Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
p align="left">Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает в органах правопорядка, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников.К сожалению, современная наука не располагает пока что достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя. За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов. На практике для этого обычно используются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная неустойчивость, дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к следственной деятельности, то она еще очень далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларош-Фуне писал: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами ни какого опыта, сколько бы нам не было лет". Что применимо и к нашему сравнению о следствии. Между тем, раскрытие процесса становления юриста, изучения и популяризация приемов овладения профессией имеет большое значение для улучшения подготовки кадров следственных работников и повышения их квалификации. Первым шагом на пути к решению рассматриваемой проблемы должно быть изучение тех качеств работника, в которых заключены способности к данному делу, определение психологических компонентов мастерства и указание путей их приобретения и совершенствования. Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки сделал В.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему указал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. "С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом надо войти в жизнь!" [24, c.65]. Сотрудники почти всех служб должны в своей профилактической работе заниматься вопросами воспитания граждан, а в ряде случаев -- их исправлением и перевоспитанием. Каждый сотрудник (патрульно-постовой службы, следствия, уголовного розыска и т. д.) выступает по отношению к гражданам не только как представитель государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведения граждан -- от подростков до лиц пожилого возраста. Высшей целью государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. В этой связи Глава государства, являясь гарантом Конституции, в качестве первоочередной задачи, стоящей перед государственной властью, определил создание в Республике Беларусь стройной системы защиты интересов каждого человека и ее последовательную реализацию. Именно органам внутренних дел государство вверило в обязанность защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов своих; граждан, предоставив при этом широкие полномочия. Это налагает на сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД Республики Беларусь огромную ответственность перед гражданами и лично Главой государства за укрепление правопорядка и дисциплины важнейшей основы обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развитии страны, улучшения жизни людей. Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск должен твердо уяснить, что он является представителем государственных органов и по его действиям народ судит о власти в целом. Всё эта предопределяет те высокие требования, которые предъявляются сегодня к сотрудникам органов правопорядка. Кристальная честность, высокая культура, неукоснительное выполнение требований закона в сочетании с добросовестным исполнением своего служебного долга, мужеством и решительностью в борьбе с преступностью должны стать обязательными качествами каждого сотрудника органов внутренних дел и военнослужащего внутренних войск МВД Республики Беларусь. Обеспечение именно такого подхода к службе вызывает признательность людей, создает атмосферу уважения и доверия к органам внутренних дел, повышает их авторитет у населения. Только при поддержке людей, их всестороннем содействии можно достичь положительных результатов в обеспечении высокого уровня правопорядка в стране, повысить эффективность работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск должен профессионально и безукоризненно работать для людей, от имени людей и во имя людей [25, с.1]. Профессия юриста требует соответствующей психологической подготовки личности, специальной психологической атмосферы. Следователи должны обладать научными принципами и практическими навыками психологического воздействия на личность [26, с.96]. Следователь должен обладать психическими качествами, которые бы не только обеспечивали создание коммуникативных связей, но и ограждали от профессиональной деформации [27, с.148]. В.С.Олейников отмечает еще одну особенность профессиональной деятельности сотрудника милиции в сфере общения: «Ему нередко приходится сталкиваться и проникать в самые интимные глубины духовной жизни граждан. Поэтому действия сотрудника всегда должны быть уважительны по отношению к другому человеку, справедливы и понятны самым широким массам трудящихся» Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо сотруднику органа правопорядка, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай и делай сам", - на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу. Наша молодая независимая республика осуществляет переход к качественно новому состоянию и как никогда нуждается в личности ищущей, умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений. Формирование личности работника следственных органов необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект. В деятельности сотрудников правоохранительных органов главная работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д. Было проведено тестирование работников правоохранительных органов г. Минска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению (Приложение 2). В тестировании участвовало 30 человек. Исходя из анализа проведенного тестирования можно провести структурирование типов личности. Работники правоохранительных органов соответствуют трём типам личности: интеллектуальный, социальный, реалистический. Только 11 человек из 30 исходя из проведенного тестирования соответствуют данной типологии. Многие юристы полагают, что при приеме на работу в правоохранительные органы, на учебу следственных работников, необходимо проводить комплексное психологическое тестирование. Методом анкетного опроса было проведено исследование изучения общественного мнения по проблемам преступности. Свои проблемы, связанные с разного рода преступными посягательствами на свою личность или личность своих родственников, 56% постараются решить собственными силами или при поддержке друзей. За последние 1-2 года преступным посягательствам подверглись 57% опрошенных, а вот мотивы отказа обращения в милицию достаточно понятны: люди не уверены в качествах работником милиции, в том что преступление будет раскрыто (13,4%); неуверенность в моральных качествах вышеназванных работников(25,6%); низкая оценка морально-деловых качеств (61%). Похожее тестирование было проведено в Российской Федерации. Россиянами была оценена деятельность различных подразделений органов внутренних дел (Приложение 3). По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал такую работу в качестве основной жизненной цели. Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации. Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п. Итак, профессиональная деформация есть негативное изменения личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, обусловленное специфическими особенностями оперативной работы [28, 420]. 3.2 Специфика проявлений профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу. В этих случаях говорят о профессиональной деформации. Появлению деформации способствуют разные предпосылки: объективные (определенные особенности той или иной профессии) и субъективные (личная психологическая предрасположенность работника к появлению и развитию у него отрицательных профессиональных качеств). Такие особенности следственной деятельности, как ненормированный рабочий день, наличие стресс-факторов (дефицит времени, физические и информационные перегрузки и др., отсутствие ритмичности в работе) могут привести к появлению спешки и торопливости, неаккуратности и расхлябанности, недисциплинированности, волоките в расследовании уголовных дел. Отмеченные выше особенности (стресс-факторы и др.) могут привести и к так называемому "правовому нигилизму", который имеет место тогда, когда некоторые работники начинают игнорировать уголовно-процессуальные нормы, закон: задерживают без достаточного основания лиц по подозрению в совершении преступления; добывают вещественные доказательства без их должного процессуального оформления (закрепления); незаконно ограничивают права подозреваемого, обвиняемого (например, не предъявляют ему заключение экспертизы, считая, что он ознакомится с ним по окончании следствия и при предъявлении всех материалов уголовного дела) и т. д. Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию у следователя подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты, как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие) является весьма опасным видом профессиональной деформации, поскольку неизбежно приводит к предвзятости, тенденциозности, необъективности и, в конечном счете, к обвинительному уклону процесса расследования, что в свою очередь может привести к грубым ошибкам, таким, как привлечение к ответственности невиновных. Следователь наделен властными полномочиями, которые необходимы ему для быстрого пресечения преступной деятельности, для преодоления неправомерных воздействий, для отыскания и изъятия вещественных доказательств и т. д. Однако неправильное понимание своих полномочий и неумение пользоваться ими в случае бесконтрольности и безответственности может породить злоупотребление властью, что также чревато серьезными последствиями - нарушением закона. Следственная деятельность характеризуется правовой регламентацией, тщательное соблюдение которой содействует выработке у работника таких качеств, как вдумчивое отношение к каждому действию, к принятию решения, аккуратности, дисциплинированности и т. д. Вместе с тем "нормативный" характер этой деятельности может привести и к привычке рассуждать и действовать по шаблону, ссылаясь при этом на статью УПК, инструкцию, распоряжение начальства. Следование букве закона может способствовать появлению такой опасной черты, как формализм, в результате чего следователь становится равнодушным к людям, их судьбам. Среди субъективных предпосылок, порождающих профессиональную деформацию личности сотрудника органов внутренних дел, важное место занимает низкий уровень его нравственного развития. Уже отмечалось, что коммуникативная деятельность следователя протекает в конфликтных ситуациях, ему приходится общаться с исключительно трудными "собеседниками" - подозреваемым, обвиняемым, недобросовестными свидетелями. Понятно, что общение с такими лицами само по себе может приводить к появлению грубости, раздражительности, эмоциональных срывов и т. д. Высокое развитие морально-политических качеств помогает успешно бороться с этими проявлениями деформации. Наличие же низкого нравственного и культурного уровня создает психологическую предрасположенность к порождению и закреплению названных деформационных качеств. В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства. Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств Специальный перечень проявлений спецдеформаций существует и по отношению к деятельности сотрудников милиции. Например, в дореволюционной России в распространенном «Букваре современного городового» содержалась специальная статья 40. «Проступки служащего в полиции», куда входили: «1) пьянство на службе, так и вне службы; 2) неповиновение старшим; 3) неисполнение обыденных правил и уставов; 4) непочтение к старшему; 5) ненужное вмешательство; 6) лишняя грубость к арестованному; 7) невежливость и бранные слова; 8) сообщение частному лицу о полученном приказании, происшествии и положении дела; 9) дача сведений, могущих повлиять на дело во вред службе; 10) отлучка с поста или небрежное отношение к нему; 11) нерадение при необходимости немедленного арестования злоумышленника; 12) болтовня и разговоры на службе; 13) прием вознаграждения без доклада о том; 14) самовольная отлучка из участка; 15) ссоры с товарищами; 16) неправильное исполнение служебных обязанностей; 17) забыть записать необходимые имена и адреса и подробности по уголовному делу или случаю; 18) неподача помощи заболевшему или при несчастном случае; 19) занимать деньги или давать взаймы старшим; 20) проступки, приносящие служебный вред». Кроме того, и в других статьях и положениях различных уставов имелись отдельные указания на недопустимые, но встречающиеся проступки или преступления. В частности, в «Уставе благочиния, или Полицейском» (1782 г.) предписывалось «воздерживаться от взяток, ибо они ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». Нарушения, допускаемые сотрудниками МВД, могут быть как общими для многих профессий (скажем, несвоевременный уход с рабочего места), так и специфическими, свойственными только для этой профессии (неадекватное обращение с арестованным, в частности). Вот что пишут В. И. Деев и А. Н. Смелов относительно проступков или признаков профдеформации: «К ним относят все нарушения закона, допущенные сотрудниками при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. По видам они подразделяются на учетные и неучетные. К учетным относятся такие квалификации: укрытие преступлений от регистрации и учета, вынесение необоснованных постановлений об отказе в возвращении уголовного дела, должностной подлог, фальсификация материалов предварительной проверки, дознания, следствия, необоснованное привлечение к уголовной ответственности, незаконный арест, взяточничество, рукоприкладство, неправомерное применение оружия, незаконное производство обыска и другие -- всего 16 наименований [29,с.76]. К неучетным нарушениям законности в органах внутренних дел принято относить такие нарушения, которые хотя и содержат формальные признаки нарушения законности, но не нанесли серьезного ущерба государству, правам и интересам граждан и организаций. Несмотря на то что они не берутся на централизованный учет в МВД, информация о них должна сосредоточиваться и анализироваться в аппаратах следствия, уголовного розыска, ОБХСС. Это могут быть нарушения сроков расследования уголовного дела, невыполнение отдельных норм уголовно-процессуального кодекса, административного права и т.п. Фактически в этом перечне приводятся только такие негативные проявления в сфере деятельности, которые нарушают те или иные нормы права, причем они подразделяются на серьезные и не наносящие большого ущерба. Авторы же других публикаций, которых особенно много было в эпоху перестройки и гласности, описывают признаки профессиональной деформации по отношению не только к праву, но и к морально-этическим нормам, межличностным взаимоотношениям и характеристикам личности. Например, в журнале МВД СССР «Партийно-политическая работа в ОВД» [30, c.3] называются такие признаки, как «пренебрежительное и грубое отношение к гражданам, нравственное перерождение отдельных сотрудников». А.Н. Шатохин к профессиональной деформации сотрудников милиции относит следующие признаки: «обезличивание» сотрудников ОВД, социальное иждивенчество и пассивность, острое ощущение вражды к себе со стороны населения, оценка собственной профессии как малопрестижной, отношения конкуренции, антипатия к представителям других служб милиции [31, с.16]. Журнал МВД «Политико-воспитательная работа» отмечает, что «работники милиции постоянно подвергаются воздействию отрицательных информации и эмоций, испытывают большие психологические перегрузки. Жизнь сталкивает их с множеством явлений антиобщественного порядка, восприятие которых при определенных условиях может притупляться. Кое-кто как бы привыкает к ним и довольно равнодушно воспринимает падение, сломанную судьбу, ошибку человека. Вот это и есть профессиональная деформация, ведущая к черствости, бездушию, эгоизму» [32, с. 6-7]. В.В. Волков, анализируя признаки профессиональной деформации следователей, обнаружил стремление большинства работников к пассивному отдыху, что соответствует их кабинетному образу работы, сокращение круга общения, уменьшение самокритичности, недостаточная коррекция личного поведения в соответствии с оценками, мнениями других лиц [33, с. 11-12]. А.И. Шестак, научный сотрудник Академии МВД РФ, анализируя механизм злоупотреблений и противоправного поведения лиц, призванных охранять закон, отмечает следующие признаки деформации: приписки в отчетности о результатах деятельности, желание побыстрее оформить отказ в возбуждении уголовного дела, поиск компрометирующих материалов в отношении не виноватого, а потерпевшего, оказание давления на него (специально организованная волокита), «уговоры» обвиняемых «взять на себя» и другие зарегистрированные преступления, установка на допустимость использования незаконных или аморальных действий по отношению к гражданам в оперативных целях («Около 80% опрошенных сотрудников следствия и уголовного розыска уверены, что методы "введения в заблуждение", "выдерживания потерпевших при вызове" (...) необходимы и даже могут дать большой эффект»); применение физического насилия по отношению к арестованным, находящимся под стражей, погоня за формальными показателями деятельности [34, с.16]. Серьезная опасность нравственно «дефектного» поведения сотрудников ОВД кроется в том, что пренебрежение нормами права, не приведшее на определенном этапе к вредным последствиям, напротив, давшее субъекту какой-то выигрыш (во времени, в эффективности действий, комфортности и т. п.), «способно со временем становиться "шаблоном поведения" и восприниматься в дальнейшем автоматически, даже в ситуации, грозящей ущербом самому субъекту», -- пишет С.Е. Раинкин [35, с. 239]. Многие адвокаты и прокуроры так привыкли к своей роли в деле, к определенной точке зрения, что оказываются неспособными преодолеть перцептивный, мыслительный и оценочный барьер и посмотреть на судебное дело с противоположной позиции [36, с. 42-48] Значительное влияние на уровень профессиональной деформации оказывает длительность выполнения служебных обязанностей (стаж). Результаты эмпирических исследований показывают, что у работников со стажем работы в ОВД от 5 до 20 лет начальный уровень деформации выявлен у 37,0% сотрудников милиции, средний уровень показателен для 47,7% сотрудников и глубинный - для 9,3%. В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста количества правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в ходе использования своей служебной деятельности, которые неизбежно затрагивают права и свободы граждан, вовлеченных в сферу её осуществления. Весьма распространены на практике оскорбления задержанных, уничтожающих их честь и достоинство, случаи применения насилия к гражданам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел. Неправомерного использования оружия и специальных средств. При исполнении сотрудниками своих служебных обязанностей нередко допускаются бюрократизм и волокита, недобросовестное, халатное отношение при выполнении поставленных оперативно-служебных задач. Всё это, как правило, является проявлением профессиональной деформации [37, с.51]. В.Ф. Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками своей социальной роли. Он пишет: «Это приводит к тому, что работник милиции считает свою службу "самой важной", свои служебные функции "самыми важными", деятельность других служб обычно недооценивается» [38, с. 99]. Это может также служить причиной деформации личности, ее направленности и т. п. А.Н. Роша называет это явление, свойственное многим специалистам, «профессиональным эгоизмом»: «многие люди имеют лучшее мнение о собственной работе, чем о профессиях других». Он специально изучал престижность отдельных милицейских специальностей среди сотрудников ОВД и пришел к выводу, что «большая часть опрошенных работников считает наиболее интересной и привлекательной именно свою службу, свою специальность. Иногда это происходит и потому, что сам работник не хочет признаться, что его работа ему лично неинтересна, непривлекательна, неперспективна». Следует заметить, что подобное личное отношение к собственной, уже освоенной человеком профессии свойственно и для представителей многих других специализаций. Это тоже является некоторым общим признаком профессиональной деформации [39, с.87]. Известный специалист по борьбе с организованной преступностью А. И. Гуров отмечает следующую стереотипную привычку восприятия, характерную для сотрудников правоохранительных органов: «К сожалению, опасность организованной преступности порой не всегда реально оценивается даже нами, кто призван с ней бороться. Ведь мы привыкли любой вид преступности соотносить только с конкретными и видимыми последствиями -- кражами, разбоями или грабежами» [40, с. 195]. Таким образом, эта полезная установка на оценку и соотнесение преступных деяний только с кодифицированными нормами, закрепленными в законе, Уголовном кодексе, в определенных аспектах становится мыслительно-познавательным барьером. В этом примере наглядно показаны роль и функции стереотипов и других познавательных барьеров, которые вырабатываются под влиянием профессиональной роли. Любой стереотип, познавательно-мыслительный барьер полезен в том смысле, что он позволяет субъекту фокусировать внимание только на профессионально важных моментах. Негативное влияние этих психологических механизмов является продолжением их достоинств. При концентрации внимания субъекта на одном моменте этот шаблон затушевывает, затеняет другие характеристики объекта, не пуская их в зону ясного восприятия и внимания. По отношению к правоприменительной деятельности это проявляется в том, что сотрудник, воспринимая и оценивая человека, концентрирует свое внимание только на правовых аспектах поведения, низводя живого, целостного человека до роли фигуранта правоотношений. При этом вольно или невольно остаются в стороне все другие характеристики личности: морально-этические, эстетические, психологические и т. п. Вся полнота конкретики человека сводится в абстракции только к субъект-предметным взаимодействиям. Подобный стиль «усмотрения» жизненных ситуаций специально прививается в профессиональных учебных заведениях, становится привычным для специалиста и одобряется руководством и коллегами. О.Г. Кукосян, исследуя особенности социальной перцепции опытных юристов, обнаружил, что их описание, например, внешности человека, его походки, одежды менее образно и ярко, чем у художников, менее точно, чем у биологов, но значительно более пригодно для решения поисковых и следственных задач [41, с. 103]. Многие авторы отмечают, что сам фактор вынужденного, постоянного, многочисленного наблюдения отклоняющегося поведения людей может (при отсутствии иммунитета) склонять сотрудников милиции к установке воспринимать это как норму, как типичную характеристику, свойственную всем гражданам. А. К. Китов связывает этот феномен с понятием «пороги восприятия». Повышение их -- это своеобразная эмоциональная защита от негативных воздействий ситуации [42, с. 140]. А.Н. Роша выделяет следующие признаки профессиональной деформации сотрудников милиции: своеобразная фрустрация -- неудовлетворенность содержанием своего труда (необходимость то и дело переносить пьяных, например); консерватизм, неприятие новых форм и методов труда; равнодушие и черствость по отношению к потерпевшим; снижение внимания к преступлениям, в ходе которых потерпевшими являются лица, находившиеся в состоянии опьянения или сами явившиеся инициаторами эксцессов; стремление внушить потерпевшим сомнение в целесообразности обращения за помощью в милицию; установка на равнодушное восприятие преступления; укрытие преступления от учета и другие нарушения законности; приостановка в развитии личности, эмоциональное притупление, сужение круга интересов, однообразие досуга; снижение продуктивности деятельности; восприятие жизни только с точки зрения своей профессии; отсутствие естественных эмоций по отношению к преступникам (негодование, презрение); использование в речи «блатного» жаргона, языка преступников; безразличие к «рядовым», типичным преступлениям; возникновение круговой поруки в коллективах ОВД по отношению к нарушениям закона; излишне прагматичная установка на решение узкоспециальных задач; снижение самооценки возможностей продвижения по службе у узких специалистов; конфликты с населением; повышение конфликтности внутри коллектива; отрицательное поведение; пьянство; разлад в семье; стрессы, болезни; унижение человеческого достоинства лиц, обратившихся в милицию; гипертрофированное чувство корпоративности; противопоставление, оппозиция к гражданам -- «мы» и «они»; бюрократические извращения; беспринципная защита «чести мундира», когда откровенно отрицательные поступки одобряются, если они совершены своими работниками [43, с. 74]. Л.М. Колодкин добавляет следующие признаки профессиональной деформации сотрудников милиции: «бравада» служебным положением, властью; ложное сознание, что блюстителям порядка разрешено и простительно то, что запрещается другим; уверенность в возможности остаться неразоблаченным; неуважительное отношение к требованиям служебной дисциплины [44, с. 34]. Вышеперечисленные признаки профессиональной деформации, видимо, характерны для сотрудников не только отечественной милиции. Так, Д. Джонсон и Р. Грегори, исследуя личностные качества американских полицейских, установили, что большинство из них очень низко оценивают свой социальный статус, престижность собственной профессии, а это порождает у них чувство настороженности, подозрительности и мешает установлению отношений взаимного доверия с обслуживаемым населением [45, с. 94-103]. Г.К. Курашвили пишет: «Следователь обычно уделяет основное внимание установлению обстоятельств преступного деяния, а данные, характеризующие личность обвиняемого, зачастую представляются практическими работниками как обстоятельства в значительной мере второстепенной важности» [46, с.40]. Это опять же проявление всё той же узкой предметности подхода к людям как к строго процессуально ограниченным «фигурантам» уголовного процесса. Многочисленные исследования особенностей полицейской службы позволили американским психологам сделать следующие выводы: рядовые полицейские испытывают меньшее удовлетворение от своей работы, по сравнению, например, с промышленными рабочими; у них слабо удовлетворяется потребность в самоактуализации, «автономии» и уважении; для многих из них характерны авторитарность и закрытость во взаимоотношениях с населением; разрыв между идеальным образом полицейского и реальным часто порождает аномию и циничное отношение к профессиональным обязанностям и социальным ценностям, отсутствие социальной заинтересованности в своей деятельности, эгоизм, недостаток инициативности на службе; по сравнению с представителями других профессий, американские полицейские больше ценят личные ценности, нежели социальные; стремление к механическому выполнению приказов начальства; широкораспространенное убеждение, что рост по службе не зависит от личных качеств, а определяется фаворитизмом и личными связями; приобретение полицейскими таких личностных черт, как повышенная агрессивность, стремление быть в центре внимания, авторитарность и, наоборот, снижение самокритичности, склонности к образовыванию дружеских связей и к заботе о семье [47, 48]. Как пишет С. К. Рощин на основе анализа американской психологической литературы, «преступная деятельность американских полицейских имеет очень широкий диапазон: от взяточничества и укрывательства до торговли наркотиками и краж со взломом. Положение стало настолько угрожающим, что власти создали внутри самой системы полицейских органов сеть агентов и осведомителей, систему подслушивания, а также организуют специальные мероприятия по выявлению преступников среди полицейских». Подобные признаки профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел зачастую являются той внутренней, субъективной доминантой, которая может приводить к преступлениям. Сам факт преступления, совершенного сотрудником правоохранительных органов, казалось бы, должен быть чрезвычайно редким явлением хотя бы в силу того, что сотрудники должны знать и уважать все нормы права и морали. Но это, к сожалению, не так. Как отмечает А. Н. Роша на основании анализа статистических данных за многие годы, «... число нарушений законности, преступлений, совершенных работниками органов внутренних дел, не снижается. А в подразделениях уголовного розыска ежегодно наказывается от 20 до 35%» [49, с.2--29]. Как известно, именно сотрудники этой службы наиболее тесно контактируют с преступным миром, а следовательно, испытывают негативное влияние «ненормальных», по нашей терминологии, предметов своего труда Немалую лепту в копилку преступлений вносят сами сотрудники органов внутренних дел. Статистика утверждает: за последнее время умышленные убийства совершаются сотрудниками милиции гораздо чаще чем, скажем, врачами или водителями трамваев. Вдвойне опасно, когда на путь преступления становятся бывшие оперативные работники. Основные причины плохой работы милиции заключены в «непрофессионализме, некомпетентности, мздоимстве в рядах стражей порядка». Б.Д. Новиков в своей диссертации приводит следующие признаки профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений и учреждений исполнения наказаний: приобретение искаженного взгляда на осужденного к лишению свободы как на неисправимого индивида («Горбатого только могила исправит!» -- довольно распространенное мнение в ИТУ об осужденных рецидивистах); вступление в запрещенный контакт со спецконтингентом, установление внеслужебных связей, что запрещается инструкцией; аморальное бытовое поведение; делинквентное поведение; искаженное понимание целей и задач деятельности неадекватный выбор средств и способов решения задач; отношение к профессиональной деформации как к неизбежному злу, с которым приходится мириться; снисходительно благодушное отношение в оценке ее проявлений и последствий; потеря иммунитета и противодействия негативным воздействиям осужденных, привыкание и развитие восприимчивости к ним; потеря профессионализма, самоуспокоенность, отсутствие самоконтроля, распущенность; стереотипизация восприятия социального окружения; ухудшение морально-психологического климата в коллективе сотрудников; снижение потребностей в интеллектуальном, духовном, образовательном и культурном росте; с овершение правонарушений, дискредитация звания сотрудника, нарушение служебной дисциплины и законности; ухудшение стиля служебных взаимоотношений, изменение их форм; деформация идеалов личности, тенденция к дегуманизации, потребительство, вещизм, алкоголизация, наркомания, снижение требовательности к себе, к своим поступкам и действиям; ухудшение результатов деятельности; перенос служебной роли на внеслужебные взаимоотношения; рост социально-негативных признаков физической и вербальной агрессии -- раздражительность, обида, рост напряженности с увеличением стажа деятельности при одновременной неудовлетворенности социальным статусом; отсутствие стремления к деятельности вообще и к творческой в частности; нежелание сопротивляться трудностям; подозрительность, скрытность; снижение уровня интеллекта; повышенная директивность, игнорирование потребностей, желаний, чувств и намерений окружающих лиц, утрата доброжелательности по отношению к ним; адаптация и привыкание к преступным проявлениям спецконтингента; жестокость, нетерпимость при общении с подчиненными; сужение социальных связей, дефицит внеслужебного общения, утрата внеслужебных интересов; рассогласование системы регуляторов поведения, фаталистичность в восприятии жизни; отрицательная самооценка собственной личности; стремление к беззаботности существования; снижение потребности в самоконтроле и саморегуляции; фиксация повышенной тревожности; склонность поступать по первому побуждению, под влиянием эмоций; злопамятность, уход в себя, аутентичность; увеличение психологической дистанции между собой и окружающим миром; замкнутость, импульсивность, гиперчувствительность к межличностным взаимоотношениям, отчужденность, плохая социальная приспособляемость; легкомысленное отношение к нормам и последствиям их нарушений; снижение чувства уверенности в себе; деформация целей деятельности, дефицит духовности личности, изменение образа жизни [50, с. 25]. Исследования сотрудников Академии МВД СССР показали, что продолжительное исполнение одних и тех же обязанностей порождает стандартизацию приемов работы. Формируется определенный стиль поведения, воздействия. Возникающие при этом стереотипы и шаблоны поведения реализуются на уровне автоматизма. «Эта тенденция влечет за собой постепенное изменение содержания и структуры деятельности», -- пишет И.Б. Пономарев [51, с. 49]. Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении действий (следственных, оперативно-розыскных и т. п.) в ходе задержания, обыска, составления протокола, приема граждан существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности сотрудников ОВД осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение. Происходит замещение цели деятельности: не борьба с правонарушениями, а функциональное совершение определенных действий. Л.Н. Гранат в процессе исследования самосознания юристов-профессионалов удалось выявить нижеследующие особенности их правовых установок и ценностных ориентации: высокая степень осознания актуальности проблемы борьбы с преступностью сотрудниками ОВД (по сравнению с законопослушными гражданами); признание именно за правом ведущей роли в жизни общества (даже по сравнению с моралью), так как правонарушения затрагивают их личностно значимые ценности; проявление профессионального «усмотрения», выражающегося, с одной стороны, в понимании необходимости строго и неукоснительно следовать правовым предписаниям и запретам наряду с допустимостью применения принципа целесообразности в пределах закона, но не вместо закона, а с другой -- в критической оценке состояния правового регулирования и предложениях по его совершенствованию [52, с. 29-34]. Нежелательные изменения (деформации) сознания и личности сотрудников касаются прежде всего сферы отношений к праву и практике его применения. Они чреваты риском нарушения закона и попранием законности и могут выражаться, например, в тенденции к расширению криминализации проступков (например, судить не товарищеским, а народным судом, т. е. привлекать к уголовной ответственности не только за сопротивление и неповиновение работникам милиции, но и за любые против противодействия и обидные высказывания в их адрес), к усилению меры наказания, ужесточению уголовной ответственности за всякого рода преступления, в том числе за мелкие хищения, в недооценке роли общественности в борьбе с преступностью (бытует мнение, что среди социальных благ, охраняемых законом, первое место принадлежит общественному порядку и бесперебойной деятельности государственного механизма, а последнее -- охране прав, свобод и законных интересов личности), в отсутствии у сотрудников с большим стажем работы внутреннего осуждения правонарушений, в том числе преступлений и нарушений законности работниками правоохранительных органов (их ничем не удивишь, даже цинизм не вызывает внутреннего возмущения -- девальвируются ценности), т. е. сотрудник законность соблюдает, но из покорности, без внутреннего принятия норм в качестве собственной ценности, без одобрения и согласия с теми предписаниями, которые они устанавливают. При этом возможен ряд вариантов: сотрудник оправдывает поведение правонарушителя, но считает себя обязанным оформить на него штраф, дело; сотрудник не оправдывает и не осуждает правонарушителя (безразличен), но выполняет свои обязанности (штрафует, оформляет протокол за мелкое хулиганство и т. д.) и желательного профилактического воздействия при этом не оказывает; сотрудник считает приемлемыми, допустимыми для себя и своих коллег, своего начальника определенные отступления от закона. Л.И. Миронова считает, что профессиональная деформация выражается у сотрудников органов внутренних дел в: правовом нигилизме, проявляющемся в пренебрежительном отношении к требованиям закона или неприятия необходимых по закону мер, игнорировании закона в форме неадекватности, произвольном его толковании; в жестких неадекватных стереотипах деятельности, касающихся отношения к правам той категории людей, которые являются непосредственным объектом профессиональной деятельности сотрудников, обнаруживающихся: в пренебрежительном отношении к гражданам, равнодушии к судьбам людей, их переживаниям, интересам, проявлении к ним грубости, морального и физического унижения; в установках «обвинительного уклона» по отношению к гражданам, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей, уверенности в собственной непогрешимости при решении профессиональных вопросов; в априорном представлении о субъекте, попавшем под подозрение, как о человеке «второго сорта», отнесении его к категории людей, заслуживающих неуважительного обхождения и дурного обращения («эффект клеймения»); в переносе своей служебной роли, профессиональных установок и стереотипов во внеслужебные отношения, что нередко способствует совершению преступлений против прав и свобод человека в бытовой сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|