|
История ислама: от истоков к современной трансформации
p align="left">Абу-Бакр укрепил свою власть в Аравии и совер-шил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года. При нем началась работа по сис-тематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу - Коран. [8, С. 94].Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кус-ках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже жи-вотных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его пос-ледователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно пра-вильный текст забывался, начинал искажаться. Еще более беспощадным завоевателем был второй ха-лиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им цент-рах древней культуры - Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того рим-лянами святыни древних евреев - Храма Соломона -на-долго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI- XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пусты-ре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская рели-гия - прямая преемница древнего иудаизма [12, С. 110]. Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман не-обходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушив-ших супружескую верность, например, он приказал наказы-вать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши [10, С. 104]. Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и дру-гие территории. С тех пор подавляющее население этих стран - арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибрал-тарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-му-сульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Визан-тии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии - Аджарию), позже (в XVI-XIX веках) - на отдель-ные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религи-ей, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV-XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на террито-рию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приня-ли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуостро-ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах. После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, тре-тьим халифом стал престарелый зять Мухаммеда -- Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял му-сульманство. Мухаммед и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище -- «Обладатель двух светочей»). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канони-зированы в так называемом каирском издании лишь в на-чале XX в. Очень важно, что Коран является священной кни-гой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры распо-ложены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вна-чале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в нача-ле до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном по-рядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так как напи-сана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывоч-но, хаотично и многопланово. По правилам арабской письмен-ности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напе-чатана и в некоторых русских переводах). В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигают-ся лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику меж-ду Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через по-средников (дух, Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противника-ми ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с уве-щеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исто-рические, экономические, политические, культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и мораль-ных норм, утверждения единобожия. В то же время Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Основополагающая идея проповеди Мухаммеда, зафиксированная в кораническом тек-сте, сводится к безусловной необходимости отказа от многобожия и об-ращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания [15, С. 201]. Коран представляет собой уникальный исторический источник, про-ливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконст-руировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятель-ности кочевого и оседлого населения, дает представление о социаль-но-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведе-ния об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюже-ты, как, например, прорыв Маарибской оросительной плотины (ок. 570 г.), казни христиан в Неджране в начале VI в., поход йеменского ца-ря на Мекку в 70-х годах VI в., показывают неразрывную связь Корана с конкретными историческими событиями. Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповто-римым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана - это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некото-рыми элементами разговорного языка Мекки. Мусульманская теология включает в себя обширную отрасль - ко-раническую экзегетику (араб, тафсир - толкование). Необходимость тафсира возникла с появлением Корана. Содержание многих коранических откровений было неясно уже современникам Мухаммеда, впервые знакомящимся с содержанием новой религии. По мере того как ислам распространялся на обширных территориях, необходимость в объясне-нии текста священной книги возрастала. Вначале тафсир, как и сам Ко-ран, не фиксировался в письменной форме. К X в. сложилась структура тафсира, появились известные коммен-тарии Корана в различных видах (в общем смысле; фраза за фразой; слово за словом). В XIX- начале XX века египетским исламским реформатором Мухаммадом Абдо и его учеником и последователем Рашидом Ридой был составлен тафсир, призванный примирить ислам и достижения современной нгаучной мысли. Коран всемирно признан не только религиозным, но и вы-дающимся философским и литературно-художественным па-мятником древности. Мечеть, молитвенный дом мусульман, как правило, сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются только орнаментом -каллиграфичес-ким текстом. Не случайно некоторые ученые-религиоведы говорят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммедом [11, С. 131]. Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм. 1. Общие черты мусульманского вероучения. Догматика мусульманства довольно проста. В основе все-го лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосер-дного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог му-сульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступ-ку многобожию. Мухамед - пророк и посланник Аллаха, Библейские персонажи и пророки рассматриваются как его предшествен-ники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они - ниже Мухаммеда. В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил -- Михаил и др.). У каждого человека - два анге-ла, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их раз-новидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом. На рассказах о джиннах построены почти все восточные сказки, где они, в общем-то, и не очень страшные персонажи, то хранящие несметные сокровища, то совращающие с пути истинно праведных людей. Всем с детства прекрасно известны такие сюжеты: от «Сказок 1001-й ночи» до смешной истории со стариком Хоттабычем. Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что человек создан «по образу и подобию Бо-жьему». Эта мысль, с его точки зрения, была бы в высшей степени оскорбительна для Бога. Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрас-ного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исла-ме - это место, где можно получить все блага земной, жизни в неограниченном количестве [15, С. 231]. В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики ислама нередко совершают террористические акты, причем обычно идут при этом на верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых террорист признался, что пошел на дикое и чудовищ-ное преступление потому, что руководители организации обещали ему, не-счастному, бедному и одинокому в жизни, после смерти за веру все воз-можные радости и блага, включая неограниченное число прекрасных жен. Христианские моралисты всегда подсмеивались над таким, с их точки зрения, простым и грубым представлением о рае. А мусульмане, со сво-ей стороны, гордились, что на том свете их ожидает не столько «бесплот-ная» духовная жизнь, сколько полнокровное существование. Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разуме-ется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он бу-дет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Праведники спокойно преодо-леют этот путь. Аллах вложит в руку каждого человека кни-гу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую. Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им![15, С. 233]. Человек не может ничего свободно выбирать, менять и никогда не действует самостоятельно, а только по повелению Аллаха. Раз все заранее предусмотрено, то добрые дела нельзя рассматривать как заслугу человека, а злые, как его грех. Это Богу было угодно сделать одних праведниками, а других мерзавцами и грешниками. Какие деяния могут быть расценены как нехорошие? На все, в том числе и на это, - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам-меда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не-искренность тоже является непростительным грехом [15, С. 236]. Как видно из этого короткого изложения, вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания. Их пять. 1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Алла-ха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новооб-ращенный в ислам после ритуального омовения). 2. В течение дня необходимо совершать пятикратную мо-литву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго рег-ламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя. 3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он прихо-дился на лето, но после реформы календаря стал приходить-ся на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего свето-вого дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя ве-сти военные действия. 4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милос-тыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохо-да, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно. 5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совер-шить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, це-лование «черного камня», пробег между священными холма-ми, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это по-лучает зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи [19, С. 74]. Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди. Исследователи объясня-ют выбор этого дня исторически. В Медине было много иуде-ев, которые почитали субботу, пятница же для них была ка-нуном праздника и торговым днем. Пророк Мухаммед собирал своих сторонников и единоверцев именно в базарный день, когда скопление людей было максимальным. Молитва начиналась в разгар жаркого полдня, после окончания торга. Это не отвлекало людей от их коммерческих дел. В традиции ислама есть и другие объяснения значения пятницы, в частно-сти как небесного праздника - «Дня щедрости Аллаха». Для общественной молитвы последователи ислама собира-ются в мечети (от ар. Масджид - место, где совершают по-клоны). В отличие от православного храма мечеть не освеща-ется и не считается особым сакральные (от лат. sacer -- священный) сооружением. Она скорее является молельным до-мом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторо-ну Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповед-ника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специаль-ном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совер-шается и полное омовение (после долгого пути, особых случа-ев осквернения). Так как ислам распространен в южных жар-ких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую сни-мают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молят-ся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на вер-хних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине). Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже-ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа-лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы (от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава-телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре-ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра-се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф-тий (с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93]. Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде, хотя, джихад трактуется в исламском богосло-вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание). Совокупность правил поведения мусульманина в обще-ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль-ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата. Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра-мадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му-сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи-тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праз-дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий-ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167]. Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоп-риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу. Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше-ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес-том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му-сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис-тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ-ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож-но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы. 2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты. Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива-ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда-лась бурной богословской полемикой. Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла-вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка -- Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра-вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва-лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко-рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258]. После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов-шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен-ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185]. Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война, проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из груп-пы непримиримых фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и противники той группировки, в ко-торую входил Али, одинаково рисуют его непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан святым всеми мусульманами, но пос-ле его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и сунни-тов [12, С. 101]. Одна из ветвей ислама - шииты (шиа с ар. приверженцы) признают законным только четвертого хали-фа - Али. Они являются сторонниками наследственной духов-ной власти потомков Али, которых называют имамами (букв. стоящий впереди, предводитель). Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый (по тра-диции, он таинственно исчез, но явится перед Страшным су-дом). Сунну шииты признают не целиком, а выборочно. Шииты по-особому понимают Коран. Название и содержание 16-й суры - «Пчелы», например, они трактуют как намек на тайное, скры-тое учение о божественной мудрости, которая разлита в мире, как нектар в цветах. Так же как пчелы собирают этот нектар, люди должны по кап-лям копить свое знание о Боге. Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение при-дается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религи-озные деятели называются аятоллами (букв. знамение Ал-лаха). Шииты отмечают собственные памятные даты, в том числе траурный праздник Шахсей-Вахсей [17, С. 164]. Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия, участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни подробно разыгрываются в осо-бом представлении. Участники траурных церемоний постоянно повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы, Хусейн!). По-этому этот праздник и называют Шахсей-Вахсей. Для шиита не считается грехом в случае необходи-мости прикинуться суннитом. С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направ-лений и сект, поэтому шиитское течение иногда (и очень ус-ловно) сопоставляют с протестантизмом в христианстве. Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные шииты, которые с течением времени существенно модифицировались. Изначально шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое оформ-ление. Политическое течение в лице шпат Али (партия Али) зародилось в период правления третьего «праведного халифа» Османа. Побудитель-ным мотивом ее возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной: был выдвинут аргумент в пользу Али как претендента на верховную власть - его родство с основателем ис-лама (он был двоюродным братом пророка Мухаммеда и женат на его дочери Фатиме). Подчеркивались также выдающиеся личные качества Али. Шиитская традиция рисует его истинным героем легенды, идеаль-ным рыцарем ислама: набожным, чуждым честолюбия и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах. После трагической гибели Али в 661 г. сторонники алидского движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Петр. Мухаммед же, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммед был лучшим из пророков, то Али объ-являлся лучшим из воспреемников завещания, чем подчеркивалась изб-ранность и его рода. Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его ок-ружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознатель-но отдалил от себя Абдаллу ибн Саба за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозг-ласивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его уве-щевания. Со словами «Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнем» они с достоинством приняли смерть [10, С. 218]. Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению ши-изма в религиозное течение. Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержа-лись в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.). С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонни-ков, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стали играть сборник изрече-ний халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской дог-матики) и опиралось на общий для всех приверженцев ислама источ-ник - Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был уста-новлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитско-го имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника. Однако при различных трак-товках принципа передачи власти в шиитской среде признание исклю-чительного права Алидов на верховенство в мусульманской общине ос-тавалось незыблемым [18, С. 73]. Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым источником мусуль-манского вероучения. В отличие от последователей суннизма шииты воспринимают авторитетами первого класса четвертого «праведного ха-лифа» Али. Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар (араб. изве-стия, сообщения). Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али. Шиитские ахбары более позднего происхождения по сравнению с суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X-XI вв. Из шиитских собира-телей мусульманского священного предания прославились Мухаммед аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8 г.)[27, С. 390]. В Средние века шла интенсивная разработка религиозно-философ-ской системы шиизма, разделившегося еще в VII в. на два основных на-правления - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы. Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями шиитского вероис-поведания, были выработаны к началу X в. В последующие века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философско-го обоснования. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Ко-рана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкова-нию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной-государст-вом (имамат). Шииты считают, что Коран в редакции, осуществленной по приказу халифа Османа, подвергся фальсификации путем изъятия мест, посвященных Али и его семье, они отрицают подлинность неко-торых сур. Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед на-значил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных. Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вы-звал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али. В соответствии с шиитской доктриной имамат представ-ляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу «божественного установления», кото-рое передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свой-ствами, то шииты наделяют своих имамов сверхъестественными каче-ствами. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необ-ходимость безоговорочного им повиновения. В религиозно-философ-ской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках влас-ти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного направления пропове-дуют веру в «имама данного времени», без которого невозможно спасе-ние души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в послед-ней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть со-бытий человеческой истории вплоть до Судного дня [24, С. 106]. Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедова-ли идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульман-ские теологи и ересиографы различали три формы обожествления лю-дей: зухур («проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ («воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в боже-ственную. Если мнения богословов относительно зухур расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались как суннитами, так и шиитами умеренного толка. В то же время умеренные шииты (имамиты) ревностно защищали «божественную сущность» имамата и пред-ставление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных зна-ниях его носителей [6, С. 124]. В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ му-ченичества. Шиитами придается исключительное значение идее вели-чия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе ряда шиит-ских имамов, начиная с Али и его сына Хусайна. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такийя (араб. осмотрительность, благоразумие) - «благоразумное скрывание своей веры», т. е. право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Пятым халифом стал глава противников Али - Муавия. Сохранились воспоминания о том, что пятый халиф покровительствовал поэтам и ученым. После него государственная и религиозная должность халифа пере-давалась только по наследству - от отца к сыну. Впослед-ствии власть халифов постепенно ослабела, и этот титул во-обще перестал существовать. Признавших Муавию стали называть суннитами (сунна с ар. образец, пример). Суннит - это тот, кто следует традиции, Сунне - второму после Корана источнику мусульманского ве-роучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али. Они считают законными всех четырех халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али [12, С. 250]. Сун-низм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа) - отражает важные принципы традиционного ислама - приверженность ислам-ским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руко-водящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основ-ным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и лю-дьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божест-венной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине. Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общеприз-нанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским «правоверием». Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негатив-ная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел конту-ры самостоятельного течения, которое воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин «суннит» имеет менее четкое смысловое наполнение, нежели термин «шиит», и только в случае использования его в качестве антите-зы этому термину становится действительно значимым. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды социальная напряженность в отде-льных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские проти-воречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуа-ции, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разно-гласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отно-шений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Все же во многих случа-ях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их преодоление не вызывало исключительных трудностей. В лоне сунниз-ма не возникли особые секты, что отличает его от шиизма. 90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в отличие от шиитских и дру-гих течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Азербайджане, Таджикиста-не - их меньшинство. Шиитские общины встречаются во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211]. Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевате-лей-арабов и выразили таким образом свой протест. Особую роль в современном мире играет такое движение как ваххабизм. Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли религиозные движения протеста различной социа-льно-политической направленности. В середине XVIII в. в Аравии воз-никло ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусу-льманского мира. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями [2, С.54]. Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренно-стью. Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма противопоставил доктрину строгого таухида - единобо-жия, которая рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принци-пом «нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств вахха-биты причисляли культ святых и паломничество к местам их захороне-ний, идолопоклонничество, магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе линию крайней непримири-мости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - вахха-биты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очи-стить первоначальную «истинную» религию от последующих наслое-ний. В европейской литературе ваххабитов нередко называли «пурита-нами» или «протестантами» ислама. Подобное сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему обществен-но-политическому содержанию. Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспе-вали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их еди-нение под знаменем своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в вопросах веры и экстре-мистский подход к борьбе со своими противниками. Ваххабитская про-поведь была прежде всего направлена против официального «отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незакон-но присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-ши-итов. Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских территорий под знаменем «чистого» ислама. Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Му-хаммеда ибн Абд аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой Саудидов, а впоследствии официаль-ной доктриной первого Саудидского государства (1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персид-ского залива, а также в ряде азиатских и африканских стран [14, С. 229]. В течение многовековой истории мусульманская религия многократно делилась и дробилась. Самая ранняя секта в ис-ламе - хариджиты. Она возникла в VII в. во времена про-рока Али. Это были его сторонники - фанаты, один из ко-торых и убил Али за его отступничество от твердой линии в борьбе с противниками. Хариджиты были крайней и аскетич-ной сектой, их последователей осталось сейчас мало (в госу-дарстве Оман и в Африке). Впоследствии среди них тоже появились более мелкие течения (арзакиты, ибадиты и др.). Затем произошел раскол ислама на суннитов и шиитов, и, как уже говорилось, более склонным к дроблению оказалось шиитское направление. В основном расхождения были связа-ны с признанием или непризнанием тех или иных имамов. Новые секты назывались по их именам - зейдиты, исмаи-литы. Исмаилиты - это сторонники признания седьмым има-мом Мухаммеда - сына имама Исмаила Джафара, жившего в VIII в. (этот тезка пророка умер раньше отца, и, следо-вательно, имамом, по сути, не был). Они создали в X в. во-инственное государство в Северной Африке, под властью ко-торого оказалась значительная часть мусульманского мира. Сами исмаилиты при этом раскололись на множество более мелких сект. Некоторые из этих сект применяли террористи-ческие методы борьбы за существование, а исполнители тер-рористических актов - смертники - употребляли в решаю-щий момент наркотик - гашиш, за что их называли хашишийя (ассасин - на европейский манер). Учение исмаилитов отличалось эклектикой, т.е. сочетанием идей из раз-ных исламских и неисламских философских и богословских школ. Они говорили, что в религии есть внешняя сторона (об-ряды, доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, кос-могония, доступные только посвященным). Одним из заметных явлений в исламе является суфизм (суф. с ар. шерсть). Считавшие себя избранными суфии, оде-вавшиеся первоначально в грубые шерстяные одежды, были, по сути, отшельниками и аскетами, близкими к христианским мо-нахам. В суфизме появилось много мистических элементов, не свойственных для других направлений ислама. Это движение возникло в период утверждения мусульманства и оказало огром-ное влияние на культуру арабских стран, в первую очередь на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали своеобраз-ные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм сохранился в некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя неоднократно подвергался пресле-дованиям со стороны ортодоксальных мусульман. Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию. Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотива-ми и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями. 3. Северо - Кавказский ваххабизм - разновидность исламского радикализма. Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто спо-собствующий дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с соседями. Число сторонников этого вероисповедания, судя по некоторым источникам, достигло I млрд. 300 тыс. человек. Кроме того, удельный вес и роль мусульман-ских стран в мировой экономике и политике постоянно возрастает. В арабо-мусульманских цивилизациях заново происходит утверждение собственных фундаментальных ценностей, специфических культур, в том числе и религиозной. Этот своего рода «мусульманский ренес-санс» в исламе протекает через отрицание ценностей западной культуры. Если придерживаться достаточно умозрительной концепции американского исследователя С.Хантингтона, то следствием ислам-ского возрождения должно стать столкновение мусульманской и хри-стианской цивилизаций. Однако данный прогноз не безукоризнен. С нашей точки зрения, столкновение цивилизаций или стран даже со значительно разными духовно-культурными системами само по себе никогда не происходило и не может произойти. Оно возможно в том случае, если в этом заинтересованы конкретные группы людей, пре-следующие корыстные цели или выполняющие социальный заказ сильных мира сего [26, С. 54]. Возникновение радикалистских течений в исламе происходило либо по причине внутримусульманского политического и духовного кризиса, либо как следствие негативной реакции против экспансии западных материальных и духовных ценностей в мусульманские страны и особенно как реакция на американский образ жизни, навя-зываемый последователям ислама. Нередко многие радикалистские направ-ления для утверждения собственного понимания в религии прибегали к крайним средствам, экстремистским действиям вплоть до терроризма. В строго научном плане существует различие между фундаментализмом и радикализмом, не говоря уже о различии между фунда-ментализмом и экстремизмом. Меткое различие между указанными терминами проведено в ныне забытых работах блистательного отечественного исследователя арабо-мусульманской философии Артура Сагадеева. Во многих российских публикациях эти термины отождествляются, а в термин «исламский фундаментализм» вкладывается крайне негативное содержание. Их авторы либо не знают работ А. Сагадеева, либо намеренно проводят линию отождествления дан-ных терминов, очевидно, с целью представить весь ислам в качестве феномена антикультуры, фактора угрозы обществу. Подобный общий взгляд на ислам в условиях России, где более 10 % граждан относят себя к мусульманам, более чем неосторожен [30, С. 113]. Следуя европейским терминологическим стандартам, можно считать, что «исламский радикализм» - явление более светское (политическое), нежели духовное (религиозное), в то время как исламский фундаментализм - явление сугубо религиозное и ни в коей мере не политическое, и оно не имеет отношения к экстремизму. В мыслительной культуре ислама выражения «исламский фундаментализм», «исламский радикализм» не только не применяются, но и вообще отсутствуют. Фундаментализм в исламе это нечто иное, нежели его современные интерпретации. Арабским аналогом фун-даментализма является термин «усул ад-дийн», означающий «корни, основы, фундамент». Поэтому исламский фундаментализм надо понимать как учение об основах ислама. И не более того. Исламский фунда-менталист - не экстремист, не бомбист, а теолог, занятый изучени-ем, осмыслением и развитием учения об основах ислама. И он мень-ше всего задействован в политических процессах. В отечественном, да и не только в отечественном, исламоведении складывается парадоксальная ситуация: чтобы понять то или иное явление в исламе, используется терминологический аппарат, сложившийся вне мыслительной культуры ислама, а точнее - в за-падноевропейской ориенталистике. Рассмотрение определенной вну-тренней проблемы с позиций высокомерного «европоцентризма» не дает адекватного понимания его сути ввиду изначальной идеологиче-ской заданности этого методологического ориентира. Если зарубеж-ный мусульманский мир и западные страны давно сталкивались с исламским радикализмом, экстремистскими и террористическими группами, то для мусульман современной России это явление неожи-данное и абсолютно новое, требующее не только тщательного изуче-ния, по и выработки средств как идеологического, так и политичес-кого противостояния. Но чтобы отделить «зерно от плевел», необхо-димо прежде всего разобраться в самих терминах, ибо неверное их употребление, подведение под них не соответствующих им явлений не только уводит от истины и мифологизирует общественное созна-ние, но и может повлечь принятие на государственном уровне оши-бочных решений [38, С. 159]. Вполне закономерен вопрос: какое явление в современном российском мусульманстве следует отнести к «исламскому радика-лизму»? Хотя существование такого явления сегодня ни у кого не вы-зывает сомнения, однако не совсем ясно, что такое радикализм в ис-ламе и кого относить к нему? Радикалы в исламе склонны к крайним действиям, решительному изменению социальных порядков, инсти-тутов и замены их соответствующими религиозными структурами. На Северном Кавказе (в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии) к радикалам стали относить мусульман, отрицающих тра-диционный российский ислам, требующих его замены "чистым ис-ламом", который прибегает в своей практике к крайним методам ут-верждения влияния на общество. Он здесь представлен так называемым "ваххабизмом". Важно отметить, что сегодня этим термином в российском исламоведении обозначают не столько собственно вахха-битов, каковыми являются, например, мусульмане Саудовской Ара-вии, сколько экстремистов, использующих ислам в сугубо политиче-ских целях. Ареал распространения ваххабизма в России достаточно ши-рок. Он существует в Дагестане, Чечне, несколько меньше в Ингу-шетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Кроме того, о распространении ваххабизма в Татарстане, Башкортостане и ряде си-бирских городов и о возрастании его роли среди мусульман утвержда-ет Председатель Центрального духовного управления мусульман Рос-сии и европейских стран СНГ, Верховный муфтий Талгат Таджуддин. Устойчивый интерес отечественных исследователей к проблеме «северокавказского ваххабизма» возник еще в первой половине 90-х годов и был вызван их легализацией на Северном Кавказе, учас-тием в военных действиях в Чечне. В сопротивлении федеральным войскам в Чечне северокавказский ваххабизм продемонстрировал свои военные возможности. Воевавших ваххабитов возглавлял поле-вой командир араб Хаттаб, считающийся одним из руководителей ваххабизма па Северном Кавказе. Его появление сначала в Дагестане, а затем в Чечне и последующее его активное участие в военных дейст-виях - одна из загадочных страниц исламского радикализма на Се-верном Кавказе. С начала 1995 г. в Чечне обозначился конфликт между ваххаби-тами и зикристами, возникший на почве религиозных разногласий. В Чечне наибольшую остроту он приобрел, когда ваххабиты, следуя своему пониманию ислама, стали выступать за уничтожение главной святыни зикристов, зиярата Хеди (матери Шейха Кунта-Хаджи Кишиева, зачинателя кадырийского тариката на Северном Кавказе). Этот конфликт явился началом последующих столкновений традицилналистов и ваххабитов в Чечне. Важно отметить, что еще до вой-ны в Чечне конфликт между ваххабитами и последователями тарика-тов неоднократно фиксировался в Дагестане [16, С. 42]. Ревностными сторонниками ваххабизма становились молодые чеченцы, которые получили образование в мусульманских странах Их деятельность приводила к конфликтам между ними и их родите-лями, придерживающимися традиционного ислама. В 1996-1998 гг. между ваххабитами и традиционалистами в Дагестане и Чечне регу-лярно возникают конфликтные ситуации, сопровождавшиеся кровопролитием верующих. Но если органы власти и духовенство в Дагес-тане, Чечне и Ингушетии единодушно признавали ваххабитов рели-гиозными экстремистами, ввергающими верующих в междоусобную борьбу, то в Кремле имелась совершенно иная точка зрения. Так, 22 июля 1998 г. в здании администрации Президента РФ состоялось заседание обновленной комиссии при Президенте РФ по противо-действию политическому экстремизму с участием министра юстиции Крашенинникова, директора ФСБ Ковалева, министра внутренних дел Степашина, министра национальностей Сапиро, на котором бы-ло принято «соломоново» решение: в нем признавалось, что «течение ваххабизм не является экстремистским». Комментарии здесь излиш-ни. Ваххабиты на Северном Кавказе постепенно превращались в фак-тор политической дестабилизации и угрозы существования конститу-ционного строя не только в Чечне, Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Именно их деятельность спровоцировала очередную войну в Чечне, хотя она, судя по некоторым источникам, планировалась за-долго до похода ваххабитов в горный Дагестан. Активизировавшие свою религиозно-политическую деятель-ность на Северном Кавказе (в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкесии), ваххабиты выступили не только за решительные преобра-зования традиционного ислама, но и за установление «новых» соци-альных порядков, основанных на принципах шариата. Для реализа-ции этой стратегии в Чечне и Дагестане им удалось навязать верую-щим «жизнь по шариату». Сами сторонники ваххабизма протестуют против употребления этого термина применительно к себе, полагая, что он неправильно отражает их религиозные убеждения и практику. Кроме того, они относятся к нему как к оскорбительному ярлыку, который специально навешивается на них их идейными противника-ми. Считая себя последователями «чистого ислама», ваххабиты самих себя называют муваххидунами, салафами, джамаатовцами, единобожцами или же просто мусульманами. Такое терминологическое многообразие самоназваний, с нашей точки зрения, также не прояс-няет сути вопроса. Более того, создается впечатление, что те или иные "ваххабитские" группы внутренне различаются, идейно и поли-тически разноориентированы. По-видимому, так оно и есть. Отсюда возникает вопрос об изучении разнообразия исламского радикализ-ма, исламских течений в России [2, С. 12]. Так кого же называют ваххабитами на Северном Кавказе? И почему? В Дагестане, а затем в Чечне ваххабитами стали называть тех мусульман, которые подвергали критике традиционный для этих ре-гионов суфийский ислам, считая его заблуждением, отходом от ис-тинного божественного пути. Критика ваххабитов направлена против традиционалистов, в ней отрицается культ святых в исламе (почита-ние шейхов и устазов, посещение мест их захоронений - зияратов), посредничество между верующим и Богом. Ваххабиты выдвигали тре-бования ликвидировать надмогильные сооружения, мавзолеи, воз-двигнутые умершим духовным лидерам мусульман, прекратить ис-полнение суфийских ритуалов, в частности зикра. Они запрещали мусульманам просить заступничества у пророка Мухаммеда, утверж-дая, что он такой же человек, как все остальные мусульмане. Все су-фийские ритуалы ваххабиты считают заблуждением, более того - язычеством, а самих сторонников суфизма они не признают за мусульман, называя их мушрикинами (отступни-ками), против которых необходимо вести джихад. Некоторыми ис-следователями ваххабиты рассматриваются как реформаторы в исламе, преследующие цель очистить его от проникших в него элементов народной культуры, в том числе древних верований. Однако практика деятельности ваххабитов на Северном Кавка-зе показывает, что их «реформаторство» в современных условиях - безусловный откат назад, в мрачное средневековье, со всеми вытека-ющими последствиями. Радикализм ваххабитов оказался неприемлем для северокавказского исламского традиционализма, формировав-шегося на базе этнокультурных особенностей региона, прошедшего длительную историю социальной и духовной адаптации в царской России, в советский и постсоветский периоды. Конфликт между вах-хабитами и их противниками на Северном Кавказе - не только кон-фликт теологический, политический, но и социокультурный. Здесь столкнулись не столько два ответвления «ислама», сколько кавказская культура с «бедуинизированной» (этот термин присутствует в общественном мнении чеченцев) культурой. В целом можно считать, что ваххабизм - навязанная мусульманам Северного Кавказа форма понимания ислама и соответствующего поведения, вступила в проти-воречие с традиционной культурой его народов. Радикализм ваххаби-тов и неприятие его местными традиционалистами приводил не про-сто к идейным разногласиям, но к столкновениям между их сторон-никами, часто завершавшимися кровопролитием. По мере укрепле-ния позиций ваххабитов, активного вовлечения их в политический процесс, предъявляемые ими требования все более носили экстре-мистский характер, что вызывало негативную реакцию со стороны традиционного духовенства, предпринявшего идейную и политичес-кую борьбу со сторонниками «чистого ислама» [5, С. 63]. Важнейшим фактором, резко политизировавшим и военизиро-вавшим ваххабизм, стала война в Чечне 1994-1996 гг., в которой принимали участие как дагестанские, так и чеченские ваххабиты. Ряд успешных операций, проведенных ваххабитами, и так называемая «победа Чечни» создали им ореол защитников мусульман, укрепили их религиозно-политические позиции среди верующих. Воспользо-вавшись благоприятной для них послевоенной политической ситуа-цией, ваххабиты и их лидеры навязывали народам Дагестана, Чечни новые стандарты социального и духовного поведения. Под их воздей-ствием к Чечне, а затем и в «кадарской зоне» Дагестана вводится в действие шариат, на основе норм которого предпринимались попыт-ки регулировать быт, образ жизни и мышление мусульман. Ваххабиты высказывали идеи создания «кавказского халифата», установления «исламского порядка», «исламизации всего мира» (подобные нере-альные, более того - провокационные для чеченского народа идеи, часто озвучивались в местных средствах информации М. Удуговым и его «ведомством»). Под воздействием ваххабитов в 1996 г. и.о. прези-дента Чечни 3. Яндарбиев отменяет светские законы, распускает суды и вводит Уголовный кодекс - шариат. Взамен светским судам повсе-местно создаются суды шариатские, укомплектованные исключи-тельно ваххабитами или их сторонниками, на практике широко ис-пользуется шариатская форма наказания: казни, бичевание винов-ных. Укрепление ваххабизма в Дагестане проявилось в образовании исламского анклава в кадарской зоне - в селениях Карамахи, Чабан-махи в 1998 г., где также отменяется действие федеральных законов и провозглашается шариат. В Дагестане образуется новая религиозная структура - объединение ваххабитов Дагестана под названием «Исламский Джамаат Дагестана», которое имело тесную связь с по-левым командиром эмиром Хаттабом. Часто в СМИ и даже о специ-альной литературе, последнего до сих пор считают иорданцем, этни-ческим чеченцем. Так, В.Бобровников и А.Ярлыкапов пишут, что Хаттаб - «потомок кавказских махаджиров из Чечни, обосновавших-ся в Иордании (по другим сведениям - в Саудовской Аравии)». Дан-ное пропагандистское клише, к тому же не соответствующее действительности, - из серии античеченских. Хаттаб не является потомком тех чеченцев, которые от преследований царизма вынуждены были покинуть свою родину и обосноваться в странах мусульманского Вос-тока. На самом деле он араб, бывший гражданин Саудовской Аравии, но не Иордании (по некоторым сведениям две его родные сестры проживают в США и являются владельцами крупных магазинов по торговле оружием). По сообщениям средств массовой информации, Хаттаб имел и имеет тесные контакты с террористом №1 - Усамой бен Ладеном. «Исламский Джамаат Дагестана» важнейшей своей целью объ-являл свержение пророссийского дагестанского правительства и ос-вобождение Дагестана от присутствия российских войск. Этому пла-ну предшествовали ряд кровавых столкновений между сторонниками тарикатов и ваххабизма, нападения ваххабитов на федеральные воен-ные подразделения в Дагестане. Некоторые эксперты полагают, что действия дагестанских ваххабитов были продиктованы стремлением защитить себя от коррумпированной местной, республиканской вла-сти и поддерживающего их федерального центра. Не отрицая этого, за-метим, что деятельность ваххабитов была более обширной и разно-плановой, их замыслы имели не только локальный, но глобальный акцент. Руководство Дагестана в начале 1998 г. от вербальных методов борьбы с ваххабитами перешло к физическому насилию. Правоохра-нительные органы разгромили ваххабитские центры в Махачкале, подвергли избиению и аресту молодых ваххабитов. В ответ разгромленные дагестанские ваххабиты совершают «хиджру» - переселение во главе со своим лидером, зачинателем ваххабизма в Дагестане Багаутдином Мухаммадом (Кебедовым), в Чечню. Багаутдин Кебедов принимал непосредственное участие в формировании ваххабитского центра в Гудермесе и организации шариатских судов в Чечне. Его ак-тивная религиозно-политическая деятельность временно была пре-рвана в результате военного конфликта между ваххабитами и тарикатистами, происшедшего 14 июня 1998 г. в Гудермесе. Ваххабиты Кебедова были разгромлены боевиками полевого командира Сулимы Ямадаева. Указом А.Масхадова ваххабизм в Чечне был запрещен, объявлены персонами нон грата Хаттаб, Багаутдин Кебедов, Гариб Шашани (член Верховного Шариатского суда ЧРИ) и эмир ваххаби-тов Урус-Мартана Абдурахман. Однако ваххабиты в Чечне не были полностью разгромлены из-за вмешательства В.Арсенова и Ш.Басаева, которые практически стали на их защиту. На базах Хатта-ба и Басаева в Чечне дагестанские ваххабиты совместно с чеченскими проходили военную и «идейно-политическую» подготовку. Также существовали школы подготовки ваххабитов в Буйнакском районе под руководством эмира Джураллы Раджабова. Некоторые ваххабиты были замешаны в насилии над людьми, террористических актах и в похищениях людей. В 1999 г. деятельность исламистов (в данном слу-чае мы имеем в виду ваххабитов) приобретает угрожающий общест-венный характер. На президента Чечни А.Масхадова, муфтия му-сульман Чечни А.-Х.Кадырова и на ряд чеченских чиновников, бо-ровшихся с террористами, совершаются покушения, часто заверша-ющиеся их гибелью. Когда на муфтия Кадырова было совершено чет-вертое по счету покушение, унесшее жизнь четверых его племянни-ков, он по чеченскому телевидению заявил, что «у него нет иных врагов, кроме ваххабитов» [1, С. 118]. Так называемое полное шариатское правление в Чечне на деле оказалось полной дискредитацией шариата, самого президента Чечни и Конституции, на которой зиждилась его власть. А.Масхадов ничего не смог противопоставить экстремистам, начавшим открытое наступ-ление на законную власть, традиционный образ жизни чеченцев. Не-смотря на введенное шариатское правление, ничего не делалось по пресечению деятельности преступных групп, похитителей людей, краж и грабежей, совершавшихся на территории Чечни, по элемен-тарному улучшению условий жизни людей и обеспечению безопасности их существования. Шариатские суды оправдывали преступников за взятки. Известны случаи, когда преступников, совершивших изна-силование женщин и убийство людей, осуждали на условные сроки, мотивируя тем, что преступники - мусульмане, а пострадавшие - иноверцы. Подобная «справедливость» формировала в чеченском народе резко негативное отношение к сторонникам «чистого исла-ма», коими считают себя ваххабиты, укрепляла в общественном мне-нии точку зрения, что осуществляется намеренный подрыв основ ис-лама. Радикализм и экстремизм ваххабитов породили непримиримые религиозные противоречия между мусульманами Северного Кавказа и всей России, которые долго еще будут сохраняться. Политизиро-ванный ислам, в том числе его ваххабитская разновидность, - свер-шившийся факт и на Северном Кавказе, и в России в целом. Несмотря на разгром ваххабизма в Дагестане, он не сошел с политической сцены. Принятый дагестанским парламентом указ о запрете ваххабизма как исламского экстремизма, конечно же, будет способствовать пресечению деятельности ваххабитов, но в условиях возможного углубления демократических процессов в России подобные запрети-тельные меры, можно предположить, подвергнутся отмене. Ваххабизм вновь зай-мет свою нишу в религиозной и политической жизни Дагестана. Экономическая и политическая стабилизация на Семерном Кавказе, равно как и во всей стране, также может привести к «возрождению» ваххабизма, но в специфической форме. Это будет ваххабизм, извлекший уроки из своего нынешнего поражения. В ус-ловиях кризиса общества политический радикализм ваххабитов оста-ется привлекательным для бедных людей, маргинальной части му-сульманской молодежи, оппозиционных местной пли федеральной власти сил. Современные модернизационные процессы в России не снижают рост недовольства людей своей жизнью, а, наоборот, заметно его увеличивают. Преследования сто-ронников ваххабизма, запретительные меры заведомо провальны и могут иметь негативные последствия. Свой внутренний мобилизационный ресурс ваххабизм не исчерпал, его демонтаж не состоялся, по-этому его активизация в несколько иной форме и иными методами вполне допустима. Кроме того, внутри российского мусульманства возможно возобновление дискуссии по фундаментальным проблемам ислама, которую могут навязать «ваххабиты», что усилит тенденцию к расколу среди мусульман. Заключение В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам - государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама - Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет, Тунис, Ли-вия, Алжир, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Ин-донезия, автономная Палестина в составе Израиля и др. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения го-сударств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других рай-онах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Юго-славии). В последние годы исламский (мусульманский) фактор в мире зна-чительно усилился. Часто, не без некоторой опаски, в Европе и Америке говорят об исламском фундаментализме (т.е. наиболее строгом и ортодок-сальном исламе). Последние события в Чечне и на Северном Кавказе не-редко также связывают с исламским фактором, видя в них следствие ре-лигиозной розни. С такой точкой зрения трудно согласиться. Дело в том, что религии мира не делятся на «плохие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т.п. Можно утверждать, что ни одна тради-ционная религия не учит злу. Зло в мире происходит не от религии, а от людей, которые отходят от идеалов этих религий, пользуются ими для достижения своих земных целей. Столкновения между людьми порож-даются политическими разногласиями, экономическими противоречиями, недостатками воспитания и др. Говорят, что ислам - воинственная рели-гия, призывающая к войне с неверными - газавату (с ар. набеги). Но, вероятно, нет религии, которая не стремилась бы охватить своим влияни-ем весь мир, которая не делила бы людей на своих и чужих... Воинствен-ные черты в учении ислама безусловно существуют, но они образовались исторически и отнюдь не являются главной, ключевой его характеристикой. Ислам - это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удивительного жизненного уклада и быта, своеобразного мироощущения. Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии, к традициям рационализма произошло во второй половине XIX в., озна-меновавшейся коренной ломкой традиционных структур восточного об-щества. Арабская общественность ознакомилась с публикациями тру-дов виднейших философов и теологов Средневековья. Представители различных идейных направлений на мусульманском Востоке, обратив-шиеся к изучению духовного наследия, придавали большое значение критике европоцентристских толкований значимости арабской культу-ры, философии и религии, попыток отрицать самобытность арабомусульманской мысли. Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в настоя-щее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий. Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традициона-листской направленности отстаивают безусловный приоритет религиоз-ной и культурной самобытности арабов. Они сводят понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призывают к возрождению «подлинного» ислама времен его основателя - пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что «наследие повторяет себя». Наследие ислама, по мнению традиционалистов, не может являться предметом научно-исто-рических исследований. Они настаивают на строгом следовании выра-ботанным в эпоху Средневековья традиционным подходам к сакраль-ным текстам, подчеркивают незыблемость традиции прошлого и непре-рекаемость мнения религиозных авторитетов. Для их позиции характер-но резко критическое отношение к рационалистическому анализу рели-гиозных догматов. Традиционалисты отвергают учения средневековых арабо-мусульманских мыслителей, ориентировавшихся на античные мо-дели философствования, как явление, коренным образом чуждое исла-му, или дают этим учениям религиозно-теологическое толкование. Оппоненты теологов традиционалистского толка, в том числе свет-ские, видят в наследии прошлого - и в религиозном, и в философ-ском- действенный фактор, положительно влияющий на эволюцию общественно-политической мысли и сознание людей. Они стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те рационалисти-ческие тенденции, которые, по их убеждению, наиболее созвучны со-временности. В качестве выдающихся достижений мутазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума в процессе по-знания, оценка разума как высшей инстанции при решении мировоззренческих, в том числе религиозных, вопросов, утверждение свободы человеческой воли, призыв к активной созидательной деятельности. Созданная законодательная база позволила несколько ограни-чить агрессивность зарубежных проповедников и доморощенных экстремистов в навязывании населению своих взглядов, вовлечении граждан в противоправную деятельность, включая призывы к неподчинению законным властям, а также вербовку в бандформирования, действующие на территории Чеченской Республики. В то же время, учитывая серьезность проблемы, ее тесную связь с такой весьма дели-катной сферой, как права человека, вероятно, есть смысл внести соответствующие дополнения и коррективы в федеральное законодательство. С такого рода инициативой выступало, в частности, руководство Ингушетии. Кроме того, ясно, что одними запретами проблемы не решить. Необходим комплекс мер, которые, не затрагивая прав верующих, позволили бы кардинальным образом изменить ситуацию. Среди таких мер - преодоление раздробленности и узконациональной ориентированности духовных объединений, вплоть до воссоздания единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа; упорядочение государственно-церковных отношений, включая создание для этих целей соответствующего государственного органа по примеру многих зарубежных государств, в том числе и ближневосточных, (нелишне обратиться и к опыту деятельности в советский период Совета по делам религий); оказание разумной государственной поддержки в восстановлении и строительстве культовых сооружений [1, С. 67]. Федеральной и региональным властям, а также официальному мусульманскому духовенству объективно нужно будет считаться с процессом ревивализма в исламе и сопровождающим его радикализ-мом, прилагать значительные усилия по нейтрализации экстремизма. Сегодня, как никогда, необходима программа включения молодых мусульманских сил в созидательный процесс. В противном случае молодые российские мусульмане легко могут пополнить ряды воюющих ваххабитов. Без взаимной толерантности, постоянно действующего диалога как внутри мусульман, так и между разными конфесси-ями, между властью и верующими никак не обойтись. Выработка и осуществление соответствующей политики отношения к верующим, причем разных конфессий, различимых внутри конфессиональных ориентаций, могли бы способствовать миру и стабильности в России. Литература 1. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - 129 с. 2. Акаев В. «Северокавказский ваххабизм» - разновидность исламского радикализма.// Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону. - 2000. - № 3.- 130 с. 3. Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза.// Правда. - 1999. - № 5. - 8 с. 4. Бартольд В.В. Ислам. - М., 1966.- 228 с. 5. Богдасаров С. Две стороны исламского фактора. - М., 2003. - 112 с. 6. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии. - М., 1969. - 380 с. 7. Бородай А. Исламские угрозы - мифы, реальность. - Ростов-на-Дону, 2004.- 224 с. 8. Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - 390 с. 9. Газизов О. Звон колоколов и призыв к намазу. - М., 2001.- 214 с. 10. Ибн Хишим. Жизнеописание посланника Аллаха. - М., 1994. - 360 с. 11. Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -314 с. 12. История религий Востока. - М., 1983. - 365 с. 13. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. - Ростов-на- Дону., 2002. - 167 с. 14. Климович Л.И. Ислам. - М., 1965. - 319 с. 15. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. - 315 с. 16. Корнева Т.Р. Исламский фактор в межнациональных конфликтах. - М., 2004.- 118 с. 17. Кудрявцев Л.В. Ислам на Северном Кавказе. - М., 2001. - 204 с. 18. Лайпанов Б. Ислам в истории. - М., 2001. - 177 с. 19. Максуд Р. Ислам. - М., 2000. - 296 с. 20. Массе А. Ислам (пер. с франц.). - М., 1982. - 225 с. 21. Михайлов П. Ислам в России. - М., 2993. - 164 с. 22. Панова В. Жизнь Магомета. - М., 2003. - 516 с. 23. Пиатровский Б.М. Коранические сказания. - М., 1997. - 318 с. 24. Поликарпов В.С. История религий. - М., 1994. - 230 с. 25. Сандбаев П.С. Ислам и общество. - М., 1975. - 185 с. 26. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963. - 224 с. 27. Смирнов Н.А. Пятьдесят лет исламоведения .Т. 4. - М., 1973. - 516 с. 28. Тишков В.А. О природе этнического конфликта.- М., 2003. -246 с. 29. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. - 414 с. 30. Хапаху П.А. Религия и Кавказская война. - М., 1996. - 214 с. 31. Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. - М., 1971. - 614 с.
Страницы: 1, 2
|
|