|
Современная психология и ее место в системе наук
Современная психология и ее место в системе наук
Современная психология и ее место в системе наук От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси-хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре-зультаты. Сле-дует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепри-нятой считается классификация, предложенная ака-демиком Б.М.Кедровым. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко-торого представляют науки естественные, социальные и фило-софские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред-метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь-ника. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Остановимся подробнее на описании харак-теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси-хической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея-тельность и формируются психические свойства личности. Пси-хика, как известно, есть отражение объективной действитель-ности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономер-но зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости пси-хических явлений от объективных и субъективных условий жизни и деятельно-сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, пси-хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио-логия высшей нервной деятельности -- механизмами работы нервной системы. Можно увидеть, что для того чтобы психолог, изучив-ший основные виды психической деятельности человека, не ог-раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, необходимы знания физиологии. Но для овладения основами психологической науки зна-ния только физиологии совершенно недостаточно. Превращению психологии в самостоятельную науку способ-ствовал ее союз со всем естествознанием. Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли-чия в существовании растений и животных. Нужно ясно пред-ставлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно усвоить различия в прин-ципах существования, между миром насекомых и высших по-звоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно-стей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био-логическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме-ре не могут быть сведены к фактам биологии. Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще-ственными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, социологией, ис-кусствоведением, юридической и другими общественными на-уками, приводит к постановке проблем, по существу, психоло-гических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме-ханизмах индивидуального и группового поведения людей, за-кономерностях формирования стереотипов поведения, привы-чек, социальных установок и т.д. Ко-ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника-ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про-цессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис-тории, протекают в условиях сложившейся в истории предмет-ной деятельности, опираются на те средства, которые сформи-ровались в условиях труда, употребления орудий и языка. Сказанное делает ясным, какое огромное значение для пси-хологии имеет ее связь с общественными науками. Современная психологическая наука не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук. Толь-ко тщательный учет общественных условий, формирующих пси-хическую деятельность человека, позволяет психологии обре-сти прочную научную основу. Особо следует остановиться на связи психологии с педаго-гикой. КД.Ушинский говорил: “Чтобы всесторонне воспитать человека, его на-до всесторонне изучить”. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по-мочь учителю. В развитии всех областей педагогики возни-кают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в це-лом имеют существенное значение для решения педагогических проблем, таких, как определение содер-жания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить совре-менного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно-сти и резервы психического развития человека на разных воз-растных ступенях и где их границы. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой це-ли предполагает изучение закономерностей формирования лич-ности: ее направленности, способностей, потребностей, миро-воззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занима-ет промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
|
|