рефераты курсовые

Теория личности

p align="left">Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности. Вместо доверительности и оптимизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем обладают другие.

Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.

В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель -- привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них -- это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопительской ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.

Этих людей, считал Фромм, также можно опознать по мимике и жестам. Они молчаливы, их жесты свидетельствуют об их замкнутости. Если у людей с рецептивным типом ориентации жесты округлы и манящи, а у лиц с эксплуататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая характерная черта этих людей -- приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он не терпит, когда вещи находятся не на их привычном месте и автоматически раскладывает и расставляет все по своим местам. Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвигнутую им границу, поэтому аккуратность означает способ избавления от этой угрозы путем отталкивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру. Фанатичная чистоплотность -- еще одно проявление потребности человека с этим типом ориентации «очиститься» от контактов с внешним миром. Все, что не принадлежит его миру, кажется ему опасным и «нечистым», и он постоянно моет руки, моется, совершая что-то вроде ритуала религиозного омовения, предписанного после каждого прикосновения к «нечистым» людям или вещам. Что касается вещей, то они не только должны находиться на своем месте, но также и в свое время. Навязчивая пунктуальность, которая тоже есть один из способов избежать угрозы со стороны внешнего мира, -- характерная черта людей с этим типом ориентации. Если внешний мир воспринимается ими как угроза, то логической реакцией на нее оказывается упрямство. Постоянное «нет» -- это почти автоматическая защитная реакция. Эти люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии, умственных способностей и что этот запас постепенно уменьшается и истощается и никогда уже не восстановится. Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовосполнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация и застой -- к полной их парализации. Для них смерть и разрушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты творчества -- это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие ценности -- это порядок и безопасность; их девиз -- «нет ничего нового под луной». В отношениях с другими людьми близость тоже воспринимается ими как угроза; поэтому безопасность гарантируется либо отдалением от человека, либо его овладением. Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: «мое -- это мое, а ваше -- это ваше» [Фромм, 1993]. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности -- предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз -- «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Рыночная ориентация преимущественно развилась и выкристаллизовалась в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, следует принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе не только с точки зрения аналогии с данным типом характера, но и как основу и главное условие развития этого типа характера у современного человека.

Товарообмен -- один из наиболее древних экономически: механизмов. Однако традиционный локальный рынок существенным образом отличался от современного капиталистического рынка. Торговля на местном рынке давала людям возможность встречаться с целью обмена предметами потребления. Товаропроизводители и покупатели знакомились; они составляли до вольно небольшие группы; спрос был более или менее известен так что товаропроизводители могли производить товара ровно столько, чтобы удовлетворить этот спрос.

Современный рынок, напротив, не только не представляет собой места встречи товаропроизводителей и покупателей, но характеризуется абстрактным и обезличенным спросом. Товар производится для этого рынка, а не для известного круга покупателей; решения принимаются на основе законов спроса и предложения, которые определяют, будет ли товар продан и по какой цене. Регулирующая функция рынка была и остается господствующей в деле влияния на формирование социального характера среднего городского класса, а через него и на все общество в целом. Рыночная концепция стоимости вызывает тенденцию с этих же позиций относиться и к людям, особенно к самому себе. Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, Фромм и называл «рыночной ориентацией».

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества -- открытость, любознательность и щедрость.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип -- независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие современному обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана.

Типологическая структура, выстроенная Фроммом, предполагает определенное родство отдельных типов, реализующее себя в процессе ассимиляции и социализации. В приведенной Фроммом таблице это выглядит так:

АССИМИЛЯЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

I.

НЕПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

a)

Рецептивный

(получательский)

Мазохистский

(зависимость)

СИМБИОЗ

b)

Эксплуататорский

(берущий)

Садистический

(авторитарность)

c)

Накопительский

(сохраняющий)

Деструктивный

(нахрапистость)

ОТЧУЖДЕННОСТЬ

d)

Рыночный

(обменивающий)

Равнодушный

(благовидность)

II.

ПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Производящий

Любящий, разумный

Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Противостоит биофилии некрофилия - тяга ко всему мертвому и безжизненному. Фромм описывает не только некрофильские личности, но и целые некрофильские цивилизации (такой цивилизацией можно считать, например, нацистскую Германию). Биофилия же является необходимым условием формирования продуктивного характера. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

Книги Фромма не утрачивают своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Гуманистический психоанализ. Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании и развитии характера индивидуума.

Накапливающий тип характера - скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

Потребность в идентичности - уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.

Потребность в корнях - экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему.

Потребность в преодолении - базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни.

Потребность в системе взглядов и преданности - потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.

Потребность в установлении связей - базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.

Продуктивный тип характера - целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

Рыночный тип характера - человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.

Эксплуатирующий тип характера - человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.

КАРЕН ХОРНИ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение последующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. После развода с мужем она начала делать успешную карьеру как психиатр, работая в Берлинском психиатрическом институте. В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в США. Она была принята на должность помощника директора Чикагского психоаналитического института. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фройда. Вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 19 году. Вскоре после этого она основала «Ассоциацию за прогресс психоанализа» и Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти в 1952году.

Основные работы: «Женская психология» (1926), «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые направления в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и человеческий рост» (1950).

Основные концепции и принципы социокультурной теории.

В основу социокультурной теории легли три основных соображения Хорни.

Хорни отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка расхождения с ортодоксальной фройдовской позицией.

Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

Клинические наблюдения над пациентами в Европе и США показали поразительные различия в их личностной динамике, что являлось подтверждением влияния культурных факторов. В итоге был сделан вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Хорни, соглашаясь с Фройдом о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, не принимала утверждения о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По мнению Хорни решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности в безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И, наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребностей в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом такого отношения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В данном случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем так и в будущем. В подобном случае у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА: ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗА

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Следовательно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителями. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем. Кроме того существуют различные действия и формы отношения родителей к детям, которые не могут не вызывать в них враждебность, такие, как предпочтение других людей, несправедливые упреки, непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания, и, отнюдь не маловажное, такое отношение к потребностям ребенка, которое проходит через все градации - от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления самых насущных и законных желаний. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Вследствие существующей базальной тревожности наблюдается неадекватное отношение к конфликтным ситуациям. Хотя базальная тревожность относится к людям, она может быть полностью лишена личностного характера и трансформирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев и т.д.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующими стилями поведения.

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1.

В любви, привязанности и одобрении

ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других

неразборчивая потребность угождать и нравиться другим и получать одобрение

непроизвольное стремление оправдывать ожидания других

перенесение центра тяжести на других, а не на собственную личность, принимая во внимание только их желания и мнения

боязнь самоутверждения

боязнь враждебности со стороны других

повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

2.

В руководящем партнере

перенесение центра тяжести на «партнера», который должен осуществить все жизненные ожидания невротика и нести ответственность за все происходящее, как хорошее, так и плохое, причем успешное манипулирование «партнером» становится доминирующей задачей

чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве

переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3.

В четких ограничениях

предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок

настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ

потребность оставаться неприметным и занимать вторые места

умаление своих способностей и потенциальных возможностей, принимая скромность за высшую добродетель

стремление скорее сохранить, нежели потратить

боязнь высказывать любые требования, подчинение другим

боязнь иметь или отстаивать появляющиеся желания

4.

Во власти

доминирование и контроль над другими как самоцель

преданность делу, долгу

неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе

неразборчивое преклонение перед всякой силой и презрительное отношение к слабости

боязнь неконтролируемых ситуаций

боязнь беспомощности

5.

В эксплуатировании других

оценка других людей в основном с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации

различные сферы эксплуатации - деньги, идеи, сексуальность, чувства

гордость своим умением эксплуатировать других

боязнь быть самому используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6.

В общественном признании или престиже

оценка всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств, поступков и чувств) только в соответствии с их престижностью

желание быть объектом восхищения со стороны других

представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса, характера публичного признания

боязнь потери привилегированного положения в обществе либо из-за внешних обстоятельств, либо вследствие внутренних факторов

7.

В восхищении собой

стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений

раздутое представление о себе (нарциссизм)

потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

самооценка, целиком зависящая от соответствия идеальному образу и от восхищения этим образом другими людьми

боязнь утратить восхищение и испытать «унижение»

8.

В честолюбии

сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия

потребность превосходить других людей не посредством того, что ты собой представляешь или каков ты есть на самом деле, а посредством своей деятельности

прямая зависимость самооценки от того, является ли невротик лучшим или нет

стремление быть лучшим спортсменом, любовником, писателем, рабочим - особенно в собственных глазах, однако признание со стороны других также имеет важное значение, и его отсутствие вызывает обиду

непрестанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на всепроникающую тревожность

страх неудачи

9.

В самодоста точности и независимости

настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным, любая близость влечет за собой опасность какого-либо вида порабощения

избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств

дистанцирование от всех и вся является единственным источником безопасности

боязнь потребности в других людях, в каких-либо связях, близости, любви

10.

В безупречности и неуязвимости

погоня за совершенством

попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях

поддержание впечатления совершенства и добродетели

навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками

чувство превосходства над другими людьми на основе собственного совершенства

боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки

боязнь критики или упреков

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагирую на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». То есть, потребность определенно имеет характер невротический, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Карен Хорни, которая посвятила много сил основательной реконструкции фрейдовской психоаналитической теории , выделила следующие три главные поведенческие стратегии, к которым личность может прибегнуть для разрешения базального конфликта (конфликта между нашими инстинктивными влечениями с их слепым стремлением к удовлетворению и налагающим запреты окружением - семьей и обществом). Каждой из этих стратегий соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

1) Ориентация на людей (или стратегия движения к людям), ей соответствует уступчивый тип личности. Для данного стиля взаимодействия, характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Им руководит иррациональное убеждение; «Если я уступлю, меня не тронут».

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единственной целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрывается враждебность, злость и ярость.

2) Ориентация против людей (или стратегия движения против людей), чему соответствует агрессивный или враждебный тип личности. При данном стиле поведения характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек действует исходя из убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружелюбно, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Т.о., в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

3) Ориентация от людей (или стратегия движения от людей), ей будет соответствовать отстраненный или обособленный тип личности. Эти люди используют защитную установку «Мне все равно», они руководствуются убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для обособленного типа характерна установка: никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Вводя это разделение стратегий, Хорни сделала следующее замечание: «Термин «типы» используется здесь в качестве упрощенного обозначения лиц, обладающих определенными чертами характера. У меня нет намерения ни в этой главе, ни в двух последующих вводить новую типологию. Типология, конечно же, желательна, но она должна опираться на гораздо более широкое обоснование».

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ

Хорни полностью отвергала взгляды Фрейда в отношении женщин, согласно которым женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа были мужчинами. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать себе партнера».

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ГЛАВА 3.

НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Б. Ф. СКИННЕР: ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы Юнга, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека».

Но в то же время значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящён данный раздел.

Личность, с точки зрения научения, -- это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е. доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. В этом разделе мы рассмотрим его представления об оперантном научении.

Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения (подходы Альберта Бандуры, Джулиана Роттера). Хотя они отражают некоторые из основных положений научающе-бихевиорального направления, но предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей.

ПОДХОД СКИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ

Большинство создателей теорий личности (персонологов) работают в двух направлениях:

1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности.

Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны, и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые обращаются к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах». Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.

Сам Скиннер считал себя теоретиком. В одном интервью он заявил: «Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они опасны; они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиком».

Таким образом, несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно отличается от точки зрения большинства персонологов, он, тем не менее, посвятил себя задаче создания теории поведения человека.

За пределами автономного человека

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

«Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою автономность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении... Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее автономного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения».

Возражение Скиннера против внутрипсихических причин состоит не в том, что они есть неприемлемый феномен для изучения, а скорее в том, что они окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. В истории науки, отмечал он, обычно необходимо полностью отойти от умозрительных концепций, а не видоизменять их так, чтобы стало возможным эмпирическое изучение. Для того чтобы объяснить, почему компетентную студентку исключают из университета, мы могли бы с легкостью сказать: «потому что она очень боится неудачи», «потому что у нее нет мотивации» или «потому что она стала меньше заниматься из-за того, что бессознательно боялась успеха». Такие гипотезы об исключении студентки могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не установлено все то, что предшествовало ее исключению.

Таким образом, если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, сопоставимые с экспериментальными действиями, применяющимся в исследовании и измерениях. Удовольствовавшись меньшим, можно остаться на уровне того самого кабинетного философствования, которое Скиннер так горячо не одобрял.

Для начала осознаем, что именно можно наблюдать (то есть случай с исключением), и затем определим, расширяют ли дополнительные объяснения понимание рассматриваемого поведения. Если компетентная студентка отсеивается из университета, не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предлагать для его объяснения какую-то психическую реальность, которую нельзя объективно определить? Например, мешал ей спать шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Финансовые трудности заставляли ее работать 40 часов в неделю и таким образом ограничивали время для учебы? Или она играла в студенческой баскетбольной команде, расписание которой заставляло ее пропускать много занятий и экзаменов? Эти вопросы ясно показывают, что Скиннер возлагал ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека.

Для Скиннера окружение - все и объясняет все.

Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Он считал это неприменимым к научному объяснению поведения. Для того чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм -- это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения.

Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют «высшими психическими процессами». Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемый явления можно было надежно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений.

Крах физиолого-генетического истолкования

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Это пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения было основано на убеждении, что нельзя экспериментальным путем определить их влияние на поведение. Скиннер объяснял свое неприятие «физиологизации», замечая: «Даже когда можно показать, что какие-то аспекты поведения зависят от времени рождения; телосложения или генетической конституции, этот факт можно использовать ограниченно. Он помогает нам предсказать поведение, но представляет собой малую ценность для экспериментального анализа или практического применения, потому что таким условием нельзя манипулировать после того, как человек зачат». Таким образом, Скиннер не отрицал достоверность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются (по крайней мере, в данный момент) изменению посредством контролируемого воздействия. Более того, он настаивал на том, что даже если ученые, изучающие мозг, в конце концов откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Рефераты