|
Вопросы психологии
p align="left">Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова-лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих-ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново-го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ-ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра-жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис-тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле-ния, их изменения.Воображение всегда есть определенный отход от дей-ствительности. Но в любом случае источник воображения -- объективная реальность. Воображение -- это образное конструирование содержания поня-тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи-цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще-го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра-жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де-тализированной картины созерцаемого. В психологии различают произвольное и непроизвольное вообра-жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре-шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе -- в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфе-ре более или менее отдаленного будущего и не предполагает немед-ленного достижения реального результата, а также его полного со-впадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать силь-ным мотивирующим фактором творческого поиска. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делит-ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип-нотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать... В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики. Активное воображение всегда направлено на решение творчес-кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единица-ми конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори-гинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу-дущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре-менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельно-стью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное во-ображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Воссоздающее воображение -- один из видов активного вооб-ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред-ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека -- предвосхищать будущие собы-тия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически сло-во «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе зна-ния или предугадывания логики развития событий. Творческое воображение -- это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред-ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото-рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про-дукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различ-ных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -- операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация -- от-рицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробля-ется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыс-лимо. Диссоциация -- первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация -- создание целостного образа из элементов вычле-ненных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассив-ного воображения направлены на усиление и сохранение положитель-но окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмо-ций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, ко-торое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, яв-ляются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. 19.Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышленияТеоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки: 1 .обобщённое отражение действительности 2.опосредованной познание объективной реальности (анализ косвенной информации) З.М.всегда связано с решением той или иной задачи 4.неразрывная связь с речью. М.присутствует опирающийся на непосредственное во всех других познават. Процессах. М. по форме: наглядно-действенное(- вид мышления, восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.) наглядно-образное(характеризующийся опорой на представления и образы), Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. По характеру М. бывает теоретическим(образное) и практическим. Основные формы М. ПОНЯТИЕ-отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.Понятие могут быть общими (класс однородных предметов) и еденичными (совокупность знаний о каком либо одном предмете). Усвоение этапов сложный процесс, основной является практика:стратегия экземпляра,стратегия проверки гипотезы. ПОНИМАНИЕ-способность постичь смысл и значение чеголибо(выделяют глубину понимания,отчётливость осознания связей отношений,) ИНТЕЛЕКТ-совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех гiозновательной деятельности человека. Функции интелекта :успешностьсоциально-психической адаптации,гарантия личной свободы,проф.успешность. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление -- это познание законов, правил. Основная задача практического мышления -- подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схечы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом -- житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта”. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и Целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов(что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. 18.Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти. П-важнейший псих. Процесс,как особая форма псих. Отражения действительности,которое заключается в закреплении,сохранении и последователньом воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает единство и последователньость течения процессов. Понятие П. вкл. В себя: -способность к запоминанию;-способность к сохранению информации;-спос. К воспроизведению;-спос. К узнаванию;-процесс забывания. ВИДЫ П:-вербальная, образная, двигательная, эмоциональная. От того какой анализатор является ведущим П. бывает (Блонский):зрительный, слуховой, осязательный. По длительности П. бывает: оперативная, кратковр., долговр. ХАРАКТЕРИСИКИ П.: объём, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность, готовность воспроизвести запечатлённую в памяти информацию. МЕХАНИЗМЫ П.: 1 .запоминания-процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. 2.сохранение. 3.воспроизведение-процесс воссоздания образа предмета,восприниМаемого ранее,но не воспринимаемого в данный момент. 4.узнавание-происходит в момент восприятия предмета. 5.забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. ПАТОЛОГИИ П: 1.амнезия-пробел воспоминаний или полная утрата П. на тот или иной промежуток времени. 2.парамнезии-искажене восприятия лишь частично соответсвующее действительности. З.конфубуляция-фантастические не соответствующие действителньости заявления человека, которые предъявляются как воспоминание о своём прошлом. 4.>де жа вю»-уже виденное. Изучением П. занимались: Сеченов,Павлов-ассоциации; Эббингауз-заучивание бессмысленных слогов; Мюллер-основные законы закрепления и воспроизведения следов П. у человека.; Гештальттерапия-процессы памяти определяются формированием гештальта. 6. Человек как ЛИЧНОСТЬ .СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че-ловек». Наиболее общим является понятие «человек» -- биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес-кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой-ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю-дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви-детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива-ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по-ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро-вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об-щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея-тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще-ственно выработанные способы деятельности человека и человече-ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про-цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто-рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи-ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто-роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло-гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз-можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди-вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда-емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен-ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще-стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Психология учитывает, что личность -- не только объект обще-ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото-рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само-сознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне-ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль-ность свою мы доказываем, утверждаем. Социализация личности представляет собой процесс формирова-ния личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, ко-торые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы мора-ли, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин «социализация» соответствует концепции, согласно кото-рой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность -- процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, вос-принявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некри-тически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са-моопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная соци-ализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18--25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свой-ства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополуч-но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: * сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаи-модействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; * изменение себя, «стать как все»; * конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрело-сти человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. 8.Мотивационно-потребностная сфера личности Потребность -- это состояние объективной нужды человече-ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не-обходимых для его существования и развития, как раз и выступа-ет источником активности человека. Потребность как динами-ческая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совер-шенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Считается, что специфика человеческих потребностей опреде-ляется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают: -- естественные; -- культурные. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость че-ловека от продуктов человеческой культуры. По предмету потребности подразделяются на: -- материальные; -- духовные; -- социальные К материальным относятся физиологические (например, по-требность в пище) и общественно обусловленные (например, по-требность в одежде). К духовным потребностям относятся эсте-тические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании. Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классифика-ции X. Мюррея их гораздо больше. X. Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка -- стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия -- забвение собственных интере-сов во имя группы и др. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью от-четливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Вле-чение -- это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение -- установка. Установка -- неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации ка-ких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов. Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направ-ленность. Мотивы -- это то, ради чего совершается деятельность. В ши-роком значении под мотивом понимается любое внутреннее по-буждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определен-ным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые мотивы -- это мотивы, побуждающие челове-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов -- большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны. Мотив -- это осознанная потребность, обогащенная представ-лениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. 2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы -- это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже ког-да мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея-тельность, они выступают в своем косвенном выражении -- в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслооб-разования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол-няют роль побудительных факторов (положительных или отри-цательных) -- порой остро эмоциональных, аффективных, ли-шенных смыслообразующей функции. Это -- мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выпол-нять смыслообразующую функцию, а в другой -- функцию до-полнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива -- побуждающей и смыслообразующей -- придает деятельности че-ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятель-ность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на лич-ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде-ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазви-тия (ради развития каких-либо своих качеств и способностей). Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не-сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Сово-купность всех мотивов к данной деятельности называется моти-вацией деятельности данного индивида. Мотивация -- это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на-правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ-ления определенного предметного отношения личности к окружаю-щей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятель-ности, но и об общей мотивации, характерной для данного чело-века, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствую-щих направленности его личности и определяющих виды его ос-новных деятельностей. В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать. Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда. 14.Деятельность. Способы ее осуществления. Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю-щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня-тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность -- предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио-логии, инженерных дисциплин, психологии. Деятельность -- это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отно-шения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистиче-ские, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятель-ности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов. Деятельность -- это, однако, не только одна из форм отноше-ния; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагаю-щее получение некоторого результата. Он может быть представ-лен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности -- не только собственно трудовой, но также и игро-вой, и учебной. Во-вторых, деятельность -- это такое отношение, которое ре-гулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего ре-зультата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важ-нейшее отличие деятельности от иных форм активности челове-ка (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовле-ние какого-либо продукта, получение каких-либо знаний). Деятельность -- это целеустремленная активность, реализую-щая потребности субъекта. Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важней-шие общепсихологические свойства деятельности. 1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опре-деленный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности. 2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда со-циально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в поня-тиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности. 3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации. 4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организо-ванной целостностью. При этом особо важно то, что у дея-тельности как целостности возникают такие новые свой-ства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, -- так называемые системные качества деятельности. Деятельность является, одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем. 13. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 1. Традиционно принято считать, что основным и психоло-гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како-го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат явля-ется не общественно, а индивидуально значимым и со-стоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфиче-ским признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступа-ет сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая -- это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче-ских новообразований человека на какой-либо ступени его развития. 2. Столь же фундаментальным и общим является разделе-ние индивидуальной и совместной деятельности. Совмест-ная деятельность реализуется в отличие от индивидуаль-ной так называемым коллективным субъектом, т. е. дву-мя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной дея-тельности являются пространственное и временное при-сутствие участников деятельности, ролевая и инструмен-тальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компо-нента -- либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразде-ляется на подтипы: например, на непосредственно-со-вместную -- «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную -- «деятельность рядом». 3. Наиболее традиционной является, видимо, классифика-ция видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделя-ются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климо-вым, где выделяется пять основных типов профессио-нальной деятельности: «человек -- техника», «человек -- человек», «человек -- природа», «человек -- знак», «чело-век -- художественный образ». 4.Деятельность принято разделять также на исполнитель-скую и управленческую (организационную). Первая харак-теризуется тем, что субъект труда непосредственно воз-действует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обыч-но не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения. 5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает инфор-мацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие зве-нья: в виде таблиц на экране или в любом другом знако-вом виде. Таковой является, например, деятельность опе-раторского типа. 2.Основные этапы в истории становления психологии Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. 7. Понятие личности и ее структура Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. 5. Основные методы психологии. Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды). Методы: 1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования; 2) Эмпирические методы: наблюдение (изучает явление в развитии; контролир.-неконтрол., полевое, лаборат., случайное - внешнее и со стороны, внутреннее (самонаблюдение) свободное, стандартизированое, включенное; эксперимент (лаборат., естествен., констатирующ., формирующ.), моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое), психодиагностика (тесты, опросы (очный-заочный), анкета, интервью, беседа, социометрия) опрос (устный, письменный, свободный. стандартизированный),- материальные и временные затраты, анализ продуктов деятельности (количество и качество изделий, интенсивность труда, период утомления); 3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ, описательная статистика. Методы моделирования, прогнозирования (универс. и спец.), анализ ошибочных действий; 4) методы коррекции: групповой тренинг, аутотренинг, психотерапия. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы. Естественнонаучная парадигма (номотетический подход) требует отыскивать закономерности, затем исследователь совершает монологический подход. Задача исследователя - предсказать поведение человека. для этой парадигмы характерно - объективный метод исследования (наблюдение, эксперимент). Создается общая психическая жизнь человека, затем прогнозирование. Гуманистическая парадигма подчеркивает, что объект исследование - это субъект, знания о нем можно получить только диалогически. Предвидеть поведение человека весьма затруднительно. Поведение детерминируется целями человека. Эта парадигма считает, что человек - это существо безмерное, многомерное, его нельзя познать окончательно. Бахтин говорил: "Человек больше, чем человек. Человек не равен самому себе". Способ познания - понимание человека. Нужно вжиться в него, встать на его место. Представители этих парадигм спорят между собой. Здесь нельзя обойтись без номотетического подхода. Принцип объективности в психологическом исследовании и критика интроспекционизма. Основное требование научной психологии - объективность исследования, т.е. получение надежных проверяемых данных. Эти данные можно получить, если мы исходим из деятельностного подхода, который предполагает исследование психики и сознания через внешние реалии (поведение, деятельность человека, его общение с другими людьми). В деятельностном подходе доминирует принцип единства психики, сознания и деятельности. Психика, сознание - внутренний план внешней деятельности, а внешняя деятельность регулируется психикой и сознанием. Именно отсюда мы можем получить объективные данные. По внешнему протеканию акта мы определяем его внутреннюю природу. Этот подход противостоит интроспекционизму. Когда в ходе самонаблюдения мы переживаем какое-либо явление, то мы не познаем это явление. Переживание это не знание. К явлению нужно подойти опосредованно. Ребенок не способен к интроспекции, значит, нет детской психологии. Самонаблюдение - не метод исследования. Метод наблюдения в психологии: - это преднамеренное, систематизированное, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения. В психологии наблюдение направлено не на внешнее действие, а на их психологическое содержание. Явления должны получать психологическую интерпретацию. Признаки: 1. наблюдение всегда строится на основе определенной психологической теории, на основе понимания изучаемого явления; 2. в ходе наблюдения выдвигается гипотеза о зависимости явления от каких-либо факторов; 3. наблюдение должно носить целенаправленный и систематический характер; 4. научное наблюдение отличается полнотой, нужно зафиксировать все проявления. Для этого используются технические средства. Особенности: 1. естественность поведения испытуемых (достоинство); 2. наблюдение - это самый трудный метод, который требует длительного времени (недостаток). Метод наблюдения имеет несколько вариантов: Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) применяется, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде. в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении (чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдать за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. Каждый из видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутренне наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Здесь лучше использовать стандартизированное наблюдение. Включенное наблюдение полезно, если психолог может дать правильную оценку явлению, лишь почувствовав его на самом себе. Но если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Эксперимент - один из основных методов психологического исследования. Особенности: 1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление; 2. Экспериментатор может изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3. Возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных); 4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, чтобы проводить математическую обработку полученных данных. Переменный бывают: независимыми (условия, в которые поставлен испытуемый) и зависимые (то, что проявляется в деятельности испытуемого в результате действия независимой переменной). Виды эксперимента: 1. Лабораторный (возникает в специальных условиях, используется специальная литература, доступны весьма сложные психический проявления. Лаб. экс-т предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемые свойства можно лучше всего изучить. Результаты Л.Э. выигрывают в точности, но уступают в степени естественности - в соответствии жизни). 2. Естественный (впервые предложен Лазурским в 1910 году. Проводится в естественных условиях жизнедеятельности, может осуществляться на уроке, но испытуемые не знают об эксперименте, урок организуется специальным образом. Исследователь выдвигает гипотезу о влиянии независимой переменной на зависимую. Данные, получаемые в Е.Э. лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможностей строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемые свойства). 3. Формирующий (преобразующий, созидательный, обучающий, воспитывающий и т.д. Применяется в возрастной педагогической психологии. Это метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого; позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерность, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса). Особенности видов создания исследовательских групп: 1. Экспериментальная (где реализуется экспериментальная задача, проверяется гипотеза о влиянии переменных). 2. Контрольная (объект сравнения, не используется независимая переменная, должен быть учтен принцип уравнивания, составы групп должны быть уравнены). Метод тестирования - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты, имеющие определенную шкалу значений). Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. 3 этапа тестирования: 1. выбор текста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста). 2. Его проведение (определяется инструкцией к тесту). 3. Интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психический функций. Виды теста: 1. тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых). 2. Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает; испытуемому предлагается серия спецзаданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества). 1 и 2 применимы к людям разного возраста, разных культур, разного уровня образования, профессий, неодинакового жизненного опыта (достоинство). Недостаток - при использовании тестов испытуемый пожеланию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того 1 и 2 не применимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их у себя (многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения). 3. В этом случае применяется третий тип - проективные (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям; предназначен для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение). Применяя тесты подобного рода в психологии, испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуацию, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога. Метод опроса Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Виды: 1. устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы; позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специальной подготовки обучения и больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса). 2. Письменный (позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Недостаток: применяя анкеты, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их). 3. Свободный (разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками; позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы). 4. Стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничен достаточно узкими рамками; более ограничен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос). Анализ продуктов деятельности. При изучении той или иной деятельности очень важно выяснить и психологически проанализировать процесс течения этой деятельности, важно знать, как ребенок добился определенных результатов, проследить процесс создания им известного продукта деятельности. Этот метод может быть использован, например, при изучении последовательности процесса решения различных задач, для изучения последовательности построения чертежей, для изучения интересов ребенка, особенностей его творческой деятельности. О психической жизни и об особенностях человека можно судить также по продуктам его деятельности (рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические 11.Деятельность. Отличие деятельности человека от поведения животного. Деятельность -- это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди-вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда-емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен-ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще-стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Основными водами деят-ти являются : игра, учение и труд.Существуют достоверные факты, которые сви-детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива-ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по-ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро-вались у человечества. "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Животные не могут владеть языком. Н. Хомский : « Если какое-нибудь животное обладало столь биологически совершенной способностью, как речь, но по какой-либо причине не использовало ее до сих пор, это было бы эволюционным чудом вроде открытия острова, жителей которого можно было бы научить летать» 16. Формы общения Вербальное и невербальное общение. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий. К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Проксемика - Э. Холл назвал её "пространственной психологией". Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). «Контакт глаз". В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. 1.Предмет психологии.Отличие житейской от научной. Понятие психология имеет как научный так и житейский смысл. В 1м случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплине, во 2м для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Человек это социальное существо и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими.В практике человек постигает многие психологические законы. Т.О. каждый человек своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Однако житейские психологические знания отличаются от научных. |
Житейские | научные | | Знания конкретны (привязаны к конкретным ситуациям, людям) | обобщены | | Интуитивный характер знаний (случайный опыт и его субъективный анализ на бессозн уровне) | Знания рациональны и осознаны (получены на эксперементе) | | Передача знаний затруднена («вечная проблема отцов и детей») | Знания накапливаются и передаются | | Источник знаний - наблюдение | Эксперемент | | Знания ограничены | Постоянно расширяются (разнообразие и уникальность факт материала) | | |
Психология это наука о психике и псих явлениях Предметом изучения психологии является изучение псих явлений: |
Психические процессы-первичные регуляторы поведения человека | Псих состояния- влияют на результат псих процессов и могут способствовать или тормозить деят. | Псих свойства- обеспечивают количественный и качественный уровень деят и поведения человека ,определяют неповторимость человека | | Познавательные: Ощущения Восприятие Представление Память Воображение Мышление Речь внимание | Подъем Страх Угнетенность Бодрость И др. | Направленность Темперамент Способности Характер | | Эмоциональные: Возбуждение Радость Злость И др. | | | | Волевые: Принятие решений Борьба мотивов И др. | | | | |
Явления изучаемые психологией связаны не только с конкретным человеком но и с группами. Т,О, предметом изучения психологии является психика и псих явления одного человека, а так же и целых групп. 4. Современная псих и ее место в системе наук Особое место в развитии псих мысли в России занимают труды Ломоносова.В своих работах по риторике и физике он развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.У нас в стране псих начала развиваться как самостоятельная наука в 19в.Большую роль сыграли труды АИ Герцена, который говорил о деянии как существенном факторе духовного развития человека.Одной наиболее яркой работой того времени являлась работа Сеченова.Он не только выдвинул псих концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии- псих процессы,но и оказал серьезное влияние на становление в России эксперементальной психологии.Затем она оказала влияние на исследования Бехтерева и Павлова. Павлов- рефлексы Лазурский - занимался вопросами личности Ланге-изучал ощущения, восприятия, ощущения. Лесгафт-типология детей Рубинштейн-труды « Основы общей психологии» Ананьев -определил основные направления развития псих Леонтьев-автор псих теории деятельности Лурия -мед.псих Соколова-теория цветового зрения. Псих прошла длительный путь становления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно-научного понимания природы психических явлений и становлению эксперементальной психологии. Рассмотрим взаимосвязь психологии с философией, потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии и лишь в 19в психология стала самостоятельной наукой, но сохранила тесную связь с философией. Т.к существуют научные проблемы как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды и др которые рассматриваются как с позиции психологии так и философии. Единение П и Ф вызвано еще и тем что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые формируются в рамках философии( теоретико-методологический уровень). Социология. Она заимствует из соц псих методы изучения личности и человеческих отношений, психология же - сбор научной информации (опрос, анкетирование). Проблемы решаемые совместно - взаимоотношения м/у людьми, национальная психология, психология политики гос-ва, проблемы социализации. Социализация (социология)-социальное научение, в психологии-социальная адаптация индивида. Именно в психологии рассматривается взаимодействие человека и соц среды. В процессе усвоения общественных норм человек начиноет идентифицировать себя т. е. соотносить с представлениями определенной соц или возрастной группы, а так же людьми определенного пола( примером для формирования поведения ребенка являются его родители, друзья).В результате он приобретает навыки соответствующего ролевого поведения, характерного для общества в котором он живет. Педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука, но до сих пор м/у психологами и педагогами нет взаимопонимания. Главной особенностью является то что она связана еще и с техническими и биологическими науками. Невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность, чтобы лучше понять психические явления. ТО , современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. 9. Основные теории личности Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.Так, РС Немов насчитывает 48 теорий личности, каждая из которых м/б оценена по 5ти параметрам, рассмотрим наиболее известные: - по способу объяснения поведения все существующие теории можно разделить на: А) психодинамические - описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологич или внутр характеристик. Б) социодинамические- главную роль играют внешние ситуации и е придерживаются значениям внутр св-м личности В) интеракционистские- основаны на принципе взаимодействия внутр и внешн факторов в управлении действиями человека. - способ получения данных о личности: А)экспериментальные- теории построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных Б)неэспериментальные - теории опираются на жизненные впечатления (наблюдения) и делают теоретические обобщения не обращаясь к эксперименту. - как структурное ( выяснение структуры личности и системы понятий) или динамическое образование (изменения в развитии личности т.е. ее динамика) Также существует целый ряд теорий личности возникших в рамках возрастной и педагогической психологии.Теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности. Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, что в них обращено преимущественное внимание: внутрен св-ва, черты и кач-ва личности или ее внешнее проявления например поведение или поступки.Так можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отлич друг от друга по набору и степени развитости у отдельных независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического вычвления личностных черт. БВ Зейгарник рассматривает теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития.При этом она выделяет: - теории личности фрейдизма и неофрейдизма -гуманистические -и др. Фрейдизм наиболее распространенная теория, создателем явл Фрейд- механизмы чел поведения (сознательное и бессознательное которое определ психич деят-ть человека: либидозную или агрессивную).
Страницы: 1, 2
|
|