Разработка коллекции спецодежды для автослесаря
Разработка коллекции спецодежды для автослесаря
ОГЛАВЛЕНИЕВведение 1. Изучение физиологических закономерностей двигательного аппарата человека и его использование в процессе труда 1.1 Исследование последовательности трудового процесса 1.2 Изучение комплекса движений работника 1.3 Графическое изображение организации рабочего места и последовательности трудовых движений 1.4 Характеристики показателей физиологических функций организма человека 2. Влияние на человека элементов окружающей или производственной среды и их значение для установления важнейших свойств одежды 2.1 Климатические и производственно - предметные особенности окружающей среды 2.2 Исследование вредных факторов условий труда работающих 2.3 Разработка комплекса требований к спецодежде, обусловленных назначением и условиями эксплуатации изделия 3. Разработка функциональных решений и параметров конструкции спецодежды для автослесарей 3.1 Общая характеристика ассортимента существующей спецодежды для автослесаря 3.2 Анализ средств индивидуальной защиты организма человека, используемых в данных условиях производства 3.3 Топография защиты поверхности человека 3.4 Характеристика материалов, применяемых для изготовления одежды 3.5 Способы соединения деталей одежды 3.6 Создание новых моделей одежды 3.7 Варианты цветографических решений моделей одежды Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕКак удивительно скучно звучит слово «спецодежда» и как интересно оно на самом деле. Ну что такое спецодежда? Специальная для чего-то? Специально для охоты на мамонта? Одежда для охоты на мамонта должна быть удобна, иначе исход охоты окажется грустным для племени. Напрашивается простой вывод: спецодежда была всегда. Как назвать одежду присутствующих на приеме у правителя государства, если свита одевается специально по определенному протоколу? На приеме у египетского фараона египтянки знатного происхождения присутствовали в париках, окрашенных в голубоватые тона. Длинные черненные накладные ресницы, густо черненые брови, нарумяненные скулы, губы с нанесенной карминно-красной краской, на самом верху голубого парика конусообразный кусок твердых благовоний, постепенно таявший, так что капли умащивали все тело - так выглядела египтянка, и это в египетскую-то жару. Выходит, спецодежда не всегда удобна. А бедные средневековые рыцари в кольчугах, наручах от плеча и до локтя, поножах от колена до ступни, в кожаных перчатках с широкими раструбами и сплошной металлической чешуей? А еще надо меч держать, кованый, стальной, метровый, толщиной до восьми сантиметров. Соприкосновения тела с металлом приводило к травмам, поэтому под латы надевали стеганую тканую одежду, напоминающую наши телогрейки, - она предохраняла, смягчала удары. Какой легкой и изящной кажется нам современная спецодежда по сравнению со средневековой. А как она разнообразна! Вот ведомственная: форменная одежда летчика, стюардессы, менеджера известной компании, мужественного героя МЧС, строгого милиционера, контактного работника железнодорожного транспорта, нежного и внимательного медицинского работника скорой помощи. А теперь валенки, ватники, кирзовые сапоги, х/б костюмы, пресловутые синие халаты одного размера на всех жителей нашей необъятной Родины - а что поделаешь, без этого невозможно в сельском хозяйстве, на лесоповале, на некоторых других производствах. Итак, под спецодеждой понимаются средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты от повреждений и от воздействия вредных веществ. В соответствие со статьей 212 Трудового кодекса РФ и статьей 14 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам должна выдаваться спецодежда». Сегодня спецодежда нечто большее, чем защита от негативных факторов производства, она становится частью корпоративного стиля. Профессионально подобранная спецодежда поможет выделиться среди конкурентов, подчеркнет индивидуальность компании и станет доказательством ее успешности. Как подобрать нужную именно Вам спецодежду и разобраться в огромном ассортименте? Спецодежда должна соответствовать общим и специальным требованиям, учитывающим весь комплекс показателей качества и назначения. Таким образом, спецодежда не прихоть, а необходимость, это средство защиты человека на производстве, где по статистике бывает до трех тысяч смертельных случаев, а травм, больших и маленьких, доходит до полумиллиона. 1. ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА1.1 Исследование последовательности трудового процесса Сбор данных о фактическом состоянии организации труда был проведен с помощью наблюдений и комплексов вопросов. Трудовые процессы, за которыми шли наблюдения, проходили на территории частной автомастерской. На рисунке 1.1.3 графически показано производственное помещение автомастерской с расположением различных объектов. Рис. 1.1.3 Схема производственного помещения автомастерской Производственные помещения автомастерских должны иметь не менее 15 м3 объема и 4,5 м2 площади на каждого работающего. Высота помещений от пола до потолка должна быть не менее 3,2 м. Стены и потолки должны быть малотеплопроводными и не задерживающими пыль. Полы Ї ровными, не скользкими, если они холодные, то у рабочих мест кладутся коврики или деревянные решетки. Станки и оборудование в помещениях располагаются с оставлением проходов не иене 1м шириной и так, чтобы не требовалось перемещения грузов над рабочими местами. Освещение производственных помещений должно соответствовать СНиП 11-4-79. Рассматриваемое производственное помещение не соответствует стандарту по площади и высоте помещения от пола до потолка. 1.2 Изучение комплекса движений работника Важнейшим внешним проявлением физиологической стороны трудовой деятельности человека является движение. Эффективное осуществление рабочих движений и приемов во многом зависит от правильной позы работника. Даже самая расслабленная поза не является состоянием абсолютного покоя, так как при этом осуществляется деятельность тонических мышц. На рисунке 1.2.1 представлены графические изображения эргономических поз, выполняемых автослесарем. В ходе исследования движений работника были выделены наиболее часто используемые позы. Виды этих эргономических поз человека, выполняющего движения в данной производственной среде, представлены на рисунке 1.2.1. Рис.1.2.1 Эргономические позы автослесаря 1.3 Графическое изображение организации рабочего места и последовательности трудовых движений Рабочим местом называют часть пространства, приспособленного для выполнения автослесарем производственного задания. Рабочее место включает: -основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, энергетические установки, различные коммуникации); -технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, стенды, верстаки (рис.1.3.1), стеллажи, шкафы (рис.1.3.2) и др.). Рис 1.3.1-13.3 Рабочее место автослесаря должно быть оборудовано техническими средствами, обеспечивающими максимальные удобства для работы, безопасность труда, рациональное построение трудового процесса, физиологически правильную рабочую позу, рациональное размещение и строгий порядок хранения инструментов, приспособлений, заготовок, изготовленных деталей, поддержание на рабочем месте необходимого порядка и чистоты. Организация рабочего места должна предусматривать обеспечение высокой производительности труда, максимальную экономию рабочего времени, высокое качество технического обслуживания и ремонта автомобиля и сохранение здоровья работника. Основным рабочим местом слесаря вне автомобиля является слесарный верстак (рис.1.3.1; рис.1.3.3), на котором производятся разборка и сборка снятых с автомобиля узлов и приборов, слесарно-подгоночные и другие работы. Слесарные операции по ремонту автомобильных деталей автослесарь выполняет с помощью слесарного, металлорежущего, измерительного, разметочного и другого специального инструмента. Рис.1.3.4 Графическое изображение организации рабочего места автослесаря В объем работ, выполняемых автослесарем при техническом обслуживании и ремонте автомобиля, входят многие операции. Это разборка простых узлов автомобилей, рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Графическое изображение организации рабочего места автослесаря изображено на рисунке 1.3.4. На этом месте автослесарь проводит большую часть рабочего времени. При выполнении трудового процесса было зафиксировано время пребывания человека в каждой эргономической позе. Эти данные выведены в виде таблицы 1. |
№ операции | № схемы | Схема движения | Средняя затрата времени на движение, мин. | | 1. Осмотр днища автомобиля из ямы | 1.1 | | 15 | | 2. Работы, проходящие на верстаке (разборка - сборка); промывка узлов; рубка зубилом; резка ножовкой; опиливание; сверление отверстия | 1.2 | | 15 20 35 35 25 2 | | 3. Снятие (установка) колес; установка домкрата | 1.3; 1.6 | | 10 | | 4. Подкатывание колес | 1.4 | | 2 | | 5. Работы под капотом (снятие - установка узлов) | 1.5 | | 20 | | |
Таблица 1 Карта эргономической фотографии рабочих движений
1.4 Характеристики показателей физиологических функций организма человека Таблица 2 Физиологические параметры человека |
№ п/п | Показатель теплового состояния человека | Условное обозначение показателя | Величина показателя | | 1 | Интенсивность энергозатрат | Вт | 113 | | 2 | Интенсивность потерь тепла дыханием | Вт | 1,4 | | 3 | Интенсивность потоотделения | г/дм2с | 90-140 | | 4 | Температура тела ректальная | tp, 0C | 37,3-37,4 | | 5 | Средневзвешенная температура кожи | tc.k, 0С | 31,6-32,5 | | 6 | Средняя температура тела | tc.т, 0С | 35,3-35,8 | | 7 | Предельно-допустимые температуры тела и участков тела: - при перегреве; - при переохлаждении | tт.п, 0С tт.о, 0С | более 36,0 ниже 28,1 | | 8 | Теплоощущения | Т0, баллы | 4 | | 9 | Изменение теплосодержания (дефицит тепла) | ДQт.с, Дж | ± 0,87 до 126 | | 10 | Влагопотери | ДР, г/ч | до 120 | | 11 | Увеличение частоты сердечных сокращений | ? ЧСС, уд/ мин | 11-18 | | |
На каждом производстве могут возникнуть травмы. Травмой называют повреждение или заболевание организма, возникающее при механическом, тепловом, электрическом или химическом воздействии. К травмам, возникающим вследствие механического воздействия (при ударе, падении, попадании под машину), относят ушибы, ранения, переломы костей, растяжения связок, вывихи, разрывы мышц. К травмам, возникающим вследствие теплового воздействия, относят ожоги и обмораживания. Химическое воздействие может вызвать отравления и ожоги. Совокупность такого рода травм, полученных на производстве, называют производственным травматизмом. Общей причиной травматизма при техническом обслуживании и ремонте автомобилей является несоблюдение элементарных правил техники безопасности при пользовании инструментами, приспособлениями и оборудованием во время выполнения слесарных, кузнечных, токарных, разборочных, сборочных и других работ. Основным мероприятием по предупреждению производственного травматизма является своевременно проведенный инструктаж всех работников по технике безопасности. К иным мероприятиям, направленным на предупреждение производственного травматизма, относят установку ограждений опасных мест, устройство надежно действующей вентиляции, душевых помещений, поддержание в исправности оборудования и инструмента, вывешивание на рабочих местах предупредительных знаков, надписей, плакатов и инструкций по технике безопасности. Каждое рабочее место должно быть рационально освещено, для чего используется индивидуальное и общее освещение. Все помещения укомплектовываются огнетушителями. Необходимо, чтобы внутренние двери в помещениях открывались в сторону ближайшего выхода из здания, а выходные -- наружу. 2. ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕМЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВОЙСТВ СПЕЦОДЕЖДЫ2.1 Климатические и производственно-предметные особенности окружающей среды Трудовой процесс осуществляется в определенных условиях производственной среды, которые характеризуются совокупностью элементов и факторов материально-производственной среды, которые влияют на трудоспособность и состояние здоровья человека в процессе работы. Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. Совокупность и направленность воздействия факторов окружающей среды на человека показаны на рисунке 2.1.1 Рис. 2.1.1 Воздействие окружающей среды на человека Организм человека может подвергаться действию вредных факторов и в производственных условиях. Воздействие факторов производственной среды на человека показаны на рисунке 2.1.2. При производственных процессах практически всегда выделяется тепло. Для нормального течения физиологических процессов в организме человека необходимо, чтобы выделяемое организмом тепло отводилось в окружающую среду. Отдача тепла испарением пота зависит от относительной влажности и скорости движения воздуха. Повышенная влажность (более 85%) затрудняет терморегуляцию вследствие снижения испарения пота, а слишком низкая (менее 20%) вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей. Нормальной считается влажность 40-60%. Движение воздуха в помещении в зимнее время года не должна превышать 0,3-0,5 м/с, а летом Ї 0,5-1 м/с. Рис. 2.1.2 Воздействие факторов производственной среды на человека 2.2 Исследование вредных факторов условий труда работающих На здоровье человека, его жизнеспособность и жизнедеятельность большое влияние имеют опасные и вредные факторы. Опасный фактор -- это действие на человека, в определенных условиях приводящее к травме, а в отдельных случаях -- к внезапному ухудшению здоровья или к смерти. Вредный фактор -- это фактор действия на человека, который в определенных условиях приводит к заболеваниям или снижению трудоспособности. К признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного отрицательного действия на организм человека; осложнение нормального функционирования органов человека; возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате которого могут возникнуть аварии, взрывы, пожары, травмы. Опасные и вредные факторы в автомастерской могут быть следующие: механические факторы Ї кинетическая энергия от подвижных элементов, шум, пыль в воздухе; термические факторы Ї температура нагретых предметов и поверхностей; химические факторы Ї наличие вредных примесей в воздухе. Факторы, обусловленные действием окружающей среды Факторы, связанные с техпроцессом предприятия Техногенные опасности Рис. 2.2.1 Система влияния вредных факторов на организм человека при выполнении автослесарных работ 2.3 Разработка комплекса требований к спецодежде, обусловленных назначением и условиями эксплуатации изделия Специальная одежда должна удовлетворять следующим основным требованиям: - обеспечивать сохранение нормального функционального состояния человека и его работоспособности в течение всего периода пользования ею; - предохранять от воздействия вредных производственных факторов; - не оказывать общетоксического и кожнораздражающего действия; - быть достаточно износостойкой и эстетичной. Качество специальной одежды для рабочих во многом определяется знаниями условий труда. Степень эргономического совершенства оценивается по следующим комплексным показателям: - антропометрический показатель качества спецодежды характеризует ее соответствие размерам и форме тела человека; - гигиенический показатель оценивает способность изделия отводить или сохранять тепло, удалять влагу и другие продукты жизнедеятельности организма из пододежного пространства; - физиологический показатель характеризует тепловое состояние организма в спецодежде; - психофизиологический показатель качества спецодежды оценивает ее соответствие особенностям функционирования органов чувств человека; - психологический показатель характеризует удобство пользования отдельными элементами спецодежды, удобство надевания и снятия ее, соответствие цвета изделия возможностям цветового зрения человека. Эксплуатационные требования обеспечивают удобство одежды в носке, прочность материалов, т. е. целесообразность объемов, членений одежды, расположения застежек, карманов, несложность ее чистки. В эстетические требования входит оценка вида симметрии пространственной организации формы, ее пропорциональных членений, вида ритмической организации частей и элементов формы, деталей, фурнитуры и отделок. Экономические требования - это стоимость и доступность изделия при высоком качестве его - обусловливает такие требования, как минимальная материалоемкость и трудоемкость в сочетании с обеспечением других требований, предъявляемых к одежде. Схема 1. Основные требования к одежде 3. РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ И ПАРАМЕТРОВ КОНСТРУКЦИИ СПЕЦОДЕЖДЫ ДЛЯ АВТОСЛЕСАРЕЙ 3.1 Общая характеристика ассортимента существующей спецодежды для автослесаря Существует большое разнообразие видов спецодежды. К основным из них относятся: куртка, брюки, комбинезон, полукомбинезон, перчатки, головные уборы, наколенники и т.д. Эти виды одежды могут применяться как порознь, так и в сочетании друг с другом. На рисунках 3.1.1, 3.1.2 изображен ассортимент спецодежды для автосервиса. Рис. 3.1.1 Ассортимент специальной одежды для автослесарей Рис. 3.1.2 Ассортимент специальной одежды для автослесарей (рабочий эскиз) Одежда для защиты от пыли и грязи должна изготовляться из материалов плотной структуры. Конструкция одежды такого вида должна предусматривать элементы, обеспечивающие замкнутость пододежного пространства (манжеты, клапаны по линиям застежек, хлястики, эластичные ленты, текстильные застежки). Применяемые ткани для такой одежды имеют пылепроницаемость 16 - 45 г/м2. Свойства одежды для защиты от нефтепродуктов, масел определяются защитными свойствами материалов. Могут быть рекомендованы ткани со специальными пропитками. К конструктивным элементам, обеспечивающим гигиенические требования к одежде, могут быть отнесены специальные вентиляционные устройства на участках наибольшего потовыделения (отверстия в виде петель, отверстия в швах, кокетках и т.д.). Может быть дан припуск на свободное облегание, облегчающий циркуляцию воздуха, или создана комбинированная одежда. К элементам, обеспечивающим эксплуатационные требования, относятся различные накладки или покрытия из полимерных материалов на наиболее изнашиваемых участках одежды. К основным конструктивным элементам, создающим удобство при эксплуатации, относятся: складки, защипы, сборки, ластовицы, эластичные вставки, подрезы и т.д. Конструкцию специальной одежды разрабатывают с учетом движений рабочих, свойств материалов и требований к данному виду одежды. На этом этапе определяют изменение размеров участков фигуры во время движений при работе. В таблице 3 зафиксированы существенные изменения значений ведущих размерных признаков фигуры человека при совершении характерных движений. Таблица 3 Изменение размерных признаков фигуры человека при выполнении движений |
Движение | Наименование размерного признака | Значение размерного признака, мм | Изменение размерного признака, см | | Отклонение корпуса назад Полный наклон корпуса вперед, ноги выпрямлены, руки опущены вниз Руки горизонтально вытянуты вперед Лопатки максимально сближены при опущенных руках Ноги выпрямлены в коленном суставе при полном наклоне туловища вперед Нога согнута под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах | Длина до талии спереди Длина спины до талии Ширина спины Ширина груди Расстояние от линии обхвата талии до уровня подъягодичной складки (по дуге) Длина ноги | 54,0 43,4 19,6 19,0 Ї Ї | 3,6 6,4 9,4 5,3 4,1 8,0 | | |
3.2 Анализ средств индивидуальной защиты организма человека, используемых в данных условиях производства Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для надежной защиты от отравляющих веществ, светового излучения, пыли, бактериальных аэрозолей, оксида углерода и т.д. Одной из разновидностей специальной одежды для защиты от механических воздействий является спецодежда, защищающая от проколов и порезов. Защиту от проколов и порезов в первую очередь должны обеспечивать средства индивидуальной защиты (СИЗ) рук. Стойкость материалов для СИЗ рук от порезов должна быть не менее 100 Н при легких механических воздействиях и не менее 200 Н при тяжелых механических воздействиях. Для защиты ног используются полуботинки, обязательно с закрытым грубым носом. Подошва должна быть не скользкая. Головной убор может быть различным: от козырьков до шапок. Автослесари должны использовать очки или маски для защиты глаз при работе на металлорежущем оборудовании. Рис.3.1.2 Ассортимент средств индивидуальной защиты 3.3 Топография защиты поверхности человека Важнейшей исходной информацией для конструктора являются данные о характере и топографии воздействия вредных и опасных производственных факторов. Они определяют, прежде всего, вид спецодежды и ее комплектность. Воздействие вредных производственных факторов на различные участки одежды неравномерно. В связи с этим принимают принцип комплексной или локальной защиты по анатомо-топографическим зонам с учетом вида, агрегатного состояния и характера воздействия ВПФ. Участки одежды подверженные воздействию ВПФ представлены в виде зарисовки (рис. 3.3.1). Рис. 3.3.1 - Зоны износа и повреждения одежды автослесаря 3.4 Характеристика материалов, применяемых для изготовления одежды В настоящее время на рынке тканей для спецодежды появляется много новых тканей с различными свойствами. Фирмы-производители пристально следят за тенденциями на рынке тканей для рабочей одежды и изучают требования к тканям для разных отраслей промышленности. Материалы вырабатывают таким образом, чтобы они в наибольшей степени обеспечивали защитные, эксплуатационные и эргономические требования. Для этого в лабораторных условиях наряду с защитными свойствами определяют такие показатели, как прочность, воздухопроницаемость, влагопроводность, массу и т.д. К спецодежде для автослесаря, защищающей от механических повреждений и общих производственных загрязнений, предъявляются все вышеперечисленные требования. Ткани выбираются с повышенными механическими показателями (пределом прочности при разрыве, истирании). Конструкция одежды данного ассортимента предусматривает специальные элементы (накладки, усилители, полимерные покрытия) для увеличения сроков ее эксплуатации. Для предохранения спецодежды от производственных загрязнений необходимо выбирать материалы с различными видами отделок (ГРУ, ВО, МВО, НМВО, К-50). Общие требования к тканям всех видов: малая усадка, прочная окраска, так как данный ассортимент одежды часто подвергается стирке. Благодаря сочетанию хлопковых и синтетических нитей ткани обретают ряд положительных свойств: долговечность, стабильность размеров, удобство ухода и высокий уровень эстетических свойств. Однако гигиенические свойства таких материалов значительно уступают натуральным, что связано с гидрофобностью синтетических волокон, их высокой теплопроводностью. Одним из направлений, связанных с улучшением гигиенических свойств синтетических волокон, является их химическая и физическая модификация, способствующая изменению гигроскопичности, антистатичности, воздухопроницаемости, тепло- и водопроводности. Ухудшение гигиенических свойств спецодежды из синтетических материалов усиливается при изменении физической активности человека, при дискомфортных микроклиматических условиях окружающей среды, что ведет к снижению работоспособности человека. Поэтому применение смесовых тканей для изготовления рабочей одежды необходимо дифференцировать в зависимости от доли вложения синтетических волокон, уровня энергозатрат при выполнении работ и климатических условий, при которых будет эксплуатироваться рабочая одежда. С учетом основных критериев (при производстве спецодежды), обеспечивающих комплекс свойств «прочность + комфорт», для проектируемых моделей выбраны ткани, характеристика которых приведена в табл. 1. Табл. 1. Характеристика тканей для моделей |
Название и артикул ткани | Состав | Поверхностная плотность | Ширина, см | | 100 | 70% ПЭ, 30% ХЛ, грязе-, масло-, водозащита | 230 | 149 | | RHAPCODY COMF + (PR) 001387 | 65% ПЭ, 35% ХЛ, грязе-, масло-, водозащита | 300 | 152 | | CORD | 55% ХЛ, 45% Cordura® | 260 | Ї | | «Лидер-210» 81412 | 67% ПЭ, 33% ХЛ | 210 | 150±2 | | «Лидер-250» 81408 | 67% ПЭ, 33% ХЛ | 250 | 150±2 | | «Лидер-комфорт-250» 18422 | 67% ПЭ, 33% ХЛ | 250 | 150±2 | | |
3.5 Способы соединения деталей одежды Рабочие полукомбинезоны -- одно из наиболее стабильных изделий, которое изготавливается на швейных предприятиях. Оно не подвержено изменениям моды, а характеризуется только рядом модельных особенностей. Модель (рис. 3.4.1) -- рабочий полукомбинезон из смесовой ткани прямого силуэта с бретелями. Рис. 3.4.1 Сборочный чертеж проектируемой модели 3.6 Создание новых моделей одежды Модель А (рис. 3.6.1 а) -- мужские рабочие брюки из смесовой ткани прямого силуэта. На передней половинке два накладных кармана; на уровне колен наколенники-карманы для размещения амортизирующих прокладок; на уровне талии два накладных кармана. На задних половинках нашита накладка, на которую настрочены два накладных кармана с держателями для инструмента. На правом боковом шве расположен карман-портфель и три держателя для инструмента. На левом боковом шве -- боковой карман-портфель с клапаном. На боковой карман настрочен накладной карман с маленьким клапаном. Гульфик обработан с помощью тесьмы-молнии. Пояс брюк застегивается на кнопку-пуговицу. На поясе размещены семь шлевок. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены во внутренних швах брюк в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки проложены по клапанам, накладным карманам, по гульфику вдоль шва пристрачивания накладки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель Б (рис. 3.6.1 а) -- рабочий жилет из смесовой ткани прямого силуэта с V-образным вырезом горловины. На полочках на уровне груди расположены накладные карманы с клапанами. На левом кармане нашиты держатели для инструментов. По низу жилета находятся два отлетных кармана. Спинка со средним швом. Застегивается жилет спереди на застежку-молнию. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Двойные отделочные строчки расположены по клапанам, входам в карманы, вдоль пристрачивания молнии, по верху жилета, вдоль среднего шва спинки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель В (рис. 3.6.2) -- рабочий полукомбинезон из смесовой ткани прямого силуэта с бретелями. На полочке расположен карман-портфель с застежкой-молнией, с настроченным на него карманом-портфелем с клапаном для телефона. Спинка со средним швом. В бретели на спинке продета эластичная лента. Спереди они пристегиваются к полочкам. На передних половинках брюк расположены два кармана-портфеля, на уровне колен наколенники-карманы для размещения амортизирующих прокладок. На задних половинках брюк нашита накладка, на которую настрочены два накладных кармана. На правом боковом шве расположены три держателя для инструмента. На левом -- один. Верхняя часть полукомбинезона соединена с брюками поясом, шириной 5 см. Застегивается полукомбинезон на кнопки. Застежка расположена в боковых швах верхней части полукомбинезона. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены во внутренних швах брюк в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки расположены по клапанам, входам в карманы, вдоль пристрачивания молнии, по верху полукомбинезона, вдоль шва пристрачивания накладки и вдоль среднего шва спинки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель Г (рис. 3.6.3) -- рабочий полукомбинезон из смесовой ткани прямого силуэта с бретелями. На правой полочке расположен карман-портфель с клапаном. Спинка со средним швом. На передней половинке брюк два кармана-портфеля, на каждом из которых нашит дополнительный карман для инструментов, на уровне колен наколенники-карманы для размещения амортизирующих прокладок. На задних половинках брюк нашита накладка, на которую настрочены два накладных кармана. На правом боковом шве расположены три держателя для инструмента. Верхняя часть полукомбинезона соединена с брюками поясом, шириной 5 см. В заднюю часть пояса вставлена эластичная лента. В бретели на спинке продета эластичная лента. Спереди они пристегиваются к полочкам. Застегивается полукомбинезон спереди на застежку-молнию. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены во внутренних швах брюк в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки расположены по клапанам, входам в карманы, вдоль пристрачивания молнии, по верху полукомбинезона, вдоль шва пристрачивания накладки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель Д (рис. 3.6.4) -- рабочий комбинезон из смесовой ткани прямого силуэта с рукавами полной длины и воротником стойкой. На правой полочке расположены карман-портфель с клапаном для телефона и прорезной вертикальный карман, застегивающийся на молнию. На левой полочке -- карман-портфель с клапаном и прорезной горизонтальный карман, застегивающийся на молнию. Спинка со средним швом. На рукавах расположены накладные карманы с клапанами. По низу рукавов настрочена текстильная застежка «велкро». Верхняя часть полукомбинезона соединена с брюками поясом, шириной 5 см. В пояс вставлена эластичная тесьма. На передних половинках брюк расположены два кармана-портфеля, на уровне колен наколенники-карманы для размещения амортизирующих прокладок. На задних половинках брюк нашита накладка, на которую настрочены два накладных кармана. На правом боковом шве расположены три держателя для инструмента. На левом -- один. На боковых швах выше линии колена расположены накладные карманы с клапаном. Застегивается комбинезон спереди на застежку-молнию, закрытую планкой. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены во внутренних швах брюк и в боковых швах куртки в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки расположены по клапанам, входам в карманы, вдоль шва пристрачивания накладки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель Е (рис. 3.6.5 а) -- рабочая куртка из смесовой ткани прямого силуэта с рукавами полной длины и воротником стойкой. На правой полочке на уровне линии груди расположены карман-портфель с клапаном для телефона и прорезной вертикальный карман, застегивающийся на молнию. На левой полочке -- карман-портфель с клапаном. Спинка со средним швом. На левом рукаве расположен накладной карман с клапаном. По низу рукавов настрочена текстильная застежка «велкро». В нижней части полочек расположены накладные карманы, к которым пристрочены отлетные карманы-портфели. На правом накладном кармане находятся держатели для инструмента. Застегивается куртка спереди на застежку-молнию, закрытую планкой. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены в боковых швах куртки в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки расположены по клапанам, входам в карманы, вдоль пристрачивания молнии, по верху полукомбинезона, вдоль шва пристрачивания накладки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Модель Ж (рис. 3.6.5 б) -- мужские рабочие брюки из смесовой ткани прямого силуэта. На передней половинке два накладных кармана; на уровне колен наколенники-карманы для размещения амортизирующих прокладок. На задних половинках нашита накладка, на которую настрочены два накладных кармана с держателями для инструмента. На боковых швах выше линии колена расположены карманы-портфели с клапанами. На правом кармане пришиты держатели для инструментов. Гульфик обработан с помощью тесьмы-молнии. Пояс брюк застегивается на кнопку-пуговицу. На поясе размещены семь шлевок. Все клапаны застегиваются на текстильную застежку «велкро». Вентиляционные отверстия расположены во внутренних швах брюк в виде вшитой сетки и застегиваются на застежку-молнию. Двойные отделочные строчки проложены по клапанам, накладным карманам, по гульфику вдоль шва пристрачивания накладки на расстоянии 2 мм от края детали, расстояние между иглами 7 мм. Рис. 3.6.1 Рис. 3.6. 2 Рис. 3.6. 3 Рис. 3.6.4 Рис. 3.6.5 3.7 Варианты цветографических решений моделей одежды Основной цвет коллекции спецодежды для автослесаря серый с оттенком синего. Такой оттенок серого ненавязчив, он не отвлекает внимания от работы. На изделии, изготовленном из ткани такого цвета, не слишком заметны пятна от грязи и пыли. В качестве контраста введен оранжевый цвет. Самое точное определение серого цвета Ї нейтральность. Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства. В сером нет тепла, что делает его отстраненным и торжественным. Этот цвет нельзя причислить ни к дружеским, ни к отталкивающим цветам, он просто внушает ощущение успеха и надежности. Синий цвет моря внушает лояльность и доверительность, о чем говорит английская фраза: «Надежная морская дружба». Поэтому синий идеально подходит для выражения откровенности. Во время предвыборной кампании политики, желая внушить доверие, часто надевают костюмы синего цвета. Люди работают продуктивно в помещениях синего цвета. Оранжевый цвет образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов. Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создает ощущение счастья. Ярко-оранжевый чрезвычайно сильно привлекает внимание, поэтому его предпочитают использовать в спецодежде как дополнение к основному цвету. Этот цвет отождествляется с хорошим качеством, он притягивает внимание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность темы исследовательской работы выражается в реальной потребности разработки специальной одежды для работников разных сфер. Рост потребности общества в обновлении и расширении ассортимента швейных изделий не ограничен. При этом с каждым днем возрастают требования потребителя к качеству изделий, к их уникальности. В работе собрана информация об организации труда на автосервисном производстве, трудовом процессе, влиянии окружающей и производственной среды на человека, воздействии вредных производственных факторов на различные участки одежды. Выбор материалов осуществлен в соответствии с видом одежды и основными требованиями к спецодежде. В соответствии с проведенным анализом свойств материалов осуществлен выбор методов обработки. В результате исследования разработана коллекция специальной одежды для автослесаря. Дано описание каждой модели. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов, Т. А. Демина, И. В. Левакова, В. В. Лозовецкий, А. П. Платонов, Н. А. Прокопенко, Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др. ; под ред. проф. Э. А. Арустамова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИД Дашков и К, 2001. - 678 с. 2. Делль Р.А. Гигиена одежды [Текст] / Р.А. Делль. Ї М.: Легпромиздат, 1991. Ї 162с. 3. Кокеткин П.П. Одежда: технология-техника, процессы-качество [Текст] / П.П. Кокеткин. Ї М.: Изд. МГУДТ, 2001 Ї 560с. 4. СТП 01-01 Стандарт предприятия. Курсовые и дипломные проекты (работы). Основные требования к объему и оформлению [Текст]: дата введ. 07.01.2001, - Шахты: ЮРГУЭС, 2001. 5. Савостицкий, Н. А. Материаловедение швейного производства [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. А. Савостицкий, Э. К. Амирова. - М.: Академия: Мастерство: Высш. шк., 2000. - 240 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 238. 6. Бузов, Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство) [Текст]: учебник для вузов / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова ; под ред. Б.А. Бузова.- М. : Академия, 2004. - 448с. 7. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст]: учебник для вузов / А.П. Жихарев, Д.Г. Петропавловский, С.К. Кузин, В.Ю. Мишаков; под ред. А.П. Жихарева. - М.: Академия, 2004. - 448 с. 8. Шершнева Л.П. Конструирование одежды [Текст]: (теория и практика): учеб. пособие для вузов / Л.П. Шершнева, Л.В. Ларькина. - М. : ФОРУМ- ИНФРА-М, 2006. - 288 с. 9. Шершнева, Л.П. Основы прикладной антропологии и биомеханики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.П. Шершнева, Л.В. Ларькина, Т.В. Пирязева. - М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - 144 с. 10. Медведева, Т.В. Художественное конструирование одежды [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.В. Медведева. - М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005. - 480с. 11. Делль, Р.А. Гигиена одежды [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.А. Делль, Р.Ф. Афанасьева, З.С. Чубарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Легпромбытиздат, 1991. - 161 с.
|