|
История психологии как самостоятельная наука
p align="left">4. Схема удовлетворения потребности такова: в психологическом поле индивида возникает потребность, обусловливающая напряжение, которое требует разрядки. Возникающие в поле из окружающей среды феномены способствуют или не способствуют разрядке в зависимости от того, какой заряд они имеют по отношению к потребности. Если феномен имеет положительный заряд, то разрядка происходит, при отрицательном заряде разрядки напряжения не происходит, потребность не удовлетворяется, поиск в поле соответствующего феномена продолжается.5. Завершенные действия (т. е. гештальты) не удерживаются в сознании и отодвигаются е фон, в то время как незаконченные действия остаются в поле сознания и помнятся вплоть до их завершения. 7. Группа, так же как и индивид, имеет свое психологическое поле и свои динамические законы: изменение одной части группы ведет к изменениям в другой ее части. Взаимодействие группы и индивида происходит по тому же закону: изменение в группе провоцирует изменения в поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот, происходящие внутренние изменения индивида обусловливают сходные процессы в группе. 62. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и его ученик Л. Леви-Брюль (1857-1939) создали социологическую концепцию и разработанный на ее основе общественно-исторически и подход к психике человека. Основные положения французской социологической школы: 1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную природу - биологическую, включающую в себя всю совокупность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и социальную, включающую в себя усвоение общественного опыта, и это отличает человека от животного, которое не обладает социальной психикой. 2. Биологическая часть индивида имеет корни в его организме, а социальная формируется благодаря обществу, культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально обусловлено. 3. Коллективные представления, являясь структурой общества, закрепляются в языке и таким образом передаются из поколения в поколение и в индивидуальное сознание, при этом они не имеют высокой степени осознанности и понимания и часто могут носить аффективный характер. 4. Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознаний и представляется неосознанным. В этом состоит принципиальная ошибка данной школы в понимании сознания. 5. Сознание изменялось вместе с развитием общества. Когда появилось разделение труда, к сознанию стали предъявляться новые требования, обусловившие необходимость выбора индивидом своего места в новой системе, что в результате привело к индивидуализации сознания. Первобытное сознание включало в себя только коллективные представления, а позже к ним прибавились индивидуальные представления. 6. Умственная деятельность человека, так же как и его сознание, биполярна - она имеет как рациональную сторону, выражающуюся в общих логических законах мышления, так и иррациональную, составляющей которой являются религия, понятие о душе и иные верования, присутствующие в психике современного человека и по сей день. 63. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В. ДИЛЬТЕЯ Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описательной психологии - еще одного направления, возникшего в результате «открытого кризиса*. Основные идеи описательной психологии: 1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни. 2. Методом описательной психологии является пони-манне, которое принципиально отличается от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни. 3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развитии ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным. 4. Личность - целостная структура, которая включает в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой. 5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры. 6. Центральным пунктом человеческой природы с точки зрения ее истерического развития является переживание, которое выступает как некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле, а причинами активности переживания являются индивидуальные ценности, Историческая ценность концепции Дильтея: - расширение понимания природы человеческой души, не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей; - введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы; - введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы. 64. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате 'открытого кризиса', и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах. Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления: 1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы; 2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии; 3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека; 4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному; 5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике. Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате -открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона. 65. ПСИХОАНАЛИЗ 3. ФРЕЙДА. Психоанализ (от греч. р$ус(ю - душа и апа!уз1В - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда -Толкование сновидений- (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа. Основные положения и принципы психоанализа 1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии. 2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. 3. Выделяются три уровня психической жизни: - сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены; - предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию; - бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т, п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством. 66. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА 3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели. 1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики. 2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид. 3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэто может быть различным в зависимости от осознаваемое^ его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго. 67. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера. Стадии психосексуального развития 1. Оральная стадия (0-1 год) - для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность. 2. Анальная стадия (1-3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности. 3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола. 4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов -обучения, школы, активного физического и интеллектуального развитии ребенка. 5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет)-внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью. 68. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 3. ФРЕЙДА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ 3. ФРЕЙДА 1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе. 2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке. 3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами. 4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными. Направления критики теории 3. Фрейда: 1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества; 2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества; 3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда. 4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности. ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЛ СЛЕ-ДУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1) вытеснение желаний -- непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психи-ки «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытес-ненные мысли не теряют своей активности в бессознатель-ном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто являет-ся источником телесных заболеваний психогенной приро-ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез-ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз-личие к данной сфере, реальности. Выделяют полное по-давление -- когда болезненные переживания настолько по-давлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение -- это частичное подав- ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен-ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бур-ных аффектов, необъяснимых поступков и пр.; 2) отрица-ние -- уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» -- человек прояв-ляет яркое безразличие к логике, не замечает противоре-чий в своих суждениях; 3) рационализация -- бессозна-тельная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых мораль-ных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по-ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершен-ного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие -- под-мена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой люб-ви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция -- бессознательная попытка из-бавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее друго-му лицу, приписывание другому человеку своих собствен-ных качеств, мыслей, чувств -- т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не при-нимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, че-ловек утверждает, что «некоторые евреи -- обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проек-цией также объясняются социальные предрассудки и фе-номен «козла отпущения», поскольку этнические и расо-вые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных лич-ностных характеристик; 6) замещение -- проявление эмоционального импуль-са переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на правлено против самого себя: враждебные импульсы, адре-сованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя; 7) изоляция -- отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделейности, раздвоенности личности, к неполному «Я»; 8) регрессия -- возвращение на более ранний, прими-тивный способ реагирования, устойчивые регрессии прояв-ляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаи-вает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случа-ях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безо-пасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних пери-одах жизни. Более мягкие проявления регрессии у взрос-лых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью. Все люди в какой-то степени используют защитные меха-низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами: * они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля-ются средствами самообмана; * они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя-тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека. Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов: * реалистическая тревога -- эмоциональный ответ на уг-розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес-печить самосохранение; * невротическая тревога -- эмоциональный ответ на опас-ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо-собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия; * моральная тревога -- когда ЭГО испытывает угрозу на-казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или дей-ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения; * социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю-чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей-ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош-лые или настоящие грехи. Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж-дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро-за исходит от конкретного внешнего источника, при невро-тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер-ного возбуждения инстинктов -- позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш-ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней-трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин-стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф-рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности. 69. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА. К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация. Структура личности имеет три части. 1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно. 2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. 3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы». Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением - «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер. 70. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА У К. Г. ЮНГА. Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности. 1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности. 2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу. 3. Тень -- это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное. 4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни. Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности. Типологическая модель К. Юнга Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде-лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу-щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи-нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной. Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен-денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак-ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк-страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти-пы поведения экстраверта реально определяются внешни-ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани-мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа -- истерия -- это постоянное стремление делать себя интересным и обра-щать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой. Пока экстравертная установка доминирует, наиболее развитая функция будет проявляться экстравертным обра-зом, в то время как подчиненная функция оказывается более или менее интровертной. Например, экстравертяый эмоционально-чувствующий тип в норме получает удоволь-ствие от близкого контакта с людьми, но порой ведет себя крайне бестактно, например, предлагает тост за упокой на свадьбе -- такие «ляпы» исходят из подчиненного мышле-ния, четвертой функции, которая у данного типа развита слабо, находится вне сознательного контроля. Чтобы определить ведущую функцию человека, необхо-димо смотреть, какая функция в большей степени нахо-дится под сознательным контролем, а какие имеют бессис-темный, случайный характер. Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь человека управляется на основе интеллектуально осмыс-ленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе. Мыш-ление может быть экстравертным или интровертным -- в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или на сам субъект, Экстравертный мыслительный тип любое суждение стро-ит на критерии, получаемом из внешних условий: объек-тивные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деяте-лями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством ре-альности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фана-тик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мыш-ление экстравертно, эмоционально-чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бес-сознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства. Экстравертный чувствующий тип склонен находить-ся под влиянием общепринятых ценностей, например, этот человек может восхищаться картиной не из-за субъектив-ной оценки, а потому что это находится в согласии с обще-ственной ситуацией. Эстравертные чувствующие типы обыч-но добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других. Мышление, логические зак-лючения у этих людей подчинены чувствам, мышление до-пускается как слуга чувства. Подавленное мышление при-водит к появлению мрачных мыслей о том, что жизнь мало чего стоит» что он сам ничтожество и т. п. Когда такие дур-ные мысли начинают приходить в голову, обычная реак-ция для него -- включить телевизор или отправиться на встречу с приятелем, лишь бы не оставаться одному со сво-ими мыслями. Эстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты -- и людей, и ситуации -- которые возбуждают самые сильные ощущения. Он за-мечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внима-ние на внешнюю сторону жизни (например, следит за мо-дой), ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью, часто становится грубым искателем удовольствий и острых ощущений. Внутри самого этого человека подчи-ненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, подозре-ниях, ревности, фобии. Экстравертный интуитивный тип -- у него интуи-ция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозрева-ет душу других людей. Экстравертная интуиция постоянно высматривает новые возможности, новые области, у такого человека тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее, проявляется способность диагностировать потен-циальные возможности других людей, открывать таланты. Таких людей можно встретить среди директоров предприя-тий, биржевиков-аналитиков, в изобретательских фондах, наблюдателями-экспертами в государственных структурах и т. п. Часто эти люди тратят свое время и энергию на воз-можности других людей, но мало реализуются сами, редко доводят дела до конца. У людей этого типа самая подчи-ненная функция -- это ощущения, поэтому они обращают мало внимания на свои физические потребности, не заме-чают, что устали или проголодались, могут невольно нару-шить свое здоровье -- в результате позже может возник-нуть преувеличенное внимание к своему телу, особой диете и воображаемым болезням и т. п. Интровертный тип. Отличительной чертой интровер-сии является ориентация на внутренние личностные фак-торы, на внутренний мир. Все основывается на собствен-ных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обсто-ятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистич-ным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх пе-ред незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей. Интровертный мыслительный тип направлен на те-оретическое осмысление мира, на развитие и обоснование субъективных идей и теорий. Люди этого типа безразлич-ны к мнениям других, не поддаются влиянию, но и сами не стремятся влиять на других. Они лишь представляют свою оценку реальности и совершенно не заботятся о том, как это будет воспринято. У этих людей в подавлении на-ходятся эмоции, поэтому они плохо умеют выразить свои чувства, скрытны, внешне выглядят невнимательными и высокомерными, сами часто не понимают, что они чувству-ют; порой чувство проявляется в виде «липкой привязан-ности» . Интровертный эмоционально-чувствующий тип тру-ден для понимания, поскольку мало что проявляется на его поверхности. Внешне люди данного типа кажутся бес-чувственными, но глубина их чувств велика, они несут в себе стандарты этических и моральных ценностей; это чув-ствуют окружающие и невольно вынуждены вести себя прилично в их присутствии. Они несут в себе загадочную атмосферу независимости и самостоятельности, спокойствия и тактичности, не стремятся производить впечатление или переделывать, изменять других, но и не проявляют любез-ности, предупредительности к другим людям, держатся от-страненно. Подавленное мышление у этого типа может при-водить к враждебным мыслям о том, что другие замышляют зло, интригуют против него, и человек сам начинает подо-зревать, подслушивать, интриговать, используя в своей борьбе любые средства. Интровертный ощущающий тип испытывает интен-сивные субъективные ощущения, вызванные объективным раздражителем; каждая деталь обостренно воспринимает-ся в собственной интерпретации, хотя внешней реакции не наблюдается. Подчиненная интуиция людей этого типа склонна проявляться в виде мрачных предчувствий о том, что может случиться во внешнем мире -- с их семьей или с человечеством -- в виде навязчивых мрачных идей. Интровертный интуитивный тип -- интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного, она воспринимает все, что происходит на дальних планах со-знания. Такие люди способны чувствовать еще не прояв-ленные возможности и ситуации (такие люди были шама-нами, пророками, мистическими мечтателями), но имеют недостаточно четкое представление о себе и других, с тру-дом доводят дела до конца, часто оказывается, что реаль-ность для них как бы не существует, -- они затеряны в своих фантазиях, не замечают своего воздействия на дру-гих (редко приходят вовремя, теряют вещи, с трудом под-держивают порядок и чистоту; их поведение раздражает дру-гих людей, но они остаются беззаботными и равнодушными к этому), имеют смутное представление о подробностях ре-ального мира. Подавленная функция ощущений может проявляться как зависимость от чувственных впечатлений, сверхчувствительность органов чувств, навязчивые ощуще-ния, навязчивые привязанности к определенным лицам. 71. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КРИТИКА ИДЕЙ К. Г. ЮНГА. Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга 1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы. 2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу. 3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция. 4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании). Направления критики аналитической психологии: 1. Введя понятия "коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения. 2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени. 72. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией. 1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере). 2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим. 3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости. 4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека. 5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля. 6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску. 73. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А. АДЛЕРА. Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии. 1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности. 2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы. 3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс. Критика индивидуальной психологии. Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не пассивно воспринимает мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развитии человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|