рефераты курсовые

Основы психологии

p align="left">Персонологическая концепция: Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности. Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития. Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях.

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму. Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

Одним из важных положений теории К. Роджерса является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. Человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс. Личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения.

В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.

Франкл В. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает „экзистенциальный вакуум", проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов:

Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

9. Основные положения гештальтпсихологии

Гештальт психологи критиковали тезис о том, что сознание можно разложить на элементарные составляющие и установить связи между ними. Психологи данного направления стали разрабатывать проблему целостности: свойство целого определяется самим целым, а не совокупностью входящих в него элементов. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной" конфигурации. Единицами анализа этого целого в Г.психологии выступают гештальты, как целостные образования.

При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты:

1.Ф.близости (в фигуру объединяются элементы близко расположенные),

2. Ф.сходства (в фигуру объединяются элементы сходные по некоторым параметрам (форме, цвету)),

3. Ф. "хорошего продолжения" (стремление воспринимать наиболее простые и напрашивающиеся конфигурации),

4.Ф.вхождения без остатка,

5. Ф.замкнутости (из серии взаимосвязанных и разомкнутых фигу воспринимаются замкнутые),

6. Ф.прошлого опыта.

Представителями гештальтпсихологии как школы: были М.Вертгеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования". Главным экспериментом, от которого эта школа вела свою родословную, было изучение Вертгеймером так называемого фи-феномена. С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т.е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т.е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление и было названо фи-феноменом. Фи-феномен выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нём как о мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен "фигуры и фона". Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперёд целое, отделённое от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади.

Первым теоретическим трудом была работа Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии". В ней Келлер стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т.е. гештальтов. Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, Келлер провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавались ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Главная проблема состояла в выяснении того, каким способом решается задача: происходит ли слепой поиск решения путем проб и ошибок или обезьяна достигает цели благодаря инсайту - "озарению", внезапному, спонтанному схватыванию отношений, пониманию ситуации. Келлер высказался за второе объяснение. Он объяснял удачные решения животного тем, что поле его восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации.

К.Дукнкер Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект „функциональной закрепленности", заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа („функциональное решение задачи") и фазы реализации („окончательное решение").

К.Коффка Исследовал практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги "Принципы гештальтпсихологии"

В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения". Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным), развивал Курт Левин (1890-- 1947). Он назвал ее "теорией поля", понятие о котором было заимствовано им, как и другими гештальтистами, в физике и использовалось в качестве аналога гештальта. Личность, по Левину, есть "система напряжений"; она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой ее притягивают, другие -отталкивают. Следуя этой модели, Левин совместно с учениками провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов.

10. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика

В истории психологии можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. На когнитивную психологию радикально повлияло широкое применение методов математического моделирования (например, кластерного анализа), использование методики и методологии теории информации и кибернетики, развивавшей теорию управления сложных систем. Представители когнитивной психологии рано стали осознавать, что для создания новых концепций об устройстве мозга и структуре и функциях человеческой психики необходимо объединить усилия специалистов из разных сфер знания и взять на вооружение новые предлагаемые ими методики и, прежде всего, использовать в этих целях вычислительные машины, компьютеры. Такие психические феномены, как память, внимание, воображение, действие и его планирование стали изучать с применением ЭВМ. Когнитивная психология как отдельное направление возникла в 60-е годы, с появлением труда Нейссера "Когнитивная психология". Найссер определил познание как процесс, при помощи которого "входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности". Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Брунер рассматривает восприятие человека как активный процесс, тесно связанный с человеческой деятельностью. Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические", т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей.

Когнитивная психология основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Задачи. Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Ставится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Обработка информации - это основной подход в когнитивной психологии. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия. В результате применения подобного подхода происходит построение модели исследуемого психического процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции.

В когнитивной науке коннекционизм подход, который предлагает моделировать обработку информации человеком в терминах сети взаимосвязанных элементов, работающих параллельно. Эти элементы обычно подразделяются на элементы ввода, скрытые элементы и элементы вывода. Каждый элемент имеет определенный уровень активации, который может меняться как функция силы (1) входящей информации, которую элемент получает от других элементов; (2) различных приоритетов, связанных с его соединением с другими элементами; а также (3) внутренних тенденций. Коннекционизм, в отличие от традиционных вычислительных моделей в когнитивной науке, утверждает, что информация распределена по всей сети, а не локализована в функционально дискретных, семантически интерпретируемых структурах.

Экологический подход. Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода на уровне "организма" в рамках психологии является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж.Гибсон.

Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях. Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

Когнитивный стиль - поняие впервые использованное А. Адлером для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей. Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности нструментального порядка (способы и средства для достижения целей).

Виды. дифференцированность - глобальность; сложность - простота; интернальный локус контроля - экстернальный локус контроля; локус каузальности; артикулированность - монолитность и др

В качестве методов диагностики стилевых предпочтений используются объективные (лабораторный эксперимент) и проективные методы. Возможно также получение результатов с помощью субъективных суждений о собственных познавательных особенностях. На наш взгляд, необходим именно такой интегративный подход к диагностике стилей, в котором будут сочетаться объективные, проективныељ и субъективные методы. Тест Г.А.Берулава "Диффереициальность-интегральность" ("ДИ"), характеризующий индивидуальные особенности понимания, который относится к категории проективных методик и допускает разнообразие всевозможных ответов. Тест "ДИ" состоит из 15 сюжетных картин, при предъявлении каждой из которых испытуемому надо ответить на вопрос "Что изображено на картинке?".Для испытуемых с интегральным когнитивным стилем характерна ориентация на целостное восприятие объекта познания, на понятийные абстракции наиболее высокого порядка, обобщенный "образ мира". Для дифференциального когнитивного стиля, напротив, присуща опора на использование понятий меньшей степени общности, конкретность и эмпиричность мышления, фрагментарность "образа мира".

11. Общая характеристики психики животных. Стадии развития психики животных

Психика - свойство высокоорганизованной материи или мозга, отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность субъекта и его поведение.Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Более элементарная форма отражения - раздражимость (свойство живых организмов реагировать изменение). Раздражимость - приближение (на положит. фактор) и отталкивание (на отриц). Отражение сигнала (звук, запах). Объективный критерий психики, который позволил бы рассматривать психику животных - это должен быть внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, кот.позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. По Леонтьеву ОКП - это способность живого организма реагировать на биологически нейтральные воздействие, кот.является сигналом раздражителя биологически значимого. В качестве этих сигналов выступают свойства предмета (цвет, звук).

Общие закономерности развития психики: 1. Элементы более высокого уровня или стадии развития психики, всегда зарождаются в недрах предшествующего уровня. само усложнение происходит в результате усложнения деятельности, кот. связывает животное с окружающей средой. 2. Эволюция н.с. является основой развития психики. 3. Стадии регуляции поведения животных, а именно инстинкт, навык, интеллект могу существовать отдельно, но и могут взаимоизменять друг друга. 4. Нет поведения кот. было бы целиком врождённым или приобретённым, всегда есть сочетание врождённых и приобретённых признаков.

Элементарная сенсорная психика. Отс-е НС - инфузории, эвглена зел. Чувст-ть. Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной сис-мы (гидра, медуза) это отдельные нервные клетки с отростками - диффузная НС. Нет управля-го центра. Форма отражение - ощущение (отдельные cв-ва предметов). Перцептивная психика. Насекомые. НС узелковая. Сенсорная стадия развития психики. Отдельные cв-ва предметов. Форма отражения- зачатки восприятия. Форма поведения - рефлекс, инстинкт. Рыбы, пресноводные, пресмыкающиеся. НС - трубчатая. Кора. Иерархизация - большее подчинение нижележащих отделов НС вышележащим. Форма пов-я - то же + навык. Интеллектуальные животные. Млекопитающие. НС трубчатая. Зачатки мышления. Связи между предметами. Форма поведения - рефлекс, инстинкт, навык, игровое пов-е. приматы - +интеллект. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики (способность отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий), (2) стадию перцептивной психики (отражение внешней действительности в форме целостных образов вещей), (3) стадию интеллекта (более сложные формы отражения дествительности). На стадии перцептивной психики выделяются операции - это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Основные особенности психики животных, в отличие от психики человека. Основу форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы, поведения. Инстинкт обусловлен действием как внешних (специальные раздражители - "ключевые стимулы"), так и внутренних (эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий) факторов. Вся активность животных опред биологическими факторами и подчинена основному мотиву - обеспечить выживание вида. Поведение ограничено рамками конкретной ситуации. У ж. нет абстрактного мышления. Развитие психики ж. определяется биологическими законами, а ч. социальными.

Импринтинг (Лоренц),раннее запечатление у животных.

Исследования элементов мышления у животных проводятся в двух основных направлениях, позволяющих установить, имеется ли у них: способность в новых ситуациях решать незнакомые задачи, для которых нет готового решения, т. е. экстренно улавливать структуру задачи ("инсайт"); способность к обобщению и абстрагированию в виде формирования довербальных понятий и оперирования символами.

Элементы мышления проявляются у животных в разных формах: в выполнении разных операций, таких как обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод. Разумные акты у животных связаны с обработкой разного рода сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной - пространственной, количественной, геометрической) в разных функциональных сферах - пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и др. Мышление животных - не просто способность к решению той или иной задачи. Это системное свойство мозга, причем чем выше филогенетический уровень животного и соответствующей структурно-функциональной организации его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.

Определения мышления животных. Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного". Иными словами, речь идет об актах поведения, программа выполнения которых должна создаваться экстренно, в соответствии с условиями задачи, и по своей природе не требует совершения действий, которые представляли бы собой пробы и ошибки.

Мышление животных - сложный процесс, который включает как способность к экстренному решению тех или иных элементарных логических задач, так и способность к обобщению. У высокоорганизованных животных (у приматов, дельфинов, а также врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и в самых разных ситуациях в естественной среде обитания.

Научение - это такая модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта особи, а не является следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления, сенсорной адаптации.

В результате научения поведение может измениться следующим образом: могут возникнуть совершенно новые для данной особи поведенческие акты; привычная поведенческая реакция будет вызываться стимулом, не бывшим ранее с ней связанным; возможно изменение вероятности или формы ответа, который возникал на предъявленный стимул в данной ситуации.

12. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи м\у разными сторонами психики, сферами психического. Психические явления связаны м\у собой, образуя целостность.

Основные подходы:

Элементаризм: Психика как сенсорная мозайка. По законам ассоциации элементы связываются м\у собой.

Функционализм: В связи с теорией эволюции появляется функциональный подход. Писхические процессы и акты м.б. представлены как функциональные блоки. Брентано Интенция - не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект. Структурализм: (Титченер) отождествлял психику и сознание. Сознание - человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт состоит из простейших элементов - ощущений (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью). Образов, и чувствований. (можно обнаружить с помощью интроспекции)

Системность психики предполагает ее активность, тк. только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация (компенсация плохого слуха развитием тактильных и вибрационных ощущений).

Основы функции психики. Особенности психического отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это "субъективный образ объективного мира".

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Штерн теория конвергенции, учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды - в психическом развитии. Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий.

Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими.

Социально-исторический подход развития психики:

Карл Бюлер: стадии психического развития. Главное внимание он уделял творческому мышлению.

Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми.

При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Говоря о значении детской игры для психического развития, Законы психического развития. Неравномерность, гетерохронность, пластичность, компенсация, дифференциация и интеграция. Неравномерность - темп развития познавательных процессов неодинаков в онтогенезе (как созревание, так и угасание) Пики: раннее детство подростковый возраст (20 лет -интелл. развитие и пси функций, до 40 лет - плато развития). Гетерохронность - не синхронность, расхождение в сроках созревания систем. (невербвальная созревает раньше - к 20, вербальная - к 40), внутри каждой системы гетерохронность созревания. Пластичность - зависимость развития пси функций от условий существования. Особ. пластичности от среды больше у вербальных функций.

Теории психического развития в детском возрасте.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Два общих положения, характерных для большинства концепций: 1. выделяются две группы факторов, обуславливающих РП: природные задатки и внешнее окружение. 2. признается наличие некоторых универсальных законов РП, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения, которое должно идти впереди развития. Фрейд, Эриксон, Эльконин, Пиаже, Выготский.

13. Методология психологии

Метод - это путь научного исследования или путь познания какой-либо реальности. По составу научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь, при изучении какого-либо объекта. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Различное понимание предмета в психологии привело к возникновению различных течений, т.е. предмет в психологии однозначно неопределен (поведение, сознание и т.д.). Различные предметы исследуются различными методами (метод всегда адаптивен предмету). Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследований. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм - это пример объективистского научного подхода к исследуемой реальности. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. Исследовательский метод - это форма организации определенного способа познания. Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и описание процедур изучения, способы фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Учение о методе - методология - система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Парадигма - фундаментальная теория или концепция, кот. учёные руководствуются в свое деятельности, применяя её в конкретном случае. Ключевое различие м/у классической и постклассической парадигмой состоит в разном понимании функций психики. Классическая (номотетическая) парадигма опирается на естественно-научный подход, рассматривая психику как биологическое целесообразное новообразование, возникшее в ходе эволюции животных. При таком понимании психики её ведущая функция - регуляция поведения во внешней среде. Согласно постклассической парадигме психическая жизнь не исчерпывается внешними проявлениями, функция психики гораздо больше. Одному и тому же поведенческому акту могут соответствовать различные психические состояния. Методическим следствием из рассматриваемого различия функций психики, является выбор различных методов исследования психики. Основные методы классической парадигмы - эксперимент - для постклассической не приемлемы.

Для познания психики необходимы методы которые были бы ориентированы на понимание внутреннего состояния человека. Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему. Идентификация представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом.

Критерии научного знания: Интерсубъективность - независимость результата от субъекта. Любой учёный, соблюдая в точности процедуры своего предшественника должен получить те же результаты, что и предшественник. Непротиворечивость - обеспечивается соблюдением законов логики, закон недопущении противоречия в исходных посылках. Проверяемость - требуется чтобы каждое высказывание, каждый тезис той или иной теории мог быть подвергнут эмпирической проверке. Критерий проверяемости признаётся во всех направлениях философской науки. между двумя самыми влиятельными современными философскими течениями: логический позитивизм и критический рационализм - существует принципиальное разногласие о том, какими специфическими способами достигается эта проверка. Логические позитивисты: гипотезы должны проверяться с помощью критерия верификации.

Критический рационализм (Поппер): критерий научности - возможность опровержения опытом. Критерий фальсификации даёт возможность чётко проводить различия м/у науками эмпирическими и неэмпирическими; возможность различить подлинно эмпирические науки от псевдонаук. Суждения псевдонаук нельзя опровергнуть из-за их неточности и не определённости.

Критерий фальсификации Поппера в научном сообществе рассматривается как критерий демаркации подлинных наук от псевдонаук. В реальном исследовании фальсификация и верификация выступает в неразрывном единстве. Их взаимосвязь выступает ключевым критерием научности знания. Классическая парадигма опирается на след критерии: объективности, всеобщности, неизменности. Объективность - получение однозначных данных. Результаты считаются объективными если при их получении исследователь занимает внешнюю беспристрастную позицию. Объективное изучение психики предполагает изучение таких её феноменов кот. выражаются во внешнем поведении, поддаются наблюдению или какой-то иной внешней фиксации. Всеобщность. Результаты считаются научными, если они отвечают статистическим критериям. Неизменность. Результаты считаются научными если отвечают требованиям проверяемости и производимости.

Согласно сложившимся представлениям на сегодняшний день: ориентации психологии на эти три критерия привело к целому ряду негативных моментов:

1. к изучению психического в лабораторных условиях, что делает искусственными результаты, не приложимые к реальной действительности - схоластичность.

2. Атомизм - стремление выделить, расчленить психику на какие-то простейшие элементы.

3. Редукционизм - сведение многогранного и сложного внутреннего мира человека к отдельным сторонам. это активировало развитие постклассической парадигмы. Возможности постклассической парадигмы тоже ограничены. Понимающий психолог может лишь отчасти понять психическую жизнь другого. Он ограничен своим сознанием, а психика неисчерпывается сознанием. Психолог не способен моделировать бессознательные процессы другого. Основной недостаток постклассической парадигмы - невозможность удовлетворить критерию интерсубъективности. Каждый новый исследователь будет давать заведомо иное понимание.

14. Принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип общения, личностный принцип

Принцип детерминизма

Принцип общественно - исторической детерминации психического. В культурно-исторической концепции была отчётливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе общения с другими людьми. в рамках данного принципа встаёт вопрос о соотношении природного и социального в структуре личности. Человек рождается как биологическое существо, социально незрелым. Созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Биологическое развитие индивида является исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в социальных действиях индивида. Проблема соотношения б. и с. выступает преимущественно как проблема организм и личность. В понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность - его включённость в жизнь общества. Детерминация развития индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные так и биологические детерминанты. А.В. Петровский: личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты