглядит с папиросой. Родители, если они курят, должны избавиться от этой вредной привычки. При этом не следует скрывать от ребенка приложенных усилий, труда, борьбы с самим собой, сомнений в собственных силах и радости победы. Пусть он знает, чего это стоило. Надо, чтобы каждый подросток рос в убеждении, что курят только те люди, которым в свое время не открыли глаза на вред курения, то есть у которых не хватает силы воли освободиться от опасной и столь же сильной привычки. Учителя, воспитатели, инструкторы в первую очередь, родители должны постоянно разъяснять детям и подросткам, какой вред приносит курение и употребление алкогольных напитков. Но взрослые, прежде всего, обязаны подавать хороший пример, а потом уже убеждать. Только таким образом можно достичь желаемого результата. Необходимо покончить с традицией «замачивания» семейных торжеств, включая рождение ребенка, поступление его в школу и окончание ее, уход в армию и т.д. ребенок не должен расти убежденным, что водка - атрибут зрелости, необходимый реквизит дружеских и семейных встреч, что без нее нет веселья и радости. В работе были рассмотрены следующие вопросы: 1) алкоголизация и курение подростков; 2) мотивы употребления алкогольных напитков; и курения подростков; 3) курение и употребления алкогольных напитков представителей прекрасного пола; 4) вредные привычки и здоровье; 5) что такое алкоголь и табак; 6) алкоголизация и курение как социальные явления; 7) кто он подросток? 8) семья, семейное воспитание; 9) семья с вредными привычками и несчастье детей; 10) ошибки родителей - боль семьи. Таким образом, мы попытались раскрыть и анализировать проблему алкоголизации и курения подростков и определить роль семьи в профилактике вредных привычек. Глава 2. Пути и средства профилактики алкоголизации и курения подростков в семейном воспитании (экспериментальное исследование) 2.1 Организация исследовательской работы, диагностика и результат В моем исследовании генеральной совокупностью являются подростки в возрасте от 12 до 15 лет. Исследование проводилось в МСОШ д.Карышка Баймакского района РБ. Выборочная совокупность равна 33 человек: 15 мужского пола и 18 женского. Я проводил выборочное исследование при помощи анкетирования. 1.алкоголь 1.Употребляете ли Вы алкоголь? а) да; б) нет; в) употреблял. 2. Как часто Вы употребляете спиртные напитки? а) ежедневно; б) не более трех раз в неделю; в) не более двух раз в месяц. 3. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить? а) да; б) иногда; в) нет. 4. Когда первый раз попробовали алкоголь и что? 5. Первое знакомство с алкоголем, было ли в присутствии родителей? а) да; б) нет. 6. В семье кто-нибудь употребляет алкоголь? а) да; б) нет. 7. Молекулы алкоголя способны проникнуть в мозг; повреждает легкие, почки человека; разлагает печень; нарушает сердцебиение; приводит к язве желудка и т.д. Вы об этом знаете? а) нет; б) в) узнал, только тогда, когда начал употреблять алкогольные напитки. 2. Курение. 1.Курите ли Вы? а) да; б) нет; в) балуюсь. 2. Количество выкуриваемых Вами сигарет? а) 1-10; б)10-20; в) более пачки в день. 3. Вследствие чего Вы начали курить? а) желание повзрослеть; б) влияние друзей; в) хотел попробовать. 4. С какого возраста Вы начали курить? а) с 8-12 лет; б) с 12-15 лет; в) с 15-18 лет; 5. Есть ли курящие в семье? а) нет; б) отец курит; в) несколько членов семьи. 6. Курение приводит к хроническому бронхиту, раку легких и раку ротовой полости; к нарушению функций почти всех внутренних органов человека. Вы об этом знаете? а) нет; б) да, знаю; в) узнал тогда, когда начал курить. 3. Мнение учащихся. 1. Если Вы употребляете алкоголь, или курите, хотели бы Вы «бросить»? а) да; б) нет; в) об этом никогда не думал. 2. Вы хотите, чтоб сигарета, алкогольные напитки исчезли с лица земли? а) да, без них жизнь была бы намного интереснее и безопаснее; б) нет, не хочу; в) если бы их не было, наша жизнь была бы скучна и бессмысленна. 3.Никотин, алкоголь - наркотики? Вы согласны? а) нет; б) конечно; в) в какой-то степени может быть да. 4. Вопросы для парней. Как Вы относитесь к курению девушек? а) отрицательно; б) не мое дело; в) положительно, так как это модно. 5. Хотели бы Вы, чтобы ваша будущая жена курила? а) нет; б) мне все равно; в) нормальное явление. Результат исследования. Алкоголь |
№ | Вариант ответа | Количество ответов | Процентное отношение | Общее процентное соотношение (%) | | | | муж. | жен. | муж.(%) | жен.(%) | | | 1 | а | 7 | 3 | 46,6 | 16,6 | 30,3 | | | б | 5 | 14 | 33,3 | 77,7 | 57,5 | | | в | 3 | 1 | 27 | 5,5 | 12,1 | | 2 | а | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | б | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | в | 5 | 0 | 50 | 0 | 35,7 | | | г | 5 | 4 | 50 | 100 | 64,2 | | 3 | а | 7 | 15 | 46,6 | 83,3 | 66,6 | | | б | 3 | 1 | 20 | 5,5 | 12,1 | | | в | 5 | 2 | 33,3 | 11,1 | 21,2 | | 5 шампан. | а | 9 | 4 | 60 | 22,2 | 39,3 | | | б | 6 | 14 | 40 | 77,7 | 60,6 | | 5 пиво | а | 1 | 0 | 6,6 | 0 | 3,1 | | | б | 14 | 18 | 93,3 | 100 | 96,9 | | 6 | а | 12 | 17 | 80 | 94,4 | 87,8 | | | б | 3 | 1 | 20 | 5,5 | 12,1 | | 7 | а | 4 | 5 | 26,6 | 27,7 | 27,2 | | | б | 10 | 13 | 66,6 | 72,2 | 69,6 | | | в | 1 | 0 | 6,6 | 0 | 3 | | |
Мнение учащихся |
№ | Вариант ответа | Количество ответов | Процентное отношение | Общее процентное соотношение (%) | | | | муж. | жен. | муж.(%) | жен.(%) | | | 1 | а | 7 | 1 | 58,3 | 100 | 61,5 | | | б | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | в | 5 | 0 | 41,6 | 0 | 38,4 | | 2 | а | 12 | 17 | 80 | 85 | 82,8 | | | б | 2 | 3 | 13,3 | 15 | 14,2 | | | в | 1 | 0 | 6,6 | 0 | 2,8 | | 3 | а | 14 | 8 | 93,3 | 44,4 | 66,6 | | | б | 0 | 3 | 0 | 16,6 | 9 | | | в | 1 | 7 | 6,6 | 38,8 | 24,2 | | 4 | а | 12 | - | 87 | - | 87 | | | б | 3 | - | 23 | - | 23 | | | в | 0 | - | 0 | - | 0 | | 5 | а | 14 | 17 | 93,3 | 94,4 | 93,9 | | | б | 1 | 1 | 6,6 | 5,5 | 6 | | | в | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
Мотивы употребления алкогольных напитков (ответы подростков) |
Мотивы | Процент положительных ответов | | | общ. | муж. | жен. | | 1. Самоутверждение: в том числе: «потому что мне это нравится» «потому что приятно быть немного пьяным» «потому что мне скучно» | 30,4 7,2 5,7 17,3 | 38,8 13,8 8,3 16,6 | 21,2 0 3,0 18,1 | | 2. Символическое участие (давление со стороны молодых людей того же возраста) в том числе: «потому что мои друзья тоже пьют» «чтобы друзья не считали меня «мокрой курицей» «потому что большинство взрослых тоже пьют» | 44,9 21,7 21,7 1,4 | 38,8 19,4 16,6 2,7 | 51,5 24,2 27,2 0 | | 3.Снятие психологического напряжения: в том числе: «чтобы придать себе смелости и уверенности» «чтобы быть спокойнее» «чтобы было легче разговаривать с людьми» | 24,6 13,0 0 11,5 | 22,2 13,8 0 8,3 | 27,2 12,1 0 15,1 | | |
По данным результатов исследования, выяснено, что 42,4 % учащиеся употребляют алкоголь, и из них регулярно употребляют - 30,3 %. В том числе 66 % юношей и 22 % девушек подвержены алкоголю. Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями: - ежедневно употребляют спиртные напитки 0 % юношей и девушек. - не более трех раз в неделю - тоже 0 %. - не более одного раза в неделю - 50 % юношей и 0 % девушек. - не более двух раз в месяц - 50 % юношей и 100 % девушек. На вопрос, всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить, 33,3 % учащихся ответили, что не могут (в том числе 53,3 % юношей и 16,6 % девушек). Только 66,6 % подростков могут всегда отвергать предложение (в том числе 46,6% юношей и 83,3 % девушек). В начале работы мы поставили гипотезу о том, что почти все кадры алкоголиков готовятся в семье, то есть первое знакомство с алкоголем происходит именно в семейном кругу. 60 % юношей и 23% девушек ответили, что им разрешалось выпить шампанского уже с 5-10 лет, но самое страшное, хотя малые показатели - 7 % юношей ответили, что первый бокал пива они попробовали в присутствии родителей. А вот о вреде алкоголя на здоровье знали только 70 % подростков, а 27 % подростков плохо информированы, 9 % подростков узнали об этом тогда, когда уже была выпита первая рюмка «прозрачного яда». Но почему же, с какой целью юноша или девушка начинает употреблять алкогольные напитки? На вопрос: «С какой целью Вы употребляете спиртные напитки?» в основном юноши ответили так: «Потому что мои друзья тоже пьют» - 19,4 %.«Потому что мне скучно» - 16,6 % и т.д. А ответы девушек были иного характера: «чтобы друзья не считали меня «мокрой курицей» - 27,2 %; «Потому что мои друзья тоже пьют» - 24,2 %. «Потому что мне скучно» - 18,1 %. Исходя их этих данных главный вывод: большинство юношей (38,8 %) и девушек (51,5 %) начали употреблять спиртные напитки из-за давления со стороны «друзей» (45 %). Другие данные: снятие психологического напряжения - 27,2 %; самоутверждение - 21,2 %. Итак, подросток, употребляющий алкоголь. К чему направлена его личность? Чем он занимается? 1. Подросток, употребляющий алкоголь, не занимается спортом; 2. Считает, что оценка его здоровья - не очень хорошее; 3. Статус в школе - неуспевающий; 4. Почти не занимается общественной деятельностью; 5. Свободное время проводит с друзьями и т.д. Выяснено, что 24,2 % подростков подвержены к курению, в том числе 46,6 % юношей и девушек (5,5%). Их них регулярно курят 26,6 % юношей и 0 % девушек. Количество выкуриваемых сигарет 1-5 штук в день (100 %). Вследствие чего подростки начинают курить? По данным результата анкетирования сделали такие выводы: желание повзрослеть - 37,5 % влияние друзей - 25 % хотел попробовать - 37,5 %. Но для девушек главным мотивом является желание повзрослеть (100 %). А юноши ответили, что хотели попробовать (43%). 50% подростков начали курить с 15-18 лет. С 12-15 лет - 25 % юношей. Значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Да, действительно, 25 % подростков имели в семьях курящего отца или родственника. Но, несмотря на все эти данные, подростки почти все 70 % хотят избавиться от этих привычек, только 30 % объявили, что об этом никогда не задумывались. 82 % юношей и девушек ответили, что без этих наркотических веществ жизнь на земле было бы намного интереснее и безопаснее. А 18 % подростков ответили, что без этих наркотических веществ жизнь была бы скучна и бессмысленна. Вопрос: «Никотин, алкоголь - наркотики? Вы согласны?» дал неожиданные результаты. Только 9 % подростков ответили уверенно «конечно». А 67 % коротко ответили: «нет». В последнее время растет количество курящих девушек. И если спросить у девушек, почему они курят, большинство отвечает, что «это сближает с юношами». Но с другой стороны, такой вопрос, разве юноши одобряют курение представителей прекрасного пола? Мы в ходе исследования выяснили, что ни один юноша не относится положительно такому явлению (0%). «Отрицательно» поставили ответ около 87% , «мне все равно» - 23 % парней. А когда изменили вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваша жена курила?» «мне все равно» - ответил только один юноша ?%. Остальные единогласно заявили: «нет». В конце анкетирования попросили, чтобы все писали свои пожелания и задумки. Все (100 %) писали, что они за здоровый образ жизни, против алкоголизма и курения. Были такие ответы: «Если сейчас проиграем, то это навсегда»; «Хорошо все продумайте, молодежь»; «Разве старшие не виноваты, они же для нас пример»; «Думайте о будущем»; «… ведь будущее в руках молодежи»; «Все в Ваших руках»; «Я виноват, извините меня»; «Чтобы все наркотики сдохли». 2.2. Методические рекомендации по профилактике алкоголизации и курения родителям И алкоголизм, и курение - сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей - медицинской и социальной, и в первую очередь, семейной. Просвещение в алкогольных вопросах средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Кажется, не должно было бы остаться ни одного человека, сомневающегося в том, что алкоголь - яд, употребление которого, приводит к непоправимым бедам и что подрастающее поколение должно быть изолировано от любой возможности соприкосновения с ним. Так что же делать тогда? Ведь одного просвещения недостаточно - ни для взрослых, ни для подрастающего поколения. Хотя, кажется, что «слушатель «понимает, переживает, но все равно… Если думать об этом, то кажется, что победить эти болезни, вернее, эпидемии человечества, сегодня практически невозможно. Что нам остается делать? Одно.… Каждому нужно попытаться защитить себя, своих близких, и, конечно же, своих детей. В этом большую роль играет семья, то есть родители, воспитывающие своих детей. После систематизации и анализа научной литературы, после диагностики результатов исследования мы выдвинули свои рекомендации: 1. Если мать, уже беременной, желающая прекрасное будущее своего будущего ребенка не должна злоупотреблять алкоголем и даже не думать о курении. 2. Ребенок родился, но он не должен увидеть «прозрачной жидкости» в красивых хрусталиках, и чоканье, и тосты… 3. Он не должен увидеть пьяного и курящего отца, тем более матери. 4. С первых дней ребенка начинать воспитывать отрицательных взглядов и навыков по отношению спиртного или табака. 5. Чувствовать, к чему направлена личность ребенка, и не жалеть ни времени, ни сил на подготовку и расширению круга интересов. 6. Никогда маленькому ребенку не показывать боли, страдания, «черные пятна», конфликты, неприятности жизни, но он должен знать, что они существуют. 7. Всегда беседовать с ребенком, быть другом для него. 8. Знать, куда он ходит, с кем дружит. 9. Ребенок, когда становится подростком, знать подход к нему. 10. Во всех ситуациях быть для него примером… Прочитав эти строки «читатель» может сказать: «Разве это возможно». Может быть, невозможно. Но в этом ваша судьба, судьба вашего ребенка, судьба страны, судьба человечества, судьба мира. Мы не предлагаем вам выполнить именно эти условия. Ведь человек - разумное существо. Он умеет думать. Прежде чем, что-нибудь делать, продумайте все, ведь человек что-нибудь делая ошибочно, уже знает, что это ошибка, но не признает этого. Не забудьте, что есть завтра, но никогда ничего не откладывайте на завтра. Заключение В заключении о развитии методов, которые, возможно, в будущем будут использоваться для предотвращения и лечения алкоголизма и курения. Алкоголизм и курение приобрели в обществе характер эпидемии. А главное - победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Возможно, что в далеком будущем проблем алкоголизма и курения будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что примерно у 15 % людей имеются ген, отвечающие за проявление так называемого комплекса удовольствий. Именно эти гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Умная природа, правда, предусмотрела средства защиты от нежелательных пороков, так называемые гены-блокаторы. Хорошо, если они работают нормально. А если нет, то беда - «наркотические» гены проявляются « во всей красе». Наша главная гипотеза о том, что кадры алкоголиков и курильщиков готовятся в семье, подтвердилась. Родители с рождения ребенка начинают показывать примеры «как пить», «как курить». Основным мотивом употребления алкоголя является давление компании. Главные ошибки современных семей: - нехватка семейного общения; - безразличность в делах детей; - злоупотребление алкоголем, курением самих родителей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие - это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания. А всем - и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества». Список использованной литературы 1. Библик Д.П. Дворников Е.В.. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании. - Самара, 1997. 2. Веренич Г.И. В семье подросток: (Советы врача). - Минск: Беларусь,1983. - 64 с. 3. Горобец Т. Безопасность Евразии. - М.,2003. - № 1. 4. Гузиков Б.М., Мейроян А.Я. Преодоление алкоголизма/сост. библиотечки В.П.Рыбалко. - Л.:Лениздат,1986. - 79 с. 5. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. - М.: Сов. Россия,1986. - 144 с. 6. Здоровый образ жизни - залог здоровья/ сост. Ф.Г.Мурзакаев. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. - 280 с., ил. 7. Иванов В.Г. Воспитание школьников. - М.,2001. 8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с. 9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 232 с. 10. Лекции о влиянии алкоголя на организм человека. Алкоголь и печень/ А.С. Логинов, Ю.Е. Блок, К.Д.Джалалов. - М.: Высш.шк., 1987. - 96 с., ил. 11. Окунев И.П. Дошкольное воспитание. - М., 2000. - № 5. 12. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с. 13. Ураков И.Г. Медицина, 1990. 14. Чегот Д.М. , Шестаков Д.А. Социальное зло - алкоголизм. Семья и право. - Л.: изд-во ленинградского ун-та, 1988. - 216 с. 15. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Педагог.общество России, 2000. - 407 с. 16. Щицкова А.П., Новиков Ю.В. Здоровье здоровых. - М.: Знание, 1987. - 48 с. - (Нар.ун-т. Фак. Здоровья; № 3)
Страницы: 1, 2
|
|