|
Теория личности по Келли
Теория личности по Келли
11 РЕФЕРАТ на тему: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ По Келли. Выполнил: Иванов М. ПИЭ-52 Бийск 2005 Теория Келли. Теория Келли относится к группе когнитивных теорий. Дословно она называется теорией личных конструктов, которую Келли сформулировал в 12 сжатых утверждениях (в 1955 году), состоящих из фундаментального постулата и 11 следствий, которые являются частично производными постулата, частично его уточнениями. Остальные теоретические труды Келли представляют собой дальнейшую проработку и развитие этих 12 утверждений. 1. Фундаментальный постулат (fundamental postulate). Деятельность человека, психологически канализируется в соответ-ствии с тем, как он предвосхищает события. Это фундаментальный постулат психологии личных конструктов. Она начинается с того, что помещает человека в центр происходящего. Но что Келли понимал под человеком? Он не предлагает какого-то собственного определения, для него человек означает всего лишь то, что люди обычно понимают под этим словом, когда говорят, например: «Я знаю этого человека» и «Я бы хотел познакомиться с тем человеком». Человек рассматривается Келли как какое-то событие или процесс, который выражает его или ее личность в присущих лишь ему формах бытия, посредством речи и деятельности в мире. Задача психологии состоит в том, чтобы понять, как личность выражает себя тысячами различных способов. Согласно Келли, теоретизирование о биологических, социальных или бессознательных факторах, находящихся за пределами такого выражения личности, проливает немного света на особенности личности и, следовательно, не имеет прямого отношения к задаче психологии. Термин канализируется (channelized) в фундаментальном постулате указывает на следующее: как только замечено, что начался какой-то процесс, его направление должно быть точно определено. Поскольку данный процесс канализируется в соответствии с тем, как индивид «предвосхищает события», он, тем самым, направлен в будущее. Люди вечно стремятся узнать заранее, что им готовит жизнь. «Ожидание - это и лицевая сторона и изнанка психологии личных конструктов». Обычно последующий опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они предвосхищали события. Ожидание событий -- это в каком-то смысле поиск подтверждения или опровержения. Внешне это напоминает поведенческую теорию подкрепления, в которой подтверждение ожидаемых событий действует в качестве позитивного подкрепления, а опровержение -- в качестве наказания. Но Келли решительно отвергает наличие любых параллелей между теорией личных конструктов и бихевиоризмом. Человеческие существа ищут подтверждения даже тех событий, которые их более всего пугают и которые могут быть связаны с наказанием, и, кроме того, они ищут опровержения своих наиболее лелеемых надежд. В таких случаях наказание, по-видимому, придает поведению неожиданные формы, закладывая основу для реконструкции и новых, творческих попыток. В постулате Келли сущность жизни видится «в ее устремленности в будущее, а не в ее увековечении прежних состояний или в её непрестанном отражении прошлых событий.» 2. Конструкция Человек предвосхищает события, конструируя их копии. Поскольку жизнь -- это процесс, никакие два события не являются в точности одинаковыми. Ожидаются события, подобные тем, которые уже происходили в прошлом. Но событие, подобное какому то другому, отличается при этом от множества иных событий. Здесь Келли вводит основной принцип конструирования-- процесса, посредством которого что-то воспринимается подобным одним объектам и отличающимся от других. «При, системе, которая обеспечивает лишь идентификацию подобий, мир растворяется в однородности; при системе, которая обеспечивает лишь дифференциацию, он раскалывается на безнадежно разрозненные фрагменты». Необходима идентификация с помощью как подобия, так и дифференциации. 3. Индивидуальность Люди отличаются друг от друга своей конструкцией событий. Маловероятно, что два человека сконструируют события совершенно одинаковым образом. Келли сомневается, что конструкционные системы каких-то двух людей окажутся схожими даже в части использования одинаковых логических отношений. Далекий от того, чтобы видеть здесь причину для беспокойства, Келли считает, что эта ситуация таит многообещающие возможности, «ибо она, по-видимому, открывает дверь для более прогрессивных систем мышления и логики... Разумеется, это предполагает, что научное исследование может опираться на индивидуальное воображение смелее, чем оно это обычно делает». 4. Организация Каждый человек, чтобы облегчить себе задачу предвосхищения событии, характерным образом создает конструкционную систему, охватывающую упорядоченные отношения между конструктами. Так или иначе, многочисленные конструкты, которые имеются у человека, должны являться частью какого-то достаточно спаянного целого, которое позволяет человеку функционировать и преодолевать жизненные трудности. Следствие, касающееся организации, гласит, что этот процесс подразумевает выделение приоритетных конструктов. Одни конструкты более фундаментальны, чем другие. Но сомнения, волнения и трудные экзистенциальные дилеммы, которые обычно сопровождают человеческий опыт, приводят к току, что установление приоритетов среди конструктов обусловливается не одной лишь логикой. В частности, обязательства могут брать верх над возможностями, политичёская деятельность может превратить человека из сострадательного во властного, или же моральные императивы могут привести к тому, что человек станет закрывать глаза на собственные мелкие преступления. Это, замечает Келли, «обычная цена, которую люди платят за то, чтобы избежать внутреннего хаоса» 5. Дихотомия Конструкционная система человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций. Данное следствие затрагивает ключевую особенность конструкта, а именно: оно предполагает разделение всего на черное и белое, которое не допускает никаких промежуточных оттенков серого. Келли считал, что этот конструкт его теории чаще всего неверно понимают, поскольку он, казалось бы, предполагает строго категорическое мышление. Однако следствие, касающееся дихотомии, не описывает мышление, а определяет структуру конструкта, который может быть использован в мышлении. Подходящей аналогией здесь может быть разветвление дороги на карте, показывающей правый поворот и левый поворот. Определяя по карте направление движения, автомобилисты не обнаружат каких-либо промежуточных ступеней между левым и правым поворотом. Водители должны выбрать либо один путь, либо другой. Разумеется, они могут предпочесть вообще съехать с дороги -- выбор, который равносилен конструированию ситуации новым способом. Конструкты служат в качестве указателей при разграничении, идентификации, понимании и ожидании событий. Они представляют собой противоположности, которые люди различают среди событий, способы видения одного элемента схожим с другим и отличающимся от остальных. 6. Выбор В разделенном надвое конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает будет способство-вать расширению и большей определенности его системы. Выбор здесь связан с альтернативами, выраженными в дихотомическом конструкте, -- или, по предыдущей аналогии, в правом или левом ответвлении дороги. Следовательно, выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, которые происходят после того, как этот выбор был сделан. Люди могут изменить происходящие вокруг них события, только после того как они изменят себя, а значит, и преобразуют свои конструкты. Конечно, изменение вашего конструкта не является гарантией того, что ваши цели в этом мире будут автоматически достигнуты. 7. Диапазон Конструкт применим при ожидании только какого-то ограниченного набора событий. Никакой единичный конструкт не охватывает все, что происходит с человеком. Удивление, замешательство, смущение и изумление возможны именно потому, что, как выражается Келли, геометрия психики являет собой незавершенную систему. Конструкт -- это различение, которое заключается во временном распределении объектов или событий посредством двух ассоциаций. Он имеет фокус применимости -- набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон (зону) применимости, который несколько больше и в котором он может работать достаточно хорошо. 8. Опыт Конструкционная система человека меняется по мере того, как он последовательно конструирует копии событий. Конструкты необязательно должны быть фиксированными -- их можно изменять, раз за разом примеряя к событиям, составляющим человеческий опыт. Но изменение конструктов не является чем-то происходящим автоматически либо посредством механизмов, подобных стимулированию или подкреплению, как предположили бы бихевиористы. Менять или не менять свои конструкты -- это в конечном счете вопрос личного выбора. Согласно теории Келли, иначе просто не может быть, поскольку создателем конструктов является человек, а не какой-то внешний механизм. То, как этот выбор производится и производится ли он вообще, имеет для индивида далеко идущие последствия. Если конструкции никогда не менять, жизнь человека может свестись лишь к серии параллельно проходящих событий, которые не оказывают на него никакого психологического влияния. Но если человек участвует в том, что воспринимается им как наиболее значимое из событий -- своего рода смелая инвестиция в предприятие, -- тогда результат, в той мере, в какой он, отличается от ожиданий человека или усиливает их, «сдвигает» созданную им конструкцию. Признавая несоответствие между своими ожиданиями и результатом, люди допускают различие между тем, чем они были, и тем, что они представляют собой сейчас. Последовательность таких инвестиций и сдвигов и составляет человеческий опыт. 9. Модуляция. Вариации в конструкционной системе человека ограничены проницаемостью тех конструктов, внутри зоны применимости которых заключены эти варианты. Хотя люди способны пересматривать свои конструкционные системы эта способность ограничена. Проницаемость подразумевает то, насколько легко какой-то конструкт можно приложить к новым событиям или использовать в качестве мерки для новых событий. В терминологии Келли непроницаемый конструкт, который прилагается, например, к идее Бога, объясняет все сакральное конкретным и буквальным образом. В проницаемом конструкте эта идея Бога держит в фокусе все считающееся священным, но отдельные объекты, находящиеся в этом фокусе, -- священные предметы сами по себе,- не возбраняется интерпретировать. Чем более проницаем конструкт, тем легче его приспособить к новым событиям и тем в большей степени он позволяет человеку оставаться открытым для опыта. С другой стороны, избыточно проницаемый конструкт подобен ситу, которое пропускает через себя все ни чего не задерживая. Человек, мыслящий расплывчатыми, общими понятими, обладает избыточно проницаемыми конструктами, и, следовательно ему трудно изъясняться ясно и точно. 10. Фрагментация Человек может последовательно использовать множество конструкционных подсистем, которые логически несовместимы друг с другом. Это следствие просто признает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет скорее второстепенную роль. Реакции человека на события необязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций которые у него или у неё были ранее. Любовь может неожиданно перейти в ревность, а из ревности -- в ненависть. Этот вид иррациональности, замечает Келли, необязательно является недостатком. Человек, отличающийся целостностью, всегда остается самим собой, не преподнося сюрпризов ни себе, ни тем, кто его знает. Однако часто людей делают великими именно несовместимые фрагменты их конструкционных систем. 11. Общность Психологические процессы одного человека подобны процессам другого в той мере, в какой он использует конструкцию опыта, схожую с конструкцией, используемой этим человеком. Это следствие имеет отношение к конструкции опыта, а не событий. Оно указывает на ту возможность, что два человека, которые могли столкнуться с совершенно несхожими событиями, тем не менее способны выстроить в итоге схожие конструкции своего опыта. Этим объясняется тот вид совпадения взглядов, который иногда имеет место между людьми и может стать основой для долгой дружбы или чувства духовного родства. 12. Социальность Один человек может принимать участие в социальном процессе, за-трагивающем другого человека, в той мере, в какой он конструиру-ет конструкционные процессы этого человека. Это следствие лежит в основе подхода Келли к эмпатии и социальным отношениям. Поведенческие психологи, а часто и простые люди конструируют наблюдаемое поведение других людей и реагируют на них на основании таких конструкций. Другие люди при этом рассматриваются в качестве автоматов или головоломок, которые нужно собрать. С другой стороны, признать, что человеческие качества другого индивида не отличаются от ваших собственных, значит увидеть в нем конструктора его собственного опыта. Наполненное смыслом отношение к другим людям -- это вопрос понимания того, как они конструируют самих себя и свой мир. Это имеет немало общего с эмпатией -- способностью поставить себя на место другого человека или проиграть его роль. В теории Келли понятие роли имеет далеко идущее значение для конструкции самого себя, социальных отношений и вопроса вины. КОНСТРУКТЫ И КОНСТРУИРОВАНИЕ Фундаментальный постулат и следствия описывают то, как работает конструкция при восприятии людьми мира и самих себя. Но что конкретно представляют собой конструкты и что понимается под конструированием? Давайте теперь рассмотрим более подробно эти ключевые понятия. Конструирование подразумевает интерпретацию, то есть «возведение некой структуры, внутри каркаса которой субстанция принимает форму или приобрётает смысл». Регулярность или предсказуемость -- важная смысловая особенность, которая имеет отношение к повторению и осведомленности. «Конструировать -- значит слышать шепот повторяющихся тем в событиях, которые грохочут вокруг нас». Но акцент в теории Келли делается на предвосхищении событий, а не на их упорядочении. Наполненный смыслом конструкт скорее охватывает будущее, чем просто каталогизирует прошлое. Тем самым конструкты связывают прошлое с будущим и создают ощущение временного континуума. Конструкты (constructs) образуют мост между личным психологическим миром и общественным миром деятельности и взаимодействия с другими. Келли описывает конструкты в виде паттернов или шаблонов, которые человек создает, а затем пытается наложить на мир или подогнать к нему. Они являются не репрезентацией или символизацией событий, а способами управления последними. «События не говорят, что нам следует делать, и на их оборотной стороне не вы-гравированы их значения, которые мы могли бы обнаружить. И в радости и в го-ре мы сами придаем им то единственное значение, которое они будут иметь для нас в течение нашей жизни» (Келли 1970 год.) Конструкты -- это способы организации людьми своего опыта в соответствии с правилом подобия и отличия. Обобщим всё выше сказанное в выводе: Ядро личности Тенденция ядра. Стремление прогно-зировать и контролировать события сво-ей жизни. Модель, используемая для объяс-нения природы человека, -- это модель уче-ного, который формулирует конструкты, затем подвергает их проверке: прошедшие проверку конструкты принимаются, не прошедшие -- отвергаются либо модифицируются. Характеристики ядра. Конструкты -- это абстракции или генерализации на основе конкретного опыта. Они дихотомичны (по-люса имеют противоположные значения, на-пример: хороший -- плохой). Конструкты организованы в системы конструктов в со-ответствии с двумя иерархическими принци-пами. Во-первых, один конструкт может быть соподчинен другому, поскольку каждый по-люс соподчиненного конструкта представляет собой часть контекста для обоих полюсов со-подчиняющего. Во-вторых, целый конструкт может соответствовать одному полюсу другого конструкта и не иметь отношения к другому. Прогнозируя события, человек отбирает конструкты, которые представляются ему ре-левантными, затем определяет, какой из по-люсов каждого из конструктов он должен учитывать. Выбор полюса конструкта назы-вается продуманным выбором: он отражает решение о том, какая из существующих аль-тернатив предлагает больше возможности для расширения и определения конструктной системы. Хотя те конструкты, которые не подтвер-ждаются реальными событиями, подлежат изменению либо устранению, Келли не говорит прямо о том, в чем сущность процедуры проверки конструктов. Однако он выделяет несколько эмоций, сопровождающих процесс опровержения и изменения конструктов. Тре-вога -- это осознание того, что события, с которыми человек сталкивается, невозможно объяснить на основе существующей у него системы конструктов. Враждебность -- это длительная попытка любой целью добиться подтверждения того социального прогноза, который, очевидно, уже не прошел проверку. Вина -- это осознание удаления «Я» от собственной ролевой структуры. Развитие Развитие в концепции Келли не рассмат-ривается, за исключением положений, касаю-щихся конструирования событий, а также изменения и устранения конструктов. При-роде значимых отношений в детском и взрос-лом возрасте внимания не уделяется. Периферия личности Келли не выделяет стилей личности, соот-носимых с типичными конструктами или си-стемами конструктов. Однако он все же про-водит дифференциацию конструктов, которая может оказаться полезной при объяснении индивидуальных различий. Конструкты раз-личаются по степени проницаемости (если конструкт проницаем, то впоследствии в него могут быть включены события, с которыми прежде человек не сталкивался) и упрежда-ющей силы (упредительный конструкт вклю-чает в себя те события, которые не могут быть отнесены к другим конструктам). Кроме того, конструкты могут быть превербальными (не обладающими для своего выражения после-довательностью словесных символов), все-сторонними (включающими широкий спектр явлений), второстепенными (включающими узкий спектр явлений), подчиняющими (вклю-чающими другие конструкты в качестве сво-их элементов), подчинительными (включен-ными в качестве элемента в другие конст-рукты), жесткими (ведущими к неизменным прогнозам) или свободными (ведущими к различным прогнозам, тем не менее сохраняя свою тождественность). Список литературы: 1. Фрейджер. «Личность: теория, эксперименты, упражнения». 2. Мадди. «Теория личности. Сравнительный анализ».
|
|