|
Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье
Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье
17 ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарный Кафедра гуманитарных дисциплин ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУПРУГОВ НА КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ» студентки Научный руководитель канд. психол. наук, доцент Прокофьева-Акопова С.А. Рецензент-консультант Допустить к защите Зав. кафедрой____________ «______»__________2008г. Одесса-2008г. содержаниевведение 3- глава 1. ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. традиционная дифференциация половых ролей в семье 6
- 1.1. современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения 10
- глава 2. полоролевая дифференциация и межличностные отношения супругов 18
- 2.1. влияние распределения ролей в семье на поведение супругов 18
- 2.2. социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов 24
- 2.2.1 профессиональная деятельность супругов как одна из причин конфликтных ситуаций в современной семье 37
- глава 3. исследование влияния профессиональной занятости супругов на уровень конфликтности в семье. организация и методики диагностики 42
- 3.1. Процедура проведения исследования 43
- 3.2. результаты и их обсуждение 44
- выводы 53
- список литературы 55
введениеАктуальность. Все человеческие проблемы начинаются и заканчиваются в семье. Семья сложный и одновременно целостный организм, который функционирует по определенным законам, имеет свои стадии развития и свои «подводные камни». В последние несколько десятилетий представления о том, что такое семья, каковы в ней роли мужчины и женщины, о том, как семья должна быть устроена, начали сильно изменяться. Раньше все было просто. Создание семьи считалось безусловной ценностью. Особенно для женщин было важным выйти замуж до определенного возраста, создать семью, родить и воспитать детей. Иначе они считались неполноценными. Более того, из поколения в поколение передавались правила жизни семьи. Мужчина был единоличным главой семьи, женщина должна была его слушать, играя роль подчиненного. Женщина занималась хозяйством и детьми, а мужчина зарабатывал деньги, строил карьеру, реализовывал себя. Младшие должны были беспрекословно подчиняться старшим, мнение детей мало учитывалось. Ценность семьи как целого была большей ценностью, чем отдельного ее члена. Но постепенно, с конца ХІХ века, эта модель начала изменяться. Большие патриархальные семьи, где проживали совместно несколько поколений, рушились (в основном по причине большого переселения людей в города). Женщины начали работать, проявлять себя, развивать свои способности, делать карьеру, зарабатывать деньги, принимать участие в жизни общества. Демократичность в отношениях стала провозглашаться одной из базовых ценностей. Ценность семьи и принадлежность к ней стала в наше время значительно ниже. Разрушить семью раньше, было практически невозможно - церковь и общество этого не допускали. С началом разрешения разводов супругов, ранее существовавшее равновесие жизни было нарушено. Старые модели отношений уже не действуют. Одновременно люди стремятся создать семью. Они влюбляются, женятся, рожают детей - объединяются в семьи в поисках тепла близости, понимания, поддержки и защищенности. Им труднее быть вместе, нежели их бабушкам и дедушкам, которые более-менее знали, как жить в семье. Многие из вступающих в брак ищут удовлетворения только собственных потребностей, не желают мириться с потребностями и желаниями второй половины, ведь сегодня легче уйти, чем изменить себя. Переход к рыночной экономике и изменение форм собственности в странах бывшего Советского Союза, привели к стремительному развитию деятельности в различных сферах бизнеса, которая привлекает не только мужчин, но и женщин. Указанная деятельность, как правило, связана с увеличением длительности пребывания на службе (командировки, ненормированный рабочий день, деловые встречи в вечернее время и пр), что может вызывать недовольство одного из супругов. Анализ литературы свидетельствует о том, что проблема влияния профессиональной деятельности супругов на характер их взаимоотношений в последнее время все больше интересует психологов. Эту проблему изучали Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская, В.П. Левкович, О.М. Разумникова, однако она еще недостаточно изучена. Основная цель исследования: изучение влияния профессиональной деятельности супругов, связанной с повышенной занятостью на особенности взаимоотношений и конфликтность в семье. Для достижения основной цели предполагается решить следующие задачи:- провести ретроспективный анализ теоретических подходов по исследованию изменений внутрисемейных ролей в связи с профессиональной деятельностью супругов;- исследовать основные факторы, влияющие на конфликтность в семье, вызываемые высокой занятостью в профессиональной сфере одного из супругов;- выявить отдельные составляющие удовлетворенности браком супругов;- подобрать адекватную психодиагностическую методику для исследования;- провести эмпирическое исследование супружеских пар, в которых один из супругов имеет более высокую профессиональную занятость в профессиональной деятельности. Объект исследования: супружеские пары, где один из супругов имеет более высокую занятость в профессиональной сфере. Предмет исследования: особенности супружеских взаимоотношений. В качестве гипотезы мы выдвигаем такое предположение: в двухкарьерных браках, где женщины имеют более высокую занятость в профессиональной деятельности, чем мужчины, - уровень конфликтности во взаимоотношениях супругов будет выше, а количество проблемных и нестабильных браков больше, чем в семьях, где высокую профессиональную занятость имеют мужчины. Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: тест-опросник «Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской; Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, субъективные: Беседа с супружескими парами в целях выяснения их субъективной удовлетворенности браком и стратегии поведения в решении семейных конфликтов. Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложения. Общий объем работы 62с. глава 1. ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. традиционная дифференциация половых ролей в семьеПо древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых - закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское - наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознательному, добровольному, активному и т.п.; женское - к субъективному, подсознательному, невольному (пассивному). Такой подход, как считали герметики, является основой для объяснения многих процессов, происходящих в мире. Вся история развития человеческого общества - проявление мужского и женского начал в их единстве, но единстве далеком от истиной гармонии [37, с.17]. Человек полностью ушел в парадигму приоритетности [7, с.15]. В результате, на долгие столетия возобладал мужской принцип организации общества. Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи - следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре [33, с.69]. В недалеком прошлом главным образом мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес основную моральную и материальную ответственность за благополучие семьи. Мужчина являлся бесспорной главой семьи. Именно он определял статус семейного союза, устанавливал круг общения семьи, принимал важнейшие решения по всем важным вопросам. За это он освобождался от всех домашних обязанностей [16, с.114]. Патриархальные отношения в семье, т.е. главенство мужа, существовало и на Руси. Причем взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. Так, в литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье. В XVII - XIX вв. в большинстве семей дети жили в доме до смерти родителей. Роль домохозяйки и матери оставалась до конца жизни, с одной стороны самодостаточной, а с другой - исчерпывающей и изнуряющей. В ХIХ веке женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины. Роль женщины определялась на основе следующих убеждений: женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества); привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, которому им трудно приспособится, поскольку они слишком ранимы и благородны; благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. Это единственный способ женского воздействия на общество. Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщины «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах. Следует отметить, что на рубеже ХIX и ХХ вв. даже слабые намеки на необходимость достижения равноправия полов вызывали непонимание, а подчас воинственное неприятие со стороны мужских «интеллектуальных» кругов. В многочисленных работах того времени, посвященных женскому освободительному движению, акцент делался на психофизическом своеобразии полов, иногда доходящих, по мнению С.И. Голода, до абсурда [12, с.14]. Так, например, Прудон писал: «Допуская к исполнению общественных обязанностей женщину, предназначенную природой и супружескими законами к занятиям чисто семейным - мы пятнаем семейную честь, делаем из женщины лицо общественное, провозглашаем смешение полов, общность любви, уничтожение семьи, абсолютизм государства, гражданское рабство и шаткость собственности» [16, с.18]. Таким образом, главным для женщины в традиционной семье считалось образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми, их воспитание. Патриархальная семья основывалась на зависимости женщины от родителей и от мужа и детей. В середине ХIХ века миграция, социальные реформы, индустриализация общества развеяла культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако, глубоко укоренившиеся взгляды на половые роли, по-прежнему были сильны. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что до конца XIX столетия, существовавшее на Западе определение роли полов, за редким исключением, не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии, традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина вела хозяйство, рожала детей. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое. Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь дом. Внешний мир - мастерские, фабрики и деловые конторы - принадлежал мужчинам. Однако, массовое вовлечение с конца ХIХ в. женщин в профессиональную деятельность способствовало ее общественно-политической активности и отразилось на социально-экономическом статусе мужчин - все это вместе взятое, как отмечает С.И. Голод, способствовало кризису патриархальных ценностей, что нашло отражение не только в научном, но и в обыденном сознании [12, с.13]. Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: обще6ственно-трудовую и политико-культурную, а также преобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, не спешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями». В последующие годы изменению положения женщин в семье, а вместе с тем и взгляду на ее профессиональный труд, в частности, способствовали получение образования и профессиональной подготовки, отмирание двойного стандарта в отношении ее участия в общественной деятельности и индустриализации домашнего быта, рост числа детских воспитательных учреждений и возможность планировать количество детей. Экономическая самостоятельность женщины перечеркнула ее исключительную зависимость от главы семьи. Более того, произошел «надлом», кризис патриархальной моногамии. Однако, новое положение женщин не в значительной степени отразилось на ее социальном статусе в семье. Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывались во многих работах даже первой половины ХХ в.К. Юнг [7,c.148] писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало, что женщины думают, чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки. Считалось также, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены, матери, которая соответствует ее женским биологическим потребностям. Так, например, О. Вейнингер говорит о женщинах, которые изменили свою социальную роль или стремятся к этому, как о недоразумении [9,c.116].Ф. Каприо пишет, что женщины - существа второго сорта, а независимая женщина - такое же извращение, как и однополая любовь [18,c.99]. Таким образом, можно сделать вывод, что в основу традиционной поролевой дифференциации семейных отношений легли сложившиеся на протяжении веков гендерные различия между мужчиной и женщиной, которые сформировались с помощью образцов идентификации, гендерных идеалов и\или культурных стереотипов поведения мужчин и женщин. До конца XIX в. труд женщины внутри дома был не менее важным, чем труд мужчины. Преимущественное большинство женщин не работали вне дома; мужчина был кормильцем семьи, а жена - домохозяйкой. 1.1. современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению числа замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности работающих по специальности замужних женщин, не в последнюю очередь объясняется растущей долей женских профессий, которые требуют высокой квалификации, обеспечивают высокий уровень самоидентификации, и, прежде всего на государственной службе, позволяет занимать определенное положение [17, с.6]. Спектр женских профессий изменился кардинальным образом: доля занятых в промышленности упала с 50% до 30%; доля женщин-служащих (прежде всего в сфере здравоохранения, образования культуры, а также государственном и коммунальном управлении) с начала века увеличилась более чем в десять раз. Хотя большинство женщин находились, да и находятся сейчас среди категорий низкооплачиваемых работников, эти структурные изменения указывают на то, что полноценный труд по специальности, чаще позволяет женщинам самоидентифицироваться и получать от работы удовлетворение. Увеличение числа работающих женщин не от случая к случаю, а на постоянной основе в течение всей своей жизни, обострило структурное противоречие между традиционной семейной жизнью и внедомашним трудом замужних женщин и матерей. Все больше женщин в ограничении себя ролями домохозяйки и матери видят однообразный и бедный социальными контактами образ жизни. Если, основная цель работы замужних женщин в 20-е - 30-е или 50-е годы была четко «ориентирована на семью» (большинство женщин работало для пополнения семейного бюджета, так как заработной платы мужей не хватало), то в 70-е годы на передний план все очевиднее выходили личные мотивы. Женщины заявляют, что они хотят своей работой обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от профессии или расширить возникающие в профессиональном труде социальные контакты [1, с.42]. Рост профессиональных интересов замужних женщин не в последнюю очередь выявляет то обстоятельство, что с увеличением продолжительности жизни после отделения от семьи детей, остается как минимум 20 лет, когда в изменившихся условиях вновь встает вопрос о наполнении смыслом деятельности. В тоже время, в сфере труда произошли перемены, которые существенно ограничивают возможность профессионального роста после длительного перерыва в работе. В 70-е годы, традиционные «роли полов» и «модель буржуазной семьи» все больше попадали под обстрел психологически и социологически информированной критики. Женское движение требовало равноправия полов и стремилось к его реализации в рамках «частной семейной сферы». Без сомнения, публичная дискуссия поставила для определенной части населения под вопрос традиционные представления о ролях полов. Однако исследования последних лет постоянно подтверждают, что прием на работу, оценка и практическое ролевое поведение лишь в незначительной степени приспособилось к возросшей трудовой активности замужних женщин. Повсеместно жена занята приготовлением еды и ежедневным обслуживанием детей, вне зависимости от того, работает она или нет. Разрешение проблем с детским садом или школой, преимущественно берут на себя женщины. Работа о престарелых родителях, организации семейных праздников и тому подобное также в значительной мере относится к сфере задач женщин. Таким образом, если раньше женщина была только женой-хозяйкой и находила себе многостороннюю, хотя и замкнутую в тесные рамки, деятельность (ибо она была универсальным работником семьи), то современной профессиональной работнице предоставлена возможность развития в более многочисленных сферах, однако в каждой из них крайне односторонне. Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отражается на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляется внеродственная и внесупружеская коммуникации), способствующих обогащению личности, и, следовательно стимулируется духовная жизнь, повышается интерес к социальной информации, а с другой - большой круг обязанностей по ведению домашней работы, воспитанию детей в сочетании с профессиональными обязанностями, существенно ограничивает ее личностный рост по сравнению с мужчинами [23, с.14]. Типичный мужчина все еще чувствует себя, отвлекаясь от его роли главного «добытчика», прежде всего ответственным за внешнюю сферу деятельности: например, «бумажную войну с властями». В хозяйстве он скорее займется необходимым ремонтом (который имеет то преимущество, что происходит не регулярно и дает возможность продемонстрировать техническую компетенцию) и позаботиться об автомобиле. В тот период, когда «разделение труда» между мужчиной и женщиной постоянно публично дискутировалось, доля мужей, существенно помогавших женам в работе по дому, повысилась лишь незначительно. В современном обществе по-прежнему существует мнение, что одним из признаков «мужественности» является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины за рубежом, а теперь и в нашей стране оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Причем этот стереотип выявляет совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин, а также молодежи, относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег. У подростков, отмечает Т.И. Юферева [47, с.85] представления о мужественности и женственности, очевидно являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых. У старших школьников представления о мужественности и женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей. Причем девочки старшего возраста отмечают, что мужчина должен быть смелым, мужественным, настойчивым, гордым. Женщина, должна быть ласковой, нежной, мягкой. Стереотипы мужественности и женственности описываемые и мальчиками и девочками, оказались во многом сходными. Рассмотрим теперь основные направления в исследованиях гендерных стереотипов. Первые исследования полоролевой стереотипизации были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс заключили, во-первых, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ напротив, включает в себя социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом, чрезмерная акцентуация как типично мускулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и пр., а женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и пр. Авторы пришли к выводу о том, что в целом, мужчинам приписывается больше положительных черт, чем женщинам. Начиная с 60-х годов большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов. Так, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности. Эти данные были подтверждены экспериментальными исследованиями, проведенными П. Голдберг [28,c.43]. Получив сходные с предыдущими результаты, К. Доу попыталась интерпретировать их с помощью теории каузальной атрибуции, в соответствии с которой, успех или неудача в какой-либо деятельности объясняются по-разному в зависимости от того, являются ли они неожиданными или, напротив, ожидаемыми, вероятными. Ожидаемому поведению обычно приписываются так называемые стабильные причины, а неожиданному - нестабильные. Поэтому в соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими нестабильными причинами. С. Кислер установила, что и «способности» и «усилия» могут иметь различные оценочные коннотации при объяснении поведения мужчин и женщин [34,c.77]. Так, например, при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего, как нестабильный и в целом имеет некоторую негативную оценочную окраску, а применительно к профессиональным успехам мужчин этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценочную валентность, как необходимое условие «естественной мужской потребности в достижении», как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути к цели. В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из экспериментального исследования, в котором было показано, что в целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы интерпретируют полученные ими результаты так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько способов отреагировать на это противоречие: 1) изменить стереотип; 2) опровергнуть факт наличия компетентности; 3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы. Два последние, как отмечает В.С. Агеев, используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни [1,c.26]. Следует отметить, что, по мнению западных исследователей, имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Есть немало свидетельств того, что эта роль постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Например, в Скандинавских странах воспитание 2-3 летнего ребенка стало добровольно осуществляться одним из родителей. Как правило, на работу выходит тот, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по воспитанию ребенка. И как показывает практика, мужчины оказались весьма дееспособными в воспитании. Это свидетельствует о том, что наметилась явная тенденция к сближению специфических характеристик отцовства и материнства. Любовь перестает быть прерогативой матери, а отец уже не является единственным воплощением авторитета, закона и внешнего мира. Все это относится в равной мере к обоим полам, и распределение ролей скорее зависит от личностных характеристик, чем от принадлежности к тому или иному полу. В последние годы представления о мужских и женских ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но мужчин Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие [23, с. 20]. Как отмечает Б. Борисов, существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину [6,c.33]. Первый отрицательный эффект заключается по мнению автора в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть на самом деле. Второй отрицательный эффект половых стереотипов - это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник события. Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Обобщая данные проведенного исследования проблем полоролевого стереотипа, можно сделать следующие выводы. Традиционные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе характеризовались следующими особенностями: женщина неполноценное и зависимое существо; низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя слабость и ограниченность; ее основное предназначение - служить мужчине и быть ему полезной. Можно с уверенностью сказать, что с начала ХIX в до начала 60-х годов на Западе определение ролей полов не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма, в рамках жесткой иерархической модели. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи. Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь - дом, для мужчины - работа вне дома. В настоящее время многие из этих представлений потеряли силу, стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Мешают решению этого вопроса по-прежнему существующие в обществе гендерные стереотипы. глава 2. полоролевая дифференциация и межличностные отношения супруговМногими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно о тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье, что позволяет рассматривать их как детерминанту многих внутрисемейных процессов. Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей в семье, так и отношение к нему супругов, получил в литературе название полоролевой дифференциации. Полоролевая дифференциация в широком смысле определяется на основании таких основных характеристик, как представления супругов о ролях мужчины и женщины в семье и их распределении; реальное распределении ролей и их влияние на поведение супругов. 2.1. влияние распределения ролей в семье на поведение супруговВ культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примерять на себя роли мужа - жены, вступать вольно-невольно в ролевое общение. По данным психологических исследований именно не соответствие ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого, исполнение семейных ролей может существенно отличаться от подобающего образца. Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного в том, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного, по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо является малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желаемое, а поведение другого партнера, не отвечающего этим представлениям, - как неверное, неумное и даже злонамеренное [15; 109]. Однако сценарий ролевой игры супругов на первой и последующей стадии семейного цикла как бы предопределен режиссером - культурой, жизнью. В. Бондаровская отмечает: «Стиль исполнения ролей может видоизменяться актерами супружеской драмы, но не бесконечно, а в пределах пьесы, давно написанной предшествующими семейными поколениями. Интернализация собственных ролей и ролей другого супруга, степень идентификации каждого из супругов с этими ролями является важной характеристикой ролевого поведения личности и супружеской пары» [5, с.112]. Степень принятия своих ролей - это индикатор не только эффективности их усвоения, но и показатель успеха ролевого поведения индивида. Первое условие осуществления ролевых игр в семье - четко усвоить свою роль. Но это условие непременно включает в себя и учет реакции других людей на собственное поведение. А это в свою очередь активизирует механизм ролевого общения и взаимодействия по тем правилам, которые описываются в теории ролей. Исполнение ролей предполагает принятие ролей другого, т.е. у каждого участника есть образ другого, представление о его ролях. При непосредственном общении включается механизм межличностного восприятия, индивидуального определения семейных ситуаций взаимодействия, и тут важно совпадение представлений супругов о выполняемых ими ролях. Чем больше зона совпадения, тем больше «поле» согласованного в этом смысле взаимодействия, тем больше взаимопонимания и совместимости [24, с.60]. В настоящее время изменение стереотипов полоролевых функций мужа и жены в современной семье связанное с ее социально-экономическими изменениями, не могло не привести к серьезной перестройке самосознания женщины. Теперь у женщины появились возможности для самоутверждения себя как личности и вне семьи. Эти обстоятельства повлияли и на соответствующее изменение статуса мужчины в семье - его роль перестала быть заведомо главенствующей благополучия. Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т.д. При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно). Изучение этого вопроса Н.Ф. Федотовой выявило, что мужское главенство отметило 27,5% мужчин и 20% женщин, причем число семей, где оба супруга считали главой семьи мужа, составляло лишь 13% от общей выборки. В более половины случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтую ситуацию [38, с.90]. Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу 18% женихов и (% невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном около 40% придерживаются выходцы из сельской местности и имеющие среднее образование [14, с.100]. При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу. Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой является только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующая роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер. Имеются также семьи, где главой является жена. Это объясняется тем, что наметилась тенденция к изменению полового стереотипа. Как отмечает Ю.Е. Алешина, исследования последних лет продемонстрировали, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки [2, с.58]. Девочки больше мальчиков занимаются общественной работой, т.е. проявляют дополнительную активность, чаще мальчиков поддерживают контакты с другими людьми (одноклассниками, учителями, организациями, другими людьми), они более ответственны, чем мальчики. Такая ситуация приводит к формированию различия между полами, не соответствующих традиционным. Подобное нарушение полового стереотипа не случайно и имеет глубокие корни в нашей культуре. Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути6независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации. В то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует у женщин развитие мускулинных качеств: конкурентности, стремлению к доминированию, сверхактивности. Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам6 мальчиков, как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же напротив - на гиперактивность и доминантность. В то же время, жить им приходится в обществе во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты, что в семейной жизни может привести к возникновению конфликтов при распределении ролей в семье. Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа и жены Т.А. Гурко полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще чем муж принимает решения, однако, было выяснено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи. В эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена [14,c.105]. В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине. Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождение между заработком мужа и жены большое. Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям. Например, выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится. Профессиональный труд мужей и нужды профессиональной жизни, стремление к неограниченным профессиональным обязанностям, высокая психическая и физическая нагрузка на работе - ограничивают участие мужей и в воспитании детей. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным. Усиление роли традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход за ним ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план4 муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна. Немаловажным остается факт, что домашние дела у женщин являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т.п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелые вещи) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем. Ролевые установки в семьях с детьми у супругов часто не совпадают, а ролевые ожидания жен в отношении мужей не оправдываются. В семьях с детьми больше преобладают традиционные ролевые установки (в основном в позициях женщин, которые уделяют больше внимания сфере хозяйства и быта, воспитания детей, эмоционально-моральной поддержки семейного климата). В семьях, не имеющих детей, полоролевая дифференциация выражена гораздо слабее, отношения между супругами носят эгалитарный характер [3,c.58]. Замечено, что в семьях, со стажем 5-6 лет мужчины больше внимания уделяют профессиональной деятельности, меньше всего возлагают на себя обязанности в воспитании детей. Таким образом, очевидно, что воспитание остается в женских руках. Проведенные в 70-х годах эмпирическое исследование показало, что 67% опрошенных мужчин убеждены, что они в принципе меньше подходят для воспитания детей, чем женщины [4; 129]. Эти суждения сохраняют живучесть и сегодня не в последнюю очередь благодаря способам, которыми они попадают в сознание людей. Несовпадение представлений супругов о распределении внутрисемейных ролей ведет к изменению в отношениях, вызывает разногласия и конфликты. 2.2. социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супруговБрак - это психологическое путешествие по лабиринтам души, начинающееся с экстатического взаимного притяжения, проходящее через скалистые уступы самопознания и достигающее своей вершины в процессе формирования близких, доверительных, приносящих обоюдную радость отношений, продолжающихся всю жизнь. Удастся ли полностью реализовать подобный потенциал, заложенный в институте брака, зависит не столько от правильно сделанного выбора спутника жизни и способности быть для него привлекательным, сколько от желания глубже познать скрытые стороны собственной натуры. Успешный брак - это брак, в котором внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил. К внутренним силам относятся: 1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга. 2) чувство долга по отношению к супругам и детям; 3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; 4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; 5) осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; 6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения; 7) возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. Внешние силы - это: 1) магические санкции, делающие иногда невозможным развод; 2) давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; 3) давление экономических условий; 4) предъявляемые средой требования заботы о детях [50,c.65]. По мнению многих авторов, степень устойчивости, стабильности характеризуется уровнем конфликтности и сплоченности. Отдельные исследователи склонны связывать факторы, стабилизирующие семью, с характером потребностей, интересов супругов и выполнением разнообразных функций. Обобщив вышесказанное, мы выделили общие критерии здоровых семейных отношений: Высокая удовлетворенность браком у обоих супругов - это признание каждым супругом того, что их реальная семейная жизнь согласуется с личными ожиданиями. Развитое представление друг о друге - супруги хорошо представляют себе, как себя чувствует, что думает, как ведет себя в определенных ситуациях другой супруг. Согласованность семейных ценностей - это отражение согласованности представлений супругов о значимости в семейной жизни: сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, эмоциональной и моральной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Адекватность ролевых ожиданий и притязаний супругов - выражается в том, насколько согласованы представления супругов о желаемом распределении ролей в семье, и насколько ролевые ожидания одного из супругов близки ролевым притязаниям партнера. Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи считаются признаки отсутствия взаимопонимания в семье: ссоры, споры, разногласия и нарушенные коммуникации. Представители отечественной психологии дали нездоровой семье следующие определения: Неблагополучные брачные союзы разделяют на конфликтные, кризисные, проблемные. Конфликтными супружескими союзами мы называем такие, в которых между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, укрепляющим брак, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям [15,c.453]. Кризисными супружескими союзами можно назвать такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. В подобных брачных союзах супруги занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада [15,c.455]. Проблемными супружескими союзами можно назвать такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности данного брака (например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств).
Страницы: 1, 2
|
|