рефераты курсовые

Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом

p align="left">

При проведении пограничного анализа уже через месяц больные отмечали улучшение настроения (становилось «спокойно на душе», значительно уменьшились или полностью исчезли беспокойство, тревога, напряженность, злость).

Большинство больных (82%), которые ранее проходили курс с помощью метода быстрого кодирования (стрессотерапии), а затем прошли пограничный анализ, отметили, что не потребляют алкоголь не потому, что есть страх, а потому, что нет желания потреблять.

В зависимости от того, какие ценности после психокоррекции становились главными, зависела эффективность психокоррекции алкогольной зависимости.

Алкогольнозависимые личности первой группы, для которой после психокоррекции главными ценностями жизни становились преимущественно ценности переживания (т.е. в качестве объекта, вызывающего положительное эмоционально-оценочное отношение выступало само переживание), достигали больших успехов в оздоровлении. Они приобретали способность положительного переживания ценностей там, где, казалось бы, полностью отсутствуют таковые.

В целом всю первую группу можно было разделить на две подгруппы:

преимущественно реализующие:

- деятельностные ценности переживания;

- внедеятельностные ценности переживания.

Для первой подгруппы в качестве деятельностных ценностей переживания выступали не только переживания конечных целей и продуктов деятельности, но и процессы достижения цели, связанные с преодолением операционных барьеров. По сути своей деятельности для них были некими трудоманиями, без которых они чувствовали беспокойство («мания»- в данном случае от русс. слова «манить», притягивать к себе).

Во второй подгруппе деятельностные ценности переживания были второстепенными, уступая место внедеятельностным ценностям переживания (отдых на природе, слушание музыки, любовные переживания и различные внедеятельностные мании: богомания, гурмания, телевизоромания и т.д.)

Наши наблюдения показали, что после потребления алкоголя личность открывает ранее не замечаемые «ценности». Исходные ценности переживания, благодаря ценностям алкогольного переживания, теряют свою привлекательность и превращаются лишь в понимаемые, но не переживаемые ценности. Все ценности и мотивы алкогольной зависимости сосредотачиваются исключительно на внедеятельностных ценностях переживания (алкогольного опьянения). Личности, которым удавалось компенсировать внедеятельностные ценности переживания деятельностными, были менее склонны к алкоголизации (первая подгруппа). Для них действия в системе деятельности являлись самостоятельными ценностями переживания, т.е. цель деятельности заключалась в её процессе. Такие личности способны были наслаждаться процессами деятельности, нежели чем её результатами. Поэтому, по-видимому, для успешной психокоррекции наркозависимости, необходимо создавать такие условия, чтобы личность в процессе деятельности ощущала цели действия и сами действия как самостоятельные ценности переживания. И происходило это естественным образом, т.е. благодаря безвредным для здоровья средствам. В данной работе разрешению этой проблемы способствовал пограничный анализ.

Даниил П.(33г.) Я профессиональный художник. Благодаря пограничному анализу понял, что выпиваю или применяю алкоголь для того, чтобы восполнить для себя дефицит этой радости. Познал радость творческой деятельности и её успехов, но испытывал недостаток этой радости. Обратил внимание на то, что если пил понемногу, то трезвым долго быть не мог, приходили беспокойства. Если бывал в запое «до потери пульса » и страха смерти, то после того, как выходил из этого состояния, то испытывал состояние, схожее со «вторым рождением». После такого смертельно-опасного запоя мог не пить три месяца, при этом первый месяц испытывал состояние гигантского творческого подъёма и создавал лучшие свои картины, которые хорошо продавались. На вырученные деньги вновь начинал пьянствовать и пьянствовал не потому, что появлялись деньги, а потому, что появлялось беспокойство и уходило состояние творческого подъёма. И опять я «умирал» в запое. Благодаря пограничному анализу я приобрёл способность находиться в состоянии творческого подъёма без потребления алкоголя.

Алкогольнозависимый, стремящаяся к искусственной компенсации дефицита ценностей переживания, т.е. минуя действия и волевые усилия, постепенно прекращал конструирование новых целей и останавливался в своём развитии, находясь, в дальнейшем, в динамическом покое, представляющем собой постоянную прокрутку одних и тех же целей (образов алкогольного опьянения). Всё это в конечном итоге приводило к потреблению алкоголя.

Алкогольнозависимые личности второй группы, для которой после психокоррекции главными ценностями жизни становились преимущественно понимаемые ценности, достигали относительно меньших успехов в оздоровлении (по сравнению с группой, где главными ценностями были ценности переживания). В целом всю вторую группу можно было разделить на две подгруппы: преимущественно реализующие деятельностные понимаемые ценности и внедеятельностные понимаемые ценности.

Алкогольнозависимые, реализующие деятельностные понимаемые ценности, умели больше достигать чего-либо (в смысле труда, направленного на достижение конечного результата). Эти ценности выступали в основном как понимаемые ценности для других.

Дмитрий В. (49л.) Потреблял спиртное восемнадцать лет. Особенно в последнее время. Жена мне предлагала лечиться, но я был уверен, что могу справиться сам. Поэтому бросал десятки раз, но начиналось всё заново. Один раз, когда я ехал в троллейбусе, мне стало очень плохо, меня затрясло, руки мои побелели. Подумал, что сейчас умру. Но я выжил и решил покончить с пьянством навсегда. Оказался на приёме у психолога (кто-то посоветовал моей супруге). После небольшого количества сеансов мне стало намного легче. Мой мозг как бы освободился от беспокойств, которые мучили меня раньше и приводили к бессоннице. Я стал интересоваться вещами, которые меня раньше вовсе не интересовали. Я радуюсь малому. Утром отвожу сына в школу и с удовольствием с ним общаюсь, выслушиваю его, стал скучать по нему, а ведь раньше даже не замечал его. Как хорошо, что у меня есть сын. Лечение протекало очень интересно и полезно. Мне просто было интересно познавать себя, открывать что-то такое, о котором я никогда не знал. Сейчас я могу себя сдерживать, стал волевым, но не благодаря терпению, а какой-то мудрости и покою, которые раскрылись во мне во время сеанса. Когда проходил сеанс и после него, никак не мог представить себе в голове ни образ водки, ни образ компании собутыльников. Такое ощущение, что будто у меня вырезали из головы моё алкогольное прошлое. В дальнейшем, если я и представлял себе водку, то она не вызывала во мне желание её употребить. Я её воспринимал, как воспринимаю безразличные мне вещи. Меньше стал уставать. Ситуации, из-за которых раньше я испытывал стресс, теперь не вызывают во мне беспокойств. Имею ровное настроение. К своему удивлению, стал интересоваться религией и философией. Могу долго сидеть в компании пьющих. Они не вызывают во мне раздражения, а лишь жалость. Если и утомляют меня пьяные знакомые, то только своей неестественностью. Трезвым быть мне сейчас интереснее.

Большинство алкогольнозавсисмых из второй группы, согласно нашим исследованиям, имели семью, детей, финансовый достаток, машину, работу, и другие атрибуты успеха, и тем не менее, испытывали экзистенциальную пустоту, приводящую порой к суицидным желаниям или потреблению алкоголя. Это было связано с тем, что все вышеприведённые ценности были лишь понимаемыми ценностями, навязанными обществом. В них отсутствовала положительно-переживаемая основа, в результате эти ценности были мнимыми, чисто формальными. Благодаря этому постоянно имело место несовпадение ценностей как результатов с ценностями как предвосхищаемыми образами [37, с. 76], что, в свою очередь, приводило к тому, что смыслы жизни большинства личностей, в основе которых лежали понимаемые ценности, рисковали оказаться бессмысленными. Поэтому личность постоянно разочаровывалась достигнутыми ценностями и вновь начинала реализовывать новые. Таким образом, цели постоянно создавались и разрушались. К сожалению, большинство алкоголиков уставало от такого поиска. Они начинало искать настоящие, переживаемые ценности иными способами и приходило к потреблению алкоголя.

Алкогольнозависимые, для которых после психокоррекции главными ценностями жизни становились преимущественно внедеятельностные понимаемые ценности, имели самый меньший успех в оздоровлении. Ценностью становилась в этом случае понимание и оценка личностью себя как волевой, состоявшейся личности, способной не потреблять алкоголь. Это понимание и оценка преимущественно формировалась за счёт окружающей среды (семья, дети, родственники, коллеги по работе и т.д.). Вначале эту ценность личность имела для других людей, но затем принимала ценность для себя. Именно поэтому эта ценность была преимущественно понимаемой. Личность концентрировалась на достижении цели - жить (выживать) трезвым, ответственным, нужным и т. п. Благодаря этому имело место противостояние антиалкогольной установки деструктивным установкам алкогольной личности. Личность в этом случае может испытывать негативные переживания, но благодаря страху умереть после потребления алкоголя, чувству ответственности перед родственниками, оплатившими дорогое лечение, ответственности, основанном на осознании необходимости себе и другим, своему горькому прошлому и т. п., иметь на некоторое время установку на трезвость. Такая алкогольнозависимая личность не могла жить долгое время внедеятельностной понимаемой ценностью. Поэтому эта ценность, в конечном счете, приводила к утрате привлекательности жизни и, как следствие, к потреблению алкоголя.

Кирилл Ф. (29л.) После лечения от алкоголизма у меня появился зверский аппетит. Думал, что всё пройдёт, но вот уже как два года, а я всё время думаю только о еде. Люблю готовить. Друзья и знакомые называют меня гурманом. Если я голоден, то в голове у меня только мысли о еде, мне чудятся какие-то прекрасные запахи, желудок начинает урчать, во рту появляются обильные слюни. Я ни о чём не могу думать. Могу есть где угодно и когда угодно. Могу, не постеснявшись попросить еды у незнакомых мне людей. Для меня больше удовольствие доставляет не только потребление пищи, но и её приготовление. Всё это для меня единый приятный процесс. Всегда с собой чего-нибудь ношу поесть. Знали бы вы, какое настроение мне приносит процесс потребления пищи. Порой закрываю глаза и мне ничего не надо, вот так бы есть и есть всю жизнь. Красиво накрытый стол, красиво уложенные блюда - вот мои сны и фантазии.

Психолог должен доказать и показать больному, что любые альтернативные мании также приводят к выработке организмом алкоголя или эндорфинов, что по сути своей взамен алко - или наркомании должны прийти безвредные мании: любовная мания, книгомания, Богомания, непатологическая мания тщеславия и самоактуализации и другие мании (см. ниже рисунок), способствующие духовной и творческой деятельности:

[16, с. 243]

Алкогольнозависимого знакомят с таблицей, в которой представлены мании-деятельности и соответствующие им «количество наркотика», якобы вырабатываемого в процессе этой деятельности. В процессе психокоррекционной работы и по своим ощущениям личность сама находит компенсирующие альтернативные мании. Таким образом, личность для себя остаётся зависимой, но уже от других маний. Она убеждена, что по-прежнему потребляет алкоголь, только иным способом. Благодаря этому исчезают страхи и депрессии, которые обычно бывают при традиционных подходах, т. е. быстром погружении личности в реальный мир. Именно это способствует постепенному переходу в реальный мир. На постепенности, как на одном из важных условии успешной психокоррекции личности, мы делаем акцент. По сути своей этот процесс аналогичен процессу обучения детей взрослой деятельности через детские игры. Он позволяет преодолеть барьер, препятствующий более успешному обучению. Практика показывает, что личности прошедшие через все деятельности жизни, как некие игры, всегда имели больший творческий успех.

Вывод

Формирование истинной мотивации на преодоление алкогольной зависимости - лишь один из первых этапов на пути ее преодоления. Необходимо досконально в деталях прорабатывать в процессе психокоррекции алкогольнозависимых навык замещения деструктивно настроенных внедеятельностных ценностей на деятельностные ценности переживания процессов достижения целей. Иначе говоря, необходимо обучать человека полноценно жить моментом, наслаждаться самим действием, движением в русле намеченной цели, а не существовать, лишая себя переживаний в угоду призрачно далекой мечте…

2.3. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы больных алкоголизмом

Для преодоления созависимости применяется программа, включающая в себя: образование по вопросам зависимости и созависимости, семейная система, индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия, супружеская терапия, а также подкрепление в виде посещения групп самопомощи типа Ал-Анон, чтение литературы по соответствующей проблеме.

В лечебных центрах США, где семейные программы являются стационарными, лица, включенные в программу, заняты практически с 8 часов утра до 22 часов, проводя ежедневно следующие мероприятия: лекции, групповые обсуждения в малых группах, постепенное освоение программы 12 шагов, обучение техники релаксации и преодоления стресса, прослушивание лекций бывших пациентов об их собственном опыте, просмотр видеофильмов, индивидуальное консультирование, работа с литературой, заполнение опросников, ведение дневника чувств.

Наш собственный опыт оказания помощи созависимым охватывает лишь такие формы работы, как лекции, индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия. Главным же методом и наиболее желательным является групповая психотерапия. Дополнительно к этому у нас практикуется ведение дневника с выполнением домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы. После завершения программы психолог рекомендует продолжать занятия, способствующие выздоровлению, в группах.

Само собой разумеется, что психолог лишь предлагает лечение, а созависимый индивид выбирает его или отвергает, т.е. работа основана на принципе добровольности. Отсев обратившихся за помощью большой, но это не должно смущать психотерапевта, так как людям с таким состоянием свойственно сопротивление любому вмешательству. Девизом многих созависимых могли бы быть слова: "Умру, но не изменюсь".

Формирование психокоррекционных групп должно происходить после индивидуальной консультации, в ходе которой изучаются внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи и психическое состояние обратившегося за помощью. В процессе всего лечебного контакта больному с алкогольной зависимостью предоставляется возможность обращаться за медицинской помощью в данное лечебной учреждение, где лечится созависимый родственник. В нашей практике в основном было так -- первой за помощью обращалась супруга больного, а сам больной приходил на лечение через несколько месяцев после начала лечения супруги. В редких случаях лечение супругов было одновременным (он лечился стационарно, она - амбулаторно). Около половины лиц, страдающих алкогольной зависимостью, приходили на лечение после того, как их близкие включались в программу выздоровления от созависимости и делали определенные успехи.

Мы работали вначале с группами открытого типа, затем предпочтение стали отдавать группам закрытого типа, т.е. раз сформировавшись, группа уже не принимала новых членов. В группах закрытого типа обеспечивается больший психологический комфорт для своих членов. Оптимальная их численность 10-12 человек. Если в группе меньше лиц, то разнообразие ситуаций и мнений, которые служат основой для освоения новых навыков внутрисемейных взаимоотношений, недостаточно велико. Если число лиц в группе больше 12, то трудно выслушать мнение каждого. Если член группы не "выговорится" у него может остаться чувство неудовлетворенности.

Психокоррекционные занятия в группе из 12 человек мы проводили 1 раз в неделю, длительностью 2,5-3 ч.

Групповой психотерапии предшествовала образовательная программа, состоящая из изложения концепции зависимости и созависимости, основных признаков созависимости, концепции дисфункциональной семьи, форм психологической защиты (6 лекций по 2 часа каждая). Проведение образовательной части программы, как впрочем, и вся психотерапия в целом, обеспечивается творческим подходом к ней.

Ниже приводим краткое изложение тем, которые мы обсуждали в группах по преодолению созависимости. Обсуждение темы включало разнообразные виды психотерапевтических методов, которые по нашему мнению были уместными по ходу занятий. Начинались и заканчивались групповые дискуссии молитвами о спокойствии духа и молитвами, применяющимися в гештальт-терапии.

Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".

Цель занятия -- научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.

После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх. Страх -- это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.

Упражнение:

1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня

2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?

3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?

При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх -- это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируется опыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.

1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой..."

2. Изучать программу 12 шагов

3. Сбалансировать свою жизнь

4. Расширить зону комфорта, идя на риск

5. Упражняться в технике расслабления.

Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.

Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями -- гневом, стыдом, либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психолог, либо позаимствовать их из литературы.

Из нашей практики мы рекомендуем в конце каждого занятия давать домашнее задание. Оно способствует углублению самопознания и реализации неприятных эмоций, на смену которым приходят положительные чувства.

Участникам были розданы листки с текстом: "Оценим свой образ мыслей".

Оценим свой образ мыслей

1. никогда со мной так не бывало;

2. редко так со мной бывало;

3. часто так со мной бывает;

4. всегда так бывает

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.

Я боюсь неожиданностей.

Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.

Я чувствую, что недостойна любви.

Я чувствую себя хуже других людей.

У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.

Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.

Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.

Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.

Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.

У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.

У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.

Я испытываю трудности в выражении своих чувств.

Я не люблю себя.

У меня в жизни часты кризисные ситуации.

Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.

Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.

Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.

Я ожидаю худшего в большинстве случаев.

Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.

Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.

Я живу воспоминаниями.

Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.

Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.

Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

Сумма баллов

25-54 --норма 55-69 --слегка смещено в сторону созависимости 70-140 --резко смещено. Надо избавиться от созависимости.

Домашнее задание.

Опишите свои чувства на текущий момент в дневнике. Прочитайте, что хлынуло на вас, когда "открылись шлюзы".

Найдите доверенного человека, которому можно все рассказать. Подходящим собеседником может быть тот, кто будет держать все в тайне, хорошо вас слушать, принимать вас такой, какая вы есть и который не будет стремиться вас спасать. Теперь поменяйтесь ролями и сами станьте таким слушателем. Опишите свои чувства в дневнике.

Упражняйтесь в медитации. Одна из возможных медитаций на сегодня:

Сегодня я буду помнить, что чувства -- важнейшая часть моей жизни. Я буду открытой для моих чувств в моей семейной жизни, в дружбе, на работе. Я позволю себе испытывать любые чувства, и не буду судить себя за это. Люди могут лишь провоцировать те или иные чувства, но все чувства принадлежат мне. Я-- истинная хозяйка своих чувств.

Занятие 2-е. Тема: "Контролирующее поведение".

Цель занятия -- показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него.

Можно обсудить следующий вопрос: как вы пытаетесь сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались напрасными. Почти все действия, по опыту участников группы, бывают напрасными; удается лишь отодвинуть на какое-то время употребление и то редко. Тем самым становится очевидным факт неэффективности контролирующего поведения.

Путем экскурса в детство одного из участников группы можно показать истоки контролирующего поведения, которые, как правило, лежат в родительской семье, где часто нарушались права ребенка. Семья ценила слабость, послушание, безынициативность и отбирала право на риск. Появившееся тогда чувство бессилия привело к необходимости контролировать других. Ребенка учили: то, то ты хочешь делать, не совпадает с тем, что ты можешь делать. Сделаешь то, что хочешь -- у тебя будут неприятности. Ребенок научился избегать неприятностей, т.е. научился делать то, что хотят другие. Отсюда полная концентрация внимания на жизни других и вера в возможность управлять жизнью больного с зависимостью.

На этом занятии можно обсудить некоторые из нижеприводимых вопросов:

1. Сколько времени вам потребовалось, чтобы осознать неэффективность контролирующего поведения?

2. Сближает ли вас с членами семьи контролирующее поведение?

3. Вы не устали чувствовать себя ответственной за всех и все?

4. Осознаете ли вы, что ваша энергия безгранична?

5. Как реагируют другие на ваш контроль?

6. Не усматриваете ли вы связи между контролирующим поведением и своим хроническим чувством неудовлетворенности жизнью?

7. Как бы вы могли конструктивно использовать свои способности и свою силу?

8. Ощущаете ли вы себя в глубине души сильной? Ваша беспомощность лежит лишь на поверхности?

Источник потребности контролировать других базируется на том, что нам всем необходимы любовь, безопасность и ощущение своей силы (значимости). Мы любили -- нас отвергли. Результат -- усиление контроля: мы пытаемся управлять другими и получать от них то, что нам нужно. Такое поведение сопровождается чувством, что ситуация выходит из-под контроля, что опасно. Мы боимся потерять контроль и над Другими, и над собой. И для обретения безопасности навязчиво контролируем. У всех нас есть подсознательное желание чувствовать себя более сильным, чем мы есть на самом деле. Это тоже источник желания контролировать других. Мы обманываем себя, когда думаем, что другие нуждаются в нашем контроле. Это мы нуждаемся в таком поведении, чтобы чувствовать надежные взаимоотношения.

В процессе обсуждения вышеприведенных положений следует подвести дискуссию к выводу о негативных последствиях контролирующего поведения, которое заключается в том, что оно:

- мешает нам чувствовать;

- мешает видеть реальность;

- приводит к напряжению во взаимоотношениях;

- блокирует доверие;

- блокирует отдачу и получение любви.

Особенно наглядны негативные последствия контролирующего поведения, если проследить долгосрочные взаимоотношения -- отчуждение между контролирующими (строгими) родителями и взрослыми детьми, отчуждение в супружеских взаимоотношениях.

Однако чтобы не усиливать чувство вины у членов группы, необходимо подчеркнуть, что контролирующее поведение -- это не плохое и не постыдное поведение, а сигнал стресса, сигнал того, что что-то идет не так, как хотелось. Если мы контролируем, значит, мы не можем получать от других то, что нам нужно, иным путем. Либо мы боимся потерять то, что имеем. Погребенными под контролем могут быть такие чувства, как страх, доверие, любовь, честность, обида, гордость, страстное желание чего-нибудь, гнев.

Как распознать приближение потребности контролировать других?

Такими опознавательными знаками могут служить:

- напряжение (например, если я решила что-то сделать для других, я чувствую напряжение. Если другие пытаются контролировать меня, я испытываю сопротивление);

- обвинение ("а, ты вечно...", "а, ты никогда...");

- немедленность, безотлагательность (чтобы что-то случилось, чтобы что-то не случилось);

- отказ чувствовать (уменьшение, отрицание, игнорирование как своих чувств, так и чувств другого).

Когда мы не даем человеку права выбора, мы контролируем. Необходимо предоставлять возможность событиям протекать своим |естественным путем.

Контролирующее поведение имеет следующие характеристики:

Это -- инстинктивная реакция, в основе которой лежит чувство бессилия.

Из-за сомнения в своих чувствах контролирующий человек не делает того, чего он хочет; хотел попросить помощи -- не попросил, хотел сказать "нет", -- сказал "да". В основе лежит ложное верование в то, что удовлетворять свои желания и нужды -- нехорошо.

Контролирующее поведение -- это привычка. В голову не приходит мысль, что есть выбор и других форм поведения.

Практика контролирующего поведения приводит созависимых к умозаключениям, от которых они чувствуют себя еще хуже (например, "я никому не нужна").

Созависимые получают то, чего добиваются -- негативного внимания. Другие игнорируют созависимых, что усиливает низкую самооценку.

Чтобы прекратить контролирующее поведение, необходимо наблюдать за этим инстинктом, доверять своим чувствам и восприятиям (то, что мы чувствуем, нормально; то, что мы воспринимаем, так и есть); каждый раз необходимо отмечать альтернативы -- каковы последствия каждого выбора. Необходимо пересмотреть собственные предположения в отношении других и точно знать, что они чувствуют, что они думают. Надо искать удовлетворение собственным нуждам.

Контролирующее поведение обеспечивает нашу потребность в безопасности. Однако через контроль безопасность не достигается. Следовательно, необходимо сменить тактику -- пойти на доверие, укрепить веру в свои силы. Подвести группу к выводу -- рискнем доверять тем, кого мы любим.

Контролирующее поведение способствует проявлению бессилия во взаимоотношениях. Если мы чувствуем себя сильными, то отпадает потребность контролировать других. Необходимо стимулировать членов группы на то, чтобы они сфокусировали энергию и внимание на своем поведении, на своем выборе, на своих целях, и спросить их:

"Как вы себя чувствуете? Чем вы довольны собой, чем недовольны?" Задержать внимание на том, чем они довольны.

Выгоды от прекращения контролирующего поведения: высвобождение энергии, приятно и даже забавно чувствовать себя легче, свободнее, счастливее. Прекращение контроля -- ключ к более простой и радостной жизни.

Домашнее задание

Напишите список потребностей, которые вы начали удовлетворять.

Когда вы не можете удовлетворить свои потребности сами, рискнете ли вы просить об этом надежных людей?

Занятие 3-е. Тема: "Отстранение".

Цель занятия -- понять необходимость с любовью отстраниться от человека с химической зависимостью или от проблемы и обсудить, как это можно сделать.

Такая задача пугает созависимых, поскольку они путают здоровую заботу о своих близких, любовь к ним с чрезмерной вовлеченностью в проблему химической зависимости.

Отстранение -- это не есть холодная враждебная замкнутость, не лишение близкого любви и заботы. Отстранение означает высвобождение себя психологически, эмоционально, а иногда и физически из сетей нездоровых взаимоотношений с жизнью другого человека, отступить на некоторое расстояние от проблем, которых мы не можем разрешить.

Отстранение базируется на том, что каждый человек ответственен за себя, поэтому проблемы других людей мы не можем разрешить” тревога за другого не помогает. Когда мы отстраняемся, мы убираем руки с пульта ответственности за других людей и стремимся лишь к ответственности за себя.

На примере фактов, сообщенных членами группы во время настоящего обсуждения, необходимо подчеркнуть, что присутствующие здесь созависимые уже достаточно много сделали для того, чтобы разрешить проблемы своего близкого больного, и если проблему все же не удалось устранить, то теперь следует учиться жить либо, несмотря на нее, либо вместе с ней. Хорошим приемом здесь может служить фокусировка на том, что есть хорошего в жизни созависимых в настоящее время, на чувстве благодарности.

Для усиления чувства благодарности можно попросить присутствующих перечислить все, за что они могут быть благодарны судьбе в настоящее время. Этот прием позволяет не думать о проблеме, в которую они вовлечены чрезмерно.

Отстранение означает приобретение навыка жить "здесь и сейчас", в настоящем времени и без любимого выражения созависимых "Если бы только...". Искореняются сожаления о прошлом и страхи в связи с будущим. Отстранение включает в себя принятие реальности, фактов. Отстранение требует веры -- в себя, в других людей, в естественный ход событий, в судьбу, помогает вера в Бога.

Отстранение -- это здоровый нейтралитет.

Награда за достижение отстранения велика. Это -- ясность восприятия действительности, чувство глубокого успокоения, способность давать и получать любовь; это -- прилив энергии, повышение самооценки, свобода находить реальные решения проблемы.

"Когда я не умела отстраняться от проблем моего мужа и моей дочери, -- говорит созависимая жена больного алкоголизмом во время групповой психотерапии, -- я была человеком, но это какое-то другое состояние. Я была как придаток другого человека. Сейчас я впервые ощутила себя в центре собственного сознания".

Как достигается отстранение? Для этого необходимо три условия: четкое осознание своих проблем, желание изменить привычный ход собственных реакций и немного практики. Главное -- желание попробовать.

В созависимости, как во всей психической сфере человека, все взаимосвязано. Если участники групповой психотерапии научились видеть собственные потребности, им легче достичь отстранения.

Если невозможно с любовью отстраниться, то можно как временный прием практиковать отстранение в гневе. Необходимо лишь стремиться к отстранению. Помогают достичь отстранения релаксация, концентрация внимания на своем дыхании, а также практически все виды концентрации на своих потребностях. Побездельничать -- это тоже может иногда быть удовлетворением своих потребностей. Главное -- перенести фокус на себя.

Домашнее задание

Есть ли в вашей жизни проблема или человек, о которых вы чрезмерно тревожитесь? Напишите об этом.

Что может случиться, если вы отстранитесь от того человека или от той проблемы? Помогало ли до сих пор делу ваше состояние, в котором присутствовали тревога, одержимость, навязчивые мысли о проблеме, попытки контролировать?

Если бы в вашей жизни не было той проблемы или того человека, то что бы вы делали сейчас?

Потратьте несколько минут на то, чтобы представить, как вы живете собственной жизнью, несмотря на нерешенную проблему.

Занятие 4-е. Тема: "Акция-реакция".

Цель -- показать на примерах из жизни присутствующих, что многие их чувства, мысли и действия возникали лишь как реакция на больного химической зависимостью, в ответ на что-то. Необходимо стремиться от реакции к акции, т.е. к действиям, идущим от себя.

За годы жизни с химически зависимым человеком его близкие созависимые) привыкли в большей степени жить реактивно (т.е. реакциями на его состояние и поведение), чем активно (т.е. жить от своего собственного имени, в своих собственных интересах).

Примеры реакций:

"Когда мой муж страдает от похмелья, у меня тоже голова болит. Его тошнит и меня тошнит ".

"Особенно сильно я реагировал на кризисы ".

"Я прочитала в статье, что 60% дочерей алкоголиков выходят замуж за алкоголиков. Я была одной из таких женщин. Я испытала сильное возмущение, гнев на автора, как будто меня лично оскорбили. Это была автоматическая реакция, без участия логики ".

Большинство созависимых -- люди эмоциональные. Их реакции проявляются в виде гнева, вины, стыда, ненависти к себе, тревоги, боли, контролирующими жестами, актами излишней заботы, депрессией, отчаянием, яростью, неистовством. Но более всего они проявляются чувством страха и тревоги. Реагирование -- это часть нормальной жизни. Все дело в том, что созависимые реагируют так сильно, что это переходит нормальные границы. Любые маленькие или большие события обладают властью над ними. Когда созависимые реагируют, то они теряют свое право думать, чувствовать и вести себя в собственных интересах.

Реагирование обычно не помогает. Кризисные реакции у созависимых входят в привычку. Они реагируют так потому, что думают -- что случилось, не должно было случиться, не должно быть такого положения вещей, какое есть.

Им необходимо показать, что они не должны так сильно всего бояться и не должны терять свое право на спокойствие, не обязаны так серьезно и так близко к сердцу принимать все на свете.

На занятии мы обращаем внимание на пусковой момент реакции. Если созависимые почувствовали страх, возмущение, оскорбление, если им кажется, что их отвергают, не любят или они испытывают тревогу, жалость к себе, или стыд, то это может быть началом цепных реакций, от которых мы пытаемся избавиться. Можно предложить такой вопрос: "Как долго вы хотите чувствовать себя именно таким образом?"

Противоядием к чрезмерным и необоснованным реакциям является стремление привести себя в комфортное состояние. Для этого необходимо говорить и делать как можно меньше, пока состояние реакции не пройдет и не восстановится привычный уровень спокойствия и умиротворенности. Необходимо сделать что-нибудь безопасное -- несколько глубоких вдохов, пойти прогуляться, встретиться с друзьями, вымыть полы, почитать книгу, помедитировать, сходить на заседание Ал-Анона.

Немного успокоившись, созависимый может проанализировать, что произошло -- большое событие или малое. Если невозможно разобраться в одиночку, то необходимо искать помощи на стороне.

Созависимым следует решить, что теперь, т.е. после успокоения и принятия реальности, необходимо сделать. Предложите следующие варианты в виде вопросов:

- Вам необходимо извиниться?

- Хотите ли вы пустить все на самотек?

- Требуется ли вам поговорить с кем-либо по душам?

- Необходимо ли вам принять еще какое-то решение?

Домашнее задание

Является ли ваша реакция на кого-то или на что-то тем поведением или тем чувством, которое вы избрали бы, если у вас был бы выбор?

Используйте навыки отстранения от того события или того человека, которые вас беспокоят больше всего.

Какого рода деятельность помогает вам чувствовать себя спокойно и комфортно?

Занятие 5-е. Тема: "Границы"

Цель -- научиться различать наряду с внешними границами и внутренние, упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ другого.

Внешние границы человека предполагают, что:

Никто не имеет права дотронуться до меня без моего позволения.

Если я разрешаю до себя дотрагиваться, то только так, как мне это нравится.

Это моя ответственность - контролировать как, когда, где, кто будет касаться меня.

Внутренние границы менее очевидны, однако они означают примерно то же самое в отношении внутреннего мира, наших чувств, мыслей, верований, ценностей. Когда созависимые жалуются, что другие заставляют их думать, делать, чувствовать так, а не иначе, говор”, что "другие нажимают на мои кнопки", это значит, что созависимые не умеют защитить свои внутренние границы. У созависимых границы с другими либо аморфны, слишком близки вплоть до полного исчезновения индивидуальности, либо ригидно-дистанционные. Нормальные границы полупроницаемы: мы делимся с другими своим внутренним миром, другие тоже делятся с нами, и тогда мы чувствуем себя комфортно.

Созависимые либо обвиняют других за свои мысли, чувства и действия, либо обвиняют себя за чьи-то мысли, чувства и действия. Это происходит из-за нарушения границ.

Если что-то до смерти надоело, значит необходимо устанавливать границы.

Если мы чувствуем, что с нами жестоко обращаются, что нас используют, а потом не считаются с нами, если мы сами действуем не в лучших для себя интересах, значит необходимо устанавливать границы. Надо дать знать другим, что у нас есть границы. Это поможет и нам, и им. Пусть кому-то не понравится, что мы теперь действуем иначе, чем до этого, но зато нас больше не будут использовать. Люди будут внушать нам чувство вины, чтобы мы убрали границы. Но не надо отступать, надо укреплять границы и держать их постоянно.

Однажды скажите, где проходит ваша граница, скажите тихо, спокойно. Установление границ требует времени и обдумывания. Удержание границ требует энергии и постоянства.

Устанавливать границы -- значит знать предел, до которого можно дойти. Я не знаю, что я могу и что я не могу сделать для тебя. Я знаю, что я могу, и чего не могу стерпеть от тебя.

Границы могут изменяться, должны быть гибкими и надо их осознавать.

Выздоравливающие созависимые осознают свои границы примерно так:

- Я не позволю кому бы то ни было оскорблять себя словами или физически.

- Я не позволю обманывать себя и не буду поддерживать ложь.

- Я не буду вызволять кого-то из последствий алкогольного или другого безответственного поведения.

- Я не буду финансировать алкоголизм или непотребное поведение. Я не буду врать, защищая твой алкоголизм.

- Ты не можешь испортить мой день, мою неделю, мою жизнь.

- Вот это то, что я буду делать для тебя, а вот этого я не стерплю, и не буду переносить.

Осторожно: не делайте заявлений, которые вы не выполните. Кто же будет после этого вас серьезно воспринимать? Не грозите разводом, если не собираетесь разводиться.

Домашнее задание

1. Сделайте своей привычкой в общении с членами семьи мысленно брать свою ушную раковину между большим и указательным пальцами и слегка наклонять голову к говорящему. Тем самым вы сумеете удерживать свои границы в хорошем функциональном состоянии, вы будете слушать говорящего, а не пускать автоматически в ход реакции гнева, стыда и прочие орудия защиты.

2. Вообразите свои внутренние границы в виде кольчуги, которая имеет дверцу на груди. Дверца открывается изнутри только вами. Никто снаружи не может ее открыть.

3. Мысленно повторяйте про себя следующее утверждение о другом человеке:

Все, что ты чувствуешь, о чем ты думаешь и что ты намерен делать в настоящий момент, все это -- в большей мере обусловлено твоим прошлым, твоей личностью и в меньшей мере тем, что я сказала или сделала, если, конечно, я тебя не оскорбила.

Теперь повторите это утверждение применительно к себе. Все, что я чувствую...

Занятие 6-е. Тема: "Родительская семья".

Цель -- поработать над незавершенными делами нашего детства, т.е. над родительскими наставлениями, которые следует критически "пересмотреть и простить родителям обиды.

Мы все -- дочери и сыновья. Обсуждаем наши взаимоотношения с Родителями, и не имеет значения, живы они сейчас или уже нет. Власть родителей над нами не прекращается с уходом их из жизни. Мы можем не осознавать, что до сих пор выполняем родительские предписания, носим в себе послания из детства.

Обсуждаем следующие вопрос: просты ли ваши отношения с матерью и с отцом? Есть ли желание изменить взаимоотношения? Есть ли в семье кто-то, кто держит эмоциональную дистанцию?

Подчеркнем, что почти у всех присутствующих взаимоотношения с родителями были не простые. Проблема заключается в том, что мы застряли в этих взаимоотношениях.

Ирина Р. (35л.) рассказала, что на одном кладбище похоронены 8 ее родственников, в том числе отец, умерший 20 лет назад. С отцом были конфликтные взаимоотношения -- он был алкоголиком. Все эти 20 лет женщина убирает в первую очередь могилы всех родственников, а потом могилу отца, поскольку до сих пор испытывает к нему гнев и ненависть.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты