рефераты курсовые

Психологическая помощь военным - участникам боевых действий

p align="left">Шестой, завершающий шаг, довершает модель жизненного опыта исследуемых. Типическая биографическая модель военнослужащих это служба разделенная на три периода, до, во время и после участия в военных действиях в Чечне. Подтверждается темпоральность ременных отношений прошлого, настоящего и будущего, в котором и происходит смысловое изменение, приводящее к травме. Но в тоже время смысловые трансформации нарраторов близки к образу «мудрецов», что говорит о высоком потенциале посттравматического роста у большинства из них. Главная сфера проблематичности - избавление от расстройства, переход от переживания к проживанию и нормальному существованию. В структуре перехода раскрывается эндонарратив в прошлом, экзистенциальный нарратив экстремального опыта, и мезоннаратив постэкстремального опыта. В этом мезанарративе военные приходит к переосмыслению ценности жизни, раскрытию самореализации в семье или на ином мирном поприще. Подобные процессы отражаются и в анкетах незаконченных предложений. 60 % или 18 человек хотят излечения от расстройства, перехода к нормальной полноценной жизни. Почти столько же мечтают о продолжение военной карьеры или другом любимом занятии. Надеются, что смогут справиться с психическим дискомфортом, наладить отношения с окружающими - 70%. Больше половины конструируют позитивной образ личного будущего. Итак, диагностический эксперимент показал, что все военных подвержены посттравматическому стрессу и расстройству, при этом у 77-86% сильно выражено влияние травматического события. Однако 86% от всего числа исследуемых имеют средний или высокий показатель посттравматического роста, 86% хорошо осознают свое положение и, как, показал, нарративный анализ знают способы преодоления расстройства, 70% имеют уверенную надежду. В их смысловой сфере происходят положительные трансформации, и есть возможность к переходу от расстройства к росту в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому после проведения курса реабилитации у половины группы, мы проведем контрольный эксперимент для подтверждения или опровержения нашей гипотезы о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию.

3.4 Контрольный этап исследования

Как мы уже упоминали, вся группа военных, принимающих участие в исследовании, делится на две другие по 15 человек, В первую группу отойдут участники с А по П, во вторую с П по L. В первой группе реабилитация проводится не будет, а второй будет. Выбор сделать именно таким образом, потому что в первой группе меньшее число человек с низким показателем посттравматического роста и больше участников чей рост не требует дополнительного улучшения или нуждается в нем в незначительной мере.

Реабилитационная программа по улучшению психологического состояния военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне, рассчитана на группу из 15 человек. Программа краткосрочная, рассчитанная в общей ложности на 7-8 часов (приложение) В контрольном эксперименте используются все те же методики, что и при проведении эксперимента диагностического: исследование по шкале влияния травматического события Хоровица, заполнение опросника посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, исследование по Миссисипской шкале, нарративный анализ и применение методики незаконченных предложений. Все формулировки и правила оформления остаются прежними.

3.5. Анализ результатов исследований

Данные контрольного эксперимента по шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, а также исследованию по Миссисипской шкале мы заносим в приложения 16-19

Анализируя результаты исследований по шкале Хоровица (приложение), мы можем прийти к выводу, что в первой группе, где не проводилась реабилитационная работа, результаты практически не изменились, лишь у некоторых участников они слегка ухудшились, в то время как влияние травматического события на участников второй группы уменьшилось значительно. В первой группе низкая травмированность наблюдается лишь у 6% опрошенных, проще говоря лишь у одного человека. Средняя степень влияния травмы встречается в 27% или у 4 человек, а у всех остальных 67% - 10 человек сильно выражено негативное влияние прошлого экстремального опыта.

В это же время во второй группе у всех 15 человек влияние травматического события снижено до незначительных величин, а у 53% и вовсе ликвидированы явления расстройства. У всех участников процентный показатель влияния травматического события по шкале Хоровица сократился больше, чем наполовину, чаще на 70-80%.

Сопоставление результатов контрольного теста по шкале Хоровица Подобные положительные тенденции можно обнаружить и в результатах тестирования по Миссисипской шкале. Если в первой группе низкий показателей травматизации нет, вовсе, средних 93% (14 человек), а высоких 7% (у одного участника), то во второй группе 40% (6 человек) имеют низкую, ниже 70 баллов травматизацию, то есть практически уже избавлены от расстройства, и 60% (9 человек) - проявляют незначительные остаточные явления травмы. Таким образом, у троих военных показатель влияния военной травмы по Мисисссипской шкале снизился от 20 до 30%, а у 12 от 30 до 50%.

Но, на этом фоне, наиболее значительных результатов удалось достигнуть в посттравматическом росте после проведения реабилитационной программы. В первой группе высокие показатели роста встречаются в 47% случаев (7 человек), средние в 40% (6 человек) и неудовлетворительно низкие в 13% (2 человека). Во второй же группе достигнут отличный результат 100-проценто высокие показатели посттравматического роста. Все участники повысили факторы ОПТР, суммарное повышение балла ОПТР до 30% зафиксировано у 3 человек, от 30 до 50% у 5 человек и свыше 50% у 7 человек. Особенно впечатляют результаты участника У, прирост на 128% и участника L 118%.

Наблюдается особенная тенденция роста показателей отношение к людям и духовные изменения.

Следовательно, во второй группе, в отличии от первой, после реабилитационной работе выраженная положительная динамика посттравматического роста и снижения последствий военной травмы. Также это подтверждается данными нарративного анализа. Нарративные интервью во второй группе значительно не изменились, но в них на основе максимального контраста можно обнаружить большую осмысленность своей жизни. Возрастание положительного отношения к людям, гармонизирует отношения с окружающими, а ликвидация психического дискомфорта, вызванного стрессом и расстройством, позволяет военным делать положительный прогноз на будущее.

В анкетах незаконченных предложений второй группы в 70% преобладают позитивные представления о жизни, мечты и надежды. Главными желаниями становятся уже не избавление от расстройство, а личные амбиции, потребности и замыслы, например, желание попутешествовать, посвятить себя новому хобби, создать семью. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию, верна и обоснованна. Но для того, чтобы статистически точно подтвердить связь улучшения психологического состояния военных с реабилитационной программой найдем коэффициент контингенции.

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так в нашем случае связь между прохождение реабилитации и посттравматическим ростом очень велика, ведь коэффициент контингенции 0,57 Далек от нуля. Сделаем тоже для шкалы Хоровица.

Теперь, мы можем видеть, что влияние реабилитационной программы на преодоление травматического влияния согласно шкале Хоровица еще выше, чем влияние реабилитации на посттравматический рост. Чтобы окончательно убедиться в этом составим таблицу сопряженности по признаку травматизма и для Миссипской шкалы.

Таким образом, мы в ходе контрольного исследования подвердили нашу гипотезу.

Заключение

В ходе написания данной дипломной работы мною был рассмотрен ряд теоретических вопросов, проанализированы некоторые психологические концепции, и проведено практическое исследование. А именно: существует психологический процесс, именуемый работой личности. Эта работа позволяет личности в частности осмыслить мир и свое место в нем. У каждого человека есть своя система смыслов и ценностей, что формирует жизненную основу, составляя главный смысл жизни. Если смыслообразование нарушается, например,в экстремальной ситуации, личность испытывает стресс и получает психологическую травму. Так, По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, экстремальная ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с одной стороны, и «смерти» - с другой. Нам также близка идея о ведущей роли смыслового конфликта в механизмах переживания последствий психической травмы, однако при рассмотрении событий, вызвавших психотравму, мы не ограничиваемся только так называемыми «аномальными», сталкивающими человека с опытом смерти

Травма является транзитным феноменом - структура травмы возникает в сфере перехода.

Придерживаясь представления о наличии противоречия в смысловой системе личности, переживающей неблагоприятные психологические последствия травматического опыта, мы делаем акцент на функционировании временных локусов смысла, то есть смыслов настоящего в контексте формирования определенного отношения к будущему и прошлому опыту индивида. Необходимым условием эффективного для индивида функционирования в социуме является синхронизация смысловых локусов. Процесс синхронизации временных локусов формирует особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое и регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности.

Поэтому преодоление травмы и стресс - это особая смысловая трансформация, смысловая работа личности. С этой точки зрения не всякая экстремальная ситуация может считать травмирующей. А посттравматическое стрессовое расстройство личности может иметь и позитивные последствия в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому военные, побывшие в горячих точка Чечни при наличии достаточной мотивации и хорошей реабилитационной программы могут преодолеть расстройство, получив дополнительные возможности для развития личности, так называемого посттравматического роста. На первом этапе практического исследования группа военных из 30 человек тестировалась по пяти методикам: шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, Миссисипской шкале боевого травматического опыта, методике нарративного анализа и методике незаконченных предложений. В ходе диагностического исследования было выявлено, что у подавляющего большинства участников тестирования сильно выраженное посттравматическое стрессовое расстройство, но одновременно существует тенденция к посттравматическому росту.

После этого военных поделили на две группы, в первой не проводилась реабилитационная программа, а во второй - проводилась. На контрольном этапе все тесы были повторены. И выяснилось, что во второй группе посттравматическое стрессовое расстройство прошло у всех испытуемых, а показатели посттравматическому роста заметно увеличились. Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию. Таким образом, цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.

Список источников литературы

1. Маркин В.Н. Личность как деятель субъект//Акмеология, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 3, 2007.

2. Зоткин Н.В.Психологическая концепция смысла. - Психология, 1998. - 460 с. 3. Лейбин В.М. Психоанализ. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2002. - 576 с.

4. Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. - Новосибирск.:, НГАХА, 2004, 527с.

5. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.

6. Франкл. В. Человек в поисках смыла. - Прогресс, 1990. - 368с.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. - 218с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамикаМ.: Смысл, 1999. - 486с.

9. Иванов А..Л. Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация, военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской Республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. - М.: Материалы V Всероссийской научно-практической по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации», Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 280с.

10. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. - Социология: 4 М. 1993-4N 3-4. С. 34-43.

11. Horowitz, М.J., Wilner, М., & Alverez, W. (1979). Impact of Events Scale: А measure of subjective stress. Psychosomatic Medicine 41, 209-218.

12. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Книга 3. - М.: Когито-Центр, 2007, - 400 с.

13. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 496с.

Приложение 1

Опросный лист по шкале влияния травматического события Хоровица

Инструкция:

Назовите стрессовое жизненное событие, пережитое Вами, и укажите дату, когда оно произошло.

Событие:

Дата:

Ниже приводится ряд высказываний, характерных для людей, переживших стрессовые жизненные события. Прочтите каждое высказывание и оцените, насколько оно отражает Ваше состояние на протяжении последних 7 дней. Если какое-либо из них совсем не отражает Вашего состояния, сделайте отметку в колонке:

никогда, редко, временами, часто

1. Я задумывался об этом событии, сам того не желая.

2. Я не позволял себе расстраиваться, когда думал об этом событии или нечто мне о нем напоминало.

3. Я пытался вычеркнуть это событие из памяти.

4. Я с трудом засыпал, плохо спал, потому что картины и мысли об этом событии всплывали в моей голове.

5. Меня охватывали сильные переживания, связанные с этим событием. 66 Мне снились сны об этом событии.

7. Я сторонился всего того, что напоминало мне об этом событии.

8. Мне казалось, будто это событие вообще не происходило или не было реальным.

9. Я старался не говорить об этом событии.

10. Картины этого события внезапно возникали в моем сознании.

11. Даже посторонние вещи заставляли меня думать об этом событии.

12. Я понимал, что все еще полон чувствами, связанными с этим событием, но ничего не делал, чтобы с ними справиться.

13. Я старался не думать об этом событии.

14. Всякое напоминание об этом событии воскрешало переживания, связанные с ним.

15. Мои ощущения, связанные с этим событием были схожи с состоянием оцепенения

Приложение 2

Опросный лист по шкале влияния травматического события Хоровица участника А

Событие: смерть товарища в ходе боевых действий

Дата: 18 января 2000 года

Никогда 0 баллов

Редко 1 балл

Временами 3 балла

Часто 5 баллов

1. Я задумывался об этом событии, сам того не желая. да

2. Я не позволял себе расстраиваться, когда думал об этом событии или нечто мне о нем напоминало. да

3. Я пытался вычеркнуть это событие из памяти. да

4. Я с трудом засыпал, плохо спал, потому что картины и мысли об этом событии всплывали в моей голове. да

5. Меня охватывали сильные переживания, связанные с этим событием. да

6. Мне снились сны об этом событии. да

7. Я сторонился всего того, что напоминало мне об этом событии. да

8. Мне казалось, будто это событие вообще не происходило или не было реальным. да

9. Я старался не говорить об этом событии. да

10. Картины этого события внезапно возникали в моем сознании. да

11. Даже посторонние вещи заставляли меня думать об этом событии. да

12. Я понимал, что все еще полон чувствами, связанными с этим событием, но ничего не делал, чтобы с ними справиться. да

13. Я старался не думать об этом событии. да

14. Всякое напоминание об этом событии воскрешало переживания, связанные с ним. да

15. Мои ощущения, связанные с этим событием были схожи с состоянием оцепенения да

Итого: 48 баллов.

Приложение 3

Опросник посттравматического роста

Инструкция. Оцените для каждого нижеследующего утверждения степень, в которой соответствующее изменение произошло в Вашей жизни вследствие Вашего кризиса (или исследователь дает специифическое описание кризисной ситуации), используя следующую шкалу.

Шкала оценок

Оцените нижеследующие утверждения, используя следующую шкалу оценок:

0. во мне не произошло никаких перемен после этой ситуации.

1. во мне произошли перемены в очень малой степени после этой ситуации.

2. во мне произошли перемены в малой степени после этой ситуации.

3. во мне произошли перемены в умеренной степени после этой ситуации.

4. во мне произошли перемены в большой степени после этой ситуации.

5. во мне произошли перемены в очень большой степени после этой ситуации.

Утверждения

1. У меня поменялись жизненные приоритеты

2. Я гораздо лучше понимаю ценность собственной жизни

3. У меня появились новые интересы

4. Я чувствую большую уверенность в себе

5. Я стал лучше понимать духовные проблемы

6. Я нахожу, что я больше рассчитываю на людей в трудную минуту.

7. Я направил свою жизнь по новому пути.

8. Я испытываю большую близость с окружающими.

9. Я более охотно выражаю свои эмоции.

10. Я лучше понимаю, что могу справляться с трудностями.

11. Я могу сделать свою жизнь лучше.

12. Я в большей степени способен принимать вещи такими, какие они есть. 13. Я могу больше ценить каждый день своей жизни.

14. У меня появились возможности, которые не были мне доступны.

15. У меня появилось больше сострадания к людям.

16. Я трачу больше усилий на налаживание взаимоотношений.

17. Я с большей вероятностью попытаюсь изменить то, что нуждается в изменении.

18. Я стал более религиозным.

19. Я обнаружил, что я сильнее, чем я полагал.

20. Я много узнал о том, какими бывают замечательными люди.

21. Я стал больше признавать, что нуждаюсь в других людях

Приложение 4

Опросник посттравматического роста участника А

Утверждения

1. У меня поменялись жизненные приоритеты 5

2. Я гораздо лучше понимаю ценность собственной жизни 5

3 У меня появились новые интересы 1

4. Я чувствую большую уверенность в себе 2

5. Я стал лучше понимать духовные проблемы 4

6. Я нахожу, что я больше рассчитываю на людей в трудную минуту. 0

7. я направил свою жизнь по новому пути. 3

8. Я испытываю большую близость с окружающими. 2

9. Я более охотно выражаю свои эмоции. 1

10. Я лучше понимаю, что могу справляться с трудностями. 5

11. Я могу сделать свою жизнь лучше. 5

12. Я в большей степени способен принимать вещи такими, какие они есть. 3

13. Я могу больше ценить каждый день своей жизни. 4

14. У меня появились возможности, которые не были мне доступны. 3

15. У меня появилось больше сострадания к людям. 3

16. Я трачу больше усилий на налаживание взаимоотношений. 3

17. Я с большей вероятностью попытаюсь изменить то, что нуждается в изменении. 5

18. Я стал более религиозным. 3

19. Я обнаружил, что я сильнее, чем я полагал. 4

20. Я много узнал о том, какими бывают замечательными люди. 2

21. Я стал больше признавать, что нуждаюсь в других людях 3

ОД - 3; НВ - 17; СЛ - 14; ДИ - 7; ПЦ - 14. Итого - 55 баллов.

Приложение 5

Опросный лист по Миссисипской шкале

ИНСТРУКЦИЯ: Назовите стрессовое жизненное событие, которое Вы пережили.

Укажите дату (период) когда оно происходило.

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 35 различных утверждений. На каждое утверждение дается несколько вариантов ответов: совсем неверно, неверно, отчасти верно, абсолютно верно или никогда, редко, иногда, часто, очень часто. Обведите кружком тот вариант, который наилучшим образом отражает Вашу жизненную ситуацию. Не тратьте времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. В опроснике нет «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренно выражайте свое собственное мнение.

1) До этого события у меня было больше друзей, чем сейчас.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

2) Я не чувствую вины за то, что я делал в то время.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

3) Если кто-то сильно меня заденет, я прихожу в ярость.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

4) Если что-то напоминает мне об этом событии, я сильно расстраиваюсь и теряю душевное спокойствие.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

5) Люди, которые лучше всего меня знают, меня опасаются.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

6) Я не могу достичь душевной близости с другими людьми.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

7) Мне снятся кошмары о том, что происходило в то время.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

8) Когда я задумываюсь о некоторых вещах, которые я делал в то время, мне кажется, что лучше бы я умер

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

9) Порой мне кажется, что я ничего не чувствую.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

10) Недавно у меня возникало желание покончить собой.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

11) Меня тяжело добудиться.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

12) Я задаюсь вопросом, почему я все еще жив, когда другие погибли. 1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

13) Попав в некоторые ситуации, я чувствую как будто я снова нахожусь в той ситуации.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

14) Мои сновидения настолько похожи на действительность, что я просыпаюсь в холодном поту и делаю над собой усилия, чтобы не спать.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

15) Я испытываю чувство несостоятельности

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

16) Я не смеюсь и не плачу над тем, что вызывает смех или слезы у других людей.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

17) Мне по-прежнему доставляет удовольствие то, что доставляло раньше

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

18) Мои фантазии носят явный пугающий характер.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

19) После этого события мне легко работать на одном месте.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

20) Мне трудно на чем-то концентрироваться.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

21) Бывало, что я плакал безо всякой на то причины.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

22) Я с удовольствием нахожусь в компании.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

23) Мои желания меня пугают. 1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

24) Ночью я легко засыпаю.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

25) Я вздрагиваю от неожиданных звуков.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

26) Никто не понимает моих чувств, даже мои родные.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

27) Я уравновешенный человек со спокойным характером.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

28) Есть вещи из моей жизни того времени, которые я не могу никому рассказать, ибо меня не поймут.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

29) Были времена, когда я прибегал к алкоголю (или наркотикам), чтобы заснуть или забыть о том, что происходило, когда я служил

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно

30) В толпе я чувствую себя неуютно

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

31) Я теряю самообладание и выхожу из себя по пустякам.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

32) Ночью я боюсь заснуть.

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

33) Я стараюсь держаться подальше от всего того, что может напомнить мне о событиях, происходивших в то время

1- никогда; 2 - редко, 3 - иногда; 4 - часто; 5- очень часто.

34) У меня такая же хорошая память, как и раньше.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

35) Мне трудно выражать свои чувства даже близким людям.

1 - совсем неверно; 2 неверно; 3 - отчасти верно; 4 - верно, 5 - абсолютно верно.

Приложение 6

Опросный лист по Миссисипской шкале

Событие: смерть товарища в ходе боевых действий
Дата: 18 января 2000 года

Итого 117 баллов

Приложение 7

Нарративное интервью

1 - этап:

«Я хотел бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента поступления в армию, расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого».

2- этап:

Вопросы респонденту:

«В какие сферы жизни проблема уже проникла, где ее влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мысли, как она изменила Ваше представление о самом себе и об истории Вашей жизни?

«На какие сферы Вашей жизни расстройство еще только планирует распространить свое влияние, что ей еще неподконтрольно? Куда Вы пока не пустили проблему? Куда низа что не пустите? Почему? «Как именно выражается Ваш психический дискомфорт? Как именно манипулирует Вами?

«Как Вы противодействуете психическому дискомфорту? Есть ли какие-то техники, стратегии, хитрости, которые помогают справиться с Вашей проблемой?

«Какие аспекты посттравматической проблемы помогают обесценивать те или иные Ваши способности, знания и умения? «Какие Ваши качества, умения, способности могут противостоять расстройству?»

3 - этап:

«Как Вы оцениваете свое прошлое?»

«Какие у Вас есть планы, цели и мечты? Какие вообще планы на жизнь?»

«Что поддерживает и питает Ваши страдания, а что поддерживает Вас?»

Приложение 8

Анкета нарративного анализа участника А

«В армию я пошел служить по желанию родителей, по наследственной линии. Особенного интереса к этой профессиональной сфере, не проявлял, хотел быть программистом. Но служил хорошо, так как по своей натуре я человек старательный и обязательный. Отношения в общем-то складывались нормально, иногда случались конфликты с начальством и подчиненными, но в целом обходилось без проблем. Дружественные отношения сложились со многими офицерами-коллегами. В том числе с погибшим товарищем. Нам пришлось участвовать в античеченских компаниях 2000 года. Жил в постоянной опасности, с глубоко скрываем страхом перед смертью, опасением за себя и других наших ребят. 18 января у меня на глазах погиб мой товарищ. В этом не было моей или чьей-либо вины из нашего состава, но мне иногда кажется, что я мог бы тогда как-то повлиять на ситуацию.

После этого происшествия оставаться в армии я не захотел. Но в отставке моя жизнь не была уже такой, как раньше. Отношения с близкими ухудшились, сменил несколько работ.

Проблема проникла практически во сферы моей жизни. Единственное, что не изменило своего позитивного оттенка - мое общение и отношения с дочерью.

Дискомфорт выражается главным образом в навязчивых воспоминаниях, тревожных ощущениях либо иллюзии полного отсутствия ощущений, плохом сне с кошмарами, раздражительности, отсутствии нормального контакта с окружающими.

Чтобы справиться с ними прибегаю к аутотренингу, убеждаю себя в том, что таково судьба, нужно смириться и жить дальше ражи живых людей, ради своей семьи.

Ощущаю, что обесцениваются мои интеллектуальные и профессиональные навыки, мне трудно сосредоточиться, вспомнить порой элементарные вещи.

Противостоять этому может разве, что моя сила воли и моя вера. Свое прошлое оцениваю позитивно до вступления в армию, думаю это было ошибкой. На будущее смотрю настороженно. Мечтаю получить еще одно высшее образование, посвятить себя карьере, воспитанию ребенка. Во многом я переоценил жизненные ценности. Я не буду растрачивать себя по пустякам.

Проблему поддерживает внутренняя тревога, частые напоминания о прошлом. А меня поддерживает вера, любовь к моим близким. Они тоже в меру своих возможностей заботятся о моем восстановлении».

Первичный анализ:

2 - шаг: Высшие точки: поступление на службу, служба в «горячей точке».

Коллизии: столкновение интересов родителей и собственных, подавление чувствительности и высокие моральные стандарты. Драматические моменты: страх перед небытием, смерть товарища Постепенные изменения: отношения с окружающими до и после экстремального опыта.

3 - шаг «аналитическая абстракция»:

Этапы:

жизненный опыт до экстремальной ситуации:

экстремальный опыт;

посттравматический жизненный опыт.

Приложение 9

Опросный лист по методике незаконченных предложений

Вам предлагается короткое задание, в котором приводится ряд незаконченных предложений. Мы просим Вас закончить, завершить их до осмысленных предложений любым способом, который приходит на ум. Не думайте долго, давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову.

Я хочу

Я мечтаю

Иногда мне кажется

Я не хочу

Временами я думаю

Я опасаюсь

Когда я думаю о прошлом

Я надеюсь

Главное для меня сейчас это

Я все-таки смогу

Когда я думаю о будущем

Когда я думаю о смысле жизни

Приложение 10

Опросный лист по методике незаконченных предложений участника А

Я хочу избавиться от психического дискомфорта

Я мечтаю, чтобы моя жизнь была как до поступления на службу

Иногда мне кажется, что я ничего не чувствую

Я не хочу вспоминать о смерти товарищей

Временами я думаю, что война была напрасной

Я опасаюсь, что могу сделать плохо близким

Когда я думаю о прошлом, то расстраиваюсь

Я надеюсь, что смогу преодолеть эту проблему

Главное для меня сейчас это привести в порядок свое психологическое состояние

Я все-таки смогу восстановиться морально

Когда я думаю о будущем, то несколько тревожусь, но и радуюсь иногда

Когда я думаю о смысле жизни, то прихожу к выводу, что его не зачем искать - главное жить для семьи

Приложение 11

Реабилитационная программа для военных, принявших участие в боевых действиях в Чечне.

Цель программы: при помощи специально направленных заданий и упражнений работать над формированием стрессоустойчивости и понижением тревожности у военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне.

Задачи программы:

Разработать занятия для преодоления стрессовых ситуаций. Проводить специальные задания и упражнения для преодоления стресса и повышенной тревожнсоти.

План программы:

Анализ психологического состояния военных (проведение тестирования).

Определение целей и задач программы. Проведение тренинговых занятий по улучшению психо-эмоционального состояния военных.

Проведение групповых и индивидуальных занятий с военными для понижения уровня их стресса и тревожности. Анализ проведенной программы.

В ходе предварительных индивидуальных консультаций было выявлено, что основной проблемой военнослужащих, побывавших на войне в Чеченской республике независимо от срока их службы является изоляция. Учитывая это, данная программа краткосрочной реабилитации военнослужащих разрабатывалась авторами с акцентом в работе, направленной на преодоление изоляции.

Основной задачей в первый день является установление контакта консультантов с клиентами-военнослужащими в процессе индивидуальной работы (анкетирование и беседа). Со второй по четвертый день проводятся групповые занятия с последующим индивидуальным консультированием по залросам клиентов. Олыт проведения групповых занятий показывает, что оптимальной является ситуация, когда количество психолотв составляет около 1/3 всего состава группы, что позволяет им быть фасилитаторами (инициаторами и ускорителями) работы группы. Максимальный объем группы, при котором работа сохраняет оптимальный уровень эффективности, составляет 18-20 человек.

Программа представляет собой пластичную структуру: при необходимости можно вводить в нее дополнительные упражнения (например, динамические) или заменять одни упражнения на другие. Принципиально важной является последовательность выбора тем аанятий.

Первое групповое занятие - «Интервью».

Общая продоложительность занятия: 1,5 часа (при максимальном объеме группы).

Тема: Саморефлексия. Обращение к собственным переживаниям no поводу отношения к другим людям.

Цель: Преодоление изоляции - установление контакта между участниками группы.

Первая часть: Знакомство. Продолжитепьность первой части: 15-20 минут.

Ведущий выносит на обсуждение три «Правила группы»:

-не перебивать;

-не критиковать высказывания;

-не оценивать участников группы.

После принятия этик правил участникам дается возможность предложить другие правила, необходимые с ик точки зрения для создания атмосферы безопасности в группе. Участники вырабатывают определенный этический кодекс, обязательный для выполнения на групповых занятиях в ходе программы. Участие группы в разработке кодекса правил необходимо для осознанного принятия ответственности за их выполнение каждым участником.

Продолжительность: 10-15 минут.

Затем ведущий предлагает приступить к разминочному упражнению «Какой я сегодня».

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Большинство из нас сейчас не знакомы друг с другом: Для того, чтобы легче заломнить имена, пусть сейчас каждый участник назовет свое имя и свою отличительную особенность (желательно уместить ее в одно слово), начинающуюся на ту же букву. Следующий за ним - повторит имя и отличительную особенность предыдущего, а затем назовет свои».

Примечание: Порядок ответов можно изменить, используя маленький мячик: участник, ответивший на вопрос, передает право ответа, бросая мячик тому, кого выбрал сам. Это усиливает вовлеченность в процесс работы и открывает новые возможности для контакта участников группы.

Вторая часть: Собственно «Интервью». Продолжительность: 40 минут - 1 час при объеме группы в 18-20 человек. «Интервью» является адаптированным вариантом проективной методики, разработанной А.Л. Лихтарниковым («переоценочное интервью»). «Интервью» состоит из пяти позитивных вопросов. Отвечая на вопросы и выслушивая ответы других, участники груллы имеют возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других. В процессе данной работы происходит раскрытие участников груплы, часто с неожиданных для других сторон. Многие впервые обнаруживают близость своих мыслей и чувств к мыслям и чувствам других людей, общность взглядов с другими людьми. У участников появляется интерес друг к другу, что ведет к преодолению изоляции и установлению контакта.

Инструкция: «Я сейчас задам по очереди пять очень просгых вопросов. Постарайтесь ответить на них. Отвечаем по кругу, по очереди. Пять кругов - пять вопросов. Начнем с первого»:

В качестве примера ведущий может первым отвечать на вопросы.

1) Что ты хорошо умеешь делать?

2) Что тебе нравится в себе?

Эти два вопроса исследуют самоотношение клиентов. Следующие два - отношение к другим людям, наличие / отсутствие изоляции и готовность к социальным контакгам.

3) Что тебе нравится в других людях?

4) Чего ты ждешь от других людей?

Пятый вопрос выявляет наличие ресурса. Этот вопрос подготавливает почву для работы на формирование позитивного прогноза. 5) В чем ты уверен относительно себя?

Третья часть: Упражнение «Портрет группы» (методика взята из материалов занятий курса «Психологическое консультирование» кандидата психологических наук, доцента кафедръг психологической помощи психолого - педагогического факультета СИбГПУ им. А.И.Герцена А.М. Родиной).

Продолжительность: 10-15 минут Оборудование: лист белой бумаги формата А-4, набор цветных карандашей или фломастеров. Инструкция: «Давайте нарисуем рисунок. Для нибудь начнет с любой простой детали, а затем по кругу каждый участник будет добавлять к рисунку еще по одной, пока не кончится круг». Когда рисунок готов, ведущий предлагает считать рисунок портретом группы. Портрет должен иметь имя, поэтому ведущий еще раз пускает листок с рисунком по кругу, и каждый участник предлагает свое название портрета (буквой, словом и т.п.).

Упражнение «Портрет группы» использует лространство рисунка, как символическое пространство контакта между участниками группы, что особенно важно для людей с низким уровнем доверия к окружающим и высокой тревожностью, так как освобождает их фантазию от условностей и стереотипов пространства привычного общения. «Портрет группы», объединяя все вместе участников груплы в таком виде деятельности, где результат получается совместным, является упражнением на сплочение группы.

Четвертая часть: Завершение. Продолжительность: 10-15 минут. Ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: Что сложного, важного и значимого бьиго сегодня? Этот вопрос дает разрешение говорить о сложностях (негативе) и, в то же время, заканчивает работу на выделении участниками позитнвных переживаний.

В конце занятия участникам предлагается обсудить выбор темы следующего дня. Данное предложение мотивирует их заявлять актуальные проблемы и закрепляет установленный контакт. Однако, практически любые предложения (тем более разнообразные), как показывает опыт, легко превращаются в одну и ту же тему второго занятия - мечты, желания, планы.

Второе занятие - «Безумное чаепитие» Общая продолжительность занятия: 2 часа - 2 часа 15 минут.

Тема: Мечты, желания, планы.

Цель: Восстановление целостности восприятия жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего) каждого участника группы; продолжение работы с контактом и преодолением изоляции. Первая часть: Разминка. Продолжительность: 10-15 минут В начале занятия для разогрева группы ведущий задает каждому участнику волрос:

-Какой ты сегодня?

Вопрос обращен к ситуации «здесь и телерь» и способствует включению участников в работу группы.

Затем ведущий предлагает вспомнить «Правила круга», после чего задает каждому участнику вопрос:

-Что нового и хорошего произоисло с тобой со вчерашнего дня?

Вторая часть: «Безумное чаепитие».

Продолжительность второй части: 1 час 10 минут-1 час 20 минут. Упражнение «Безумное чаепитие».

Продолжительность: 45-50 минут.

Название упражнению дала сценка из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой участники чаепития все время перемещались вокруг стола в поисках новых чашек для чая. В «Безумном чаепитии» постоянное перемещение также является одним из ключевых моментов. Основная направленность упражнения - работа с целеполаганием и поиском ресурса для достижения цели.

Подготовка и проведение упражнения: Организуются два круга - внешний и внутренний. Количество людей в кругах равное. Круги располагаются лицом друг к другу (внешний круг к внутреннему), т.е. образуются пары.

Ведущий: «Сегодня я предложу вам задать себе вопросы и ответить на них. Вопросов будет восемь. Сначала на первый вопрос будут отвечать «люди внешнего круга», а «люди внутреннего круга» будут их слушать и при необходимости помогать. То есть внутренний круг будет кругом консультантов. На ответ дается 2-3 минуты». Ведущий предлагает «людям внешнеro круга» задать себе первый волрос: Что я хочу?

Ведущий (через 2-3 минуты): «Если все уже ответили, прошу внутренний круг встать и пересесть на одно место вправо. Телерь вы, «люди внутреннего круга» отвечаете на тот же вопрос уже новым для вас «людям внешнего круга», которые будут вашими консультантами в течение 2-3 минут».

Ведущий повторяет первый вопрос. Ведущий (через 2-3 минуты): «Если ответ удался всем, прошу встать «людей внешнего круга» и переместиться на 1 место вправо. На второй вопрос первыми отвечать будете опять вы».

Ведущий задает второй вопрос, и так далее. Таким образом, участники из внешнего и внутреннего кругов по очереди отвечают и выслушивают ответы на каждый вопрос; при этом «консультирующий» круг после выслушивания ответа на очередной вопрос перемещается на одно место вправо. «Смена ролей» (клиент-консультант) дает участникам возможносгь поочередно концентрироваться на своей и чужих проблемах и тем самым освободиться от сверхзначимости собственных проблем. Постоянная смена партнеров позволяет каждому охватить большой спектр проблем и способов их решения, что способствует экспоненциальному росту социального интеллекта и зачастую приводит к инсайту (озарению) в решении собственной лроблемы.

Участники группы во время упражнения «Безумное чаепитие» отвечают на следующие вопросы о себе:

1) Что я хочу?

2) Что я могу?

Первые два вопроса позволяют участникам исследовать свои актуальные мотивы и «рабочий», сознательно используемый ресурс. Следующие два вопроса восстанавливают психологическую связь между прошлым и настоящим, позволяют осознать их преемственность и динамику личностных изменений.

3) Какова моя заветная мечта детства?

4) Какова мечта такой же степени заветности сейчас?

Пятый и шестой вопрос посвящены сравнению необходимоro и имеющегося ресурса, выявлению неосознаваемого до сих пор потенциала.

5) Что нужно, чтобы моя мечта осуществилась?

6) Кто или что мне помогает в ее осуществлении? Последние два вопроса позволяют приступить к разработке конкретного плана no достижению наиболее значимых целей, завершая континуум прошлое-настоящее-будущее.

7) Что я сделаю для ее осуществления в ближайшие полгода после демобилизации?

8) Что я сделаю для ее осуществления, находясь еще на службе в армии?

После ответов обоих кругов на все вопросы ведущий предлагает немного размяться с помощью упражнения «Скалолаз».

Продолжительность: 10-15 минут. Упражнение представляет собой телесно-ориентированную технику и направлено на восстановление способности к телесному контакту, способности к доверию и взаимопомощи. Упражнение содержит скрытую метафору: жизненный путь есть цепь взаимодействий с другими людьми.

Инструкция: «Давайте встанем в одну линию, не обязательно прямую. Теперь мы все представляем из себя скалу, рядом с которой находится глубокая пропасть. Скала неровная, непроходимая, поэтому каждый сейчас может принять положение, способствующее максимальной нелроходимости. Учтите только, что вам же придется no ней и проходить. Самый смелый, предположим я, первым попытается преодолеть эту скалу по всей длине, хватаясь за имеющиеся выступы и используя наличные углубления. Настулать можно только между ступнями участников, составляющих скалу. К скале просьба: Не обрушиваться. Соседние скалы! Поддерживайте друг друга! Когда я преодолею весь путь, то встану, как продолжение скалы, а участник, стоявший в начале ее, станет следующим скалолазом».

После окончания упражнения участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями и переживаниями no поводу «Безумного чаепития» и «Скалолаза».

Продолжительность: 10-15 минут.

Третья часть: «Раздача подарков».

Продолжительность третьей части: 20-25 минут.

Упражнение «Мы с тобой одной крови».

Продолжительность: 10-15 минут.

Оборудование: маленькие листочки бумаги, на каждом из которых написано название какого-либо животного. Животных предлочтительно выбирать сильных, гoрдых и красивых (лев, орел и т.п.), относительно несложных для изображения и узнавания. Название каждого животного встречается дважды. Кроме того, необходима шапка или коробка для этих листочков.

Инструкция: «Сейчае каждый из вас возьмет из шапки (коробки) листочек, на котором написано название животного. Необходимо будет найти своего «брата no крови», то есть животное тот же вида. Чтобы вас нашли, постарайтесь изобразить доставшегося вам зверя, причем молча». Улражнение направлено на развитие восприятия и передачи невербальной информации, как дололнительного слособа установления контакта.

Когда контакт между парами установлен, переходим к упражнению «Подарок напарнику».

Продолжительность: 10-15 минут.

Инструкция: «Давайте подарим своим единокровным братьям подарки.

Подарки будут символическими, они могут быть волшебными и не очень, поэтому можете дарить все, что угодно. Процесс дарения начинается словами: «Я (например; Иван) дарю тебе...». Не «хочу подарить», а именно «дарю». Важно, чтобы подарок состоялся. Если вам понравилось дарить подарки, можете подарить подарок еще кому-нибудь».

Четвертая часть: Завершение.

Продолжительность: 10-15 минут.

По круту каждый отвечает на вопрос:

Что было трудно и что было важно сегодня? Какие чувства вы переживали сегодня?

В конце обсуждается выбор темы следующего занятия. Третье занятие - «Быль о правах»

Продолжительность: 3-3,5 часа.

Тема: Права.

Цель: Осознание участниками группы наличия у них прав - таких же, как и у других людей - уже только потому, что они рождены людьми. Осознание взаимосвязи прав и ответственности. Принятие ими на вооружение такого понятия, как «гарант соблюдения прав». Поиск этот гаранта вовне и в себе, для себя и для других. Признание равенсгва своих прав и прав других людей.

Первая часть: Разминка.

Продолжительность разминки: 55-60 минут

Ведущий задает участникам группы уже знакомый им вопрос: Что нового и хорошего произошло с тобой со вчерашнего дня? Продолжительность круга: 10-15 минут.

Затем ведущий организует проведение следующих разминочных упражнений.

Упражнение «Контакт глазами»

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Когда вы хотите лригласить девушку на танец, очень полезно предварительно поймать ее взгляд и убедиться в том, что вы не будете отвергнуты. Вот и проведем техническую подготовку к будущим приглашениям. Ваша задача - установить контакт глазами с кем-нибудь из круга (в нашем случае не обязательно это должна быть дама) и, не теряя этого контакта, поменяться с «контактером» местами».

Умение устанавливать контакт - главное оружие против изоляции. Тревожный, недоверчивый человек избегает смотреть другому в глаза, опасаясь «раскрыть» свои чувства и желания. Умение устанавливать контакт глазами - серьезное приобретение для людей, страдавших от изоляции. Упражнение «Контакт глазами» имеет смысл проводить только в рамках третьегo группового занятия, когда острота проблемы изоляции в группе уже снята и установилась атмосфера доверия между участниками группы. Теперь это упражнение «дает разрешение» на контакт глазами, как способ установления взаимоотношений в жизни вообще.

Упражнение «Самолет + машина» Продолжительность: 10-15 минут.

Инструкция: «Попрошу всех участников объединиться в две команды, равные no количеству. Команде слева необходимо будет построить самолет, причем деталями этого самолета будут они сами. Кто будет чем, и как оно при этом будет работать - решайте сами. Команда справа таким же образом строит машину. Время на постройку - 5 минут, затем - демонстрация результатов».

Упражнение «Спор»

Продолжительность: 5-10 минут.

Инструкция: «Предлагаю поспорить. О чем? Да, собственно, ни о чем. Просто поспорить. Выберите себе партнера; а затем один из вас будет утверждать: «Да!», а второй - «Нет!».

Чтобы никому не было обидно, через 2-3 минуты по моей команде точка зрения каждого - меняется на противоположную». Примечание: В этом упражнении имеет смысл варьировать интонацию утверждений, что придает спору игровой характер обогащает палитру эмоциональных реакций.

Упражнение позволяет участникам в игровой форме преодолеть психологический барьер, возникающий при необходимости противоречить другому человеку; отследить различия в эмоционалъной окраске утверждений «Да!» и «Нет!», что при дальнейшем обсуждении поможет увидеть разнообразие индивидуальных переживаний в одинаковых ситуациях.

Упражнение «Спор стенка на стенку».

Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Сейчас мы продолжим наши споры, но уже коллективно. Попрошу одного партнера из каждой пары отойти вправо, а другого - влево. У нас получилось две команды. Та, которая находится отменя справа, утверждает: «Да!». Та, что от меня слева - «Нет!». Через три минуты - обе команды меняются точками зрения».

Упражнение нацелено, прежде всего, на эмоциональную разрядку. Кроме того, «Спор стенка на стенку» дает возможность «почувствовать команду», то есть является упражнением на сплоченность. После этого упражнения ведущий предлагает участникам вернуться в круг и ответить на вопросы:

Какие ощущения были у вас, когда вы утеерждали: «Да!»?

Какие, когда вы говорили: «Нет!»? Что вы чуествовали, когда спорипи вдвоем?

Что - когда спорили «стенка на стенку»?

Все четыре вопроса задаются одним блоком. Подробные ответы на каждый вопрос не требуются. Важны общее впечатление и наиболее яркие эмоции.

Продолжительность: 10-15 минут.

Вторая часть: «Быль о праве».

Продолжительность второй части: 1 час 25 минут -1 час 35 минут.

Упражнение «Быль о правах»

Продолжительность: 50-55 минут.

Инструкция: «Просьба к участникам объединиться в тройки. Возьмите стулья и рассредоточьтесь в пространстве так, чтобы ни одна тройка не мешала беседовать другой. Я задам пять вопросов. Для ответа на каждый вопрос будет выделено 10 минут (примерно по 3 минуты на участника)».

Примечание: Необходимо приеутсгвие участника-психолога в каждой из малых групп. Если никго из участников-военнослужащих не готов взять на себя первый ответ (что бывает чаще всего - тема упражнения очень неожиданна, трудна для понимания и зачастую болезненна), то именно психолог будет первым отвечать на вопросы.

С интервалом в 10 минут ведущий задает волросы для малых грулп:

1) Какие права были у тебя в детстве?

2) Кто тебе их гарантировал?

3) Какие три главных права у тебя сейчас?

4) Кто тебе и как гарантирует?

5) Какие права ты гарантируешь другим?

Упражнение является центральным в третьем групповом занятии. Основная задача упражнения - достижение цели, поставленной в начале описания этого группового занятия: осознание участниками группы наличия у них прав, осознание взаимосвязи прав и ответственности, поиск гаранта соблюдения прав, признание равенства своих прав и прав других людей.

По окончании упражнения «Быль о правах» ведущий просит участников группы вернуться в круг и приступает к подготовке телесно - ориентированного упражнения «Разумный эгоизм».

Продолжительность: 20-25 минут.

Инструкция: «Выберите себе партнера. Встаньте спиной друг к другу. Выберите положение, в котороы вам удобно так, что можно простоять долго и не устать».

Когда равновесие в парах достигнуто, ведущий начинает формировать группу. Для этого к одной из пар (самой надежной) он присоединяет участников еще одной пары. После достижения нового равновесия - участников следующей и т.д. до того, пока не присоединятся все. Необходимо, чтобы группа некоторое время (лучше несколько минут, но можно и несколько секунд) побыла в состоянии равновесия. Скрытая метафора этот упражнения: хочешь, чтобы всем было хорошо - думай о себе; хочешь, чтобы тебе было удобно - учитывай желания других. После окончания упражнения участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями и переживаниями no поводу упражнений «Быль о правах» и «Разумный эгоизм».

Продолжительность: 10-15 минут.

Третья часть: Практическое применение теории. Для закрепления приобретенных познаний в области права ведущий объявляет проведение упражнения «Правовая скульптура». Продолжительность: 25-30 минут Инструкция: «Объединитесь в три команды. Задание для всех трех команд одинаковое: придумать и поставить сценку на тему, которой посвящено сегодняшнее занятие, то есть - о правах. Это может быть «скульптура», то есть что-то неподвижное, а может содержать какое-то действие, но обязательно молча. Все должно быть понятно без слов. Времени на подготовку - 15 минут».

Четвертая часть: Завершение.

Ведущий задает вопросы для круга:

- Какие чувства вы испьатывали во время занятия?

- Что нового и важного вы узнали сегодня?

- Что нового вы узнали за эти четыре дня?

Продолжительность: 15-20 минут: Очень важным моментом является прощание психологов с военнослужащими.

Основной задачей реабилитационной программы является достижение участниками способности к дальнейшему самовосстановлению, поэтому военнослужащие должны знать о том, что дальше им придется двигаться по жизни самим, без помощи тех, кто были с ними эти четыре дня, а также о том, что они это могут. Группа, участниками которой они были, - это всего лишь модель общества, где соблюдаются принципы доверия и безопасности. Если им было хорошо в атмосфере группы, то они могут унести эти принципы с собой и делиться ими с другими людьми. Следует только помнить, что в «большом» мире несущих принципы доверия не всегда венчают лавровыми венками.

Литература по программе:

1. Маркин В.Н. Личность как деятель субъект//Акмеология, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 3, 2007. Зоткин Н.В. Психологическая концепция смысла. - Психология, 1998. - 460 с. Лейбин В.М. Психоанализ. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2002. - 576 с. Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. - Новосибирск.:, НГАХА, 2004, 527 с.

2. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.

3. Франкл. В. Человек в поисках смыла. - Прогресс, 1990. - 368 с.

4. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 2008. - 218 с. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамикаМ.: Смысл, 1999. - 486 с.

5. Иванов А..Л. Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация, военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской Республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. - М.: Материалы V Всероссийской научно-практической по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации», Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 280 с. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. - Социология: 4 М. 1993-4N 3-4. С. 34-43.

6. Horowitz, М.J., Wilner, М., & Alverez, W. (1979). Impact of Events Scale: А measure of subjective stress. Psychosomatic Medicine 41, 209-218.
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Книга 3. - М.: Когито-Центр, 2007, - 400 с.

7. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 496 с. 4

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты