Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов
p align="left">Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:· позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта; · позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них; · позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми; · позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела (29, с. 94). Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им. При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения: · поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта; · сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения; · челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс; · давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки; · директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (29, с. 94). Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил: · старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны; · не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»; · не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал; · преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами; · постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров; · при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок; · конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела; · разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом (29, с.94-95). Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения. Стоит отметить, что предложенный алгоритм применим и к другим видам разрешения межличностных конфликтов. Несколько сложнее ситуация складывается при конфликтных ситуациях в системе «ученик - учитель», происходящих между профессионалом и формирующейся личностью. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (С. Хапаева) (1, с. 382). Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка. Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»); · не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить); · стараться не выгонять ученика из класса; · по возможности не обращаться к администрации; · не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям; · дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения (1, с. 382-383). Технология предупреждения конфликтов строится, прежде всего, на доверии и взаимодействии с учащимися, построенном на сотрудничестве и смешанном стиле общения и методике этого же самого взаимодействия. Важно разъяснить подрастающему ребенку способы реагирования в конфликтной ситуации и механизмы их предотвращения (Приложение 3). Всем известна истина, что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Однако все же больший упор следует делать именно на просвещение учащихся в области механизмов эффективного разрешения межличностных конфликтов с учетом позиции гуманистического подхода и толерантного отношения к ближнему. Основанная на знаниях система профилактики при ее постоянном мониторинге способна сдвинуть ситуацию с мертвой точки и начиная уже диалог с ребенком на лишь ему одном понятном уровне добиваться снижения уровня конфликтности. Предупреждение конфликтов включает в себя не только комплекс мероприятии по тематике межличностного взаимодействия но постоянную работу всего педагогического персонала и институтов общества в целом. Заключение Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия между людьми. Специалисты предлагают разграничивать объект и предмет конфликта для более детального его изучения, а следовательно выбора новых механизмов разрешения и предупреждения. Межличностные конфликты подразделяются на несколько видов, образуя тем самым определенную систему межличностных конфликтов: конфликты в системе «ученик - родитель», «ученик - ученик», «ученик - учитель», связанную одним общим параметром - взаимодействие между личностью с ее определенными требованиями и системой мировоззрении. Основная причина возникновения межличностных конфликтов кроется в рассогласовании требовании институтов общества и государства (семьи, школы, микросоциума, средств массовой коммуникации), непосредственно влияющих на первичную социализацию ребенка. Рассогласованность этих требовании порождает противоречия на более низком уровне взаимодействия уже не общественных институтов, а собственно личностном, на основе постоянного контакта и жизнедеятельности. Смена ориентиров и конфликт поколении без формирования новой гуманистической идеологии порождает конфликты в системе «ученик - учитель» и «ученик - родитель», так как еще на раннем этапе социализации не всегда сохраняются связи взаимоуважения и взаимоподдержки. Конфликты в системе «ученик - ученик» происходят как на почве социального неравенства, так и на фоне взросления ребенка, что характерно и для других видов межличностных конфликтов, но и также все на том же уровне обесценивания общечеловеческих ценностей недостаточно сформированных в семье и начальной школе, и замененных в свое время на корысть, прагматизм. Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов достаточно сложный и многоступенчатый процесс, включающий ряд этапов. Профилактика межличностных конфликтов проходит в несколько ступеней: диагностический, прогностический, этап планирования, профилактический, т.е включает в себя стандартную цепочку организации и планирования работы. При разрешении же конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий, хотя технологическая схема остается прежней. Предупреждение и разрешение межличностного конфликта среди учащихся строится в основном с позиции гуманистического подхода с применением педагогических и психологических приемов и тактик успешного взаимодействия. Поставленные цели и задачи в начале работы считаю выполненными, дан теоретический анализ причин конфликта, основных видов межличностных конфликтов; рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендации успешного взаимодействия с ребенком. Литература 1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов - М., 2004. 2. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога образовательного учреждения// Воспитание школьников. -2004. -№5-9. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Новосибирск, 1989. 4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 160с. 5. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999. 6. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М,. 2006. - 320с. 7. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. "Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993. 8. Ефремова Т. А. Новый словарь русского языка. - М., 2004. 9. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для ВУЗов. - М., 2003. - 300с. 10. Ильина Т.А. тема обсуждения - педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11. 11. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. 12. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М., 1989. - 255с. 13. Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков// Воспитание школььника. - 2006.№ 2. - С. 20-24. 14. Максименко М.А. Спутник классного руководителя. 8-9 классы. - Волгоград, 2006. - 120с. 15. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с. 16. Меттус Е. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения// Директор школы. - 2006. № 2. - С 34 -40. 17. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. - М., 2003. - 96с. 18. Муравьева И. Конфликты в нашей жизни// Воспитание школьников. -2005. -№3. - С. 34-37. 19. Никитина Л.Е. Технологии социально - педагогической работы: Краткий анализ// Воспитание школьника. - 200. № 10.- С. 17-20. 20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 440с. 21. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие ВУЗов. - М, 2001.- 512 с 22. Осипова И. Нарушения межличностных отношении, как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков// Воспитание школьника. - 2006.№ 2. - С.40-46. 23. Профилактика агрессивных и террористических проявлении у подростков: метод. пособие / под ред. И. Соковни. - М., 2005. - 158с. 24. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991. 25. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов. - М., 2001. - 480с. 26. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учебное пособие/ под ред. А.Б. Белинской. - М., 2000. 27. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3. - С. 46-48. 28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002. - 267с 29. Шишковец Т.И. Справочник социального педагога. - М., 2005. - 207с. Приложение 1 Диагностика конфликтности школьника. Опросник Басса-Дарки Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-». Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. Я не всегда получаю то, что мне положено. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. Я часто бываю не согласен с людьми. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. Меня немного огорчает моя судьба. Я думаю, что многие люди не любят меня. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. Я не способен на грубые шутки. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. Довольно многие люди завидуют мне. Я требую, чтобы люди уважали меня. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. Я никогда не бываю мрачен от злости. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. Неудачи огорчают меня. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю. Я ругаюсь только от злости. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. Я часто думаю, что жил неправильно. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. Я не огорчаюсь из-за мелочей. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. В последнее время я стал занудой. В споре я часто повышаю голос. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Описание методики Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». А. Бассе разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью). Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Кроме того, выделяется еще один пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. Обработка и интерпретация данных Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу. Ключ Физическая агрессия: «Да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;«Нет» - № 9, 17, 41. Косвенная агрессия: «Да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» -№ 10, 26, 49. Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» -№ 11, 35, 69. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» - № 44. Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;«Нет» - № 65, 70. Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71,73; «Нет» - № 39, 66, 74, 75. Угрызение совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32,40, 47, 54, 61, 67 (23, с.113-115). Анкета Дорогой друг! Мы проводим исследование взаимоотношении в коллективе с целью оказания тебе помощи в дальнейшем. Подписывать свою анкету не обязательно, но если тебе так хочется, то можно. Пожалуйста отвечай на вопросы искренне. Ты можешь выбрать один или несколько вариантов ответа. Твой пол - мужской женский В каком классе учишься? С каким чувством ты идешь обычно в школу? с удовольствием, с хорошим настроением равнодушно, без удовольствия с плохим настроением Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем? со сверстниками в школе со сверстниками на улице со старшими ребятами в школе со старшими ребятами на улице с другими людьми такого не случалось Случалось ли чтобы кто-либо пытался унизить, оскорбить, издеваться над тобой? да сверстники в школе да сверстник на улице да старшие ребята в школе да старшие ребята на улице да другие людьми такого не случалось случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома? - да случалось нет 7. Если случалось, как ты поступал в этом случае? Рассказывал родителям Старшему брату Другу, подруге Учителю Пытался защитить себя, дрался Никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали Такого не случалось (17, с. 66-67). Приложение 2 Классный час Конфликты в нашей жизни Цель: предупреждение конфликтов в подростковой среде через информационные и игровые способы воздействия. Задачи: Познавательные - учащиеся должны усвоить сущность понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомиться с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения конфликтов. Развивающие - развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки, Воспитывающие - решение проблемы повышения сплоченности класса. Оборудование и средства: ТСО (телевизор, видеомагнитофон, графпроектор), видеокассета, аудиокассета, плакат, эмблема, транспаранты, наглядный материал для показа, цветные квадратики для рефлексии. Время и место проведения: 40-60 минут, обычная аудитория. Литература: 1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 160с. 2. Д. Соколова. Конфликты в моей жизни: классный час//Воспитание школьников - 2005.- №3. - С. 28-30. 3. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. - М. 2005. - 209с. План проведения занятия. 1. Предварительная подготовка (работа с творческой группой; конкурс сочинении по теме «Что я возьму с собой в третье тысячелетие?»). 2. Приветствие учащихся, сообщение темы классного часа. 3. Определение конфликта. 4. Игровая ситуация «Канат и конфликт»; «Диалог» 5. Технология нарастания и разрешения конфликта 6. Выяснение причин возникновения конфликтов. Видео сюжет «Ирония судьбы или с легким паром». 7. Подведение итогов. Диагностика успешности неуспешности занятия. 8. Благодарность за участие. Ход проведения занятия. Социальный педагог. Вы писали сочинение на тему: «Что я возьму с собой в третье тысячелетие». Послушайте, пожалуйста, отрывки из этих сочинений: 1. «Нам посчастливилось жить в двух тысячелетиях. Я часто задумываюсь над тем, какой будет наша жизнь. Хочется, чтобы она была счастливой и радостной. Но как этого достичь? Я думаю, что для этого нужно, чтобы никогда не было конца света, чтобы люди не ссорились, чтобы любили друг друга, чтобы понимали, что иногда они совершают ошибки». 2. «От рождения до самого последнего дня человека сопровождают конфликты. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще». 3. «Я учусь в педагогическом классе. После окончания X] класса и института, я вернусь в школу. Возникает много противоречий между учителями и учениками. Наиболее частая причина: школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению». Социальный педагог. Конфликты существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни... Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы... Сегодня я хочу с вами поговорить о причинах конфликтов и путях их решения. «Конфликты в нашей жизни или...». Пока наша тема звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? Ученики. Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д. Социальный педагог. Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. Ученики (заранее подготовившиеся). Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению. Столкновение, серьезное разногласие, спор (Ожегов СИ.). Социальный педагог. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы: одна - мальчики, другая - девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру - перетягивание каната. (Играют в игру.) Социальный педагог. Победила команда... Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт? Ученики. Да. Социальный педагог. А из-за чего он мог произойти? Ученики. Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида. Социальный педагог. Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? Ученики (при необходимости помогает педагог). Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. Социальный педагог. А теперь разыграем другую ситуацию. (Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да - нет» на примере ситуации с дежурством по классу.) Я дежурил вчера. -Нет. Дежурил.-Нет.-Да. Нет и т.д. Социальный педагог. Конфликт ли это? Почему? Ученики. Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора - дежурство. Социальный педагог. Хорошо. А теперь я попрошу вас разделиться на две группы. Посмотрите, пожалуйста, цвет солнышка на ваших эмблемах имеет разный оттенок. Первую группу составят те, у кого солнышко желтого цвета, а вторую группу - у кого оранжевого цвета. Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос. Вопрос для первой группы: «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?» Ученики. Возникают тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, смятение, стресс, разрыв отношений и т.д. (Звучит музыка.) Классный руководитель. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта. (Используется транспарант для графопроектора.) 6. Разрыв. 5. Агрессия. 4. Унижение. 3. Противодействие. 2. Недовольство. 1. Несогласие. Вопрос для второй группы: -Что происходит, если конфликт разрешается правильно? Ученики. Наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т.д. (Звучит музыка.) Социальный педагог. А вот какова схема разрешения и предотвращения конфликта (Используется транспарант для графопроекта.) 9. Временный разрыв. 8. Согласие. 7. Понимание. 6. Умение слушать. 5. Анализ своих действий. 4. Третейский суд. 3.Компромисс. 2.Юмор. 1. Нежность. Социальный педагог. Мы вместе дали определение; самому слову «конфликт», разобрали некоторые конфликтные ситуации и определили способы предотвращения конфликта. А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему происходят конфликты? Ваша точка зрения. Ученики. Не умеем выслушать друг друга. Не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого. Не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы. Социальный педагог. Хорошо. Но что же делать, чтобы конфликты не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов? Чтобы вам было проще ответить на этот вопрос, к каждому навыку я буду показывать отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Итак, первый эпизод. Социальный педагог (после просмотра). Что он демонстрирует? Ученики. Умение слушать. Второй эпизод. Социальный педагог. Что демонстрирует этот эпизод? Ученики. Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями. Третий эпизод. Социальный педагог. Что показывает данный фрагмент фильма? Ученики. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя. Четвертый эпизод. Социальный педагог. Тот же вопрос. Ученики. Умение критиковать и правильно реагировать на критику. Пятый эпизод. Социальный педагог. Какое качество демонстрирует герой фильма в последнем просмотренном фрагменте? Ученики. Умение принимать решение. Социальный педагог. А теперь я попрошу вас разделиться на три группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую группу - у кого он зеленого цвета, а в третью - те, у кого он синего цвета. Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения данного конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится 1 минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения. Затем вторая группа показывает - третья представляет вариант решения. Далее третья группа показывает - первая представляет вариант решения. Варианты решения конфликта: Оба проиграли («ни тебе, ни мне»). Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы). Оба выиграли. Социальный педагог. Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный? Так как же можно продолжить тему нашего классного часа? Третий вариант: оба выиграли. «... Выиграть может каждый». Социальный педагог. У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков. Вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Если ваш ответ «Да», то положите красный квадратик. Если ваш ответ «Нет» - черный квадратик. Если вы еще сомневаетесь - зеленый квадратик. (Звучит музыка.) (По преобладающему цвету разложенных на столе квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме). Социальный педагог. Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли - избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Класс. Свободный выбор. Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир. Социальный педагог. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее... (Е.Евтушенко). И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности. И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон. Для того чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность к следующему классному часу, продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наш классный час заканчивается. Спасибо. До свидания (18, с. 34-37). Приложение 3 Комплекс рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов (памятка для учащихся) При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее: v проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие; v держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован; v установить контакт глазами и стараться не терять его; v дать собеседнику выговориться, не перебивая его; v дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему); v признать свою вину, если объективно таковая есть; v постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав; v показывать что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника* сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела; v разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества. Советы по смягчению конфликтности. 1. Включите душевное зрение (человек- матрешка: есть он сам, внутри него еще один - внутренний, внутри того - еще один, глубинный. Лучше говорить мягкими словами, слушать собеседника) 2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой (собеседник может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным. Но чем меньше это будет раздражать Вас, тем талантливее вы как собеседник) 3. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился (старайтесь больше говорить хорошего не о себе, а о собеседнике). 4. Не кидайте в собеседника булыжники (задавайте нужный тон - корректный и уважительный). 5. Без нужды не задевайте (понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время лезет перед вами на пьедестал, а вас окунает в грязную лужу?- Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает по сути то же самое. Чтобы этого не было, стройте общение на равных, а не сверху. 6. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинении. 7. Не спорте по мелочам, не спорте с теми, с кем спорить бесполезно, не спорте с теми, кому важнее поспорить, а не разобраться, а самое главное никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите действительно разобраться, тем более разобраться вместе с собеседником. 8. Надо стремиться к согласию, но не надо бояться разногласии (разногласия между людьми естественны и не могут быть поводом для разочаровании и недовольств, ссор, конфликтов.). 9. Ищите то, в чем прав собеседник, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. 10. Признавайте возможность своей неправоты («Слушай, может быть я не прав, но давай посоветуемся»). 11. Старайтесь согласиться, а не возразить, стремитесь не к победе, а к истине, к миру.
Страницы: 1, 2
|