рефераты курсовые

Социальная работа и психология

p align="left">Важнейшим представлением, созданным и используемым в содержательно-генетической логике, является идея уровней (или слоев) замещения знаками процессов оперирования с различными мыслительными предметами. Мышление представляется как многослойное образование, где мыслительные слои замыкаются друг на друга. За этой многослойностью мышления стоит разнопозиционная мыследеятельность, где функция каждой из позиций символизирует различные слои мышления и функция ни одной из позиций не тождественна функциям других позиций.

Разнопозиционность внутри мышления означает следующее: мышление по своему происхождению имеет коллективную природу, оно осуществляется и складывается из выполняемых в разных позициях функций деятельности людей. Передача, или взятие мыслительного предмета другой позицией, равносильно его преобразованию и полной переделке. Чтобы понять это обстоятельство, следует рассматривать перенос предмета мышления из слоя в слой, как внесение в слои-среды понимания, имеющего другую смысловую окраску. В этих слоях предмет мышления перекрашивается и изменяет свое назначение.

Мыслительные перемещения и переходы из слоя в слой описываются содержательно-генетической логикой. Мыслительными предметами могут быть и вещи, но чаще всего это - знаки, символы, формулы, словесные выражения. В соответствии с представлениями содержательно-генетической логики мышление - это несущаяся динамическая смысловая стихия, которая движется вокруг устойчивых и структурно определенных слоев замещения и в которой выделяются и становятся предметом анализа и проработки мыслительные предметы.

Мыслительный предмет вычленяется и начинает существовать для сознания в силу того, что точка зрения, соответствующая данному мыслительному предмету (в результате изложения и рассмотрения которой он впервые проявляется), противопоставляется в коммуникации и взаимодействии другой точке зрения. Только наталкиваясь на другую точку зрения, которая отрицает и ломает нашу, мы вдруг начинаем понимать, что нам придется специально разбираться, в чем же состоит наша точка зрения, которой так сопротивляется и отчаянно противостоит наш оппонент.

Содержательно-генетическая логика - это специальный язык описания и анализа, который, прежде всего, нужен в тех ситуациях, где машинообразность и автоматизм мыслительного рассуждения разрушаются и становятся невозможны.

Это логика в ситуации шока, которую использует каждый из участников столкновения для реконструкции и выявления собственной позиции. И этим содержательно-генетическая логика отличается от формальной, предполагающей определенный и обязательный автоматизм рассуждения. Вместе с тем содержательно-генетическая логика, в отличие от логики диалектической, не нацелена на построение двойных взаимоотрицающих утверждений по типу "предмет есть и одновременно не-есть", поскольку с точки зрения содержательно-генетической логики подобные взаимоотрицающие, противоположные утверждения не принадлежат и не могут принадлежать мышления и рассуждению одного лица и одной позиции, одной структуре рассуждения, но они реализуются во многих суждениях многих позиций.

Структура проблемной ситуации, которая задает единицу анализа, построена на описании проблемной ситуации с позиции трех логик: формальной, диалектической и содержательно- генетической. Все человеческое мышление состоит из подобных единичек разного рода.

Каждая из этих позиций имеет, во-первых, собственный язык описания предмета обсуждения проблемной ситуации проблемы, а во-вторых, собственный язык описания представлений другой позиции.

Это значит, что данные позиции обладают пониманием и мышлением, они могут понимать устойчивость чужого мышления, сознания и описывать его, а также могут претендовать на описание самой ситуации, которую можно представить как взаимодействие трех позиций - трех разных логик друг с другом.

Но если проблемная ситуация - это живое многоголосие разных мышлений и позиций, то с тем, чтобы выстраивать собственное понимание и видение данной ситуации, перемещаясь из позиции в позицию, и разобраться с ситуацией, необходимо входить в мышление и сознание каждой из позиций, пытаться заимствовать видение и понимание данной ситуации с разных позиций.

Спорные и до конца не разрешенные вопросы (а жизненно важные вопросы до конца не разрешены и, видимо, постоянно будут пересматриваться) устроены сходным образом и требую соответствующего подхода. Как правило, есть несколько человек, которые придерживаются совершенно разных взглядов и обладают несхожими, взаимоотрицающими пониманиями по некоторому исходному вопросу-пункту.

Чтобы выработать собственную оригинальную точку зрения, придется разобраться и обязательно восстановить разные позиции, определяющие разное отношение к данному вопросу, а также разобраться с тем, как эти разные позиции соотносятся друг с другом.

Ситуация усложняется и тем, что наше понимание - даже совершенно бескорыстное, связанное с искренним стремлением понять данный вопрос - зависит от того, какую позицию мы займем. В спорном неразрешенном вопросе невозможно разобраться, если мы не займем какую-либо определенную позицию. Не существует точки абсолютного наблюдателя, который рассматривает данный вопрос. Каждый раз все будет зависеть от того, какую позицию и, исходя из чего, мы выработали, как мы самоопределились.

Итак, в проблемной ситуации, где всегда представлено несколько разных позиций, находящихся в сложных отношениях друг с другом, необходимо уметь входить в действительность (или сознание) мышления каждой из позиций и представлять, как и что думает человек, находящийся в данной позиции, как и что он думает по поводу других позиций.

Входить в чужое мышление (сознание) можно, во-первых, категориальную структуру данного мышления; во-вторых, цели и средства действия данной позиции; в-третьих, схемы, символы, образный строй данного мышления-сознания.

Эту работу придется проделывать в каждой проблемной ситуации; научиться видеть, как разворачивается мышление.

С точки зрения формальной логики в проблемной ситуации происходит нарушение законов тождества и противоречия. С точки зрения диалектической логики результат проблемной ситуации - продукт единого мышления, фрагмент его понятийной структуры. Сведение в пары взаимоотрицающих суждений впервые позволяет выявить полноценную понятийную структуру. С точки зрения содержательно-генетической логики, в проблемной ситуации мы попадаем в ситуацию "дырки", или сбоя в мышлении. И наличие этой "дырки" обнаруживается за счет отрицания разными мышлениями друг друга.

При этом каждое из сталкивающихся в ситуации мышлений использует суждения и высказывания, которые полностью соответствуют высказываниям формальной логики. Не соответствуют этим законам только оба суждения, принадлежащие двух разным мышлениям, взятые одновременно и рассматриваемы как одно мышление. Каждое из данных мышлений может быть рассмотрено как адекватно описывающее предмет с одной стороны, но в равной степени они являются неадекватными и неистинными в их претензиях полностью исчерпать предмет - каждое собственными описанием.

Таким образом, можно утверждать, что основная оппозиция между формальной и диалектической логикой состоит всего из одного маленького пункта. В формальной логике противоречие принадлежит двум разным мышлениям из разных несводимых друг к другу систем. Диалектическая же логика считает мышление только системой, в которой существует и представлено противоречие. Поэтому противоречие существует как само собой разумеющееся в единственной системе мышления.

Содержательно-генетическую логику интересует переход от нескольких разных систем, противостоящих друг другу мышлений, со взаимоотрицающими друг друга представлениями о предметах, к системе единого мышления, где эти представления взяты как моменты единого представления об объекте. Поэтому про содержательную логику можно сказать языком логики диалектической: противоречие в ней принадлежит двум разным мышлениям и не принадлежит им, поскольку принадлежит единому мышлению.

Содержательную логику, с этой точки зрения, интересует сам процесс перехода к выработке и построению единого целостного взгляда на основе объединения первоначально разъединенных и противопоставленных точек зрения. И если диалектическая логика утверждает, что подобное объединение и синтез происходят эволюционно-историчсески (нет субъекта, который это делает, - это делает общество или даже многие общества на протяжении большого исторического периода), то содержательно-генетическая логика утверждает, что у нее есть технология построения этого перехода - от противостоящих и отрицающих друг друга систем мышления к единому, имеющему синтетическое видение мышлению.

Есть еще одно существенное отличие содержательной логики от диалектической и формальной, связанное с представлением устройства мышления: если для диалектической и формальной логики мышление существует само по себе, то для содержательно-генетической - мышление существует, во-первых, наряду и во взаимодействии с процессами коммуникации и действия, а, во-вторых, в форме чистого мышления (мышления в системе действия). Это имеет самое существенно отношение к технологии проблематизации, которая как раз и возникает из ситуации коммуникативного конфликта и конфликтов принципов действий.

Если ранее цель звучала как удовлетворение потребностей клиентов, то на современном этапе основной целью социальной работы является повышение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Международная ассоциация социальных работников основные цели социальной работы определяет следующим образом:

- содействие людям в раскрытии и применении их способностей,

- увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов за собственную жизнь, принятие самостоятельных решений,

- ликвидация иждивенчества,

- представительство и защита интересов клиентов,

- помощь в кризисных ситуациях,

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности.

Современная трактовка теории социальной работы отражается в формулировке целей, предложенных Холостовой Е. И.:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптация и реадаптация людей в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе. Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.

В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.

Зимняя И. А. связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.

Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Современный социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.

Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.

Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.

Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении. Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. Отсюда, по мнению Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

1. Выразить себя как можно полнее и откровеннее.

2. Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь.

3. Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.

2.1.3 Описание технологии проблематизации

Конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед нашими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов. Проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории.

Вначале этот конфликт носил коммунальный характер.

Неясно, почему люди ссорятся и отрицают взгляды и представления друг друга: то ли за этим разногласие есть, стоят какие-то содержательные основания, то ли нет. То ли они не принимают точку зрения другого человека, потому что ее не понимают, то ли они ее отрицают исходя из боле серьезных оснований.

Из коммунального конфликта выделяется конфликт содержательный.

Четко выявляются принципы расхождения между позициями участников конфликта. Расхождение принципов признается каждой из сторон. Точно установлено, что представители разных позиций понимаю друг друга. Совершенно очевидно, что причина конфликта не связана с недоразумениями взаимопонимания.

Определяется предмет содержательного конфликта.

Выявляется позиция, которая является третьей по отношению к двум конфликтующим. Из этой позиции определяется тематизм, внутри него развертывается конфликт, выделяется конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.

Выделение предмета содержательного конфликта одновременно является способом организации позиций, находящихся в конфликте. Появление третьей позиции по отношению к двум находящимся в конфликте обеспечивает понимание конфликтной ситуации в целом и переводит ее в проблемную.

Осуществляется словесная фиксация проблемы.

Эта фиксация традиционно носит форму апории, парадокса, противоречия, антиномии, взаимосогласованной трудности для двух позиций. На основе одной проблемной ситуации может быть создано множество форм фиксации проблемы.

Переход от проблемной ситуации к проблеме осуществляется на основе построения форм фиксации проблемы.

Строится идеализация объекта, объединяющая (конфигурирующая) представления сторон, участвующих в конфликте.

Осуществляется схематизация предмета содержательного конфликта. Коммуникативный конфликт и конфликт как столкновение различных принципов действий переводятся в мышление.

На основе созданной идеализации осуществляется постановка задач и планируется их решение.

Проблема переводится в пакет задач, задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающая решение задач. Создается план и сетевой график продвижения в процессе решения задач.

Осуществляется оформление процессов постановки проблемы и перевода проблемы в задачи.

Зафиксированная проблема, схема идеализации объекта, пакеты задач, выделенные на основе данной схемы, оформляются в новую тематическую область, раздел предметной дисциплины или новую дисциплину.

Проблема переводится в задачи. Осуществляется планирование процессов решения задач.

В обобщенном виде это можно представить так:

- ситуация конфликта;

- перевод конфликта в проблемную ситуацию;

- постановка проблемы;

- перевод проблемы в другую задачу.

Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.

Таким образом, психодиагностические методики - один из инструментов работы, помогающий в разрешении проблем личности и межличностных отношений, которыми занимаются социальные работники. Психодиагностика используется в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и прочих социальных службах, т.е. в сферах, так или иначе касающихся социальной работы. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические задачи и методы их применения. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы активно формируют общественный запрос на психосоциальную помощь населению. Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него социально-психологического неблагополучия, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

В отечественной психологии проблемы социального мышления начали интенсивно разрабатываться в научной школе К.А.Абульхановой-Славской и ее сотрудников, которые предложили концепцию и структуру социального мышления.

Согласно К. А. Абульхановой-Славской, социальное мышление личности - это, прежде всего функционирование ее сознания. Причем, в отличие от стереотипного, констатирующего это именно активное, мыслящее сознание. В отличие от социального интеллекта, как образования, сущность которого непременно связывается с отношением людей друг к другу, "социальное мышление есть мышление о социальной действительности, социальных связях, социальных ситуациях и противоречиях, субъектом, которого является личность.

Социальное мышление, являясь процессом, имеет и специфическую структуру, включая ряд процедур:

- проблематизацию, т.е. способность вычленять проблему из "аморфной, противоречивой социальной действительности, способность ее формулировать и решать;

- категоризацию - способность определять социальную действительность не только в системе социально принятых понятий и значений, но и таких обобщений, которые являются новым продуктом индивидуального сознания;

- интерпретацию - способность истолковывать, понимать и объяснять процессы, отношения, существующие в социальной действительности;

- способность к репрезентации - тесно связанную с неосознаваемым слоем индивидуального сознания, в котором представлены общественные ценности, стереотипы.

Личность развивается вместе с изменением общества, поэтому в объективные социальные противоречия, возникающие и разрешающиеся в его развитии, вовлечена и личность, которую нельзя рассматривать саму по себе. Соотношения активности личности и противоречий, с которыми она сталкивается, различны. Одни из них не могут быть разрешены ею даже при высокой степени активности, они разрешаются только общностью людей, или даже обществом в целом. Другие могут быть разрешены любой личностью, третьи - только данной.

Г.Э. Белицкая исследовала содержательные и процессуальные стороны проблемного осмысления социальной действительности личности в зависимости от способа представления в сознании личности ее общественной позиции. Особенности интерпретации как существенной характеристики социального мышления рассматриваются в цикле исследований А.Н. Славской, М.И. Воловиковой, В.В. Знаковым и др. исследуется репрезентация как одна из процедур социального мышления, прежде всего моральные представления личности. Однако понятие социального мышления, вбирая в себя известные характеристики и интеллекта, и ума, и мышления (в его общепсихологических определениях) может быть определено и как способность личности, отвечающая определенной потребности, социальное мышление разных людей имеет разные уровни и развивается в зависимости от самого субъекта и социальных причин, прежде всего связанных с деятельностью.

Уровень социального мышления личности зависит от способа использования ею своих интеллектуальных данных в реальной жизни, от постоянства интеллектуальных занятий, от потребности постоянно мыслить. Оно зависит от отношения личности к социальной действительности, ее жизненной позиции, установок, ценностей, ориентации, определяемых ею. Положительное, активное ценностное отношение к социальной действительности, потребность участия в значимых социальных ситуациях, изменениях способствует осознанию сущности происходящего, постановке проблем и задач.

Проблематизацию социального мышления С.Л Рубинштейн выделил как основную процедуру мышления и познания в целом, состоящую в осознании субъектом противоречий действительности и последующего ее преобразования. Проблемность, как внутренняя сущность проблематизации, возникает там, где есть отношение к субъекту, необходимость перехода от системы объектов к системе познавательной или практической деятельности субъекта. Можно сделать вывод, что, во-первых, проблемность - это неотъемлемая черта познания в целом, она закономерно вытекает из объективного отношения субъекта познания к бытию. Во-вторых, особую острую проблемность для субъекта приобретает ситуация при обнаружении в ней противоречий. Наличие проблемной ситуации, противоречий ее данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие.

Особенности проблемности социального мышления, ее механизмы, типы, определяются уровнем социальной адаптированности личности и выражаются в сочетание параметров, детерминант собственно социального мышления личности, а именно: в типе личностного осознания и типе личностного переживания социальных проблем. Под социальной адаптированностъю понимается результат процесса активного приспособления индивида к изменяющимся условиям и их преобразования с помощью различных средств, особый характер его деятельности по установлению относительно стабильных условий среды. Эта адаптация требует решения повторяющихся, типичных задач путем использования принятых способов социального поведения.

Выделяются три возможных уровня или типа социальной адаптированности личности:

1. неуспешные - при сформированности способности усваивать нормы, правила общения, принципы и ценности общества его характеризует низкая личностная активность, это ведомый, не способный самостоятельно принимать решения тип, он имеет затруднения в налаживании межличностных контактов, не склонен к компромиссам, не удовлетворен своим положением;

2. успешно-пассивный определяется высоким уровнем способности усваивать социальные нормы, правила общения при низкой личной активности, однако характеризуется высоким уровнем обучаемости, самостоятельности мышления и поведения. Но он не способен самостоятельно принимать решения, склонен скорее подчинению группе при сохранении права на самостоятельную точку зрения, не склонен к лидерству;

3. успешно-активный определяется высокой личностной активностью, стремлением подчинить себе обстоятельства и высоким уровнем способности усваивать социальные нормы, ценности, правила поведения.

Проблематизация является наиболее конструктивным и творческим механизмом любого мышления и социального в особенности. Развитие способности государственных служащих административного уровня к проблемному социальному мышлению необходимо в связи с особенностями их профессиональной деятельности, но реально зависит от степени (типа) адаптированиости к социальным условиям, в которых она осуществляется т.е от социальной позиции субъекта мышления.

Между тем в психологии понимание проблемы и тем более способов ее решения очень разнообразны в различных теориях и часто ее не отличают от задачи.

В самом определении "проблема" заложено носящее субъектный характер противоречие, которое необходимо разрешать, т.е проблема рассматривается как результат субъективного осмысления объективного противоречия, лежащего в его основе. А в термине "задача" акцент, прежде всего, переносится на необходимость конкретного действия как такового, она рассматривается как детерминированная внешними требованиями, соответствующей активности субъекта. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, проблема отличается от задачи и тем, что "задача всегда имеет свою четкую структуру: в ней всегда дано нечто /условия/, причем совокупность этих условий для мысли человека уже четко ограничена, задана, определена. Она не может решаться при других условиях. Задачи чаще всего носят стандартизированный, нормативный характер и предполагают необходимость их решения и однозначный ответ. Стандартность задач профессиональной деятельности приводит к стереотипизации мышления, а последняя начинает препятствовать видению нового, осмыслению противоречий. Задачи обычно уже сформулированы, поставлены, даны, их требуется только решить, причем уже на основе существующих знаний".

При постановке проблемы преобладает детерминация, идущая от самого субъекта. Некоторые авторы определяют проблему как несоответствие новых условий, объективных ситуаций и старых способов действия, имеющихся в распоряжении субъекта (A.M. Матюшкин, 1965). Выявить принципиальное различие проблемного мышления и мышления как решения задач удалось Э.Д.Телегиной, когда она исследовала решение задач, которые ставит сам субъект. Однако кроме этой необходимой дифференциации, и для диагностики реального уровня развития проблемного мышления разных по степени своей адаптированности типов личности и для создания акмеологических средств, целенаправленно развивающих уровень проблемного мышления, способность к проблематизации тех, у кого она развита недостаточно, потребовалась интеграция всех стратегий работы с проблемами, существующих не только в психологии, но и в дидактике, и в логике, и в психотерапии.

По своей сути успешно-пассивный тип менее инициативен и более тяготеет к конформному поведению. Напротив, для людей, склонных к успешно-активному типом социальной адаптированности в большей степени свойственно не приспособление к ситуации, а ее преобразование. Это побуждает их к более детальному выявлению именно тех факторов, за счет которых можно активно преобразовывать сложившуюся ситуацию. При этом ясно, что человек с таким подходом, прежде всего, оценивает зависящее от него самого, субъективно обусловленное и в первую очередь поддающееся собственному воздействию.

Испытуемые с успешно-пассивным типом социальной адаптированности склонны возлагать ответственность за решение проблемы на внешние обстоятельства. Испытуемые с успешно-активным типом социальной адаптированности чаще всего переживают личную ответственность за решение заявленных в анкетах проблем, что вполне согласуется с приведенными ранее объяснениями особенностей их поведения.

Кроме того, можно предположить, что для людей с успешно-активным типом социальной адаптированности в большей степени характерна более четкая дифференциация той части проблемного поля, за которую они несут личную ответственность, и той части, за которую ответственны внешние обстоятельства. По-видимому, это позволяет им чаще, чем другим типам, увязывать свои личные интересы с ответственным подходом к решению поставленных перед ними задач.

2.2 Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа "не навреди". Социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируется на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

Каким образом социальный работник может повлиять на изменение смысла ситуации для человека, чтобы пробудить его интернальность?

Во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны.

Во-вторых, через изменение роли, позиции человека. Так, например, привлечение самих нуждающихся к социальной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности.

В-третьих, через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Индивид может представить себе последствия своего поступка, и эти представления определенным образом влияют на смысл действия.

В-четвертых, изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением в одном действии двух смыслов, один из которых задан жизненной или экстремальной ситуацией, а другой создается через связь действия с новым реальным мотивом, актуализируемым извне. Новое действие в форме старого может быть задано другим человеком. Например, в рамках старого действия задается новая цель, отвечающая новому мотиву. Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей при выполнении определенного объема деятельности или при работе в определенное количество времени.

Работа с пожилыми людьми в обском Доме престарелых.

В качестве базы исследования был выбран Дом престарелых (Новосибирская область, г. Обь, ул. Толстого 66).

Пожилые люди - крупнейшая группа клиентов, с которой работает социальный работник. Их количество со временем все увеличивается, как в пропорции к другим группам клиентов, так и в абсолютном количестве. Но, не смотря на важность работы с ними, наши знания об услугах, в которых они нуждаются, к сожалению, обрывочны, пестры, хотя в последние годы растет число значительных изменений в практике их обслуживания.

Обслуживание на дому и в микросоциуме - две области существенные для социального работника при работе с пожилыми людьми. Акцент в обслуживании в микросоциуме делается на обеспечении услуг, которые предотвратят необходимость переезда пожилого человека в интернат.

На основе технологии проблематизации нами было построено исследование и помощь пожилым людям в преодолении стереотипности мышления и решение их проблем.

На первом этапе исследования нами были поставлены следующие задачи: установление контакта с пожилыми людьми и установление стереотипов, которые им присущи.

Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.

Молодым кажется, что старость - состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению.

По результатам опросов выяснилось, что существуют как позитивные, так и негативные представления о стариках, влияющие на отношение к ним в обществе. Эти стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями, и может приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у них охоту принимать участие в коллективном труде и проведении досуга.

Исследование литературы позволяет говорить о том, что Винтор К. называет целый ряд стереотипных представлений о пожилых людях:

1. Все старики похожи друг на друга.

2. Пожилые люди социально изолированы.

3. Большинство из них имеет слабое здоровье.

4. Увольнение с работы порождает проблемы больше для мужчин, чем для женщин.

5. Большинство старых людей изолированы от своих семей.

6. Старики не интересуются половой жизнью или не способны к ней.

7. Старый человек не может учиться.

8. Умственные качества с возрастом ухудшаются.

В данном перечне даны лишь негативные представления о пожилых людях, и нет смысла отрицать их существование, и преобладание над позитивными стереотипами.

Существует также классификация Крайга, где, в отличие от Винтора, представлены как негативные, так и позитивные стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к пожилым людям.

Примеры заблуждений, основанных на негативных стереотипах:

1. Большинство старых людей бедны.

2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.

3. У большинства старых людей есть жилищные проблемы.

4. Старые люди, как правило, слабые и больные.

5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.

6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых работников выше, чем у остальных.

7. Старые люди медленнее соображают и у них хуже помять, у них ниже способность к обучению.

8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закостенели в своих привычках и не способны их менять.

9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества.

10. Большинство стариков содержатся в домах престарелых

Примеры заблуждений, основанных на позитивных стереотипах:

1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.

2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.

3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.

4. Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью.

5. Они интересные люди.

6. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.

7. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.

Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков.

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Проводимое исследование "социальных установок пожилых людей" позволили выявить следующие проблемы лиц старшего возраста:

- Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;

- Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");

- Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;

- Неудовлетворенность жизнью;

- Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.

При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком проходила индивидуально, но, по итогам данных бесед, можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые учитывались.

Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.

Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и "бурная атака" в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).

Как показала практика, контакт становится оптимальным, если при общении с пожилым человеком использовать улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.

Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым, поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.

Из 30 опрошенных пожилых людей, 24 клиента были излишне застенчивы в своих просьбах, затруднялись их высказать. Можно предположить, что в данном случае действовал стереотип восприятия социального работника, как молодого человека, не способного понять нужды и заботы людей более старшего возраста. Поэтому на данном этапе общения было важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Положительно действовало обращение к клиенту: "Давайте познакомимся, как мне Вас называть?", но если клиент был растерян, его подбадривали репликами: "Слушаю Вас, Иван Дмитриевич", "какие у Вас проблемы?" и т.д.

На втором этапе исследования перед нами стояла задача при помощи разработанной анкеты (Приложение 1) выявить позиции и определить тематизм, внутри которого развертывается конфликт. Также нам было необходимо выделить конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.

После проведения анкетирования пожилых людей в обском Доме престарелых мы условно объединили их в несколько групп - это люди, имеющие проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Было выявлено, что осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек "выпадает" из трудового коллектива. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии -- аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. "Дружба -- сильнейшее противоядие от всех напастей", -- говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

- частота взаимных социальных контактов, близость;

- физическая привлекательность;

- феномен "ровни";

- чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо);

- отрицательно на аттракцию может влиять "эффект контраста";

- "эффект усиления" - когда у человека находят какие-либо схожие черты - это делает его привлекательнее;

- сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений и преодоления стереотипов;

- если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание.

Таким образом, на основании вышеперечисленных факторов и строилась дальнейшая работа с пожилыми людьми. Преодоление стереотипного мышления было возможно только в том случае, когда клиент "шел" на контакт. Если же этого не происходило, то мы пытались проводить дальнейшие встречи, которые способствовали этому.

Психоаналитическая модель концентрирует внимание на человеческих потребностях, желаниях, стремлениях, которые можно писать в понятиях человеческого сознательного и бессознательного. Влечения и желания не всегда осознаются человеком и часто плохо контролируются, что приводит к возникновению внутренних, глубоко личностных проблем. Например, внутриличностным конфликтам и неврозам. Внутриличностный конфликт, в свою очередь, может дать толчок так называемой смещённой агрессии, когда человек для ослабления состояния внутреннего напряжения переносит агрессию на другого. Этим "другим" могут стать либо близкие люди, либо "чужие" социальные группы (этнические, гендерные, статусные), либо всё общество или даже человечество в целом. Для разрешения данных проблем в первую очередь требуется рационализация неосознанного. Именно поэтому психоанализ востребован в практике социальной работы как способ выявления переживаний и внутренних неосознанных мотивов в терапевтических целях.

На данном этапе исследования было отмечено, что потребность в психологической защите у пожилых людей провоцируется возникающей и непрекращающейся тревогой, которая остаётся до тех пор, пока человек полностью не адаптируется к угрожающей ситуации. Тревога сопровождается формированием психологической защиты, которая может быть успешной и неуспешной. Задача социального работника заключается не только в устранении внешних негативных обстоятельств или их смягчении, но и в том, чтобы помочь индивиду самому защититься и снять тревогу.

На третьем этапе исследования пред нами стояла задача выявить и зафиксировать проблемы, которые тревожат пожилых людей. Человеческим проблемам сопутствуют конкретные ситуации, которые или провоцируют и обостряют данные проблемы, или выявляют их как рентгеновская плёнка. Любая ситуация проявляет себя через взаимодействие людей и является, с точки зрения ролевых теорий, психодрамой, где задействованные "персонажи" играют конкретные роли. Анализ проблемной болезненной ситуации в терминах ролевой теории даёт возможность увидеть всю ситуацию в целом и место в ней конкретного индивида (клиента), проигрывание психодрамы с помощью профессионального практикующего психолога призвано через "катарсис" снять напряжение.

На основании обследования проблем пожилых людей в Доме престарелых, нами были получены следующие результаты.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Одни - в 70 лет не потеряли форму, другие - в 60 лет - "полная развалина". Главное - не применять ко всем один и тот же критерий. Однако важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Материалы проведенных исследований доказывают, что в пожилом возрасте умственный статус личности не снижается, а лишь изменяется и дополняется такими оттенками, как умеренность, рассудительность, осторожность, спокойствие. С возрастом повышается ощущение ценности жизни, изменяется самооценка.

Пожилые люди меньше внимания уделяют своей внешности, больше - внутреннему миру и физиологическому состоянию. Возникает новый жизненный ритм.

Исследования показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека.

Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения.

Во-вторых, психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность людей "третьего" возраста. Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовать временное душевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, так как приводит к стремлению избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стереотипов.

В-третьих, у старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, воспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты как осторожность, бережливость, запасливость. Подобному сохранению подвергаются и духовный мир, интересы, ценности. Бег времени становится более плавным. Заблаговременно планируется то или иное действие. К ним пожилой человек готовится морально.

В-четвертых, у пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

Именно на этом этапе нами были выявлены проблемы, которые присущи пожилым людям, а также в ходе бесед мы старались установить более полный контакт. Следует отметить, что из 30 человек, которых мы обследовали, на данном этапе, у 19 человек, значительно изменилось отношение к социальному работнику.

На четвертом этапе исследования нами была поставлена задача - осуществить схематизацию предмета содержательного конфликта.

Как показало исследование, главное для пожилого человека - не попасть в ситуацию одиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальные контакты; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно-бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека. Не проникаться жалостью к себе. Лучше отдавать силы и время другим людям. Очень тяжелое состояние пожилых людей - безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается, пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается и надо жить сегодняшним днем и радоваться имеющемуся.

Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие ухода.

В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким, каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда: быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.

Для этого нами были использованы различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием.

На пятом этапе исследования стояла задача определить организационную форму для данного коллектива, которая обеспечит решение проблем и переведет проблемы в пакет задач.

Важной установкой в работе с пожилыми людьми на данном этапе являлось принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогло определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.

Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей "третьего возраста".

Уровень и причины одиночества, как показало исследование, в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте около 80 лет и старше понимают значение термина "одиночество" не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов. Именно на данном этапе нами было отмечено, что 29 человек из 30 обследуемых преодолели свои стереотипы по отношению к социальному работнику, связанные с возрастной разницей. Пожилые люди стали более открытыми и откровенными. Им стало легче высказывать свои пожелания и делиться проблемами.

На заключительном этапе исследования проблема переводится в задачи. На данном этапе нами осуществлялось планирование процессов решения задач.

По результатам проведенного исследования нами были сделаны выводы, что овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в браке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами.

Такие данные можно частично объяснить различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, связанными с уединением, тогда как две трети одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.

При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям, как показало исследование, иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.

Как показало исследование, пожилые супруги (обследовались две пары) по-разному ощущают одиночество. Мужчины в данных парах (72 года и 78 лет) чувствуют себя более одинокими, чем их жены (69 лет и 73 года). Именно с этими парами мы и проводили работу, способствующую снятию данной проблемы.

На основании технологии проблематизации, нами была выделена и зафиксирована проблема - "одиночество" пожилого человека. Далее работа с каждым человеком из супружеской пары проводилась индивидуально.

Для Золотарева Ивана Дмитриевича (72 года) была разработана программа, которая позволила ему "вернуться" к профессии (плотник). Нами были выявлены люди, проживающие в обском Доме престарелых, которые также занимались плотничьим делом в прошлом. С разрешения администрации Дома престарелых была создана бригада, которая помогала служащим с ремонтом различных деревянных изделий. В данной ситуации Иван Дмитриевич Золотарев как бы "окунался" в профессиональное общение, что способствовало снятию одиночества.

Его супруга - Золотарева Илона Стефановна была наименее подвержена чувству одиночества, но с ее помощью нам удалось объединить нескольких женщин, которые занимаются на данный момент разведением комнатных растений, следовательно, также имеют больше возможностей для профессионального общения.

Другая семейная пара Семенчук Владимир Васильевич (78 лет) и Любовь Ивановна (73 года) на сегодняшний день наиболее долго проживают в обском Доме престарелых, поэтому они поставили перед собой задачу по облегчению и привыканию к Дому престарелых наиболее молодых проживающих (поступивших туда в последнее время). Это обеспечивает им необходимую занятость и дает возможность более плотного общения с другими пожилыми людьми. Их социальный статус определяется участием в общественном производстве.

Таким образом, наша работа в обском Доме престарелых строилась на необходимости создания предпосылки для полноценного социального функционирования тех групп пенсионеров, которые имеют возможность и желание вести активную деятельность в различных сферах общественной жизни.

Вывод

Можно сделать вывод, что, во-первых, проблемность - это неотъемлемая черта познания в целом, она закономерно вытекает из объективного отношения субъекта познания к бытию. Во-вторых, особую острую проблемность для субъекта приобретает ситуация при обнаружении в ней противоречий. Наличие проблемной ситуации, противоречий ее данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах связанных с упорядочиванием и отбором информации, стереотипизация выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшими из которых являются: поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т. д.

Для изучения социальных стереотипов и побуждений и в качестве теоретической основы объяснения механизмов восприятия используется концепция гипотез теорий восприятия. По данной концепции индивидуумы воспринимают социальные объекты в свете определенных гипотез о возможных причинных взаимосвязях социальных процессов и явлений и в соответствии с данными субъективными предположениями интерпретируют их. Таким образом, само восприятие понимается и интерпретируется в качестве постоянного процесса проверки гипотез, которые могут рассматриваться как наивные теории повседневного мышления. Они могу иметь (и чаще всего имеют) субъективный характер, защищая личность от неопределенности в случае недостатка информации.

Социальная перцепция как составная процесса общения играет большую роль в деятельности специалиста по социальной работе, потому что она дает возможность, во-первых, по внешнему проявлению понять, что собой представляет клиент, проникнуть в глубину его личностной структуры, выяснит особенности его индивидуальности; а во-вторых, дает возможность по внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние клиента, переживаемое им в данный момент, то есть формирует у социального работника эмпатийное отношение к клиенту, что является важным фактором в успешной деятельности социально работника, поскольку клиент начинает активно доверять человеку, проникшемуся его проблемой.

Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.

Для снятия стереотипов и помощи клиенту большую пользу оказывает методика проблематизации. Особенности проблемности социального мышления, ее механизмы, типы, определяются уровнем социальной адаптированности личности и выражаются в сочетание параметров, детерминант собственно социального мышления личности, а именно: в типе личностного осознания и типе личностного переживания социальных проблем. Под социальной адаптированностъю понимается результат процесса активного приспособления индивида к изменяющимся условиям и их преобразования с помощью различных средств, особый характер его деятельности по установлению относительно стабильных условий среды. Эта адаптация требует решения повторяющихся, типичных задач путем использования принятых способов социального поведения.

В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

- подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;

- явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;

- недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

- социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.

В процессе работы на начальном этапе было отмечено наличие стереотипа мышления, связанного с недоверием к социальному работнику, который был обусловлен возрастной разницей, то есть установка имела следующий вид: "молодой социальный работник не сможет понять проблемы и тревоги человека, который намного старше". В процессе работы (беседы, анкетирование) при помощи технологии проблематизации нами была предпринята попытка снять влияние данного стереотипа по отношению к социальному работнику, а решить проблемы клиента.

Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.

Таким образом, на заключительном этапе исследования были сделаны выводы, что технология проблематизации является оптимальным способом снятия стереотипов мышления у пожилых людей. Поэтому можно говорить о том, что задачи данной дипломной работы решены и, следовательно, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Rao V., Kendal K.A. World Guide to Social Work Education. - N.Y.: Council on Social Work Education, IASSW.

2. Андрияко Л Я., Иванов Ф.Е., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психологическая экспертиза критических ситуаций. - Новосибирск, 1990.

3. Бодрова Е.В. Степанов С. Ю. Анализ типов понимания и проблема формирования творческого отношения к тексту. - В кн.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. - М.: ИФАН СССР. 1981. С. 10-102.

4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

5. Выгодский Л. С. Динамика и структура личности подростка. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М.: МГУ, 1982. - С. 138-142.

6. Гипенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. Хрестоматия по общей психологии мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Григорьева С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России. / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1999.

8. Журавлев В.Н. Сознание, подсознание и логическая культура мышления. Культура. Образование. Духовность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института (23-24 сентября) 1999 г.: В. 2-х ч. Ч. 1. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

9. Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная регуляция мышления.- Новосибирск, 1990.

10. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. С. 112-117.

11. Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983. - С. 336.

12. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - Кемерово, 1991. - С. 46-49.

13. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. - Новосибирск, 1990.

14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1983. Т. I - 392 с., т. II - 320 с.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1987.

16. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С.124-138.

17. Палагина И. В., Семенов И.Н. Развитие творческого потенциала учащихся через активизацию рефлексии и коррекцию общения в диаволическом мышлении// Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. - Новосибирск, 1990.

18. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная прикладная. - М., 1990.

19. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи. // Социс. - 2006. - №1.

20. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петрова, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990 - С. 384-385.

21. Роик В. Социальная политика времен отказал от патернализма и иждивенчества. // Человек и труд. - 1997. - № 2. - С. 62-65.

22. Ромм М.В., Андриенко Е.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. - Новосибирск, 1999.

23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

25. Семенов И. Н. Опыт разработки и внедрения рефлексии в изучение и развитие творчества. // Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. - Новосибирск, 1990.

26. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М., 1990.

27. Семенов И. Н., Степанов С. И. Рекомендации по диагностики практического интеллекта. - Фрунзе, 1985.

28. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексии в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 35-42.

29. Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997. - С. 357.

30. Социальная политика - истоки кризиса и пути преодоления. // Человек и труд. - 1995. - № 9. - С. 42-44.

31. Степанов С. Ю. Проблема концептуально-методического отображения процесса мышления. // Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

32. Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество. - Новосибирск, 1990.

33. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - М., 1987.

34. Степанов С.Ю. Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. С. 99-104.

35. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизации совместной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.

36. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

37. Творчество и педагогика. Т. IV. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. / Под ред. Я.А.Пономарева. И.Н. Семенова, С. Ю. Степанова. - М., 1988.

38. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С.121-144.

39. Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш.А.Надирашвили, В.К.Цаава. - Москва-Воронеж, 1997.

40. Философская энциклопедия. - Статья "Апория". - М., 1960. - Т.I, С. 83.

41. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М.: Дашков и К°, 2003. - С.31.

Приложение 1

Результаты анкетирования.

1. Относите ли Вы себя к пожилым людям?

Да (27)

Нет (3)

2. Какие проблемы существуют у пожилых людей?

проблемы со здоровьем, (24)

правовые, (5)

материальное положение, (22)

одиночество, (25)

психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) - (26)

другое _____ (7 - жилищные, политические и др.)

3. Какие проблемы наиболее тревожат Вас?

проблемы со здоровьем, (20)

правовые, (2)

материальное положение, (21)

одиночество, (23)

психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) (21)

другое _____ (5 - жилищные, политические и др.)

4. Как сильно эти проблемы Вас тревожат:

Сильно, (15)

Заметно, (11)

Слабо, (4)

совсем не тревожат (0)

5.Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?

Самостоятельно, (25)

обращаюсь за помощью к близким родственникам, друзьям, (15)

обращаюсь в соответствующие органы государственной власти, (14)

другое _______ (3) (не решаю, ни как)

6.Как Вы считаете, что можно сделать для решения социальных проблем пожилых?

изменить государственную политику в области социального обеспечения пожилых людей, (5)

необходимо менять отношение общества к пожилым, (11)

ничего, (10)

другое _______ (4) (не знаю)

7. Кто виноват в проблемах пожилых людей?

Государство, (22)

Они сами, (7)

Окружающие люди, (10)

Никто, (4)

Другое _____ (2) (война, Горбачев)

8. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие пожилым людям в решении их проблем:

Министерство социального обеспечения, (4)

Отдел соцобеспечения при Главе администрации, (7)

Дом дневного пребывания пожилых людей (3)

"Дома престарелых" (16)

9.Если бы Вы оказались в кризисной ситуации, то обратились бы Вы за помощью в подобное учреждение?

да (22)

нет (8)

Ваши данные:

10. Пол:

муж. (12)

жен. (18)

11. Возраст:

55 - 64 (2)

64 - 70 (8)

70 - 80 (19)

более 80 (1)

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты