Технологии социальной работы с пожилыми людьми
p align="left"> граждан. - Москва. 1991г., с.125 (ЦИЭТИН).Изучение мнения директоров домов-интернатов, на ба-зе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опро-шенные считают это не лучшим вариантом, приводя следу-ющие аргументы: · за редким исключением дома-интернаты для преста-релых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания; · нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учрежде-нию: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие; · контактируя с последними, пользуясь общей столовой, биб-лиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфек-ций в дом-интернат; · ухудшаются жилищные условия постоянно прожива-ющих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделе-ния, что косвенно отражается на материальном благополу-чии проживающих в учреждении; · ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребыва-ния бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, полу-чают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интер-нате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства. В связи с этим во многих административных террито-риях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функ-ционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязан-ными» к домам-интернатам. При создании первых центров еще не была предусмот-рена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт ра-боты этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживаю-щих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявле-ния на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябин-ске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы.11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. -- Красноярск, 1993 г., с. 165. Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделе-ние, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство по-жилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чув-ства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения.11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. -- Красноярск, 1993 г., с. 165. Культурно-массо-вые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танца-ми, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В ре-зультате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания. В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды неза-висимо от их семейного положения, сохранившие способ-ность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиоте-ки, мастерских и другие. Питание может осуществляться как в специально обо-рудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации от-дыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные по-мещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлеж-ностями. Обслуживаемые лица могут при их добровольном сог-ласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки мо-гут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра. Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией. По решению руководства Центра и местной админист-рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур-но-зрелищных мероприятий и так далее). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие. Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то-го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи-ка, а при организации питания в самом отделении -- еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии. Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива-ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% -- мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 -- 74 лет) возраста -- 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста -- 46%.11 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - Москва, 1991, с.113 (ЦИЭТИН). Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане -- 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна-ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма-териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро-венно враждебные.11 Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. -- МРЖ, р.14, №12. Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на-чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол-ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име-ют специальное среднее или высшее образование. Большинство посетителей отделения (58%) обслужива-ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни-ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре-мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере-двигались с помощью костылей. Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль-шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар-хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво-рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания.22 там же Так, ежедневное посеще-ние заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «напо-лняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения спо-собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри-зов и другое). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра-ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ-культурой. Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре-бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об-стоятельство следует учитывать при формировании контин-гента каждой «смены» и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой «смены». В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль-ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде-ления, формированием микроколлективов среди посетите-лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп-ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че-ловек -- социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания. В последние годы в ряде Центров социального обслу-живания появилось новое структурное подразделение -- Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на-правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо-мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет-ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз-мами и так далее. В соответствии с нормативным документом11 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территори- альной службе срочной социальной помощи»., Служ-ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе-циально отведенном помещении, имеющем все виды ком-мунального благоустройства, складские помещения для хра-нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по-стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере-вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо-щи и другое), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы явля-ются: · предоставление необходимой информации и кон-сультаций по вопросам социальной помощи; · обеспечение бесплатным горячим питанием или про-дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри-ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци-ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц); · предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; · оказание материальной помощи; · содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой); · направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; · оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»; · оказание других видов помощи, обусловленных реги-ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес-кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име-ющих возможности получить услуги государственной юри-дической службы). Штатное расписание Службы срочной социальной по-мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль-ный работник. В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер-певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не-трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения -- отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир-ской и Самарской областях). Размещаются они, как прави-ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды-ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль-ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед-санчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее).11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993 г., с.105. Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про-водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об-ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от-делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа-тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци-ального обслуживания еще не получила широкого распро-странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль-нейшее развитие имеет перспективу. Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо-собным гражданам дают основание прогнозировать дальней-шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са-мое серьезное внимание. ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества. Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва., 1998 г., с. 23. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах. Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва., 1998 г., с. 25. Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности. С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них - на 12,3 тысячи. Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными. В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста. Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек - это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей. Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.11 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. - Москва., 1998г., с. 56. Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них. Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля. На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села. Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания. Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как: - соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей; - повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг; - оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход; - налаживание партнерства на всех уровнях. Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность».11 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. - Москва., 2005 г., с.606. Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий. Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему. Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб. Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания - статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании. Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала: - проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах; - изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги; - разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста; - обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы; - мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения. В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва: Институт социальной работы., 1996 г. Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним. Потребовался широкий ассортимент реабилитационного и адаптивного оборудования. В рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области» в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной - 34 вида; оборудование для самообслуживания - 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства- 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения - 10 видов; приспособления для хождения- 9 видов. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва: Институт социальной работы., 1996 г На базе модельной социальной квартиры проводятся обучающие семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым членам семьи, по правилам и приемам ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями с помощью реабилитационного оборудования. Специалисты социально-реабилитационного отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов «Оберег» и «Ищу работу» (члены - инвалиды, желающие найти работу). Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными. В регионе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными. Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания. Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта. Проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области», опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников, воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва: Институт социальной работы., 1996 г В настоящее время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного в проекте инновационного опыта. 3.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры. Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве. Особое место в организации работы с пожилыми людьми в Новосибирской области занимает Областное государственное учреждение «Новосибирский геронтологический центр», основной задачей которого является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан. В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение». Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. 11 Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. -- МРЖ, №12. Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность. В Амурской области введена новая форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства. В Приморском крае созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам. Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае. Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.11 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. - М.,1998г.,с.62. Активно развивают это направление социального обслуживания Москва, Свердловская, Читинская области, Красноярский и Приморский края. Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел в Пензенской области к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров (в Пензенской области действует 384 мини-центра). Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек,11 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003. с.142. в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания. Сегодня в Хабаровске насчитывается 140 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан. С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей. В Хабаровске также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан - два краевых Дома-интерната для престарелых и инвалидов, четыре специальных дома для проживания ветеранов. Имеются краевой Центр социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, пять муниципальных Центров по работе с населением, три Дома ветеранов, развернута сеть муниципальных магазинов «Ветеран», где предоставляются скидки. Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания. Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов - в г.Хабаровске, п.Переяславке, г.Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь. В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности. 16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары соцобслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди. Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%. Депутатами были приняты рекомендации по улучшению системы обслуживания пожилых граждан и инвалидов правительству края, органам ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: 1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения - хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и тому подобное; 2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов; 3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста; 4) в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики; 5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода; 6) установлено, что долгожитель и его семья - одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими путями; 7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников. Таким образом, подведя итог исследования, были выявлены социальные проблемы пожилых людей, решение следующих задач: 1) определение основных социальных проблем пожилых людей; 2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека; 3) выявление основных форм обслуживания граждан; 4) роль реабилитационных центров; 5) необходимость новых технологий социального обслуживания пожилых людей. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Альперович В.Д. Если вам за 60 … // г. Ростов-на-Дону. 1999г. 2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. - Москва., 1998г. 3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. -- Красноярск, 1993г., 195 с. 4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико- социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН). 5. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо-логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко-менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН). 6. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга-низационно-методические аспекты деятельности социально-го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра-воохранения. -- М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно-стей). 7. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003 г. 8. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990 г. 9. Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи». 10. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. -- М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб). 11. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г., 576 с. 12. Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва, 1998 г. 13. Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва: Институт социальной работы., 1996 г. 14. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - Москва. 2005г. 15. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 296с. 16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. -400с. 17. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально- технологический институт, 1999.-320с. 18. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. -340с. 19. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с. 20. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. -- МРЖ, р.14, №12. 21. Энциклопедия социальной работы (перевод с анг-лийского). -- М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).
Страницы: 1, 2
|