|
Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека
Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека
15 |
№ | Содержание | № страницы | | 1 2 3 4 5 | Введение Ощущения Восприятие Мышление Воображение Память Заключение Список литературы | 2 3 6 8 11 12 15 16 | | |
ВВЕДЕНИЕ Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. Некоторые ученые, например, Немов Р.С. добавляет к вышеперечисленным внимание и речь. Но так как в нашу задачу входит изучение познавательных процессов, направленных на формирование картины мира человека, остановимся только на пяти основных. Ощущения являются основой всех психиче-ских явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки цент-ральной нервной системой раздражителей, возника-ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу-щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы-зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Мышление человека - это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом. Воображение -- особая форма человеческой психики, сто-ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти-ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче-ского процесса состоит в том, что воображение ха-рактерно только для человека. Без способности запоминать человек не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратко-временную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и дру-гие виды памяти. Остановимся подробнее на этих вышеперечисленных познавательных процессах психики человека. 1.ОЩУЩЕНИЯ Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче-ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек-тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент-ральной нервной системой значимых раздражителей, возника-ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу-щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору голо-вного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при тор-можении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препара-тов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним спо-собность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспри-нимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают раз-нообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспо-соблены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, хими-ческих, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, кото-рые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различ-ными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения при-косновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обо-нятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие сте-пень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее за-метны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних орга-нов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологи-чески полезных или вредных веществ, температура тела, хими-ческий состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По со-временным данным мозг человека представляет собой слож-нейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обуслов-ленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин-формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека при-нимает решения, дает команды и контролирует их выполнение. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, на-ходящиеся в пределах значительного диапазона -- от коротких до радио-волн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные вол-ны, которые отражает зрительная система, располагаются в ди-апазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупно-сти занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и разли-чающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения раз-личного цвета. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной час-тотой и характеризующиеся периодическими появлениями об-ластей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специ-альная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, -- герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воз-духа находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приве-дем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весь-ма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать на-много более высокие звуки, чем человек. Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высо-та звука зависит не только от частоты колебаний давления воз-духа. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсив-ность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха. Более сильный звук иногда вос-принимается как более высокий, и наоборот. Обоняние -- вид чувствительности, порождающий специфи-ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, про-стых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обо-няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте -- впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принима-ются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наибо-лее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключе-ний попадают в головной мозг. Часть мозга, которая называется обонятельной, также явля-ется и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе го-ловного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у со-бак -- около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двад-цатой части. Указанные различия соответствуют развитости других орга-нов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов жи-вотных значение обоняния выходит за пределы восприятия за-пахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения. Следующий вид ощущений -- вкусовые -- имеет четыре ос-новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Кожная чувствительность, или осязание, -- это наиболее ши-роко представленный и распространенный вид чувствительно-сти. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос-новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред-ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо-лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре-цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав-новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу-щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви-жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз-начения в науке принято слово, которое происходит от поня-тия «движение», -- кинетика, и их поэтому называют кинесте-тическими. Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе-ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон-тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю-чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня-ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри-мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер-жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали-чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений. Все виды ощущений возникают в результате воздействия со-ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од-нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по-явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы-вается латентным периодом. Во время латентного периода про-исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не-специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по-пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы. 2.ВОСПРИЯТИЕ Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы-зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них скла-дывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу-чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае-мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу-щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой-ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще-ний, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу-щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля-ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко-сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком-плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ-ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы -- рецепторы, чтобы ощущение воз-никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя-тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, содержат участки, не-сущие в себе наиболее интересную и полезную для восприни-мающего информацию. При внимательном изучении таких эле-ментов, на которых более всего останавливается взор в про-цессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица на-блюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии чело-века и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружаю-щим людям и многом другом. Нередко при восприятии контурных и штрихованных изо-бражений, а также соответствующих элементов реальных пред-метов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это -- иллюзии, связанные с искажением конту-ра окружности, представленной на фоне веерообразно расходя-щихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей. Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе. Остановимся кратко на механизмах восприятия пространст-ва, времени и движения, которые совместно со способами вос-приятия контуров и содержания осмысленных фигур плоско-стного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восп-риятие пространства содержит оценки формы, величины, рас-стояния до предметов, расстояния между предметами. В восприятии формы предметов принимают участие три ос-новные группы факторов: 1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, име-ющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигура-цию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты на контурных изображениях. 2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше. 3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и час-тей его тела в пространстве. 3. МЫШЛЕНИЕ Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре-зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элемен-тарных формах оно имеется и у животных) также можно пони-мать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов со-стоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив-ным изменением условий, в которых эта задача задана. Мыш-ление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредст-венно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обоб-щенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других позна-вательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно свя-заны с мышлением, и степень его участия в этих познаватель-ных процессах определяет их уровень развития. Мышление -- это движение идей, раскрывающее суть ве-щей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить поня-тие -- обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Мышление -- это особого рода теоретическая и практиче-ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре-образовательного и познавательного характера. Теоретическое понятийное мышление -- это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра-щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен-но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала, и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждения, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного с тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением т пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мысли-тельных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Оба рассмотренных вида мышления -- теоретическое понятийное и теоретическое образное -- в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей-ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по-лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме-нее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнооб-разными оттенками, каким оно является на деле. Отличительная особенность следующего вида мышления -- наглядно-образного -- состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим чело-веком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст-вительности, а сами необходимые для мышления образы пред-ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли-чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред-ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых -- среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому час-то приходится принимать решение о предметах своей деятель-ности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Последний из обозначенных на схеме видов мышления -- это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответству-ющими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, резуль-татом которого является создание какого-либо конкретного ма-териального продукта. Заметим, что перечисленные виды мышления выступают од-новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле-ние считается более совершенным, чем практическое, а поня-тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышле-ние в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и до-стигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетиче-ски более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-дей-ственное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студен-та. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного уче-ного. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу-ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми-нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани-ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус-тупают друг другу. Мышление в отличие от других процессов совершается в со-ответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравне-ния, кроме того, может стать классификация. Нередко она вы-ступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскры-тия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Ана-лиз -- это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных час-тей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, -- писал С Л. Рубинштейн, -- «общие знаменатели» все-го познавательного процесса. Они относятся не только к отвле-ченному мышлению, но и к чувственному познанию и воспри-ятию. В плане чувственного познания анализ выражается в вы-делении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», вы-деляет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с со-вершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения. Абстракция -- это выделение какой-либо стороны или ас-пекта явления, которые в действительности как самостоятель-ные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предвари-тельно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использова-ние и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотноси-тельно к конкретной задаче. Обобщение выступает как соединение существенного (абст-рагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобще-нию. Она проявляется, например, в том, что из общего опреде-ления -- понятия -- выводится суждение о принадлежности еди-ничных вещей и явлений определенному классу. 4. ВООБРАЖЕНИЕ Воображение -- особая форма человеческой психики, сто-ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти-ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче-ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха-рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По-следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож-но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в на-ши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состо-ит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображе-ние? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ниче-го конкретного ответить не можем. Мы знаем очень много о том, какое значение вообра-жение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психиче-ские процессы и состояния и даже на организм. Это и побужда-ет выделить и специально рассмотреть проблему воображения отдельно. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая ма-териальная и духовная культура является продуктом воображе-ния и творчества людей. Воображение является основой наглядно-образного мышле-ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре-шать задачи без непосредственного вмешательства практиче-ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне-ны, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фан-тазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие кар-тины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов: актив-ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное во-ображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ-ствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное вооб-ражение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует-ся или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе-ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничи-вается литературой и искусством. В наибольшей степени она прояв-ляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет по-ложительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это -- сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. 5. ПАМЯТЬ Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них -- деление памяти по време-ни сохранения материала, другое -- по преобладающему в про-цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко-временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру-гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин-формации. Эта память -- непосредственное отражение инфор-мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно-венная память представляет собой полное остаточное впечатле-ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти-мулов. Это -- память-образ. Кратковременная память представляет собой способ хране-ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли-тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель-ной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память связана с так называемым актуаль-ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада-ет только та информация, которая осознается, соотносится с ак-туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро-ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав-шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив-ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин-формации и своим свойствам занимает промежуточное поло-жение между кратковременной и долговременной. Долговременная -- это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз-водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор-мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По-следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред-ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро-вание на практике обычно связано с двумя этими процессами. Генетическую память можно определить как такую, в кото-рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз-водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види-мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека -- единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе-нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное вос-произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино-странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес-ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас-суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс-та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче-ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Двигательная подмять представляет собой запоминание и со-хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ-вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор-тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе-ний человека напрямую связано с этим видом памяти. Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос-редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина-ется им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио-нальной памятью ограничены. По характеру участия воли в процессах запоминания и восп-роизведения материала память делят на непроизвольную и произ-вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически. Во втором случае такая за-дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом мы рассмотрели основные познавательные процессы психики человека и их роль в формировании картины мира человека. С помощью ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых, ощущений равновесия и других) мы чувствуем, ощущаем мир. С помощью восприятия переводим полученные картинки в образы. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой-ства предметов, их образы локализованы в пространстве. С помощью мышления мы можем анализировать полученную информацию об окружающем мире. С помощью воображения мы имеем возможность творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Почти вся человеческая ма-териальная и духовная культура является продуктом воображе-ния и творчества людей. С помощью памяти мы запоминаем полученную информацию об окружающем мире. Мышление - процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных связях, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от «явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия мышление дает непрямое, опосредованное отражение действительности. С помощью познавательных процессов: ощущений, восприятия. мышления, воображения и памяти человек смог выжить как биологический вид, распространиться на всей планете Земля и выбраться за ее пределы, в космос. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Берлов В.В. Психологический словарь. - Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. - 288 с. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин - М., изд. центр «Академия», 1999. - 320 с. Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. - М., изд-во «ПИОР», 2000. - 400 с. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - 688 с. Общая психология. Учебное пособие для пед.институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского - М., изд-во «Просвещение», 1970. - 432 с.
|
|