Понятие жалобы в государственном управлении
Понятие жалобы в государственном управлении
Высшая школа приватизации и предпринимательства - институт Северо-Западный филиал Контрольная работа по Административному праву на тему: «Понятие жалобы в государственном управлении» Выполнил студент 4 курса отделения «юридический факультет» группа СПб-Ю-05-4 Зарипов Рустэм Габидуллович Дата подачи на рецензию: 20 мая 2007 года Содержание: ВВЕДЕНИЕ Административное право Управление, как социальное явление Социальное управление Специфика государственного управления Понятие жалобы и право на подачу жалобы Шаблон жалобы ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ. Целью данного исследования является обозначение понятий и поиск ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности обратной связи между гражданином и системой государственного управления, рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. Для достижения цели контрольной работы по теме «Понятие жалобы в государственном управлении» мною были поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие "управление". 2. Рассмотреть специфику государственного управления. 3. Определить понятие "жалоба". 4. Показать способы взаимосвязи между государственным управлением и обращениями граждан. 5. Обозначить пути повышения эффективности воздействия обращений граждан на систему государственного управления Российской Федерации. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Административное право Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая формой и т.п. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся: - права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; - всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями); - административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; - если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. - административные правоотношения являются властеотношениями, построенными на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Управление, как социальное явление. Необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности. управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления. управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления. Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.). Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества. Социальное управление Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них: социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет. социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.). социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей. социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления. социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения. социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Специфика государственного управления. Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего, разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник). Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них: 1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность. 2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, в современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели. 3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Итак, государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности. Основным принципом в деятельности органов государственного управления является принцип законности, то есть все государственные и общественные органы должны обеспечивать гражданам России необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией и федеральными законами прав. Условиями (способами) его обеспечения служат контроль, надзор и право лиц на жалобу. Каждый гражданин имеет право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц административной юрисдикции. Указанные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении реализуют различные государственные органы, предприятия, учреждения и граждане. Все это создает нормальные условия для работы государственного аппарата, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Понятие жалобы и право на подачу жалобы Жалоба -- это обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушения права. В соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Незаконные, по мнению гражданина, действия должностных лиц государственных органов в сфере административной юрисдикции могут быть обжалованы: Вышестоящему должностному лицу (вышестоящий орган); В суд; Прокурору. Нарушения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Жалоба подлежит разрешению в срок до 1-го месяца. Граждане вправе обжаловать в суде действия государственных органов и должностных лиц, если: *нарушены права и свободы граждан; *созданы препятствия для осуществления гражданами их прав и свобод; *на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Если же гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд. Судебный контроль осуществляется различными формами и методами. В ходе рассмотрения в судебном заседании, суд выявляет нарушения законности в действиях должностных лиц государственных органов. При выявлении нарушений законности суд выносит частное определение, в котором указываются эти нарушения и ставится вопрос о принятии мер по их устранению. Частное определение должно быть рассмотрено в течение месяца и направлено сообщение суду о принятых мерах. К методам общего надзора можно также отнести: обобщение административно-юрисдикционной практики; изучение и проверка публикуемых в печати и других органах массовой информации сведений о нарушениях законности; обобщения жалоб граждан; личный прием граждан прокурором и рассмотрение жалоб. Правовыми формами реагирования на нарушения законности прокуратуры являются: протесты, представления, постановления, предостережения. Установив нарушения законности, причины и условия, способствующие их совершению, а также виновных лиц, прокурор принимает меры к восстановлению законности и привлечению виновных к ответственности. Представление прокурора - выносится по нескольким фактам нарушения законности, по вопросам устранения причин и условий, способствующих этим нарушениям. Оно вносится по результатам проверок практики рассмотрения заявлений и жалоб граждан, из которых следует, что в соответствующих органах имеются нарушения законности. Представление вносится в государственный орган (должностному лицу), полномочному устранить нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин, условий, способствующих нарушениям, и о результатах сообщено прокурору. Помимо жалоб, граждане могут обращаться в соответствующие органы и к должностным лицам и по другим вопросам, связанным с обеспечением законности. Подобные обращения могут иметь формы: *предложения (привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области управления и указание на пути их устранения); *заявления (обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением). От четкой и слаженной работы субъектов управления, организуемой на принципах строгого соблюдения законов и подзаконных актов, неукоснительного выполнения возложенных обязанностей, во многом зависит правильность, объективность и оперативность решения вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций. Шаблон жалобы В _______ (районный (городской) суд __________________ (области) От (фамилия, имя,отчество,адрес) ________________________________ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО: (орган государственного управле- ния или должностное лицо) ______ ЖАЛОБА на неправомерные действия должностного лица (органа государственного управления) "____"_____ 19___ г. (должностное лицо/орган государственного управления) ______ (какие неправомерные действия совершило: отказ в выдаче документа, незаконное изъятие документа и т.п.) ________________. Эти действие являются неправомерными, так как (основания, которые могут свидетельствовать о неправомерности действий) _________________. Указанные действия ущемляют мои права, поскольку (юридический интерес заявителя)___________________________________________________________. "____" ________ 19____ г. я обратился с жалобой на эти действия в (вышестоящий в порядке подчиненности орган)_____________________________. После моего обращения прошел один месяц, однако ответа на мою жалобу я не получил: ПРОШУ: 1. Обязать (должностное лицо/орган государственного управления) ______ и т.д. Подпись Дата Государственная дисциплина в административной юрисдикции предполагает охрану интересов государства и общества, внимательное чуткое отношение к гражданам, своевременное рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, заявлений и жалоб, законное удовлетворение заявленных просьб и быстрое устранение нарушений прав и законных интересов граждан и организаций. Однако, зачастую и особенно в случаях проверки жалоб по постановлению по административному делу вышестоящие органы не желают разбираться по существу, а принимают меры к тому, чтобы защищать своих подчиненных, в угоду так называемой "чести мундира". Иногда ведомственность проявляется в стремлении скрыть недостатки в работе подчиненных органов, чтобы избежать критики, не "вынести сор из избы". ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что реалии существования нашего общества в настоящее время, действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. Между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Люди страдали, страдают и будут страдать от неэффективности государственных организаций. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний. С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое. И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества. Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека. Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации, Москва, Изд. Новая Волна, 1996г, стр.62. 2. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г. 3. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г., стр. 355. 4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997. 5. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления - М., 1998 6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство высшего управленческого персонала. М.,1993 7. Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понамарева. - СПб., 1997. 8. Игнатов В. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России Ростов-на-Дону, 1997. 9. Осипов В.И Власть - проблемы государственного управления - М., 1996. 10. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления 1999. №1 11. Эффективность государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г - Ростов-на-Дону, 1998. 12. Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
|