рефераты курсовые

Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения.

Основы психологических знаний о личности

Вербальные и невербальные средства общения.

План:

1. Характеристика вербального общения.

2. Характеристика невербального общения.  

1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние. Мы рассмотрим подробнее жесты (под которыми будем подразумевать в том числе и элементы позы - например, то, как человек сидит). Владение языком жестов позволяет безошибочно <читать> собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения. Жесты нетерпения:

2. Постукивание предметами или пальцами, ерзание по стулу, помахивание ногой, разглядывание часов, взгляд <мимо> Вас. Если человек сидит на краешке стула, всем телом как бы устремлен вперед, руками уперся в колени - он спешит, или ему настолько надоел разговор, что он хочет поскорее его закончить. Лучше не допустить подобной ситуации - так что не злоупотребляйте вниманием и терпением собеседника. Точно соблюдайте обговоренное время с деловым партнером и не предлагайте свое общество людям, которые в нем совершенно не нуждаются, чтобы не навлечь на себя агрессию не прослыть занудой. Жесты эмоционального дискомфорта: Собирание несуществующих ворсинок, отряхивание одежды, почесывание шеи, снимание и надевание кольца говорят о том, что партер испытывает внутреннее напряжение. Он нуждается в поддержке и совершенно не готов принимать какие бы то ни было решения. Что делать? Поделитесь собственными чувствами - пусть поймет, что Вы на одной с ним стороне (<я очень волновался перед нашей с Вами встречей>). Некоторое время ведите разговор <ни о чем> или переключитесь на менее значимую тему. Можно обсудить все, что угодно, начиная прекрасной ручки клиента или прически подруги, заканчивая погодой, газонной травкой для дачи. Однако обязательно выслушивайте ответы даже на дежурные вопросы, люди не любят чувствовать, что с ними общаются <формально>, не интересуясь их мнением по-настоящему. Поэтому, когда Вы обращаетесь с просьбой или предложением, либо сразу приступайте к деловой части общения, либо, задавать вопросы общего характера, поддерживайте беседу. Нe бывает ничего более отталкивающего в манере некоторых людей, когда вопросы дежурные уже прозвучали, а ответы на них с полуфразы перебиваются. Жесты лжи, когда человек хочет скрыть что-либо, он бессознательно касается рукой лица - как бы <прикрывает> ладонью угол рта, или потирает нос. Однако не путайте этот жест с жестом <скуки> - когда человек опирается подбородком или щекой на руку или обе (ладони, или сложенные в кулаки). Не показывайте человеку, что Вы сомневаетесь в его словах и не пытайтесь поймать его на лжи, доказать факт лицемерия. Наоборот, повторите сказанные им слова (<То есть, если я Вас правильно понял, то:>), так, чтобы оставить ему путь для отступления, чтоб он мог поправить Вас. Жесты превосходства, когда Вы видите направленный на Вас указательный палец, высоко поднятый подбородок, фигуру в форме <руки в боки>, можете совершить несколько ошибок. Либо начать подыгрывать такому <важному> человеку, сутулясь, подобострастно кивая и соглашаясь с каждым его словом, либо повторять все его движения, расправить плечи, поднять подбородок (занять позицию соперничества). Оба варианта проигрышны. Эффективнее всего, встретив такого напыщенного человека, подчеркнуть его значимость, сохраняя при этом свое лицо. Например, заявить <Мне рекомендовали Вас как опытного, знающего специалиста>, или <А как бы Вы поступили на моем месте>? Задавать подобный вопрос, разумеется, надо обязательно внимательно выслушать ответ, каким бы парадоксальным он не казался Вам. Заметьте про себя, когда напряжение и напыщенность спадет с партнера. Его лицо расслабится также, как и вся фигура, а черты лица примут более спокойное, человечное выражение. Невербальные компоненты поведения включают в себя жесты, позы, мимику, запахи, интонации и некоторые другие, более сложно считываемые. Мимика обычно легко интерпретируется интуитивно: улыбка, нахмуривание - это выражения лица, известные нам с детства. С другой стороны, мимику человек довольно часто подчиняет сознательному контролю: сдерживает насмешку, прячет страх за гримасой превосходства. Нелишне знать, однако, что, например, отведение глаз в сторону означает сомнение, колебание, неуверенность - а взгляд в потолок - воспоминание.

Литература:

* Немов Р.С. < Психология> т.1 М., 1995г.

* Асмолов А.Г. <Психология личности> М., 1990г

1.Приемы вербального общения

Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.

Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, час-тушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, чест-ности человека, его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, учитель стремится, чтобы рассказ задевал молодых людей за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуж-дать интерес к формированию положительных качеств.

Ростовский-на-Дону техникум сельскохозяйственного ма-шиностроения. Учащаяся К., получив несколько «двоек» по технической механике, перестала посещать занятия. Препода-ватель А.М. Слизкая приехала к ней домой и узнала, что де-вушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на ра-боту. И тогда педагог рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуме несколько раз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, в дальнейшем успешно закончила техникум, а через несколько лет и технический вуз. И теперь гордится этим! Правильно говорят: «Чем больше препятствие, тем больше удовольствия от его преодоления». Рассказ произ-вел впечатление. Сейчас К. успешно закончила техникум, переписывается с любимым преподавателем.

Обращение по неизвестном адресу. И в этом приеме школь-ника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступ-ком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресу-ясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адре-сат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соот-ветствующие выводы.

В лагере труда и отдыха один из воспитателей, узнав, что группа девушек сбежала с дежурства по кухне, не вымыв посуду, собрал на следующий день весь отряд и рассказал о конструкторе Марголине. Провинившиеся и вся группа были удивлены, когда вместо ожидаемого нагоняя услышали следующее:

«Несколько лет тому назад в столице Венесуэлы Каракасе мировой рекорд в стрельбе из пистолета установил российский стрелок Н. Калиниченко. Его моментально обступили падкие на сенсацию зарубежные журналисты. Один из них буквально выхватил из рук спортсмена незнакомый пистолет и, ощупы-вая его, воскликнул: «Да, для того чтобы создать такое оружие, надо самому быть хорошим стрелком, иметь твердую руку и меткий глаз».

В первый момент Калиниченко хотел рассказать о создате-ле пистолета, но потом решил промолчать. Дело в том, что Михаил Марголин -- слепой. Как же он трудится? Прежде чем начертить деталь, он укладывает рядом с планшетом клубок ниток и булавки. Начертив линию, втыкает в ее концы булав-ки, а затем связывает их нитками. Ощупав чертеж, Марголин делает деталь из глины, убедившись, что она правильна, выни-мает булавки и сдает чертеж в производство».

К середине рассказа на провинившихся было больно смот-реть. А каково было моральное удовлетворение воспитателя, когда на следующий день, отозвав его в сторону, одна из деву-шек попросила ее направить на дежурство вне очереди.

«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема за-ключается в том, что учитель комментирует поведение отсутст-вующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, ха-рактеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отри-цательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором -- что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.

Как-то два учителя засиделись в школе. Время было позд-нее, уроки давно кончились. Тихо вошла уборщица:

-- А Николай-то сидит рядом в классе, развлекается с со-седкой по парте. Что делать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете?

Николая побаивались многие в школе. Разговаривал он резко, временами даже грубо. Кроме двух-трехопытных педа-гогов, ни с кем не считался, учился слабо.

Преподаватели переглянулись.

-- Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, -- ответил один из них. -- Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директо-ра и канцелярии и, кивнув на тонкую перегородку, громко сказал товарищу:

-- Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу IX класса! И воли не хватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил ему уйти из школы. Шансов полу-чить среднее образование у него, пожалуй, нет.

Так говорил учитель, который работал в этом классе не-сколько месяцев, знал учеников плохо. Николай был убежден, что второй педагог, его классный руководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается. И вдруг услышал:

-- Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будет по-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет до цели!

Расчет на самолюбие ученика дал плоды. На преподавателей, чей разговор услышал, он старался не смотреть, не замечать их. Буквально стал вгрызаться в науки, впервые начал готовить до-машние задания, читать рекомендованную литературу. Окончил IX класс с двумя «тройками» и как-то, уже в начале следующего года, услышал: «А что бы мы с вами делали, коллега, если бы стена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля! Мы были уверены в твоих способностях и волевых качест-вах. Поздравляем с новым, надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты и сейчас хорошо слышишь нас!»

Только после этих фраз наладились отношения Николая с учителями.

Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении школьников -- показатель зрелости педагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

2. Приемы интерактивного общения

Интерактивная сторона общения -- условный термин, обоз-начающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их со-вместной деятельности.

Один из эффективных приемов интерактивного общения -- опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вку-сов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оп-тимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло-жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, то-варищами, на учебе и дисциплине. Приведем примеры.

Все попытки преподавателей привлечь учащегося Г. из же-лезнодорожного техникума Махачкалы к серьезной учебе, по-влиять на его поведение кончались неудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубил преподавателям, отка-зывался дежурить по учебному корпусу. Преподаватель Б.А. Терещенко узнал от родителей юноши, что живут они в собст-венном доме и сын охотно помогает им по хозяйству: увлечен-но плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав под-ходящий момент, преподаватель попросил Г. помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Тот остался после уроков и вместе с преподавателем сделал механизм при-вода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений. В конце года Г. попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине.

Чтобы наладить жизнь в коллективе, сократить до минимума нарушения дисциплины необходимо каждого уча-щегося увлечь полезным и интересным делом, вовлечь в обще-ственную работу. «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» .

Однако, как и любой аспект общения, применение опосредствования требует предварительной вдумчивой подготов-ки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записыва-ют в один кружок, педагогически запущенных подростков пы-таются увлечь спортом и т.п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует во-влекать его в занятия ТСО или в спортивную секцию. Неудачи, скажем, в спорте будут плохо влиять на его поведение, отноше-ние к товарищам, к преподавателям, а в дальнейшем заинтере-совать его чем-либо будет много труднее.

Опосредствование -- в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Однако, характерная для подростков повышенная возбудимость, стремление ко всему новому, не-изведанному, постоянная готовность приложить свою кипу-чую энергию к серьезному, а желательно и общественно значи-мому делу делают прием особенно эффективным в работе именно с этим возрастом. Кроме того, именно подростки, по данным Петербургского института социальных проблем, стре-мятся принять участие в общественной работе в два раза чаще, чем учащиеся других возрастов.

Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента. Инертного флегматика целесообразно загрузить общественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее, энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегда готов что-то предпринять и не может жить без товари-щей, без коллектива, загрузить работой по душе -- значит сде-лать лучшим помощником воспитателя.

Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учиты-вая естественное желание молодого человека получить ра-дость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной пер-спективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скуч-ной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.

Непросто, например, прекратить довольно частые в под-ростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным под-ростком или даже группой учащихся более слабого, беззащит-ного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда ад-министрация учебного заведения... разрешает поединки. -- Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого -- подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. -- всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вы-зывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ре-бята, выберете сами.

В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле-гию, но... заявок не поступило. Драться с равным -- перспек-тива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое по-ложение в среде товарищей.

В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной об-ласти пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого фут-болиста -- необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.

Так появилась первая промежуточная перспектива -- начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива -- необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани-маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи-мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ-ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь-ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин-тересно.

Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото-вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи-вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро-вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни-мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе-ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон-стрировал правила этикета.

Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава-тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар-шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

Инсценировка -- один из эффективнейших приемов. Чув-ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо-логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра-вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

Переключение. С целью установления высокой дисципли-ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни-ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра-зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно-шений с учащимися или учебной группой.

В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельско-го группа A-II записывала задание по математике. Демонстра-тивно отказался работать учащийся К. -- Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и пи-сать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном слу-чае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи-рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы-пускников школы, известных достижениями в труде родите-лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос-питывает занимающихся на их положительном примере.

Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при-ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, по-могающих педагогу руководить своими младшими товарища-ми. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, -- говорят психологи, -- начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над но-вичками -- это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

Применять педагогическое подключение следует осторож-но, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одно-го из них в пример, подключаем к нему более слабого товари-ща, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невоз-можно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подо-рвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

Эффективный прием интерактивного общения -- осужде-ние поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива -- эпизодически применяемая мера воздействия к наруши-телям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подгото-вить: договориться с активом о так называемых забойных вы-ступлениях; помочь подготовить и принять правильное реше-ние; сделать выводы из случившегося.

К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и труд-ных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем челове-ческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим то-варищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в сред-ство расправы.

Общественное мнение, направляемое неверно, дает уча-щимся почувствовать свою коллективную власть, нередко вос-питывает жестокость по отношению к товарищам. Так, напри-мер, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.

3.Приемы перцептивного общения

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Один из самых действенных приемов перцептивного об-щения -- прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник-шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис-пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст-ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.

Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст-вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. -- Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи-ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон-ки бросились отвязывать стул.

Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен-ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь-ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис-циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до-стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча-щихся.

Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо-тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи-вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по-пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по-ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог -- и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей -- без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.

Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра-стает стремление к самоутверждению.

Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности -- он «не понимает», что его хо-тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез-нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

-- Это рисовал настоящий художник, -- сказал педагог, -- давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест-вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту-пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по-могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук-реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на-правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле-нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме-лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря-ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо-даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо-давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек-тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто-ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон-стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед-шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне-ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по-мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо-рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато-льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: -- Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору-довании автомобиля, он не заводится.

Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма-шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол-лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше-ние к преподавателю резко изменилось.

Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи-лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.

Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз-мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана-логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ-ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до-статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше-муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя-желее самого наказания.

Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хва-лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис-циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо-бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер-шивших положительный поступок.

Один из приемов перцептивного общения -- незаслужен-ное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково-дители.

Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб-ственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру-чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле-мент, который у него хорошо получается.

Другой иллюстрацией этого приема может служить про-сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче-нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни-ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность

Анализ осознания себя через другого включает две стороны -- иденти-фикацию и рефлексию.

Идентификация -- это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак-теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между иденти-фикацией и другим, близким по содержанию явлением -- эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима-ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио-нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика-ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес-то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения -- не обязательно означает отож-дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Рефлексия -- это еще один механизм понимания другого че-ловека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне-ром по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характе-ристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему ин-терпретации его поведения, в частности его причин. В обыден-ной жизни люди, как правило, не зная истинных причин пове-дения другого человека в условиях дефицита информации, на-чинают приписывать друг другу причины поведения. Такое при-писывание причин поведения другому человеку называется ка-узальной атрибуцией.

Жесты, мимика, интонации -- важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело -- взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.

Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

1. Мимика

2. Жесты

3. Ритмические жесты

4. Эмоциональные жесты

5. Указательные жесты

6. Изобразительные жесты

7. Символические жесты

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является мимика -- выражение лица. В "Частной риторике" профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет, в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот -- все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье -- спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жесты

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: "Дочь у меня вот тут сидит"? Нет, непонятна. Где "тут"? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение "тут" требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например, вам знакомы следующие фразеологизмы: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: "Жесты, жесты и жесты!"

Не случайно в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет:

"Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с интонацией, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

Как видно из цитаты, А.Ф.Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, что воду цедит", "Строчит, как из пулемета".

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.

Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию".

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница -- лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

· Руки в боки -- символ непокорности.

· Обхватить руками голову -- признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

· Существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

· Жест интенсивности -- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

· Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

· Жест противопоставления -- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

· Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.

· Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить.

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

· не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;

· не делайте порывистых, резких движений локтями;

· не делайте слишком отрывистых жестов;

· если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;

· делайте только такие движения, которые выглядят естественно;

· если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

Слушание как вид речевой деятельности

Общаясь друг с другом, каждый из нас осуществляет ту или иную речевую деятельность.

Можно выделить такие виды речевой деятельности, как говорение и письмо, слушание и чтение.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Уметь слушать -- одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Познакомьтесь с основными "правилами" слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)

1. Не принимайте молчание за внимание.

Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательны.

Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

3. Не притворяйтесь, что слушаете.

Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

4. Дайте собеседнику время высказаться.

Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

5. Не перебивайте без надобности.

Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

6. Не делайте поспешных выводов.

Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.

Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

8. Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.

Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

9. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.


© 2010 Рефераты