Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
p align="left">в преобладающей ориентации профессиональной деятельности на удовлетворение интересов, идущих вразрез с интересами общества и нормами права;в различных негативных индивидуально-личностных особенностях сотрудников: низком уровне правового и нравственного сознания, отсутствии демократических и гуманистических принципов; гипертрофированных потребностях в самоутверждении, стремлении повысить свою самооценку за счет демонстрации и ощущения власти над другим субъектом путем подавления его личности; низком уровне профессиональной квалификации; проявлении нравственных дефектов - ханжества, лицемерия, грубости; в утрате чувства служебного долга и личной ответственности. При этом следует отметить, что деформация распространяется не только на знания, установки и ориентации (или отношения), но также и навыки и умения сотрудников. Обычно высококвалифицированные специалисты обладают рядом сложных интегральных профессиональных навыков (автоматизированных умений), что в общем положительно и желательно, но подчас приводит к переоценке своего опыта и умений, в результате чего такой работник ставит выше себя научных рекомендаций и закона [53, с.51]. Итак, краткий обзор признаков профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов (милиции, ИТУ, прокуратуры, следствия, адвокатуры, внутренних войск) позволил убедиться, насколько разнообразен и широк диапазон негативных проявлений личности в профессиональной деятельности. Возможно, он далеко не полон. Но ясно видно, как позиции исследователей влияют на выбор тех или иных признаков, показателей профессиональной деформации работников правоохранительных органов. Главное, что предупреждает и создает условия для успешного преодоления любых проявлений профессиональной деформации личности работника правоохранительных органов - это его постоянная работа по совершенствованию своих прежде всего морально-политических качеств, постоянное самовоспитание [54, с.133]. Большую роль в этом играет и процессуальная регламентация деятельности следователя. Тщательное соблюдение требований закона, статей УПК и других нормативных актов вырабатывает исполнительных, аккуратность и четкость при составлении процессуальных документов, дисциплинированность, организованность, предупреждает развитие небрежности, разболтанности, неряшливости, «правового нигилизма» и иных деформационных качеств. Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда - тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха. Умение активно отдыхать, наличие разнообразных непрофессиональных интересов и увлечений, содержательное общение значительно препятствуют переутомлению и перенапряжению нервно-психической сферы работника правоохранительных органов, уменьшают отрицательное действие стресс-факторов. Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль играет критика и самокритика [55, с.56]. Особую роль в предупреждении профессиональной деформации личности работника играет личный пример коллег, руководящих лиц. Ежедневно видя примеры безупречного, высоконравственного поведения своего начальника, своих товарищей, сотрудник органов внутренних дел невольно проникается глубоким уважением к ним и желанием следовать образцам их поведения и деятельности [56, с.195]. Профессиональная деформация может развиваться при отсутствии или недостаточном развитии социального контроля. Поэтому процессуальная регламентация должна обеспечивать такую систему контроля, которая полностью бы предупреждала возможность развития таких свойств, как неаккуратность, пассивность и т.д. Важнейшим средством предупреждения профессиональной деформации является умственная гигиена труда - соблюдение правил умственной деятельности. Именно поэтому постоянно говорится о том, что личность человека должна развиваться всесторонне, в гармоничном сочетании умственных и физических качеств [57, с.133-134]. Проведенные В.Е. Насиновским [58, с. 91] исследования показали, что в 50% случаем совершения сотрудниками различного рода правонарушений служебного характера их действия были виктимно обусловлены, т.е. спровоцированы пассивным сопротивлением, оскорблением и нецензурной бранью, повреждениями форменной одежды, демонстративной апелляцией к соучастникам и гражданам, являющимся случайными свидетелями, угрозами, попытками применения оружия и т.д. Опыт показал, что сами сотрудники понесшие наказания за допущенные в данных условиях неправомерные действия, считают, что провоцирующий момент имели лишь 15% событий, т.е. наблюдается привыкание к негативным провоцирующим факторам деятельности и, соответственно, снижение чувства опасности и трезвой оценки собственных ресурсов вследствие профдеформации. Итак, сделаем выводы. Сотрудник органов внутренних дел должен соответствовать следующим требованиям: он должен быть организованным, обязательным, независимым, справедливым, тактичным и последовательным, честным. Отсутствие перечисленных качеств, и наличие противоположных (необязательность, нетактичность, непоследовательность, лень) могут привести к профессиональной деформации сотрудника ОВД, а так же к нарушению Закона и к коррупции [59, c.119]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. Профессиональная деятельность оказывает более мощное (де)формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к неслучайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач, применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.). Стресс, утомление, депрессия и эмоциональное выгорание могут являться самой начальной стадией профессиональной деформации. Существует следующая цепочка: начальной стадией, как правило, является утомление. Именно оно может привести к стрессу. Стресс, растянутый во времени превращается в депрессию. Далее - эмоциональное выгорание, а человек, находящийся в таком состоянии - плохой работник. И как следствие - профессиональная деформация. Сотрудник органов внутренних дел должен соответствовать следующим требованиям: он должен быть организованным, обязательным, независимым, справедливым, тактичным и последовательным, честным. Отсутствие перечисленных качеств, и наличие противоположных (необязательность, нетактичность, непоследовательность, лень) могут привести к профессиональной деформации сотрудника ОВД, а так же к нарушению Закона и к коррупции. Стабильность следственного аппарата правоохранительных органов помимо определенной материальной и иной их заинтересованности требует от Государства психологической поддержки. Необходимо на государственном уровне поднять авторитет сотрудников органов правопорядка, обеспечить на должном уровне их профессиональную неприкосновенность в следствии чего крайне необходимо создание закона о статусе следователей наряду с принятым законом о статусе судей. Для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации, и, поэтому необходимым является введение в штаты правоохранительных органов психологов. Работа таких психологов должна быть направлена на профилактику у сотрудников органов правопорядка профессиональной деформации путём: выработки у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развития нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка; формирования у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; совершенствования стиля и методов управления персоналом; формирования оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка. Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда - тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха. Умение активно отдыхать, наличие разнообразных непрофессиональных интересов и увлечений, содержательное общение значительно препятствуют переутомлению и перенапряжению нервно-психической сферы работника правоохранительных органов, уменьшают отрицательное действие стресс-факторов. Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль играет критика и самокритика. Особую роль в предупреждении профессиональной деформации личности работника играет личный пример коллег, руководящих лиц. Ежедневно видя примеры безупречного, высоконравственного поведения своего начальника, своих товарищей, сотрудник органов внутренних дел невольно проникается глубоким уважением к ним и желанием следовать образцам их поведения и деятельности. Наличие в деятельности сотрудников органов правопорядка такого сильного действующего фактора, как опасность, риск, угроза жизни и здоровью, несомненно, подчеркивает необычность, экстремальность данной профессии. И потому, в течении рабочего дня сотруднику правоохранительного органа нужно расслабиться. Можно создать комнаты отдыха, где любой сотрудник может отдохнуть, выпить чашечку кофе, послушать музыку. Обязательно необходимо применять меры поощрения. Это могут быть путёвки в санатории, повышенная премия, дополнительный выходной день. Хорошей стимуляцией активного и плодотворного труда являются разного рода курсы повышения квалификации. Для организации мероприятий по профилактике профдеформаций следует помнить, что все (пере)воспитывающие воздействия на личность можно реализовывать в пространстве, непосредственно примыкающее к сфере профессионального труда, в рамках этого труда. ПРИМЕЧАНИЕ 1. Клименко, Н.И., Криминалистические знания в структуре профессиональной подготовки следователя: Учеб. Пособие. - Киев: Выща шк., 1990. - с. 74 2. Кибак, И.А. Некоторые проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников уголовного розыска // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. - 1999. - № 14. - с.144. 3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 - с.45 4. Орел, В. Е., Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. -2001 - №3. - с. 9. 5. Коновалова, В.Е., Правовая психология: Уч. Пособие. - Харьков: Основа при ХГУ, 1990. - с. 67 6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996- с.61 7. Конан Дойл А. Этюд в багровых тонах. -- М.: Рипол Классик, - 2005 - с. 17. 8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград: ЛГУ - 1984. - с. 43 9. Панасюк, А.Ю., Профессиональная деформация, М.: Юрид. Лит. - 1992, -с. 65 10. Орел, В. Е., Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа - М., 2001 - №3, - с. 92 11. Семитко, А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990 - с. 12 12. Буданов, А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М: Юрист, 1992. - с.83 13. Константинов, А. Бандитский мир Петербурга. СПб., 1996. -с.71 14. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. илл. - с.242 15. Ривман, Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Ленинград: -1975. - 99 с. 16. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. -Ленинград: Юрайт, 1960.- 92 с 17. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон от 18.06.07г.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №2/1360 18. Лэнгле A. Экзистенциальный анализ депрессии (возникновение, понимание и экзистенциальный подход к лечению) // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - №48, 1. - с.2 19. Эмоциональное выгорание // Советская Белоруссия №239 (21905), Суббота 20 декабря 2003 года - с.2 20. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М., Выш. школа 1996 - 112 с. 21. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.- СПб., - 2004 - 32 с. 22. Сиваков, Ю.Л., Обеспечение морально-психологической и гражданско-правовой ответственности сотрудников органов внутренних дел. Юридический журнал. - 2008. - №1 - с.46 23. Сиваков, Ю.Л. Курс судебной психологии. - Бухарест, 1957. - 65 с 24. О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам. ПРИКАЗ министерства внутренних дел 1.01.05 года № 1 // На страже. - 222 (6798) 2006. - №219 - 1 с. 25. Порубов, Н.И., Научная организация труда следователя. Минск, Выш. шк., 1970, - 264 с. 26. Порубов, Н.И., Криминалистика: учебное пособие/ Н.И. Порубов, Г.И. Грамович, А.Н. Порубов; под ред. Н.И. Порубова. - Минск: Выш. шк., 2007. - 575 с. 27. Правоведение: справочник по курсу высшей школы/ Академия МВД Республики Беларусь; сост. Н.П. Чепиков; под общ. Ред. Д-ра юрид. Наук проф. И.И. Басецкого: В 2 ч. - Минск.: Бестпринт. - 2000. - Ч.2. - 464 с. 28. Деев, В., Смелов А. О некоторых формах и методах работы политорганов по анализу состояния соцзаконности // Партийно-политическая работа в органах внутренних дел. - 1966. -№ 1.- 76 с. 29. Деев, В., Смелов А. О некоторых формах и методах работы политорганов по анализу состояния соцзаконности // Партийно-политическая работа в органах внутренних дел. 1966. - № 1. - с. 24-25. 30. Шатохин, А.И. Может быть, я не прав? // Советская милиция. - 1987. - № 7 - с. 16. 31. Журнал МВД СССР «Партийно-политическая работа в ОВД», 1986. - № 2. - с. 3 32. Волков, В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователя// Проблемы судебной психологии. М., - 1971 - с.11-12 33. Шестак, А.И. В погоню за цифрой // Комсом. Правда.- 1987. - №7.- с.16 -18 34. Политико-воспитательная работа в ОВД / Под ред. Ю. М. Чурбанова. - М: Юрист. - 1982.- 6-7 с. 35. Гомелаури, Н.И. Ролевое поведение и установка // Проблемы социальной психологии. Тбилиси: - 1976. - с. 42-48 36. Мирнова, Л.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел как одна из причин нарушения им прав и свобод человека в ходе осуществления судебной деятельности. Следователь - 2003. - №8 - с.51 37. Робозеров, В.Ф. Типовая программа действий сотрудника милиции // Тезисы I Всесоюзной конференцмм управления. - М.: - 1979. - с.99 - 112 38. Роша, А.Н. Труд работника милиции // Социально-психологические проблемы. - М: Юрид. Лит: 1978. - 87 с. 39. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и настоящее. - М: Выш. школа: - 1990. - 195с. 40. Куосян, О.Г. Профессия и познания людей. Ростов-на-Дону: - 1981. - с.103 41. Китов, А.К. Психология управления. М.: Академия МВД СССР. - 1983. - 140 с. 42. Роша, А.Н. Труд работника милиции // Социально-психологические проблемы. - М: Юрид. Лит: 1978. - 74 с. 43. Колодкин, Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М.: - 1979. - 34 с. 44. Higgs R. Obstructed death revisited // J. med. Ethcs. - 1962, V. 6. H 3. P. 94-103. 45. Курашвили, Г.К. Изучение следователем личности обвиняемого. М.: Медицина. - 1964. - с. 40 46. Dearlove J., Bate T., Newman P. Jgnonng the obvious. Doctor's wives as patients // Brit. med. J. (Clin. Res.) 1962. V. 285. H &336. P. 187-169. 47. Kondo K. Burnout syndrom // Asian Medical. - 1991. - N 34(11). 48. Роша А. Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР. - 1989.- с. 2-92. 49. Новиков, Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений / Автореф. Дис… канд.психол. наук. Тверь: 1993. - с. 25 50. Пономарев, И.Б. Восстановление деформированной деятельности руководителя в конфликтной ситуации // Тезисы докладов I Всесоюзной научной конференции по психологии управления. М.: Академия МВД СССР Ч. - 1979. - с.49 51. Гранат, Н.Л. О влиянии профессиональных языковых и речевых шаблонов в мышлении следователя // Материалы III Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. М.: 1970. - с.52 52. Мирнова, Л.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел как одна из причин нарушения им прав и свобод человека в ходе осуществления судебной деятельности. Следователь - 2003. - №8 - с.51 53. Дулов, А.В.,Судебная психология. Изд. 2-е, исправл и дополн., - Минск.: «Выш. школа». - 1975. - с. 133 54. Шиханцов, Г.Г., Юридическая психология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов. - Гродно: ГрГУ. - 1998, - с. 56 55. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и настоящее. - М: Юрист. - 1990. - с. 1-22 56. Политико-воспитательная работа.- М.: МВД СССР. 1975. № 4, - 49-С. 51. 57. Насиновский, В.Е. О психологических аспектах неосторожного поведения сотрудников ОВД, вызванного особыми условиями их деятельности // Тезисы I Всесоюзной конференции по психологии управления. М.: 1979. - с.91-92 58. Гранин, А. Ф. Особенности правового воспитания слушателей вузов МВД СССР // Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в ВУЗах МВД СССР. Киев: КВШ МВД СССР. - 1979. - 29-34 с. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ I Нормативные правовые акты 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (С изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. - Мн.: Амалфея, - 2003. - 48 с. 2. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон от 18.06.07г.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №2/1360 3. О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам: ПРИКАЗ министерства внутренних дел 1.01.05 года № 1 // На страже. - №219 - 222 (6798) 2006, - 10 с. II Специальная и учебная литература 4. Анисимов, О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М: Экономика. - 1991. - 156 с. 5. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с., илл. 6. Буданов, А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М: Юрист, 1992. - 76с. 7. Волков, В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователя// Проблемы судебной психологии. М.: - 1971 8. Гомелаури, Н.И. Ролевое поведение и установка//Проблемы социальной психологии. - Тбилиси, 1976 9. Гранат, Н.Л. О влиянии профессиональных языковых и речевых шаблонов в мышлении следователя // Материалы III Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. - М., 1970. 10. Гранин, А.Ф. Особенности правового воспитания слушателей вузов МВД СССР // Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в ВУЗах МВД СССР. Киев: КВШ МВД СССР, 1979 11. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград: ЛГУ, 1984. - 154 с. 12. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и настоящее. -М: Выш. школа, 1990. - 261 с. 13. Деев, В., Смелов А. О некоторых формах и методах работы политорганов по анализу состояния соцзаконности // Партийно-политическая работа в органах внутренних дел. - 1966. № 1.- 162 с. 14. Дулов, А.В.,Судебная психология. Изд. 2-е, исправл и дополн., Мн.: «Выш. школа», 1975. - 464 с. 15. Журнал МВД СССР «Партийно-политическая работа в ОВД», 1986. -№ 2. - С. 31 16. Загайнов, Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. - М., 2001 - 248с. 17. Кибак, И.А. Некоторые проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников уголовного розыска // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, 1999, - № 14. 18. Китов, А. К. Психология управления. М.: Академия МВД СССР. - 1983. - 237 с. 19. Конан Дойл А. Этюд в багровых тонах. -- М.: Рипол Классик, - 2005. - 528 с. 20. Коновалова, В.Е., Правовая психология: Уч. Пособие. - Харьков: Основа. при ХГУ, 1990. - 198 с 21. Клименко, Н.И., Криминалистические знания в структуре профессиональной подготовки следователя: Учеб. Пособие. - Киев: Выща шк., 1990. - 103 с. 22. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М., Выш. школа 1996 - 142 с. 23. Колодкин, Л. М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел.- М: Юрид.лит, 1979. - 67 с. 24. Константинов, А. Бандитский мир Петербурга. - СПб., 1996 - 152 с. 25. Куосян, О.Г. Профессия и познания людей. - Ростов-на-Дону, 1981 - 112с. 26. Курашвили, Г.К. Изучение следователем личности обвиняемого. М.: Медицина, 1964. - 272 с. 27. Лэнгле A. Экзистенциальный анализ депрессии (возникновение, понимание и экзистенциальный подход к лечению) // Московский психотерапевтический журнал, 2006. - №48, 1 28. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 - 98 с. 29. Мирнова, Л.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел как одна из причин нарушения им прав и свобод человека в ходе осуществления судебной деятельности // Следователь - 2003. - №8 30. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. -Ленинград: Юрайт, 1960.- 143 с. 31. Насиновский, В.Е. О психологических аспектах неосторожного поведения сотрудников ОВД, вызванного особыми условиями их деятельности // Тезисы I Всесоюзной конференции по психологии управления. - М., 1979. - С. 137 32. Новиков, Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений / Автореф. Дис… канд.психол. наук. - Тверь, 1993. - 64 с. 33. Орел, В. Е., Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа - М.: 2001 - №3. - 46 с. 34. Панасюк, А.Ю., Профессиональная деформация, - М.: Юрид. Лит. 1992, - 386 с. 35. Политико-воспитательная работа в ОВД / Под ред. Ю. М. Чурбанова. М: МВД СССР, 1982 36. Пономарев, И.Б. Восстановление деформированной деятельности руководителя в конфликтной ситуации // Тезисы докладов I Всесоюзной научной конференции по психологии управления. М.: Академия МВД СССР Ч. 1979. - 84 с. 37. Попов, А.С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. Л., 1972.- 429 с. 38. Порубов, Н.И., Научная организация труда следователя. - Мн:, «Выш. шк. 1970, - 264 с. 39. Порубов, Н.И., Криминалистика: учебное пособие/ Н.И. Порубов, Г.И. Грамович, А.Н. Порубов; под ред. Н.И. Порубова. - Минск: Выш. шк., 2007. - 575 с. 40. Правоведение: справочник по курсу высшей школы/ Академия МВД Республики Беларусь; сост. Н.П. Чепиков; под общ. Ред. Д-ра юрид. Наук проф. И.И. Басецкого: В 2 ч. - Мн.: Бестпринт, 2000. - Ч.2. - 464 с. 41. Раинкин, С. Е. Психодиагностика профессиональной адаптации молодых сотрудников патрульно-постовой службы // Тезисы I Всесоюзной конференции психологии управления. - М: Юрист, 1979. - 83 с. 42. Ривман, Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Ленинград: - 1975. - 99 с. 43. Робозеров, В.Ф. Типовая программа действий сотрудника милиции // Тезисы I Всесоюзной конференцмм управления. М.: - 1979 44. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиораммы. - СПб.: 2004 - 64 с. 45. Ривман, Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. - Ленинград: Юрист. - 1975. - 147 с. 46. Роша, А. Н. Труд работника милиции // Социально-психологические проблемы. - М: Академия МВД СССР, 1978. - 248 с. 47. Роша, А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1989. -128 с. 48. Семитко, А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. - Свердловск. - 1990 - 78 с. 49. Сиваков, Ю.Л., Обеспечение морально-психологической и гражданско-правовой ответственности сотрудников органов внутренних дел. // Юридический журнал. - 2008. - №1 - С.67 50. Шатохин, А.И. Может быть, я не прав? // Советская милиция. - 1987. - № 7 51. Шестак, А.И. В погоню за цифрой // Комсом. Правда.- 1987. №7. С.36 52. Шиханцов, Г.Г., Юридическая психология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов. - Гродно: ГрГУ, 1998, - 370 с. 53. Эмоциональное выгорание // Советская Белоруссия №239 (21905), Суббота 20 декабря 2003 года - с.26 54. Dearlove J., Bate T., Newman P. Jgnonng the obvious. Doctor's wives as patients // Brit. med. J. (Clin. Res.) 1962. V. 285. H &336.- 231с. 55. Higgs R. Obstructed death revisited // J. med. Ethcs. - 1962, V. 6. H 3. - 235 с. 56. Kondo K. Burnout syndrom // Asian Medical. - 1991. - N 34(11). - 74 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты тестирования работников правоохранительных органов г. Минска по методике Д. Голланда на определение типа личности по профессиональному предпочтению |
№ п/п | Реалисти-ческий | Интеллек-туальный | Социальный | Конвицио- нальный | Предприимчивый | Артистич-ный | | 1 | 6 | 9 | 10 | 8 | 6 | 3 | | 2 | 4 | 9 | 4 | 10 | 8 | 6 | | 3 | 10 | 7 | 8 | 8 | 4 | 3 | | 4 | 9 | 11 | 8 | 9 | 2 | 2 | | 5 | 8 | 7 | 3 | 11 | 4 | 7 | | 6 | 9 | 5 | 4 | 12 | 9 | 3 | | 7 | 4 | 8 | 10 | 13 | 3 | 3 | | 8 | 6 | 8 | 7 | 7 | 8 | 6 | | 9 | 8 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | | 10 | 9 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | | 11 | 6 | 10 | 8 | 9 | 3 | 5 | | 12 | 3 | 6 | 10 | 10 | 5 | 7 | | 13 | 4 | 5 | 14 | 7 | 7 | 5 | | 14 | 4 | 13 | 9 | 12 | 1 | 2 | | 15 | 7 | 0 | 3 | 5 | 14 | 4 | | 16 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 2 | | 17 | 9 | 10 | 11 | 11 | 13 | 2 | | 18 | 3 | 14 | 10 | 10 | 2 | 2 | | 19 | 2 | 8 | 6 | 7 | 11 | 7 | | 20 | 5 | 5 | 7 | 3 | 10 | 2 | | 21 | 3 | 6 | 8 | 9 | 10 | 6 | | 22 | 7 | 8 | 11 | 8 | 1 | 9 | | 23 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | | 24 | 6 | 7 | 8 | 3 | 11 | 6 | | 25 | 11 | 12 | 3 | 9 | 3 | 4 | | 26 | 8 | 4 | 4 | 8 | 13 | 5 | | 27 | 3 | 5 | 5 | 10 | 12 | 7 | | 28 | 4 | 13 | 4 | 11 | 5 | 5 | | 29 | 6 | 10 | 6 | 12 | 4 | 4 | | 30 | 7 | 13 | 4 | 3 | 12 | 5 | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Классификация утомления |
Показатели | Утомление | Переутомление | | | компенсируемое | острое | хроническое | | | Причины возникновения (рабочая нагрузка) | Кратковременная, умеренной интенсивности | Кратковременная, интенсивная | Многократная, (длительная), интенсивная | Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности | | Симптомы: 1)профессиональные (эффективность и качество работы) | Без нарушений | Без существенных нарушений | Существенные нарушения | Существенные нарушения, ошибки, отказы | | 2)функциональные - субъективные | Чувство усталости в конце работы | Чувство усталости после нагрузки | Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе | Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности | | - объективные | Незначительные вегетативные реакции | Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки | Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей | | Мероприятия по восстановлению | Кратковременный отдых | Продолжительнй отдых | Лечение и реабилитация | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Классификация депрессии |
Депрессия | | классическая | невротическая | психогенная | послеродовая | циркулярная | | Душевное состояние, переживаемое как печаль, тревога, подавленность. | Результат длительной психотравмирующей ситуации. | Развивается в ситуации утраты жизненно важных для личности ценностей. | Развивается у молодых матерей в первый месяц после родов | Особенность - суточные, сезонные или другие колебания настроения. | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Классификация стресса |
Стресс | | Положительный | Отрицательный | | Ведёт к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения. Он благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. | Надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье. Есть несколько основных симптомов стресса: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, пропажа сна и аппетита, ухудшение памяти, иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины,желудка, полное отсутствие источников радости. | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|