Курсовая: Информационное и библиотечное обслуживание населения г. Костромы
информационно-культурный центр, необходимый всему населению города Костромы.
Основная задача библиотек города – повышение уровня информированности населения.
Со своими основными задачами – информационной, просветительской, досуговой –
муниципальные библиотеки справляются. Подтверждением этому служит то, что,
несмотря на демографический спад, увеличиваются цифровые показатели,
характеризующие библиотечную деятельность. Растет число читателей (в 2001
году - 57 219 чел., в 2002 году - 58 136 чел.), увеличивается количество
выполненных библиотечно-библиографических и фактографических справок (в 2001
году - 50 169, в 2002 году - 60 264), усложняются запросы пользователей,
растет число досуговых клубов при библиотеках, не только для детей и
подростков, но и для взрослых (в 2001 году - 12, в 2002 году - 18).
Сейчас в профессиональной библиотечной литературе идут споры, должна ли
массовая библиотека заниматься всем «понемножку» или специализироваться на
чем-то одном. Библиотека – это инерционная система, и приспособиться к
«внезапным» изменениям потребностей читателей она сможет быстро в том случае,
если уже долгие годы работала в данном направлении. Видимо, многообразие форм
и направлений деятельности публичной библиотеки оправдано и целесообразно.
Книжное ядро муниципальных библиотек Костромы скомплектовано как
универсальное. Восемь лет назад, с целью наиболее полного удовлетворения
информационных запросов читателей, предпринята попытка создать
специализированные библиотеки. Сейчас из 20 муниципальных библиотек - 13
специализированных:
- библиотека № 2 – центр литературного краеведения;
- библиотека № 6 – информационно-досуговый центр по профилактике
наркомании и подростковой преступности, работает по программе «К духовности
через книгу»;
- библиотека № 7 – центр детского творчества, работает по программе
«Возрождение национальной культуры»;
- библиотека № 10 работает по программе «Мировая художественная
культура»;
- библиотека № 12 – городской экологический центр, работает по
программе «Экология. Природа. Человек»;
- библиотека № 13 – библиотека социальной поддержки населения;
- библиотека № 14 – историческая библиотека Дома Романовых;
- библиотека № 15 – информационно-досуговый центр по пропаганде
здорового образа жизни;
- библиотека № 16 – работает по программе «Все игры в гости к нам»;
- библиотека № 17 - центр работы с литературой по искусству;
- библиотека № 19 – центр исторического краеведения;
- библиотека № 20 – библиотека игр и развлечений;
- библиотека № 23 – библиотека им. В.Розанова, центр литературы по
философии «серебряного века».
- имеется также муниципальный информационный центр по местному
самоуправлению и краеведению при ЦГБ им. А.С. Пушкина.
13 библиотек ЦБС являются специализированными или работают по какой-либо
программе, в связи с чем основная работа, как и комплектование фонда
документов, в них осуществляется в рамках выбранного направления.
Самым востребованным видом информации для всех социальных групп сегодня
является правовая информация. Она необходима всем слоям населения, всем
заинтересованным физическим и юридическим лицам, общественным объединениям, а
также для качественного и оперативного обслуживания служащих органов местного
самоуправления.
Поэтому одним из основных направлений работы Муниципального информационного
центра при ЦГБ им. А.С. Пушкина стало предоставление читателям услуг по
информационно-поисковым системам на базе данных правовых актов: “Консультант
Плюс” (Костромской выпуск) и “Консультант Плюс: Версия Проф” (федеральное
законодательство), которые еженедельно обновляются. Всё это позволило
привлечь новых пользователей. Среди них студенты, предприниматели,
пенсионеры, служащие. Востребованы в МИЦ документы по приватизации жилья, о
льготах (местных и федеральных), о пособиях на рождение детей, об
общественных объединениях, о налогах, законодательство о ветеранах и др.
Неоценима помощь в предоставлении правовой информации, которая содержится на
CD-ROM “Большая Российская юридическая энциклопедия”, “Энциклопедия
Российского права” (федеральный выпуск) и др.
Подключение к сети Интернет значительно расширило спектр информационных услуг
центра. И не только в области образования. Перспективной является возможность
доступа через Интернет к наиболее интересным базам данных для того, чтобы
удовлетворить значительную часть запросов пользователей, которые иной раз
ждут своей очереди работы в глобальной сети до семи дней.
Человек, посещая библиотеку, приходит туда не только за книгой. Библиотека
была и до сих пор является местом, которое олицетворяет культуру на любом
уровне, дает возможность человеку оторваться, отойти от того, что его гнетет
: от политических противоречий, финансовых проблем. Людям нужны малые
островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они
помогают жить. И не случайно, если в библиотеку читатель пришел в детстве, то
он не расстается с ней до самой старости, а вслед за ним идут его дети и
внуки. Исследование, проведенное в библиотеке № 10, показало, что 10%
читателей пользуются библиотекой более 30 лет, 20% - более 20 лет, 6%
читателей берут книги по семейным формулярам, т.е. 3-4 поколения одной семьи
читают вместе.
Практически в каждой библиотеке есть читатели, которые с помощью работников
городских библиотек выиграли различные олимпиады и конкурсы (начиная с
городских и заканчивая всероссийскими), поступили в вузы, прошли аттестацию,
написали кандидатские диссертации, статьи.
Информационная поддержка образовательного процесса стала традиционной для
всех библиотек. Сама молодежь объясняет повышение интереса к библиотеке тем,
что появились новые предметы, а в библиотеках учебных заведений почти нет
новых книг, учебников, периодических изданий, видеокассет, отвечающих
запросам современного образования. Цифры красноречиво говорят об этом – 74 %
пользователей библиотеками – учащиеся различных учебных заведений (очных и
заочных).
Приведем анализ пользователей муниципальных библиотек Костромы.
Характеристика пользователей и картина читательского
спроса.
Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина - 28% - студенты, 32% -
учащиеся школ, техникумов и училищ.
Муниципальный информационный центр – 26% - студенты, 18,5% - учащиеся,
служащие – 20%.
Библиотека № 5 – 64.5% - учащиеся.
Библиотека № 6 – 75% - школьники, 8% - студенты.
Библиотека № 7 – 60% - школьники, 4% - студенты и учащиеся средних
специальных учебных заведения.
Библиотека № 10 – 40% - школьники, 16% - студенты и учащиеся ССУЗов.
Библиотека № 12 – 69% - школьники, 6% - студенты и учащиеся ССУЗов.
Библиотека № 13 – 46% - школьники, около 9% - студенты вузов и ССУЗов.
Библиотека № 14 – 39% - школьники, 14% - студенты и уч-ся ССУЗов.
Библиотека № 15 – около 20% - школьники, 8% - студенты и учащиеся ССУЗов.
Библиотека № 23 – более 25% - школьники, 8% - студенты и учащиеся ССУЗов.
Основная группа читателей муниципальных библиотек Костромы- учащиеся и студенты.
Итак, более 70% пользователей библиотеками обращаются за литературой в помощь
учебному процессу, в то же время старшее поколение читателей по-прежнему
читают исторические и любовные романы, детективы и др. художественную
литературу. Люди среднего возраста в основном пользуются услугами платных
абонементов. Большой интерес у читателей среднего и старшего возраста к
литературно-художественным и научно-популярным журналам. Постоянным спросом
пользуются издания правовой тематики, рассказывающие о конкретных льготах,
пособиях, пенсионных законах. Также находят своего читателя книги по
рукоделию, садоводству и огородничеству, кулинарии, технике.
Информационный ресурс.
Внедрение в деятельность Библиотеки информационных технологий
рассматривается сегодня как важное условие для развития, в первую очередь,
информационных услуг. Списки-рассылки, электронная доставка документов,
создание электронных страниц: «Муниципальный информационный центр»,
«Историческая библиотека Дома Романовых», «Библиотека №12», подключение 3
библиотек к сети Интернет – таков перечень новаций, расширивших репертуар
услуг библиотеки в последние годы.
Первоосновой информационного потенциала Библиотеки сегодня являются коллекции
книг и периодических изданий. Именно эти источники информации остаются
наиболее доступными для наших пользователей.
За 2002 год в библиотеках было выполнено 60 264 справки. В ЦГБ им.
Пушкина - 10 684, в филиале № 6 –12 487, в филиале № 12 – 2 254, в филиале №
17 – 3 671, в филиале № 2 - 1076, в филиале №1 6 - 1253, в филиале № 4 - 550 и
т.д. То есть, чем богаче и разнообразнее книжный фонд, тем полнее и
качественнее можно удовлетворить информационные запросы читателей. Библиографы
ЦГБ им. Пушкина составляют библиографические списки литературы по различным
темам.
За 2002 год было составлено более 150 списков по экономике, праву,
психологии, истории и т.д. Не просто удовлетворить образовательные потребности
сегодняшнего старшеклассника и студента, есть достаточно трудные темы.
Например, для студентов КГТУ - «Олигархический капитал в современной России»,
«Роли менеджера, позволяющие занять положение лидера», «История развития
управленческой мысли в России и за рубежом» и т.д. Библиографы чувствуют
удовлетворение, когда запросы читателей выполнены качественно. Библиографы ЦГБ
им. Пушкина выпускают бюллетени «Литературные горизонты» и «О разном
,редком, интересном». В филиалах было продолжено индивидуальное
информирование читателей библиотек. Всего на индивидуальной информации
находятся 43 человека.
Муниципальный информационный центр провел анализ и выяснил, что из общего
числа поиска информации в Интернет 50% составляли серьезные тематические
заявки. Это поиск информации в таких областях знания, как медицина,
юриспруденция, техника, экономика, политика, образование.
Используя новые технологии, коллектив библиотеки значительно увеличил свой
информационный потенциал. Наряду со своими фондами и базами данных
предоставляются пользователям ресурсы Интернет, каталоги крупнейших
библиотек, внешние и удаленные базы данных.
Наряду с обслуживанием специалистов организаций и учреждений осуществляется
и индивидуальное справочное обслуживание пользователей. Для этого в
библиотеке создана специализированная справочно-библиографическая служба,
оснащенная всеми необходимыми справочными, энциклопедическими,
статистическими изданиями. С их помощью выполняются многочисленные
фактографические справки. Кроме того, наличие в справочной службе
электронного каталога обеспечивает быстрый поиск библиографической
информации.
Важной особенностью в работе библиотек в 2002-ом году в информационном
обслуживании пользователей стала организация доступа к удаленным источникам
информации. База данных «Электронный каталог» Библиотеки, наряду с традиционным
справочно-библиографическим аппаратом, составляет основу справочного и
информационного обслуживания. Его возможности не всегда могли удовлетворить
пользователей. В таких случаях находили выход в использовании ресурсов
Интернет и удаленных баз данных. К примеру, это могли быть электронные
каталоги крупнейших библиотек России, а также базы данных «Интегрум-Техно»,
«Гарант-Парк», которые предоставляют библиографическую информацию. Полученные
списки источников информации сверялись с фондом библиотеки на предмет их
наличия. При отсутствии того или иного документа могли предложить читателю
электронную доставку необходимого документа, открыли Интернет как еще одну
возможность в формировании и развитии информационного ресурса библиотеки. В
результате меняется политика комплектования и подписки. В
частности, начали работу над отслеживанием полнотекстовых баз газет и журналов,
представленных в Интернет. Выявленные ресурсы позволили отказаться от подписки
на некоторые периодические издания в традиционном, печатном, виде. Круг
информационных услуг пополнился альтернативными вариантами. Теперь читатель
может воспользоваться электронными версиями популярных периодических изданий в
Интернет.
Другой аспект использования информационных ресурсов – пополнение справочного
аппарата библиотеки (СБА). За счет подписки на удаленные базы данных СБА
приобрел информационную глубину и содержательность. Теперь пользователи
библиотеки имеют возможность самостоятельно или с консультантом работать с
необходимыми текстами или другими видами информации в глобальных сетях,
проводить поиск в удаленных базах данных ведущих библиотек и информационных
организаций мира.
Большое место в работе библиотек занимают досуговые мероприятия для различных
возрастных категорий населения, их число в 2002 году составило 2968.
Практически ежедневно в муниципальных библиотеках Костромы проводятся
тематические вечера, творческие встречи, беседы, диспуты, открытые просмотры
литературы, выставки, заседания различных клубов.
В 2002-ом году по инициативе муниципальной библиотечной системы
администрацией города Костромы была принята «Программа развития библиотечного
дела в г. Костроме на 2002-2003 г.г.», которая предусматривает улучшение
технического оснащения системы, комплектование книжного фонда, улучшение
материально-технической базы библиотек. План программы на 2002-ый год
выполнен на 98%.
Большую работу по организации культурного досуга горожан, детей и подростков,
по профилактике наркомании ведут библиотеки, реализуя ряд городских программ
: «Дети Костромы», «Социальная защита населения Костромы», «Молодежь
Костромы» и другие.
Недостатком в работе библиотечной системы является недостаточное участие в
федеральных целевых программах, слабая инвестиционная политика и в городе, и
в области.
III. Ресурсное обеспечение деятельности муниципальных библиотек города
Выше было рассмотрено состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения Костромы. Проанализируем ресурсное
обеспечение отрасли.
В соответствии с письмом Министерства культуры РФ “О социальных нормативах”
от 27.05. 1996 года за № 01-137/16-19 и “Модельным стандартом деятельности
публичной библиотеки”, принятым Конференцией Российской библиотечной
ассоциации, в городах, являющихся центрами субъектов РФ, с населением свыше
250 тысяч человек необходимо иметь библиотек:
Таблица 9
Виды библиотек | Коли-чество | Критерии | - Областная научная библиотека | 1 | Научный, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития всех слоев населения. | - Областная детская библиотека | 1 | Исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития детей. | - Областная юношеская библиотека | 1 | Исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам культурного развития юношества. | - Областная библиотека для слепых | 1 | Для обслуживания инвалидов по зрению. | - Центральная городская библиотека | 1 | Предусматривается её удобное месторасположение - в центре города или наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах - на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений. - Книгообеспеченность на одного жителя города в Центральной библиотеке должна составлять 7-9 томов (фактически в Костроме книгообеспеченность на одного жителя в ЦГБ им. Пушкина составляет 2,4 книги). - Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность публичной библиотеки периодикой – не менее 150 названий. - Показатели для фонда звукозаписей и видеозаписей должны составлять не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей на 1000 жителей. - Из общего фонда документов не менее 10% должны составлять справочные и библиографические издания. - Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях (изданных в последние 10 лет). - Помещение библиотеки по нормативам и стандартам должны соответствовать: - абонемент 7 кв. метров на 1000 томов, - читальный зал: 10 кв. метров на 1000 томов + число посадочных мест из расчета 2,5 кв. метра на 1 место (или 1,5 кв. метра на 1000 жителей), - площади для пользователей в зоне справочной службы могут составлять 10 кв. метров на 1000 томов, - для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки требует увеличения до 10%, - для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение, - количество служебных помещений должно составлять не менее 20% площади читательской зоны (площадь одного рабочего места персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов -9-12 кв. метров, для персонала научно-методической службы - 9 кв. метра, для административного персонала 5-6 кв. метра, для директора и заместителя от 15 до 40 кв. метра). - Персонал публичной библиотеки в городе с числом жителей от 50 тысяч и более формируется из расчета 1 работник на 2500 жителей, а также 1 работник на 1500 жителей в возрасте до 15 лет (при требованиях модельного стандарта иметь в ЦБС 112 библиотекарей (даже без учета возрастных различий пользователей) в Централизованной библиотечной системе штат библиотекарей составляет на 1.01. 2003 года 98 человек). - Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от статей бюджета, выделяемых на персонал, и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату. | Библиотеки-филиалы (включая Центральную детскую библиотеку) | 19 | Количество городских библиотек определяется плотностью населения и этажностью застройки: в районах с многоэтажной застройкой (8 и более этажей) – 1 библиотека на 20 и более тысяч человек; со среднеэтажной застройкой (4-5 этажей) - 1 библиотека на 10-12 тысяч человек. Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки: 1 детская библиотека на 4-7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет. Публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15-20 минут, за которое местный житель может добраться до библиотеки. При наличии в городе 4 областных и 20 муниципальных библиотек, по нормативам необходимо иметь еще 5 муниципальных библиотек. Расчет необходимости библиотек: 3 библиотеки в многоэтажной застройке (1 – микрорайон “Давыдовский”, 1 - на микрорайоны “Паново” и “Малышково”, 1 – в районе улицы “Юных пионеров”), 16 библиотек, обслуживающих жителей с 15 лет и старше, в районах со среднеэтажной застройкой, 2 детские библиотеки в многоэтажной застройке (1- в микрорайоне “Давыдовский”, 1 - на микрорайоны “Паново”, “Малышково”), 4 детские библиотеки на районы со среднеэтажной застройкой. |
Из приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что в городе Костроме
модельные стандарты библиотек значительно ниже требуемых : недостает 5-ти
библиотек, площади помещений в ряде библиотек не соответствуют нормативам.
1. Материально - техническая база муниципального учреждения культуры
Централизованная библиотечная система города Костромы”по состоянию на 1 января
2003 года.
1. Характеристика зданий.
Таблица 10
Встроено – пристроенные здания | Отдельно стоящие здания | До 150 Кв. м. | Свыше 150 кв. м. | Из них требуют ремонта | До 150 кв. м. | Свыше 150 кв. м. | Из них требуют ремонта | 14 | 9 | 18 | - | 2 | 2 |
Из 25 зданий библиотек лишь 7 являются типовыми строениями.
2. Наличие оргтехники, аудиовизуальной аппаратуры.
Таблица 11
Компьютеров | Копировальных аппаратов | Цветных Телевизоров | Видеотехники | 9 | 9 | 12 | 7 |
3. Автотранспорт.
Специализированная автомашина - библиобус “Кубань” после 11 лет эксплуатации
списана в январе 2001 года, в связи со стопроцентным износом и невозможностью
дальнейшей эксплуатации. Новая автомашина не приобретена.
К сожалению, материально-техническую базу муниципальных библиотек города
можно охарактеризовать как плачевную : 20 помещениям библиотек из 25
требуется проведение капитальных и текущих ремонтов, ряд помещений находится
в аварийном состоянии, пораженных грибком, а значит, такие помещения являются
источником опасности для хранящихся в них фондов документов и здоровья людей.
Кроме того, библиотечное оборудование библиотек (стеллажи, шкафы, столы,
стулья) физически изношенно, не отвечает современным требованиям, недостает
компьютерной и множительной техники.
По мнению начальника Отдела библиотек Министерства Культуры РФ Е.И. Кузьмина
«...каждая библиотека должна иметь 2 компьютера, факс, модем, ксерокс, доступ
в Интернет».
К сожалению, копировальные аппараты имеются лишь в 7 библиотеках,
компьютерное оборудование - в четырех.
Благодаря усилиям библиотечного коллектива библиотека № 12 получила
компьютерное оборудование, выиграв впервые в истории учреждений культуры
Костромской области Грант Института “Открытое Общество” Фонда Сороса по
программе “Создание библиотечного компьютерного клуба для детей-сирот”, а
библиотеке № 6 компьютерное оборудование передано административно – правовым
отделом администрации города для организации работы антинаркотической
направленности.
Для улучшения библиотечного обслуживания костромичей в настоящее время
необходимо предоставить Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина
дополнительное помещение в центре города под читальный зал и помещение в
микрорайоне Черноречье для объединения муниципальных библиотек №16 и №19,
предусмотреть в Генеральном плане развития города строительство типовой
библиотеки в микрорайоне “Паново” в самое ближайшее время.
Муниципальным библиотекам города насущно необходима модернизация :
проведение, как минимум, современного ремонта, оснащение современной
техникой, систематическое и оперативное обновление, пополнение фондов
документов новой литературой. По предварительным расчетам Министерства
культуры РФ на обновление каждой библиотеки России нужно израсходовать
порядка 10 тыс. долларов.
2. Фонд документов библиотечной системы города.
Объем книжного фонда библиотечной системы г. Костромы по состоянию на 1-ое
января 2003 года составляет 638960 экземпляров.
Характеристика фонда документов
МУК «Централизованная библиотечная система города Костромы»
Таблица 12
Состоит экземпляров (тысяч экземпляров) | Год | Всего | В том числе: | Печатные Документы | Электронные издания | Аудио – визуальные документы | На иностранных языках | 1999 | 662,20 | 661,44 | - | 0,75 | - | 2000 | 654,04 | 653,22 | - | 0,81 | - | 2001 | 643,9 | 642,9 | 0,03 | 0,98 | 1,75 | 2002 | 638,9 | 637,7 | 0,04 | 1,15 | 1,78 | | | | | | |
Объем книжного фонда ЦБС с 1999 по 1 января 2003 года сократился на 23 тысячи
300 экземпляров. За 2002 год сокращение фонда составило 4999 экз. Снижение
библиотечного фонда происходит за счет списания непрофильной, морально и
физически устаревшей литературы для замены ее новыми востребованными
читателями изданиями.
Для того, чтобы проанализировать достаточность книжного фонда документов в г.
Костроме, приведем несколько международных и всероссийских макропоказателей
. Международной организацией ЮНЕСКО введен макропоказатель
[3]- приобретение новых книг на одну тысячу жителей. Норматив ЮНЕСКО
составляет 250 книг на одну тысячу жителей. Приведем статистику городов России:
Чукотка-526 книг, Мурманск-273 книги, Вологда-243 книги, Москва-100 книг,
Курск-31 книга, Пенза-39 книг, а о Костроме говорить вообще не приходится, т.к.
общая книгообеспеченность (а не новые книги!) в расчете на одного читателя в
2003 году составила 11 экземпляров книг. Вместе с тем известно, что те регионы
и города, где приобретается меньше 100-150 книг в расчете на одну тысячу
жителей, по заявлению начальника Отдела библиотек Министерства Культуры РФ Е.И.
Кузьмина « ...можно смело объявить зоной гуманитарного бедствия, или, точнее,
зоной информационной изоляции, что свидетельствует о блокаде целых пластов
общества от знаний общемировых процессов и потому выталкивает их на обочину
развития цивилизации. Неудивительно, что в таких регионах экономические и
социальные проблемы нарастают в геометрической прогрессии».
Следующим макропоказателем[4] является доля
средств, израсходованных на приобретение литературы от всех библиотечных
расходов. На комплектование фондов библиотек Москва тратит 11% библиотечного
бюджета, Санкт-Петербург-15%, Калужская область-26 %, Курск-2%, Кострома-0,4%.
Основные источники комплектования фонда документов
библиотечной системы г. Костромы:
Таблица 13
| Количество экземпляров по годам поступлений | | 1999 | 2000 | 2002 | Средства местного бюджета | 1514 | 1175 | 4961 | За счет платных услуг | 900 | 1466 | 2015 |
В 2002 году на комплектование фонда документов библиотеками израсходовано
850 000 бюджетных руб., в т.ч. долевое участие в Мегапроекте «Пушкинская
библиотека» Института Открытое Общество (Фонд Сороса) – 50 000 руб., на
приобретение новых документов - 80 000 руб., на периодические издания - 720
000 руб. Приобретенную литературу условно можно разнести по читательским
запросам:
- 30 000 руб. – литература для студентов по экономике, праву, информатике,
естественнонаучная, художественная,
- 1700 руб. – «Хрестоматия по краеведению»,
- 23 300 руб. – художественная литература, детские книги,
- 13 000 руб. – книги по литературоведению в помощь учебному процессу,
- 12 000 руб. – книги в помощь учебному процессу
Традиционно много книг библиотеки Костромы получают в дар от организаций и
жителей города : только в 2002-ом году стараниями частных лиц и Костромской
епархии фонд исторической библиотеки пополнился 364 экз., молодежный центр
«Пале» передал муниципальным библиотекам 154 экз. книг, проректор КГУ по
научной работе Чекмарев В.В.подарил библиотекам более ста книг из личной
библиотеки, прекрасные книги передал Фонд 850-летия г. Костромы- 21 экз.
книги Григорова А.А. «Без Костромы наш флот неполон», 21 экз. «Исторической
энциклопедии Кострома».
17 мая 2003 года в Кострому приезжает Струве Никита Алексеевич –публицист,
литературовед, издатель, профессор, директор парижского издательства «ИМКА-
Пресс». Николай Алексеевич Струве привозит в дар костромским библиотекам
более 5000 экземпляров редчайших книг, изданий из собственной библиотеки и
книг издательств Парижа, российского издательства «Русское зарубежье».
Формирование библиотечных фондов требует от библиотекаря точного знания
задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения
контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов,
установок, стимулов, мотивов обращения к документам. Залог успеха состоит в
умении определить, предвосхитить будущие информационные запросы, что делает
формирование библиотечных фондов не только наукой, но и искусством. Для
правильного формирования библиотечных фондов библиотекарями Костромы налажена
четкая система изучения и анализа информационных запросов читателей.
Муниципальные библиотеки вынуждены комплектовать свои фонды, ориентируясь на
запросы учащихся и студентов. Так, в 1999 году из всей поступившей литературы
39% составила общественно-политическая литература, 9% - естественно-научная,
7% - техническая литература; в 2000 году общественно-политическая составила
34%, естественно-научная -12 %, 8,5 % - техническая литература, т.е. более
50% литературы закупается в помощь учебному процессу. В 2001 – 2002 году эта
тенденция сохраняется. Фонд периодических изданий, видеокассет и CD-ROM
комплектуется также с учетом изменившихся потребностей читателей.
В муниципальных библиотечных фондах мало книг по Новой истории, справочников,
энциклопедий, учебной литературы по различным отраслям науки,
литературоведческой литературы, книг современных авторов для дошкольников и
младших школьников.
Ежегодно усилиями библиотекарей улучшается качественный и видовой состав
книжного фонда. Кандидат педагогических наук, заведующая Национальной
библиотекой России Слава Григорьевна Матлина утверждает, что “без отбора и
анализа, возрастающих в геометрической прогрессии ресурсов, библиотека
пользователю просто не нужна”[5].
Пополнение книжного фонда является приоритетным направлением деятельности
муниципальных библиотек, ведь без притока новых книг и изданий библиотека может
превратиться в склад макулатуры. Профессиональным достижением
Централизованной библиотечной системы стало участие в Мегапроекте “Пушкинская
библиотека” Института “Открытое Общество” Фонда Сороса. По проекту Кострома
получила энциклопедии, словари, справочники, произведения классиков мировой
литературы, современные учебные пособия для учащихся средней и высшей школы,
литературу по искусству, ранее не издававшуюся ни в СССР, ни в России,
видеокассеты по литературе и искусству.
В связи со значительным удорожанием цен на книги, учебную и специальную
литературу, периодическую печать - газеты и журналы - и снижением
платежеспособности костромичей на протяжении последних пяти лет, заметно
возрос спрос населения на пользование библиотечным фондом, а особенно
востребованными оказались периодические издания.
Оформление подписки на периодическую печать библиотеки города осуществляют
два раза в год, выписывая не менее 250 наименований газет и журналов и
сохраняя количество выписываемых экземпляров не менее 860-870.
Данные о поступлении в муниципальные библиотеки
периодических изданий за три года :
Таблица 14
Год | Средствана оформление | Количество экземпляров, в том числе: | | Подписных изданий | Газеты (наименование / комплектов) | Журналы (наименование / комплектов) | | 2000 | 470 тысяч руб. | 38 наименований 122 комплекта | 230 наименований 784 комплекта | | 2001 | 550 тысяч руб. | 40 наименований 125 комплектов | 217 наименований 784 комплекта | | 2002 | 800 тысяч руб. | 44 наименований 128 комплектов | 250 наименований 895 комплектов | | | | | | |
Основными проблемами пополнения книжного фонда, фонда документов и
периодических изданий являются следующие:
- высокая цена на книги, газеты, журналы,
- финансирование отрасли “Культура” по нормативам минимальной бюджетной
обеспеченности и защищенным статьям бюджета, а расходы по пополнению фонда и
оформлению подписки туда не включаются
- многообразие перечня требуемой и запрашиваемой читателями литературы.
В соответствии с решением думы Костромской области при формировании бюджета
расходы на пополнение книжного фонда рекомендовано планировать из расчета 6
рублей на одного жителя муниципалитета, фактически в 2002 году затраты бюджета
города на одного жителя составили 3 рубля 2 копейки. По методике, разработанной
РНБ, пополнение книжного фонда по Костроме должно составлять 45 тысяч
экземпляров, по методике ЮНЕСКО[6] – 50
тысяч экземпляров, при уже сформированном фонде в 600000 экземпляров.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Костромской областью до
сих пор не принят Закон «О развитии библиотечного дела в Костромской
области», хотя такие законы приняты практически во всех субъектах РФ, не
принят закон «О получении местного обязательного экземпляра документов».
Правда, типография имени А.М. Горького периодически предоставляет свои
печатные издания библиотекам Костромы, а такое крупное издательство как ИПП
«Кострома» остается в стороне.
3. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных
библиотек г. Костромы.
Источником финансирования муниципальных библиотек Костромы является городской
бюджет. С 1997 года планирование расходов по отраслям городского бюджета на
основании Закона Костромской области «О нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности» осуществляется по нормативу. Расходы на содержание библиотек
учитываются в статье городского бюджета 1501 «Культура». Норматив минимальной
бюджетной обеспеченности, по методике финансового управления администрации
Костромской области, по отрасли «Культура» рассчитывается на 1-го жителя
муниципального образования, совершенно не учитывая принятую ранее на
бюджетное финансирование сеть учреждений культуры, является в настоящее время
не обоснованным. Действующий норматив по отрасли «Культура» принят в 1997
году в размере 8 руб. 90 коп. на 1-го жителя г. Костромы и по настоящее время
не пересматривался !, да и в 1997 году данная цифра не была обоснованна,
реальна, не соответствовала действующим ценам и тарифам. Администрация г.
Костромы ежегодно увеличивает расходы по статье «Культура», а, значит, и на
расходы по содержанию муниципальных библиотек.
Приведем расходы на содержание библиотек в 2001-2002 г.г.
Затраты на содержание муниципальных библиотек
Таблица 15
Израсходовано – всего тыс. руб. | Из них: | Расходы на оплату труда | В % к общим расходам | Материальные затраты | В % к общим расходам | На комплектование | В % к общим расходам | 2001 год | 3223,2 | 1302,2 | 35,4 | 1142,3 | 30,77 | 700,0 | 21,71 | 2002 год | 5473,8 | 2566,3 | 46,9 | 1922,8 | 35,1 | 850,0 | 15,5 |
Приведем сметные назначения на расходы муниципальных
библиотек в 2003 году :
Библиотеки 1501 410 284
Таблица 16
Код бюджетной классификации | Сумма ассигнований в тыс.руб. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 110100 | 2970 | 700 | 800 | 600 | 870 | 110110 | 2970 | 700 | 800 | 600 | 870 | 110200 | 1064 | 251 | 287 | 215 | 311 | 110300 | 20 | 10 | 5 | 5 | - | 110350 | 20 | 10 | 5 | 5 | - | 110400 | 10 | 10 | - | - | - | 110600 | 66 | 20 | 20 | 15 | 11 | 110700 | 705 | 397 | 204 | 24 | 80 | 110710 | 200 | 50 | 150 | - | - | 110720 | 380 | 300 | 20 | - | 60 | 110730 | 110 | 40 | 30 | 20 | 20 | 110740 | 15 | 7 | 4 | 4 | - | 111000 | 1100 | 200 | 480 | 20 | 400 | 111030 | 50 | 50 | - | - | - | 111040 | 1050 | 150 | 480 | 20 | 400 | 240100 | 30 | 30 | - | - | - | Всего | 5965 | 1618 | 1796 | 879 | 1672 |
Рассмотрим наглядно структуру средств, направляемых на содержание
муниципальных библиотек:
Из диаграммы можно сделать вывод, что более 2/3 или 70% в расходах на
содержание библиотек составляют расходы на выплату работникам заработной
платы и расходы по начислениям на зарплату, на содержание сети муниципальных
библиотек средств практически не остается, а на укрепление материально-
технической базы (проведение капитальных ремонтов помещений библиотек,
реконструкцию, приобретение оборудования и инвентаря, техническое
переоснащение отрасли) средств не выделено вообще ! По самым скромным
расчетам библиотечной системы города, управления по делам культуры и спорта
администрации на финансирование библиотек требуются дополнительные
ассигнования в размере 5026,5 тыс. руб., т.е. дополнительно требуется почти
столько, сколько утверждено бюджетом 2003 года !
На протяжении вот уже 10-ти лет городской бюджет Костромы испытывает острый
дефицит финансовых средств, что отражается на крайне недостаточном объеме
финансирования библиотечной системы. Т.е. существующее ресурсное обеспечение
библиотек объясняется многолетним скудным бюджетом «выживания», а не
развития.
Сметы расходов муниципальных библиотек в 2000-ом, 2001-ом и 2002-ом годах
выполнены на 98-99%.
Финансовые показатели деятельности библиотек
за 2001- 2003 годы : в тыс. руб.
Таблица 17
Наименование показателей | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Поступило из бюджета | 3223,3 | 5473,8 | 5965 | Поступило доходов от платных услуг | 123,6 | 186,4 | 250 | | Финансирование из бюджета одной библиотеки | 169,6 | 273,4 | 298,3 | Доходы от платных услуг одной библиотеки | 6,5 | 9,3 | 12,5 | | | | | |
Сложившаяся финансовая ситуация в отрасли вынудила библиотеки оказывать так
называемые платные услуги населению, которые в настоящее время являются
дополнительным источником финансирования библиотек. Важно отметить, что
оказываемые платные услуги населению Костромы, являются дополнительными и в
ни в коей мере не заменяют основных бесплатных библиотечных,
библиографических и информационных услуг. Перечень и количество платных услуг
ежегодно увеличивается, улучшается их качество. В 2002-ом году платных услуг
костромичам библиотеками оказано на сумму 186432 рубля.
Приведем динамику объема платных услуг за 4 года, в тыс.руб.
4. Трудовые ресурсы библиотек г. Костромы.
Дадим характеристику трудовым ресурсам библиотек – библиотечным работникам.
По статистическим данным Министерства культуры РФ библиотекарь является
женской профессией, всего по России лишь 2% библиотекарей - мужчины.
Коллектив костромских библиотекарей также женский, в системе работает лишь 1
мужчина.
Анализ кадров по образованию и стажу работы.
Таблица 18
Год | Численность работающих всего | Из них имеют: | | | Высшее образование | Среднее библиотечное Образование | Стаж работы свыше 20-ти лет | 1999 | 90 | 44 | 45 | 43 | 2000 | 93 | 46 | 47 | 45 | 2001 | 96 | 44 | 52 | 47 | 2002 | 96 | 50 | 46 | 48 |
50% работников библиотек Костромы имеют стаж работы более 20 лет.
По результатам опроса по социальной защищенности работников библиотек директора
Российской национальной библиотеки, Президента Национальной библиотечной
ассоциации В.А. Зайцева[7], 80% работающих
в России библиотекарей не довольны оплатой своего труда, но, вместе с тем, не
хотят менять работы. Заработная плата библиотекаря города Костромы с высшим
образованием и стажем работы свыше 5-ти лет составляет 1626 рублей, что
ниже прожиточного минимума, установленного на территории города ! Причем это -
размер заработной платы с учетом 35%-ой надбавки к должностному окладу. С 1995
года администрация города Костромы для оказания социальной поддержки
библиотекарям ежегодно выделяет из городского бюджета дополнительные средства
на установление надбавок к должностным окладам работников библиотечной системы
в размере 35% фонда оплаты труда. Средняя зарплата библиотекаря по библиотечной
системе в 2003 году составляет с учетом 35%-ой надбавки 1485 рублей.
Библиотечный коллектив города – профессиональный коллектив единомышленников,
стремящихся внести свой посильный вклад в улучшение показателей работы всей
системы.
В библиотечном коллективе города практически отсутствует текучесть кадров.
Однако, старение коллектива и «вымывание» перспективных молодых кадров является
одной из острых кадровых проблем библиотечной системы. Молодежь не приходит
работать в библиотеку по причине низкой заработной платы, ведь должностной
оклад молодого специалиста-библиотекаря в 2003 году составляет 1100
рублей.
Важно отметить, что с 1992 года с введением системы оплаты труда работников
бюджетной сферы по разрядам ЕТС, Министерством культуры РФ так и не были
разработаны квалификационные требования для библиотекарей в соответствии с
категориями, не предусмотрено поощрение за выслугу лет.
IV. Основные проблемы и перспективы развития библиотечной
системы города Костромы
Основные проблемы библиотечной системы Костромы :
1. Недостаточное бюджетное финансирование и, как следствие, :
- низкий уровень пополнения книжного фонда
- недостаточность средств для проведения подписки на периодические
издания
- слабая материально-техническая база
- отсутствие средств на приобретение оборудования и инвентаря,
проведение капитальных и текущих ремонтов
- недостаточное оснащение отрасли компьютерной и множительной
современной техникой
- отвлечение значительных средств на установку решеток на окна,
металлических дверей, охранные мероприятия в связи со сложной криминогенной
обстановкой в городе.
2. Низкий уровень зарплаты библиотечных работников
3. «Старение коллектива».
4. Ветшание фонда документов (физический износ)
5. Слабая инвестиционная политика
6. Не проведение модернизации отрасли
7. Слабое внедрение новых информационных технологий.
8. Ведомственные и административные барьеры для участия муниципальных
библиотек в федеральных программах.
Проблемы, стоящие перед городом Костромой в организации и развитии
библиотечно-библиографических и информационных услуг свойственны практически
всем библиотекам России, о чем говорило большинство участников Всероссийского
совещания руководителей Федеральных и Центральных библиотек субъектов РФ
«Управление и кадры», проходившего в ноябре 2001 года в Москве, т.е.
проходящие в России экономические и политические реформы значительно
затормозили, а где-то и отбросили назад развитие библиотечного дела.
Однако, приведенный краткий анализ постановки библиотечного дела в городе
Костроме позволяет сделать вывод об усилении роли библиотек в культурном
обслуживании костромичей, в обеспечении их доступа к информационно-
библиотечным фондам. У библиотек есть перспектива.
Для дальнейшего перспективного развития информационного библиотечного
дела в городе предлагается проведение следующих мероприятий:
Подготовка и реализация программ развития библиотечного дела в Костроме
сроком на два года (наиболее оптимальный срок) по мере реализации предыдущей
программы.
1. Участие библиотечной системы в Федеральных целевых программах,
программах «Фонда Сороса», проектах «Евразия» и др.
2. Вынесение вопроса на заседания Совета администрации и городской
Думы «О выделении средств на пополнение книжного фонда библиотек и
проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете».
3. Координация деятельности с российскими библиотеками.
4. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек.
5. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий.
6. Модернизация отрасли.
7. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по
социальной защите библиотечных работников.
8. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
9. Создание электронного каталога для справочно-библиографического
обслуживания в автоматизированном режиме.
10. Дальнейшее улучшение и увеличение платных услуг населению.
11. Внедрение новых технологий переплетных и реставрационных работ по
предупреждению физического износа документов.
12. Развитие исследований чтения и читательского спроса в библиотеках.
13. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково»,
«Давыдовском».
Заключение.
В данной работе исследовано состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения города Костромы. Для этого были
проанализированы существующая постановка информационного обслуживания и
ресурсное обеспечение деятельности муниципальных библиотек города.Анализ
постановки информационного и библиотечного дела в городе, ресурсного
обеспечения отрасли позволяет сделать выводы:
1. Информационно-библиотечное обслуживание в городе ежегодно улучшается, по
всем показателям работы муниципальных библиотек отмечается рост,
увеличивается перечень и качество информационных услуг.
2. Муниципальные библиотеки имеют слабую материально-техническую базу.
3. Недостаточное бюджетное финансирование отрасли на протяжении ряда лет
является основной причиной низкого уровня пополнения библиотечных фондов
документов, оснащения отрасли компьютерной и множительной техникой, не
проведения модернизации отрасли.
3. Кадровый состав муниципальных библиотек
высокопрофессионален.
Проблемы | Предлагаемые мероприятия | 1. Недостаточное бюджетное финансирование. | 1. Участие библиотечной системы в федеральных целевых программах. 2. Выделение средств на пополнение книжного фонда и проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете. Данные расходы зачесть в защищённые статьи бюджета. 3. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек. | 2. Слабое внедрение новых информационных технологий. | 1. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий, создание электронного каталога для справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме. | 3. Недостаточный объём пополнения фонда документов. | 1. Увеличение объёма платных услуг населению. 2. Внедрение новых технологий переплётных и реставрационных работ по предупреждению физического износа документов. | 4. Низкий уровень заработной платы библиотечных работников. | 1. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по социальной защите библиотечных работников. | 5. Отставание муниципальных библиотек города от модельных стандартов и социальных нормативов. | 1. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково», «Давыдовский». 2. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг. |
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные материалы:
1. Федеральный закон №78-ФЗ от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле».
2. Закон Костромской области №74-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в
Закон Костромской области «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности
Костромской области».
3. Решение Думы города Костромы №179 от 20 декабря 2001 года «О Программе
развития библиотечного дела в г. Костроме».
Книги и статьи:
1. Автоматизированные информационные ресурсы России. Национальный
доклад//Вести общества информатики и вычислительной техники.-М., ВИМИ.-1994.-
№4-5.- 95 с.
2. Управление и кадры. Материалы Всероссийского совещания руководителей
федеральных центральных библиотек субъектов РФ. Изд-во «Пашков дом», М.,
2002. 17 с.
3. Библиотековедение. Изд-во «Апогей». М., 2001. 15 с.
4. Зайцев В.Н. Роль и формы участия национальных библиотек России в
формировании библиотечной политики. Изд-во «Норма-М», М., 2001. 43 с.
5. Кузьмин Е.И. Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная
политика в управлении библиотечным делом : смена парадигмы. М., Либерея, 1999
г., 224с.
6. Большие и малые библиотеки России: Справочник./Сост.: Н.В. Шахова,
Е.И. Кузьмин, 1996 г., 318с.
7. Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации:
Статистический сборник, 1998 г., 183 с.
8. Информационные ресурсы России./НТЦ «Информрегистр, М., 1999 г., 203 с.
9. Савин А.Н. Информация-«сырье» для инноваций, основа для принятия
важных решений. Информационные ресурсы России, 2002 г., №5,
9-13 с.
Информационные ресурсы Internet:
1. www.bankreferatov.ru
2. www.zhizny.narod.ru
3. www.ofdocts.ru
Приложения
Основные цифровые показатели работы муниципальных библиотек за 2001 и 2002 годы:
Основные проблемы и перспективы развития бибилиотечной системы города Костромы.
Проблемы | Предлагаемые мероприятия | 1. Недостаточное бюджетное финансирование. | 4. Участие библиотечной системы в федеральных целевых программах. 5. Выделение средств на пополнение книжного фонда и проведение подписки отдельной строкой в городском бюджете. Данные расходы зачесть в защищённые статьи бюджета. 6. Оптимизация действующей сети муниципальных библиотек. | 2. Слабое внедрение новых информационных технологий. | 1. Внедрение в деятельность библиотек новых информационных технологий, создание электронного каталога для справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме. | 3. Недостаточный объём пополнения фонда документов. | 3. Увеличение объёма платных услуг населению. 4. Внедрение новых технологий переплётных и реставрационных работ по предупреждению физического износа документов. | 4. Низкий уровень заработной платы библиотечных работников. | 1. Развитие кадровой политики и проведение мероприятий по социальной защите библиотечных работников. | 5. Отставание муниципальных библиотек города от модельных стандартов и социальных нормативов. | 3. Открытие новых библиотек в районах города «Паново», «Малышково», «Давыдовский». 4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг. |
Система библиотечного обслуживания в городе
Костроме.
Структура затрат на содержание
муниципальных библиотек.
| Структура данного вида затрат в общих расходах, в процентах | Наименование затрат | 1915 год | 2001 год | 2002 год | Расходы на оплату труда | 28,77 | 35,4 | 46,9 | Материальные затраты | 22,98 | 30,77 | 35,1 | Комплектование библиотечного фонда | 46,63 | 21,71 | 15,5 |
Содержание
Введение...................................1
I. Постановка библиотечно-информационного обслуживания в
городе Костроме................................2
II. Состояние библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания населения в городе Костроме..................9
III. Ресурсное обеспечение деятельности муниципальных
библиотек города....19
1. Материально-техническая база библиотечной системы города
Костромы............................22
2. Фонд документов библиотечной системы города.............23
3. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных библиотек города
Костромы............................28
4. Трудовые ресурсы библиотек города Костромы............31
IV. Основные проблемы и перспективы развития библиотечной
системы города Костромы...............................33
Заключение...............................34
Список использованной литературы......................37
Отзыв руководителя (от вуза)........................
Отзыв руководителя (от организации).....................
[1] Автоматизированные информационные
ресурсы России. Национальный доклад//Вести общества информатики и
вычислительной техники.-М., ВИМИ.-1994.-№4-5.- 95 с.
[2] Управление и кадры. Материалы
Всероссийского совещания руководителей федеральных центральных библиотек
субъектов РФ. Изд-во «Пашков дом», М., 2002. 17 с.
[3] Управление и кадры. Материалы
Всероссийского совещания руководителей федеральных центральных библиотек
субъектов РФ. Изд-во «Пашков дом», М., 2002. 24 с.
[4] Там же.
[5] Библиотековедение. Изд-во «Апогей». М., 2001. 15 с.
[6] Управление и кадры. Материалы
Всероссийского совещания руководителей федеральных центральных библиотек
субъектов РФ. Изд-во «Пашков дом», М., 2002. 31 с.
[7] Зайцев В.Н. Роль и формы участия
национальных библиотек России в формировании библиотечной политики. Изд-во
«Норма-М», М., 2001. 43 с.
Страницы: 1, 2
|