Управление процессом формирования команды волейболисток
p align="left">Заслуживает внимания концепция деятельности, разработанная в трудах Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других психологов. Согласно этой концепции, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности -- значит, указать, в чём состоит её предмет, выяснить побуждающие её мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность. В психолого-педагогической литературе используются понятия "типы" и "виды" общения как определённые разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что -- видом общения учёные, занимающиеся проблемами профессионально -- педагогического общения, не придерживаются. Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению учёного, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично -- ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение. В игровом общении нет такой жёсткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчинённого, а от проявления лучших качеств партнёров в различных ситуациях игры. Игровое общение несёт в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность, как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать. Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев [20]. Учёный утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение -- это процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной общности -- группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. В реальных жизненных ситуациях партнёры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение. К тому же этот процесс, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнёров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях. Так, манипулятор может настолько тщательно скрывать свои манипуляции, чтобы у собеседника, да и у сторонних наблюдателей их диалога может возникнуть впечатление, что их общение протекает без ухищрений и уловок, без манипуляций, т. е. на игровом или деловом уровне. Понимание особенностей общения на различных уровнях позволит педагогам и всем, кто постоянно погружён в сферу "человек -- человек", быть не пассивным участником общения, а осознанно включаться в процесс взаимодействия с людьми, в определённой степени управлять этим процессом. Педагогу важно задумываться над такими вопросами: 1) Почему ученик задаёт тот или иной вопрос? Что им движет? Чего он хочет? 2) Как подобрать нужные слова для ответа ученику? При этом важно понимать, что ученик может руководствоваться двумя принципиально важными для него моментами: -- получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока); -- набрать дополнительные "очки" в глазах своих одноклассников за счёт оригинального острословия, за счёт того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и "загнать в тупик" благодаря тому, что сумел "увести" урок в другое русло [21]. По мнению Е.П. Ильина, общение это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых существ, в первую очередь для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию людей. Этот вид коммуникации и относится к общению. Часто понятие "общение" используется не по назначению или слишком широко. Общение людей -- это связь между ними, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживаниях и взаимопонимании. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное -- общение между двумя субъектами (учитель -- учение), личностно -- групповое -- общение между одним человеком и группой (учитель -- класс) и межгрупповое (между классами). Личностно -- групповое общение осуществляется учителями физической культуры на уроке в два раза чаще, чем межличностное, причём эффективность первого несколько выше, чем второго. Первое чаще используется с целями обучения, второе -- с воспитательными целями (Д.А. Мишутин). По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение учителя с учащимися происходит на занятиях в школе, во время внеклассной и внешкольной спортивно -- массовой работы с детьми. Это общение характеризуется соподчинённостью или соотнесением, в зависимости от социального статуса и роли общающихся. Например, общение между учителем физической культуры, с одной стороны, и классом или спортивной командой, с другой стороны, носит характер соподчинения: младшие подчиняются старшему. В тоже время учащиеся, находящиеся в одной спортивной команде и имеющие одинаковый социальный статус, имеют между собой соотнесённое общение, основанное на равенстве прав и обязанностей. Деловое общение может быть необходимым, так как без межличностных контактов осуществление совместной деятельности может оказаться невозможным: желательным, так как межличностные контакты могут способствовать более успешному осуществлению педагогической деятельности, в частности воспитанию учащихся; нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; нежелательным, когда общение между определёнными лицами затрудняет достижение поставленной учителем цели. Поэтому не всякое общение является средством педагогического воспитания. Неделовое общение, как правило, характеризует межличностное общение учащихся в свободное от учебной деятельности время, общение между учителем и учащимися при проведении досуга. Этот вид общения отражает характер интимных отношений между общающимися: знакомство, дружбу, привязанность, любовь. В связи с этим и выражаться это общение может по -- разному. Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создаётся первое впечатление друг о друге. Поэтому законы социальной перцепции -- восприятия людьми друг друга -- здесь играют большую роль. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может, как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным. Длительное общение даёт возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах: спортивных, находящихся длительное время на сборах;). Выделяют и другие виды общения: социально ориентированное, групповое (общение между членами спортивной команды во время игры); личностно ориентированное [15]. Характеризуя современное состояние психологии спорта и её прикладной потенциал, можно констатировать, что интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля, занимающихся подготовкой спортсменов, богатый и разнообразный материал, накопленный спортивными психологами, создают благоприятную почву для развития прикладной психологии спорта, для создания практической психологической службы. Но, несмотря на наличие благоприятных предпосылок, психологическая служба даже на уровне сборных команд развита недостаточно. Именно специальная теория спортивной деятельности позволила бы сформировать целостное системное представление о психологических предпосылках высокого профессионализма в спорте и средствах его достижения. К такому убеждению приводит анализ возможностей, которые содержит концепция системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова с точки зрения психологического обеспечения высокого профессионализма в трудовой деятельности. Для того чтобы последовательно рассмотреть направления исследования спортивной деятельности в психологии спорта, целесообразно обратиться к классификации психологических теорий деятельности, сделанной Г.В. Суходольским. Помимо общепсихологических концепций деятельности Г.В. Суходольский выделяет концепции, имеющие прикладную направленность. К ним он относит профессиографические и психолого --педагогические концепции деятельности. Профессиографическое направление Г.В. Суходольский подразделяет на: -- профессиоведческое, состоящее в комплексном изучении профессий с экономической, социальной, психологической и других сторон; --психографическое, ориентированное на психологическое обеспечение профессиональной успешности работника. Основным содержанием деятельности психографического направления является анализ психограмм определённого вида профессиональной деятельности, представляющих собой достаточно полное описание профессионально важных свойств человека как субъекта труда. Если исходить из классификации Г.В. Суходольского, то в психологических исследованиях спортивной деятельности можно выделить, во -- первых, общетеоретический её анализ и, во -- вторых, профессиографические описания, психограммы отдельных видов спорта. К теоретическому анализу спортивной деятельности, основанному на общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), обращались в своих работах А.Ц. Пуни, В.А. Демин, А.В. Родионов, О.В. Дашкевич, Т.Т. Джамгаров. Значительное число исследований посвящено психографическому анализу различных видов спорта [7, 16]. В работах, посвящённых психологической характеристике отдельных видов спорта, проявилась не разработанность психологической теории спортивной деятельности, вследствие которой оказалось сложным соответствие свойств психики с теми или иными структурными единицами спортивной деятельности. Не меньшие трудности возникают при анализе соотношения требований к психике различных компонентов спортивной деятельности. Именно поэтому, по справедливому замечанию Э. Герон, психологические характеристики отдельных видов спорта отличаются описательным характером, скорее суммированием, чем обобщением результатов исследований, касающихся специфики требований к психике конкретного вида спорта, что не позволяет построить на основе такого описания систему психологического обеспечения подготовки спортсменов. Многие спортивные психологи отмечают такую особенность развития исследований спортивной деятельности, как относительно независимое рассмотрение её особенностей и особенностей личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Рассмотрение особенностей спортивной деятельности независимо от субъекта А.Ц. Пуни расценивал как теоретически неправомерное явление, так как процесс любой деятельности не может осуществляться без человека, без личности и неконструктивен в прикладном плане. Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от её субъекта А.Ц. Пуни рассматривает изучение деятельной личности, т. е. "человека действующего, понимающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность самого себя". Таким образом, А.Ц. Пуни приходит к заключению о необходимости переориентации исследований в психологии спорта на изучение деятельной личности спортсмена. Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности (4, 11, 12, 27). В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативности деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства, внутренней мотивации по сравнению с внешней. Показано, что успешной деятельности спортсменов является оптимальное соотношение у них стремления к успеху и желания избежать неудачи, так как ориентация исключительно на успех снижает устойчивость к неизбежным в спорте неудачам, а доминирование стремления избежать неудачи провоцирует защитные стратегии поведения, препятствующие самореализации спортсменов. Многолетние исследования психологических предпосылок достижений высококвалифицированных спортсменов дают возможность очертить основные контуры личностно -- деятельностной концепции самореализации личности в спорте. Её основные черты: 1) осознание невозможности подготовки профессионала высокого класса посредством решения частных задач совершенствования отдельных сторон спортивной деятельности; 2) ориентация на психологически ориентированное проектирование деятельности; 3) рассмотрение в качестве критериев профессионализма, как высокого уровня достижений, так и их психологической стоимости, профессионального долголетия, сохранения физического и психического здоровья, благополучия жизненного пути; 4) включение в круг условий профессиональной самореализации не только освоения операционального состава деятельности, но и характера взаимодействия с жизненным контекстом спортивной деятельности; 5) рассмотрение в качестве существенного регулятора профессиональной самореализации субъективной картины деятельности, складывающейся у высококлассного профессионала; 6) принятие во внимание долговременности включения спортсменов в спортивную деятельность и возникновение в связи с этим её долговременных регуляторов, способных повлиять на то, как воспринимаются те или иные ситуативные воздействия. Специальная психологическая теория спортивной деятельности, отвечающая указанным критериям, может стать основой построения психологического обеспечения подготовки спортсменов по опережающему принципу, позволяющего заблаговременно формировать психологические предпосылки раскрытия потенциальных возможностей спортсменов, определить место каждого этапа многолетней подготовки в решении этой задачи [9]. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что межличностные отношения -- это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг другу в процессе совместной деятельности и общения. Спортивная деятельность предъявляет значительные требования не только к специальной подготовке спортсменов, но и к умению строить отношения с людьми, особенно в командных видах спорта. Спортивной команде свойственны все социально-психологические закономерности малой группы. Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами и отношения спортсменов с тренером. От степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности. Тренер в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на все факторы, определяющие в той или иной степени социально-психологический климат спортивной команды. Умение тренера строить деловые и личностные отношения со своими воспитанниками, облегчает решение воспитательных задач, формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а так же создает благоприятные условия для управления командой. Глава 2. Методы и организация исследования 2.1 Методы исследования Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования: 1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2) Педагогическое тестирование. 3) Социометрический метод. 4) Педагогический эксперимент. 5) Методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников осуществлялось преимущественно в начале собственных исследований. При этом уделялось внимание социально-психологическим аспектам межличностных отношений в сфере физической культуры и спорта, в частности рассматривались психологические особенности межличностных отношений в спортивной группе, психологический климат, взаимоотношения в системе "тренер-спортсмен", "спортсмен-спортсмен". При проведении педагогического тестирования нами были использованы следующие методики: 1. Личностный опросник Айзенга (форма А), направленный на выявление типов темперамента, представляет собой вариант опросной методики, сущность которого составляет определение выборов из 57 вопросов ("да" или "нет"). Доминирующие свойства темперамента определялись по двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма [6, 32]. 2. Опросник К. Томаса, направленный на изучение предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной деятельности. Применялся тест, состоящий из 60 су>кдений сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить к какому типу поведения склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения [6]. 3. Для определения истинной мотивационной формулы агрессивности, использовался тест -- опросник, состоящий из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечают "да" или "нет". Ответы оцениваются по 8 шкалам: физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Индекс враждебности включает в себя 5 и б шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7 [32]. 4. Стиль руководства. Для определения стиля руководства тренера, мы использовали тест "Стили руководства" С.И. Ильина, состоящий из 40 вопросов. Социометрический тест предназначен для изучения особенностей межличностных взаимоотношений, образующих так называемую социально-психологическую структуру группы и предназначен для решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности в группах; Индекс групповой сплоченности: где -- сумма взаимных выборов, сделанных членами группы. -- максимально возможное число взаимных выборов в данной группе. = n (n-1), где n - число членов в изучаемой группе. б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (звезды, лидеры, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований; В процессе педагогического эксперимента, нами были изучены особенности межличностных взаимоотношений среди спортсменок волейболисток (10-12 лет) в тренировочном процессе. Разработан и внедрен план воспитательной работы по сплочению спортивной команды, даны рекомендации тренеру и спортсменкам. Важным условием педагогического эксперимента было сравнение результатов педагогического тестирования на начальном и заключительном этапах. Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При этом определялись следующие параметры: М - средняя арифметическая; G - размах варьирования m - средняя ошибка среднего арифметического; Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки. В ходе статистического анализа социометрического исследования устанавливались критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статически достоверными. 2.2 Организация исследования Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3 г.Тюмень. В исследовании приняли участие команда волейболисток девочек (10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер группы. На первом этапе исследования, с сентября 2008г. по май 2009г., нами была определена тема исследования, выделены основные понятия, проведен теоретический анализ состояния проблемы. На втором этапе исследования (сентябрь 2008г. март 2009г) разработан и внедрен план воспитательной работы по сплоченности спортивной команды. В мае 2009 г. проведено итоговое педагогическое тестирование. На третьем этапе исследования, с апреля по май 2009г., осуществлялась обработка результатов эмпирического исследования, теоретическая интерпретация полученных результатов и оформление дипломной работы. Глава 3. Результаты исследования В результате проведенного исследования, по определению типов темперамента, нами были получены следующие данные (Диаграмма 1). Холерик-экстраверт -- 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость,импульсивность, оптимизм, активность. Сангвиник-экстраверт -- 14,2%, характерны такие черты как: стабильность, общительность, дружелюбие, словоохотливость, отзывчивость, деятельность, энергичность, беспечность, лидерство. Меланхолик-интроверт -- 57%, характерны такие черты как: нестабильность, уныние, тревожность, ригидность, сдержанность, пессимистичность,замкнутость, необщительность,покладистость. Флегматик-интроверт -- 7,1%, характерны такие черты как: стабильность, пассивность, осмотрительность, миролюбие, управляемость, уравновешенность, спокойствие. Следовательно, в группе волейболисток преобладает такой тип темперамента, как меланхолик-интроверт 57%. Для определения агрессивности, нами был использован тест - опросник А. Басса и А. Дарки. Результаты проведенного исследования позволили определить, что в группе волейболисток существуют различные виды агрессивных реакций (Таб. 1). Таблица 1 Виды агрессивных реакций в группе волейболисток. |
№ | физ. агр. | кос. агр. | раздра-жение | негати-визм | обида | подозри-тельность | верб. агр. | чувство вины | | 1 | 4 | 6 | 5 | 2 | 7 | 6 | 10 | 8 | | 2 | 3 | 4 | 6 | 2 | 5 | 9 | 7 | 9 | | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 | 7 | 8 | 8 | 9 | | 4 | 8 | 4 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 5 | | 5 | 3 | 5 | 9 | 2 | 8 | 7 | 6 | 10 | | 6 | 4 | 5 | 3 | 4 | 7 | 9 | 6 | 9 | | 7 | 7 | 5 | 9 | 4 | 7 | 8 | 11 | 10 | | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 | 5 | | 9 | 6 | 6 | 10 | 3 | 5 | 9 | 7 | 8 | | 10 | 6 | 2 | 4 | 3 | 6 | 8 | 7 | 6 | | 11 | 6 | 3 | 7 | 3 | 9 | 6 | 3 | 6 | | 12 | 8 | 6 | 4 | 3 | 8 | 9 | 8 | 8 | | 13 | 8 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 9 | 7 | | 14 | 4 | 5 | 3 | 4 | 7 | 9 | 6 | 9 | | |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе волейболисток преобладают такие виды реакций как: обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. К вербальной агрессии склоны спортсменки с таким типом темперамента как, холерик-экстраверт. Обида, подозрительность, чувство вины выявлены у спортсменок с меланхолическим типом темперамента. Таким образом, большинство волейболисток предпочитают выражать негативные чувства через: ссоры, крики, через содержание словесных ответов, т.е. упреки, угрозы, ругань, насмешки. Но девочки не склонны к физической агрессии и раздражению. Уровень агрессивности низкий. С целью изучения личной предрасположенности к конфликтному поведению, нами был использован тест-опросник К. Томаса. Результаты проведенного исследования позволили определить, что в группе волейболисток преобладают такие способы реагирования на конфликт как: соперничество, сотрудничество, компромисс (Таб. 2). Таблица 2 Способы реагирования на конфликт |
№ | соперн-во | сотрудн-во | компромисс | избегание | приспособление | | 1 | 4 | 5 | 8 | 7 | 6 | | 2 | 8 | 4 | 2 | 4 | 6 | | 3 | 8 | 5 | 7 | 4 | 6 | | 4 | 7 | 6 | 7 | - | 4 | | 5 | - | 5 | 4 | 7 | 6 | | 6 | 10 | 6 | 5 | 5 | 3 | | 7 | 2 | 10 | 6 | 4 | 7 | | 8 | 8 | 7 | 4 | 5 | 7 | | 9 | 5 | 4 | 6 | 6 | 3 | | 10 | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | | 11 | 6 | 7 | 3 | 4 | 6 | | 12 | 4 | 9 | 4 | 6 | 7 | | 13 | 2 | 5 | 8 | 5 | 7 | | 14 | 3 | - | 9 | 4 | 5 | | |
Сотрудничество -- свойственно волейболисткам с таким типом темперамента как: холерик-экстраверт. К компромиссу склонны волейболистки с типами темперамента меланхолик-интроверт и сангвиник-экстраверт. Соперничество -- в конфликтных ситуациях характерно: флегматикам--интровертам, меланхоликам-интровертам. Таким образом, 36% волейболисток предпочитают соперничество, 28,5% - компромисс, 28,5% -- сотрудничество и 7% - избегание. Для выявления особенностей межличностных отношений членов группы, мы использовали социометрическое исследование. Результаты представлены в виде социометрической матрицы (Таб.3). Социометрическая матрица. Таблица 3 |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | | 1 | | ++ | | | | - | - | | ++ | | + | - | | | | 2 | ++ | | | - | - | | - | | ++ | + | - | | | | | 3 | + | | | | | | | | + | + | - | - | | | | 4 | + | | | | | | | | ++ | | | | | | | 5 | | | | - | | | | | | ++ | | | | | | 6 | | | | - | - | | | | + | + | | | | + | | 7 | | - - | ++ | + | - - | ++ | | | | - - | | | + | | | 8 | + - | | + | - - | | | | | + | ++ | | | | | | 9 | ++ | ++ | | - | | | | | | | | | | | | 10 | + | + | + | - - | + | + | + | + | + | | + | + | + | + | | 11 | + | + | | - - | - | | - | | | | | | | | | 12 | + | + | + | - | | | - | | | | | | + | + | | 13 | | | + | - | | + | | + | | | - | | | | | 14 | + | | + | | | | - | | + | | | - | | | | |
«+» - положительный выбор «-» - отрицательный выбор На основе социоматрицы, нами была построена социограмма, которая дает наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях. Для выявления соотносительного авторитета, по признакам симпатии и антипатии, волейболистки были разделены на 4 зоны: 1) «зона звезд» (2 чел.) -- в нее вошли лица, набравшие не менее 11 выборов. Девочки, находящиеся в этой зоне, в силу характера имеют склонность к общению. В ситуации возникновения конфликта они стремятся к компромиссу, либо к избеганию. Агрессивные реакции проявляются в виде вербальной агрессии, чувства вины. Уровень агрессивности низкий. 2) «зона предпочитаемых» (3 чел.) -- в нее вошли лица, набравшие от 6 до 7 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству или к компромиссу. В конфликтных ситуациях склонны к вербальной агрессии. Уровень агрессивности соответствует норме. 3) «зона отвергаемых» (3 чел.) -- в нее вошли лица набравшие от 4 до 3 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству и компромиссу. Агрессивная реакция проявляется в виде подозрительности и чувства вины. Уровень агрессивности ниже среднего. 4) «зона изолированных» (6 чел.) -- в нее вошли лица, набравшие от 1 до 2 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к сотрудничеству, соперничеству. Уровень агрессивности низкий. В результате социометрического исследования мы получили обобщенную картину состояния системы межличностных взаимоотношений. Она характеризуется особым диагностическим показателем уровнем благополучия взаимоотношений. В спортивной команде волейболисток отмечается низкий уровень благополучия, т.е. «зона звезд» и «зона предпочитаемых» в сумме меньше зон «принебрегаемых» и «изолированных». Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%, а индекс групповой сплоченности 0,04%. Это свидетельствует о низком уровне благополучия взаимоотношений. Таким образом, для спортсменок имеющих высокий социометрический статус, вошедших в «зону звезд» и «зону предпочитаемых» характерны следующие особенности: -- склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, сангвиник--экстраверт, флегматик-интроверт. -- направленность на общение. -- низкий уровень агрессивности. -- реакция на конфликт компромисс. -- проявление агрессивных реакций в виде вербальной агрессии, чувства вины. Для волейболисток вошедших в зону «отвергаемых» и «изолированных», имеющих низкий социальный статус характерны следующие особенности: --склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, холерик--экстраверт, сангвиник-экстраверт. -- уровень агрессивности низкий. -- реакция на конфликт, соперничество. Таким образом, результаты социометрического анализа показали, что роль лидера в группе занимают меланхолики-интроверты, сангвиники--экстраверты, флегматики-интроверты. Наибольшей популярностью в группе пользуется сангвиник-экстраверт № 9 и меланхолик-интроверт № 1, склонные к компромиссу и избеганию. Спортсменки, склонные к соперничеству, подозрительности отвергаются во внутригрупповых взаимоотношениях. Необходимо отметить, что тренер исследуемой группы использует демократический стиль руководства, в конфликтных ситуациях предпочитает компромисс либо избегание, тип темперамента -- сангвиник-экстраверт. Основываясь на полученные данные и годовой план воспитательной работы в спортивной школе, нами разработан план воспитательной работы по сплочению спортивной команды. 1) беседы тренера со всей командой включающие информацию об основных трудностях возникающих при взаимодействии спортсменов в конфликте, средствах разрешения межличностных конфликтов, стилях поведения, методах саморегуляции в спорте. 2) индивидуальные беседы тренера со спортсменами «звездами», «предпочитаемыми» и ориентация спортсменов на установление взаимодействие с «отвергаемыми» и «изолированными». (Работа в парах на тренировочных занятиях). 3) практические тренинго-игровые упражнения тренера с группой направленные на: а) преодоление коммуникативных барьеров, развитие умений ориентироваться в сложных эмоционально насыщенных ситуациях для интровертов: (Упражнения «Туман», «Обмен ролями»; Групповая игра «Неудачное интервью», «Контакты»). б) развитие умений выслушать собеседника, способность к эмпатии для экстравертов: (Упражнения «Анабиоз», «Выбор»; Групповой тренинг «Дискуссия»). в) разыгрывание конфликтной ситуации игровой деятельности с различными вариантами поведений (соперничество, компромисс, сотрудничество). 4) привлечение к воспитательной работе родителей. 5) активная работа капитана команды в качестве помощника тренера, направленная на: а) формирование позитивного отношения спортсменов друг к другу. б) не допускать возникновения отрицательных воздействий друг на друга. 6) ведение дневника самоконтроля спортсмена. 7) знакомство с правилами взаимоотношения в тренировочном процессе, в ходе которых девочки уясняют, соответствуют ли их поведение предложенным положениям, происходит осмысление своего поведения и принятие предложенных положений. Результаты социометрического исследования, проведенные в мае 2009г. после внедрения плана воспитательной работы свидетельствуют о том, что в группе волейболисток значительно снизился процент девочек со статусом (отвергаемые) и (изолированные), он составил 14,2% (рис.З). Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень. В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт. Выводы 1. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности. Тренер, в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие социально--психологический климат спортивной команды. 2. Результаты исследования типов темперамента волейболисток показали, что в группе 57,3% девочек меланхоликов-интровертов, 21,4%-- холериков-экстравертов, 14,2% - сангвиников-экстравертов и 7,1% флегматиков-интровертов. 3. В целом в группе волейболисток низкий уровень агрессивности. Основными видами агрессивных реакций девочек являются: обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. В ситуации конфликта 36% девочек предпочитают соперничество, 28,5% -- компромисс, 28,5% - сотрудничество и 7% - избегание. 4. В спортивной команде девочек волейболисток выявлен низкий уровень групповой сплоченности. Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%. 5. План воспитательной работы по сплочению спортивной команды включает: беседы тренера со всей командой; индивидуальные беседы; практические тренинго - игровые упражнения тренера с группой; работу капитана команды; ведение дневника самоконтроля. 6. В результате, внедрения плана воспитательной работы в учебно--тренировочный процесс волейболисток, значительно снизился процент девочек со статусом «отвергаемые» и «изолированные», он составил 14,2%. Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень. В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество, как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт. Рекомендации тренеру для работы с занимающимися, имеющих определенный тип темперамента. Холерик-экстраверт: Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика, в работе с ним не допустимы резкость, несдержанность. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему, отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результата. Сангвиник-экстраверт: Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, но по возможности интересные задачи. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Меланхолик-интроверт: В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, но и просто повышенный тон. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему следует проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи. Список используемой литературы 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие /Социально -- психологические проблемы. -- М.: МГУ, 1990. -- 240 с. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов. -- М.: Академия, 2000. -- 264 с. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. -- М.: Просвещение, 1989.-- 224 с. 4. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. -Омск, 1988. -- 48 с. 5. Буэ М. Функции спорта в человеческих отношениях //Спорт и образ жизни, сборник статей -- М.: "ФК и С", - 1979. -- с. 142 -- 144. 6. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии./Под редакцией И.П. Волкова. -- СПБ: «Питер», 2002.-284 с. 7. Герон Э. Психоспортграмма //Психология и современный спорт. -- М.: 1973, 8. Гончаров В.Д. Социально -- психологические аспекты //Человек в мире спорта. -- М.: ФК и С, 1978. -- 97 с. 9. Горская Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития. //Теория и практика ФК. -- 1999. - № 5. - с. 53 -56. 10. Гошек В. Ванек М. Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности. //Психология и современный спорт. -- 1973.- С. 100 -- 121. 11. Гошек В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена //Теория и практика ФК, - 1972. - № 1. -- С. 32 -- 36. 12. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. Дисс... Канд. пед. наук. -- Москва: - 1975. -- 19 с. 13. Дёмин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. Дисс... Кандидат пед. наук.-- Москва: -- 1975. -- 19 с. 14. Зобков В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: Автореф. Дисс... Доктор педагогических наук. -- Москва: -- 1993. -- 30 с. 15. Ильин Е.П. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения /Психология физического воспитания. - СПБ: Изд. -- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. -- 486 с. 16. Илюта Д. Методологические аспекты разработки психограммы видов спорта //Психология и современный спорт. -- М.: 1982. -- 21 -- 24 с. 17. Коломейцев Ю.А. Связь потребностей с различными элементами социально -- психологического климата //Человек в мире спорта. Т. 2. -- М.: 1998. -- с. 335 -- 336. 18. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. -- М.: 1984. 19. Коломейцев Ю.А. Влияние социально -- психологической совместимости и стиля руководства на эффективность спортивной деятельности //Спортсмен подводник. 66. -- М.: 1982. -- с. 3 -- 7. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М.: 1975. -- 304 с. 21. Лобанов А.А. Общение и деятельность. /Основы профессионально -- педагогического общения. М. -- 2002, 189 с. 22. Лобанов А.А. Общение и отношение. /Основы профессионально -- педагогического общения. М. -- 2002. -- 189 с. 23. Мартьянов Б.Н., Гогунов Е.Н. Социально -- психологические особенности спортивной группы. /Психология ФВ и С, М. -- 200. -- с. 288. 24. Навроцкая В. Анализ и формирование структуры межличностных отношений в спортивном коллективе //Психология и современный спорт.-- 1973. -- с. 72. 25. Немов Р.С. Межличностные отношения в группах и коллективах /Психология Т. 1. -- М, 2001. -- с. 686. 26. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.-- М.: Просвещение, 1990.-301с. 27. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология. -- Л.: ЛГУ, 1979. -- 167 с. 28. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. -- М, 1984. -- 104 с. 29. Попов А.Л. Массовидные социально -- психологические явления /Психология,уч.пособие. --М, 2001. -- с.325. 30. Пуни А.Ц. [предмет психологии и спорта] /Пуни А. Ц. "Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.-- СПБ, 2002. -- с. 361 --366. 31. Пуни А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности //Теория и практика ФК. -- 1973. -- №12. - с. 10 -- 14. 32. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М, 1980. -- 28 с. 33. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. Издательство «Владос пресс», 2002.-383 с. 34. Родионов А.В. //Психология спортивной деятельности. - 1978. с -- 3-11. 35. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности //Психология и современный. -- 1973, с. 14 -- 40. 36. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. Изд-во «Феникс», - 1998 г. -- 86 с. 37. Стамбулова Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности /Стамбулова Н. Б. //Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. -- 2002. -- с. 32 -- 37. 38. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. -- Л. 1988. -- 168 с. 39. Узен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения -- изд. 2-е, доп. -- М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-272 с. 40. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. -- М.: ФНС, 1980. 41. Чернышёв А.С., Крикунов А.С. Социально -- психологические основы организованности коллектива -- Воронеж, 1991. -- 163 с. 42. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М, 1982. -- 183 с. 43. Шеленбергер Б. Социальные отношения спортсменов как компоненты регуляции поведения и спортивной деятельности //Психология и современный спорт. -- 1982. -- 200 -- 209. Приложение Правила взаимоотношений волейболисток. 1. Не упрекай партнера за ошибки в игре. Лучше похвали его за удачно сыгранный мяч. 2. Помни: нет безнадежных мячей, старайся принять любой, каким бы трудным он ни был. Самоотверженная попытка принять мяч даже при ее неудаче воодушевляет команду. 3. Не получился нападающий удар, будь самокритичен -- ищи свои ошибки. 4. Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично. 5. Не копите раздражение, что-то не нравится, не молчите, скажите об этом. 6. Спокойно воспринимай атаки со стороны окружающих. 7. Знай все, что говоришь. Не все говори, что знаешь. 8. Научитесь обходиться без резкости и категоричности. 9. Используйте метод одобрения. Постарайтесь, чтобы ошибка казалась человеку легко исправимой. 10.Самое хорошее коммуникативное качество женщины -- мягкость, следовательно, не показывай жесткость, резкость, а тем более грубость. 11.Не требуй от человека максимального, идеальных людей не бывает. 12.Стремитесь приспособиться к индивидуальности партнера, а не наоборот. 13.Не старайтесь переделать и подогнать под себя партнера. 14.Люди не одинаковы, они со временем изменяются. 15.Спокойно воспринимай атаки со стороны окружающих. 16.На резкость не спешите отвечать резкостью, выдержите паузу, пусть собеседник услышит свой голос. 17.Помните, что в конфликте всегда виновны двое, учитесь сдерживать себя. 18.3амечания собеседнику лучше высказывать наедине.
Страницы: 1, 2, 3
|