Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве
эпохи Итальянского Возрождения как от древнеримекой, так и от готической.
Римляне, как известно, отделяли архитектурную конструкцию от внешнего декора,
в качестве которого выступали как заимствованный у греков ордер, так и
мраморная облицовка. В готических соборах, напротив, конструкция прямо пре-
Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысяь. 1993, т. 1, с. 411.
Декоративные архитектурные элементы
ображалась в декорацию. В ранней итальянской архитектуре фасад здания,
возведенный в «романском духе», иногда много лет стоял без облицовки, пока
объявлялся конкурс среди архитекторов и скульпторов на лучшее декоративное
оформление. Вся итальянская архитектура декорацион-на. Это плоскость стены,
на которую «наложены» архитектурные детали: пилястры, карнизы, колонны с
капителями, ниши со Статуями. Однако эта «вторая декоративная стена»
породила со временем нечто более сложное с художественной точки ения, чем
римский декоративный ордер. Брунеллески был первым, кто стал использовать
ордер совершенно по-новому, не конструктивно, но и не декоративно, а
метафорически. Это и было результатом качественно нового ренессансного
художественного мышления. Брунеллески начал «художественную игру в ордер»,
т. е. свободное обыгрывание ордерного мотива в различных композиционных, им
самим придуманных ситуациях, подобно тому, как в фонаре своего знаменитого
купола собора Санта Мариа дель Фьоре он перевернул традиционные античные
кронштейны, сделав из них завитки-волюты. Мотив волют распространился затем
во всей итальянской архитектуре Классицизма и Барокко.
Ордер соединялся в творчестве Брунелле-ски то с плоскостью стены, то с
аркадой, то с оконными и дверными проемами. Это было условное, художественное
изображение греческого или тосканского ордера, пластика, а не тектоника.
Ордер Брунел-лески в своей сущности является не исторической цитатой, а
художественным тропом (см. аллегория, аллегоризм), сочинением, в полном
смысле слова композицией. Ведь не случайно, что именно в эти же годы другой
выдающийся архитектор Л.-Б. Альберти впервые в истории искусства
сформулировал понятие композиции в качестве «сочинения, выдумывания,
изобретения как акта свободной воли художника» .
Принципиально новым было и использование мотива аркады, не имевшего
прототипов в античном искусстве. Греки вообще не использовали арку, римляне
не опирали импосты арок непосредственно на колонны. Брунеллески, а за ним и
другие, смело использовал чисто арабский принцип, вероятно, приняв его за
античный, связав в единую конструкцию колонну и арку.
Стилизация ордера, даже с явными элементами эклектики, получила наивысшее
воплощение в творчестве А. Палладио. Его свободное, романтическое обращение с
самыми разнородными элементами как нельзя лучше соответствовало духовным
идеалам Возрождения, выражало ощущение безграничной свободы и
раскрепощенности творческого мышления художника. Это была своеобразная
декларация свободы по отношению к творчеству вообще и к античной классике в
частности, художественное преображение античности, а не следование канону.
В области скульптуры и живописи дело обстояло сложнее. Никогда еще в
искусстве до эпохи Возрождения не ставилась проблема изображения
пространства и времени. Античная скульптура знала только «телесность»,
средневековая живопись — отвлеченно-символическую картину мира. Даже
понятие масштабности было неизвестно древним и заменялось ими
пропорциональностью (см. Античное искусство). Становление нового
мироощущения человека эпохи Возрождения привело прежде всего к осознанию им
своего
А л ь б е р т и Л . - Б . Десять книг о зодчестве. М.: Изд. Акад. архит.,
1935, кн. VI, 2, с. 176.
места в «историческом пространстве и вне. мени», индивидуальному переживанию
вое. мени как формы миросозерцания и поо. странства как формы созерцаемого.
Отсщ. да и увлечение художников Итальянского Возрождения проблемами
перспективы ь светотени. ,
Первым опытом «рельефного», еще те. сно связанного с традициями Готики, ос.
воения изобразительного пространства ;g живописи были профильные портреты м.
боты художников кватроченто Пьеро делла Франческа, Д. Венециано, С. Боттичету
Непосредственный толчок возникновении этого типа изображений, как часто
доказывают, дали античные медали. Одним ад важных достижений Итальянского
Возрох. дения была разработка системы глубинного изображения пространства с
помощью прямой центральной перспективы, так и названной впоследствии —
итальянской. Она отражала новое отношение к миру, помещая в центр картины —
«точку схода» перспективных линий — «неподвижный глаз» зрителя. Такая
симметричная и статичная гармония выражала идеал искусства Классицизма.
Характерна еще одна деталь. Столь сложное и многообразное соединение
различных методов, традиций, элементов научного и религиозного
мировоззрения оказалось не под силу многим художникам. Это стало причиной
того, что в эпоху Возрождения появилось множество слабых мастеров, не
сумевших соединить обращение к природе, античные идеалы и религиозную
духовность. Такого не было, к примеру, в античности или средневековье.
Искусство Итальянского Возрождения крайне неоднородно. В своем развитии оно
прошло ряд очень разных, почти взаимоисключающих этапов. Период XIII в., так
называемое дученто (итал. duecento — двести, двухсотые годы), является
предре-нессансным, иногда его называют проторенессансом (от греч. protos —
первый, изначальный). Еще в XII-XIII вв. в архитектуре Тосканы, в г.
Флоренции появляется новый архитектурный стиль, непохожий на готику. В
1260-е гг. работавший в г. Пизе скульптор Никколо Пизано опирался на
позднеантичные и раннехристианские образцы. Наивысшего подъема искусство
проторенессанса достигло в творчестве Джотто ди Бондоне. Его фрески в
капелле дель Арена в Падуе (ок. 1306г.)
жгельствуют о непосредственном обра-Вйй: художника к жизни, к природе, дуя любые
стили, как Готику, так и ассицизм. Однако уже в XIV столетии 1ченто — от итал.
trecento — триста, ясотые годы) наблюдается как бы об-даое движение к
готическому стилю (см. гсрнациональная готика). Особенно силь-эта тенденция
проявляется в работах вописцев г. Сьены (см. сьенская школа). ЦВенеции в это же
время складывается Цершенно особый стиль, соединяющий йдиции Готики и
византийского искусст-ы Иногда этот период именуют «тречен-(втским
академизмом», так как в общих |<пах культурного развития наблюдается стой и
даже спад. В начале XV в. (пери-. а-кватроченто — от итал. quattrocento —
ыреста, четырехсотые годы) снова в оскане, во Флоренции наблюдается ин-|нсивное
развитие скульптуры, архитек-эд>ы и живописи в лице Донателло, Бру-кздлески,
Мазаччьо, вдохновлявшихся ан-вчными образцами. Главной тенденцией
эдожественного мышления этого периода )ИЛ натурализм. В скульптуре
кватрочен-Е|сты стремились к наиболее реальной Цредаче человеческого тела, а
свои живо-ясные произведения превращали в подобный, с множеством мелких
натурали-дических деталей, пересказ сюжета. Осо-
Е удовольствие доставляли иллюзорно иеанные детали, создававшие «новое угво
реальности». Итальянское кватро-о — это мечты, сны наяву, какая-то Цетская
радость узнавания, восхищение Только что открываемыми возможностями (Искусства.
В представлении кватроченти-стов самым невероятным образом смеши-звались сюжеты
Библии, рыцарских легенд, Днтичных мифов и непосредственные впе-[Чатйения
реальной жизни. «Для них исто-,1>ия, Эсфири, и история Гризельды, и
история; Эвридики происходили в одной и той ,Хе стране. Там живут прекрасные
принцы, Драконы, восточные мудрецы, нимфы, античные герои и волшебные звери, и
эта увграна — просто страна сказки» . Отсюда Ч происходят несколько странные
мечта-:Тельные образы С. Боттичелли, Ф. Липпи, jElbepo ди Козимо. «Любовь к
зрелищу Мира» искупала у этих художников наивность композиции, неловкость
формы и
Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994, с. 120.
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 259
неразвитость стиля. Но уже в период кватроченто, начали складываться
эстетические критерии искусства Классицизма. Идеи порядка, мерности,
рациональности постепенно завоевывали умы. Дополнительным стимулом к этому и
стало искусство античности. Именно в эти годы Л.-Б. Альберти писал о
чудесной силе «закономерной гармонии» («certa cum ratione concinunitas»).
«Высокое» или, по терминологии Г. Вельфлина, «классическое» Возрождение—
итальянское искусство первой четверти XVI в. (чинквеченто — от итал.
cinguecento — пятьсот, пятисотые годы) — представлено творчеством выдающихся
мастеров, среди которых выделяются имена трех гигантов: Леонардо да Винчи,
Мике-ланжело и Рафаэля. Для этого периода характерно усиление персонализма в
художественном творчестве. Если в предшествующие века искусство творилось
коллектив- но, трудом безымянной массы мастеров, и даже в XV в., также
ренессансном столетии, оно проходит перед нами как цельная картина, в
которой недостаточно разбирающийся любитель не сможет отличить работу
одного художника от другого, то в начале XVI в.— художественная деятельность
становится крайне индивидуалистичной. Каждый мастер — уже не рядовой член
средневекового цеха ремесленников, а художник, творчески неповторимая
индивидуальность, он идет своим собственным, отличным от других путем.
Леонардо да Винчи, постоянно экспериментируя, создает свой индивидуальный
стиль «научного натурализма», которому безуспешно пытаются подражать его
ученики. Микеланжело в своем «индивидуальном романтизме», опять же в
одиночку, уходит вперед настолько, что в скульптуре возвращается к
средневековому мистицизму, а в архитектуре создает стиль Барокко. Рафаэль
делает все, чтобы канонизировать найденный им «идеальный» стиль и, тем
самым, приобретает огромную армию учеников, продолжателей и эпигонов.
Аналитические и дифференци-онные процессы приводили к тому, что художники в
различных видах искусства стали как бы соревноваться между собой в решении
аналогичных изобразительных задач: передачи пространства, света, воздуха,
материальности предметов. Знаменитые скульпторы и живописцы будто бы нарочно
создавали произведения на одни и те же сюжеты, повторяя и варьируя композиции
.
дли заимствуя «фигуры» друг у друга. При ; гом противоречия их индивидуальных
под-; эдов и «манер» становились все острее. | 1ироко известно соперничество
Леонардо I Микеланжело и их обоюдное неприятие ] вфаэля. Входили в обычай
официальные < ;оревнования» художников, породившие в с [едующем, XVII
столетии ожесточенные 1 еретические споры о том, какое искусст-в > «важнее»:
скульптура, живопись или по-з ия. А в период чинквеченто от живопис-ц i
требовалось создать «рельефность» (итал. ri ievo) «осязательность», скульпторы
же П юдолжали средневековый обычай раскра-шЬвания статуй, использования
терракоты, п лихромной майолики и цветных мрамо-р< в. М. Дворжак очень тонко
подметил, т, о в средневековье, пока господствовал нематериальный»,
спиритуалистический Принцип, «изобразительное искусство не цуло иметь
самостоятельного значения», и ОТ обеспечивало «неразъединенность» всех ддов,
способов, жанров художественной деятельности. В эпоху Возрождения это (рйнство
стало нарушаться, что, естественно разрушило гармонию мироощущения чевовека и
предвещало будущие колли-зш; Барокко . Средневековый принцип ценности и
качества обработки материала стал постепенно вытесняться оригинальностью
творческого почерка художника. Несмотря ца|то, что в период кватроченто
художникиеще оставались универсалами: архитекторами, скульпторами,
литейщиками, чеканщиками, резчиками — и работали вМегте с учениками, в
договорах на производство работ все чаще оговаривается «исполнение
произведения лично мастером».
-. Развитие от кватроченто к чинквеченто проходило в направлении от
конкретного и характерного к все большему отбору средств, последовательной
идеализации, обобщенности, все более формальному разрешению композиции.
Леонардо да Винчи Дошел в этом стремлении почти до абсурда, подменяя
художественное мышление научным. Он осуждал художников, которые не желали
пожертвовать красотой красок ради точности моделировки и математически
рассчитанных пропорций. «Вкус раннего Возрождения отдает предпочтение
неразвившимся формам, тонкому и подвижному... угловатой грации и скачущей
"Дворжак М. Очерки по искусству сре-Юевековья. М., 1934, с. 86.
линии... Но столетие спустя кажется, будто во Флоренции вдруг выросли новые
тела... Стала нравиться сильная и мощная простота поздних фигур Рафаэля, а не
утонченная, изломанная красота Боттичелли или Филиппе Липпи. Вертикаль
сменяется преобладанием горизонтали. В архитектуре мелкие формы, дробные
детали сменяются крупными» 2.
Различие художественной концепции искусства кватроченто и чинквеченто
заключается в смене натурализма идеализмом духовного величия христианских
образов. Лучшим доказательством тому служит «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
Однако на этом развитие не остановилось. Главной темой чинквеченто вскоре
становится разнообразие движений, мотивированных не сюжетно, а формально,
пластически, как в знаменитых фигурах сикстинского плафона Микеланжело
(1508-1512). «Архитектоника становится важнее содержания, а эффекты движения,
ритма, пластики линий — самоцелью... Фигуры приобретают новое значение в
смысле факторов композиции... не обладая особым собственным интересом, в общей
связи целого получают значение только простых показателей размещения сил в
архитектонической конструкции...» 3 Если художник кватроченто мог
себе позволить случайные, композиционно не обоснованные повороты фигур или их
выход за архитектурные обрамления, как в скульптурных надгробиях А. Рос-селино
или Бенедетто да Майано, то на следующем этапе «идеализированного
мо-нументализма» такое попросту было невозможно. Но уже в самом начале
чинквеченто гениальный Микеланжело сумел разрушить и эту закономерность.
Отказываясь от обстоятельного натурализма, присущего духу средневековья,
искусство чинквеченто «проскочило» и Классицизм и стало использовать формы, по
сути дела не имеющие никакого отношения к «возрождению»,— Маньеризма и
Барокко. Таким образом, сама эпоха Возрождения буквально ускользает от
исследователя искусства: всего каких-нибудь двадцать-тридцать лет и мы уже
встречаем новые идеи и формы, весьма далекие от Классицизма и идеалов
подражания античности. «Высо-
Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912, с. 166. Там же, с. 160
кое Возрождение» оборвалось внезапно. В
1520г. умер Рафаэль. Леонардо уже год как не было в живых. Многим, наверное,
казалось тогда, что вот-вот явится еще один Рафаэль или Леонардо. Но этого не
произошло, что само по себе необычайно:
настолько был развит стиль и крепка школа. Вокруг творило огромное
количество художников. Но страшно холоден был Андреи дель Сарто, которого
считали «вторым Рафаэлем». Разве что, Я. Понтормо демонстрировал в своих
рисунках безудержную свободу, невероятное мастерство и вдохновение, но
именно он стал главным .художником «готического Возрождения» в Италии. Новое
поколение, сменившее Рафаэля и фра Бартоломмео, пришло к беспокойному хаосу
линий, спутанности масс, неясности композиции. Для позднего Ми-келанжело
также характерна своя особая «бесформенность» отяжелевших фигур, не способных
высвободиться из мраморных глыб. «Леонардески» и последователи Рафаэля стали
культивировать слащавую салонную живопись. В архитектуре начинает
преобладать тенденция живописности, разрушающая всякую логику и тектонику.
Плоскость стены зрительно дематериализуется за счет увеличения проемов окон,
аркад, колонн, различных декоративных элементов. В живописи разрушается
фронтальная перспектива, столь характерная для кватроченто. Все это
сказалось на снижении художественных образов от возвышенной духовности и
отрешенности к земной, физической красоте, подмене выражения Божественного
сияния души «осязательной ценностью» изображаемых предметов. Как же иначе
расценивать превращение образа Богоматери в Мадонну, а потом и вовсе
«прекрасную молочницу»? Может быть это и объясняет, почему так
скоро образы кватроченто, еще сохраняв. шие свою искренность и религиозную
чистоту, перерождались в холодные академические муляжи Бартоломмео и
сусальную слащавость Вазари; почему у ангелов на спинах, изображенных по всем
правила пластической анатомии, стали вырастать неизвестно как держащиеся
«птичьи кры. лья»?
В эпоху чинквеченто появляются течения, имеющие различные теоретические
программы, усиливается интеллектуализация ху. дожественного творчества, что,
однако лишь усугубляет противоречия и общий кризис творческой практики.
Решающее значение получает деятельность академий. Характерно, что как бы в
противовес теоретизированиям академиков и их устремлениям к канонизации
Классицизма «Высокого Возрождения» в моду все более входит необузданная
фантазия, произвол воображения, способность художника создавать «странное,
замысловатое» и даже совершенно болезненные, неправдоподобные композиции.
Критерий идеальной красоты постепенно заменялся «грацией», а потом «ин-
денцией» (лат. inventio — изобретение, открытие). Это и было кредом нового
сти-jy — Маньеризма (см. также «сельский Вгиль»). Начиная с 1530-х гг.
искусство Возрождения вступает в полосу кризиса. Искусство следующего, XVII
столетия на-дввается в Италии сеиченто (от итал. (cicento — шестьсот,
шестисотые годы). Все отмеченные тенденции отражают общую закономерность
развития стилей: от статики к динамике, от тектоники к пластике, от
линеарности к живописности. Но развивались они слишком быстро. Худож-.Яяки
просто не поспевали за изменениями вкусов. Это позволяло говорить некоторым
-исследователям о том, что Итальянское
-Возрождение — «несостоявшаяся эпоха».
-Ведь большая часть ее самых выдающихся произведений осталась лишь в проекте.
"«Тайная вечеря» Леонардо не была закончена и начала разрушаться на глазах у
Автора. Его же конная статуя Ф. Сфорца ее была отлита из бронзы, а модель
погибла. «Самая великая», по свидетельству современников, картина
Возрождения «Битва при Ангиари» Леонардо так же, как и картон Микеланжело для
флорентийской Синьории, не была осуществлена в натуре. Величественная
гробница Юлия II, капелла Медичи, фасад церкви Сан-Лоренцо, задуманные
Микеланжело, не состоялись. Его же сикстинский плафон, по словам Вельф-лина
«мука для зрителя», полон противоречий, а росписи Станц Рафаэля трудно
рассмотреть, настолько они не соответствуют масштабу помещений. И, наконец,
главное произведение эпохи Возрождения — собор св. Петра в Риме, строившийся
всеми архитекторами от Браманте и Рафаэля до Микеланжело, был завершен
только в эпоху Барокко и всем своим видом выражает уже совершенно иные
представления о форме и Пространстве. Эта эпоха оказалась слишком краткой и
неподготовленной для того, Чтобы вместить в себя идеалы классического
искусства. Не успев расцвести, Классицизм эпохи Возрождения стал сменяться
Маньеризмом и Барокко, караваджизмом и академизмом болонской школы,
захватившими значительно больший отрезок времени Я включившими огромное
количество имен художников, создавших несоизмеримо больше произведений,
правда не всегда высокого качества. Многие исследователи на этом основании
стараются расширить рамки эпохи Итальянского Возрождения понятием
«эмоционализма». распространяя его на искусство всего XVI столетия, включая
начало Маньеризма, Барокко, творчество-Кор-реджьо, болонцев, Тициана и
художников венецианской Террафермы. И все же, классическое искусство
Возрождения, по выражению Г. Вёльфлина — «развалины недостроенного здания»,
было слишком быстро вытеснено запросами нового времени, иными вкусами и
потребностями. Как художественное направление и стиль, Классицизм получил
наиболее полное и завершенное развитие уже в следующие эпохи — XVII, XVIII и
XIX вв. И все же именно в Италии XV-XVI вв. человеку посчастливилось впервые
достаточно ярко и всесторонне выразить себя в камне, дереве и красках. По
определению М. Дворжака, эпоха Итальянского Возрождения осталась в
исторической памяти человечества вершиной «идеалистического стиля», который
отражал «борьбу духа и материи» как главное «содержание всего развития
искусства европейских народов в послеантичный период» . Значение
Итальянского Возрождения в истории мирового искусства уникально. Все
классическое западноевропейское и во многом восточноевропейское искусство
нашло свой язык форм только благодаря этой удивительной эпохе. Именно
поэтому в искусствознании термин «Возрождение», или «Ренессанс», используют и
в более широком смысле для обозначения высшей стадии развития различных
исторических типов искусства: Каролингское Возрождение, Саисское
Возрождение, Северное Возрождение, «русский Ренессанс»... (см.
Возрождение). В то же время французское слово «ренессанс», вероятно, более
правильно употреблять только по отношению к искусству Франции XVI в. (см-
французский Ренессанс).
характеризуемый общим подъемом, интенсивным формированием новых видов и
жанров, активным творчеством выдающихся мастеров. Иногда этот термин
понимается более узко — как возрождение .в искусстве Нидерландов (см. аре
нова) и Германии, в отличие от французского Ренессанса и Тюдор-Ренессанса в
Англии. Возрождение к Северу от Альп принципиально отличается от
Итальянского Возрождения, что и послужило главной причиной появления этого
термина. Ведь именно на Севере готический стиль и мистическое мироощущение
продолжали сосуществовать с классицистическими устремлениями в новую эпоху
ренессансного художественного мышления. Термин «Северное Возрождение»
впервые использовали Л. Куражо, С. Рейнак, а затем классики венской школы
искусствознания М.. Дворжак и его ученик О. Бенеш, назвавший так одну из
своих знаменитых лекций в Бостоне в 1944 г.
Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею
Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в
деятельности северян более остро и своеобразно, чем в Италии. Движимые
страстным религиозным чувством, порой на грани фанатизма, они обожествляли
каждую травинку своего северного пейзажа. Если в Италии художник сочинял
картину, наделяя ее по своему воображению идеальной гармонией, то
северянин, несколько прямолинейно, но с искренним чувством,
точнейшим образом копировал мельчайшие детали. Выражение общих идей
происходило через натурализм индивидуального до такой степени
парадоксальности, то даже весьма редкое в искусстве изобра-| хение Бога-Отца
X. Бальдунг Грин счел необходимым дополнить бородавкой на щеке. Фигуры Адама
и Евы Гентского алта-, ря Я. фан Эйка кажутся раздетыми натурщиками и своим
натурализмом создают несколько странное и даже неприятное впечатление. Эта
тенденция заострения, подчеркивания индивидуального, характерная для
изобразительного искусства Северного Возрождения, настолько противоречила
идеализации, что явилась главным тормозом в распространении Классицизма. Даже
А. Дюрер, наиболее «итальянский» из всех художников Северного Возрождения
пытался соединить несоединимое: классическую идеализацию, натурализм и
готическую экспрессию формы. Сам Дюрер презрительно называл готическую
манеру изображения фигур «обычаем», который надо преодолевать, но именно этот
обычай отражал народные вкусы и глубинное национальное «германское чувство
формы», как его назвал Г. Вёльфлин. Познание гармонии мира и человеческой
личности проходило не через отрицание идеалов средневековья, а через
развитие традиций национального готического искусства.
Северное Возрождение, однако, как считают большинство исследователей,
началось не в Германии или Франции (см. Фонтенбло стиль, школа), а в
Нидерландах в живописи братьев фан Эйк, Р. фон дер Вейдена, X. Мемлинга,
было продолжено 77. Брейгелем, а затем Дюрером и художниками его круга в
Германии. Это движение было стилистически неоднородным. Если в Нидерландах
наибольшее развитие получил натурализм и пантеизм, во Франции — сенсуализм,
в значительной мере связанный со светским мировоззрением, то в Германии —
крайне мистический, изощренный спиритуализм. Именно последнее обстоятельство
может объяснить такое необычное и страшное явление, как Изен-геймский алтарь
М. Грюневальда. Это произведение с трудом связывается с привычными
представлениями о Возрождении.
Г. Вёльфлин писал, что чрезвычайно «углубленная религиозность», приведшая
немцев к идее Реформации, повлияла и на особенности стиля их изобразительного
искусства. Не случайно многие художники Северного Возрождения часто
изображали страдающего Христа с чертами собственного лица. Внезапный кризис
и упадок изобразительного искусства в Германии после 1540г. также объясняют
иконоборчеством Реформации.
Вторая особенность Северного Возрождения — экспрессивность. Немецкие
художники никогда не изображали неподвижные фигуры одну подле другой, как
это делали мастера итальянского кватроченто. Красота обнаженного тела и
иллюзорная глубина изобразительного пространства мало их волновали.
Средоточием выразительности были напряжение пространства, рост природных
форм и беспокойное движение складок одежд. Св. Себастьян изображался не на
фоне античной колонны в виде прекрасного юноши, невозмутимо стоящего,
несмотря на впивающиеся в него стрелы врагов, а как правило, на фоне
ветвистого дерева, сливающимся с его искореженным стволом и как бы
извивающимся вместе с ним. Отсюда кажущаяся «некрасивость» изображений
фигур, особенно обнаженных. Их красота в другом:
в напряжении, острой динамике, экспрессии, воспринимаемой воспитанным на
итальянской классике зрением как деформация, «надлом», нарушающий все нормы
пластической анатомии, которая мало интересовала северного живописца. Это
характерно даже для Дюрера, много занимавшегося, под влиянием итальянцев,
пластической анатомией, но на практике всегда деформировавшего свои
фигуры. Готическая экспрессия выражалась и в совершенно особом почерке
изображения «летящих драпировок», извивающихся струящимися складками самым
невероятным образом, будто раздуваемыми невидимым вихрем. Этот «метафизический
ветер» пронизывал всю композицию, сообщая ей особую взволнованность и
внутреннее напряжение. Говоря словами Вёльфлина, «Юг видел колонну в дереве, а
Север — дерево в колонне» . Различия тектонически-нормативного,
пластически-осязательного художественного мышления итальянского Классицизма и
немецкого экспрессионизма выражались в том, что если для итальянского
художника симметрия, идеальные пропорции были «откровением совершенного
свободного познания природы», то для немецкого «любая закономерность кажется
искусственной» и «всегда сохраняется потребность в своеволии, в нарушении
правила... То, что итальянцу кажется ошибкой в рисунке, немец может оценивать
как положительное» 2. В доказательство своей теории о
метафизическом, иррациональном характере изобразительного искусства
Северного Возрождения Г. Вёльфлин приводит слова Тацита: «Германцы
поклоняются невидимому» 3.
Другое известное определение стиля Северного Возрождения — «магической
реализм».
Искусство Севера, действительно, самым невероятным образом, не только
метафизично, но и удивительно конкретно. Так, взамен некоего подобия
покрывал, которыми Рафаэль окутывал свои идеальные фигуры, одеяний, которые
никто никогда не носил, северяне изображали обычную одежду своего времени,
причем с точнейшим образом выписанными деталями. Вневременной идеализации
итальянцев художники Северного Возрождения противопоставили точность и
прагматизм. Стиль немецких живописцев, графиков и скульпторов выразителен,
прост и даже груб. Вместо более привычной нашему глазу и
"Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ, 1934, с.
172. 2 Там же, с. 358. Там же, с. 377.
более легкой для восприятия идеализации и спокойной гармонии — мистическая
экзальтация, вместо стилизации под античность — резкая динамика и
«жесткость» формы. Этим отчасти, объясняется некоторая трудность понимания
изобразительного искусства Северного Возрождения. Иногда его мастера просто
шокируют пристрастием к изображению грубого, некрасивого и отталкивающего.
Влияния итальянского Классицизма, если не брать в расчет творчество Дюрера,
начали сказываться в работах немецких художников лишь во второй половине XVI
в., т. е. в эпоху господства Маньеризма и Барокко. Именно в это время в
центре Европы стал формироваться интернациональный «маньеристско-барочный»
стиль. Но и к этому стилю северяне всегда примешивали готическую экспрессию
и мистику. Наиболее своеобразно это проявлялось в творчестве немецких
скульпторов А. Крафта, Т. Рименшнайдера, П. Фишера, ф. Штосса, живописцев
X. Бальдунг Грина, Л. Кранаха, М. Пахера, И. Ратгеба.
Эта отличительная особенность искусства Северного Возрождения дала
впоследствии основание говорить о нем, как об искусстве «позднеготнческого
барокко». Традиция религиозной духовности, спиритуализма, экспрессии и даже
определенной неуравновешенности действительно передалась от Готики к Барокко
и далее творчеству таких художников Северной Европы, как Рембрандт, в
изображении которого обнаженные тела просто некрасивы, но выразительны.
Итальянцам же, за исключением, может быть, позднего Мике-ланжело, ближе
внешняя физическая красота. Немецкую средневековую Готику, искусство
Северного Возрождения и Барокко объединяет иррациональность, мистицизм,
динамичность и атектоничность. Характерно, что новая ренессансная живопись и
скульптура Германии продолжала органично существовать в пространстве старой
готической архитектуры, в то время как в Италии новая архитектура
Классицизма естественно «входила» в живопись. Эта особенность давала многим
исследователям повод не признавать вообще Северного Возрождения, считать
его, вслед за И. Хёйзинга, только «Осенью средневековья» и говорить о
непосредственном переходе Готики в Барокко. По утверждению Вёльфлина,
«только немец не видит в
этом внутреннего противоречия», поско.ц,. ку для «живописного видения» «экспрес.
сия, динамика, ощущение напряжения. пронизывает все изобразительное простран.
ство» . В дополнение к этому Э. Кон-Винер писал о том, что, характерное да,
эпохи Северного Возрождения стремление к роскоши и усложнению формы, приводило
к легкому ассимилированию Готикой чужеродных образцов. Нечто подобное
происходило в XVIII столетии со стилем Рококо в его стремлении к экзотике и
необычности. «Этим объясняется также и та жадность, с какой набросилась поздняя
немецкая Готика на формы итальянского Классицизма, которые она совершенно без
всякой связи включила в свою декорацию... Получившаяся смесь... все же
сохраняет поразительную целостность. Эта целостность послужила причиной тому,
что на произведения так называемого немецкого Ренессанса стали смотреть, как
на произведения особенного стиля» 2. Характерными примерами этого
«особенного стиля» являются произведения художников дунайской школы и
«мягкого стиля» в искусстве Чехии.
В искусстве Северного Возрождения большую роль играли возникшая на границе
Фландрии и Франции франко-фламандская школа живописи XIV—XV вв. и парижская
школа книжной миниатюры, мастера которой работали для герцогов Бургундского
и Беррийского. На искусство Германии сильное влияние оказывало наиболее
«готизирующее» из всех нидерландских живописцев искусство Р. фан дер Вей-
дена. Важное значение для взаимодействия двух культур: «южной» и «северной» —
имели походы Карла VIII и его преемника Людовика XII в Италию в борьбе за
Неаполитанское королевство (1494-1504). Так в Северном Возрождении, сначала в
нидерландском, а затем во французском, получил развитие романизм.
Великие живописцы Северного Возрождения, прежде всего фан Эйк, открыли для
всей Европы, в том числе и для итальянцев, технику масляной живописи. В
творчестве немецких мастеров собственно пластика и раскраска деревянных и
каменных статуй постепенно обособлялись в
Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ, 1934, с.
64. 2Koн-Bинep Э. История стилей изобразительных искусств. М.:
ИЗОГИЗ, 1936, с. 147.
разные виды искусства: скульптуру и живопись. Именно немцы: А. Дюрер, X.
Бур-гкмачр, м- Вольгемут, X. Бехам, У. Граф, д. Кранах, В. Хубер,
М. Шонгауер, А. Уир-уфогель создали гравюру на дереве. Германию называли
страной гравюры и ремесла. Южно-немецкие города Аугсбург и Нюрнберг в XVI в.
стали крупнейшими центрами художественного ремесла и ювелирного искусства (см.
немецкое художественное серебро).
Однако Северное Возрождение закончилось также быстро, как началось. В 1528г.
скончались Дюрер и Грюневальд, в 1527 — Граф, в 1531 -— Бургкмайр. В 1532
уехал в Англию Хольбайн, а Кранах, Бальдунг Грин и Альтдорфер уже не
создавали ничего нового. Но несмотря на краткость Северное Возрождение успело
придать динамику оригинальному искусству, оказавшему, в свою очередь,
воздействие на формирование европейских художественных стилей.
Рельеф храма Бела в Пальмире. 32 г. н.э.
.МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo — вычурность, манерничанье от maniera — прием,
способ) — название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции,
а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальян-
ского, искусства середины и конца XVI в.
-уЭтот этап отражал кризис художественных
„идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом
характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника,
виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствуют скудости
замысла, вторич-
,нести и подражательности идей. В Маньеризме ощущается усталость стиля,
исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто
толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития
любого
.художественного стиля в различные исторические эпохи. Одним из самых
необычных примеров искусства маньеризма древности можно назвать рельеф
храма Бела в
Пальмире (32 г. н. э.) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых
трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно
объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам, скорее
здесь отражается общий кризис искусства эллинизма. Маньеризм всегда
свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля.
Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньери-стические
тенденции предвещали рождение Барокко. У. Вёлырлин писал о том, что не
случайно Маньеризм получил такое мощное развитие в Италии, где «культ
пластики обнаженного тела был особенно развит... В движении фигур у
Леонардо и Микеланжело... каждое мгновение грозит перейти в искусственность и
манерность» . Дж. Вазари критиковал живопись итальянского кватроченто
словами «aspro a vedere» (итал. «жестко для зрения»), имея в виду, вероятно,
строгую тектоничность и скульптурность в трактовке формы раннего
флорентийского Классицизма.
Впервые термин «maniera» стал приобретать особое значение в середине XVI в.
у венецианских живописцев, которые употребляли его с оттенком «новая манера»
(итал. «maniera nuova») для обозначения стиля работы современных художников в
отличие от старшего поколения. Дж. Беллини, Джорджоне, Тициана (см.
венецианская школа). В этом смысле термин «манера» означал положительную
оценку нового, оригинального, своеобразного в искусстве, выходящего за
границы классической традиции.
Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и
формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и
эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта,
красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали
становилась важнее красоты целого. Этот путь неизбежен для эволюции форм
любого художественного стиля (см. неостили), но величайшая по своим
художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм.
Нарушение классической гармонии сопровождалось и по-
"Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ, 1934,
с. 94.
исками новых, иных способов организации отдельных изобразительных
элементов. Эта тенденция получила в итальянском искусстве название
«форцато» (итал. forzato — принужденный, насильственный). Оца заключалась в
гиперболизме, выражении чрезмерного, крайне напряженного действия, движения,
никак не мотивированного содержанием: сюжетом, темой, идеей изображения.
Отсюда странная, непонятная для воспитанного на классическом искусстве
зрителя, дисгармония форм, деформация фигур, кажущихся в картинах маньеристов
надуманными, жеманными и даже уродливыми. Однако за всем этим стоят
определенные исторические закономерности, придающие искусству Маньеризма
вполне «законный статус» художественного стиля.
.. В архитектуре Италии второй половины XVI в. Маньеризм проявился в
произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров,
романских и готических архаизмов. Разрушение строгой, логичной связи
элементов ордера, присущей классической системе, можно было бы назвать
эклектичным и нехудожественным, если бы не новые, пусть и алогичные,
композиционные принципы, которые заключались, прежде всего, в смене
тектонического формообразования пластическим. Именно это, вероятно, имел в
виду Дж. Вазари, когда писал о постройках S. Перуици, что они «не сложены, а
словно выросли». Особое течение в искусстве архитектурного маньеризма
представляют стилизации под причудливые естественные образования: пещеры,
гроты, обросшие мхом стены (см. «сельский стиль»). Со временем слово
«маньеризм» стало выражать то, что служит для «исправления, украшения,
улучшения натуры», поскольку сама действительность, как она есть, для
художника неинтересна, а ценность имеет Лишь фантазия, выдумка, воображение.
Здесь термин «маньеризм» означает по tyrn идеализм и Романтизм. Практически
е, стремление заменить главный эстетический критерий Классицизма «Высокого
Возрождения» — «верность природе» — субъективизмом «манеры» означало
стилизацию в искусстве. Одним из теоретиков Чодобной стилизации в Италии был
Ф- Цуккаро.
Ранний маньеризм во Флоренции предоставлен творчеством Я. Понтормо —
выдающегося художника, работавшего под сильным влиянием, находившегося в
1520-1534 гг. во Флоренции Микеланжело. Поэтому Маньеризм Понтормо, отличался
высокой духовностью, несмотря на свой явно подражательный характер.
Следующее поколение флорентийских маньеристов:
ученик Понтормо А. Бронзино, а также Дж. Вазари, Б. Бандинелли, бывшие
придворными художниками флорентийского герцога Козимо I Медичи, О. Джентиле-
ски, А. Маньяско, Пармиджанино, Ф. Саль-еиати и многие другие постепенно
теряли это качество, отчего их искусство даже названо «манерным маньеризмом»
(maniere manierismo). Этот термин предложил в 1963г. Д.Смит.
Поздние маньеристы, ощущая несоответствие классических норм потребностям
времени, разрушали композиционные связи, но, в отличие от художников
Барокко, не могли найти нового организующего пространственного принципа. В
частности, в декоративных росписях, как отмечал Б. Виппер, в отличие от
Классицизма Высокого Возрождения, изобразительные композиции не связывались
органично с архитектурой, но и не создавали новое, как в
gUpoKKO, ирреальное пространство, а ос-состоит в его антропоморфизме и мерности. - типичный пример
абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного
архитектурного со-оружения, рассчитанного лишь на внешнее ;
впечатление монументальности. Стена ни-чего не несет, а колонны приставлены к
ней для красоты. Таковы тенденции позд-него греческого ись-усатва (см.
эллинизма искусство). Коринфский ордер не случай-но наиболее широко
использовался римля-нами и некоясгрукткЕКЫХ, чисто декора-тивных целях.
Античное искусство существует, в силу особенностей древнегреческого художест-
венного мышления, "вне времени и про-странства", оно антк исторично. Древние
греки не учитывали фактор времени, что вполне согласовьгвалось с их
мироощуще- o нием и представлениями мира как замкну-того и неподвижного
целого. Когда персы
разрушили Акрополь, афиняне, решив от-строить его заново, сбросили вниз все,
"то осталось, включая даже целые, непо-страдавшие фрагменты. Судя по всему,
они перестали их воспринимать как произ-ведения искусства, хотя те имели
магичес-кое, культовое значение. Так, сохранились знаменитые архаические
"коры" (от греч. icora - девушка), замурованные в качзст-ве простых камней в
основание стеи ново-го Афинского Акрополя.
В качестве главной характеристики ху-дожественного стиля античного искусства
часто выделяют "телесность" и "осяза-тельность" формы. Действительно, на ос-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|