|
Христианский брак и современные вызовы
p align="left">3.2. Сила прощенияОтношения между людьми в современном обществе буквально пропитаны непрощением. Непрощение является одной из главных причин многих разрушенных браков. В любом браке, основанном ли на христианских ценностях или на мирском мировоззрении, близкие отношения строятся на доверии и открытости. Эти два качества родственны и питают друг друга. Где есть доверие, там муж и жена могут быть открытыми и посвящать друг друга в свои самые глубокие чувства, надежды и страхи, радости и горе, мысли и мечты. Это и есть открытый доступ в самый глубокий внутренний мир, где человек предстает таким, какой он есть. Такая открытость вызывает рост доверия, которое в свою очередь ведет к еще большей открытости. Как бы прочно на первый взгляд не было доверие между мужем и женой, в сущности, оно может оказаться очень хрупким. Его можно разбить всего-навсего одной супружеской изменой, оскорблением или насилием. Когда супруги причиняют друг другу боль, независимо от того, намеренно или нечаянно, они разрушают доверие. Будучи раненными, они инстинктивно закрываются, иногда совершенно бессознательно, держа партнера на расстоянии и защищая себя от дальнейших ран. Чем сильнее боль, тем сильнее разрушение отношений. Такие ситуации должны быть разрешены. Сам процесс выяснения причин обиды способствует установлению взаимопонимания и близости. Но если не пытаться наладить контакт, стены вокруг сердец будут становиться все выше, а цемент - прочнее, пока ощущение близости не исчезнет совсем [1]. В нехристианских браках, как правило, боль и гнев накапливаются, а каждая последующая на них- ответить обидчику тем же: болью за боль, оскорблением за оскорбление, отвержением за отвержение. В христианском браке чувство близости восстанавливается через прощение. Для христиан прощение - это не разовое действие, это постоянная жизненная позиция. Преодолевая боль, страх, чувство собственной вины супруги прибегают к помощи Господа, осознавая свою неспособность человеческими усилиями справиться с болью, обидой или гневом и раздражением. В таких ситуациях можно наблюдать сверхъестественное Божественное вмешательство, результатом которого становится способность мужа и жены без грубости и осуждения, сказать своему партнеру о своей боли, признать свою вину и просить о прощении друг у друга. Прощение выходит за пределы человеческих представлений о справедливости. Его предназначение прощать то, что вообще прощать не следовало бы. Именно поэтому прощение является одной из центральных истин христианства: нам нужно пожертвовать своей гордостью, жалостью к себе и желанием справедливости [1]. Писание говорит, что когда мы приходим к Богу, искренне исповедуем свои неудачи, Он безвозмездно дарит нам Свое прощение. Иисус умер, искупив наши грехи. Бог прощает нам просто, безвозмездно, даже если знает, что мы снова совершим ошибку. Он - пример прощения. Апостол Павел пишет: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:32). Чтобы сохранять брачные отношения в гармонии, супругам придется каждый день принимать решение о прощении. 3.3. Верность и преданность По мнению женщины, любовь мужчины - как зубная щетка: нельзя давать другим пользоваться ею. Улыбка Гименея В христианском брак прослеживается стойкость супругов в исполнении своих обещаний и обязательств друг перед другом, а не частично. Верность супружескому долгу может проявляться в поступках, но, в сущности, она - дело сердца. Христиане часто задают себе вопрос: «Не утаиваем ли мы от супруга (супруги) частицу своего сердца, не заняли ли в нем главное место другие интересы, другие привязанности?». В христианском браке каждый из супругов считает для себя обязательным исполнение супружеского долга. Верность означает полное доверие между супругами во всех сферах, а не только в сексуальной. Верность душ не менее важна, чем верность тел. Хранить верность супругу означает всегда и во всем ставить себя в зависимость от своих обязательств перед ним, оправдывая его доверие. Это значит, что супруг должен быть уверен в неукоснительном соблюдении своих обязанностей другим супругом, причем под этим подразумевается выполнение не только супружеских обязанностей, но и массы повседневных житейских дел. Имеется в виду и способность приходить домой в обещанное время, и готовность принять критику и выражение недовольства в свой адрес. В нехристианских семьях измены как таковой может и не быть, но, увы, нет и запечатленной Богом эмоциональной близости. В лучшем случае между супругами сохраняется верность телесная, но отсутствует душевная. Они не могут полностью рассчитывать друг на друга. В их отношениях недостает веры, не хватает уверенности, нет покоя. В древнееврейском оригинале Библии слово «верить» имело следующее значение: «быть настолько уверенным в ком-то, что можно позволить себе полную беспечность». Верность, конечно же, означает и то, что ни один из супругов никогда не оставит любимого ему человека. Прелюбодеяние означает сексуальную близость с кем-то другим. Но существует и эмоциональное прелюбодеяние - душевная измена супругу, т.е. наличие собственных душевных переживаний, которые преднамеренно скрываются от супруга. Увлекшись кем-то В христианском браке оба супруга умеют управлять своими сексуальными побуждениями и находят им здоровое выражение внутри брачного союза. А при контакте с другими людьми каждый из супругов старается избегать каких-либо близких отношений с представителями противоположного пола, ибо для каждого из них выражение сексуальности приемлемо только в браке. II. Современные вызовы Мы живем в быстро изменяющемся мире: сложившиеся веками христианские традиции и ценности, общество пытается разрушить и забыть. Исследуя научные словари и справочники, медиа-ресурсы Интернета, мне не удалось найти определения понятию «вызов» в гуманитарном аспекте. Общество активно использует понятие «вызов», но, как оказалось, не пытается детерминировать его. Не найдя определения понятию «вызова», мною была сделана попытка сформулировать собственные определения. Во-первых, под современным вызовом понимается поведение определенного социума с целью разрушения или серьезного изменения существующих и господствующих в общественном сознании норм морали и нравственности, разделяемые обществом продолжительный период времени и внесением, с некоторой или заметной долей агрессии, в народные массы новых радикальных идей, которые общество никогда не разделяло или они не получали широкой огласки. Во-вторых, вызов - это постановка перед обществом различных проблем: то, что общество имеет и тем, что можно достичь, то что не известно, и тем что можно узнать и т.п. с целью качественно повысить уровень развития общества. В первом случае понятие вызова имеет для общества, как правило, отрицательную роль, разрушаю духовные ценности, и не предлагающую ничего нравственного взамен (гомосексуализм, однополые браки), второе определение, как привило, ведет общество к научно-технологическому прогрессу (реализация идеи вечного двигателя, попытка остановить старение человека, нахождение вакцины против СПИДа, беспроводная передача дешевой электроэнергии и т.п.). В данной работе рассматриваются проблемы нравственных вызовов христианскому браку, а значит и всем вековым духовным ценностям, которые, по своей сути, соответствуют моему первому определению вызовов и этом ключе будут рассмотрены далее в контексте их недавнего появления в современном обществе (современные вызовы). Опасность современных вызовов направленных против нравственности сводится к отрицанию понятия греха. Грех - ведь это не только религиозная идея, грех есть отклонение от нравственной нормы. Современные вызовы провозглашают в качестве центральной своей идеи, что сам человек, автономный индивидуум и призван определять, что для него есть добро, а что - зло. И утверждение этого принципа, конечно, порождает невероятный индивидуализм, разрывает общую ткань человеческих отношений. Этот принцип приводит к разрушению межличностных и общественных связей, ибо упраздняется общее начало совместного существования людей, отменяются общие для них критерии, и каждый человек определяет для себя границы добра и зла независимо, исходя из субъективных представлений. Мировое сообщество стремится сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и на затрагивают напрямую интересов физического благополучия других индивидуумов [9]. Но тогда на чем мы основываем свою человеческую общность? Мне кажется, что отсутствие некоего общего критерия в определении добра и зла является великой опасностью для общества. И если мы говорим о том, что Бог вложил в природу человека нравственное начало, которое опознается голосом нашей совести, то это означает, прежде всего, что не может быть двух различных нравственных начал, но существует единая и общая система нравственных ценностей. И эта система ценностей должна быть нашим критерием. Эту систему ценностей нельзя разрушать. Если будет иметь место общее представление о нравственном начале, общее понимание того, что есть добро и что есть зло, то тогда у нас появляется возможность обрести общий язык для диалога. Если мы отвергнем идею и принцип нравственной ответственности, то что потом? Куда пойдет человечество? Далее в работе будут описаны современные вызовы, направленные против института христианского брака и нравственных основ общества, дана их оценка с позиции науки и исторического христианства. 2.1. Сексуальная революция в российской школе Стараться нужно не о том, чтобы сделать детей богатыми, но и о том, чтобы сделать их благочестивыми владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Иоанн Златоуст Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего внимания. Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры и христианских ценностей, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства, общества и церкви привело к беспрепятственному целенаправленному формированию совершенно другими силами общественного сознания, вопросов воспитания и изменению психологии учащихся [10]. В данных условиях исследователи наблюдают «такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. В частности, если в 1990 г. желание "жить для себя" высказали 9,2% опрошенных старшеклассников, то в 1993 г. эта цифра возросла до 24,4%. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций» [10]. Мы живем в лукавое время, когда на наших глазах почти сформирована секс-идеология. Она уже существует и властно навязывает себя миллионам российских подростков. Такая идеология направлена в сторону выхолащивания христианских нравственных начал из души человека. Сексуальной революции - причина современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом. Современный подросток убежден, что со своим телом он вправе делать все что хочет. В нем напрочь сметены понятия об основополагающих истинах христианства - таких как целомудрие, девственность, чистота, стыд, верность в любви и браке, грех, порок. Так формируется молодое поколение с активной расположенностью к плотскому греху, готовое к беспорядочному (и упорядоченному) животному совокуплению, «безопасному сексу», стерилизации и контрацепции. В нашем обществе сознательно пропагандируется сексуальный образ жизни и принцип доступности женщины. На наших глазах детям оказался доступным мир порнографии. Вместо того чтобы бороться с извращениями и сексуальной патологией, законодательными органами принята часть 3 статьи 70 Закона «Об актах гражданского состояния» 1997 г., где узаконена возможность изменения пола с мужского на женский и с женского на мужской. В некоторых школах за несколько дней до 14 февраля (день, в который Западная Церковь празднует память святого мученика Валентина) поставили картонные почтовые ящики. В них можно было опускать любовные письма, адресованные кому угодно и какие угодно по содержанию. Например, развязный десятиклассник мог направить эротическую «поздравлялку» своей молодой учительнице по литературе, а атлет-физрук мог запросто получить «крутое» по пылкости чувств послание от какой-нибудь раскрепощенной cool girl из шестого класса «Б» [11]. Сегодня проблема полового воспитания встала исключительно остро. С узаконением эротики, появлением проституции, активной теле-видео-радио и газетной пропаганды антихристианского отношения к своему и чужому телу нынешние подростки и юношество находятся буквально в состоянии нравственного умопомрачения и неконтролируемого сексуального психоза. Резко возросло число преступлений на сексуальной почве в школьной среде; жертвами становятся уже не только школьницы, но и молодые учительницы. Секс-идеология взращивает поколение неспособное создать крепкие семьи и является вызовом Божьим установлениям о браке. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего общества. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение христианской духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения библейских принципов и евангельских ценностей, и Церковь должна принять активное участие в их возрождении и привитии обществу, оказать содействие каждому человеку в построении жизни на основании христианских ценностей. Профессор и священник В.В. Зеньковский в своей педагогической системе, говоря о воспитании, акцентировал внимание на духовного развития ребенка. Он писал: "...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души, изнутри согревают и просветляют ее. Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребенка... отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам" [12] с. 130. "Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил - интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии" [12] с. 131. Никакие социальные институты не могут эффективно заменить воспитательной функции, которую издревле выполняла семья, в которой родители прививали своим детям христианские ценности. 2.2. Обнаженность Мода скрыто ориентируется сегодня на вожделение плоти греховного человека, поэтому она раздевает его. Она применяет платье, которое должно покрывать наготу человека, именно для того, чтобы эту наготу открыть. Триумфом моды является обнажение женщины так, что она становится приманкой греха. История учит, что народ любого общества обречен на погибель, если женщины этого общества открыто обнажались. Многие женщины позволяют в настоящее время ослепить себя модой и делают то, что «делают все». И, к сожалению, они не замечают, что становятся инструментом греха и рабами сатаны [4]. Культ обнаженности пришел в этот мир с грехом. Что говорит об этом Церковь Иисуса Христа во свете Слова Божьего? После сотворения мужчины и женщины в Едемском саду Писание говорит: «И оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие 2:25). По причине нарушения Божией заповеди Адам увидел свою обнаженность. Невидимое платье Божьей славы было у него отнято. Здесь, после грехопадения, им двоим были открыты глаза и они обнаружили, что они наги, сплели себе из смоковных листьев опоясания (Быт 3:7). Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их (ст.21). Отсюда вытекает: 1.Чувство стыда, связанное с наготой человека (как защита), принадлежит к непосредственным последствиям грехопадения. 2. Воля Божья выражается в том, что нагота должна быть впредь покрыта, что человек должен быть одет. Грех сделал человека голым и обнаженным, но Бог одел его. Он не желает обнаженности человека. Но сатана снова и снова пытается раздеть человечество, чтобы через наготу и вожделение плоти подвергать людей греху. Но когда человек обращается к Господу, у него всегда появляется потребность одеться и перестать показывать свою наготу другим людям. Заметно, что как только язычники принимают Евангелие, то у них появляется желание одеться. Но чем больше люди, удаляются от Бога, тем больше они слушают голос лукавого, который через обман постепенно раздевает их [4]. Существует тесная взаимосвязь между публичной обнаженностью и демоническим «воздействием на тело и душу человека». Освобожденного одержимого из земли Гадаринской видели сидевшим у ног Иисуса «одетого и в здравом уме» (Лук 8:35). «Пока человек еще может стыдиться, он знает, что он перед Господом виновен. Кто знает о вине перед Богом, тот стоит уже во свете прощения. В виновности человек - личность, и Бог еще зовет его! Бесстыдство стоит непосредственно на краю демонии. Сатана не стыдится - он только трепещет перед Богом. В стыде мы даем Богу право и признаем Его. В бесстыдстве мы Бога потеряли» (Профессор теологии Георг Хунтеманн). Библия много говорит нам о чистоте, целомудрии, о красоте внутреннего человека. Только в браке между мужем и женой обнаженность не является грехом. 2.3. Пропаганда свободной любви Мировоззрение людей, взгляд общества на секс и на то, что допустимо с точки зрения этики, значительно изменились за последние 30-40 лет. Раньше правилами четко определялись нормы поведения, в современном же обществе господствуют более свободные и индивидуалистичные взгляды Одним из самых важных изменений в обществе за последние два столетия следует считать секуляризацию. Секуляризация означает, что людям предоставляется возможность самим определять свою точку зрения по разным вопросам. Эта идея берет начало у философов-просветителей XVIII века, которые были первыми, кто отказался считать Библию единственным источником истины [13]. Но почему концепция, сформулированная в XVIII в., укоренилась лишь через 200 с лишним лет? Эти идеи нелегко прививались в обществе, поэтому движение в сторону секуляризации нарастало постепенно. Однако плоды его влияния отчетливо видны - современные люди уже не ищут в религии руководства по вопросам морали так, как делали это в прошлом. Результаты губительного влияний идей секуляризации можно увидеть из следующего примера: если предложить студентам определить, что добро, а что зло, большинство из них сначала приходят в замешательство, затем отвечают, что таких понятий не существует. В конце концов, кто-нибудь из них открыто провозгласит, что каждый человек должен сам решить, что для него лучше. «Когда человек сознательно восстает против Бога, то он теряет здравость, мудрость и им овладевает религиозное безумие, Нежелание знать истинного Бога толкает человека вниз по наклонной плоскости в нравственном и религиозном отношении» [14]. Потеря нравственности - это реальность нашего времени, которая может привести к страшным последствиям. Если проанализировать нравственные нормы, которых мы придерживаемся в последние годы, то можно увидеть следующую четкую тенденцию - все больше людей теряют нравственность. Наше общество испытывает на себе вызовы, направленные на разрушение сексуальности, заложенной Творцом. Идеологи, формирующие эти вызовы, предлагают современному обществу практиковать полигамию, называя ее этичной. Однако при этом они проявляют агрессию по отношению к естественному институту брака, называя его традиционной пожизненной моногамией. Такие люди заявляют о свободной половой жизни, назначение которой заключается в том, чтобы секса, любви и дружбы было столько, сколько им нужно. Они утверждают, что сексуальная связь со многими людьми не только возможна, но и куда более прекрасна, чем могут себе представить люди, для которых такой образ неприемлем. Но есть ли преимущества «свободной любви»? Они возводят на пьедестал почета всякого, кто обладает храбростью жить согласно принципу: секс прекрасен, а удовольствие полезно. Таким человеком может быть гетеро-, гомо- или бисексуал. Их культ - секс и плотская любовь («Мы верим в секс с любым, кого любишь… и верим в любовь ко всем!» [15]). Основная ценность - удовольствия. Называя их фундаментальными силами добра, люди с превратным умом, полагают, что благодаря беспорядочным половым отношениям, они укрепят связи между людьми, улучшат качество жизни, повысят уровень осознанности и даже изменят мир. «Путь сексуальности - если выбрать его осознанно и следовать ему внимательно - может стать позитивной, созидающей силой в жизни общества и каждого из нас» [15]. Такие люди склоны полагать, что чем больше своею сексуальностью каждый человек поделится с другими людьми, тем больше он будет счастлив, а мир от этого станет лучше. «Мы считаем себя людьми, преданными поиску здравомыслия в сексе, также личной свободе - свободе упиваться сексуальностью и делиться ею со всеми способами, которые нам подходят. Понять что подходит, а что нет, можно только на собственном опыте - поэтому мы любопытны и готовы к приключениям… Разнообразия сексуальных проявлений, контактов с разными людьми - возможно с мужчинами и женщинами одновременно. Нам любопытно: что будет, если объединить энергию четверых или пятерых в зажигательной интимной встрече? Что будет, если вступить в физическую близость с той, кого я десять лет считаю подругой?... Нарушая правила, мы становимся свободнее и сильнее» [15]. Такой образ существования рабы греха называют «сексуальным разнообразием» - набором отношений, в которых люди меняют свои роли, выбирая что им нужно в определенный период их жизни: гетеро-, гомо-, би- и т.п. Люди, практикующие такой образ, намеренно отказываются от местоимений «он», «она». Их вызов сопровождается агрессией традиционным нормам морали и христианским ценностям: «Системы общественных убеждений очень глубоко укоренились в литературе, законодательстве и архетипах, поэтому пошатнуть их самостоятельно весьма не просто» [15], с. 11. «Мы считаем, что любые «предписания», вчерашние или сегодняшние, - всего лишь продукты культуры… Мы прокладываем новые дороги по новым землям. У нас нет одобренных обществом правил поведения, нам приходится писать их самим» [15], с. 24. «Для того, чтобы на смену старым идеям пришли новые, мы должны просто забыть о старых идеях и приветствовать новые» [16]. Я задалась целью установить, какие христианские ценности больше всего подвергаются нападкам, и какой суррогат пытаются предложить идеологи «свободной любви». 1. Разрушение истины, что только длительные отношения является настоящими. Рабы греха недоумевают: «Как можно любить только одного человека и при том всю жизнь?». Они предпочитают традиционным отношениям «любовь» к нескольким людям одновременно. Вот что они говорят о традиционном браке, как о сказке: «Миф рождается от убеждения, что если вы по-настоящему кого-то любите, то непременно теряете интерес ко всем остальным, а если все-таки чувствуете сексуальное или романтическое влечение к кому-либо, кроме своего партнера, значит не любите его в полной мере. На протяжении веков этот миф сделал несчастными очень многих, хотя и ошибочен до нелепости: от кольца на пальце половые органы не отнимаются. Даже счастливые моногамные пары признают, что существует сексуальное и романтическое влечение вне брака: если уж Джимми Картер испытывал вожделение, то и вы на это способны» [15]. В подобных вызовах видна идея обреченности и противоестественности моногамных браков, которую они пытаются укоренить в общественном сознании. 2. Отрицание здравого смысла, что сексуальное влечение вне традиционного брака - это разрушительная сила. В понимании идеологов «плотской любви» сексуально «свободные» мужчины и женщины, связанные семейными отношениями или нет, своим образом жизни не разрушают цивилизацию, а созидают ее. 3. Отрицание всякой ответственности и верности между супругами в браке. В своих книгах, они заявляют: «Этот миф плох тем, что не оставляет возможности для созидательного, развивающего, свободного образа жизни» [15]. Вызов Божьим установкам с их стороны таков: «Я больше никогда никому не пообещаю моногамии. Я больше не намерен(а) быть чей-то собственностью, как бы высоко это не ценилось». «Я свободен и хочу просто заниматься сексом - по любому поводу, с любым понравившимся человеком». Однако у таких людей есть свое определение верности, и оно для них никак не связано с сексом. Для них «быть верным - значит соблюдать обязательства, уважать друзей и любовников, заботиться об их благополучии так же, как и о своем» [15]. 4. Люди с превратным умом считают, что постороннее увлечение не ослабляют связь супругов или «основных партнеров», а спасает их отношения от серости и обыденности. 5. Супружеская измена, по их мнению, не может и не должна разрушать отношения, если научиться мыслить другими категориями, контролировать ревность и другие негативные эмоции. В этой мнимой свободе люди полагают, что способны победить свою ревность и спокойно меняться своими партнерами с посторонними людьми, радуясь изменам. 6. Ложь, что от беспорядочных половых отношений никто не пострадает. Просто абсурдным и лживым выглядит их заявление: «Вы не первый, кто пробует вести подобный образ жизни, многие с успехом делали это до вас, и никто при этом не пострадал - ни они, ни любовники, ни дети» [15], с. 15. В чем же она проявляется агрессия сексуальных вызовов? «Я ненавижу моногамию уже двадцать семь лет…» [15], с. 4. «Мы ненавидим скуку. Мы хотим получать от жизни все и делиться тем, что имеем. Мы стремимся чтобы всем было хорошо» [15]. Местоимения. «Мы по горло сыты такими построениями, как «он(а)» [15]. Обвинение в неразборчивости. «Оно нас возмущает, ведь мы всегда отличаем своих партнеров друг от друга» [15]. Отрицание потребности в спасении и христианской вере.«Чтобы быть этичным человеком, не нужно заповедей. Достаточно искренности, сочувствия, предусмотрительности, честности, благоразумия и уважения» [15]. Как они ощущают на себе последствия греха и нравственные традиции? «Мы считаем, что открыто проявлять себя в сексе нелегко потому, что общество привязано к стереотипам поведения мужчины и женщины. Именно поэтому нас многому научили те, у кого нет четких границ половой ориентации» [15] с. 16. «Нужно обладать немалой силой духа, чтобы выжить в обществе, где определения «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» непоколебимы» [15] с. 17. Люди, придерживающиеся подобных принципов, как правило, имели негативный опыт семейных отношений, они испытывают сексуальная неудовлетворенность и душевное опустошение. И вот этому доказательство из их же учения: «Перемена отношения к сексу способна изменить вас самих: радость изобилия любви и секса послужит пряником, а боязнь неудовлетворенности, скуки или ненависти к себе - кнутом» [15]. В каком-то смысле эти идеи могут считаться новыми, однако суть их хорошо знакома многим народам и поколениям, начиная от строителей Вавилонской башни, современникам Ноя и Лота, последователям Иезавели. Не раз и не два люди пытались начать жить без Бога, поставив свой разум превыше воли Творца, но всегда в их жизни происходило только глубокое падение. В противоположность утешающим обещаниям прессы и больших киностудий, сексуальная свобода является прямой дорогой к разочарованию, пустоте, разводам, венерическим болезням, незаконным детям, испорченной жизни. От таких последствий немало людей страдает. История человечества доказывает, что целые общественные строи погибают, как только свободная любовь получает социальное признание. Этот факт был доказан британским социологом и антропологом Унвином: «Каждая известная цивилизация в истории человечества следовала по одному и тому же пути сексуального развития: в раннем периоде своего развития строго запрещались добрачные и внебрачные сексуальные связи. Вследствии этого освобождалась творческая энергия, благодаря которой соответствующая культура раскрывается и процветает. Много позже люди начинали возмущаться против строгого порядка и требовать свободы для развязывания страстей. С разложением морали начинали хромать и положительные силы культуры, пока, наконец, не наступал закат соответствующей культуры» [4]. Многие люди считают моральный упадок нашего времени всего лишь одним из многих отклонений, случающих в истории. Они с полной уверенностью ожидают, что маятник в конце концов качнется назад и люди вернутся к более высоким нормам нравственности. Но мы не должны ограничиваться одной лишь надеждой на это и пассивно ждать, пока все изменится само собой. 2.4. Порнография 2.4.1. Искаженная и губительная теория "катарсиса" 60-70 гг. В 60 годы в США комиссией по порнографии и непристойностям был сделан вывод, что порнография не только не опасна, но даже играет позитивную роль в обществе как разрядка сексуальной агрессии, снятие комплексов или особая форма воспитания. Комиссия отметила, что: * порнография не может являться источником социальных проблем; * производство и распространение порнографических материалов не должно караться законом; * можно снять запрет на просмотр порнофильмов детьми; * порнография может стать хорошим материалом по половому воспитанию; * порнография оказывает на зрителя "слабительный" эффект, и, таким образом, может служить в терапевтических целях для сексуальных преступников. Данная псевдонаучная теория была провозглашена Сеймуром Фешбахом в 1955 г. и получила достаточно широкое распространение в США. Но уже в 1967 г. автор и многие социологи отказывались от нее. Несмотря на то, что американский Сенат 60 голосами против 5 отклонил при голосовании отчет данной комиссии как недостаточно обоснованный, многие защитники, адвокаты, а также средства массовой информации продолжали цитировать его отдельные моменты. Все профессионалы сцены знают силу образа. Сегодня можно говорить о тысячах сексуальных образов и сообщений, которые каждый из нас получает в течение дня. Порнография все больше и больше становится привычным явлением, включая ее самые извращенные формы. Порноактрисы дают интервью, пишут книги, подобно Бриджит Лахей, опубликовавшей свои мемуары под названием "Я - скандалистка", и по этому поводу приглашенной на передачу "Апостроф". Они даже баллотируются в парламент, как Мона Поцци в Италии [17]. Все эксперты сегодня дают негативную оценку этому явлению. 2.4.2. Порнография - наркотик Половые отношения - это то, что затрагивает самые глубокие чувства личности. Поэтому их нельзя воспринимать как развлечение. Многочисленные исследования показали, что порнография влияет на психику человека так же сильно, как и наркотики. В своем интервью газете "Вечерняя Франция" доктор нейро-психиатр Рене Сэлинджер объясняет это так: "Для людей, лишенных вкуса, насилие и порнография могут служить примером для подражания, так как сила образа такова, что он заменяет мысль. Все, что строго визуально, не нужно додумывать и представлять. Образ проникает в вас уже в готовом виде, и так функционирует" [17]. Первый негативный результат порноидеологии - это разрушение естественного отношения человека к собственной сексуальности. Половое влечение становится наваждением, как наркотик поглощает человека и ставит его в полную зависимость. Порнография, возникшая из новых потребностей, жажды неизведанного, лишает своих последователей нормальных человеческих сексуальных чувств. Патрик Карн, основатель общества "Анонимные сексоголики", утверждает, что от 7 до 14 миллионов американцев страдают от синдрома сексуальной зависимости. В большинстве случаев имеются в виду потребители порнографии, которые постепенно становятся клиентами проституции. Многие мужья и отцы обращаются в ассоциацию после того, как осознают, что их порок разрушает отношения с женами и детьми, так как духовно они настолько зависимы от порнообразов, что их фантазии сексуального насилия становятся частью семейных отношений. В остальных случаях они теряют всякий интерес к супругам и детям [17]. 2.4.3. Порнография - кризис семейных отношений Сексуальность - очень важное качество, присущее человеку, она затрагивает самые далекие и сокровенные уголки его души. Поэтому утверждение, что сексуальность может быть объектом сладострастных развлечений - большая ошибка. Суть развлечения в том, что оно не накладывает глубоких отпечатков на психику человека. А вот любая сексуальная деятельность, наоборот, оставляет самые глубокие воспоминания. Чтобы понять, как сильно порнография разрушает семью, недостаточно констатировать только какие-то установленные факты, необходимо раскрыть психологические механизмы порнографии. а) Порнография гиперэротизирует супружеские отношения и даже приводит к инцесту (кровосмешению). Привычка к эротическому и порнографическому имеет тенденцию гипертрофировать половое влечение, человек становится постоянно восприимчивым к возбуждению. Потребитель порнографии, легкой или тяжелой, переносит свои сексуальные притязания на все, что встречает в жизни, наиболее тяжки случаи, когда в это вовлекаются семьи, и не только жены. Напичканный порнографией человек эротизирует свою эмоциональную привязанность к детям. И как результат, отцы сексуально преследуют своих детей. б) Порнография, создавая чисто ментальную сексуальную жизнь, полную фантазий и сюрреализма, разрушает общепринятое назначение сексуальности. Сексуальные отношения имеют относительный характер. Это связь двух людей. Порнография подразумевает отношения между реальным и воображаемым человеком с обложки журнала или телеэкрана, то есть выдуманные отношения с призраком. Порнография - это представление сексуального наслаждения, не существующего в действительности, при котором человек не получает истинного удовлетворения. Это не реальность, а мир теней. Если кто-то одержим порнографией, то его половая жизнь полностью меняется, из реальной она становится выдуманной. Такой человек не способен переживать свою сексуальность как акт любви между собой и своим партнером. Вот почему он равнодушен к жене; разрушается привычный уклад семьи. Если семья еще не создана, рвутся отношения с потенциальным супругом. Порнография приводит к разложению личности; оглушенный порнографическим чтивом и спектаклями, потребитель замыкается в своем мастурбационном мире, теряя всякий интерес к своему супругу, детям, семейным обязанностям. Прямо и косвенно, порнография является причиной многих разводов. Она способствует росту гомосексуализма, бисексуальности, содомии, проституции, и, как результат, распространению СПИДа. в) Порнография, изображающая анонимную сексуальность, побуждает к супружеским изменам. На самом деле, фантазии, подпитываемые порнографией, - сексуальные мечты супружеской измены. Но что еще хуже, эти желания, совершенно анонимны; Иметь отношения с одной или несколькими незнакомыми женщинами, не испытывая к ним никакого уважения как к личности, а относясь как к предмету - вот сущность порнографии. Мужчин и женщин, одержимых порнографией, нечистые духи толкают к поиску партнеров на стороне. Все чаще такие люди обращаются к рынку проституции, добавляя к проблеме супружеской измены значительные материальные расходы. В последние годы развитие гомосексуальной порнографии способствует распространению отношений такого рода. Доктор Роджер Генрих, специалист по СПИДу, признался в одном интервью: "Лишь в 60 лет, на пороге 40-летия своей профессиональной деятельности, я с удивлением узнал, как много женатых мужчин вступали в гомосексуальные связи. Очевидно, эти люди, ведущие размеренную социальную жизнь, не вызывают подозрений" [17]. г) Порнография толкает на проявление сексуального насилия, в первую очередь, по отношению к супругу. Любой сексуальный опыт, даже ментальный, оставляет неизгладимый след в психике человека. Вот почему воспоминания о сексуальных образах кажутся настолько реальными. Половые отношения с человеком, который действительно дорог, накладывают серьезный эмоциональный отпечаток на всю жизнь, именно эти положительные эмоции укрепляют привязанность и любовь между супругами. При увлечении порнографией сексуальные отношения с реальным партнером попадают под влияние фантазий и образов, которые бессознательно переносятся из мира грез в жизнь. Проблема становится более актуальной, если порнографические желания несут в себе насилие и половое унижение, хотя даже легкая форма эротизма обладает тем же эффектом, когда секс становится инструментом силы и превосходства. Недавно судебное разбирательство по делу Лорены Боббитт наделало много шума в США. Эта молодая женщина, доведенная до отчаяния постоянными унижениями со стороны собственного супруга, кастрировала его. Признав смягчающие обстоятельства, судья оправдали ее, а общество выразило широкую поддержку. Причина в том, что насилие и сексуальные унижения - обычное явление в семьях. Многие мужья, одурманенные порнографией, переносят свои сексуальные фантазии на жен [17]. 2.4.4. Порнография принимается за детей а) Детская порнография. Детская порнография, участниками которой являются малолетние, особенно прибыльна. Еще бы, ведь вся продукция продается по самой высокой цене. Согласно отчету комиссии Европейского Парламента, развитие коммерческой деятельности, связанной с этим видом порнографии, заметно и проявляется в завуалированных объявлениях не в специальных журналах, а в повседневной прессе или через телетекст. В Германии существует, по данным некоторых источников, сеть обмена видеокассетами, в которую вовлечены около 30000 человек. Все фильмы на одну тему - детская порнография [17]. б) Дети - привилегированные жертвы сексуальных преступников. По данным отчета "Дети - жертвы полового насилия", опубликованного в 1992 г., во Франции 7,8% женщин и 4,6% мужчин один или несколько раз были предметом сексуального преступления в возрасте до 18 лет. В этом же докладе можно прочесть, что возрастом риска является 9-12 лет, и что 6% детей, обратившихся в больницу после изнасилования, были моложе 6 лет. Проблема еще серьезней потому, что дети, испытавшие на себе сексуальное насилие, получают эмоциональные увечья на всю жизнь, так как осознают тяжесть совершенного по отношению к ним намного позже. 80% родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, сами были притесняемы в детстве, а 80% детей, с которыми плохо обращаются, становятся родителями-тиранами. Опрос показал, что из 6 детей, подвергшихся половой агрессии, 5 становятся педофилами. Две из трех проституток признаются, что в детстве были жертвами сексуальных преследований. в) Изменение психики детей под воздействием сексуальных образов, с которыми они сталкиваются на каждом шагу в своей жизни: в семье, на улице или по телевизору. Всем взрослым, следует признать, что особо пагубное влияние порнография и эротика оказывает на детей и подростков; происходит деградация их полового влечения, ломается представление об окружающем мире, происходят неизгладимые изменения в психике, особенно в эмоциональной сфере. Постоянно созерцая или находясь под влиянием порнографических или извращенных насильственных сексуальных образов, подросток имеет куда больше шансов, чем взрослый, стать гомосексуалистом или начать свой собственный поиск сексуальных развлечений. В отношении малолетних детей ситуация еще хуже, так как эротика и проституция полностью разрушают представление о святости взаимоотношений между мужчиной и женщиной, примером которых в первую очередь должны служить отношения между мамой и папой. Исчезает естественный стыд, который необходим для правильного эмоционального развития. Окружающий мир становится пугающим и страшным. Ребенок перестает доверять взрослым. Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом. Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19-20). Но, осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь [18]. 2.5. Проституция Одно из пагубных влияний порнографии - распространение сексуального рабства по всему миру. Женщины, девушки, дети, как порнографический материал, попадают в полную зависимость от тех дельцов, которые контролируют данный рынок. С другой стороны, вся сеть проституции широко рекламирует себя в порножурналах. Поэтому практически вся клиентура проституции - потребители порнографии. А те, кто продает свое тело - жертвы насилия, в большинстве своем несовершеннолетние. По данным комиссии, работающей под эгидой ООН, только в Париже 8000 подростков вовлечены в эту деятельность, 3000 из них - девушки. Согласно цифрам, опубликованным в "Нувель Обсерватер" от 28 июня 1990 г., прибыль от проституции во Франции составляет 20-22 миллиарда франков в год, более 1000 франков на каждого мужчину в возрасте 20-64 лет. Считалось, что во Франции примерно 10000-12000 сутенеров. Но никто не мог предполагать, что главным сутенером будет являться само государство, получающее более 1000 франков с каждой проститутки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|