Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла
p align="center">Глава 2. Автоматизация научных вузовских библиотек2.1. История автоматизации библиотек вузов Библиотечная сеть вузов России насчитывает более 500 библиотек. Их число постоянно растет с появлением новых учебных заведений. Общее количество единиц хранения превзошло 300 миллионов экземпляров. Тематика фондов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники. По своему охвату сеть вузовских библиотек является одной из самых широких в стране. По сути дела, каждый студент, аспирант, преподаватель и сотрудник вуза является читателем библиотек вузов. По оценкам специалистов среднее число читателей за год 4 миллиона. Степень автоматизации библиотек вузов достаточно высока, хотя далеко не все они имеют полные системы автоматизации - в настоящее время в каждой второй вузовской библиотеке есть ПЭВМ. Как правило это несколько машин класса IBM PCAT. Общее количество по всем библиотекам вузов оценивается порядка 2500 шт. Техническим оснащением определяется и сам состав работ, который выполняется в библиотеках на этих компьютерах. Практически все библиотеки занимаются накоплением информации на машинных носителях. Как правило, введены данные о новых поступлениях за последние два-три года. Общее количество записей около 2 миллионов. В последний год несколько библиотек приступили к созданию локальных библиотечных компьютерных сетей. В основном, все они базируются на сетях персональных компьютеров, работающих * под управлением NOWELL INETWARL. Большинство вузовских библиотек используют в своих системах отечественное программное обеспечение на основе разных модификаций ПП «Библиотека» - разработка Научной библиотеки МГУ и АО «Библиотечная компьютерная сеть» при Научной библиотеке Московского Государственного университета, созданное в соответствии с постановлением Комитета по высшей школе Российской Федерации. В 1994 году начаты работы по созданию Московской региональной библиотечной компьютерной сети вузов. Центральный каталог будет располагаться в библиотеке МГУ и насчитывать порядка 100 тысяч записей (книги, изданные в 1900-1994 годах), проводятся работы по созданию региональных компьютерных сетей библиотек вузов. [14] Учебная библиотека - старейший тип библиотечного учреждения. На протяжении всей учебы она является главным помощником студентов в подготовке семинаров, написании курсовых и дипломных работ. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты спешат в библиотеку за научной литературой, консультациями, новейшими публикациями. Реформа высшего образования, экономическая ситуация в стране нарушили годами сложившуюся систему обслуживания. Сегодня, когда комплектование ведется с учетом финансовых возможностей конкретного учебного заведения, назрела необходимость: - создания условий для приобретения студентами учебно методической литературы в вузе и взаимодействия библиотеки с вузовским издательством; - поиска дополнительных источников финансирования (спонсоров, введения платных услуг, организации попечительских советов, получения грантов путем составления долгосрочных библиотечных программ); - перехода библиотек на новые технологии; - оснащения библиотек копировально-множительной техникой, средствами работы с машинными носителями информации, аудиовизуальными пособиями. Компьютерные технологии и Интернет открыли новую страницу в развитии библиотек. Ее сотрудники не вправе отставать от уровня знаний пользователей в освоении новых информационных технологий. Современные средства автоматизации позволяют найти кратчайший путь к содержанию книги, сделать ее более доступной для чтения и как следствие эффективнее использовать заложенные в ней знания. Автоматизация библиотеки ВУЗа - это не только создание электронного каталога, но и обеспечение всех производственных процессов компьютерами и соответствующими программами. Библиотеки, начинающие внедрение новых технологий, должны учитывать, что насыщение рабочих мест библиотекарей компьютерами с отдельными, не связанными между собой АРМ - это не автоматизация, а скорее механизация работы. Данные должны вводится один раз и затем многократно использоваться, что экономит материальные ресурсы и время библиотекарей. Прежде чем выбирать программное обеспечение, необходима единая компьютерная сеть. Если такая база создана, можно смело строить планы на будущее. [42] Библиотеки вуза в первую очередь нуждаются во внедрении новых технологий и способы эффективно использовать открывающиеся возможности. Их заинтересованность в этом обусловлена происходящим увеличением срока обучения, что является общемировой тенденцией, связанной со все возрастающими требованиями к специалистам с высшим образованием. Однако увеличение продолжительности обучения специалиста в стенах университета в традиционном виде являются экономически нецелесообразным. Поэтому остро встает вопрос о необходимости новых технологий образования, что и порождает новые требования к информационной поддержке процесса обучения. Библиотеки вузов в процессе перехода к новым технологиям должны учитывать тенденции развития высшего образования и занимать активную позицию в этом процессе. Общий курс развития вузовских библиотек следует строить с учетом того, что одним из перспективных вариантов использования современных технологий для доступа к информационным ресурсам являются цифровые ( или электронные ) библиотеки. [75] Цифровая библиотека - это распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемых в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных. За всю историю библиотек с древнейшего времени до 70 г.г. нашего столетия можно отметить только одно технологическое нововведение, значительным образом повлиявшие на их развитие - это изобретение технологии книгопечатания. В течении последних тридцати лет развитие библиотечного обслуживания во многом определяется прогрессом в области вычислительных систем и информационных технологий ЭВМ и технологии автоматизированной обработки информации практически сразу нашли применение в библиотечной области. Характерными особенностями цифровых библиотек являются: во-первых, элементом хранения в них являются электронный документ, содержащий информацию различных типов; во-вторых, цифровая библиотека -это распределенная информационная система, то есть система, объединяющая удаленные информационные источники посредством сетевых технологий таким образом, что для конечного пользователя эти источники выступают как одно целое и с унифицированным способом доступа из любой точки мира. В цифровой библиотеке автоматизируются все этапы работы пользователей с документами: опубликование, поиск, доставка. Автоматизация этапа опубликования приводит к тому, что меняется роль пользователя -- он становиться не только читателем, но и автором. Исключение из оборота твердых копий и наличие глобальной среды передачи информации - Интернет позволяет полностью автоматизировать доставку документов от источника (коллекция цифровой библиотеки) до потребителя. Наконец, поиск становиться автоматизированным - пользователь задает тематику запроса и система выполняет его на определенных массивах информации. Автоматизация длительного и рутинного процесса по выявлению источников, содержащих искомую информацию, позволяет больше времени уделять творческому процессу. [40] Активно развивается технология поиска документа не только по контексту, но и по семантике или смыслу запроса. Если говорить о контексте, то такой поиск строится на совпадении слов в запросе и в тексте документа Причем это совпадение может быть не точным, так как совпадения анализируются по смысловой основе, как правило, по корню слова. Для поиска документа по смыслу запроса требуется формирование дополнительных информационных структур, отображающих смысловое содержание документа. Эти технологии базируются на формальном математическом аппарате и довольно активно развиваются При их применении мы можем, например, задавая запрос на поиск документов, касающихся «нечеткой логики», выбирать документы, в которых в требуемом контексте употребляются словосочетания «мягкая логика» или « фуззи логика». Другими словами, система должна иметь тезаурус, или словарь, в котором указываются основные понятия некоторой предметной области ( или несколько областей ) и зависимости между понятиями. Тезаурус используется при выполнении запросов на поиск информации. Возможности цифровых библиотек особенно важны в научном, исследовательском и образовательных процессах. Не случайно, наиболее динамично эти проекты развиваются на базе ведущих университетов мира Доступность, актуальность и полнота информационных ресурсов способствуют качественной подготовке специалиста, владеющего передовыми на данный момент времени знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности в конкретной отрасли. Уже в настоящее время традиционные библиотеки не всегда способны в полной мере и своевременно удовлетворять информационные потребности обучающихся. Это особенно заметно на примере быстро развивающихся отраслей знаний ( техника, медицина, биология и т.д. ) Первыми появились и быстро совершенствуются проекты университетских цифровых библиотек в США, Европе и Японии. Наиболее знаменитыми из них являются DLI Phasel (1995-1998 г.г. ) и Phase ( 1998 г.г. ). Опыт реализации этой и других программ показал, что в данной технологии скрыт большой потенциал, но она требует качественной технической базы, существенной финансовой поддержки и несет множество еще не решенных проблем. Можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы: - технические - использование высокопроизводительных вычислительных систем и специализированного программного обеспечения для обработки больших объемов информации; - технологические - организация средств работы с цифровой библиотекой, которые следуют естественной логике конечного пользователя и учитывают его предшествующий опыт работы в традиционной библиотеке; - организационные - решение вопросов о том, кто пополняет информационные ресурсы, кто отвечает за целостность ссылок в глобальном информационном пространстве, как долго должен храниться документ в цифровой библиотеке и т.д.; - защита авторского права на электронные публикации. Коллекции цифровых библиотек создаются двумя основными способами - переводом традиционных документов в электронный вид и электронной публикацией, когда документ изначально создается в электронном виде. [54] Формируется на глазах нынешнего поколения система электронных информационных коммуникаций кардинально меняет ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки данных. Стремительно развивающиеся технологии глобальных компьютерных сетей создают в информационной области новую систему отношений, отражающую реалии технического уровня современного человечества. Интенсивность изменений в значительной степени диктуется тем огромным значением, которое приобретает информация в постиндустриальном обществе, становясь главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно. До недавнего времени позиции библиотек как общественного института казались незабываемыми и неуязвимыми. Несмотря на возможные недостатки в работе конкретных книгохранилищ, библиотека как социальный институт была единственным учреждением, профессионально занимающимся сбором, систематизацией, хранением и доведением информации до потребителей. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке прочное место в традиционной системе информационных коммуникаций: ни в каком другом месте потенциальный читатель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам. [21] Интернет - технологии привел к ликвидации монополии библиотеки на владение данными в систематизированном виде. Резкое повышение роли, а следовательно и стоимости информации привело к образованию огромного числа крупных корпораций и мелких фирм, выполняющих по сути традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронном виде. Примерами таких компаний служат всемирно известные: LEXISINEXIS, Knight Rider, Bell & Howell, EBSCO, STN, отечественные «Интегрум», «Техно», Гарант-Парк», «Национальная электронная библиотека» и многие другие. Их создание и стремительное развитие прежде всего обусловлены предоставляемой Интернетом возможностью вести обслуживание пользователей информацией непосредственно на рабочем месте или в любой другой точке. Фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, доставляют свой товар прямо на рабочий стол клиента. Делают это весьма оперативно, в большинстве случаев обеспечивая высокую степень полноты и релевантности данных и надлежащий уровень комфорта. Пользователю, состоящему на обслуживании в цифровой информационной службе, как правило, не необходимости обращаться в реальные библиотеки. Причем в качестве пользовательской аудитории в большинстве случаев выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления. Складывается ситуация, когда для доступа к документам совершено необязательно физически обращаться в библиотеку. Ярким отражением этой тенденции на практике является трансформация библиотек в учреждениях, деятельность которых построена прежде всего на анализе информации, в отделы или центры по управлению знаниями. Последние отличаются от библиотек тем, что их основной фонд представлен в виде удаленных электронных баз данных. Этот процесс находится пока самом начале и сегодня затронул лишь наиболее продвинутые в техническом отношении бизнес - структуры, однако, сама система в высшей степени характерна. При ее экстраполяции деятельность все большего числа наиболее значимых общественных институтов будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими дороже, но высококачественные услуги. В настоящее время библиотеки и фирмы, занимающиеся сбором, обработкой, хранением и распределением данных в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, жестко и конкуренции нет. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако, с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их характеристик в области поиска и доставки сведений число потребителей, пользующихся их услугами, будет расти. Число же читателей библиотек начнет постепенно снижаться. Таким образом, в системе коммуникаций, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена в процессе обращения информации. Перераспределение функций и соответственно ролей в системе информационных коммуникаций, обусловленное технологическими реалиями времени, - процесс объективный и неизбежный. Эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в документах, подходит к концу. Это объясняется такими исконными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость и невозможность быстро актуализировать материал. Постепенно все эти факторы приводят к тому, что бумажные издания становятся мало пригодными для использования в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще, безусловно, сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечение, где динамика обновления и сочетания всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах бумажные носители начинают испытывать давление со стороны электронных информационных массивов. Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав неотъемлемой чертой своей деятельности работу с цифровыми массивами данных, которая должна вестись одновременно в нескольких направлениях. Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в кибер - пространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. [3] Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных веб - серверов, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и периодических изданий из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставленными чисто виртуальными информационными службами. [38] Новая роль в новых условиях требует пересмотра многих представлений о библиотеке. Переориентация на новые формы и методы работы повлечет изменения во всех ее звеньях. В перспективе трансформации подвергнуться все аспекты библиотечной деятельности от смены теоретических доктрин до изменения внутренней структуры и системы подготовки кадров информационной сферы. В этой ситуации крайне важно видеть перспективы и не упустить момент для начала преобразований. В последние годы библиотеки все шире используют электронные издания для предоставления пользователям. Решая вопрос об использовании электронных продуктов, библиотека должна изучать рынок электронной информационной продукции и перспективы его развития, преимущества электронных изданий перед традиционными формами, экономические затраты, качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом и в результате составить представление о соотношении традиционных и электронных форм. Распространения электронных, как и печатных изданий занимаются издательства или посредники, в частности, подписные агентства. Электронные издания имеют ряд преимуществ: - в некоторых случаях электронные издания являются более удобными в использовании; - получение информации о содержании отсутствуют в библиотеке журнала для заказа по МБА; - более ранний доступ для читателя по сравнению с печатной; Экономические затраты могут быть различными: - при предоставлении только электронной версии цена, как правило, соизмерима с ценой печатного издания; - при покупке вместе с традиционными изданиями Онлайн - доступ можно получить в этом случае или бесплатно, или по достаточно низким ценам; - некоторые электронные издания предоставляются бесплатно. При использовании электронных продуктов необходимо обращать внимание на качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом в соответствии со следующими критериями: - быстрота и легкость доступа к Web - серверам; - уровень содержания информации; - уровень графики; - уровень гипертекстовой структуры; - «дружелюбность» к пользователю, то есть на насколько удобно пользователю работать; - уровень навигации ( поиск, переход к другим страницам и т.д. ); - полезность «home page»; - уникальные способности, отличающие страницу от других; - платность предоставления информации. Произвести оценку можно, используя временный бесплатный доступ к серверам, который предоставляется потенциальному пользователю. Решая задачу соотношения традиционных и электронных форм зарубежные библиотеки делают выбор в пользу дублирования информации на традиционных и электронных носителях, в том числе и по причине их относительно низкой стоимости. Российские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа. К электронным изданиям относится так же CD-ROM - это диск, состоящий из прозрачной поликарбонатной подложки толщиной чуть более 1 мм. И защитного слоя акрилового лака, между которыми находится тонкая алюминиевая фольга. Вес диска около 15 г., диаметр 12 см. Данные записываются в виде микроскопических углублений в алюминий на очень узкую спиральную дорожку, полная длина которой более 5 км.; всего на дорожке помещается 2,8 млрд. ямок. Компакт-диск, изначально разработан для любителей высококачественного звучания; прочно вошли в рынок компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности с успехом применяется в качестве устройства внешней памяти. Использование оптических дисков в библиотеке являются весьма эффективным. Обладая возможностью записи на один диск баз данных, содержащих более миллиона библиографических описаний, CD позволяют решить целый ряд технических проблем подготовки, поиска и обеспечения читателей информации. Внедрение CD-ROM технологии практически полностью исключает необходимость передачи данных по дорогостоящим каналам связи и позволяет многим библиотекам создавать свои CD с информацией о собственных фондах. Линии связи включаются лишь в тех случаях, когда необходимо оперативно пополнить базы данных или ввести непосредственные запросы читателей в автоматизированную библиотечную систему. [8] Наиболее важное преимущество CD технологии - полнотекстовое индексирование, создание перекрестных ссылок, т.е. любая часть данных может быть легко и быстро найдена и продемонстрирована на ПК. Весьма полезной для библиотек являются возможность сетевого использования CD-ROM. В отличии от бумажных носителей, микрофиш или магнитных носителей CD-ROM очень долговечен; диск, произведенный в настоящее время, будет без всякой специальной обработки или специальных условий хранение 50-100 лет читаем и не иметь ошибок. Компакт-диски служат отличным средством распространения сложного программного обеспечения. Они незаменимы при хранении различных перечней, каталогов, словарей, энциклопедий. Поскольку носители мультимедиа - информации должны вмещать огромные объемы разнородной и по-разному организованной информации, то CD являются идеальным средством для их реализации. В настоящее время рынок баз данных на основе технологии CD-ROM достаточно велик и в ближайшее время будет еще увеличиваться. Многие национальные библиотеки приступили к созданию своих дисков, например Немецкая национальная библиография ( Deutsche National Bibliographic ), Британская национальная библиография ( British National Bibliographi ), национальные библиографии Франции, Испании и д.р. В России вариант национальной библиографии на CD-ROM выпускает Российская книжная палата уже вторым изданием. Электронные энциклопедии со временем превратятся в предмет обихода, в надежных спутников любого культурного человека. Возможно, это именно та область издательской деятельности, где они могут существенно потеснить своего родителя конкурента - книгу, т.к. на смену обычного печатного учебника приходит электронный. В последние годы электронные учебные пособия занимают все более заметное место на рынке электронных публикаций. Это связано как с информатизацией образовательных программ, так и с развитием новых технологий. [9] В настоящее время определяя электронного и учебного пособия даются в «Инструкции о порядке рассмотрения и утверждения грифа Министерства образования России на учебные электронные издания» ( приложение 2 к приказу от 19 июня 1998 г. № 1646 ). Общим положением является следующее: электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе. В частности, электронный учебник - это основное учебное электронное издание, полностью соответствующие федеральной составляющей дисциплины; к учебным пособием отнесены сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники и др. Конечная цель обучения состоит в том, что обучаемый должен владеть теоретическими основами изучаемого предмета, уметь применять их для решения конкретных задач и иметь навыки практического применения этого умения. Для достижения этих целей предусмотрены лекции, практические занятия и лабораторные практикумы. Эти виды занятий поддерживаются соответствующей литературой, причем практика преподавания выработала соответствующие виды изданий: учебник - для изложения заданий, задачники и методические указания, для развития умения и навыков. Отсюда можно прийти к следующим выводам: - Повышается значимость учителя и требования к уровню его знаний: он действительно должен быть «лоцманом» в мире знаний, а не «тренером» по реализации рутинных действий. 2. Потребность в технических навыках в определенной предметной области сокращается, в то время как необходимость иметь навыки работы с соответствующими информационными системами возрастает; 3. Границы между знаниями, умениями и навыками в определенной предметной области стираются; границы между предметными смежными областями также стираются. Электронный учебник или пособие должен представлять собой гипертекстовую систему с адаптивными связями между фрагментами, обеспечивающую возможность адаптивной компоновки нелинейного текста. Маршрутизация компоновки должна формироваться навигатором, входящим в состав системы управления компоновщику гипертекста об объединении соответствующих фрагментов. Управление навигатором осуществляется по нескольким контурам: - непосредственно пользователем в процессе работы; - пользователем по результатам анализа процесса обучения; - программой -- анализатором по результатам автоматического текстового контроля знаний пользователя; - учителям по результатам личного общения с учащимися. Если электронного документа нет, то для создания виртуального учебника в процессе ретроспективной конверсии генерального каталога библиотеки имеет смысл формировать электронную версию библиографических ссылочных данных каждой книги. Электронная форма предоставления материала позволяет применять автоматические способы формирования массива ключевых слов путем анализа текста. Следует подчеркнуть, что электронная форма хранения знаний дает новую возможность -- включение регистрирующей системы, действующий в качестве обратной связи: каждое обращение к учебнику и путь, по которому идет учебник, может фиксироваться такой системой, и эта информация может использоваться как для отбраковки неудачных работ, так и для совершенствования оставшихся. 2.2. Основные направления автоматизации вузовских библиотек России Опыт использования новых технологий в библиотеке ВГПУ. Гуманистическая научно - педагогическая парадигма образования выдвигает задачу построения образовательного пространства на таких основополагающих ценностях, как самоопределение и самореализация личности. Главные требования к новой системе педагогического образования: сформировать у будущего учителя профессиональное мировоззрение и педагогическое мышление, готовность к инновационным образовательным процессам; выявить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста - педагога; развить готовность к использованию личного потенциала. На место пассивного потребления информации становится ее поиск, процесс формирования знаний, умение использовать и анализировать имеющийся информационный потенциал для ориентации в ведущих педагогических концепциях и теориях. Это требует повышения уровня информационного обеспечения учебного заведения, а также становления и развития информационной культуры каждого потребителя информации. Использование информации как важнейшего образовательного фактора, формирование и активное развитие структурных подразделений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием новых знаний -важнейшая задача педагогических учебных заведений. Одной из основных функций информатизации педагогического образования является введение новых информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией как внутри вуза, так и с внешней средой. В то же время это максимальное использование информационных ресурсов библиотек с применением традиционных билиотечно библиографических методов формирования информационных потоков и поиска информации. Интеграция этих процессов формирует у специалиста -педагога интеллект аналитика, синтезиста, творца информации; повышает качество образовательных услуг на всех уровнях подготовки и повышения квалификации педагогов. Готовность педагога к внедрению нового, формирование собственной авторской системы базируется на высоком уровне знаний и анализе информации об инновационных процессах как в своем регионе, так и за его пределами. Наиболее полно такую информацию педагогам традиционно представляет библиотека педвуза. Основой разработки концепции и технологии личностно -ориентированного педагогического образования на основе многоуровневой педагогической системы учебно - научно - педагогического комплекса (УНПК) Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ) является теория целостного учебно - воспитательного процесса, обеспечивающая взаимосвязь, преемственность и интеграцию педагогического образования входящих в него образовательных учреждений. Структура УНПК объединяет более 20 сельских и городских общеобразовательных школ, имеющих педагогические классы, городскую гимназию № 1, имеющую классы педагогического профиля; областной мужской педагогический лицей; 3 педагогических колледжа; собственно педагогический университет как системно - образующие ядро педагогического комплекса его Михайловский филиал; институт повышения квалификации ВГПУ готовит педагогов - предметников, педагогов - бакалавров и магистров, а также научные педагогические кадры по следующим формам обучения: очная и заочная аспирантура, докторантура, система соискательства.[36] Библиотеки УНПК являются подсистемой многоуровневой системы педагогического образования области, выполняющей коммуникационную функцию накопления, организации и распространения информации. Цель организации единой сети библиотек УНПК - формирование на базе их фондов единого информационного пространства и многоуровневой системы педагогической информации с использованием компьютерных технологий, обеспечивающей социальную коммуникацию для подготовки и переподготовки педагогов. С ноября 1994 г. для организационно -методического руководства этим процессом приказом ректора за библиотекой ВГПУ закреплены функции методического центра библиотек УНПК. С января 1995 г. введен единый читательский билет, организован систематический обмен книгообмен учебной литературой и единый каталог периодических изданий, вступила в действие единая система повышения квалификации библиотечных работников. Сегодня библиотека ВГПУ - это 750 тысяч документов, размещенных в 2-уровневом книгохранилище с секторами учебной, научной литературой и периодики; в подсобных фондах 4 специализированных абонентов и 6 читальных залов, которыми пользуются по единому читательскому билету 11 тысяч читателей. За последние 5 лет штат библиотеки увеличился до 71 сотрудника, что позволило выделить новые структурные подразделения: отдел редкой и ценной книги, отдел гуманитарно - просветительской работы, сектор автоматизации библиотечных процессов и электронных каталогов, сектор научно -педагогической информации, копировальный сектор. Активная работа по автоматизации библиотечных процессов началась в библиотеках УНПК 1998 года. Автоматизированы технологические процессы: введение картотеки книгообеспеченности учебного процесса, подписка на периодические издания, каталогизация и техническая обработка поступающих изданий. Организовано АРМ для читателей в каталожном зале «Поиск», поэтапно проводится ретро конверсия генерального каталога, сформировано АРМ «Администратор». Копировальный сектор оказывает платные услуги читателям, а также используется библиотекой для выпуска информационных листков, методических и библиографических материалов для библиотек УНПК и т.д. Справочно - поисковой аппарат библиотеки всесторонне раскрывает ее фонды. Читателям представлены: - карточные каталоги и картотеки на фонд всей библиотеки и отдельных ее специализированных отделов; - постоянно пополняется фонд справочно - энциклопедических изданий; - электронный каталог включает информацию о новых поступлениях книг, авторефератов и диссертации (с 1998 г.) и ретроспективную (с 1991 г. издания) информацию о литературе и психолого-педагогической тематике (до 10 тыс. частично аннотированной, снабженной словарем ключевых слов и терминов); - электронная БД «Публикации ученых ВГПУ (с 1996); аналитическая БД по психолого-педагогической тематике (с 1998 г.), в том числе проблемно - ориентированные БД по ведущим темам научно-исследовательских работ в УНПК; - электронный каталог периодических изданий. В 1996 г. на базе библиотеки ВГПУ организован Интернет класс. Пользование БД Интернет - на бесплатной основе. Преподаватели вуза используют для работы нормативные БД Госкомитета по образованию, имеют доступ к ЭК новых поступлений книг, авторефератов и диссертаций Российской государственной библиотеки, ГПНТБ России, ГНПБ им. К,Д,Ушинского и ко всем остальным данным, имеющимся в Интернете. Качество подготовки педагога находится в прямой зависимости от уровня его информационной культуры. Во всех учебных заведениях УНПК ведутся занятия по «Основам библиотековедения и библиографии», разработаны «Памятки читателям библиотеки...», где отражаются все проблемы взаимодействия читателя и библиотеки, оптимизации использования фондов. В условиях УНПК особое значение имеет организация работы информационно - библиографического отдела (ИБО) библиотеки ВГПУ. Углубленный проблемно-ориентированный поиск информации всеми группами читателей УНПК ведет к постоянному увеличению количества библиографических справок, консультаций (более 5,5 тыс. ежегодно) по использованию СПА библиотеки. Дифференцированное информационно библиографическое обслуживание осуществляется по направлениям: по проблемам высшей школы, в помощь учебно-воспитательному процессу, по проблемам НИР УНПК, в помощь педагогам - практикам в системе переподготовки педагогических кадров. Ежегодный анализ библиографических справок психолого-педагогической тематики помогает выявить новые темы запросов читателей, активизировать наполнение аналитических БД по этим проблемам, внести новые термины в словарь ключевых слов и терминов по психолого-педагогической тематике для библиотек УНПК. Использование информационных ресурсов библиотеки ВГПУ в информационной поддержке научных конференций, семинаров, совещаний в университете и других учебных заведениях УНПК по различным проблемам педагогики дает возможность знакомить с фондами ученых из других регионов России и зарубежья. В октябре 1998 года в ВГПУ на основании решения ученого совета разработан «Проект создания единого образовательно-информационного пространства ВГПУ и университетского комплекса», Свое участие в этом проекте библиотека отразила в «Программе организации Центра информационной поддержки педагогического образования Волгоградской области 1999-2003 г.». На первом этапе ее основной целью являются объединение текущих т ретроспективных информационных потоков по психолого-педагогической тематике всех библиотек УНПК для обеспечения студентов, научных работников и педагогов - практиков области и города качественной информацией по проблемам педагогики и психологии. Компьютерная обработка информации БД ведется на основе локального варианта АИБС MARK-4.2, а также разрабатываемого библиотекой ВГПУ единого для библиотек УНПК словаря ключевых слов и терминов. Это дает библиотекам возможность перейти на качественно новый уровень информационного обеспечения - углубленное формирование персонально ориентированных БД по любой проблеме педагогики и психологии на всех уровнях обучения. Освоение компьютерных технологий библиотекой СГМУ. Приступая к внедрению автоматизированной библиотечной технологии, библиотека СГМУ имела четкую схему всех традиционных библиотечных процессов, в том числе связанных с формированием фонда и внедрением справочного аппарата. В отделах были составлены технологические карты или инструкции, используемые для анализа и совершенствования работы в новых условиях. Электронный каталог создается в процессе совместной деятельности отделов комплектования, каталогов, справочно-библиографических. Для характеристики документов из 193 предлагаемых АИБС MARK они используют 84 поля и подполя, причем поиск возможен по любому из предусмотренных программой полей. За основу взят принцип, в соответствии с которым электронный каталог должен обеспечивать все функции традиционной системы каталогов и картотек. При создании машиночитаемой библиографической записи сотрудники библиотеки учитывали как сегодняшние, так и перспективные запросы потребителей. Перечень полей и подполей для характеристики документов формировался с учетом все возможных видов библиографической деятельности на основе электронного каталога: в помощь научно -исследовательской, научно -- практической, учебной работе потребителей, в помощь самообразованию и т.д. причем к потребителям библиографической информации относились не только читатели, но и сами библиотекари. Было учтено, какую печатную библиографическую продукцию будет выпускать библиотека на основе электронного каталога. Единая методика заполнения полей при создании БЗ на документ, согласованность действий сотрудников всех отделов, формирующих и использующих электронный каталог, основывалась на главном принципе компьютерных технологий - многоцелевом и многократном использовании при одноразовом вводе информации. В основе заполнения полей при создании библиотекой записи на документ лежали типовые рекомендации, разработанные НПО «Информ - система», но после года работы были составлены методические рекомендации по заполнению полей с учетом технических особенностей библиотеки СГМУ, уточняемые ежегодно. Библиотека с первых шагов работы на ПВМ ведет информационное обслуживание кафедр института, передавая им на дискетах библиографическую информацию, в том числе по новым поступлениям. Формирование и ведение баз данных было организовано с учетом рынка БД в стране и возможности их приобретения и рационального использования. Ежегодно приобретается БД «Медицина и здравоохранение» на CD-ROM, генерируемая ГЦ ИМБ, производится обмен базами данных социально-политической тематики с библиотеками города, использующими АИБС MARK. Опыт работы нескольких лет, решения методических советов в отделах по проблемам автоматизации находят внутри библиотечных документах, как паспорта - характеристики БД «Методические рекомендации по особенностям заполнения полей в БД библиотеки СГМУ», «Методические рекомендации по работе с БД, получаемые отделом каталогов и отдела комплектования и учета литературы», «Руководство по сбору статистических данных о работе отдела каталогов на ПЭВМ» и др. Внедрение современных способов хранения и предоставления информации начинается с технологии обработки документов, получение данных, необходимых для управления библиотекой, в том числе для формирования библиотечного фонда. В марте 1997 года межвузовская секция «Автоматизация библиотек». Метод объединения вузовских библиотек Самары провела на базе библиотеки СГМУ по теме «Автоматизированное рабочее место индексатора». Участники обсудили проблемы создания поискового образа документа, индексирования документов с использованием классификационных таблиц и ключевых слов. Был продемонстрирован алгоритм автоматизированного индексирования документов. Анализ проведенной работы свидетельствует о том, что заинтересованность и энтузиазм коллектива при освоении компьютерных технологий позволили оптимизировать процесс формирования машиночитаемых библиографических баз данных, что в конечном итоге направлено на улучшение справочно-информационного обслуживания читателей. Новые технологии в библиотеке СибГИУ. Известно, насколько трудоемкими являются такой вид деятельности, как создание библиографических пособий. Переход библиотек от традиционных каталогов и картотек к электронным позволяет в значительной степени автоматизировать этот процесс. В библиотеке Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ, Новокузнецк) есть опыт создания персональных библиографических указателей на основе электронной картотеки. Электронная картотека (база данных) «Труды ученых СибГИУ» является специфической для вузовской библиотеки. Она ведется с 1994 г., при этом используется АИБС MARK НПО «Информ - система». Эта база включает описания публикаций за 20 лет ( 1980-1999 ) и к данному моменту насчитывает около 10 тыс. записей. Наряду с вводом текущих документов продолжается перевод ретроспективной информации из рукописной формы в электронную. БД имеет сложную структуру и применяется для поиска информации, выполнения различных справок по запросам читателей, количественного анализа, подготовки библиографических документов. Одно из ее достоинств -возможность многократно использовать единожды введенной информации. Библиотека университета выпускает персональные библиографические указатели ведущих ученых вуза и планируют продолжать эту работу в будущем. Наличие электронной картотеки ускоряет и облегчает процесс, освобождает библиографа от выполнения рутинных, однообразных и монотонных операций. Работа над указателем идет поэтапно. Сначала библиотекари совместно с преподавателями кафедры отбирают материалы, затем определяется структура указателя, готовиться библиографический материал, база пополняется недостающими материалами. Затем специалисты сверяют библиографические записи с документами - оригиналами, формируют основную часть хронологический указатель трудов, справочный аппарат: вспомогательные указатели, список принятых сокращений, предисловия и т.д. Вслед за этим редактируется указатель (научное, литературное, библиографическое редактирование). После этого все рукописи обсуждаются со специалистами библиотеки и кафедр и начинается подготовка указателя к изданию в электронном виде. Необходимо отметить, что создание полноценного персонального указателя возможно только при содействии ученых. Оптимальный вариант -назначение заведующей кафедрой одного из преподавателей помощником или консультантом библиографа. Он одобряет или корректирует предложенную структуру указателя, выявляет недостающие в БД документы и пополняет ее, осуществляет научное редактирование и подготовку библиографического материала. [17]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|