Христианство в Удмуртии
Христианство в Удмуртии
23 Федеральное агентство по образованию Государственное образование Высшего профессионального образования «Ижевский Государственный Технический Университет» Воткинский филиал Кафедра: Технология машиностроения и приборостроения Реферат на тему: Христианство в Удмуртии Выполнил студент гр. Т 111 Бахирев Я.А. Воткинск 2010 Содержание 1. Введение 2. Христианство в дореволюционной Удмуртии 3. Христианизация удмуртов 4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества 5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае 6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии 7. Православная церковь и революция 8. Вятское старообрядчество и революция 9. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии. Христианские секты в современной Удмуртии 10. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность Заключение Список используемой литературы Введение Христианство - одна из наиболее развитых религиозных систем мира. В лице различных церквей и сект оно является ныне едва ли не самой распространенной религией, которая господствует в Европе и Америке, имеет весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. Эта религия зародилась в I веке новой эры на территории Римской империи, котороя объединяла в то время почти весь ближневосточно-средиземноморский мир. Христианство появилось в момент, когда империю раздирали острые социальные, экономические и политические противоречия. Оно призвано было откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения этих противоречий, сглаживания их остроты. Первоначальные очаги этой религии возникли не в центре Римской империи, а на ее восточной и юго-восточной периферии. Этот факт не был случайным, ибо здесь издревле сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний: иудейский свет, греко-римской философии, религий Древнего Востока. Вызревавшее в Римской империи христианство с первых своих шагов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных рабов и страждущих. В начале своего существования оно не только стояло в оппозиции к властям и подвергалась гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса, который сводился прежде всего к резкому неприятию Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзлостями». Пафос раннего христианство нашел свое отражение в акцентировании двух сторон этого учения. Во-первых, уделялось внимание проповеди всеобщего равенства. И хотя равенство было в первую очередь лишь равенством «во грехе» перед богом, равенством «рабов божиих», лозунг всеобщего равенства и в этом качестве привлекал к себе внимание в условиях Римской империи стоил многого. Во-вторых христианство осуждало богатство и стяжательство, подчеркивало всеобщую обязанность трудиться. Однако при всем этом христианское учение не звало на борьбу - и в этом смысле его никак нельзя считать по своему характеру революционным. Скорее, наоборот, оно стало альтернативой всевозможным восстаниям рабов, начиная с восстания Спартака, которые на рубеже новой эры сотрясали до основания Римскую империю. И в качестве такой «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетенных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым и даже выгодным для власть имущих. Это обстоятельство не преминули отметить римские императоры. Один из них, Константин, в начале IV века поддержал христианскую церковь, и вскоре ее учение превратилось в государственную религию империи. Из гонимых христиане сами стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром в 415 году «языческой» библиотеки в Александрии, видном центре эллинской культуры. В самом конце IV века Римская империя распалась на Западную и Восточную. Это событие оказало сильное влияние на дальнейшую судьбу христианства, в конечном счете привело к расколу и образованию двух течений в нем: католицизма и православия. Оба течения оформлялись на базе христианства в то время когда, в нем уже господствовали призывы такого рода, как «Нет власти не от бога» «Рабы, да повинуйтесь своим господам» и т.п., когда «…христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически--революционным духом». Поэтому с момента своего формирования и католицизм, и православие выступали идеологией эксплуататорских классов, они обосновывали пропангадировали необходимость подчинения угнетённых угнетателям, эксплуатируемых эксплуататорам. Вместе с тем процесс формирования обоих течений христианства имел свои особенности, на которые следует обратить внимание. В Западной империи, где власть императора постоянно слабела, позиция церкви постепенно усиливалась. В V веке всесильный епископ Рима был провозглашен папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным и политическим миром. Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и на имеющиеся положительные результаты изучения христианства, опубликованные в дореволюционной и советской литературе, дать краткую историю христианских церквей и сект на территории Удмуртии, определить их социальную сущность, помочь идеологическому активу в проведении атеистической работы. Христианство в дореволюционной Удмуртии. Появление православия на вятской земле На территории Вятского края, куда почти целиком входила дореволюционная Удмуртия, православие появилось в конце XII и начале XIII веков. Носителями этой религии здесь оказались те новгородцы, которые в поисках лучшей жизни покинули родной город в 1174 году. Они прибыли сюда водным путем (Волгой, Камой, Вяткой). Обнаружив на реке Вятке городище удмуртов, новгородцы взяли его «вооруженной рукой» 24 июля 1181 года и основали на этом месте городок Никулицын. В нем и был построен первый на Вятской земле православный храм. Позднее, когда сюда прибыли переселенцы из других мест северовосточной Руси, были основаны такие города, как Хлынов (будущий город Вятка), Шестаков, Орлов, Слободской и некоторые другие поселения. Теперь православие получило в крае дополнительные точки опоры: почти в каждом городке и населенном пункте переселенцы строили храмы или часовни. Поддержанное русскими переселенцами в Вятском крае, православие не получило распространения среди коренного населения (удмуртов и марийцев). Это объясняется тем, что переселенцы из северо-восточной Руси отправлялись на Вятку не с религиозными целями. Миссионерское дело их не интересовало, они шли осваивать естественные богатства Вятской земли, а позднее искали возможность укрыться здесь от монголо-татарского ига. По этой причине удмуртское и марийское население в течение еще очень длительного времени сохраняло «языческую» веру и обрядность. Правда, новгородцы и переселенцы из других княжеств временами подчеркивали свое благочестие, но оно проявлялось у них только в обыкновении обращаться с молитвой к богу перед сражением и строить храмы после победы. В остальном же переселенцы из русских княжеств были «плохими» христианами: они сохраняли многое из своих дохристианских верований и в практических действиях не руководствовались этическими нормами православия. С течением времени в этом отношении мало что менялось. Вот так, например, характеризовал религиозно-нравственную жизнь вятчан московский митрополит Геронтий в 1486 году в послании, адресованном воеводам, атаманам «и всему вятскому людству»: «Вы только что зоветесь христианами, а делаете злые дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю Великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчизну, губите христиан убийством, полоном и грабежом; разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлические вещи, - Авт.), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость» Не лучшим образом характеризовал Геронтий и вятских служителей культа в своем послании к ним в том же году. Он писал: «Мы не знаем, как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение». Иными словами, митрополит заявляет о том, что вятские священнослужители по сути дела являются самозванцами. Это тяжелое обвинение в глазах православных. Писать так митрополит имел некоторые основания, ибо вятские христиане не имели своего епископа. Их религиозные нужды обслуживали священнослужители, которые по разным причинам покинули родные места и пришли на Вятку. Причем они не признавали власти ни новгородского архиепископа, ни московского митрополита. Особенно церковная независимость Вятской земли усилилась с 1383 года, когда местная церковь обзавелась собственной «святыней»: образом (иконой) «угодника своего Святителя Николая, чудным онаго явлением и разными потом сбывшимися от него чудесами.» Все упреки московского митрополита вятским христианам и их духовенству соответствовали действительности. В самом деле, вятские организовывали набеги на новгородские владения, а затем и на владения великих князей. Они участвовали в «ссорах между Великим князем Василием Васильевичем, с одной стороны, и между дядею его Георгием Дмитриевичем, а потом детьми детьми его Василием и Дмитрием Шемякою, с другой стороны, когда В. князь в 1433 году послал войска в Кострому, в которой коные князья засели». Отношение церковных феодалов к местным крестьянам было далеко не «божеским». Они взимали с них натурой и выкачивали деньги с помощью различных видов долговой кабалы. Понятно, что вятские крестьяне проявляли по отношению к эксплуататорам в рясах естественную в их положении вражду. Об этом свидетельствуют крестьянские волнения того времени. Наиболее сильные из них происходили в Сунской и Кырчанской вотчинах Трифоновского монастыря в 1675 году, а также в архиерейской вотчине, в Березовском стане, в 1681 году. Таким образом, к концу XVII православная церковь на вятской земле значительно окрепла и усилилась. Она превращалась здесь в мощную опору царской власти в деле закрепощения местного населения и во многом способствовала установлению и развитию феодально-крепостнических отношений в крае. Трудящиеся массы Вятской земли быстро почувствовали эксплуататорский характер православной церкви и стали активно выступать против нее. Это нашло свое выражение не только в прямых столкновениях с церковно-монастырскими угнетателями, но и в идейной борьбе с официальным православием. Христианизация удмуртов В 1670 году казацкая беднота и бежавшие на Дон крепостные крестьяне подняли восстание, которое возглавил С.Т.Разин. Оно было поддержано чувашами, мари, татарами, и удмуртами камского правобережья. Это показало правительству, сколь ненадежно его влияния среди народов народов Поволжья и Прикамья. Поэтому после подавления восстания оно стало принимать меры к укреплению своей власти в этом районе страны. В 1682 году был издан указ, которым правительство запрещало продавать русским людям земли, брошенные бежавшими людьми. Эти земли предлагалось отдавать в пользование за оброк удмуртам, татарам, чувашам, мари. Этим правительство начало «усваивать» нерусских ясачных крестьян Поволжья и Прикамья. Затем в конце XVII века оно предложило воеводам следить за настроением нерусского населения. Дело дошло до того, что в 1697 году было запрещено продавать удмуртам, чувашам, мари, татарам любые железные вещи, которые можно было бы использовать как оружие. Наряду с вышеназванными мерами самодержавие решило использовать для «успокоения» народов Поволжья и Прикамья православную церковь. С ее помощью оно рассчитывало провести христианизацию этих народов. Конечную цель данного мероприятия хорошо сформулировал церковный историк А. Можаровский. Он писал: «…для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно - мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием; тогда только казанские басурмане могли быть истинно и по духу побежденными и сделаться подданными русского христианского государства» С начала XVIII века вятское и казанское духовенство стало предпринимать уже организованные попытки по обращению удмуртов в православие. Но особыми успехами в этом деле священнослужители похвастаться не могли. Так, в справке, данной архиерейским приказом епископу Вениамину, сообщалось, что крещеных удмуртов в Вятской епархии на 1740 год числится всего четыре человека. В Казанской епархии удмуртов, принявшие крещение, на 1734 год насчитывалось 15 человек, причем среди них не было ни одной женщины. 11 сентября 1740 года был издан высочайший указ, в котором говорилось о необходимости принять меры «для умножения христианского закона и вящего утверждения в вере новокрещенных инородцев». Этим указом в городе Казани учреждалась особая новокрещенская контора (контора иноверческих дел), на которую возлагалась задача обращения в православие народов Поволжья и Прикамья. В соответствии с этим указом Казанская контора иноверческих дел стала направлять миссионеров в удмуртские, татарские, чувашские и марийские деревни для проповедования там «слова божия». Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества Середина XVII века ознаменовалась в России расколом Русской православной церкви, что привело к возникновению в стране крупнейшего религиозно-общественного движения, известного под названием старообрядчества. Поводом к нему послужили церковные реформы, проведённые патриархом Никоном. Они ставили целью установить единство в церковных обрядах и ликвидировать разночтения в богослужебных книгах, которые возникли в свое время как результат феодальной раздробленности русских земель и деятельность малограмотных в своей основной массе священников и переписчиков книг. Без ликвидации пестроты религиозных обрядов и разночтений в богослужебных книгах было невозможно превратить церковь в более эффективное орудие воздействия на народные массы и обеспечить тем самым прочный союз с дворянским государством. Имея все это в виду, патриарх Никон в марте 1653 года разослал по церквам «Память», которой вводил единые по всей стране обряды. Были ликвидированы разночтения в церковных книгах. Но в этом документе содержались и некоторые нововведения: вместо двуперстного крестного знамения вводилось троеперстие, восьмиконечный крест заменялся шестиконечным, сокращалось количество обязательных поклонов, а земные поклоны заменялись поясными и т.п. Эти новшества показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви. Протестовало против нововведения Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но в конечном счете покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Однако подлинной причиной раскола Русской православной церкви являются, конечно, не реформы Никона и не протесты консервативно настроенной части духовенства. Решающую роль в этом деле сыграли те глубокие социальные изменения и классовые противоречия, которые оказались характерными, для России середины XVII века. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае Поражение в войне, которую вели крестьяне под руководством Е. И. Пугачева с дворянским государством, оказало существенное влияние на содержание старообрядческого движения. Оно вызвало настроение отчаяния и безысходности среди его сторонников, что повело в усилению их религиозности. И хотя они по-прежнему проклинали окружающую действительность и официальную церковь, но теперь уже не надеялись установить справедливые порядки собственными силами, а полагались в этом деле лишь на бога. Это повело к утрате старообрядчеством своего значения как формы народного протеста под религиозным флагом против усиления крепостнической политики правительства. С течением времени оно все больше становилось чисто религиозным явлением. Но в таком качестве «старая вера» получила новый простор для своего распространения в крае, ибо потребность в религиозном утешении у крестьян после поражения в открытой борьбе с дворянским государством усилилась, а утешаться в официальном православии они не желали. Изменению содержания старообрядческого движения на территории Вятской губернии способствовали и другие причины. Дело в том, что в конце XVIII и начале XIX века здесь достаточно активно стал развиваться процесс расслоения крестьян. Богатые из них начинают заводить лавки в городах губернии, торговать на ярмарках и т.п. По данным 4-й ревизии 1782 года, в городах губернии насчитывалось 578 купцов, из которых 150 являлись выходцами из крестьянской среды. Причем более всего таких купцов оказалось на территории тех уездов губернии, из которых сложилась территория современной Удмуртии. Кроме того, из крестьянской среды в конце XVIII и начале XIX века начали выделяться лесопромышленники, которые вели дело с достаточным размахом: в здешних лесах трудилось в то время до 20 тысяч человек. Вышедшие из крестьянской среды купцы и лесопромышленники оказались в своем большинстве сторонниками «старой веры». Их постоянные разъезды с деловыми целями позволяли им заниматься пропагандой своего вероучения и критиковать православие в различных местах Вятской губернии. Они же занимались торговлей старообрядческими книгами и иконами. Подобная деятельность способствовала распространению «старой веры» по всему краю. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые были предметом постоянного внимания православного духовенства и полиции. Но прежде чем дать географию этих центров, необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что старообрядчество, или «старая вера», - это лишь общее название тех различных религиозных течений в русском православии, которые не признавали церковной реформы Никона. Социальная пестрота сторонников «старой веры»» и их территориальная разобщенность способствовали тому, что старообрядчество никогда не представляло собой чего-либо единого ни в организационном, ни в идеологическом плане. Уже в конце XVII века оно распалось на два основных течения - поповщину и беглопоповщину. В начале XVIII века из-за споров не только по обрядности, но и по вопросам, которые имели социальную подоплеку, дифференциация старообрядцев продолжалась. С течением времени появилось большое число всевозможных толков и согласий, Так, в старообрядческой поповщине имелись беглопоповский толк, Австрийское согласие (Белокриницкая иеархия), Беловодская иеархия и так называемое единое. В беспоповщине появились даниловцы (поморцы), федосеевский толк, филипповский толк, страннический толк, (бегуны), спасовский толк и т.д. В старообрядческой поповщине наиболее прочные позиции занимали сторонники Белокриницкой иеархии. Центрами на территории дореволюционной Удмуртии у них являлись приходы сел Курья и Валамаз Глазовского уезда, сел Сюмси, Муки-Какси и Зон Малмыжского уезда, приход села Светлянского Сарапульского уезда. В них насчитывалось 53 старообрядческих селения, в которых проживало 6549 человек. Кроме того, много старообрядцев Австрийского согласия проживало в Сарапуле, в Ижевском заводе всех и других местах. Например, в Ижевском заводе всех сторонников «старой веры» насчитывалось в 1884 году 588 человек и почти все они считались приверженцами Белокриницкой иеархии. Местом сосредоточения беглопоповщины являлся Сарапульский уезд. Здесь в приходах сел Тоикино, Июльское, Кельчино и Колхозово насчитывалось 29 селений, в которых проживало 2130 староверов этого толка. Беглопоповцы проживали в самом Сарапуле, в приходах сел Нечкино, Кигбаево, но в каждом из этих приходов имелось не более сотни человек. В других уездах, из которых сложилась территория современной Удмуртии, беглопоповцев числилось немного. Православная церковь и революция В начале 1917 года рухнул царский трон. В России победила буржуазно-демократическая революция. В связи с этим православная церковь оказалась в состоянии растерянности: она потеряла под собой привычную почву и не могла определить свое место в новых условиях. Но это продолжалось недолго. Уже в марте 1917 года в специальном послании синод объявил о своем подчинении Временному правительству и ниспослал ему свое благословение. Затем он обязал церковнослужителей возносить при богослужении поминовения новой власти. Так церковь «примирилась» с гибелью царизма и стала служить русской буржуазии. Временное правительство не осталось в долгу. Оно дало специальное указание местным органам власти ограждать православное духовенство от всевозможных насилий. Одновременно правительство позаботилось о том, что на готовившийся собор Русской православной церкви попали угодные ему делегаты. Буржуазия верила, что авторитет собора и мощный церковный аппарат сумеют погасить революционный энтузиазм народных масс и заставят их вверить свою судьбу «богахранимому» Временному правительству. Начавший свою работу собор Русской православно церкви принял решение вернуться к патриаршей форме правления. В конце октября 1917 года были избраны три кандидата в патриархи, а затем состоялась жеребьевка избрания патриарха. Выбор пал на митрополита Московского Тихона Белавина. Став патриархом, Тихон превратился скорее всего в политического, а не церковного деятеля. 19 января 1918 года он выступил с посланием к верующим, в котором предал анафеме Советскую власть и снабдил служителей культа четкой инструкцией: «А вы, братья архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашему духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной …и мы твердо уповаем, что враги «церкви посрамлены…» Огромное большинство духовенства Русской православной церкви восприняло это послание как призыв к борьбе с Советской властью и перешло к соответствующим действиям. Из служителей культа формировались полки «Иисуса Христа», «богородицы», «архангела Гавриила», которые сражались на стороне белогвардейцев и иностранных интервентов. Кроме того, православные попы служили священниками в белых армиях. Вятское старообрядчество и революция К Октябрьской революции среди вятских старообрядцев отношение было различным. Их верхушка независимо от наименования толка или согласия проявила к Великому Октябрю откровенную враждебность. Возьмем для примера позицию, которую заняла верхушка Австрийского согласия. В начале 1919 года состоялся съезд старообрядческого духовенства Пермской губернии, который принял воззвание к Колчаку. В нем было сказано: «Да поможет Вам всевышний на избранном Вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России - Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». В этих словах контрреволюционная позиция буржуазных элементов в Австрийском согласии выражена четко и в каких-либо комментариях не нуждается. Подобным же образом на Октябрь реагировала верхушка в беспоповских толках вятского старообрядчества. К примеру, руководители бегунского толка, который в начале XX века окончательно стал после некоторой внутренней борьбы выразителем интересов кулачества, активно поддержали контрреволюцию в Удмуртии. Так, в Фокинском районе Сарапульского округа, где главой бегунов являлся владелец водяной мельницы и местный богач Красильников, вокруг странноприимцев стали сплачиваться контрреволюционные элементы, руководившие восстанием против Советской власти в годы гражданской войны. Иначе отнеслись к революции рядовые старообрядцы. Хотя некоторая часть из них стремилась уклониться от участия в гражданской войне, укрываясь в глухих лесах, большинство их, руководствуясь своим классовым инстинктом, активно поддержало Советскую власть. Например, старообрядцы Австрийского согласия, проживавшие в селе Балаки близ Камбарки, содействовали укреплению власти Советов в родном краю. Вот что сообщалось о них в политической сводке от 10 декабря 1919 года из штаба одной из действующих в этом районе красноармейских частей: «Деревни Балаки…(на) карте нет. Население - старообрядцы. (Для) революционного движения балакинцы дали добровольно молодежь (в) красные ряды. Народ богомольный просит преподавать (в) школах закон божий и о социализме». Приведенные факты свидетельствуют о том, что Великий Октябрь и последующие события в стране оказали огромное влияние на старообрядческое население Удмуртии. Революция и гражданская война всколыхнули староверов почти на всей территории нашей республики Большинство взялось за оружие. Часть их под влиянием старообрядческой верхушки поддержала армию Колчака, остальные - Красную Армию и Советскую власть. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии По сведениям губернского статистического комитета и православных миссионеров, накануне крестьянской реформы 1861 года все многонациональное население Вятской губернии по вероисповедному признаку можно было разделить на православное единоверческое, старообрядческое, католическое, лютеранское, мусульманское, иудейское и языческое. Причем среди христиан губернии сектантов насчитывалось лишь 8 человек: молокан - 7, скопцов - всего один. Но после осуществления реформы и последующих буржуазных преобразований положение начало меняться. В частности на территории Сарапульского уезда появились совершенно новые секты- колмогоровцев и немоляев, очень сходных по своему вероучению и причинам возникновения. Наиболее многочисленной из них оказалась секта немоляев. Христианские секты в современной Удмуртии Великий Октябрь и последующие события в стране оказали существенное влияние не только на православную церковь и различные толки «старой веры», но и на целый ряд сектантских организаций, которые существовали на территории Удмуртии. Подобное влияние испытали на себе и евангельские христиане, и баптисты, и адвентисты, и появившиеся здесь в 1919 году христиане веры евангельской, и начавшие активно функционировать с начала 20-ых годов хлысты, и некоторые другие. Характер развития событий в стране высвечивал социальную сущность деятельности сектантских организаций более четко и ясно, чем в предреволюционные годы. В отличие от православной церкви сектанты от победы Октябрьской революции значительно выиграли. Этому обстоятельству способствовал ряд причин. Во-первых, они получили равные права со всеми другими религиозными организациями, ибо всякие праволишения, связанные с исповедованием той или иной религии или неисповедованием никакой, были отменены. Во-вторых, в послереволюционные годы, особенно в период нэпа, сложилась такая социально-экономическая обстановка, которая способствовала успеху пропаганды христианских сект: хозяйственная разруха, голод, известное оживление капиталистических элементов. В третьих, после окончательной победы Советской власти появился особый контингент, за счет которого пополнялся состав различных сект из числа разного рода «бывших» кулаков, купцов, владельцев мелких и средних предприятий, белогвардейцев и т.п. Это оказало влияние на характер их деятельности и в пределах Удмуртии, ибо секты для «бывших» стали формой протеста против новой власти, которую они объявляли «сатанинской». Образование церкви ЕХБ и ее деятельность Теперь посмотрим на социальное поведение баптистов и евангелистов после Октябрьской революции, которая была встречена ими крайне враждебно. Это нашло своё выражение в том, что они длительное время не желали идти на открытое провозглашение лояльности к новому общественному и государственному строю. Их враждебность выражалась в том, что они объявили о неприемлемости для своих последователей службы в рядах Красной Армии. Они не постеснялись объявить об этом, несмотря на то, что евангелисты и баптисты в свое время исправно служили в царской армии, а в период февральской революции их лидеры призывали своих единоверцев к участию в империалистической войне «до победного конца». Враждебность к Советской власти проявилась также и в том, что обе секты отказались признать законодательство пролетарского государства о культуре и повели борьбу за претворение в жизнь буржуазного понимания свободы совести. Их требования в этом плане были наиболее четко сформулированы евангельскими христианами. Так, Всероссийский совет евангелистов в июле 1920 года направил в Совнарком специальное письмо, к которому был приложен проект «О народных религиозных свободоверческих общинах и союзах» (т.е. о сектантских организациях, но не о православной церкви). В нем говорилось: «Народные свободоверческие общины пользуются правом юридического лица…имеют право устраивать свои религиозные собрания и съезды как в особо приспособленных для сего зданиях, так и в публичных помещениях, и жилых домах, и квартирах, также точно на улицах, в парках и т.п. …имеют право беспрепятственно устраивать торжественные шествия на улицах населённого пункта… собирать средства и приобретать или строить свои собственные молитвенные дома… устраивать и содержать школы и приюты, обслуживать их воспитательским персоналом из своих единоверцев при самостоятельном заведении с преподованием своего вероучения… общины могут иметь самостоятельные издательства… общинам не возбраняется вести свои книги актов гражданского состояния». С аналогичными требованиями выступали и баптисты. Нетрудно понять, что подобные требования могли выдвинуть только сторонники буржуазного общества, ибо лишь оно заинтересовано в постоянном воспроизводстве религии для прикрытия ею своих противоречий. Понятно также, что эти требования направлены против подписанного В. И. Лениным декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Поэтому Советское государство не могло позволить сектантским организациям проводить в жизнь принципы буржуазной свободы совести. Государству нужны были такие граждане, которые в деле защиты завоеваний революции, а также в деле строительства социализма осознавали бы свою способность влиять на жизнь общества, изменять эту жизнь вне зависимости от «воли бога». Заключение Победа Великого Октября и успехи социалистического строительства в нашей стране создали хорошие условия для решения таких проблем, как преодоление пережитков в сознании людей и всестороннее формирование человека. Общественная потребность в христианстве, которое изначально было «предназначено» для особого (иллюзорного) способа компенсации человеку его бессилия перед силами природы и общества, резко сократилось. Это нашло свое выражение в том, что, в частности в Удмуртии, оказались в кризисном состоянии такие христианские течения, как православие и «старая вера», исчез ряд старообрядческих толков и сектантских организаций (например: единоверие, рябиновский толк, немоляй, колмогоровцы, хлысты и т.д.). И это вполне объяснимо. Так оно и должно было случиться. Недаром В.И. Ленин в свое время указывал: «…гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества», «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами… неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь…» Это истинный источник религиозности населения - экономическое рабство трудящихся - и подорвали победа революции, социалистическое переустройство общества. Тем самым создались условия для усвоения народными массами атеистических людей. Хотя атеистическое воспитание в нашей республике осуществляется постоянно, все же определенная часть населения еще подвержена влиянию религии, морально и материально поддерживает различные христианские центры объединения. По этой причине партийные организации должны усилить свое внимание к атеистическому воспитанию. Формирование коммунистического мировоззрения - проблема многоплановая и в тоже время комплексная. Идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, атеистическое, физическое воспитание - все это грани единого процесса. В него вовлечены различные общественные организации и учреждения, ведется соответствующая подготовка квалифицированных кадров. Необходимо помнить о том, что воспитание в молодом поколении уверенности в своих силах, стремления к общественно полезному труду -это задача социальная. Помочь молодому человеку разобраться в себе, увидеть и утвердить хорошее, отмести плохое, а затем включиться в созидание, не уповая «волю бога», - важная и благородная миссия пропагандизма атеизма. Вместе с тем следует углубить и разнообразить воспитательную работу среди людей старшего поколения, особенно пенсионеров. Их много, а будет еще больше. Оторванные от трудового коллектива, часто предоставленные самим себе, они являются желанной «добычей» разного рода сектантов и церковников. Действуя довольно ловко и изобретально соблюдая конституционные гарантии свободы совести, партия осуждает попытки использовать религию в ущерб интересам общества и личности. Важнейшая составная часть атеистического воспитания - повышение трудовой и общественной активности людей, их просвещение, широкое распространение новых советских обрядов и обычаев». Список используемой литературы 1. Введение - Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т. 33. - С. 2. Христианство в дореволюционной Удмуртии - Луппов П. Христианство у вотяков Появление православия на вятской земле - Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930.- С. 3. Христианизация удмуртов - Луппов П. Христианство у удмуртов 4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества - Андриевский Ал. //Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880-Т. I. 5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае - Васильев С., Бехтерев Н., История Вятского края с древнейших времен до начала XIX столетия.- Вятка, 1870. 6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии- Андриевский Ал. //Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880-Т. I. 7. Православная церковь и революция - Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930.- С. 8. Вятское старообрядчество и революция - Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII - XVIII веков. - Киров, 1956. 9. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии. Христианские секты в современной Удмуртии - Ефимов И. Церковники и сектанты в Удмуртии 10. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность - Никольский Н.М. История русской церкви//Атеист.-1930 11. Заключение - Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т. 12. Материалы XXVII съезда КПСС.-М: Издательство политической литературы, 1986.
|