рефераты курсовые

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

мастеров искусств.

«Мадонна с цветком»

Человек- увенчание природы. Роль, ему подобающая, как хозяину жизни,

завоевывается в полном рас­крепощении его энергии и воли: как у этой юной

шаловливой матери, почти ребенка, которая с полной непринужденностью может

повернуть голову, чтобы одарить нас счастливой улыбкой, и затем снова отдать

себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным.

«Мадонна Литта»

Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ. Идеальная красота!

Между тем, воо­ружившись лупой, вы обнаружите, что у прекрасной мадонны.

обгрызенные ногти (обгрызенные или обломанные ногти встречаются и у некоторых

других итальянских мадонн той же эпохи, когда маникюр был, вероятно,

распространен лишь в аристократическом кругу).

Почему же художник передал такую подробность, несколько неожиданную, в

созданном им образе? Очевидно, такие ногти были у натурщицы, позировавшей ему

для мадонны. А то, что он их воспроизвел, подтверждает некий закон, при

котором даже в самом вольном своем творчестве худож­ник какими-то нитями

всегда остается связан с объективной реальностью.

“Джоконда”

Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные

вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по

сложности, тонкости психологический портрет Человека.

Вот уже без малого пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром

мирового искусства.

Живая. Это подтверждвется фантастическим контрастом между сияющим ликом

Джоконды, стереоскопически объемным, ярким и призрачным отражениями фигур

зрителей, проходящих в оче­реди.

Джоконда - эта добродетельная, в скромной одежде дама - скрывает за улыбчивой

маской душу тре­петную, глубокую, ум острый, все постигающий.

Невозможно описать словами состояние, которое придал Моне Лизе Леонардо:

настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения её души. Мы не знаем, что

будет через миг с Моной Лизой - рассме­ется она или заплачет, разгневается

или будет продолжать улыбаться.

Джоконда предельно простая, почти вдовьей одежде. Такая доступная и

непостижимая в этой своей от­крытости.

Портрет прекрасной флорентийки в значительной степени воплощает нравственный

и эстетический идеал эпохи Возрождения. В облике этой женщины предстает перед

нами одухотворенное ''лицо'' эпохи, озаренное чувством собственного

достоинства, богатством интеллекта, глубиной душевных пе­реживаний.

Лицо Моны Лизы отражает богатство оттенков её духовной жизни. Улыбка слегка

трогает губы жен­щины, но особенность этой улыбки в том, что она показана не

как факт, а как процесс: еле заметные движения, приподнимающее уголки губ,

меняющее мимику лица. Одухотворенному образу, созданному Леонардо,

удивительно соответствует необыкновенно поэтичный пейзаж, рассмотренный

сверху, те­ряющийся в голубой дали. Женщина, изображенная на портрете,

является частью этой природы, что в полной мере соответствовало взглядом

эпохи Возрождения: ''Человек - часть природы''.

Множество научных трудов посвящено этому портрету, и все же история его до

конца не разгадана. Прежде всего остается загадкой, кто позировал художнику:

была ли это молодая жена богатого фло­рентийского купца дель Джокондо или

флорентийка, жившая по соседству с Леонардо да Винчи, имя которой осталось

неизвестно. Возможно, образ, который мы видим на портрете, - собирательный,

иде­альный образ молодой женщины той эпохи. Бесспорно лишь одно – для нас она

навсегда останется «Джокондой», такое имя носит портрет уже не один век.

Рафаэль

«Флорентийские мадонны»

Флорентийские мадонны Рафаэля – это бесконечно изящные, миловидные,

трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в

период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже

владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственно­стью,

облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту

одухотворенную гармонию, которую они собой выражают. «Мадонна в кресле»,

«Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Фо­линьо» и другие всемирные известные

мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими

фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля,

путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

Общность типа некоторых рафаэлевских женских образов римского периода

породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина,

его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Эта римлянка

с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви вельможнейшего из

живописцев, была дочерью пекаря. Быть может, образ её и вдохновлял Рафаэля,

однако этот образ, по-видимому, все же не был единственным.

«Сикстинская мадонна»

Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает образ

мадонны, который приоб­ретает черты большей монументальности и уверенности.

Такова «Сикстинская мадонна».

Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам, неся

своего ребёнка. Серь­езный и тревожный взгляд матери нам говорит о том, что

она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем не

подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, пре­клонив

колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с

благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно

– задумчивый взор. Колено преклонный, покорный Сикст не отрывает

восторженного взора от богоматери. Она идет к людям, юная и величавая, что–то

тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива, она еще и

бесконечно мудра.

Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать

словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии:

Она умеет видеть суть явлений

и там, где для мудрейшего темно.

«Сикстинская мадонна»! Величавая, простая. После всего хаоса, разрушений,

которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония, красота этого

величайшего шедевра мировой живописи.

Зрелище, преображающее реальность в ее величии, вещей мудрости и красоте,

зрелище, возвышаю­щее душу своей абсолютной гармонией.

Эта мадонна – воплощение того идеала красоты и добра, который смутно

воодушевлял народное соз­нание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до

конца, раздвинув занавес, то самый, что отделяет будничную жизнь от

вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру.

«Мадонна Конестабиле»

В этой картине нет ничего случайного, и нет образа более лирического, как и

более крепкого своей внутренней структурой. Какая гармония во взгляде

мадонны, наклоне ее головы и ка­ждом деревце пейзажа, во всех деталях и во

всей композиции в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно-

задумчивой матери и так чудесно устроившегося на ее руках младенца.

Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая,

тонкий оваль­ный подбородок выдают решимость и властность. Все здесь

значительно и законченно – ясно. Титаны Высокого Возрождения

Рафаэль Санти

С творчеством Рафаэля (1483 - 1520) в истории мирового искус­ства связывается

представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в

созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо

олицетворял интеллект, а Мике­ланджело - мощь, именно Рафаэль был главным

носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал

всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к

свет­лому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет

его внутренний смысл.

Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по сви­детельству

Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. В конце

концов добрый и любящий отец, понимая, что сын может научиться от него самого

лишь немногому, решил продол­жить его образование в мастерской известного

живописца, главы ум­брийской школы Пьетро Перуджино. В 17 лет юноша переехал

в столицу Умбрии Перуджу. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.

Мадонны Рафаэля.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещё несколько

наивное в одной из его первых небольших картин - "Мадонна Конестабиле", -

приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля

- "Обручение Марии". Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена

обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта

небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения.

Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным

изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и

жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец

кольцо. В картине нет ничего лиш­него, второстепенного. Золотистые, красные и

тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное

настрое­ние.

В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело

зрелость и спокойное величие. Рафаэль знакомится с методом Леонардо да Винчи.

Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию,

механику движений, сложные позы и ра­курсы, ищет компактные, ритмически

сбалансированные композицион­ные формулы. В последних флорентийских работах

Рафаэля ("Положе­ние во гроб", "Святая Екатерина Александрийская") появляется

ин­терес к сложным формулам драматически-взволнованного движения,

разработанным Микеланджело.

Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младен­цем, которой

посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по

композиционному решению картины: "Мадонна со щег­ленком", "Мадонна в зелени",

"Прекрасная садовница". В цикле Ма­донн он варьировал изображение молодой

матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа.

Особенно хороша "Мадонна в зелени". В картине использована пирамидальная

компози­ция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Ватиканские станцы.

Во Флоренции Рафаэль познакомился с творчеством прекрасных флорентийских

мастеров и продолжал совершенствовать манеру своего письма. Успехи Рафаэля

были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в

Рим. По свидетельству Ва­зари, Краманте (который был главным архитектором при

папе Юлии II) упросил Папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему

дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись

парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском

дворце. Папа был настолько восхищен мастерством мо­лодого Рафаэля, что решил

отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука

Синьорелли, Пинтуриккио, Перуд­жино и Содома. Рафаэль начал работу над

фресками, когда ему было всего двадцать пять лет.

В помещениях Папского дворца Рафаэль и его ученики украсили по­толки

позолоченным стуком и росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а каждую

стену до декоративной панели покрыли многофи­гурными фресками. Всего создано

десять фресок, расположенных на стенах четырех станц.

В первой из станц, у окна, размещена фреска "Пожар в Борго". Она изображает

пожар, разразившийся в районе Борго в 87 году, который был погашен папой

Львом IV, осенившим крестом бушевавшее пламя. Считается, что на этой фреске

Рафаэль изобразил самого себя ка­рабкающимся на стену.

В зале Станца делла Сеньятура находятся самые знаменитые росписи Рафаэля.

Фрески этого зала как бы представляют четыре основных области человеческой

деятельности: теологию, философию, поэзию и юстицию. Фреска "Диспута"

посвящена богословию, "Афинская школа" - философии, "Парнас" - поэзии,

"Мудрость, Умеренность и Сила" - правосудию.

На фреске "Диспута" изображены Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато

Анджелико. В верхней части восседают на облаках апостолы, расположившиеся по

обеим сторонам Троицы в образах Хри­ста, Бога-Отца и голубя - Святого Духа.

Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасителю. Композиция сверху

завершается (как во всех фресках станц) округлой арочной формой.

Гораздо сильнее воздействие "Афинской школы" - великого произве­дения

Рафаэля, считающееся одной из наилучших его работ. Фреска прославляет мощь

разума, объемлющего весь мир. В её центре фигуры величественного старца

Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного

Аристотеля. О различии их фи­лософских доктрин свидетельствуют указующие

жесты: Платона - на небо, Аристотеля - на землю. Слева, внизу у лестницы,

Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это

портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Погружен в глубокую

задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен

Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Со­крат, а на

ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фрески

Рафаэль изобразил самого себя и жи­вописца Содому, который до него начал

работать в станце.

Фреска "Парнас", отличающаяся красотой и живописностью, изобра­жает мир

искусств, с Аполлоном и Музами, в окружении Данте, Вер­гилия и других великих

поэтов.

Станца д'Элиодоро получила название от главной фрески "Изгнание Илиодора",

которая повествует о чуде, произошедшем в Иерусалим­ском храме, когда

сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда

небесным всадником (намёк на изгнание французов из Папской области). Среди

созерцающих чудо зрителей изображен папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль

работал вместе с помощниками. Фрески "Месса в Больсене" и "Освобождение

Святого Петра из темницы" принадлежат целиком его кисти. В последней из них

Рафаэль с необычной тонкостью перелает сложные эффекты ночного освещения -

ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого

пламени факелов и их отсветы на латах стражников.

Станца Константина была расписана уже после смерти Рафаэля его учениками и

носит название одной из фресок, "Битва Константина".

Росписи ватиканских станц принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие

мастера не только Рима, но и Италии. И по сей день, не­смотря на то, что

прошло более пятисот лет, росписи Рафаэля в Папском дворце поражают своими

красотой, гармонией и мастерством исполнения.

"Сикстинская мадонна".

Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Ма­донны с

Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра - "Сикстинской

Мадонны" для церкви Святого Сикста в Пья­ченце. В истории искусства

"Сикстинская Мадонна" - образ совер­шенной красоты. Эта большая алтарная

картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а

чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную

жертву. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с

Младенцем на руках. Взгляд Её тёмных без блеска глаз уст­ремлен мимо и как бы

сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе

Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски

напряжённое и провидческое. Ху­дожник достиг здесь редкого динамического

равновесия: кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности,

божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и

обогащают друг друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении

созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, при­надлежащая,

как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ан­гелочка, облокотившиеся

на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному

образу.

Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает пол­ный контакт

со зрителем. Это и определяет высокую и волнующую че­ловечность картины.

Лоджии Рафаэля.

Под руководством Рафаэля в 1519г. была завершена роспись так на­зываемых

Лоджий -построенной Браманте большой арочной галереи на втором этаже

Ватиканского дворца. Многочисленные декоративные фрески исполнили ученики

Рафаэля по его рисункам. Позже росписи были испорчены грубыми реставрациями.

О творческой фантазии Рафа­эля и его даре декоратора можно судить отчасти по

копии росписей Лоджий, украсившей стены галереи Эрмитажного дворца. Увидев

гале­рею в Ватиканском дворце, один из русских царей повелел создать такую же

в Санкт-Петербурге (построена в 80-е гг. XVIII в. архитектором Лжакомо

Кваренги).

Портреты Рафаэля.

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрас­ных образов.

Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиции

позднего флорентийского портрета.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значитель­ность. В

портрете папы Юлия II (1511 г.) художник несколько смяг­чил и возвысил облик

этого неистового, своенравного и незауряд­ного человека. В групповом

портрете, на котором изображены преемник Юлия II Лев X, кардинал Людовик ден

Росси и Джулио ден Медичи (около 1518 г.), Рафаэль не стремился приукрасить

Юлия II, но как истинный мастер Возрождения сумел придать его образу

внут­реннее достоинство и значительность. Лев X, изображенный с лупой в руке,

рассматривает миниатюры рукописной книги, что подчёрки­вает его

гуманистические интересы.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном

из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.),

обладатель сильного характера, на другом - неизвестная привлекательная

молодая женщина, так называемая "Дама в покрывале" (около 1514 г.). В этих

полотнах Рафаэль пока­зал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее

из трёх - портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающегося

писа­теля, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном

человеке своей эпохи "Придворный" (1513-1518 гг.) имела не только

воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

Мадонна с младенцем

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

Адам и Ева

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

Видение пророка Иезекииля

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

Манна небесная

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

Дама с единорогом.

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483 - 1520), итальянский живописец и архитектор.

Предста­витель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной

одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние

про­изведения ("Мадонна Конестабиле", около 1502-1503)проникнуты изяществом,

мяг­ким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил

просла­вил в росписях станц (комнат) Ватикана(1509-1517), достигнув

безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства

фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения

Богоматери ("Сикстинская Ма­донна", около 1513), художественные ансамбли в

росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана(1519, с учениками). В

портретах создан идеальный образ че­ловека Возрождения ("Б. Кастильоне",

1514-1515). Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта

Мария дель Пополо (1512 - 1520) в Риме. "Дама с единорогом" из

галереи Боргезе в Риме. Современный вид произведения - резуль­тат расчистки,

произведённой во время рестав­рации 1930 года, в процессе которой под слоем с

изображением Святой с атрибутами Екатерины Александрийской обнаружили

изображение светской молодой женщины, сжимающей в ру­ках единорога - символ

целомудрия. Следуя ин­туиции Лонги, критики видят в этом произведении работу

Рафаэля и относят её к 1505 году, точнее, к флорентийскому периоду. Это

произведение справедливо может быть причислено к портретам того времени,

пере­ломного в творчестве Рафаэля. Наполненность прекрасно выстроенных форм

хорошо читается на фоне широкого ландшафта, исполненного в духе Леонардо, но по

- рафаэлевски ясного.

Рафаэль Санти. Этюд "Голова юноши" (чёрный мел, бе­лила). Музей Ашмола, Оксфорд.

Этюд, скорее всего, был написан с натуры и не является автопортретом

художника, несмотря на надпись " Портрет самого себя в молодости", сделанную в

18 веке. Выполнен, повидимому, во время пребывания художника во Флоренции.

Светлое и радостное искусство появилось в Италии в эпоху Возрождения, и самым

светлым и радо­стным художником этого времени был Рафаэль Санти из маленького

итальянского городка Урбино.

Всем своим творчеством Рафаэль говорил: "Человек должен быть прекрасен - у

него должно быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, доб­рая и

отзывчивая душа". Таких людей изображал Рафа­эль в своих картинах.

Таким человеком был он сам.

Рафаэль родился в 1483году в городке Урбино. Первые уроки рисования и

живописи он получил у сво­его отца - художника и поэта Джованни Санти. В 17 лет

Рафаэль приехал в город Перуджу и стал учеником ху­дожника Перуджино.

В 1504 году Рафаэль приезжает во Флоренцию - город, где в то время живут и

работают величайшие ху­дожники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Здесь

есть у кого учиться. И Ра­фаэль учится. Учится и работает. Более всего в это

время его привлекает образ ма­донны (богоматери) с ребенком - "периодом мадонн"

называют флорентийский период творчества Рафаэля. Нежной и юной матерью

изображает Рафаэль мадонну, он про­славляет в ней гармоничного человека,

прекрасного душою и телом. Мадонны Рафа­эля полны такой прелести, что один из

счастливых владельцев его картины, изображающей мадонну ("Мадонна Грандука"),

герцог Тосканский, никогда не рас­ставался с ней и даже возил с собой в

путешествиях. Написанный в эти годы автопортрет совершенно естественно входит в

цепь прекрасных образов, созданных им: так обаятелен, изящен и приветлив

молодой художник.

В 1508 году папа Юлий 2 вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими

ху­дожниками поручил ему роспись "станц" - парадных залов Ватиканского дворца.

Вскоре Юлий 2 приказал рассчитать всех художников и поручил всю роспись

Рафа­элю. С1509 года по 1517 год были расписаны три зала, лучший из них Зал

печати - Станца делла Сеньятура. Каждую из четырёх стен этого зала занимает

огромная фре­ска: "Поэзия", "Богословие", "Правосудие" и "Философия" ("Афинская

школа"). На фреске "Афинская школа" изображен просторный залитый солнцем храм,

у его входа беседуют и спорят между собой знаменитые греческие философы и их

ученики. Над ними возвышаются две статуи: Аполлона - бога красоты и Афины -

богини мудрости. Последняя арка храма своим светлым проемом выделяет фигуры

двух величайших мыслителей древней Греции - Аристотеля и Платона.

Создавая образы идеальных, рождённых его творческим вдохновением прекрас­ных

людей, Рафаэль не уклонялся, как Микеланджело, от создания портретов

совре­менников. Наоборот, он умел остро передать в портрете характер человека,

умел вы­явить его лучшие черты и сохранить при этом поразительное сходство. О

портрете Юлия 2 современный художнику историк искусств Вазари говорит: "Он

исполнил ещё маслом портрет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко

на него гля­деть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой..."

Умевший так точно передать в портрете неповторимую внешность, неповтори­мую

духовную жизнь человека, Рафаэль совсем по-другому работал над образом ма­донн.

Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им

в жизни. Величественный образ женщины создал в прославленной "Сикстинской

мадонне". Мадонна нарисована в рост, она идет она идет по облакам навстречу

своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое

дорогое, что у нее есть, - сына. Обычный религиозный сюжет превращается в

прославление ве­личия человека, способного во имя высшего долга идти навстречу

мукам и смерти. Внутренней красоте подвига соответствует внешняя красота

мадонны - это высокая, стройная, сильная женщина в полном расцвете своего

обаяния.

Имя Рафаэля как архитектора связано со строительством дворцов, вилл, церкви,

небольшой часовни. В 1514 году папа Лев 10 поставил Рафаэля во главе

строительства величайшего в мире скульптурного храма - собора святого Петра.

Рафаэль должен был изменить проект и продолжить строительство. "Но в мечтах

своих, - писал Рафаэль, - я думаю о большем! Я желал бы воскресить чудные формы

античных сооружений..." Он мечтал о "воскрешении древнего Рима" - титаническом

предприятии, достойном художника Возрождения. По раскопкам, обмерам и книгам

древнеримского архитектора Витрувия Рафаэль хотел воссоздать облик "вечного

города", составить его описание и сделать большую картину.

Смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет он

умер. Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима - в Пантеоне, который

стал усыпальницей великих людей Италии.

Праздничное, светлое искусство Рафаэля, прославление им радостей жизни и

ве­личие человека дороги россиянам.Окрестности Винчи очень живописны: город

расположен на склоне горы Монте Альбано. Внизу в до­лине Арно лежит Флоренция.

Выше, за горой видны скалы с многочисленными пещерами, холодными стремительными

ручьями. Воздух очень чист, и из Винчи можно видеть поверх гор Средиземное

море, до которого 65 километров. Это будет неизменным фоном его картин.

в 15 лет Леонардо стал учеником в мастерской художника Андреа дель Верроккио

– одного из самых зна­менитых в Италии. Это было большой удачей и

предопределило великую судьбу. Андреа был неплохим живописцем, прекрасным

скульптором, ювелиром, бронзолитейщиком, создателем костюмов и флагов,

устроителем празднеств.

Мастерская Верроккио была загружена заказами: бюсты и портреты, картины

«Благовещенье», «Крещение Христа», множество «Мадонн», резные саркофаги для

Медичи, бронзовые статуи «Давид», «Фома Неве­рующий», «Мальчик с дельфином».

Величественная конная статуя Коллеони Венеции. Огромный медный шар и крест

на куполе Флорентийского собора. Готовились пышные придворные торжества.

Кроме Верроккио были в мастерской и другие учителя: старшие ученики и

подмастерья. Здесь работал Пе­руджино, бывший на 6 лет старше Леонардо.

Леонардо помогал младшим ученикам, как Лоренцо ди Креди, по стилю очень

близкий к нему. Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому,

сер­дечные: он жил в доме учителя и продолжал там жить будучи принятым в

гильдию Святого Луки в 1472 году.

1550 год «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и

архитекторов» художника Джорджо Вазари.

Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство

Медичи и круг аристократов и интеллектуалов, группировавшихся вокруг их

двора. Инструментом власти был банк Ме­дичи, через который протекало все

богатство города. Медичи покровительствовали искусству, но на Лео­нардо это

не отражалось. За ним прочно укрепилась репутация мастера блестящего и

многостороннего, но медлительного и необязательного.

В 1481 году папа Сикст IV пригласил лучших художников Тосканы для работы в

Ватикане. Среди них Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино,

Пинтуриккио – но не Леонардо. Обиженный и унижен­ный Леонардо отправляется на

следующий год в Милан искать покровительства у могущественного Лодо­вико

Сфорца. Его пребывание там продлится почти 20 лет. Там к нему придет

призвание.

Первые картины Леонардо. В картине Верроккио «Крещение Христа» Леонардо

написал красного (ярко-красная деталь одежды) ангела. По этой картине можно

судить, что была живопись для Верроккио, «ле­пивший» свои картины потоком, и

Леонардо, замысливавший каждую свою работу, как последнюю и луч­шую. У

Верроккио персонажи на картине изображают, лицедействуют, у Леонардо – живут,

чувствуют. Пейзаж у Верроккио присутствует и оживляет, у Леонардо работает. И

то, что после этого Верроккио бро­сил краски – не более чем сказка, поскольку

он сам не мог не понимать, что при поточном производстве картин шедевра не

создашь. Первый опыт Леонардо позволяет увидеть задачи, им решаемые:

персонажи должны жить на картине и быть личностями; пейзаж должен работать на

идею.

«Благовещенье» – первая картина, полностью написанная Леонардо. Дата – около

1472. Вход в богатое па­лаццо. Двор, каменная ограда, дальше на фоне голубого

неба декоративные деревья, словно вырезанные из бумаги, туманная даль.

Шикарный мраморный столик с рукоделием. Правее – Библия. Мария: молодая

женщина со светлым округлым бесстрастным лицом, в красном и темно-зеленом

длиннейшем одеянии (как она передвигается?). Смотрит перед собой на ангела.

Левая сторона картины посвящена коленопре­клоненному ангелу: почтительно

подался вперед и исподлобья смотрит на Марию. Одеяние – серый верх и красный

тяжелый бархатный низ. В левой руке огромная лилия на длинном стебле, символ

невинности; правая передает благую весть о сыне. Да, Мария знает, о чем речь

ангела: весть она принимает левой ру­кой, а правой указывает на

соответствующее место в Библии.

Крылья ангела очень странные – бессмысленные и неживые, кто-то подправлял

картину, но руки – главные действующие элементы картины – очень

леонардовские.

Портрет Джинервы де Бенчи написан приблизительно в 1473 – 1474 годах. Здесь

очень выразительное и характерное лицо – психологически разработанная

картина. Затем идет период Мадонн с младенцем (1476 – 1480). Здесь «Мадонна

Бенуа», «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком». Леонардо размышляет в них о

жизни и роли матери.

Лодовико использовал таланты Леонардо, главным образом, для оформления

дворцовых празднеств. Эта работа очень нравилась и Леонардо. Несколько

позднее Леонардо стал выступать при дворе как лютнист, певец, декламатор

сатир, рассказчик загадок собственного сочинения. Снова обратился к

исследованиям, начал вести записи, начал «Трактат о живописи», продолжил

анатомические исследования. Предложил проект нового города. Занятиям

математикой уделял много времени. У него были ученики и слуги, одно время до

6 человек. Один из них, прозванный художником Салаино (Чертенок): «вороватый,

нечестный, упрямый и жадный мальчишка». Их отношения продолжались почти 25

лет.

Как придворный архитектор и инженер руководил постройками.

В 1445 написал «Портрет музыканта». По просьбе Сфорца начал рисовать «Тайную

вечерю» на стене тра­пезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие

в Милане. Тайная вечеря написана быстро – в 3 года напряженной работы – перед

отбытием из Милана. Сложность – в композиции, в облике и месте Иуды.

Леонардо провел 6 лет в Милане под покровительством Людовика: ему хорошо

платили, не обременяли работой. Ведет инженерные разработки, научные, второй

вариант «Мадонны в скалах», рисунки, наброски. Из всех учеников достоин

упоминания Франческо Мельци, но не за талант, а человеческие качества. Он был

с ним до конца дней и заменил ему сына. Леонардо завещал ему все свои бумаги

и рисунки.

Людовика вытеснили из Милана, и Леонардо отправляется в Рим, к папе. Там

искусством правят Мике­ланджело и Рафаэль. Живет на скромную зарплату. Пишет

единственный автопортрет, «Святой Иоанн Креститель», серия рисунков «Потоп».

Молодой преемник Людовика XII Франциск I приглашает Лео­нардо в 1517 году во

Францию. В усадьбе недалеко от королевского замка в Амбуазе художник провел

свои последние годы.

Леонардо да Винчи оказал на современников и следующие поколения художников

сильнейшее влияние художническое и интеллектуальное.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci)

(1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения,

основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер,

изо­бретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи,

расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус,

происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии

крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина.

Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того

времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую

знаменитого художника, скульп­тора и ювелира Андреа дель Верроккио

(1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания

красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал

левую фигуру ангела в картине Верроккио Крещение (ок. 1476, Галерея

Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность

движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более

жесткого письма Верроккио. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472

был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473.

Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая

колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры

(Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство

оспаривается мно­гими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея

Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления,

что значительно ухудшило качество работы.

Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон)

пронизан меланхолич­ным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно,

там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта

сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники.

Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху

Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость

моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.

Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится

Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный

Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Ма­донна обращается к сидящему у нее на

коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фи­гур. В этой

картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу

внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов

(1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на

переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под

покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил

огромные средства на проведения пышных празд­неств, покупку произведений

искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо гово­рит о

себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных

колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане

Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был са­мым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо

Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо

создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь

превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хо­тел сделать грандиозную

по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с

техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего

коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на

всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.

Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор

металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был

захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через

некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не

завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики

16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель.утверждают,

что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного»,

называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих

празднеств, создавая не­виданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы

для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим)

показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног.

Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в

19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо,

написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна

Крестителя и ангела в пейзаже – новый мо­тив в итальянской живописи того

времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные

черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя

пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из

тени. Тончайшая светотень (сфу­мато) создает впечатление неяркого рассеянного

света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фи­гуры не только общностью

настроения, но и единством пространства.

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых

работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена

фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем.

Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька –

все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только

лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок

к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца

Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал

кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными

веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная

часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5

× 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря

Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю

торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя,

тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение

боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство

трапезной. За столом, расположенном па­раллельно стене, сидят тринадцать

человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан

драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда

Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная

эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго

выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне

среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы

совпадает с его голо­вой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по

три фигуры в каждой. Каждому дана яркая ха­рактеристика экспрессивными жестами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты