рефераты курсовые

Совершенствование технологии ремонта электробритв

Совершенствование технологии ремонта электробритв

1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса”

(ГОУ ВПО ЮРГУЭС)

Проект допущен к защите

_______________________

(подпись, дата)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

____________________________________________________________

по дисциплине_____________________________________________________

_____________________________________________________

Шахты -2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Аналитический раздел

1.1 Классификация и устройство электробритв

1.2 Технические требования к электробритвам

2. Технологический раздел

2.1 Основные неисправности электробритв и их причины

2.2 Анализ существующего технологического процесса ремонта

2.3 Разработка усовершенствованного технологического процесса ремонта

3. Конструкторский раздел

3.1 Оборудование, применяемое при ремонте электробритв

3.2 Расчет основных конструктивных параметров ножевого блока бритвы

Заключение

Библиографический список

Приложение А - Технологические карты

Приложение Б - Графическая часть

Введение

Науку о закономерностях, действующих в процессе эксплуатации и восстановления бытовой техники в целях обеспечения высокого качества ремонтных работ с наименьшими затратами, называют технологией ремонта. Развивая и совершенствуя эту науку, можно научиться управлять процессом старения и оказывать существенное влияние на совершенствование конструкций машин бытового назначения, систем технического обслуживания и ремонта.

Отдельные узлы и детали бытовой техники при длительной эксплуатации изнашиваются. При этом возникают различные неисправности, которые могут вывести машину или прибор бытового назначения определяются их остаточной стоимостью.

В данном курсом проекте рассмотрены устройство и технические требования электробритв, основные неисправности электробритв и их причины, анализ существующего технологического процесса ремонта электробритв и разработка усовершенствованного технологического процесса ремонта.

Безопасные электрические бритвы предназначены для бритья без применения мыльных порошков, паст и воды. Конструкция бритв с каждым годом совершенствуется. По устройству и принципу работы бритвы можно подразделить на бритвы с возвратно-поступательным (колебательным) и бритвы с вращательным движением подвижных ножей. Бритвы смонтированы в разъемном корпусе из пластической массы разных цветов.

На верхней части корпуса установлен ножевой блок, который состоит из неподвижных и подвижных ножей. Неподвижные ножи выполнены в виде стальной перфорированной сетки или гребенки с прорезями, в которые проникают волосы и срезаются подвижными ножами. При работе подвижный и неподвижный ножи соприкасаются и их рабочая поверхность постоянно шлифуется.

1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Классификация и устройство электробритв

По устройству и принципу действия электробритвы подразделяются на бритвы с вращательным (БВ) и возвратно-поступательным (БВП) движением ножей. В качестве привода применяются электровибраторы, импульсные двигатели с прерывателем, двигатели коллекторного типа и микродвигатели, работающие от постоянного тока через выпрямительное устройство и трансформатор. Электробритвы рассчитаны на работу от сети переменного тока 127 и 220 В.

Электробритвы с вращательным движением ножей. Этот вид электробритв подразделяется в свою очередь на две группы:

· с круглыми ножами на одной оси (модель БВ-1-Н2 -- с двумя ножами и модель БВ-1-Н1 -- с одним ножом);

· с круглыми ножами на двух осях (модель БВ-2-Н1 -- с двумя ножами).

Электробритвы с двумя ножами. Наибольшее распространение получили электробритвы с двумя вращающимися ножами. Это «Харьков», «Москва», «Юбилейная», «Бердск», «Агидель» -- все они имеют одинаковую конструктивную схему и принцип работы.

1

Электробритва «Москва» типа ИП-6 состоит из разъемного корпуса 2 (рис. 1) с крышкой электродвигателя и ножевого блока 10. Коллекторный электродвигатель бритвы имеет статор с катушкой, якорь, угольные щетки типа ЭГ-14 и подшипники, расположенные в каркасе и колодке. Якорь вращается в статоре, имеющем катушку возбуждения. Подшипники самосмазывающиеся. Электродвигатель закрывается специальным экраном из медной фольги. На нем имеется устройство для подавления электрических помех, которое состоит из четырех конденсаторов и двух дросселей. Кроме того, один конденсатор вмонтирован в штепсельную вилку. Схема включения конденсатора приведена на рис. 2.

Дроссели должны иметь индуктивность от 82 до 100 мкФ. Внутри корпуса штепсельной вилки вмонтировано гасящее проволочное сопротивление R на 1600 Ом.

Ножевой блок имеет два подвижных ножа, вращающихся внутри него в непосредственном соприкосновении с неподвижными. Неподвижные ножи выполнены в виде сетки с продольными прорезями. Неподвижные ножи изготовлены из стали марки УХ13, подвижные -- из стали У10А.

Электрическая бритва с импульсным двигателем «Нева» (рис.3) состоит из разъемного пластмассового корпуса 8, ножевого блока, волосо-улавливателя 4, предохранительного колпачка 1 и электродвигателя 10, вмонтированного в корпус бритвы . Масса бритвы 250 г. Бритва имеет съемный соединительный шнур, армированный штепсельной вилкой для включения в сеть, и специальной колодочкой (штепселем) для включения в бритву и переключения ее двигателя на напряжение 127 или 220 В. Двигатель бритвы запускают включением соединительного шнура в сеть. Если двигатель не начнет работать, его следует запустить пускателем (пальцем слегка нажать на пускатель до упора его в диск ротора, а затем быстрым движением пальца повернуть пускатель). Этим движением изменяется положение ротора в статоре и двигатель начинает работать. Останавливать двигатель следует только вынув вилку из розетки.

Двигатель бритвы может работать от сети переменного и постоянного тока. Мощность, потребляемая двигателем, не более 15 Вт. Монтажная и принципиальная схемы бритвы изображены на рис. 59, б, в. Катушки статора намотаны проводом ПЭВ-1 или ПЭВ-2 диаметром 0,10--0,12 мм. Число витков в каждой катушке 1760±10. Двигатель развивает скорость до 6--8 тыс. об/мин, передавая движение через эксцентрик, насаженный на валу ротора, и кулисный механизм ножевому блоку. Ножевой блок бритвы «Нева» состоит из двух ножей, а бритвы «Нева-3» -- из трех ножей. Каждый нож состоит из одного подвижного ножа 15 и одного неподвижного ножа 16. Для предохранения тонкой ажурной решетки ножей (толщина ножей не превышает 0,1 мм) от поломки ножи закрывают сверху предохранительным колпачком 1, изготовленным из прозрачной пластмассы.

Электробритвы с одним ножом. Эти бритвы имеют резцовую головку сферической формы. Микродвигатели в бритвах «Раница», «Утро», «Ленинград-1», «Молния» работают от сухих батареек. Лепаев Д.А. Бытовые электроприборы - М.: «Легкая индустрия», 1973. 406 с., ил

Бритва «Раница». Бритва состоит из разъемного пластмассового корпуса, внутри которого расположен электродвигатель 7 (рис. 4) и ножевого блока 10. Бритва может работать от двух батарей «Сатурн» и от сети переменного тока 127 и 220 В. Мощность, потребляемая бритвой, не более 8Вт, масса 150 г. Для включения бритвы используют несъемный соединительный шнур 20, подключенный с одной стороны к двигателю, с другой стороны армированный специальной штепсельной вилкой 19 для подключения к гнездам сухих элементов, расположенных в отсеке футляра, или к выпрямительному устройству (тонкий штырь -- «минус», толстый -- «плюс»). Выпрямительное устройство смонтировано в пластмассовом корпусе, внутри которого расположен понижающий трансформатор, переключатель напряжения сети и два диода. Для включения в сеть на корпусе установлены два штыря, к которым подпаяна коммутируемая переключателем первичная обмотка трансформатора. На противоположной стороне корпуса установлена штепсельная розетка для подключения соединительного шнура бритвы. На штепсельную розетку поступает уже пониженное (со вторичной обмотки трансформатора) и выпрямленное напряжение.

Обмоточные данные трансформатора

Обмотка Первичная Вторичная

Количество витков 2900'ч 3500 460

Марка провода ПЭВ-1 ПЭВ-1

Диаметр провода, мм 0,7 0,31

Корпус бритвы изготовлен из пластмассы и состоит из двух половинок (верхней крышки 6 и нижней 21), скрепляемых между собой тремя винтами 5. Внутри бритвы на планке 2 смонтировано помехоподавляющее устройство, состоящее из четырех конденсаторов и двух дросселей. Ножевой блок 10 представляет собой сетку-головку 12. Это пластмассовый колпачок, в который запрессована стальная сетка толщиной 0,1 мм с прорезями (неподвижный нож). Внутри неподвижного ножа расположено пластмассовое кольцо специальной конструкции, на котором закреплены крестовиной и двумя разрезными пружинящими кольцами четыре плавающих подвижных ножа. Скорость вращения подвижных ножей 2800 об/мин. Двигатель коллекторный, он имеет литой корпус 13, якорь 15, постоянный магнит 16, щеткодержатель 22 с медными щетками и планку 2. Якорь двигателя вращается в бронзово-графитовых подшипниках: верхний 14 запрессован в литой корпус, а нижний 1-в планку 2. Якорь имеет три секции, каждая секция содержит 200 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,2 мм.

Электробритвы с возвратно-поступательным движением ножей. Этот вид бритв подразделяется на три типа:

· с гребенчатыми ножами (модель БВП-П--с одним гребенчатым ножом, БВП-Г2 -- с двумя гребенчатыми ножами, БВП-ГЗ -- с тремя гребенчатыми ножами);

· с сетчатыми ножами (модель БВП-С1 с неподвижным ножом);

· с комбинированными ножами (с одним гребенчатым и одним сетчатым), с двумя гребенчатыми ножами и двумя валиками, двигатель -- электровибратор, питание сетевое.

К этим электробритвам относятся:

· одноножевые -- Б-53, БЭ-2 и т. д.;

· двухножевые -- Б-54, Б-501, Б-504, «Нева», «Днепр», «Рига», Б-57;

· трехножевые -- Б-56, Б-502, «Нева-3».

Остановимся на описании конструкции бритвы Б-502. Бритва состоит из корпуса 3 (рис. 5), внутрь которого вмонтирован электромагнитный вибратор. На верхней части корпуса двумя винтами 6 укреплены ножи, на которые надет волосоулавливатель. Бритва имеет съемный соединительный шнур с вилкой 16 для включения в сеть и колодку 15 для подключения шнура к бритве и переключения бритвы на необходимое напряжение. Корпус бритвы состоит из двух половинок 3 и 4, которые крепятся друг к другу тремя винтами 17 в металлические буксы с резьбой, запрессованные в корпусе. Электромагнитный вибратор смонтирован на двух платах 8 и состоит из железного сердечника 18, якоря 12, двух постоянных магнитов 10 и катушки вибратора 14. Катушка имеет три вывода, которые присоединены к штепсельной колодке 15. Ход якоря ограничивается пластинчатой пружиной или резиновыми упорами 11. Ножевой блок состоит из трех подвижных и трех неподвижных ножей. Подвижные части ножей приводятся в возвратно-поступательное движение поводками якоря электромагнитного вибратора. Волосоулавливатель состоит из двух пластмассовых крышек, соединенных между собой пружиной и заклепками, развальцованными внутри крышки.

1.2 Технические требования к электробритвам

1.2.1 Электробритвы должны нормально функционировать при отклонении напряжения сети в пределах ±10% от номинального значения.1. Г.М. Блатман, В.В. Левкин ПОСОБИЕ по проектированию для студентов специальности 230300 "Бытовые машины и приборы"

1.2.2 Электробритвы должны иметь устройство для подавления радиопомех, выполненное по схеме, соответствующей конкретному типу бритв . Угольные щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и прилегать к коллектору под действием пружин .Все крепежные детали в электробритвах должны быть надежно затянуты. Выключатель / переключатель / должен работать без заеданий и обеспечивать четкое включение и выключение электробритв. Внутренняя полость корпуса электробритв должна быть очищена от загрязнений .

1.2.3 Подшипники электробритв должны быть смазаны часовым маслом по ГОСТ 7935-74; допускается применение масел МП-704 ТУ 38-101598-75 и ВНИИ НП 50-1-4Ф. Попадание масла на коллектор и блок прерывателя электробритвы не допускается.

1.2.4 Пайка, реализуемая в процессе ремонта, должна быть выполнена припоем ПОС-40 по ГОСТу 21931-76, места пайки должны быть покрыты лаком БТ-99 по ГОСТ 8017-74. Допускается применение других марок припоя, обеспечивающих надежный электрический контакт и прочность соединений в местах пайки и лака, не уступающего по изоляционным свойствам указанному.

1.2.5 Электробритвы должны иметь соединительный шнур, снабженный вилкой и разъемом по ГОСТ 7396-89, обеспечивающем нормальное соединение с розеткой или автономным источником питания. Соединительный шнур в месте выхода из корпуса электробритвы должен быть защищен от резкого перегиба или перетирания. Заделка шнура должна исключать натяжение токоведущих проводников. Длина соединительного шнура при его замене или ремонте устанавливается по согласованию с заказчиком, но не должна быть менее 1,5 м.

1.2.6 Электробритвы должны нормально работать в любом положении. Подвижные ножи бреющего и стригущего блоков после ремонта должны совершать, в зависимости от конструкции, вращательное или возвратно-поступательное движение без рывков, заеданий и остановок.

1.2.7 Токопроводящие части электробритв должны быть надежно изолированы от механических нетоковедущих частей и защищены от случайного прикосновения к ним.

1.2.8 Монтаж электропроводки должен соответствовать принципиальной электросхеме каждой конкретной марки электробритвы и обеспечивать надежный электрический контакт.

1.2.9 Сопротивление изоляции токоведущих частей электробритв не должно быть менее:

основной - 2МОм;

дополнительной - 5МОм.

1.2.10 Электрическая изоляция электробритв должна выдерживать в холодном состоянии, без увлажнения, испытательное напряжение 2500 В переменного тока частотой 50 Гц в течении 1 минуты.

1.2.11 Узлы и детали, устанавливаемые вместо дефектных, а также применяемые при ремонте материалы должны соответствовать требованиям действующей нормативно - технической документации.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные неисправности электробритв

Не работает выключатель. В электробритве «Агидель» выключатель проверяют омметром. Для этого надо вынуть колодку из бритвы и подключить один щуп омметра к штырю выключателя с дросселем. Поставить выключатель в положение «вкл.». Прибор должен показать 0. Затем переключить щуп с одного штыря на другой, а второй щуп должен вновь показать 0.

Таким же образом проверяют работу выключателя в бритве «Харьков-5», если она работает на 127 В.

Обрыв обмотки статорных катушек в «Агидель». Разобрать бритву, вольтметр переменного тока с помощью щупов подключить к точкам соединения катушек и к контактам переключателя, обозначенным цифрой 127. Включить бритву в сеть напряжением 127 В. Поставить выключатель в положение «вкл.», а переключатель напряжения сети --в положение, обозначенное цифрой 127. Вольтметр должен показать напряжение питающей сети, т. е. близкое к 120 В. Затем один из щупов вольтметра оставить на точке соединения вывода катушки к переключателю, а второй подключить к точке соединения выводов статорной катушки к щеткодержателю. Если статорная катушка не имеет обрыва, прибор покажет то же самое напряжение.

После проверки катушки щуп вольтметра подключить обратно к точке соединения катушки с переключателем, а второй щуп подключить к точке соединения вывода статорной катушки со щеткодержателем.

Если катушка со щеткодержателем исправна, прибор должен вновь показать то же самое напряжение. Отсутствие напряжения на щеткодержателе после статорной катушки свидетельствует об обрыве обмотки статорной катушки.

Статорные катушки могут быть проверены омметром. Для этого следует выключить соединительный шнур бритвы из сети и подключить один щуп омметра к точке соединения вывода статорной катушки с переключателем напряжения, а второй щуп -- к точке соединения второго вывода той же статорной катушки со щеткодержателем. Прибор должен показать сопротивление катушки. Аналогично проверяют и вторую статорную катушку. При обрыве обмотки статорной катушки прибор показывает бесконечно большое сопротивление. Статорную катушку, имеющую обрыв, нужно перемотать или заменить новой.

Чтобы снять негодную статорную катушку, надо вынуть из основания две хлорвиниловые заглушки и отвернуть находящиеся под ними винты. Снять основание с электродвигателя. Снять зубчатые колеса и регулировочные шайбы. Приподнять пружины щеткодержателей, отвести их в сторону за «усики» и вынуть угольные щетки. Отвернуть расположенные по диагонали два винта крепления статора к станине и снять станину вместе с якорем. Отвернуть еще два винта с гайками, расположенными по второй диагонали, и освободить собранную колодку. Отпаять и снять статор с катушкой от собранной колодки. Снять вышедшую из строя статорную катушку. Поставить новую или перемотанную катушку, произвести монтаж и собрать электродвигатель и бритву в обратном порядке.

Обрыв обмотки якоря. Этот дефект можно устранить двумя способами.

I. Включить штепсельную вилку в сеть, а колодку -- в бритву, поставить выключатель в положение «вкл.», поставить бритву на стол основанием. Вольтметром переменного тока проверить напряжение на угольных щетках электродвигателя, слегка нажимая при этом щупами вольтметра на щетки в направлении якоря. Если напряжение на щетках есть, а якорь не вращается, это свидетельствует о повреждении обмотки якоря. Для замены или перемотки якоря бритву следует разобрать.

II. Проверить обмотку якоря с помощью омметра.

Этот способ позволяет точно установить секцию, вышедшую из строя. Чтобы проверить якорь, его необходимо вынуть из электродвигателя, т. е. двигатель должен быть разобран.

Щупы омметра подключить к двум: смежным коллекторным пластинам якоря. Прибор должен показать сопротивление двух последовательно включенных секций, т. е. 400±30 Ом. Если прибор показывает бесконечно большое сопротивление, значит в одной из проверяемых секций -- обрыв. Якорь следует заменить или перемотать.

Электробритва «Агидель» при включении в сеть не работает. Если бритва нормально работает от сети 127 В, а не работает от сети 220 В, это свидетельствует об обрыве одной из катушек статора, так как они включаются последовательно.

Чтобы выяснить, какая из статорных катушек вышла из строя, следует выключить бритву из сети, а щупы омметра подключить к синему и красному выводам одной, а затем и второй катушки. Прибор должен показать сопротивление 350 Ом. Если прибор показывает бесконечно большое сопротивление, значит в катушке обрыв.

При межвитковом замыкании в обмотке якоря или замыкании пластин коллектора следует разобрать бритву, подключить омметр к коллекторным пластинам. При исправном якоре прибор должен показать сопротивление двух последовательно соединенных обмоток, т. е. 400 Ом. Такое же сопротивление должно быть, если измерить сопротивление между коллекторными пластинами.

Если при измерении сопротивления между коллекторными пластинами прибор покажет сопротивление значительно меньше номинального, то отпаять от коллекторных пластин выводы секций обмоток. Вновь проверить сопротивление между коллекторными пластинами (при отпаянных секциях оно должно быть бесконечно большим), если же прибор показывает небольшое сопротивление или сопротивление, равное нулю, то это свидетельствует о том, что между коллекторными пластинами имеется пробой или скопилась угольная пыль от щеток. В данном случае коллектор следует очистить от угольной пыли, а пазы между коллекторными пластинами продорожить. Если ликвидировать замыкание не удается, якорь требуется заменить.

После проверки коллектора (в случае если он исправен) приступить к проверке секций, отпаянных от коллектора. Прибор должен показывать 400 Ом при проверке между выводами, отпаянными от коллекторных пластин. Например, прибор показал при измерении между выводами от коллекторных пластин сопротивление 300 Ом, значит в одной из двух последовательно соединенных секций имеется межвитковое замыкание. Проверив сопротивление между выводами от коллекторных пластин при показании прибора того же сопротивления, приходим к заключению, что замкнутые витки имеются в секции, которая заканчивается выводом от коллекторной пластины. Такую секцию необходимо перемотать или заменить якорь новым.

Пробит конденсатор в бритве «Харьков-5». Выключить колодку из бритвы и снять корпус. Отпаять один вывод конденсатора от щеткодержателя и подключить щупы омметра. Подключить щупы омметра: один -- к щеткодержателю (от которого вывод конденсатора не отпаян), а второй-- к отпаянному выводу коллектора. При пробитом конденсаторе прибор показывает сопротивление, близкое к нулю. Такой конденсатор нужно выпаять из схемы и подпаять новый.

2.2 Анализ существующего технологического процесса ремонта

Производственным процессом ремонта называется вся совокупность действий, осуществляемых с момента поступления объектов ремонта на завод или в мастерскую до получения полностью отремонтированной продукции.

Ремонтным фондом называются детали, агрегаты и бытовые машины, поступающие на ремонтные предприятия для ремонта. В процессе ремонта необходимо выполнять различные работы, в том числе: принять в ремонт, получить материалы и запасные детали, проверить их, организовать транспортировку и хранение, подготовить и разобрать агрегаты и бытовые машины; очистить от грязи и масла детали, рассортировать детали на годные и негодные, отремонтировать детали с дефектами; собрать узлы и агрегаты, собрать и испытать машину, обеспечить снабжение рабочих мест электроэнергией, воздухом и т. п.

Технологическим процессом ремонта называется часть производственного процесса, связанная с разборкой, сборкой и воздействием на изношенные детали с целью получения требуемых размеров, формы, взаимного расположения поверхностей, их шероховатости, а также физико-механических свойств.

Многообразие производственных процессов обусловливается уровнем развития специализации ремонтных предприятий. При ремонте бытовых машин целесообразны все три формы специализации, т. е. предметная, технологическая и подетальная. Степень расчлененности производственного процесса ремонта бытовой машины зависит от ее конструкции и программы ремонтного предприятия. При большой программе производственный процесс расчленяется на большое число составных частей и выполняется на большем числе рабочих мест, при небольшой - на меньшем. Если машина состоит из легко отделяемых компактных агрегатов, то производственный процесс можно расчленить более четко и многие операции ремонта выполнять параллельно (ремонт мотор-компрессора, испарителя, конденсатора и т. д.).

Типы ремонтных производств. В связи с тем, что ремонтные заводы между собой существенно различаются по величине производственной программы, оснащенности оборудованием и организацией производства, целесообразно различать следующие три типа ремонтных производств: массовое, серийное, индивидуальное.

Под массовым ремонтным производством подразумевается такое, в котором бытовые машины, агрегаты или детали ремонтируются в большом количестве непрерывно и в течение длительного времени. Характерной особенностью массового ремонта производства является закрепление за большинством рабочих мест только одной операции, постоянно повторяющейся в течение всего времени ремонта данного объекта. Закрепление за рабочим местом постоянно повторяющейся технологической операции при большом количестве ремонтируемых деталей, обусловливает возможность использовать специальное оборудование, специальные приспособления, механизировать трудоемкие процессы и расположить оборудование по ходу технологического процесса ремонта в виде поточных линий.

Серийным ремонтным производством называется такое, в котором бытовые машины, агрегаты и детали ремонтируются сериями (партиями), регулярно повторяющимися через определенные промежутки времени. Характерной особенностью этого вида производства является то, что на большинстве рабочих мест выполняется несколько повторяющихся технологических операций. По такому принципу организуется обработка ремонтируемых деталей на большинстве ремонтных заводов по ремонту полнокомплектных бытовых машин и с полным комплексом ремонтных работ. В зависимости от размера серии серийное производство бывает крупносерийным, серийным и мелкосерийным.

Индивидуальным ремонтным производством называется производство, в котором подвергают ремонту небольшое количество машин и агрегатов без обезличивания деталей. Характерной особенностью этого производства является выполнение на большинстве рабочих мест неповторяющихся технологических операций и повторяющихся через неопределенные промежутки времени. В индивидуальном ремонтном производстве также используется универсальное оборудование и универсальные приспособления, но машины и агрегаты разбираются и собираются непоточно; также непоточно обрабатываются ремонтируемые детали.

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонты подразделяются на следующие виды: текущий, средний и капитальный. Осуществление всех перечисленных видов ремонта необязательно для всех машин и зависит от их конструктивной сложности. Ремонт бытовых машин можно выполнять следующими методами.

При индивидуальном методе все агрегаты, узлы и детали после ремонта должны быть установлены на ту же машину, с которой они были сняты. Основным недостатком является длительный простой машины в ремонте, так как между окончанием разборки и началом сборки проходит значительное время, требующееся для ремонта деталей.

При обезличенном методе машину подвергают разборке на узлы и детали, поступающие в ремонт, обезличенно. Ремонтируемую машину собирают частично или полностью из узлов и деталей (для однотипной машины), ранее отремонтированных или новых, взятых со склада. Этот метод ремонта является более прогрессивным. Применение этого метода требует создания необходимого фонда оборотных узлов и агрегатов.

При агрегатно-узловом методе ремонта отдельные агрегаты и узлы по мере возникновения необходимости в капитальном ремонте должны быть сняты с машины и заменены запасными, заранее отремонтированными или новыми. Этот метод ремонта применяется для машин, конструктивно легко расчленяемых на узлы и агрегаты при абонементном техническом обслуживании. Основными преимуществами этого метода являются: сокращение сроков нахождения машин в ремонте, повышение коэффициента технической готовности машин, равномерность загрузки цехов ремонтных предприятий и улучшение использования их площадей, возможность специализации рабочих на ремонте отдельных узлов, повышение производительности труда и снижение себестоимости.

Последовательно-узловой метод ремонта, сущность которого состоит в том, что узлы, подлежащие ремонту, заменяют не на ремонтном предприятии, а непосредственно на месте работы бытовой машины у потребителя. Этот метод перспективен при абонементном техническом обслуживании. Оборудование и технология ремонта бытовой техники: Учеб. пособие для студентов вузов / Болгов И.В., Набережных А.И., Фишман Б.Е., Баринов В.В. - М.: Легкая индустрия, 1978. 311 с., ил. Таким образом, работоспособность бытовой машины, находящейся во время эксплуатации, поддерживается не за счет отправки ее периодически в средний и капитальный ремонт, а путем последовательной замены комплектов наношенных деталей через строго рассчитанные промежутки времени. Что же касается труппы узлов и деталей (ремонтные комплекты), снятых с машины, то их обезличивают и направляют на ремонтные предприятия. Этот метод ремонта способствует:

сокращению простоев машин в ремонте и повышению их производительности благодаря увеличению коэффициента технической готовности;

снижению затрат на ремонт, так как полностью используется работоспособность агрегатов и узлов;

увеличению пропускной способности ремонтных предприятий, так как они освобождаются от ремонта самих машин, созданию возможности дальнейшей специализации ремонтных предприятий и внедрению прогрессивных способов ремонта деталей;

значительному сокращению транспортных расходов в связи с тем, что на ремонтные предприятия отправляют только узлы машин.

Применение этого метода ремонта требует соответствующего парка однотипных бытовых машин и необходимого количества агрегатов и узлов оборотного фонда.

2.3 Разработка усовершенствованного технологического процесса ремонта

Технологический процесс ремонта электробритв представлен технологической схемой.

Рисунок 2.1 Схема технологического процесса ремонта электробритв

Дефектация электробритвы осуществляется с целью определения ее комплектности и состояния внешнего вида деталей и сборочных единиц.

Проверка электрических цепей:

- сопротивление изоляции;

- отсутствия обрыва;

- диэлектрической прочности изоляции;

- проверка корректированного уровня звуковой мощности;

- проверка на запуск при понижении напряжения на 10% по отношению к его номинальному значению.

Разборка осуществляется путем замены дефектных сборочных единиц на новые или заранее отремонтированные.

Возможное содержание ремонтных работ:

- замена зубчатых колес;

- замена якоря;

- замена катушек статора.

Сборка электробритвы осуществляется в обратной последовательности, соблюдая типовой технологический процесс.

Завершающий этап - контроль качества ремонта электробритв. Он включает проверку электрических цепей:

- сопротивление изоляции;

- отсутствие обрыва;

- проверка электрической прочности изоляции;

- проверка потребляемой мощности в режиме холостого хода ;

- проверка на запуск при понижении на 10% по отношению к ее номинальному значению;

- проверка корректированного уровня звуковой мощности.

Технологический процесс ремонта. Производственный процесс ремонта бытовых машин при различной специализации предприятий с полным комплексом ремонтных работ на специализированном объединении Рембыттехника приведен на рис. 2.2.

Положительным моментом подобной организации ремонта являются небольшие транспортные затраты и более простое регулирование поставок, требующихся для сборки машин, агрегатов и деталей. Кроме того, здесь по-видимому, оборотные средства будут меньшими по сравнению с другими формами организации производства, так как время производственного цикла ремонта не будет содержать затрат времени на транспортировку деталей и агрегатов.

Типовые технологические процессы и технические условия на ремонт бытовых машин разрабатываются на основе данных исследований, заводских технических условий на изготовление бытовых машин и передового опыта их ремонта. Производственный процесс ремонта бытовых машин включает в себя разработку технологических процессов и технических условий на каждый вид работ с указанием технологической последовательности выполняемых операций, приемов и переходов; составление спецификаций деталей к сборочным технологическим картам; нормирование работ; составление технических заданий на разработку конструкций нестандартного оборудования и другой оснастки; определение средств и методов контроля.

Технологические процессы оформляются в виде технологических карт, формы и содержание которых определяются характером технологических процессов и степенью детализаций технологии.

Ввиду большого разнообразия конструкций и наименований бытовых машин проектирование производственного процесса их ремонта во многих случаях выполняется на основе типизации -- по типовым деталям и типовым бытовым машинам.

Под типизацией процессов подразумевается классификация сходных деталей бытовых машин по типам и разработка единых типовых технологических процессов ремонта по каждой классификационной группе деталей или машин, с отдельными техническими условиями по всем размерам деталей.

Задачей каждого технологического процесса ремонта является наиболее экономичное воспроизводство машин или их комплекса, отвечающих их служебному назначению.

В соответствии с этой задачей разработка технологического процесса ремонта бытовых машин должна осуществляться в такой последовательности:

ознакомление со служебным назначением бытовой машины;

изучение и критический анализ технических условий и различных норм (точности, производительности, КПД, расхода электроэнергии), определяющих служебное назначение машины;

ознакомление с намечаемым количественным выпуском отремонтированных машин в единицу времени и общим количественным выпуском машин по неизменяемым чертежам;

изучение рабочих чертежей машины и их критический анализ с точки зрения возможности выполнения отремонтированной машиной ее служебного назначения, намечаемых способов восстановления качественных показателей и точности, требуемых служебным назначением; выявление и исправление ошибок, допущенных при конструировании и производстве бытовых машин;

разработка технологического процесса разборки и сборки машин, обеспечивающего возможность выполнения ими служебного назначения и выявление требований технологии общей разборки и сборки к конструкции машины, сборочным единицам и деталям;

анализ служебного назначения сборочных единиц и разработка последовательности технологического процесса их разборки и сборки, регулировки и испытания; выявление требований технологии разборки и сборки к деталям, составляющим сборочные единицы, и к конструкции сборочных единиц;

изучение служебного назначения деталей, критический анализ технических условий и требований к деталям со стороны технологии разборки, сборки, выявление требований к конструкции деталей;

выбор технологического процесса наиболее экономичного получения заготовок с учетом использования прогрессивных методов восстановления рабочих поверхностей (методы наплавки, напыления, хромирования и т. д.) и служебного назначения деталей;

разработка наиболее экономичного технологического процесса обработки восстановленных поверхностей деталей; внесение корректив в технологию сборки или конструкцию деталей;

планировка рабочих мест и расстановка оборудования, подсчет загрузки и внесение необходимых корректив в технологический процесс;

проектирование и изготовление инструмента, технологической оснастки и оборудования; опробование их и внедрение в производство;

внесение в технологический процесс всех корректив.

1

Рисунок 2.2 Технологический процесс ремонта

Техническая документация на ремонт бытовых машин. Основу технологической подготовки производства составляет техническая документация на ремонт машин. В зависимости от особенностей организации производства и его масштабов (размеры производственной программы) изменяется и содержание технической документации.

В соответствии с ГОСТ 2602--68 техническая (ремонтная) документация включает в себя рабочие конструкторские документы, предназначенные для подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля изделия после ремонта. Техническую документацию составляют раздельно на текущий (малый), средний и капитальный ремонт бытовой машины.

К технической документации, используемой при ремонтных работах, относят: чертежи; кинематические, гидравлические и электрические схемы; схемы смазки; технологические (операционные) карты на ремонт; спецификации; технические условия; технические расчеты; технические описания; инструкции по эксплуатации; паспорта; схемы и технологические карты на разборку и сборку; ведомости комплектации.

Для каждой модели ремонтируемой бытовой машины составляется альбом конструкторской документации. Альбом должен содержать: заглавный лист; фотографию бытовой машины; лист содержания альбома; лист замечаний; кинематическую, гидравлическую, пневматическую и электрическую схемы; схему смазки; спецификации узлов и сменных деталей, спецификации подшипников качения, ремней и других покупных изделий; чертежи общих видов; чертежи монтажные; рабочие чертежи сменных деталей; ремонтные чертежи деталей.

Ремонтные чертежи. В соответствии с ГОСТ 2604--68 к ремонтным относят чертежи, предназначенные для ремонта деталей, для ремонта сборочных единиц, для сборки и контроля отремонтированного изделия, изготовления дополнительных деталей и деталей с ремонтными размерами.

Ремонтные чертежи составляют на основе рабочих чертежей, предназначенных для изготовления изделия; анализа допусков; дефектных ведомостей и перечня типовых неисправностей или величины износа отдельных деталей в зависимости от сроков их работы, установленных изучением эксплуатационных данных для каждого изделия; проверенных на практике способов ремонта.

В комплект ремонтных чертежей изделия, кроме чертежей, перечисленных выше, входят: чертеж габаритный, если в результате ремонта должны измениться габаритные размеры изделия; чертеж монтажный, если в результате ремонта составных частей изделия изменяются графически изложенные условия монтажа по сравнению с условиями в монтажных чертежах, входящих в комплект конструкторской рабочей документации; схемы, если в процессе ремонта в электрическую, кинематическую и подобные схемы изделия должны быть внесены изменения; спецификации; ведомость спецификаций; ведомость ссылочных документов, если в перечисленных документах имеются ссылки на документы, которые не входят в комплект ремонтных документов изделия; рабочие чертежи для изготовления инструментов и принадлежностей, входящих в состав ЗИП, если в результате ремонта изделия требуется применять инструменты и принадлежности с измененными присоединительными размерами.

Допускается в комплект ремонтных чертежей включать анализы размерных и кинематических цепей, расчеты отремонтированных деталей и сборочных единиц на прочность, инструкции по ремонту и др.

На ремонтных чертежах указывают только размеры, предельные отклонения, зазоры и другие данные, которые должны быть выполнены и проверены в процессе ремонта и сборки изделия.

На детали, которые при ремонте не могут быть разъединены (неразъемные соединения), отдельные чертежи не выпускают.

На ремонтных чертежах, как правило, проставляют цифровые предельные отклонения размеров. При указании предельных отклонений размеров условными обозначениями (например, А, Аз, С, Н) помещают их числовые значения в скобках рядом с условными обозначениями.

Места, подлежащие ремонту, показывают на чертеже сплошной основной линией, остальные изображения -- сплошной тонкой линией.

Если у отдельных элементов ремонтируемой детали меняется конфигурация, то измененную часть детали показывают на чертеже сплошной основной линией, а неизмененную часть -- сплошной тонкой линией.

На чертеже детали, ремонтируемой сваркой, наплавкой, нанесением покрытий, рекомендуется выполнять эскиз подготовки соответствующего участка детали к ремонту.

При применении сварки и пайки на ремонтном чертеже указывают наименование, марку, размеры материала, используемого при ремонте, а также номер стандарта на этот материал.

Если при ремонте детали надо удалить изношенную часть и заменить ее новой, то на эскизе подготовки детали к ремонту удаляемую часть детали заштриховывают пунктирной тонкой линией.

Заготовку для новой части детали вычерчивают на отдельном ремонтном чертеже.

На ремонтном чертеже детали, для которой установлены пригоночные размеры, при необходимости указывают установочные базы для пригонки деталей «по месту».

Разработка карт технологических процессов ремонта деталей. В практике ремонтного производства бытовых машин используют три формы карт: операционные, маршрутно-технологические и технологические.

Операционные карты разрабатывают для каждой операции технологического процесса в отдельности и оформляют на отдельном листе.

Такие карты получили преимущественное распространение на специализированных ремонтных предприятиях, где технологический процесс ремонта детали расчленен на большое количество операций с поточной расстановкой оборудования для их; выполнения.

В этих картах помещают: операционный эскиз обработки с указанием базы крепления детали; операционные размеры и допуски, технические условия; наименование переходов и последовательность их выполнения; инструмент (режущий и мерительный); приспособления; нормативы времени и разряд работ.

Маршрутно-технологические карты разрабатывают для комплексного технологического процесса, когда в деталях устраняют дефекты при определенном их сочетании. В такие карты вносят наименование и номенклатурный номер детали, марку машины, количество деталей на одну машину, твердость, массу детали и номер маршрута. Все эти данные помещают в заглавной части карты.

В основной части маршрутно-технологической карты указывают номера операционных карт, последовательность выполнения и краткое содержание операций, оборудование, приспособления, инструмент, время, необходимое на выполнение операции, и разряд работы.

Технологические карты, включающие в себя все технологические операции ремонта детали, применяются в основном при мелкосерийном производстве.

В перечисленных картах указывают дефекты детали: последовательность выполнения отдельных операций по устранению дефектов; перечень переходов (установок) каждой операции; эскизы установки детали для наиболее сложных операций; приспособления, инструмент, нормы времени и разряд работы для каждого перехода и операции.

Как указывалось выше, технологический процесс ремонта деталей складывается из двух законченных процессов: получение ремонтной заготовки и механической обработки деталей.

Форма операционных карт технологического процесса и по-
рядок их разработки в обоих случаях одинаковы. Разница лишь
в том, что для процесса наращивания изношенных поверхностей
под режимом следует понимать режим наращивания.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты