|
Современная мифология: фантастический жанр в кинематографе
Современная мифология: фантастический жанр в кинематографе
Федеральное агентство по образованию Новокузнецкий филиал - институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра истории Контрольная работа Тема: Современная мифология: фантастический жанр в кинематографе (на материале фильма «Матрица», реж. Э. Вачовски, 1997) Выполнил: студент ГМЗС-08 Проверил: ст. пр. Рещикова Абдульманов Руслан Ирина Петровна Новокузнецк 2008 Содержание Введение Основная часть Заключение Список использованных источников и литература. Введение Какую таблетку вы бы выбрали -- красную или синюю? Что важнее -- блаженное неведенье или знание правды, какой бы она ни была? Посмотрев «Матрицу», мы находимся под впечатлением от действия и спецэффектов, а наши головы наполняются вопросами. Возможно ли, что мы сами пленники Матрицы? Ложки на самом деле нет? Андерсона и его современников обманули, заставив думать, что они живут в мире, где могут читать книги, смотреть по телевизору футбол и заниматься другими делами. В действительности же они проводят свою жизнь заточенными в небольшие контейнеры, поглощающие их биоэлектрическую энергию и направляющие ее «компьютерам-рабовладельцам». Основная часть Тип пространства: |
| Космос («свое») | Граница | Хаос («чужое») | | В мифе О Персее. | Сериф; Аргос Тиринф. | Расстояние | Гесперия (земля Атланта); логово Медузы. | | В фильме «Матрица» | Корабль - «Навохудоносор»; очистной коллектор; город Зеон. | Сознание | Иллюзорный мир - «матрица». | | |
Дифференциация своего и чужого пространства Матрица - виртуальная реальность, «картинка, надвинутая на глаза» подчиняющаяся компьютерным законам, где правителями являются машины (искусственный интеллект). В «матрице» в качестве надзирателей выступают «агенты», материализованные программы в виде человека. Реальность. «Настоящими» в фильме можно увидеть: «Навохудоносор» непривычного вида корабль на воздушной подушке, старый очистной коллектор (канализация), в пределах которого летает корабль. Так же со слов Тэнка можно услышать о «настоящем городе людей» именуемом «Зеоном», который находится глубоко под землей, у ядра, где еще есть тепло. Случается ли современным людям, воспитанным в рационалистической западной традиции, описывать мир мифическими категориями? Докажите примерами. Космос и Хаос Космос и Хаос находятся в постоянном противостоянии. Представители Космоса (Морфеус, Нео, Тринити, и д.р.) бьются за освобождение человечества от искусственного разума. Агенты - представители мира машин, за освобождение мира от людей. Прежде чем предложить Нео синюю и красную таблетки, Морфеус говорит: «Невозможно объяснить, что такое Матрица. Тебе придется увидеть ее самому». Морфеус не говорит почему, но я предполагаю, что, если бы он сказал, никто бы ему не поверил. Поверить ему могли бы только самые легковерные и глупые люди, которых можно убедить в чем угодно. Но эти люди не принадлежат к тем, кто владеет большими знаниями, хотя временами они и могут делать правильные выводы. Поэтому со слов Морфеуса Нео не может узнать, что такое Матрица, так как было бы безрассудством поверить в такую историю, а глупое мнение не является знанием. Для того чтобы убеждение можно было считать знанием, оно должно быть доказано. Нео выбирает красную таблетку, чтобы посмотреть, «насколько глубока кроличья нора». И в течение минуты он переживает самый странный опыт, который у него когда-либо был, -- видит, как разбитое зеркало превращается в целое. Он прикасается к зеркалу, и то растекается по его телу вязкой отражающей субстанцией. Внезапно он оказывается в коконе розового геля с проводами, подключенными к его рукам, ногам, спине и голове. Он видит вокруг себя миллионы таких же коконов. Похожий на паука робот хватает его за шею, отключает кабель, идущий к голове Нео, и улетает. Из кокона сливается гель, Нео скользит по трубе, падая в бассейн, похожий на канализационный коллектор, чтобы в следующую минуту быть извлеченным оттуда гигантским краном. Он то приходит в себя, то впадает в беспамятство. В конце концов, он набирается сил осмотреть корабль, на котором находится. К его голове подключается провод, и он оказывается в «конструкторе» -- «загрузочной программе», где Морфеус наконец рассказывает ему историю Матрицы. В эту историю трудно поверить. И Нео поначалу не верит. Этот опыт оказывается для него настолько болезненным, что его рвет. Его нельзя в этом упрекнуть. Когда узнаешь, что вся твоя жизнь до настоящего момента проходила в фальшивом, созданном компьютерами мире иллюзий, голова идет кругом. Люди, пойманные в Матрицу -- «созданный компьютерами мир иллюзий», как называет ее Морфеус, -- верят, что проживают обычную жизнь со всеми привычными благами. Все их органы чувств подключены к Матрице, так что вкус, обоняние, осязание, зрение и слух стимулируются (или симулируются). Создатели фильма, конечно, прекрасно понимали, какие сложные проблемы влечет за собой это предположение, поэтому добавили в диалоги фильма некоторое количество неуклюжей самокритики. Беседа о корабельной еде между Маусом и Нео. Во время совместной трапезы Нео узнает, что в XXII веке вне Матрицы еда больше не является удовольствием. Из кранов вываливаются порции питательного одноклеточного протеина, который лестно сравнивается с тарелкой соплей. У Мауса эта субстанция вызывает далекие воспоминания об овсяной каше. И тогда он задает вопрос: откуда машины, создавшие Матрицу, знают, какова на вкус овсяная каша? И откуда людям знать, что это похоже на овсяную кашу, если они никогда ее не пробовали и не могут сравнивать? Как может нечто походить на что-то по вкусу, если нет никаких сведений о том, каково это, что-то на вкус? Переход героев из своего пространства в чужое и обратно Переход героев в фильме Матрица осуществляется при помощи особого устройства - «кресла». Герой садится в «кресло», помощник вонзает в специальное отверстие в задней части головы кабель и герой переходит в заданное «оператором» место в мире, именуемом Матрицей. Возврат происходит посредством телефонной связи. Оператор с корабля уведомляет об «открытом проходе» где звонит телефон. Герой снимает трубку и «просыпается» на корабле, в «кресле», в это же время, исчезая в матрице. То есть сознание возвращается в тело. Мотив сновидения В фильме сон имеет двоякое значение: сон - сон, сон - реальность. Рассмотрим пример: Сон Томаса Андерса в начале фильма. Агенты обвиняю Томаса в его незаконной деятельности - хакер, где он известен под кличкой Нео, в обмен на уничтожение дела просят содействовать в поисках и обезвреживании Морфеуса. На что Нео неприлично отказывается от требований агента. Агенты насильно вводят в его тело «жучок», для слежки. Для Томаса Андерса, проснувшись, это был страшный сон. Но впоследствии он убеждается в обратном: были агенты, которые его допрашивали, и был ужасный «живой» «жучок» в его теле. Мы не можем отличить опыт бодрствования от опыта, который мы якобы переживаем во сне, пока не проснемся, Морфеус поддерживает это мнение: Ты когда-нибудь видел такой сон, Нео, когда был уверен, что это не сон? Что, если ты бы не мог очнуться от этого сна? Как бы ты узнал разницу между миром твоего сна и реальным миром? Действующие лица Определите принцип, в соответствии с которым эта система четко организуется. Докажите особую значимость числа героев (до предательства Syfer`а-«Шифровальщика»; в финале) и их имен (в том числе и псевдонимов). До предательства Сайфера экипаж корабля составлял 9 человек, в финале - 4 человека. Имена «наших»: Апок, Свич, Тэнк, Дозер, Тринити, Маус, Морфеус, Сайфер (Рейган), Нео (Томас Андерс) в начале; в конце фильма в живых остались Тэнк, Тринити, Морфеус, Нео. Отличительные признаки своих и чужих Агенты представлены одним «лицом»: одинаковая прическа, одинаковые солнцезащитные очки, одинаковая манера разговора, строгий черный костюм. «Настоящие» люди все разные, не связанные внешностью, но дополняющие друг друга. «Освобождение разума», визит Neo к Пифии Оракул предсказал Морфеусу, что он найдет Избранного -- человека, который разрушит власть Матрицы и дарует человечеству возможность знать правду. Поэтому Морфеус отключает Нео от Матрицы и после недолгой реабилитации и курса кун - фу отводит к Оракулу, чтобы получить подтверждение того, что Нео и есть Избранный. Нео не верит в свое великое предназначение и отвергает возможность того, что все в его жизни предопределено, говоря Морфеусу, что предпочитает думать, будто сам контролирует свою жизнь. Неуверенный в себе, Нео задает Морфеусу вопрос: «Что она знает?.. Все?» Морфеус отвечает: «Она бы сказала, что знает достаточно». Нео, сохраняя скептическое отношение к происходящему, спрашивает: «И она никогда не ошибается?» Морфеус заверяет его: «Постарайся не оценивать ее предсказания как верные или неверные. Она проводник, Нео. Она поможет тебе найти свой путь». Оракул из «Матрицы» -- это пожилая женщина, живущая в трущобах виртуального города. Помимо того что, сидя на трехногом табурете, она блаженно вдыхает аромат печенья, исходящий из духовки, и дым своей сигареты, она не говорит загадками. Но не дайте себя обмануть: ее послания, кажущиеся ясными, таят в себе скрытый смысл. Как ни странно, этот Оракул сам задает вопросы. «Ты знаешь, зачем ты здесь?.. И что же ты думаешь? Думаешь, ты Избранный?» И Нео отвечает: «Я не знаю». Нео действительно не знал. Как насмешливо замечает Оракул, Нео мил, но не слишком сообразителен. Она позволяет ему самому заключить, что он не Избранный, и говорит, что избранность похожа на влюбленность. Никто не может тебе об этом сказать. «Ты просто ощущаешь это, чувствуешь сердцем». В качестве слабого утешения она сообщает ему: «У тебя есть дар, но, кажется, ты чего-то ждешь». «Чего?» -- спрашивает Нео. И Оракул пророчествует: «Может быть, следующей жизни. Кто знает?» Пифия не таит злого умысла и даже дает во время разговора бесплатный совет. Указывая на табличку над кухонной дверью, она спрашивает у Нео, знает ли он, что там написано. Она объясняет ему, что надпись сделана на латыни и означает «Познай себя». Эта мудрость является ключом к пониманию пророчества Оракула. Нео еще не успел познать себя, не успел поверить в свои силы и таким образом полностью исполнить пророчество Оракула о том, что Морфеус найдет Избранного, а Тринити полюбит мертвого, который окажется Избранным. Составить полное представление о городском Оракуле помогает еще одно мудрое высказывание не забытое на кухне: «Все хорошо в меру». Пифия предлагает Нео: «Вот, возьми печеньице». Она не говорит «Возьми немного печенья» или «Возьми, сколько захочешь», а ведь мы знаем, что печенье соблазнительно своим аппетитным запахом. Оракул пьет какой-то напиток и курит сигарету. По-видимому, ей удается доставлять себе удовольствие, не излишествуя. Это сильно контрастирует с поведением остального человечества, которое агент Смит сравнивает с вирусом, поглощающим все ресурсы прежней среды обитания, прежде чем найти новую. |
Сюжетные элементы мифа о герое | Конкретные эпизоды мифов, сказок… | Эпизоды фильма «Матрица» | | предвестие; | Приказ Полидекта принести голову Медузы. | Встреча с Тринити. | | «зов» к приключениям; | Желание подняться в глазах царя. | Желание узнать, что такое матрица. | | уход героя; | Согласие выполнить приказ царя. | Выбор встречи с Морфеусом. | | обретение волшебного помощника и/или покровителя; | Помощники: Гермес, Афина, нереиды. | Обретение Морфеуса как покровителя. | | преодоление порога; | Покидание берегов Серифа. | Выбор красной таблетки. | | инициации героя; | Признание богами Персея как героя. | Посвящение в круг избранных. | | смерть/воскресение; | | Смерть от выстрелов агента Смита, воскрешение от поцелуя Тринити. | | решающая битва с чудовищем; | Битва с Медузой, Атлантом. | Битва с агентом Смитом. | | апофеоз героя; | Победа над всеми чудовищами. | Победа в битве над с агентами. | | иерогамия (сакральный брак); | | | | возвращение героя | Возвращение в Сериф. | В конце фильма он опять в городе, но уже как избранный. | | |
Индивидуация героя ИНДИВИДУАЦИЯ выделение единичного и индивидуального из всеобщего. В "аналитической психологии" К. Г. Юнга - процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. По фильму понятно индивидуализации подвергся Томас Андерс в последствии ставший избранным. Если рассматривать индивидуацию как процесс становления личности, то Нео до встречи с Морфеусом еще не самоопределился. Днем он Томас Андерс, работающий в крупной компании; ночью он Нео, хакер, который ищет Морфеуса и ответы на гложущие его вопросы. Но после встречи все меняет свои места. Он получает ответы и более того от него требуется спасение мира. Со старой жизнью покончено. На данном уровне Томас Андерс самоопределился: он стал совершенно другим человеком, появились новые вопросы, определилась цель. «Матрица» по большей части посвящена показу жизни в теле выдающегося хакера Нео, который преодолевает множество преград, прежде чем принимает свое предназначение. Заключительные кадры фильма позволяют нам взглянуть на Избранного в другом воплощении. Теперь он способен исполнить пророчество Оракула и уничтожить Матрицу. Нео погибает и воскресает. Далее в грубом и, возможно, комичном развитии фильма Нео уносится в небо, и его расстегнутый плащ реет, подобно накидке Супермена. Однако финальный монолог Нео подразумевает иную трактовку: Спаситель -- это не исключительный Супермен, а вселенский Учитель. Учитель объясняет своим последователям, как уподобиться ему. Обращаясь к разумным машинам, Нео объявляет о своей цели мирового освобождения, подразумевающего открытие человечеству его безграничного потенциала: «Я покажу людям то, что вы пытаетесь скрыть. Я покажу им, каков мир без вас. Мир без правил и подчинения, без преград и границ, мир, где возможно все». Важность мотива второго рождения в мифах о герое Как правило, до становления героем, человек ничем не приметен для других. Сам же будущий герой копит в себе все непонятности, обиду, но в какой то момент когда уже «не могу», наступает выплеск всего накопленного. Этому может поспособствовать какое-нибудь событие (изменение положения, смерть кого-то из близких) совершенное злодеем. После чего человек понимает, что так жить больше нельзя. Данный момент для него является переломным, на данном этапе выясняется, что делать дальше. Некоторые становятся героями (Томас Андерс, фильм «Матрица»), некоторые просто сдаются (ищут спасение в алкоголе, суицид). Второе рождение определяет человека как сильного, способного бороться, доказать свою правоту и возможно спасти мир от гибели. ФАНТАСТИКА форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними ("сверхъестественная", "чудесная") картина Вселенной. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы, изображаемых объектов; однако фантазия не просто прихотливая "игра воображения": в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи. СЮЖЕТ в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно - временная динамика изображаемого. ХАОС в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле - беспорядок, неразбериха. МЕССИЯ в некоторых религиях, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. ИНИЦИАЦИИ посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста. АПОФЕОЗ (от греч . apotheosis - обожествление),..1) обожествление древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров...2) Прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления. КАРТИНА МИРА - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя Картина мира. МИФ - это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Первое значение, или представление не совсем верное. Миф не может быть рассказом чисто историческим, поскольку на стадии мифологического мышления то, что говорится, еще не отделено от того, о чем говорится. Мифологическое сознание не знает самых фундаментальных противопоставлений постмифологической культуры. Прежде всего - между реальностью и вымыслом. Второе значение понятие М. как мифотворческого космогенеза - рождения мира из хаоса - более корректно, но в ХХ веке он стал одной из важнейших культурных категорий, а стал он таковым благодаря третьему значению - Мифу как особому состоянию сознания. Это такое состояние сознания, которое является нейтрализатором между всеми фундаментальными культурными бинарными оппозициями, прежде всего между жизнью и смертью, правдой и ложью, иллюзией и реальностью. САКРАЛЬНОЕ -- святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантическом строе слова, принятом для наименования сакральное: лат. -- sacer, древнеевр. -- gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности. В более конкретном культурном контексте -- “исполненное благодатной иночеловеческой силой”. В картине мира сакральное выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральном выстраиваются другие фрагменты картины мира, и складывается их иерархия. ЗаключениеБольшинство людей полагает, что мир является таким, каким мы его видим, слышим и осязаем. Вам кажется, что вы сейчас сидите в кресле и читаете эту книгу, вы в это верите. Вы думаете, что действительно сидите в кресле и читаете. Вам редко приходит в голову озвучить эту мысль, настолько это выглядит неуместным. Однажды оформленная, она предстает, очевидно, даже банально верной. Разве кто-нибудь решится ее оспорить? Томас Андерсон также считал себя программистом, работающим в крупной софтверной компании, исправно платящим налоги и помогающим домовладелице. (Конечно, он также верил в свою «вторую жизнь», в которой он совершает компьютерные преступления как хакер Нео, однако эта жизнь скрыта только от властей, но не от самого Андерсона.) Представления Андерсона о действительности похожи на ваши и мои, и это объясняет боль, которую он испытывает, узнав, что привычный мир не является реальным. Комфортный мир, в котором жил Андерсон, оказывается искусной иллюзией, создаваемой в его мозгу системой разумных компьютеров, культивирующей и использующей людей в качестве возобновляемого источника энергии. Матрица. Она окружает нас. Даже сейчас, в этой комнате. Мы видим ее, когда смотрим из окна и когда включаем телевизор. Мы чувствуем ее, когда идем на работу или в церковь, когда платим налоги. Этот мир был поставлен перед нашими глазами, чтобы заслонить правду... правду о том, что мы рабы. Как и все остальные, мы были рождены в цепях в тюрьме, которую мы не можешь понюхать, попробовать на вкус или потрогать. В тюрьме для нашего разума. Список использованных источников и литератураИсточник*Матрица (Matrix) [Видеозапись]: реж. братья Вачовски; Warner Brothers, 1997. - 1 вк. - 136 мин.ЛитератураМонахов, А. Бог выскочил из машины [Текст] / А. Монахов // Комсомольская правда. - 1999. - 20 октября.Галина, М. С. Чужие среди нас. Идентификация страхов (по материалам научно-фантастического кино) [Текст] / М. С. Галина // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3. - С. 157-168.Мифологический словарь [Текст] / под ред. Е. М. Мелетинского. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.Мифы народов мира [Текст]: энциклопедия в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. - М.: Сов. энциклопедия, 1991.*Культурология. ХХ век [Текст]: энциклопедия в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. Бауер, В. Энциклопедия символов [Текст] / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; пер. с нем. Г. И. Гаева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 512 с. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерманн. - М.: Республика, 1996. - 334 с. Ранк, О. Миф о рождении героя [Текст] / О. Ранк // Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа / сб. переводов с нем. - Львов: Инициатива, Москва: Совершенство, 1998. - 1998. - (Археология сознания). - С. 123-206. Другое издание: // Миф о рождении героя [Текст] / Отто Ранк. - М.: Рефл-book, Ваклер, 1997. - С. 155-249. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой [Текст] / Джозеф Кэмпбелл. - М.: АСТ, 1997. - 382 с. Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лицами: миф, архетип, бессознательное [Текст] / Джозеф Кэмпбелл. - К.: София, 1997. - 336 с. Юнг, К. Г. Бессознательное рождение героя [Текст] / К. Г. Юнг // Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа / сб. переводов с нем. - Львов: Инициатива, Москва: Совершенство, 1998. - 1998. - (Археология сознания). - С. 123-206. - С. 276-312. Мелетинский, Е. М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре) [Электронный ресурс] / Е. М. Мелетинский. - http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm. Левкиевская, Е. Е. Мифологический персонаж: соотношение имени и функции [Электронный ресурс] / Е. Е. Левкиевская. - http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm. Гвардини, Р. Спаситель в мифе, откровении и политике: теолого-политические раздумья [Текст] / Романо Гвардини // Философские науки. - 1992. - № 2. - С. 132-165. Другое издание: // Культурология: хрестоматия / сост. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - 592 с. - С. 307-340. 15. Мифологический словарь [Текст]/ Геннадий Щеглов, Владимир Арчер. 2006. 16. Словарь культуры 20 века [Текст]/ Вадим Руднев.
|
|