Социально-психологический климат в спортивной команде
Социально-психологический климат в спортивной команде
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь . Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» РЕФЕРАТ на тему: «Социально-психологический климат в спортивной команде» ПЛАН Введение 1. Возникновение и особенности малых спортивных групп 2. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивном коллективе 3. Диагностика взаимоотношений в спортивной команде 4. Роль тренера в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения (Verkehr), которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей. Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. «Вечная» проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристиках высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности. Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению «мотивационных конструктов» спортсмена («целевые ориентации», «ценности», «уверенность в своих силах»). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: «на собственное Я» или «на задачу». Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. «Эго-ориентированные» спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде. По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд называют психологическую подготовку. Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях «психической конституции» спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям, и побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности. Настраиваться на физическую работу, внушать себе, что она полезна и необходима, терпеть физические нагрузки - все это требует соответствующего психологического обеспечения физической активности человека. Можно смело сказать, что спортивные психологи много сделали для научного обоснования средств и методов эффективной подготовки людей, действующих в экстремальных условиях. Больше того, в таких областях психологии, как инженерная, космическая, психология труда и ряде других используются многие идеи, впервые возникшие в стенах спортивно-психологических лабораторий. Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки спортсменов можно с успехом использовать и для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Однако каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека. Поэтому в любой практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом. Все специалисты, работающие в области физического воспитания и спортивной тренировки, нуждаются в психологических знаниях. Они нужны также тем, кто посвятил себя благородному делу адаптивной физической культуры, кто занимается проблемами спортивного менеджмента, кто внедряет массовую физическую культуру. Общеизвестно, что человек является общественным существом. Его развитие и само существование возможно только при наличии окружения других людей. Дети, «воспитанные» животными, несмотря на биологические различия, становятся гораздо ближе к этим животным, чем к людям; попытки социализировать их, как правило, не удаются. Сказки про Маугли и Тарзана так и остаются сказками. Американский писатель Эрнест Хемингуэй писал, что человек один не может ничего. Действительно, практически вся жизнь человека проходит в окружении других людей, будь то семья, учебный или трудовой коллектив, компании друзей, приятелей, соседей. Все эти общности получили название малых групп. Само слово «группа» свое происхождение ведет от итальянского слова «gruppo» («groppo»), обозначавшего несколько скомпонованных фигур в сюжете живописного или скульптурного произведения. В отличие от больших групп, например, жителей одного города, где не все знакомы друг с другом, в малых группах, например, учащихся одного класса, все друг друга знают достаточно хорошо. Именно в малых группах под воздействием различных социально-психологических процессов происходит формирование личности человека. В составе группы люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под вольным или невольным влиянием присутствия других людей. У индивидов, действующих в составе группы, даже психические процессы протекают по иному. По данным различных исследований (В.М.Бехтерев, 1928; Н.Н.Обозов, 1979) у них снижаются параметры таких, в частности, качеств, как чувствительность, объем и концентрация внимания. Вместе с тем повышаются сила мышечного напряжения, продуктивность внимания. Таким образом, ситуация группового контакта может существенно влиять на результативность деятельности человека. Этот социально-психологический феномен называется феноменом социального влияния. 1. Возникновение и особенности малых спортивных групп В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение. Любая спортивная команда в каждом конкретном виде спорта представляет собой вид "малой" социальной группы /Г.С. Антипина, 1987/, устройство взаимоотношений в которой соответствует известным социально-психологическим схемам /Е.С. Кузьмин, 1967/ и педагогическому плану /Б. Г. Ананьев, 1969/. В спортивной психологии первые исследования команд как малых групп были осуществлены методами социометрии И.П. Волковым /1967/, .Л. Ханиным/1969/. К малым группам относятся спортивные группы, в которых объединяются люди, занимающиеся физической культурой и спортом. Разновидностью спортивной группы является спортивная команда, объединяющая физкультурников или спортсменов-разрядников. Спортивная команда несет в себе все свойства малой группы. В ней возникают разнообразные социально-психологические явления, носителями которых может быть только команда, а не отдельный спортсмен (например, групповое настроение, коллективные волевые усилия, групповое мышление, нормы, суждения и др.). Спортивная команда, как правило, является формальным объединением, однако ей присущи и некоторые признаки неформального объединения: общие интересы и стремления, деятельность, осуществляемая на добровольных началах (за исключением обязательных занятий по физической культуре в школе или другом образовательном учреждении). Спортивная команда -- это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Спортивная группа -- это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами. Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер -- спортсмен) и по горизонтали (спортсмен -- спортсмен), сплоченности и согласования. Следует помнить о том, что существуют взаимопроникновения и взаимоотношения между этими подструктурами. Таким образом, структуру спортивной группы можно представить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур, каждая из которых, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры. Формальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, взаимоотношениям спортсменов. Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия. Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым. Два типа структур -- формальная и неформальная -- всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным. Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы. Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности. Размеры спортивных групп Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов -- 10 -- 15 человек, по мнению других -- 25--40 человек. Работы некоторых отечественных психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6 --7 человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют: а) быстрее и легче устанавливать контакты; б) лучше узнать личные качества и способности каждого; в) в максимальные сроки и с минимальным искажением передавать информацию друг другу. Для определения оптимальных границ формальной группы следует учитывать: 1) цели и задачи; 2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды). Признаки спортивных групп Социально-психологические основные признаки "малой группы" - это непосредственный сенсорный межличностный контакт и согласованность двигательных действий участников группы в общении друг с другом (с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, движений). Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы : 1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп; 2) сплоченность, наличие чувства «мы»; 3) контроль за поведением членов группы; 4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в группе положению); 5) иерархия членов группы; 6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок); 7) добровольность входа и выхода из группы; 8) стремление сохранить оптимальный объем группы; 9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого); 10) стабильность; 11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен; 12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают свое удовлетворение или неудовлетворение. Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки : 1) направленность на достижение высоких личных и командных результатов; 2) специфичность ролевых действий; 3) относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень членов; 4) половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта); 5) специфичность мотивов вступления в группу и присутствия в ней; 6) спонтанность организации. Средством общения в малых группах является живая разговорная речь на понятном для членов группы языке. Спортсмены, не знающие языка друг друга, испытывают затруднения в образовании малых групп. Однако, если посадить в лодку-двойку спортсменов-гребцов из разных стран, они хорошо поймут друг друга без слов и смогут объединить усилия в одной команде. Таким образом, в спортивной команде главным является обученность двигательному взаимодействию при непосредственном межличностном контакте членов команды друг с другом на тренировках и соревнованиях. В результате совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Без согласия и кооперирования различных функций групповая деятельность не может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда просто забывают, не только по своей вине, но и во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. Если этого происходит, то каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, самое главное, что при этом защитники забывают, что главная их функции - это умелая игра в защите, а отнюдь не «неумелое» подключение в атаке, в ущерб точному пасу нападающему. Таким образом, получается, что на поле много игроков, но нет сплоченной команды, нет командной игры. В спортивной команде, для правильного взаимодействия, существуют правила, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов, т.е. определенные документы определяют формальную (официальную) структуру спортивной команды. Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется как через руководителей, назначенных официально, так и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители, но на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В той же ситуации задача лидера будет совсем иной: снять конфликт, принимая во внимание личные интересы каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб работе. В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное -- человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных. ЛИДЕР -- член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, -- решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. Помимо лидеров, иерархическую структуру спортивного коллектива составляют люди, которых можно отнести к категории занимающих низкий статус -- аутсайдеры. Аутсайдеры отличаются от лидеров не только чисто спортивными, но и психологическими качествами. Так, лидеры пытаются постоянно и во всем быть с группой, стремятся к согласию. Аутсайдерам свойственны такие качества, как независимость, склонность к агрессии, пренебрежение к советам и помощи товарищей, нежелание пользоваться поддержкой членов коллектива. Старательность и исполнительность на тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил -- эти качества у лидеров на достоверном уровне оцениваются группой и тренером выше, нежели у аутсайдеров, однако самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров, за исключением такого качества, как умение заставить себя тренироваться с полной отдачей сил. Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса. Каждый спортсмен в команде имеет определенный ранг, соответствующий его статусному положения: чем выше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он пользуется внутри команды. Бывает, что высокой властью и авторитетом пользуется далеко не самый сильный спортсмен в команде. Однако чем и отличается спорт, что в нем авторитет завоевывается непосредственно на футбольном поле, баскетбольной или хоккейной площадке. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами в неформальной иерархии команды. 2. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивном коллективе Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построен-ного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе соци-альной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной дея-тельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, пси-хологические закономерности общения, взаимоотношений и психо-логической атмосферы в командах, взаимопонимания между спорт-сменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а следовательно, и фактором спортивного успе-ха. Социально-психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотно-шений участников различных спортивных групп, команд, клубов, спор-тивных организаций на соревновательную успешность спортсменов. Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов: -возникновение потребности и ее осознание; -превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность; -сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей; -формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность; -установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности; -возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. В спортивных командах, как показано в исследованиях Р.Л. Кричевского, Ю.Л. Ханина, И.П. Волкова, Ю.Я. Киселева, Г.Д. Горбунова, М.В. Прохоровой, В.Д. Гончарова, Ю.А. Коломейцева и др., развиваются и формируются различные формы и виды межличностных взаимоотношений и взаимовлияний как по вертикали (системы: "тренер-спортсмен", "тренер-команда"), так и по горизонтали (системы: "спортсмен-спортсмен", "спортсмен-команда"). Изучение закономерностей функционирования и влияния этих систем взаимоотношений на реальное поведение и рост спортивных достижений участников команд является сложным делом, требующим кропотливого и хорошо обоснованного научного подхода, что и выражает настоящее диссертационное исследование. Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер -- спортсмен» -- дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). Развитие общества, коллектива, личности невозможно без борьбы противоположных идей и позиций, столкновения различных точек зрения и мнений, преодоления противоречий и разногласий, застоя и косности. Конфликты во взаимоотношениях людей в спор-те не только неизбежны, но и нередко необходимы для совершенство-вания этих взаимоотношений по правилам соревнований. Однако тре-неры часто жалуются на скрытые конфликтные взаимоотношения чле-нов одной команды, что снижает ее сплоченность и может привести к досадному проигрышу в соревнованиях с более слабой, но более друж-ной командой. КОНФЛИКТ -- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (=> конфликт, внутриличностный). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому -- то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3)либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр. Конфликты во взаимоотношениях высококвалифицированных спортсменов в команде имеют, в отличие от других видов челове-ческой деятельности, свою социально-психологическую специфи-ку. Они редко носят открытый характер, но если конфликт пуб-лично объективируется, то это чревато снижением уровня сплочен-ности и сыгранности команды. С научной точки зрения, конфликт во взаимоотношениях в спор-те -- это многослойное и разноплановое социально-психологиче-ское явление, включенное в структуру как индивидуальной, так и совместной деятельности спортсмена с членами его спортивной ко-манды или с членами команды соперников. С первого взгляда конфликтная ситуация представляется как отрицательное явление, однако занятия физической культурой учат преодолевать конфликтные ситуации. Большую роль в формировании межличностных отношений играют условия, в которых это происходит: сельская или городская местность, состояние материальной базы спортивного сооружения (в том числе размеры зала) личность преподавателя. 3. Диагностика взаимоотношений в спортивной команде Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Д.М. Кеттел [3]. Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых - А.Бине, А.Лазурского. Одно из значений термина "диагноз" в переводе с греческого языка -- "распознавание". Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.). Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психи-ческих особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов. Практическое использование психо-диагностики в спорте позволяет решать следующие задачи: - обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд; - определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям; - разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку; - разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой. Современная социальная психология обладает значительным арсеналом различных методов и методик, число которых продолжает расти. К известным методикам следует отнести социометрию, систему взаимооценок и самооценок, различные «рейтинговые» шкалы, социодраму, наблюдения, беседы, интервью, анкеты. Здесь дается краткое описание, техника применения и обработка некоторых из них. 1) Методика исследования отношения спортсменов к тренеру. Для выявления отношений спортсменов к тренеру можно использовать шкалу «ТС-1», разработанную и описанную Ю. Л. Ханиным и А. В. Стамбуловым (1967 г.).Суть ее состоит в том, что спортсмен, отвечая «да» или «нет» на 24 утверждения шкалы, в конечном счете дает оценку тренеру по трем параметрам взаимоотношений: 1) гностическому, характеризующему тренера с профессиональной стороны; 2) эмоциональному, отражающему роль тренера в создании хороших отношений, поддержке, внимании и т. д.; 3) поведенческому, создающему представление об особенностях внешнего поведения и общения тренера со своими учениками. 2) Социодрама. Метод социодрамы почти не нашел применения при изучении межличностных отношений в спорте. Основное содержание этого метода заключается в том, что психолог или тренер, определив рамки действия и распределив роли между членами команды, предлагает спорт- смену в той или иной заданной ситуации в соответствии с принятой ролью вести себя так, как: -- повел бы себя в жизни; -- хотелось бы вести себя; -- ждут близкие люди. Проигрывание ролей происходит импровизированно, без всякой подготовки. Спонтанные высказывания субъекта, которому «подыгрывают» психолог или тренер, члены спортивной группы, помогают ему освободиться от напряжения. В то же время социодрама позволяет вскрыть конфликтные отношения в группе, восстановить ее равновесие, найти психологическое объяснение различным поступкам субъекта, выявить причины негативных эмоций. 3) Социометрия. Самым популярным и широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных командах является метод социометрии. Его популярность, видимо, объясняется не только простотой, доступностью проведения, но и надежностью полученных данных. «Малой группой» в спорте является любая спор-тивная команда, бригада спортсменов, спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к ли-цу, что дает им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаи-моотношений в спортивных командах является социометрия. Озна-комиться с методикой социометрии полезно каждому практическому работнику сферы спорта. Знание принципов социометрии помогает руководителю в принятии управленческих решений, а тренеру -- в его воспитательной деятельности, в создании сплоченной команды и руко-водстве ею во время тренировок и соревнований. Социометрия предна-значена для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы. Краткое описание методики. Основной инструмент методики -- социо-метрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявле-ния особенностей межличностных отношений членов группы. Предла-гаются два типа критериев -- формальные и неформальные. Социально-психологическая структура малой группы определяет-ся с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых минимум на два вопроса -- на один формальный и один не-формальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей -- не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех..., не более пяти) членов груп-пы...») либо неограниченным (в этом случае теоретически возмож-ным число выборов равно (N-X), где JV -- число членов изучаемой группы. Предлагаются два способа обработки результатов социометриче-ского опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка. На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два пер-сональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена груп-пы, характеризующий его личное влияние на структуру малой груп-пы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий по-требность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограничен-ного числа выборов из (JV-1) возможности, где N -- число членов изу-чаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен. 4) Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям. Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной дея-тельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных ва-риантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуа-ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шка-ле, дает представление о выраженности у него тенденции к проявле-нию соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте -- как в сочетании с други-ми тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испы-туемого -- не более 15-20 мин. 5)Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде. Для этого теста используется ряд заданий: Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования. Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов. Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды. Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде. 6)Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности. Считается, что сплоченность игроков команды влия-ет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в прак-тике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессио-нальных командах. Командная сплоченность является социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно -- в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «Они». Используются задания: Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности. Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде. Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов. Задание 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов. Задание 5. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов. Задание 6. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию. Психодиагностика личности оказывает помощь учителю и воспитателю в решении большинства как принципиальных, так и ситуативных вопросов. Важно, чтобы школьный психолог, консультирующий педагога, обладал не только высокой общеметодической компетентностью, но и понимал существо тех проблем, на решение которых направлена его помощь. 4. Роль тренер в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды «Человек -- писал Антуан де Сент-Экзюпери, -- это узел связи». И еще: «Одинокой личности не существу-ет. Тот, кто замыкается в своем одиночестве, наносит ущерб общине. Тот, кто грустит, наводит грусть на других». Что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, всегда наши мысли, чувства, дела так или иначе кому-то адресованы. [12]. Как уже говорилось, взаимоотношения спортивных команд делятся на отношения по горизонтали («спортсмен -- спортсмен») и отношения по вертикали («спортсмен-- тренер»). Исследования показали, что характер взаимоотношений оказывает существенное влияние на результативность деятельности отдельных спортсменов и всей команды. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. В командных видах спорта взаимосвязанная деятельность проявляется особенно ярко, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Это объясняется тем, что при индивидуальных действиях каждого члена команды к победе приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувство сопереживания и поддержки. Одним из факторов, способствующих достижению группой цели, является авторитет, которым обладает тренер (преподаватель). Несмотря на официальность должности, изначально предполагающей наличие авторитета, последним не всегда обладает преподаватель. Если в группе новичков или в классах начальной школы любой руководитель представляется авторитетным, то среди более опытных и взрослых участников авторитет должности должен быть подтвержден определенными личностными качествами. Известно, что несоответствие между должностными обязанностями и личностными особенностями, а также реальными возможностями руководителя приводит к снижению эффективности работы группы. Кроме того, авторитет зависит и от объективности, тактичности руководителя, а также присущего ему взаимопонимания, умения опираться на индивидуальные особенности участников группы и на коллектив в целом. Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Тренер должен быть личностью требовательной. Без этого трудно рассчитывать на успехи в работе. Отсутствие этого качества истолковывается спортсменами как «мягкотелость», неумение руководить. Таким образом, перед тренером встает исключительная по трудности задача -- управление развитием личностных качеств членов команды. Вот почему успешно выступающая команда -- это прежде всего психологически правильно сбалансированный коллектив, где с учетом личностных качеств создан благоприятный психологический климат. В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Еще немаловажным аспектом в взаимоотношениях команды, является выбранный стиль руководства тренера. В психологии принято выделять условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Условно, потому что типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных особенностей сам их тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Влияние стиля руководства на различные аспекты жизнедеятельности коллектива многообразно: под его воздействием изменяется личность спортсменов, эффективность их деятельности, поведение, взаимоотношения. В зависимости от уровня развития группы, сложившихся в ней межличностных отношений в группе может образовываться различный психологический климат. Под этим понятием подразумевают более или менее стабильное преобладающее настроение в коллективе. Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же - явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще. Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от преподавателя. Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, осуществлять психологическое сопровождение специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Следуя из выше указанного, можно сказать, что тренер - это главное звено. Только от него зависит, как будут развиваться взаимоотношения в команде, и как они будут проявляться в достижениях спортивных результатов. Важно сплотить команду в единое целое. Сплоченный коллектив, отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач, а также такими групповыми социально-психологическими феноменами, как единое коллективное настроение и коллективное мышление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ А.С. Макаренко отмечал, что движущей силой развития коллектива является динамика целей, а стимулом к развитию - гармоничное сочетание целей, как коллективных, так и личных. Главным стимулом, побуждающим коллектив к единству действий, является общность интересов и задач. Объем и результат деятельности, недостижимый для индивида, может быть достигнут с помощью согласованной коллективной работы. Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (команды) являются межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе -- большое искусство и большой педагогический труд. В заключение необходимо сказать, что все личностные качества спортсмена и тренера, находясь в сложном взаимодействии, по-разному проявляются в различных ситуациях, создают мир отношений, который в одних случаях помогает успешному развитию деятельности и способностей тренера и спортсменов, а в других тормозит это развитие. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений, так как в этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций/ Л.Н. Акимова - Одесса: Студия «Негоциант», 2004. - 127 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1999, 375 с. 3. Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания/ О.В. Белова - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 (www.twirpx.com) 4. Волкова И.П. Практикум по спортивной психологии/ И.П. Волков - Питер, 2002. -- 288 с: ил. -- (Серия «Практикум по психоло-гии»). 5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с. 6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин. - Минск: Харвест,1998. - 622 с. (www.twirpx.com) 7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. -- М.: Изд-во УРАО, 1997. - 182 с. 8. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде/ Ю.А. Коломейцев - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с. 9. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 464 с. (www.slovari.yandex.ru). 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 11. Луценко Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: автореф. Дис… канд. пед. наук: 19.00.07: СПБ / Ю.В. Луценко: РГОД - 1997. - 141 с. (www.lib.ua - ru.net) 12. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с. 13. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
|