|
Психологическая помощь военным - участникам боевых действий
Психологическая помощь военным - участникам боевых действий
Содержание Введение Глава 1. Теоретическая часть. Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом 1.1 Работа личности 1.1.1 Структура работы личности 1.1.2 Обзор смысловых концепций 1.2 Ценностно-смысловая сфера личности 1.2.1 Смысловая концепция травмы и стресса 1.2.3 Характеристика экстремальной ситуации 1.2.4 Работа личности с экстремальным опытом 1.2.5 Эмпирическая трактовка экстремальной ситуации 1.2.6 Ситуация невозможности и ситуация возможности Глава 2 Аналитическая часть 2.1 Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности 2.2 Смысловая работа в рамках преодоления стресса 2.3 Понятие экстремальности 2.3.1 Виды экстремальности 2.3.2 Модусы бытия: повседневность и неповседневность 2.3.3 Триада «расстройство - стойкость - рост» 2.4 Экстремальный опыт личности 2.4.1 Психологическое состояние стресса у военных, переживших экстремальный опыт жизни в военных действиях в Чечне 2.4.2 Особенности в преодолении и мотивации к преодолению личностью экстремального опыта в мирной жизни после военных действий в Чечне Глава 3. Практическая часть. Психологическая помощь военным офицерам с экстремальным опытом 3.1 Характеристика методик и объекта исследования 3.2 Диагностический эксперимент 3.2.1 Шкала влияния травматического события Хоровица 3.2.2 Заполнение опросника посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна 3.2.3 Исследование по Миссисипской шкале 3.2.4 Нарративный анализ 3.2.5 Применение методики незаконченных предложений 3.3 Обработка и интерпретация данных 3.4 Контрольный этап исследования 3.5 Анализ результатов исследований Заключение Список источников литературы Приложения Введение Данная дипломная работа представляет собой исследование реабилитационной работы с военными с экстремальным опытом, побывавшими в Чечне, и ее влияние на ликвидацию посттравматического стресса. Степень разработанности данного вопроса является достаточно высокой. В России над проблемой реабилитации военных и ликвидации посттравматических расстройств работали В.М. Ахутин, А. Кемпински, Н. Коупленд, Е.О. Лазебная, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков, В.А. Пухов, СВ. Чермянин, Е.Б. Шустов и многие другие. Актуальность работы определяется тем, что в России, как и во всем мире, участились стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты. Значительно увеличилось число жертв военных действий и количество военнослужащих - участников локальных конфликтов внутри страны и боевых действий за рубежом. Имея своеобразный жизненный опыт, они представляют собой такую категорию населения, которая нуждается в особом подходе. На первый план выходит вопрос о необходимости адаптации к новым условиям, о перестройке психики на мирный лад. Объект исследования: экстремальный опыт личности. Предмет исследования: работа с личностью после экстремального опыта. Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности преодоления негативных эмоциональных последствий у личности после переживания экстремального опыта на примере людей, участвующих в военных операциях в Чеченской республике. Задачи исследования: Рассмотреть и раскрыть понятие об экстремальном опыте и его последствиях в современной литературе. Описать работу личности, в том числе смысловую при экстремальном опыте. Подать обзор смысловых концепций в психологии. Раскрыть ценносто-смысловую сферу личности. Проанализировать посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности и привести примеры смысловой работы по преодолению стресса. Охарактеризовать понятие и виды экстремальности. Рассмотреть особенности в преодолении и мотивации к преодолении личностью экстремального опыта в мирной жизни после военных действий в Чечне. Провести диагностическое и контрольное исследования по пяти методикам для подтверждения или отрицания гипотезы. Разработать и провести программу по улучшению психологического состояния военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы. Гипотеза исследования: высказывается предположение, что у людей, участвующих в военных действиях в Чеченской республике, адаптация к мирной жизни, преодоление повышенной тревожности и стресса будет идти успешнее, если разрабатывать и проводить психологические программы по улучшению их психолого-эмоционального состояния. Методы исследования: 1. Изучение и анализ научной литературы по теме исследования. 2. Конспектирование, реферирование. 3. Проведение опытно-экспериментальной работы. 4. Тестирование. 5. Проведение реабилитационной программы. База исследования: «Социально-реабилитационный центр для ветеранов войн и Вооружённых Сил». Департамент социальной защиты населения города Москвы. Глава 1. Теоретическая часть Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом 1.1 Работа личности 1.1.1 Структура работы личности Существует большое количество определений личности человека - этического феномена, что представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. С личность неразрывно связанно понятие «работы личности». «Работа личности» включает в себя: - самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного Я; - психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней Я-опыта (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь); - психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, навязанная субъектность); - и главное - духовную работу: духовное самоопределение, выработка ценностно-смыслового кода. Работа личности носит темпорально-конституитивный характер и без феномена работы невозможно объяснить целостность переживания любого события как единства многообразия темпоральных моментов. Следовательно, в работе личности происходит перенос внешнего внутрь, превращение социальных отношений в психические отношения личности. Но не внешние отношения переносятся внутрь, а внешнее сотрудничество - в «сотрудничество функций», т.е. устанавливаются связи между связями, между функциями. Инструментальная функция как высшая психическая функция, опосредствованная знаком, связывается с другой инструментальной функцией, образуя психическую систему: перенос внешней связи внутрь есть образование межфункциональных связей, а не перенос отдельной функции как внешнего внутрь. В личности «завязываются узлы» межфункциональных связей. Работа личности, которая определяется, отталкиваясь от взглядов А.Н. Леонтьева, как завязывание в личности узлов деятельности, отношений, связей, обнаруживается теперь как завязывание в узел инструментальных актов, функций, следуя логике Л.С. Выготского. При этом персоногенез и психогенез высших психических функций соединяются: личностное связывание узлов есть способ образования высших психических функций. Если это так, можно сделать вывод, что и внутреннее инструментальное, знаковое опосредствование должно осуществляться в горизонте работы личности. Действительно в психической функции связываются две функции: одна функция осуществляется в отношении Я, а другая - в отношении Другого. Двойное опосредствование инструментальной функции. В каждой из функций f1 и f 2 - х1 и х2 это опосредствующие знаки-орудия; высшие психические функции существуют как межфункциональные связи, которые изображены как связь между двумя треугольниками опосредствования. Если следовать тому, что развитие функции происходит как межфункциональная трансформация, то надо поставить вопрос, как связываются сами эти функции. Так как каждая из функций в данном случае является инструментальной операцией, структура каждой из которых соответствует треугольнику опосредствования, то необходимо раскрыть работу личности, связывающую два треугольника опосредствования. Этот процесс мы изобразили на рисунке 1 как двойное опосредствование. Работа личности объясняет тот процесс личности, который связывает связи, существующие в разных горизонтах. В этой работе связываются, во-первых, функции f1 и i2 и функции f2 и; во-вторых - две инструментальные функции, соответствующие треугольникам А1X1В1 и А2X2В2. Работа личности на этом не завершается: в ходе трансформации связей связываются в единстве А1 и Х1 и В1 и В2 (в области Я-полюса и полюса Другого), а также устанавливаются отношения (А1 - В1) и (А2 - В2). Образуется также множество других неотмеченных отношений. На рисунке инструментальные акты раскрыты в горизонте работы личности как акты работы личности. В работе личности опосредствование высвечивается как обходной путь и возвратный феномен. В деятельности решения жизненной задачи образуется инструментальная структура «субъект - техника - субъект», направленная на объект - требование жизненной задачи. Психическая деятельность как процесс личности, кроме Я, обнаруживает в своей структуре Другого и технику. С одной стороны, техника, расположена между Я и Другим, создавая совместность и разделенность функций в совместной деятельности, а с другой стороны, система «субъект(ы) - техника» направлена на объект деятельности. Две инструментальные функции, образующие межфункциональную связь, рассмотрены с точки зрения овладения, как персональные функции. Интраперсональная функция Я1 Х1 Д1 и интерперсональная функция Я2 X2 Д2 вступают в связь посредством работы личности. В актах работы личности (расхождения и схождения) формируется межфункциональная психотехническая структура личности (Я1 Х1 Д1) - (Я2 X2 Д2). Смысловые подструктуры Х1 и Х2 функционируют в интерперсональных актах работы личности, а феномены Я и Другого поляризуются в области «Я-полюса» и «полюса-Другого в личности». Работа личности как связывание в личности межличностных взаимодействий. Отмечается связывание двух личностных процессов: в работе личности связываются Я-полюс и Другой-полюс в структуре личности. Когда речь идет об одном и том же слове, имеется разный смысл для разных людей. Слово, произнесенное и слово услышанное, имея одно значение, существуют в разных смысловых полях. Каждый знак, орудие двусторонне (повернуто к Я и Другому) не только в подручности, но и в направленности употребления. Два модуса смысла одного значения: «смысл для меня» и «смысл для другого» различаются именно в горизонте работы личности (приказа и исполнения и т.д.). Только слияние приказа и исполнения, мужского и женского, пассивного и активного, создает воплощение смысла в значении. Раздвоение смысла, т.е. различение смысла, требующего своего связывания, и есть смысловое существо интериоризации в схеме. В работе личности связываются: Я - (Я1-Я2), Другой - (Д1-Д2); знаки - {х1 - х2) в смысловом поле. Для образования функции необходимо разделение бросающего жребий лица на два лика и возвратное слияние их в одно лицо (образование из двух одного), которое различается в самом себе как межфункционгшьная связь, связь, отсылающая Я к Другому в самом себе. Самоидентичность личности возможна (и интерпсихически, и интрапсихически) лишь в работе собственной дупликации и в отсылании к Другому. В работе личности Я отсылается к Другому, а Другой - к Я во внутреннем горизонте личности. При этом высшие психические функции образуются в столкновении межфункциональных связей в работе личности человека как драма личности в жизненном событии. Перенесение связей не только исходно драматично, но драматично во внутренней трансформации связи и возвратном разворачивании (экстериоризации). Личность не складывается из связей, а есть установление связей в жизненном событии, драме жизни личности, осуществляющейся в работе личности. Применяя понятие работы к деятельности переживания, можно сформулировать следующий тезис - переживание экстремального, травматического опыта субъектом опосредствовано работой личности. В работе личность относится к актуальному переживанию опыта из разных транзитных (отдаленных, разнесенных) горизонтов бытия. Конституирование переживания опыта как страдания, мужества или сакральности определяется горизонтностью бытийно-темпоральной работы личности в мире с событием. При этом страдание, в частности, ухватывается в термине «расстройство», «мученичество», мужество - в термине «стойкость», а сакральное - в термине «трансгрессия». Таким образом, мы различаем работу и деятельность с точки зрения перехода, транзитности (трансординарной экзистенциальной транзитности). Деятельность - это деятельность субъекта, единица жизни субъекта жизни, направленного на мир. Работа - это работа личности (человеческой индивидуальности - сингулярного человека) в «существовании -в - мире», связывающая в становящееся единство многообразие различающихся деятельностей субъекта. В работе личность - самость, открывается не в деятельности - в работе субъект исчезает - а в точке пересечения многообразия деятельностей как собственных измерений, т.е. в точке пересечения многообразия субъектов, каждый из которых осуществляет отдельную деятельность данного единичного человека. Работа обеспечивает: 1) деятельность - горизонтом существования; 2) личность - горизонтом трансценденции - перехода от одномерности, однородности, наличности, непосредственности к гетерогенной множественности и транзитности; 3) субъекта, который исчезает в переходе, трансценденции, - воплощением в событии рождения личности в событии «События» в мире; 4) «наличное» бытие, существование, сущность - транзитным существованием и транзитной онтологией: бытием в переходе, бытием во времени. 1.1.2 Обзор смысловых концепций Итак, мы выяснили, что в работе личности важную роль играет смысл. Рассмотрим подробнее, что подразумевают под термином «смысла» ученые-психологи и психотерапевты. Концепцию Н.А. Леонтьева иначе называют деятельностно-смысловой или концепцией динамической смысловой реальности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение-для-меня»). Личностный смысл интегрируется в виде связной системы смысловых образований личности, в которую входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшее для него ценность. Степень осознанности смыслов различна - они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми. По Д.А. Леонтьеву, основная функция личности - ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта. Анализ смысла в контексте жизненных отношений субъекта и мира автор обозначает как онтологический аспект смысла. В этой целостности объекты, ситуации, собственные действия человека обладают жизненным смыслом, они значимы для жизни человека. В образе мира в сознании субъекта возникает личностный смысл как форма познания субъектом своих жизненных смыслов - таков феноменологический аспект смысла. Третья плоскость - жизнедеятельность субъекта - это психологический субстрат смысла, неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности, осуществляемой смысловыми структурами - деятельностный аспект смысла. Единица анализа смысловой сферы личности обозначается автором как динамическая смысловая система. В ряд смысловых понятий, таких как личностный смысл, смысловые установки, мотивы, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные ценности и потребности Леонтьев с полным основанием вводит понятие «смысл жизни». Оно обозначает стержневую динамическую смысловую систему, определяющую общую направленность жизни субъекта. Выделяя в качестве основных смысловых процессов смыслообразование, смыслоосознание и смыслостроительство, Леонтьев содержательно раскрывает их механизмы, показывая, что за динамикой этих процессов стоит преобразование, расширение, творческая переработка и развитие субъектом своих жизненных отношений с миром. Динамикой наполняется принцип сопряженности смысла и жизненного мира, в котором происходит встреча человека с жизненными мирами других личностей. Проблема разных жизненных миров, вопрос об их смене, своеобразие жизненных отношений и смысловой регуляции получает весьма содержательную разработку в разделах, касающихся филогенеза смысловой регуляции, а также путей и механизмов развития смысловой сферы личности в онтогенезе Психодинамическая теория Фрейда подчеркивает роль неосознанных психических процессов, что лежат в основе поведения личности. Основатель данной теории Зигмунд Фрейд и его последователи пристально изучали сновидения людей, а также нарушения и ошибки в речи. С этой точки зрения Фрейд рассматривал и смысл, как часть бессознательного. Его интересовало соотношение смысла и его лингвистической формы. Фрейд задавался вопросом, что является причиной того, что одно и то же слово может выражать одну идею и идею ей противоположную? Именно под воздействием этого вопроса Фрейд должен был уделить наибольшее внимание изучению Карла Абэля, «О смысле, противопоставленном первоначальным словам». Он утверждал, что в наиболее древних языках, мы находим очень большое число слов с двумя значениями, из которых одно высказываемое точно противоположно другому. Таким образом, функционирование бессознательной речи присоединилось бы здесь к первоначальному функционированию языка. (З. Фрейд «О смысле, противопоставленном первоначальным словам» в «Тревожная странность и другие эссе»). Конечно, труд Абэля, так же как статья Фрейда, широко обсуждались. Е. Бенвенист, например («Замечания к функции языка во фрейдовском открытии» в «Проблемах общего языкознания»), думает, что, если мы хотим найти точки соприкосновения между аналитической теорией бессознательного и лингвистической теорией, то надо искать скорее на уровне риторики, то есть на уровне стилистического анализа речи. Вопрос двойного смысла слов может показаться частным, однако он универсален и по теории Фрейда раскрывает подсознательный механизм смыслообразования. А все личные смыслы человека, в конечном счете, стремятся к «смыслу жизни», избеганию страдания и стремлению к удовольствию, что именуется «счастьем». И этот главный смысл неосознан, скрыт, он проявляется в виде неврозов, сновидений. На двойственность и противоположность смыслов обращали внимание исследователи когнитивной теории. В середине ХХ века американским психологом Д. Келли была разработана концепция когнитивной психологии, опиравшаяся на выделенные им в человеческом сознании конструкты. Основной постулат этой теории сводился к некоторым процессам личности, которые протекают в русле психических каналов (эмоции, чувства), в рамках которых человек прогнозирует события и содержания этих событий. Келли предполагает, что люди ведут себя как исследователи. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не было бы двух мнений. В этом плане характерна типизация главных опор его когнитивной психологии, которые он назвал конструктами: например, есть конструкты «хороший - плохой». Суть выбора, по Келли, состоит в выборе из двух вариантов или то, или другое. А смысл идентичен и связан с эмоциями, потребностями, целями и психическими функциями, лежащими в основе творчества, будь это наука или искусство. Формирование информационно-смысловых структур в когнтивной теории можно изобразить по схеме (рисунок 4). Первую информационно-смысловую структуру, находящуюся в поле сознания обозначим через ИСС1; она состоит из четырех понятий и пяти связей. Две другие информационно-смысловые структуры ИСС2, ИСС3 находятся в бессознательном. В структурах ИСС2 и ИСС3 не все элементы связаны между собой. Между сознанием и бессознательным осуществляется обмен с помощью трансцендентной психической функции. Трансцендентная психическая функция представляет своеобразный канал связи или, другими словами, «информационный интерфейс». Для Г. Селье рассмотрение смысла было лишь смежной сферой эго работы. Он разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома, который представляет собой совокупность нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организмов для адаптации в трудных условиях. Графическое изображение развития информационно-смысловых структур в когнитивной теории. Стадии стресса, как пишет Г.Селье, свойственны и любому адаптационному процессу. В частности, они включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адаптации). Именно смысл, выступая мотивом, помогает человеку адаптироваться, а смыслоутратность вызывает дезадаптацию. Адаптация - одновременный процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой, то есть работы личности, в результате которой образуется смысл. По В. Франклу смысл - основа существования индивида и личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет «экзистенциальным вакуумом». Это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты. Человек стремится к обретению смысла жизни. Если же это стремление остается нереализованным, то индивид попадает во фрустрацию или экзистенциальный вакуум. Итак, смысл в данной теории, в отличие от других, не субъективен, он зависит от индивидуальных черт личности, и от того в какой жизненной ситуации находится личность. Здесь необходимо отметить, что не человек ставит вопрос о смысле, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на него - не словами, а действиями. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире. Обнаружение смысла - не есть результат логической операции. Его обретение скорее похоже на восприятие гештальта - целостного образа, который мы внезапно находим. Смысл вдруг открывается человеку на фоне действительности. По Франклу, человек не оторван от общества и культуры, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые функционируют в культуре. Человеку присуща «трансценденция» за пределы самого себя - выход к человечеству в целом, так и к отдельным его представителям, где он и находит многообразие смыслов. В то же время, смысл связан с личным выбором, который производит человек, он результат свободного волеизъявления, волевого акта. По мнению Франкла, смысл жизни можно представить в виде триады, которую составляют ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Ценности - смысловые универсалии, выкристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Согласно теории М.Ш. Магомед-Эминова трактовка смысла в онтологическом горизонте бытия личности в мире позволяет говорить об аутентичности и неаутентичности смыслов личности. Эта проблема подлинности (а не истинности) смыслов буквально сквозит в рассуждениях многих и многих авторов, и здесь она сформулирована, обозначена ясно и открыто. Аутентичность смыслов личности определяется утверждением, осуществлением (или неосуществлением) смыслов в горизонте фактичности смысла бытия, которое само есть свершающееся конкретное событие бытия в мире. Смысл, связываясь с фактичностью личности, обретает не только темпоральность, конкретность, историчность, но и этико-эстетический горизонт ответственного акта конкретно-исторической работы бытия личности, превращаясь в ответственный смысл личности в бытии в мире и времени (мировремени). Тогда можно даже говорить о единственности сингулярного смысла личности - смысле бытия личности, который личность осуществляет в каждом отдельном смысловом акте, моменте свершающегося события бытия человека. Смысл тогда не совпадает со «значением для меня», а выражается как сквозное смысловое движение - ответственная работа смысла (личности), которая проходит (переход) сквозь все отдельные смысловые осуществления, связывая и размещая их в темпоральном «протяжении» истории смысла. В ответственной работе личности сингулярная личность отвечает на зов бытия и вызов небытия. Если она отвечает на зов бытия, то она отвечает и за бытие (следы бытия - последствия). 1.2 Ценностно-смысловая сфера личности 1.2.1 Смысловая концепция травмы и стресса Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смысловая концепция травмы и стресса, которую мы развиваем, основывается на идее темпорально-бытийной трансформации смысла личности в ходе онтологического перемещения личности по мирам существования. В психотрансформативной модели травмы (Магомед-Эминов М.Ш., 1996, 1998) травма раскрывается в единстве двух взглядов: 1) структурно-динамического или системно-динамического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения структуры (комплексной, дезинтегративной), процессуальной динамики и развития, в том числе фазной динамики (инициации травмы, селекции (выбора) травмы, становления (реализации) травмы и завершения травмы, а также ее последствий); 2) онтологического, в котором психическая травма рассматривается с точки зрения трансформации способа бытия и темпоральности личности в мире, создающей фрагментацию бытия личности и ее темпоральности. Если вычленить в психической травме только лишь аномальный аспект (он связан, кроме того, с аспектом роста - травма как «болезнь роста»), то его мы обозначим как ПТРС - посттравматргческое расстройство смысла (Магомед-Эминов М.Ш., 1998). Смысл - это дар и дарение, которое связано со смыслодающим горизонтом. Имеется три фундаментальных смыслодающих горизонта: 1) трансгрессия бытия, жизневосхождение, 2) рекурсивность бытия, жизнесохранение (стойкость бытия), 3) охваченность небытием, жизнепадение. Следуя смысловой трактовке феномена стресса, мы утверждаем не только смысловой характер взвешивания личностных факторов и факторов окружения, но и отношение личности (определяющее это взвешивание) к непосредственной ситуации взаимодействия из трансцендентного горизонта целостного события собственного бытия. Этот смысловой горизонт очерчивает темпоральное разнесение фактического смысла личности в мире между ближними и дальними смыслами, между конкретным смыслом, модусом существования и сингулярным смыслом собственного единичного бытия в мире. Подчеркивая важную роль смысловой работы личности, нельзя не отметить, что смысл личности не совпадает с когнитивной оценкой, определением значимости и значения стрессора, а связан с трансгрессивной работой личности. Формирование этого горизонта разнесения фактического смысла, создающего пространственно-темпоральное и бытийное разнесение личности в жизненном мире, наиболее ясно и остро осознается именно в масштабной и соразмерной человеческому событию бытия человека экстремальной ситуации. Вот почему процесс травмы получает свое определение одновременно из горизонта прошлого, настоящего и будущего. Понятие постратравматического расстройства смыла в разрезе психической травмы воспринимается как нормальной реакции на «аномальную экстремальность» необходимо добавить положение о проблематизации существования уцелевшего в ситуации возвращения. Постэкстремальная проблематизация уцелевшего затрагивает не только сферу адаптации, но и сферу роста и развития (Магомед-Эминов М.Ш. и др., 1990), о чем пойдет речь в следующей главе. Термин ПТСР создан с использованием двух терминов - травма и стресс, которые обычно не так часто связывались в литературе. Выделение в DSM-III посттравматического стрессового расстройства (DSM-III, 1980), во-первых, унифицировало все разнообразные экстремальные ситуации, которые рассматривались до сих пор чисто номинально и по отдельности; во-вторых, унифицировало все синдромы (боевое истощение, операционная усталость, концентрационный синдром и др.) в рамках неспецифической формы; в-третьих, отождествило экстремальность с травматической ситуацией (отодвинув фактор адаптации, испытания, стойкости, мужества, роста, просветления, мудрости); в-четвертых, связало травматический стресс с расстройством. В результате, экстремальная ситуация и тематизируется как ситуация, которая вызывает психическую травму, ПТСР, т.е. травматическая ситуация. Для преодоления возникшей односторонности мы будем разграничивать экстремальную ситуацию и травматическую ситуацию. Экстремальная ситуация может быть травматической, а может быть нетравматической, в свою очередь травматическая ситуация может вызвать, а может и не вызвать психическую травму. Развитие психической травмы можно описать в виде трех последовательны процессов: 1) динамики жизни уцелевшего как единства трех модусов жизни - «до-мира» (претравматической ситуации), «в-мира» (травматической ситуации), «постмира» (посттравматической ситуацией) и двух транзитных периодов, и смысловой динамики; единства травматического опыта и опыта возвращения, в том числе первичной травмы и вторичной травмы, последовательности трансформации опыта - вхождения в травматическую ситуацию - пребывания в травматической ситуации - выхода из травматической ситуации - ситуации возвращения (дезадаптации, адаптации, интеграции, самореализации); процессуальной динамики на пяти стадиях: мобилизации, иммобилизации, агрессии, депрессивной реакции, восстановления (Магомед-Эминов М.Ш., 1990; Магомед-Эминов М.Ш. и др., 1990). 1.2.3 Характеристика экстремальной ситуации Прежде чем обращаться к обсуждению определения экстремальных ситуаций, опишем общие характеристики экстремальной ситуации. Для иллюстрации распространенных в литературе подходов приведем лишь одну наиболее развернутую классификацию (Маришук В.Л., Евдокимов В.П., 2001). В качестве факторов, определяющих экстремальность, рассматриваются следующие условия: 1) Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью выполняемой работы, ограниченной лимитом (тем более дефицитом) потребной информации. 2) Угроза массового поражения стихийными бедствиями. 3) Действия ночью, при сенсорной депривации, а также при явном избытке противоречивой информации. 4) Развитие состояния паники в условиях войны. 5) Чрезмерные психические напряжения в очень ответственной мыслительной, психомоторной деятельности при значительных нагрузках на познавательные психические процессы: внимание, восприятие, память, представления и др. 6) Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно в условиях сильных эмоций. 7) Высокие физические нагрузки при чрезмерных напряжениях силы, выносливости, быстроты в статических положениях. 8) Высокие физические и эмоциональные напряжения при воздействии ускорений, вестибулярных нагрузок, резких перепадов барометрического давления, дыхания под избыточным давлением. 9) Условия режима длительной гипокинезии (обездвиженности, ограничения двигательной активности), гиподинамии (дефицита естественного приложения силы). 10) Воздействия неблагоприятных климатическга, микроклиматических условий обитания: жары, холода, высокой влажности, кислородной недостаточности, повышенного состава углекислоты во вдыхаемом воздухе. 11) Неблагоприятное воздействие различных радиочастот, шумов, вибрации. 12) Наличие во вдыхаемом воздухе, окружающей среде разных вредоносных элементов (в том числе в гидросфере). 13) Наличие голода, жажды и др. М.Ш. Магомед-Эминов выделяет экзистенциалы экстремальной ситуации: Экстремальная ситуация - это новая, неповседневная, изменившаяся реальность, в которую человек переходит из предшествующей (повседневности) и из которой человек направлен на дальнейший переход. 2. В этой неповседневной реальности существование человека происходит в горизонте экзистенциаль НОЙ дилеммы жизни-смерти, вдвинутости бытия в небытие; в ЭТОЙ ситуации смысловая структура личности носит биполярный характер «D - L» смысловой структуры, трансформирующей смысловую картину жизненного мира личности, переживание фундаментальной неуязвимости и символического бессмертия. Всего насчитывается 14 экзистенциалов - признаков экстремальной ситуации с точки зрения общепсихологической характеристики. Среди них также двойственность возможностей, нарушение целостности жизненного опыта, трансформация личности: фрагментация, дупликация самоидентичности личности, сложность понимания и интерпретации происходящего человеком, ограничение возможности существования, самореализации, реализации потребностей, выбора целей, действия, контроля ситуации, действий, трансформация смысловой структуры личности, рост стремления к возможности существования, воля к длительности и др. Исходя из этого выделяются три подхода к определению экстремальной ситуации: 1) «эмпирически-психологический» (или эмпирический) подход - в нем делается акцент на дискретном происшедшем инциденте, рассматриваются особенности поведения и реакции биосоциального индивида; 2)формально-психологический (или психологический) подход, в котором подчеркиваются функции, процессы, состояния, свойства, реакции, характеризующие адаптивную активность, психическую деятельность субъекта; 3) метапсихологический (или онтологический) подход делает акцент на событии бытия личности в жизненном мире в рамках психологии человека. 1.2.4 Работа личности с экстремальным опытом Экстремальная ситуация - это такая ситуация, в которой трансформируется бытие личности в жизненном мире. Повседневный модус бытия переходит в неповседневный модус быгия - и создается ситуация, или феномен, трансординарной экзистенциальной транзитности (ТЭТ), в которой человек оказывается в потоке экзистенциальных переходов. Неповседневный модус бытия здесь понимается как способ бытия личности в условиях вторжения небытия в бытие, смерти в жизнь. Экстремальность, таким образом, определяется, не как особое свойство, качество или интенсивность, а онтологически, как вторжение небытия в бытие и направленность бытия личности на преодоление (в трансгрессивной работе) небытия. В экстремальной ситуации образовывается экстремальный опыт. Одним из главных его компонентов является переживание. Благодаря работе личности раскрывается понятие работы переживания. Переживание, следуя Гуссерлю, трактуется как интенциональная психическая деятельность, направленную на интенциональный предмет - предметный смысл. Таким образом, в переживании необходимо выделить: субъекта переживания, деятельность переживания, предмет переживания (т.е. переживаемое). В этом смысле, собственно говоря, всякая психическая деятельность интенциональна, то есть, направлена на достижение определенной цели. Так как мы различаем деятельность, субъект (личность) и работу личности (самоидентичности), в которой многообразие различающихся деятельностей связывается (деятельности связываются, а не синтезируются или интегрируются) в узлы личности, то и это различие мы переносим и на деятельность переживания, или переживание. Но работа личности шире работы переживания, которая, по сути, есть сознательная работа личности. Предлагаемая трактовка созвучна феноменологии и концепции Выготского и отличается от понимания переживания как особой деятельности совладания с критическими состояниями (Василюк Ф.Е., 1984). Не всякое переживание является совладающей деятельностью, человек переживает не только страдание, но и радости, и просветление, и трансгрессию и т.д. Совладание или копинг трактуется как форма работы личности - инструментальная работа личности или работу овладения собственной ситуацией в мире и времени. Таким образом, переживание как предметная психическая деятельность включает в себя восприятие, воспоминание, чувствование, ожидание, воображение, фантазирование, суждение, мышление и другие психические деятельности или акты деятельности, направленные на предмет - переживаемое. Следовательно, человек переживает не только страдание, но и позитивные переживания. 1.2.5 Эмпирическая трактовка экстремальной ситуации Эмпирическое определение экстремальной ситуации основывается на трактовке экстремальности как экстраординарного инцидента, несчастного случая, бедствия, чрезвычайной ситуации и др. Событие в этом подходе явно или неявно понимается дискретно, вне континуальной темпоральности, как происшествие или случай. Имея в виду абстрактную вненормативную ситуацию некоего усреднённого человеческого типа, нередко в литературе об экстремальности говорят в «механических» терминах как о перегрузке, сломе, проломе защитного, адаптационного барьера психики, истощении адаптационного потенциала и др. Эти представления явно или неявно заимствованы из биологии, не в последнюю очередь, из физиологической концепции стресса Селье, а также из концепции 3. Фрейда о защите организма от раздражения (Freud, 1955). Эмпирическое определение экстремальной ситуации в психологии должно учитывать: 1) событийность ситуации как происшествия, случая, инцидента; 2) жизнеопасность, заключающуюся в событии, или угрожающий характер события для человека; 3) предельные требования, предъявляемые ситуацией к индивиду - предельность определяется, в первую очередь, фактическим смыслом ситуации для личности; фактический смысл ситуации задает горизонт формирования частных, специфических, отдельных смысловых образований личности; 4) особые потенциальные или реальные последствия для человека (и/или для его близких) - угроза, ущерб (вред), утрата (потеря), страдание, испытание, стойкость в физической, душевной, социальной, духовной, экзистенциальной сферах; 5) специфику деятельности и общения человека в ситуации (в том числе, преситуации и постситуации); 6) жизненную позицию, которую человек занимал в ситуации; 7) феномен ТЭТ (трансординарной экзистенциальной транзитности), который включает в себя синдром вхождения (вовлечение), синдром пребывания и синдром возвращения - все феномены, связанные с этими синдромами, взаимопроникают. При неполном учете всех приведенных признаков экстремальной ситуации мы имеем ее негативное определение - как несчастного случая или фактора, доставляющего человеку ущерб, потерю, страдание. В этом негативном значении экстремальная ситуация сводится к бедствию, размах, масштаб которого может быть различным. Следовательно, экстремальная ситуация имеет триадическую структуру. Когда экстремальная ситуация негативна - это бедствие (страдание) человека; когда индифферентно-устойчива - это испытание человека; когда позитивна - это становление человечности, личности, воплощение бытия личности. 1.2.6 Ситуация невозможности и ситуация возможности Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности. Мы исходим из того, что всякую ситуацию необходимо раскрыть не как самозамкнутую наличность - она не начинается и не завершается в самой себе, а из горизонта потенциальности прошлого и будущего, т.е. заключенной в ней возможности. Возможность эта, как мы неустанно повторяем, двояка: для находящегося в ситуации человека возможна невозможность и возможна возможность. При этом обе формы возможности взаимопереходят в ситуации, в которой пребывает человек. Экстремальность, следовательно, не есть абсурд, недоразумение, бессмысленность - в экстремальности «заключены» предельные и запредельные, трансгрессивные смыслы бытия, которые открываются человеку. В ней открывается не только смысл жизни, но и смысл смерти. Но смысл не значение, которое человек сознаёт, а фактичность существования, которое он осуществляет. Смысл личности - это возможность бытия и возможное бытие, которое необходимо осуществить в данное время в данном месте данным человеком. Особый интерес представляет определение критической ситуации, данное Ф.Е. Василюком, как ситуации невозможности (Василюк Ф.Е., 1984). На первый взгляд это определение кажется диаметрально противоположным определению экстремальной ситуации как ситуации возможности - предельной возможности «бытия возможности». Василюк утверждает, что «критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутреннрсс необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Василюк Ф.Е., 1984, с.31 - курсив Василюка Ф.Е.). Ситуация невозможности определяется Василюком с точки зрения ситуации субъекта, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей. В более поздней своей работе «Переживание и молитва» (Василюк Ф.Е., 2005) Василюк соотносит переживание и молитву. В отличие от переживания и деятельности, феноменологическая основа молитвы - «возможность невозможного» считает Василюк. Идея предельной возможности - собственной невозможности, конечности, смертности и предельной возможности бытия, т.е. предельности, подвергается в нашей модели трансгрессии. Трансгрессия раскрывается нами как запредельный феномен перехода перехода, т.е. перехода бытия и небытия, возможного и невозможного, возможности невозможного и невозможности возможного. Выдвигая в определении понятия экстремальности значение возможности - «бытие - возможности», мы не впадаем в философствование, а основываемся на важном теоретическом повороте от негативного к позитивному, на котором мы строим концепцию травмы, утраты, стресса. Как известно, традиционные концепции следуют из негативной установки, реализуя принятые в медицине, философии представления о страдании и освобождении от страдания. Следуя этой линии, психологические концепции, особенно стараниями психоанализа, к которому присоединилась физиология стресса, прочно обосновались на модели «воздействие - нарушение - восстановление». В этой модели восстановление есть переход от болезни к отсутствию болезни, и одним из основных объяснительных конструктов стал «копинг».
Страницы: 1, 2, 3
|
|