рефераты курсовые

Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Экспериментальное исследование профиля личности с помощью опросника FPI

p align="left">9. Истероидный тип. Главная черта этого типа -- эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными, стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо -- "быть как все". Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет "моральное" оправдание своему поступку[17].

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э.Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. "Социальный характер, -- пишет автор, -- содержит ... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы" [18, с.415]. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э.Фромм был врачом-психиатром), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

"Мазохист-садист". Авторитарный характер, означающий тип характера садомазохистской личности, для которой характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей - и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе

"Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. Э. Фромм считал, что разрушительность -- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

"Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает "быть самим, собой". Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное "Я" и свою индивидуальность. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро меняет свои убеждения, не задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это -- тип сознательного или бессознательного приспособленца [14,17,18].

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а также индивидуальные предпочтения исследователей породили большое количество типов характеров. Можно перечислить много различных типологий характеров: психопатические типы П.Ганушкина; манипулятивные типы Э.Шотрома; типология Р.Кеттелла и Г.Олпорта; типология Майерс-Бриггс; сенсорная типология; уровневая типология А.Лазурского; писхоаналитическая типология А.Лоуэна и др. [14].

На основании вышеизложенного следует, что: личность - динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания. Характер - не простая совокупность, а случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие - второстепенными, менее существенными. Основные черты в некоей мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в конкретных обстоятельствах. Структура характера - целостная организация отдельных свойств, каждое из которых в деятельности проявляется, формируется и закрепляется. Отношения человека к действительности всегда проявляются в деятельности, и эти отношения составляют содержательную сторону характера. Будучи тесно взаимосвязанными, они также влияют на взаимосвязь черт характера и образование его целостной структуры.

2. Соотнесение понятий характера и личности

2.1 Общее и различное в понятии характера и личности

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.

Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера.

Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.

Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.

Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.

Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

Именно в поступках, как актах поведения проявляется характер, происходит его формирование. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: "Посеешь поступок -- пожнешь привычку, посеешь привычку -- пожнешь характер, посеешь характер -- пожнешь судьбу". Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы -- восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми, по чисто органическим причинам, может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления[18].

Конечно же, характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие, как черта характера[10].

В общении с людьми, характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер, в отличие от темперамента, обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь, как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. "Рассматривая течение человеческой жизни, -- писал он, -- мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого -- прежде всего его собственной внутренней жизнью" [18,с.420]. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй -- интровертированным. Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Каждый тип характера -- это не случайное сочетание свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность; или "логика". Прослеживание этой логики -- важная задача психологических исследований. Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень разнородных или, лучше сказать, очень разнопорядковых свойств. Попросту говоря, в них содержатся в нерасчлененном виде и свойства характера, и свойства личности.

2.2 Диагностика состояний и свойств личности

Для экспериментального исследования профиля личности мы применили Опросник FPI.

Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.

Личностный опросник создан для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике -- 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII -- производными, интегрирующими:

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов испытуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия -- интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие -- выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинность -- фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности, преимущественно, по мужскому типу, низкие - по женскому.

При обработке результатов производится подсчет сырых баллов в соответствии с ключом. Сырые баллы переводятся в стандартные оценки по 9-балльной шкале.

Низкими считаются оценки в диапазоне 1-3 балла, средними -- 4-6 баллов, высокими -- 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Ход исследования:

Диагностика состояний свойств личности была проведена с Антохиной А. Н. возраст 32 года, по профессии менеджер и Белоцерковец И, 19 лет, студенткой. После краткого изложения цели исследования, была достигнута атмосфера заинтересованного отношения испытуемых, к выполнению задания. Девушкам были выданы инструкции к данной методике исследования, опросник состоящий из 144 вопросов и бланк для ответов.

После того, как эксперимент был окончен, результаты обработаны и переведены в стены. Выявлены следующие результаты:

Антохина А. Н.

1. Невротичность - 7 баллов,

2. Спонтанная агрессивность - 3 балла,

3. Депрессивность - 5 баллов,

4. Раздражительность - 3 балла,

5. Общительность - 5 баллов,

6. Уравновешенность - 5 баллов,

7. Реактивная агрессивность - 4 балла,

8. Застенчивость - 7 баллов,

9. Открытость - 8 баллов,

10. Экстраверсия - интроверсия - 4 балла,

11. Эмоциональная лабильность - 7 баллов,

12. Маскулинизм - феминизм - 5 баллов.

Анализ результатов:

Анализируя данный результат, можно сделать вывод, что испытуемая интровертированная личность. Можно предположить, что испытуемая замкнута, необщительна, испытывает затруднения в контактах, в ситуациях вынужденного общения держится немного скованно, легко может потерять душевное равновесие. Возможно, по этой причине она старается сохранять дистанцию во взаимоотношениях.

Высокая оценка по шкале невротичность соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями, что может говорить о высокой тревожности, возбудимости в сочетании с быстрой истощаемостью и утомляемостью.

Низкая оценка по шкале спонтанная агрессивность может свидетельствовать о повышенной идентификации с социальными требованиями, конформности, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения, возможно, о сужении круга интересов и ослаблении влечений. Можно предположить, что испытуемая не любит перемен, к новому относится осторожно, с предубеждением.

По шкале депрессивность испытуемая набрала средний балл, исходя из этого, можно сделать вывод, что у испытуемой присутствует пониженный фон настроения, часто бывает мрачной, отгороженной, погружённой в собственные переживания. Однако за внешним фасадом отчужденности и мрачности скрывается чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей она теряет скованность и отгороженность, оживает, становится веселой, разговорчивой. В делах её характеризует старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с нерешительностью, неспособностью принять решение без колебаний и неуверенности.

Исходя из результатов по шкале раздражительность, можно сделать вывод, что испытуемой характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов, порядочность, требовательность к себе. С уважением относится к моральным нормам, стремится к выполнению социальных требований, старается соблюдать точность и аккуратность в делах, во всем любит порядок.

Средний балл по шкале общительность и высокий балл по шкале застенчивость могут говорить о застенчивости, скованности, стеснительности испытуемой. Больших компаний избегает, широкому общению предпочитает узкий круг старых, проверенных друзей, любит одиночество, предпочитает "общаться" с книгами и вещами. Можно предположить о нерешительности испытуемой и неуверенности в себе. Она старается избегать рискованных ситуаций. При необходимости принять решение, чрезмерно колеблется, либо подолгу оттягивает и не приступает к его выполнению. Фаза борьбы мотивов и колебаний затянута до невозможности перейти к решению.

Результаты шкалы уравновешенность отражают среднюю устойчивость испытуемой к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, из-за не достаточной уверенности в себе, оптимистичности и активности. Можно предположить, что у испытуемой, в некоторой степени, присутствует внутренняя напряжённость, неудовлетворённость собой и своими успехами.

Средний балл (ближе к низкому) по шкале реактивная агрессивность может свидетельствовать о высокой идентификации с социальными нормами, о конформности. Можно предположить, что испытуемая не стремится к доминированию, в деятельности ей не хватает напористости и упорства, особенно в достижении сугубо личных целей. Скорее всего, она уступчива, чрезмерно легко соглашается с властью и авторитетом, готова выслушать и принять совет от опытного лица, собственная активность деятельности недостаточная.

Высокая оценка по шкале открытость свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

Результаты по шкалам эмоциональная лабильность и маскулинизм - феминизм свидетельствуют о протекании психической деятельности испытуемой преимущественно по женскому типу; о тонкой духовной организации, чувствительности, художественном восприятии окружающего мира. В поведении она учтива, вежлива и деликатна.

Она избегает соперничества, легко уступает, подчиняется, легко принимает помощь. Можно предположить, что она мягка, женственна, погружена в фантазии, "животные" потребности её не интересуют.

Белоцерковец И.

1. Невротичность - 3 балла,

2. Спонтанная агрессивность - 7 баллов,

3. Депрессивность - 1 балл,

4. Раздражительность - 6 баллов,

5. Общительность - 9 баллов,

6. Уравновешенность - 9 баллов,

7. Реактивная агрессивность - 6 баллов,

8. Застенчивость - 2 балла,

9. Открытость - 7 баллов.

10. Экстраверсия - интроверсия - 9 баллов,

11. Эмоциональная лабильность - 3 балла.

12. Маскулинизм-феминизм - 8 баллов.

Анализ результатов:

Анализируя данный результат, можно сделать вывод, что испытуемая принадлежит к экстравертированному типу личности. Она активна, стремится к общественному признанию, лидерству, не испытывает затруднений в общении, в установлении контактов, обладает живой речью, умеет оценивать взаимоотношения в коллективе и использовать других людей для достижения своих собственных целей. Она придаёт большое значение социальному успеху, всеми способами добивается общественного признания своих личных заслуг, чем может вызвать недовольство со стороны тех людей, с которыми ей приходится иметь дело.

По результатам шкалы невротичность можно предположить, что ей характерны следующие черты: спокойствие, непринужденность, постоянство в планах и привязанностях. Она активна, деятельна, инициативна, склонна к соперничеству.

Высокий балл по шкале спонтанная агрессивность могут свидетельствовать об отсутствии социальной конформности, импульсивности. Это может быть связано с недостаточной социализацией влечений, неумением или нежеланием сдерживать удовлетворение своих желаний, с влечением к острым аффективным переживаниям. Можно предположить, что испытуемая способна произвести на окружающих благоприятное впечатление благодаря своей раскованности и уверенности в себе. Она разговорчива, охотно участвует в коллективных мероприятиях. Однако повышенный уровень психопатизации, создающий предпосылки для импульсивного поведения, может говорить об отсутствии сдержанности и рассудительности.

Низкий балл по шкале депрессивность может отражать естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость испытуемой. Можно предположить, что испытуемая отличается богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, уверенностью в своих силах, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Однако отсутствие скованности и недостаток контроля над своими импульсами могут привести к непоследовательности, беспечности, невыполнению обещаний, что приводит к потере доверия и обидам со стороны товарищей.

Результат по шкале раздражительность может свидетельствовать о среднем уровне эмоциональной устойчивости, о присутствии склонности к непостоянству, возможности в уклонении выполнения своих обязанностей, игнорирования общепризнанных правил, и культурных норм, способности ради собственной выгоды на нечестность и ложь. Характеризуется стремлением к доминированию.

Результаты по шкалам общительность и застенчивость могут говорить о том, что испытуемой характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Она общительна, имеет широкий круг друзей, знакомых, легко сходятся с людьми. Плохо себя чувствует в одиночестве, ищет общества. Ей присущи такие черты, как смелость, решительность, склонность к риску, не теряться при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами. Можно предположить, что испытуемая быстро принимает решения и незамедлительно приступает к их осуществлению, не умеет терпеливо ждать, не переносит оттяжек и колебаний, двойственности и амбивалентности. В коллективе держится свободно, независимо, даже несколько нагловато, любит во все вмешиваться, быть всегда на виду.

Высокая оценка по фактору "уравновешенность" свидетельствует об отсутствии внутренней напряженности, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами.

Результат по шкале реактивная агрессивность могут свидетельствовать о недостаточной идентификации с социальными нормами. Может присутствовать тяга к наслаждениям и острым ощущениям, стремление к власти, эгоизм. Можно предположить, что испытуемая плохо переносит критику, а замечания в свой адрес воспринимает как посягательство на личную свободу.

Высокая оценка по шкале открытость свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми.

Низкий балл по шкале эмоциональная лабильность и высокий балл по шкале маскулинизм - феминизм могут свидетельствовать о том, что испытуемая не склонна к фантазиям, мыслит реалистично. Можно предположить, что испытуемой характерны такие качества, как смелость, предприимчивость, стремление к самоутверждению, склонность к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования. Хотя, в общении ей может не хватать деликатности и тактичности, она пользуются симпатией, уважением у людей, её грубость и резкость зачастую не обижает, а притягивает к себе людей, в ней видят не проявления озлобленности, а прямоту и откровенность. Ей свойственно отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами.

Можно предположить, что искусство не увлекает испытуемую, наука кажется скучной, она не склонна к рефлексии и самоанализу. Успехи других людей и свои собственные оценивает по материальному достатку и служебному.

Заключение

Если обобщить определения понятия "личность", существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), то можно сказать, что личность понимается, как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида [20]. Итак, можно сказать, что личность человека -- это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

Личность -- это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

Характер человека -- это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, -- это и есть тот строительный материал, из которого складывается характер. Побуждение, мотив -- это свойство характера в его генезисе.

Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей "большого дыхания", живущих высокими, благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами. С другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: "Какой у него хороший, легкий характер", хотя, вы можете и не найти у этого человека ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений.

Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому, как в способности превращаются общественно выработанные операции или способы действия. В характер, как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом. Эти способы поведения, не выражающие личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или других соображений. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им побуждениями, готовыми способами поведения.

Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а побуждения, регулирующие соответствующие способы поведения, которые могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их "манерам", поверхностно судит о них.

В исследовании характера и его формировании нужно сосредоточиться, в первую очередь, на этой проблеме -- проблеме перехода, перехода мотивов (побуждений), порожденных стечением обстоятельств в устойчивые личностные побуждения.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Как мы уже говорили, черты характера можно разделить на основные и второстепенные. Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях. Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время, это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках.

По мнению Б. Г. Ананьева, характер "выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий" [20].

Таким образом, отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят черты, относящиеся к способу поведения, к формам, в которые может облекаться одно и то же по содержанию поведение.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").

Список использованных источников:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

2. Агапов В.С. Введение в общую психологию : учебное пособие- М.: РАГС, 2005. - 126 с.

3. Ахвердова О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: учебное пособие / О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова, Т. В. Белых. - СПб. : Речь, 2004. - 168 с.

4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.

5. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психолог. диагностике / А.В.Батаршев. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 112с.

6. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев: Вища школа, 2004. - 142 с.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2005. - 328 с.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Ч. III / Психология личности. Хрестоматия. : Бахрах-М, 2004. -389с.

9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: МПСИ, 2006. - 336 с.

10. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие для студ. вузов / П. С. Гуревич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 559 с. - (Актуальная психология).

11. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 199

12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.

13. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2004. -456с.

14. Козубовский В. М. Общая психология: личность [Текст] : учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2005. - 448 с.

15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М., 2004.-389с.

16. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / А.Р. Лурия. - СПб .: Питер, 2004. - 320 с

17. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов).

18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:

Общие основы психологии. -- 688 с.

19. Общая психология [Текст]: учебник / под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с. - (Образовательный стандарт XXI).

20. Психология личности: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология" / [авт. кол. : И. Б. Котова, П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова и др.]; под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653, [3] с. - (Образовательный стандарт).

21. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М. 2005.-434с.

22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 2004.-224с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студ. Вузов. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

24. Райх Вильгельм. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх ; [пер. с нем. и науч. ред. А. М. Боковикова]. - М.: Когито-Центр, 2006. - 368 с. - (Современная психотерапия).

25. Трофимова, Н.М. Общая психология: практикум: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология" / Н.М. Трофимова, Е.В. Поленякина, Н.Б. Трофимов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.: ил. - (Учебное пособие).

26. Хьелл, Лари А. Теории личности: основные положения, исследования и применение : учебное пособие для студ. вузов. обуч. по напр. и спец. психологии : пер. с англ. / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.: ил. - (Мастера психологии).

27. Хрестоматия по курсу Введение в психологию: учебное пособие для студ. фак. пс. выс. Уч. Зав. по спец. "Пс.-я" / ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 2004. - 545с.

28. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по напралению и спец. психологии / В.Б. Хозиев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 272 с. - (Высш. проф. образование).

Приложение 1.

Модифицированная форма опросника FPI

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

3

3

1

1

2

1

2

4

3

4

4

1

2

4

5

1

1

3

1

3

4

4

4

5

1

3

5

6

2

2

4

1

4

5

5

5

6

2

4

6

6

3

3

4

1

5

5

5

6

7

2

5

7

7

3

4

5

2

6

6

7

6

7

3

6

8

7

4

4

6

3

7

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

8

7

8

7

8

4

8

9

9

5

6

7

5

9

8

8

8

9

5

9

9

9

6

7

8

6

10

8

9

8

9

5

9

9

9

8

8

8

8

11

8

9

8

9

6

--

--

--

8

9

8

8

12

8

9

9

--

7

--

--

--

9

9

9

9

13

9

9

9

--

8

--

--

--

9

--

9

9

14

9

--

9

--

9

--

--

--

--

--

9

9

15

9

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

9

16

9

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

17

9

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому: На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ "Да", в противном случае -- ответ "Нет". Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной вам работы!

1 Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

1. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).

2. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова. 5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи. 6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки. 7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом. 8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем. 9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным. 10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку. 11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

1. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.

2. Не думаю, что можно было бы простить обиду.

3. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

4. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

5. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

6. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

7. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

8. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

9. Я легко смущаюсь.

10. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

11. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

12. Бываю неловким в общении с другими людьми.

13. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.

14. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

15. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.

16. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.

17. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

18. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

19. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.

20. Часто у меня нет аппетита.

21. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.

22. Обычно я решителен и действую быстро.

23. Я не всегда говорю правду.

24. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.

25. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.

26. То, что прошло, меня мало волнует.

27. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

28. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.

29. Иногда, кажется, что я вообще ни на что не годен.

30. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

31. Нередко у меня возникают боли "под ложечкой" и различные неприятные ощущения в животе.

32. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.

33. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

34. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

35. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

36. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

37. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.

38. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

39. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

40. Иногда могу похвастаться.

41. Активно участвую в организации общественных мероприятий.

42. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

43. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

44. Я почти всегда подвижен и активен.

45. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

46. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

47. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

48. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

49. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

50. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

51. Я люблю не всех своих знакомых.

52. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

53. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.

54. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

55. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

56. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а, не развлекаясь в веселой компании.

57. В компании я веду себя не так, как дома.

58. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

59. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

60. Хороших знакомых у меня очень немного.

61. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

62. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

63. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.

64. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

65. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

66. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

67. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

68. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

69. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

70. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.

71. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.

72. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

73. У меня довольно часто меняется настроение.

74. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

75. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

76. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.

77. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

78. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

79. Стараюсь, вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.

80. Я уверен в своем будущем.

81. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

82. Я не прочь посмеяться над другими.

83. Я отношусь к людям, которые "за словом в карман не лезут".

84. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.

85. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

86. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

87. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.

1. Я нередко бываю рассеянным.

2. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

3. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.

4. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу. 105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.

1. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.

2. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

3. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

4. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.

5. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.

6. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.

7. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

8. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

9. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

Ключ

Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

да

нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15, 22,26, 31, 41,42,57,66,72,85,86, 89, 105

49

II

Спонтанная агрессивность13

32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28,30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

-

IV

Раздражительность 11

6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, 110

-

V

Общительность 15

2, 19,46, 52, 55,94, 106

3, 8, 23, 53, 67,71,79,113

VI

Уравновешенность 10

14,21,29,37,38,59,91, 95, 108, 111

-

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18, 36, 39,43,65, 75, 90, 98

-

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60, 70,81, 83, 109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68,78,92,96, 101

X

Экстраверсия -- интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95,106,110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинность-фемининность15

18, 29, 33, 50, 52, 58,59, 65,91, 104

16, 20, 31, 47, 84

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты