Основы психологии
p align="left">Виды наблюдения по степени полноты - выборочное и сплошное. В ходе сплошного н. регистрации подлежит всё, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Выборочное н. предполагает восприятие и регистрацию определённого спектра признаков поведения или деятельности. Из потока событий исследователь выбирает только то, что соответствует задачам н. В зависимости от ограничений, введённых наблюдателем - формализованное и не формализованное. Формализованное н. характеризуется наличием ограничений, заданных из вне (самим исследователем или составителем методики (карта н. Стотта)). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности, наблюдаемых факторов; ограничен выбор регистрируемых признаков. Неформализованное н. хар-ся тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней всё, что видит в наблюдаемой ситуации. В зависимости от формы записи - фотографическое, обобщённое, интерпретационное н. В зависимости от позиции наблюдателя - включённое и невключённое. По характеру направленности самонаблюдение и объективное н.Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. "Данные самонаблюдения" означают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть непосредственно открытыми ему. Сознавать что-то - значит непосредственно знать это. Использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к явлениям или как к "сырому материалу", а не как к сведениям о закономерных связях и причинных отношениях. Регистрация фактов сознания - не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Он должен полагаться на изобретательность своего ума, а не на изощренность самонаблюдения испытуемого. Вот в каком смысле можно говорить об использовании данных самонаблюдения. К опросным методам в психологии относят интервью, анкетирование, беседу. Опрос - метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного общения) исследователя с респондентами. Существует 2 типа опроса: 1. "лицом к лицу" - это интервью или беседа; 2. "заочный опрос" - анкеты. Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, мотивация), и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Объектом б. является человек, предметом: индивидуально-психологические особенности личности (характера, способностей), особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности), система социальных отношений личности, самосознание (самооценка, самоотношение), смысловая сфера личности (ценности, смыслы). Беседа может выступать в роли диагностического инструмента, основная функция которого - получение как можно более богатой, полной информации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. Функция - помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста. Виды беседы. Стандартизованная - жёсткая программа, стратеги и тактика (набор смысловых тем и последовательность движения между ними). Сотрудничество с собеседником уже установлено, проблема несложна и носит частичный характер. Частично стандартизованная - Жесткие программа и стратеги, тактика достаточно свободная. Сотрудничество с собеседником уже установлено, проблема относительно несложна и носит частичный характер. Свободная - программа и стратегия заранее не определены, тактика совершенно свободная. Применяется в случае достаточно длительного общения с собеседником, возможно применение в психотерпевтическом процессе. Виды вопросов. В зависимости от широты предполагаемого ответа: закрытые (да - нет), открытые (требуют какого-либо объяснения), выясняющие (обращение к говорящему за уточнением). В зависимости от связи вопроса с обсуждаемым предметом: прямые (непосредственно касаются исследуемого предмета), косвенные (опосредовано), проективные (касаются той области, к которой относится предмет. Все ли боятся выступать перед аудиторией? А как вы?). Анкетирование - метод психологического исследования, который позволяет выявить отношение респондента к тому или иному социально-психологическому явлению. Носит опосредованный характер и позволяет получить информацию в письменном виде. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы. 21. Психодиагностические методы: классификация и характеристика Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. К организационным методам (эти методы действуют на протяжении всего исследования и эффективность этих методов определяется по результатам исследования - практич. и теоретич.) ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук. К эмпирическим (способы добывания научных данных и образования фактов): обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод. · Наблюдение - метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов. · Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. · Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. · Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни. · Лабораторный эксперимент разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. · Психодиагностический метод - тесты, анкеты, социометрия. · Биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ). · Метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления). По способу обработки данных: количественные (методы математико-статистического анализа данных) и методы качественного описания (дифференциация материала по классам типам). К интерпретационным генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.). Классификация С.Л. Рубинштейна: 1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, физиологический (или метод условных рефлексов). 2. Приемы изучения продуктов деятельности. 3. Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. 4. Анкета - метод психологического исследования, который позволяет выявить отношение респондента к тому или иному социально-психологическому явлению. 22. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин "проективные методы" введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть "проекция". Проекция - методический принцип, лежит в основе проективных методик. В психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы л-ть приписывает другим О-м и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест "Чернильных пятен". В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин "проективные методики" для обозначения особой группы методов исследования личности. В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода. 1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к "первичным" психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество "первичных" психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования. 2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия. В психологии выделяют такие виды проекции: 1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям. 2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности. 3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям. 4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек". Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих. Проективные методы характеризуются следующими свойствами: 1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением; 2) "открытость" множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого; 3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора; 4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой. Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики. Классификация (Е.Т. Соколова): 1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира); 3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг); 4) катартические - осуще-тся в игровой деятельности (психодрама); 5) экспрессивные -- рисование на свободную тему; 6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер); 7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения". Достоинства проективных методов:дают глубинный срез личности, используются для "наведения мостов" с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ "правилен". Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты "на совести" экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять "вторичную проекцию" - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем. 23. Понятие об ощущении и восприятии Ощущение - отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из3-х частей: рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия, т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Классификации ощущений и рецепторов: В 1898 г. Вундт классифицировал рецепторы в зависимости от адекватных раздражителей: механорецепторы. Находятся в коже, мускулах, сухожилиях и стенках сосудов; хеморецепторы - чувствительны к химическим свойствам; фоторецепторы - чувствительны к свету. 1906 г. Ч.Шеррингтон выделил 3 группы ощущений: 1. интероцептивные (органические) - ощущения, которые сигнализируют о протекании обменных процессов внутри организма (хемо-, механорецепторы) 2. экстероцептивные - ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на внешней поверхности тела (зрения, осязания, обоняния, вкуса) По характеру воздействия объекта на рецептор - выделяют контактные - отражение качеств объекта, которые непосредственно воздействуют на рецепторные поверхности (осязание, вкус); и дистантные - отсутствует прямой контакт рецептора с объектом, но раздражение в виде отраженных объектом лучей света или вызванных им колебаний воздуха присутствует.(зрительные, слуховые). Обонятельные занимают промежуточное положение. 3. проприоцептивные (кинестетические) отражают движение и относительн.положение тела. (рецет.распол. в мышцах, суставах, сухожилиях). По времени возникновения в ходе эволюции: Наиболее древней является органическая (прежде всего-болевая) чувствительность, затем появились контактные (тактильная) формы. Самые эволюционно молодыми являются слуховые, зрительные системы рецепторов. По типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. Чувствительности, вибрационные, температурные, статические, кожные, интерорецептивные (внутр.органы) и т.д). Свойства: 1. модальность - способность обрабатывать специфические стимулы или раздражители. (спос. улавливать цвет, тон, вибрацию, звук) 2. интенсивность - отражает количественною сторону воздействующего раздражителя (яркость ощущений) 3. локализация - образ ощущений. Содержит элементы пространств. расположения раздражителя. 4. длительность - отрезок времени, в течении кот. происходит воздействие на орг.чувств. Закономерности: 1. последействие - прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбужд. в корковых частях анализатора. Бывает с положительным последовательным образом (образ соответствует действию ощущения) и с отрицательным (образ не соответ. действию ощущения). Эффект последействия: смещение действия ощущения относительно раздражителя. 2. адаптация - это приспособление к чувствительности к постоянно действующему раздражителю, который проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности. 3. взаимодействие ощущений - изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой анализаторной системы. 2 формы: синестезия - возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя др.модальности; сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов Количественные характеристики ощущений: 1. нижний порог - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (J0); верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интерва между ниж. И верх.поргами - диапазон чувствительности. 2. дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. (*J). Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J. *J/ J=K - закон Вебера. 3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. 4. Интенсивность ощущения (Е) прямопропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера). 5. Временный порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. 6. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (понижение/повышение чувствит-ти); сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд. внешн. мира на орг. чувств.; заключается в отражении объектов в совокупности свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом восприятия является перцептивный образ. Дает целостный образ предмета или явления. 4 операции: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Восприятие бывает: - непреднамеренное (непроизвольное)- преднамеренное - при участии воли. Может выступать как самост. деят-ть - наблюдение. Наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. 2 теории восприятия: 1. теория гештальта (образа): нервная система воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: форма, цвет, движение - как единое целое. 2. бихевиоризм: реально существую только элементарные (одномодальные) сенсорные функции. Только головной мозг имеет способность к синтезу. Восприятие вкл. активный двигательный компонент (напр., движение глаз, руки) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности т- апперцепция. Свойства восприятия: 1. Целостность - отражение не изолированных качеств предмета, а отношений между ними) 2. Константность - относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторных поверхностях. 3. структурность - восприятие стуктуры (узнать мелодию, если ее исполняет оркестр, рояль, голос). 4. осмысленность - отражение актов восприятия общественно-исторического значения объекта, выраженного словом. 5. избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими. 6. активность и историчность - обусловленность восприятия конкретными условиями деятельности и прошлым опытом субъекта 7. предметность - соотнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире с самими предметами, а не с отдельными участками анализатора. 8. апперцепция - осмысленность восприятия в соответствии с прошлым опытом. Характеристики восприятия: Объем - количество одновременно воспринимаемых объектов Быстрота - время, необходимое для адекватного восприятия Точность - адекватность перцептивного образа действительному объекту Полнота - степень адекватности Надежность - длительность точного восприятия. Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. Нарушения восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям - гиперстезия. Противоположность - гипостезия - понижение восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией. Агнозия - затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображенийГаллюцинации - восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса и т.д.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Псевдогаллюцинации - образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее (голоса звучат внутри 24. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классификации памяти Память - психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Физиол основой П является образование и закрепление временных связей в коре г/м (следы бывших ранее н/процессов, сохраняющихся в КБП г/м в рез пластичности н/с). Временные связи являются отражением реальной связи предметов, явлений действительности (ассоциации - основной механизм П: м.б. простые-сложные). П лежит в основе способ-тей чел, является условием научения, преобразования знаний, формирования умений и навыков. П есть у всех живых сущ-в, но наиб высокого уровня своего развития она достигает у чел. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали раньше, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на органы чувств. Представления воображения - это представления о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Потом по одному из этих предметов мы можем вспомнить второй. Запомнить - вязать что-то, что требуется запомнить, с ем-то уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают ассоциации: - по смежности - объединяет 2 явления, связ.во времени или пространстве. - по сходству - связывает 2 явленияы, имеющих сходные черты; - по контрасту - связ.2 противополож. явления. - по смыслу - связ.2 явлен, кот. в действит-ти постоянно связаны: часть и целое, род и вид. Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциаций требуется повторение. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Виды памяти: Непроизвольная. Эффективность зависит от приемов заучивания: а) механическое дословное повторение - механическая память - основ. на повторении материала без осмысливания; б) логический пересказ: логич. осмысл. материала, систематизация, выдел. гл. логич. компонентов инф-ции, пересказ своими словами - логическая память (смысловая) - основ. на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. в) образные приемы - перевод информации в образы, графики, схемы) - работает образная память: зрительная, слуховая, моторно-двиг., вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. г) мнемотехнические приемы - спец.приемы для облегчения запоминания: ассоциации, прием группировки, рифм и ритма, акростих, логический, метод локуса. Память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психической идентичности. Основные хар-ки памяти: объем (7+-2) (общая хар-ка, характеризует возможности запоминания и сохранения инф-ции), быстрота воспроизведения (характеризует способ-ть чел воспроизводить инф-цию - одни это делают быстро, др медленно), точность воспроизведения (способ-ть чел точно сохранять и точно воспроизводить инф-цию), длительность сохраненения (способ-ть чел удерживать опред время необходимую инф-цию), готовность воспроизвести инф-цию (реминисценция). Уровни: (как долго сохраняется информация): 1. непосредственный, или сенсорный уровень. Удерживает данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувст на Ур. рецепторов. Длит-ть сохр-я 0,1-0,5 с. 2. кратковременная память - может контролироваться человеком. Обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего инф. забываетя или переходит в долговременную. Объем 7плюс,минус 2. 3. долговременная - обеспечивает длит.хран. инф. Бывает 2 типов: с сознательным доступом (т.е. чел. может по своей воле извлечь инф.); закрытая (чел.в естеств. условиях не имеет к ней доступа, алишь при гипнозе) Оперативая память - вид пам., проявляющийся в ходе выполнения опред. деят-ти, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для текущей деят-ти. Помежуточная память - обесп. сохр. инф. В теч. неск. часов, накапливает информацию в теч. дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации инф., переводя ее в ДП. Для ДП с сознательным доступом свойствееа закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, иногда и нужное. Забывание м.б.полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда он узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, Полное - их угасанием. Исследования процесса забывания выявили особенность: наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией. Забывание - невозможность восстановить ранее воспринятую инф-цию, стирание следов, естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный хар-р. Физиол основа забывания - торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для чел жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потреб-тям (проактивное торможение - то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение - то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). М.б. полное, частичное, длительное, временное. Реминисценция - отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное. Блонский П.П. Различные виды П представленные у взрослого чел, являются различными ступенями ее истор развития. В истории развития человечества виды П последовательно появились один за др. Последовательность развития видов П: двигательная, аффективная, образная и логическая. Эбингауз (кривая забывания) отражает фундаментальный закон чел П (сколько бы мы не учили инф-цию, часть все равно забудем. Физиол основой забывания является угасание временных связей при отсутствии их подкрепления. Пример про заучивание слогов. Формы воспроизведения: узнавание; воспоминание, кот.осущ-ся при отсутсвии восприятия объекта; припоминание, предст.собой наиболее актив.форму воспроизв., во многом зависящую от ясности поставленных задач; реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым; эйтетизм - зрительная память, долго сохрагяющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала: двигательная - генетически первичная; образная - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия (5 подвидов образной пам.: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая); эмоциональная память - запечатление пережитых чувств; Высший вид памяти - вербальная (словесно-логическая). С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Включает в себя формы мышления, способы познания и анализа и т.д. Нарушения памяти: 1. гиперфункция памяти - живые, яркие воспоминания, связ. с сильным возбуждением, волнением и т.д. 2. навязчивые воспоминания - непреодолимое воспоминание своих крайне неприятных или позорных поступков. 3. ослабление избирательной репродукции - затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала. 4. прогрессирующая амнезия - причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные изменения, заболевания. Сначала утрачивается способности запоминать новую информацию, затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В 1-ю очередь забывается то, что усвоено недавно. Давние события сохраняются лучше - закон Рибо. 5. "корсаковский синдром" - нарушениа память на текущие события, забываение того, что только что сделал, увидел. 6. ложные воспоминания (конфабуляции) 25. Понятие о мышлении Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление характеризуется:общественно-исторической природой; обобщенным и опосредованным отражением действительности; непосредственно связано с речью. Функции мышления: 1. понимание (постижение способа возникновения смысла и значения какого-либо явления); 2. решение задач и проблем; 3. целеобразование (порождение новых целей в мышлении и любой деятельности) 4. рефлексия (самоанализ своего мышления и деятельности); Объект мышления - задача или проблема. Выделяют три стороны мышления: 1. Содержательная сторона (что мы рассматриваем в мыслительной деятельности): - образ-целостное и обобщенное отражение действительности; - представления (образ, в котором уже возможно выделение отдельных признаков) - понятие (обобщение класса объектов) 2. Функционально-операциональная сторона (как мы мыслим): Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование 3. мотивационно-целевая сторона (зачем): что побуждает к мышлению - мотивы, цели. Виды мышления: 1. по содержанию мышления: - нагляднодейственное - отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность - наглядообразное - опиается на восприятие и представления. Человек мыслит образами. - словестно-логическое (понятийно-абстрактное) - отражение предетов и связей с помощью понятий и логических конструкций. 2. по характеру решения задач: практическое, теоретическое 3. по степени оригинальности и новизны продукта: репродуктивное, продуктивное (творческое) 4. по степени осознанности процесса мышления: логическое, эвристическое 5. по характеру обобщения, эмпирическое, теоретическое Мышление как процесс. Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач. Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной. Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга. Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их. Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами. Операции мышления. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Характеристика основных форм мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений, связи и отношения между отдельными свойствами и признаками объекта. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками (понятиями). Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения-доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными. Взаимосвязь мышления и чувственного познания. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий. Традиционное объяснительно обучение - его содержание - усвоение формулировок, зн-й и т.п. с составлением классификаций, типологий и т.п. Это - словесное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий кардинально отличается от традиционных методов обучения. Это - спец. психолого-пед. теория, кот. обосновывает построение учебной д-ти таким образом, что за короткий срок на основе внешних, предметных действий, кот.организуются по определенным правилам, формируются знания и умения. Ее суть: учение рассматривается как д-ть, а умственные процессы - это действия. Т.е. проводиться аналогия между практической и умственной д-тью. Эту теорию разработал Гальперин. Она обобщила и подтолкнула к дальнейшему развитию учения о происхождении психических процессов и внутренних состояний из внешней д-ти. Любое умственное действие рассматривается как внешнее, связанное с практическим планом. Согласно этой теории, полноценные понятия у учащихся м.б. сформированы только в том случае, если процесс их формирования идет через усвоение соответствующих действий. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его св-в, подлежащих формированию, создать условия для формирования этих св-в, разработать систему ориентиров, необходимых или достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки, наз. ориентировочной, вторая - исполнительная. На ориентировочную часть выполняемого действия обращается особое внимание. Она считается главной, от нее зависят уровень и качество исполнения формируемого действия, она является педагогическим ср-вом управления действием - ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного выполнения ООД у учащегося возникает адекватный план выполнения действий, способы контроля коррекции ошибок. Ориентировочные операции, входящие в состав ООД м.б. активными (на начальном этапе) и пассивными (когда действие уже сложилось).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|