История психологии как самостоятельная наука
p align="left">Душа имеет три области - область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного, которые наделены разной степенью осознанности. Субъективность человеческих знаний тесно связана с познавательной активностью: человек в процессе познания любого предмета вносит собственное представление о нем, основанное на своем жизненном опыте, и поэтому уже на начальной стадии познания невозможно отграничить истинность, объективность предмета от субъективного понимания его человеком. Но это не означает, что человеческое познание реальности не может быть объективным, так как восприятие и понимание основных качеств предмета или явления у большинства людей совпадают и поэтому отражают объективную картину мира. Значение представлений Лейбница о психике человека заключается в том, что они изменили и расширили представление о психическом, выявив его важнейший компонент - бессознательную психику, идея которой впоследствии очень широко разрабатывалась в глубинной психологии, в частности в психоанализе 3. Фрейда. 21. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОМАСА ГОББСА Тамас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц, критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека. Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс был ярым последователем механики Галилея, то считал, что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. На основании этого Гоббс делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам. Создавая на основе такого понимании природы свою теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, которые, по его мнению, возникают только благодаря воздействию на них внешнего материального объекта. Вслед за ощущением возникает представление, которое, будучи произведенным по закону инерции и являясь ослабленным следом самого ощущения, образует за собой цепь мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом в таком порядке, в котором возникали первичные образы, т, е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматривалась еще в античной психологии Пшеном и Аристотелем, однако Гоббс первым придал ассоциации статус универсального закона психологии, дал начало практическому изучению этого явления. Очень важной для дальнейшего развития психологической мысли является критика Гоббсом понятия «врожденных идей' Декарта, так как ведущим в познании, по мнению Гоббса, является не -рацио», или разум, а -эмпи-рио', или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в ХГХ-ХХ вв. серьезное развитие. 22. ПОНЯТИЯ СОЗНАНИЯ И ОПЫТА, ДУШИ И АССОЦИАЦИЙ У ДЖ. ЛОККА Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон. Понятия сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии. Понятие души. Принцип наблюдения применялся и к изучению души. Душа, как и все в сознании человека, является -чистым листом', и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда. Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связаны, е сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че рез сознание, а способом избавления от ассоциации - время. Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущении (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемы и ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации. 23. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Идеи просветителей носили революционный характер. В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления: 1) эмпиризм, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт кап основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом; 2) сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным. Оба направления отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития; 3) ассоцианиэм как направление в идеалистическом учении о душе. Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов: - на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания; - на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления; - третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. 24. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДАВИДА ГАРТЛИ Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество. Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -большой и малый. Работа большого круга вибрации: вибрации в окружзю-щей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения. Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит. Б психике существуют непознаваемые представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. Душевная жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов: 1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств; 2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящих в отсутствие самого предмета; 3} чувств, отражающих силу вибрации. 25. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ГАРТЛИ. Все способности человека объясняются через механизм ассоциаций. Мышление не существует в системе психики человека как самостоятельный процесс, а обусловлено механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений основано на пассивном отражении сознанием идей через механизм ассоциаций, а новые мысли и представления являются комбинацией или разложением старых идей. Память вмещает в себя два понятия - собственно память, которая является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, и воображение, которое появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является основой обучаемости. Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстями и являются движущей силой поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования вопи лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью; слово (его физический базис - вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде. Но в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами 26. ПОНЯТИЕ АССОЦИАЦИИ У ДЭВИДА ЮМА. Дэвид Юм (1711-1776) считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Все человеческое познание есть ассоциация идей. Единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так как в процессе самонаблюдения человек видит лишь комплексы перцепций, последовательно сменяющих друг друга, а не впечатления о субстанции или причинности возникших объектов. Структура опыта, а следовательно, и сознания такова: опыт состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмоции (или страсти], и из «идей», которые являются копиями этих впечатлений. Внутри сознания существуют два класса феноменов. К первому классу принадлежат впечатления и идеи, которые, в свою очередь, делятся по субъективным признакам - живости, силе и другим качествам - и информацию о которых сознание получает только через интроспекцию. Ко второму классу принадлежат идеи, или факты сознания, которые зависят от впечатлений (других фактов сознания] и следуют друг за другом по определенным правилам. Это течение обусловлено лишь стереотипами, привычками самого человека, т. е. знание о причинности не рассматривается как изначально данное, а появляется у индивида опытным путем. Механизм формирования этого знания следующий: два последовательно или параллельно появившихся объекта в сознании человека могут иметь некую связь, например, удовлетворение чувства голода с помощью хлеба дает индивиду мнение о том, что в будущем хлеб также поможет удовлетворить его чувство голода. На формирование вывода о том, что два явления связаны между собой, влияет принцип ассоциации. Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым в развенчании популярного в то время представления о душе как особой божественной сущности, отвечающей за соединение отдельных психических феноменов. Согласно Юму, душа представляет собой экран, на котором последовательно отражаются все идеи и впечатления человеческого существования. 27. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ У ДЖОРДЖА БЕРКЛИ Джордж Беркли (1685-1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на Ньютоновы представления, но стремился доказать производность физического пространства от сознания. Сознание есть то, что человек воспринимает. При объяснении факта того, что разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, используется категория особого божественного сознания, которым обладают все люди, и именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям. Источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений - зрительных, двигательных, мышечных, осязательных. Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощью мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения глазных мышц. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания, изложенную в книге «Опыт новой теории зрения» (1709), Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке). Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посредством восприятия. 28. СТАНОВЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В XVIII В. В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъект, на который могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума. Развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индивидуальную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества. Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиологии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей. Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу являются единственно верным источником получения научного знания. 29. УЧЕНИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ Э. КОНДИЛЬЯКА Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощущение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние. Существует следующая схема формирования всех психических способностей через первичность обоняния: 1} Этап первый - возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущение - прошлое и наличное; 2) этап второй - возникает суждение, также основанное на ощущении, так как внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение; 3) этап третий - возникновение потребности на основе сравнения двух ощущений - удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения; 4) далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности; 5) на основе потребности создаются воля и желание; 6) взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды. Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения. 30. ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО К. ГЕЛЬВЕЦИЮ. К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения. 1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной. 2. Ощущения являются базой для всех остальных человеческих способностей. 3. Внимание является основой для выполнения любых умственных операций, так как обусловливает сравнение идей. 4. Внимание основано на усилии, которое, в свою очередь, вытекает из интереса человека к чему-либо. 5. Интерес является движущей силой и формирует стремление человека к счастью, которое определяется как физическое удовольствие. 6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви. 7. Качество и совершенство органов чувств, через которые реализуется врожденная способность к ощущению, не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди имеют одинаковый изначальный уровень способностей к восприятию ощущений. 8. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента. 9. Причиной различий не являются ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия. 10. Субъективно приобретенным феноменом человеческой психики являются страсти, которые и есть движущая сила мышления, и случайные необъективно происходящие внешние воздействия, т. е. случай. 11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. развитию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продул и результат воспитаний и, более того, является сублимацией физического наслаждения. 12. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях разных людей. 31. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ Ж. Ж. РУССО Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» все существующие до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал следующие принципы развития и воспитания ребенка. 1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания. 2. Помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, связанные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю. Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя 4 этапа, 1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка. 2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сенсорных способностей ребенка, и в первую очередь способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышления. 3. Третий период- с 12 до 15 лет- необходимо посвятить обучению ребенка, так как основа мышления - ощущение - уже сформирована. 4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию. Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии. 32. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки. В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности. И. Михайлов в своей книге 'Наука о душе", ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики - ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений. М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды. А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи. 1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики. 2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов. 3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи. 4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании. 5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями. 6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима, вечна. 33. НЕМЕЦКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XIX В. КОНЦЕПЦИЯ И. Ф. ГЕРБАРТА И. Ф. Гербарт( 1776-1841), основоположник немецкой эмпирической психологии, выдвигает следующие положения о природе человека. 1. Предметом любого психологического исследования являются факты сознания, а методами их изучения - наблюдение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но не эксперимент. Для получений достоверных фактов необходимо использование методов математики. 2. Простейшими элементами психики являются представления, определяемые как возникающие под влиянием внешних объектов образы восприятий. 3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности представления: а) ясное сознание (апперцепция), содержанием которого являются представления с максимальной степенью ясности; 6} сознание (перцепция), вмещающее в себя менее ясные представления и образы; в) бессознательное, т. е. область сознания, имеющая в своем составе представления, подавленные содержаниями двух других уровней. 4. Каждое, находящееся на определенном уровне сознания представление может перемещаться с одного уровня на другой в разные моменты времени. 5. Сознание человека находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или менее осознаваемые представления. 6. Выделяются следующие причины, обусловливающие степень интенсивности, ясности представления и нахождение его на одном из трех уровней сознания: - сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости для субъекта; - отсутствие препятствий (например, более сильных впечатлений); - прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слияние которых с новым поступившим в сознание впечатлением называлось -апперцепцией». 7. Чувства и воля как отдельные феномены в сознании не присутствуют, а являются результатом взаимодействия представлений между собой через стеснение в сознании одного или нескольких из них, и это вызывает чувство неудовольствия, а также чувство удовольствия, если происходит устранение этого стеснения. 34. АНГЛИЙСКАЯ АССОЦИАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XIX в. Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа. 1. Первый этап - начало ХК в. - расцвет ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положении этой концепции. Главными представителями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль. 2. Второй этап - середина ХК в. - переломный период, когда происходил пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Это проявилось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэма. 3. Третий этап - конец ХК в. - кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Э. Спенсер. Заслугами ассоцианистов являются: - введение в область психологического знания и дальнейшее развитие понятия опытного, прижизненного формирования содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и развития; - введение понятия и теории ассоциации, которые также оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения; - «узаконивание» самонаблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии. У данной концепции существуют следующие недостатки и заблуждения: - признание только опытных, прижизненно сформированных феноменов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих достаточное влияние на его развитие; - описательность самой концепции, отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни; - отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к феномену ассоциации или области чувств и ощущений. 35. УЧЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИЯХ Т. БРАУНА. Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдвигает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышлении, ощущениях. 1. На появление в сознании той или иной ассоциации влияют физиологические особенности индивида, например природные задатки, состояние его здоровья, а также особенности производимого внешним объектом воздействия на органы чувств (а именно их сила и новизна), которые, в свою очередь, продуцируют ощущения. 2. Процесс мышления определяется как выдвижение из множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных ассоциаций той, которая максимально соответствует решению поставленной задачи. 3. Душевные явлен™ не подчинены материальным субстанциям организма, в частности мозгу, а существуют по собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. 4. Все душевные операции делятся на два вида: первый вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания локализуются в различных участках мозга, второй вид - относительные внушения - это все остальные связи. 5. Метод самонаблюдения является единственно верным методом исследования сознания. 6. Механистическое объяснение всех душевных явлений: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме составляющих его более простых. 7. Биологизированное понимание человеческих потребностей, т. е. признание первичности жизненно важных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их к области чувственных процессов сознания на основании определения потребности как ассоциации между двумя чувствами - чувством неудовольствия как реакции на голод или иной стимул и желанием удовлетворить это чувство посредством какого-либо предмета или объекта. 8 результате взаимодействия этих двух чувств возникает ассоциация и, следовательно, потребность определенного рода. 36. АССОЦИАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ. СТ. МИЛЛЯ Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и экономист, является представителем классического ассоцианизма. Им утверждаются следующие законы функционирования и особенности психики человека. 1. Рассмотрение сознания с механистической точки зрения, как машины, функционирующей на основе законов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а только идеи и представления, полученные опытным путем и сформированные из простейших ощущений. 2. Все идеи и представления формируются лишь на основе ощущений по законам ассоциации, которые позволяют идеям и представлениям измениться, соединяться и группироваться друг с другом. 3. Выделение трех основных законов формирования ассоциаций: - процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависит от состояния и порядка существования оригиналов этих идей - самих ощущений; - сила и активность ассоциируемых ощущений: чем сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления за ним каких-либо идей; - частота повторения ощущения прямо пропорциональна формированию идеи: чем чаще повторяется одно и то же исходное ощущение, тем более вероятно закрепление за ним соответствующей идеи. 4. Описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию: - первый этап - появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо; - второй этап - активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия исходному представлению; - третий этап - нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, припоминание этого представления на основе найденной идеи. 37. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Д. БЭНА. А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. А. Бэн выдвигает следующие идеи ассоциативной психологии. 1. Рассмотрение процессов сознания через их связь с телесной организацией и изучение тех явлений и уровней психической жизни, которые имеют непосредственную и очевидную связь с физиологической составляющей организма и минимально зависят от сознания. Такими феноменами человеческой психики являются рефлексы, навыки и инстинкты. Раньше этим феноменам не придавалась столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна в том, что он сделал эти явления предметом глубокого изучения, расширив тем самым область изучения психологии, которая раньше сводилась исключительно к изучению феноменов сознания. 2. Метод исследования - наблюдение и на его основе описание фактов. 3. Произвольные движения рассматриваются как спонтанные и имеют причину происхождения в активности нервной системы. С введением область изучения понятия спонтанности возникает понятие творческой активности, 4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между каким-либо движением, совершенным организмом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм формирования навыка сводится к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью селекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения подходящих из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб и ошибок. 5. Учение об ассоциациях Бэнэ является главным пунктом его отхода от классического ассоцианизма, так как вводится понятие творческой ассоциации как способности ума составлять новые комбинации, отличные от тех, которые были сформированы опытным путем. Изменяется само понятие ассоциации, ранее объясняемое как комбинация прежних впечатлений. 38. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО АССОЦИАНИЗМА ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ, в своей теории сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции. Предметом изучения в психологии должно стать не только сознание, но и поведение, рассматриваемое как связь сознания с окружающей средой. Задача психологии - изучение соотношения и ассоциаций поведения с сознанием. Учение Спенсера о психике содержит следующие основные положения. 1, Возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды, ее задача - приспособление внутренних отношений к внешним. 2. Психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все более усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной условия жизни. 3. Исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью, и на его основе формируется любое другое, более сложное средство психической жизни. 4, Все средства приспособления индивида к окружающей среде располагаются в поле двух субъектов психики: ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся в сознании и являются высшими формами приспособления, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы приспособления. 5. Ассоциации - это механизмы, обусловливающие приспособление и адаптацию индивида к окружающей среде. 6. Сознание не является - чистым листом», а имеет в своем составе как связи, сформированные под воздействием внешних объектов и являющиеся результатом накопленного при жизни индивидуального опыта, так и связи, имеющие наследственную природу. 7. Разум, интеллект, являясь высшей формой приспособления, имеет решающее значение для успешной адаптации и выживания организма в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. 39. ВЛИЯНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ Ч. ДАРВИНА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Эволюционная теория Ч. Дарвина содержит в себе следующие основные положения. 1, Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды. 2, В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству. 3, Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению, т. е. психика рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде. Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. 1. Изменение предмета психологии на основе принципа соотношения "организм - среда- с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь. 2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды: организм рассматривается не как пассивная неизменная машина со сформированными физическими и психологическими функциями, а как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность. 3. Возникновение зоопсихологии как отрасли психологии, изучающей различия психики человека и животного на основе принципа происхождения человека от животного. 4. Развитие возрастной психологии, понимающей эволюцию ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества и сформировавшей общие законы оптимального развития ребенка, например знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, когда внешнее воздействие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития. 5. Возникновение дифференциальной психологии, предметом которой стало изучение индивидуальных различий между людьми и факторов, обусловливающих эти различия. 40. РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ. ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА Эрнст Вебер (1795-1878) стоял у истоков психофизики и психометрии. Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты, показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов. В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887) разрабатывал законы зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие идеи: 1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей, 2. Введение термина «порог ощущений и разностный порог», означающего ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы и качества раздражителя. 3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которою заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии. Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Используемый Г. Фехнерои метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида (закон Веберэ-Фехнера) позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике. 41. ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Г. ГЕЛЬМГОЛЬЦА И Э. ПФЛЮГЕРА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Герман Гельмгольц (1821-1894) внес огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения, разделив психику и сознание в созданной им теории восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|