рефераты курсовые

Психология личности

p align="left">Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго - это принцип реальности. Цель Эго - сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.

Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. Например, психически здоровый человек в состоянии в состоянии подавить свои сексуальные влечения до тех пор, пока не появится подходящий объект или обстоятельство. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.

Фрейд считал, что в «психическом разделении труда» Эго осуществляет т.н. «вторичный процесс», т.е. способно направлять поведение в безопасное русло. Таким образом, Эго является «исполнительным центром» личности и областью протекания сознательных психических процессов.

Супер-Эго - по латыни Super - сверх, Эго - я. Это социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго «состоит» из норм этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением.

В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, формирующими его личность.

Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью.

В возрасте 3-5 лет «хорошее» и «плохое» поведение ребенок может различить только по реакции родителей. Поэтому ребенок учится направлять свое поведение таким образом, чтобы избежать показания и получить поощрение. Постепенно внешний мир ребенка перерастает границы семьи и его Супер-Эго начинает включать в себя нормы поведения в школе, в группе сверстников, религиозные установки. Фрейд рассматривал Супер-Эго, как обобщенную совесть социума, при этом реальные установки общества могут быть искажены.

Фрейд видел в структуре Эго две части: совесть и Эго-идеал. В детстве ребенок получает от родителей наказание на т.н. «непослушное» поведение» и таким образом приобретает совесть. Совесть включает в себя способность к критической оценке, моральные запреты и чувство вины за те поступки, которые человек должен был совершить, но не совершил.

Одновременно с наказанием, ребенок в детстве часто получает поощрения от родителей за «хорошие» поступки. Такой поощрительный компонент Супер-Эго - это Эго-идеал. Он формируется из морально-этических установок родителей и способствует тому, чтобы индивид устанавливал для себя более высокие стандарты. Если человек далее в жизни сможет достичь какой-то цели, но он будет чувствовать гордость и самоуважение. Например, если в детстве ребенка часто хвалят за спортивные достижения, то на протяжении всей жизни он будет гордиться своей физической формой.

Если в детстве основной источник Супер-Эго - это контроль родителей, то к зрелому возрасту у полноценной личности он заменяется самоконтролем.

При этом Супер-Эго руководствуется принципом идеальности, т.е. не обращает внимания на последствия, пытается затормозить любые социально-осуждаемые импульсы со стороны Ид и пытается направить человека по пути «идеального поведения». Таким образом, Супер-Эго пытается подавить принципы реальности.

2.1.5 Инстинкты

В конце XIX - начале XX века, когда жил и работал З.Фрейд, происходили крупные открытия в области химии и физики, прежде всего в сфере термодинамики и физики энергий. Будучи высокообразованным человеком, Фрейд объединил физические, математические и философские концепции и перенес их на область психического.

Фрейд считал, что психика подчиняется закону сохранения энергии, следовательно, количество психической у индивида постоянно, но она может переходить из одного состояния в другое. Основным выводом, который в этой связи сделал Фрейд, является положение о том, что поведение индивида связано со стремлением уменьшить напряжение, вызванное скоплением этой энергии. Например, если всю психическую энергию тратить на просмотр телепередач, то ее не хватит ни на что другое, в том числе на учебу.

Таким образом, Фрейд считал, что в основе любой человеческой деятельности и, следовательно, любой мотивации, лежит стремление удовлетворить физиологические потребности.

Психическое отражение физиологических потребностей Фрейд назвал инстинктами. Он считал, что все психические процессы - мышление, воображение, восприятие, память - также обусловлены инстинктами. Как писал Фрейд «инстинкты являются конечной причиной любой активности».

В своей теории Фрейд не указывал и не определял инстинкты, как таковые, но смог выделить две группы инстинктов: Эрос и Танатос.

Эрос - это инстинкты жизни, поддерживающие жизненно важные процессы и обеспечивающие выживание индивида и продолжение рода. Фрейд считал, что все инстинкты являются продолжением сексуальных влечений. Энергию сексуальных влечений Фрейд назвал Либидо (от лат. «желать»). Либидо - это определенная часть жизненной энергии человека, которая находит разрядку исключительно в сексуальном удовлетворении.

Фрейд считал, что сексуальных инстинктов несколько, хотя доминирующими для человека является только один. Каждый из них связан с так называемой эрогенной зоной, т.е. участком тела, где происходит удовлетворение сексуального инстинкта. Все тело может служить источником сексуального удовольствия, но особо Фрейд выделял рот, анус и гениталии.

Танатос - это инстинкты смерти. Танатос «отвечает» за агрессивные и жестокие аспекты поведения. Убийства и самоубийства по Фрейду берут свое начало именно в инстинкте смерти.

Дело в том, что Фрейд определил Танатос как психическую сущность в тяжелый для него период жизни, поэтому эта тема не получила большого развития в теории психоанализа. При этом, придерживаясь законов физики, Фрейд утверждал, что все подчиняется принципу энтропии, в том числе психика, следовательно, если людям присуще стремление вернуться в начальное, неживое состояние.

По Фрейду, все инстинкты имеют четыре составляющие: цель, объект, источник и стимул.

Источник инстинкта - это физиологическая потребность, вызывающая напряжение в определенном месте организма (жажда, желание выспаться и т.д.). При этом в теории Фрейда нет описания источников Танатос.

Цель инстинкта всегда состоит в устранении возбуждения и напряжения, вызванного потребностью. Когда индивид достигает такой цели, то в течение короткого времени испытывает состояние удовольствия. При этом, согласно принципу удовольствия, индивид стремиться постоянно минимизировать напряжение.

Объект инстинкта - это человек, предмет или часть тела самого индивида, позволяющая удовлетворить потребность. На протяжении жизни объект инстинкта может меняться и индивид, пользуясь сознанием и принципом реальности, может откладывать удовлетворение инстинкта до тех пор, пока не появится настоящий объект.

Стимул инстинкта - количество энергии, которое необходимо для удовлетворения инстинкта. Стимул - понятие во многом субъективное, но оно может быть оценено по тому, сколько сил затрачивает индивид для достижения цели.

Основой понимания инстинктов служит так называемое смещенное поведение. Согласно этому принципу высвобождение энергии и редукция напряжения происходит благодаря смене поведения индивида. Смещенная активность имеет место, когда выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В таких случаях инстинкт смещается и выражает свою энергию на своем объекте.

Пример: Преподаватель обидел студента, обещав исключить его за неуспеваемость. Студент не может выплеснуть естественный агрессивный импульс на преподавателя, он приходит домой, хлопает дверью, пинает собаку, кричит на супруга.

По Фрейду подавляющее большинство социальных феноменов можно объяснить через смещение двух инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализация ребенка - это постепенное смещение сексуальной активности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Аналогично театр, искусство и вся цивилизация.

2.1.6 Развитие личности

В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.

1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.

2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что сексуальные потребности изначально заложены в человеке. Ребенок рождается с сексуальным инстинктом, и сексуальная энергия (либидо) сопровождает все развитие личности.

По мнению Фрейда, в своем развитии личность проходит четыре последовательных стадии развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме этих фаз в развитии человека присутствует так называемый латентный период, включающий возраст от 6 лет до начала пубертата, т.е. до 11-12 лет. К сожалению, считается непонятным природа такого «провала» в работе либидо. Почему, сопровождая человека с первых дней жизни, либидо на время засыпает, а затем проявляется вновь.

Акцент на термине «психосексуальный» обусловлен тем, что в теории Фрейда главным фактором, влияющим на развитие личности является переход сексуального удовольствия с одной части тела на другую. Согласно Фрейду в каждый период времени на теле человека существует одна определенная зона, доставляющая максимальное сексуальное удовольствие. Таким образом, психосексуальное развитие - это биологически определенная последовательность, развивающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от социального и культурного статуса. Тем не менее, социальная среда на каждом этапе оказывает значительное влияние на развитие личности, основное влияние заключается в формировании установок и ценностей Супер-Эго.

На каждой стадии развития ребенка со стороны родителей может проявляться две формы поведения: сверхзаботливость и фрустрация. При фрустрации инстинктоидные потребности ребенка - кусание, сосание и т.д. - не находят своего удовлетворения полностью. В более позднем возрасте это может быть причиной агрессивности и недоверия по отношению к внешнему миру.

При сверхзаботливости родители или воспитатели чрезмерно потакают потребностям ребенка, что в дальнейшем может выражаться в отсутствии чувства независимости, несамостоятельности и некомпетентности.

Из теории психосексуальных стадий развития следует обоснование такого механизма, как регрессия, т.е. взрослый человек, находясь в состоянии стресса, т.е. когда он не может получить удовольствие путем, характерным для его «сегодняшней стадии развития», возвращается к детским формам эротизма и получения удовольствия. Примеры: сосание пальца, грызение ногтей, ручек, желание выпить спиртного.

По Фрейду регрессия - это особый случай фиксации человека на определенной стадии развития. Чем сильнее фиксация, тем выше вероятность регрессии. Фиксация - это задержка или остановка на определенной стадии психосексуального развития, она представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой, приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца ребенком 9-10 лет свидетельствует фиксации на оральной стадии.

Таким образом, в теории психоанализа, структура личности каждого человека - это сочетание достигнутой им стадии психосексуального развития и фиксаций.

2.1.7 Психосексуальные стадии развития.

Сексуальный инстинкт ребенка очень сложен, он допускает разложение на множество компонентов, которые ведут происхождение из различных источников. Прежде всего, сексуальный инстинкт совершенно не зависит от функции размножения. Его цель - получение удовольствий различного рода. Это удовольствие можно рассматривать как сексуальное наслаждение.

В теории Фрейда стремление ребенка получить удовольствие именуется инфантильной сексуальностью. Главный ее источник - раздражение особенно возбудимых частей тела, а именно гениталий, отверстий рта, ануса, мочеиспускательного канала, кожи и других слизистых оболочек тела.

Первые стадии психосексуального развития называют прегенитальными или аутоэротическими, т.к. в этот период сексуальный инстинкт сконцентрирован прежде всего на собственном теле. Например, сосание ребенком груди матери - типичный пример аутоэротического удовлетворения. Вместе с проявлениями аутоэротизма у ребенка очень рано формируется сексуальное поведение, связанное с использованием в качестве объекта другого лица. При этом вся сексуальная деятельность человека, как в младенчестве, так и в период зрелости - это попарное сочетание пассивных и активных компонентов. В крайних появлениях это садизм - мазохизм, подглядывание - эксгибиционизм.

Кроме того, известный последователь и друг З.Фрейда Вильгельм Флис утверждал, что каждому индивиду присущи гомосексуальные черты (женские - пассивные, мужские - активные), соответственно нарушение баланса между ними может быть причиной психо- и сексопатологий.

Важным здесь является то, что, несмотря на знание ребенком анатомических различий между полами, он не ассоциирует себя «как мужчина» или «как женщина». Инфантильная сексуальность в основе своей бисексуальна, т.е. является сочетанием активной и пассивной роли.

Оральная стадия психосексуального развития начинается вместе с рождением человека и продолжается примерно до 1,5 лет. В этот период выживание младенца целиком зависит от того, кто о нем заботится. Единственный способ выжить для ребенка - зависимость. Младенец получает питание из материнской груди или ее заменителя, причем процесс питания для него неотделим от удовольствия. Именно рот, его слизистая оболочка, губы, язык, а позже десны и зубы являются центром активности индивида. Дети получают удовольствие не только потому, что удовлетворяют потребность в пище, но и потому, что пищевой инстинкт в этом возрасте тесно связан с инстинктом сексуальным. Они являются продолжением друг друга и не могут существовать по отдельности.

Пищевое поведение младенца полностью соответствует концепции инстинкта, присутствуют и цель, и объект, и источник и стимул. Таким образом, первыми объектами удовольствия для ребенка становятся материнская грудь или соска, а первым участком тела, в котором сначала происходит скопление энергии, а затем ее редукция, является рот.

Как известно, на первых стадиях развития ребенком руководит только Ид, и, соответственно, принцип нирваны. Поэтому ребенок постепенно начинает стремиться к постоянному получению удовольствия через рот. В данном случае важны два фактора:

1) ребенок не способен отличить себя от матери, он считает себя ее продолжением, а ее - своим;

2) ребенок эгоцентричен, им руководит принцип нирваны и он не в состоянии понять, почему не может получить грудь, а с ней удовлетворение, немедленно. Поэтому постепенно грудь теряет первостепенное значение в качестве сексуального объекта и заменяется частью собственного тела. Ребенок сосет свой палец или язык или тащит в рот игрушки.

Кроме того, на оральной стадии, особенно если мать пренебрегает ребенком, он сам, искусственно начинает создавать на своем теле эрогенные зоны. Ребенок постоянно покусывает или облизывает какую-то часть кожи и на ней закрепляются свойства эротического объекта, т.е. таким образом ребенок учится получать аутоэротические сексуальные удовольствия.

В течение орального периода формируются основные установки личности, касающиеся зависимости, независимости, доверия - недоверия, опоры в отношениях с людьми.

Оральная стадия развития прекращается вместе с прекращением кормления грудью. Для ребенка это критический момент, связанный с исчезновением источника сексуального удовлетворения. Чем сильнее трудности, связанные с отлучением от груди, тем сильнее фиксация на оральной стадии развития. Соответственно, чем сильнее конфликт на этой стадии, тем сильнее ребенку развиваться дальше.

Если ребенок получает на оральной стадии чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, то его личность скорее всего будет принадлежать к оральному типу. Причем, если фиксация произошла на ранних стадиях развития, то человек будет иметь орально-пассивную личность. Такой человек, недополучивший в детстве материнской ласки и тепла, как бы уже во взрослой жизни ищет от окружения «материнского» отношения к себе. Он весел и оптимистичен, его отношения основаны на доверии к людям, он любой ценой ищет от людей одобрения.

Если произошла фиксация на второй половине оральной стадии, то человек будет принадлежать к т.н. орально-агрессивному типу. Всю свою жизнь он будет пытаться эксплуатировать других людей, использовать для своих целей. Такой человек будет постоянно «покусывать» окружающих, станет спорщиком, пессимистом, будет ко всему относиться цинично и саркастически.

Анальная стадия. Эта стадия развития соответствует периоду, когда ребенок учится контролировать процесс дефекации и мочеиспускания, т.е. приучаются к туалету. Таким образом, не имея другого способа получения удовольствия (грудь уже отняли) ребенок находит другое место на теле, через которое он может совершенно независимо от других получать сексуальное удовольствие. У рта продолжают сохраняться признаки эрогенной зоны (и это останется на всю жизнь), но основной акцент смещается на задний проход.

Говоря о значении анальной зоны, отметим, что первое запрещение, предъявляемое ребенку относительно его потребностей, касается именно анальной зоны и ее продуктов. Маленький человек в этот момент впервые чувствует враждебность окружающего мира. До этого источником сексуального удовлетворения была мать и ребенок не отделял себя от нее, теперь же ребенок вынужден учиться отделять себя от чуждого ему мира и затем совершить первое в жизни «откладывание» удовлетворения. С этого момента «анальное» становится символом всего, что необходимо отбросить или устранить из жизни. На более поздних стадиях развития человеку достаточно тяжело отделить генитальные процессы от анальных, т.к. они, во-первых, анатомически близко расположены, а, во-вторых, функционально близки. На особую роль анальной эротики указывает также значение геморроидальных явлений и невротиков: часто геморрой служит толчком возникновения невроза, природа которого скрыта в детских вытесненных переживаниях.

Дети очень ловко пользуются эрогенной раздражимостью анальной зоны. Они в течение длительного времени удерживают каловые массы внутри кишечника, пока они, скопившись в большом количестве не выходят наружу, вызывая сильные мышечные сокращения и раздражая слизистую оболочку кишечника. Некоторые дети в этом возрасте проявляют упорное нежелание очистить кишечник, когда их об этом просят, т.е. на горшок. Вместо этого ребенок выполняет эту функцию исключительно когда ему заблагорассудится. Таким образом, ребенок беспокоится только о том, чтобы получить максимальное удовольствие из анальной зоны.

С выполнением функции дефекации в детстве очень тесно связано одобрение или неодобрение окружающих. Ребенок пока еще не может отделить себя от содержимого кишечника, смотрит на него как на свой особый орган. Согласие ребенка испражняться по воле окружающих оценивается им самим как уступчивость, как подарок родителям. В то же время отказ от немедленного туалета ребенок оценивает как собственное упрямство, независимость от родителей. Понимая собственный кал как «подарок» родителям ребенок впервые приходит к пониманию того «откуда берутся дети». Согласно представлениям ребенка чтобы появился потомок нужно что-то особенное съесть, а затем сходить в туалет.

Задержка на анальной стадии развития происходит потому, что из-за соответствующего поведения родителей ребенок постоянно задерживает фекальные массы и как бы мастурбирует. Следствием такой задержки являются очень частые запоры у невротиков. Кроме того, больные неврозами и другими нарушениями почти всегда имеют свои особые церемонии и обычаи, связанные с туалетом, которые они тщательно скрывают.

Формирование личности на анальной стадии зависит, прежде всего, от поведения родителей. Если они ведут себя слишком требовательно, т.е. требуют, чтобы ребенок немедленно «сделал свои дела», дети могут отказаться выполнять требования родителей и у него начнутся запоры. Такой стиль поведения может распространиться на другие стороны жизни и у ребенка сформируется анально-сдерживающий тип личности. Такой человек скуп, упрям, чрезмерно методичен и педантичен, не может переносить беспорядок и неразбериху.

Другая форма поведения, которую может выбрать ребенок, это протест, т.е. ребенок может специально пачкаться, когда ему это заблагорассудится, таким образом, протестуя против строгости. Такие люди позже формируются в анально-выталкивающий тип. Они склонны к разрушению, беспокойству, импульсивности, эмоциональной неустойчивости, иногда к садистической жестокости. Смысл такого стиля поведения - сделать что-то наперекор социальным нормам.

Фрейд считал, что если родители регулярно поощряют детей к опорожнению кишечника и хвалят их за это, то ребенок учится контролировать себя и воспитывает позитивную самооценку.

В конце анальной стадии некоторые исследователи выделяют также уретральную стадию, когда ребенок, научившись контролировать дефекацию, начинает контролировать мочеиспускание. Эта стадия является как бы переходной, когда внимание ребенка смещается на половые органы. Ребенок начинает их изучать и живо интересуется процессом деторождения.

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. В большинстве случаев представления детей о взрослой сексуальности достаточно смутны, неточны и ошибочны. Тем не менее, как считал Фрейд, большинство детей знают о сексе гораздо больше, чем это кажется родителям.

Важнейшей целью этой стадии развития является полоролевая идентификация, т.е. то, что мальчик осознает себя особью мужского пола, а девочка - женского. Представления ребенка о половой жизни взрослых в этот период формируется в результате наблюдения за половыми действиями родителей, либо услышанные фразы, намеки и т.д.

В этот период ребенок рассматривает одного из родителей в качестве сексуального объекта. В детстве, по мнению Фрейда, отец предпочитает дочь, а мать - сына. Ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка.

При этом чувства, возникающие в семье по поводу таких отношений, могут быть не только нежными и дружескими, но и отрицательными, враждебными. При этом возникает особый комплекс, который во взрослом состоянии всегда вытеснен, но продолжает влиять на человека всю жизнь.

Рассмотрим, как этот комплекс развивается у мальчиков. Первоначально единственным источником сексуального удовольствия мальчиков является только мать. Разрыв с матерью для ребенка был бы страшным ударом, поэтому он стремиться как-то удержать ее на пост-оральных стадиях развития. Из своих наблюдений мальчик обнаруживает, что у его отца существует некий предмет - пенис, который каким-то образом связан с любовью матери и с доминирующей ролью отца в доме. Ребенок пытается передать матери свои эротически окрашенные чувства и поэтому дети часто демонстрируют матери свои половые органы. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится занять место отца. Некоторые дети даже иногда заявляют о своем желании жениться на них, не обращая внимание на наличие отца.

Постепенно мальчик осознает, что отец сильнее, больше, умнее, более умело делает какие-то действия и одновременно начинает считать отца главным конкурентом в борьбе за мать. Мальчик считает, что основа обладания матерью - это пенис, но у отца он больше. К тому же, мальчик думает, что отец знает о его мыслях и поэтому у мальчика возникает страх кастрации. В возрасте между пятью и семью годами в норме происходит разрешение комплекса: мальчик вытесняет в бессознательное свои сексуальные влечения к матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Этот процесс называется идентификацией с агрессором и выполняет несколько функций - во-первых, мальчик перенимает от отца те формы поведения, которые означают «быть мужчиной», во-вторых, мальчик пытается удержать мать не только при помощи пениса, как такового, но и обладая теми же атрибутами, что и отец.

Описанные явления Фрейд назвал комплексом Эдипа. В трагедии Сафокла «Царь Эдип» прорицатель сообщает отцу Эдипа, что он будет убит своим сыном. Тот отдает своего сына страннику и приказывает убить его. Но странник жалеет младенца и отдает его на воспитание царю соседнего острова. Эдип вырастает, возвращается в Фивы и женится на своей матери, не зная о том, что он ее сын. Когда Эдип узнал, что случилось, он ослепил себя.

Фрейд сделал вывод, что в основе конфликта лежит один из величайших психологических конфликтов - Эдип знал, что живет с матерью. Аналогичным примером стал Гамлет - тень его отца преследует его, она знает все его тайные желания. Основы Эдипова комплекса мы находим и в религии. Бог-отец убивает (хотя и только физически) своего сына, т.е. сбывается страх маленького мальчика.

У девочек процесс полоролевой идентификации происходит несколько иначе. Когда девочка вступает в фаллическую стадию, то обнаруживает, что в отличие от отца у нее нет пениса. Когда девочка делает это открытие, она начинает хотеть, чтобы отец вступил с ней в любовную связь, т.е. «подарил» ей пенис. Это желание называется «завистью к пенису». Девочка начинает проявлять враждебность по отношению к матери, во-первых, за то, что она родила ее без пениса, а во-вторых, аз то, что отец матери «дарит» пенис, а ей нет. По причине отсутствия пениса многие девочки считают свой род дефективным.

Постепенно девочка может смирится с отсутствием пениса, и пытается стать похожей на мать, чтобы все равно получить символический доступ к отцу.

Фрейд считал, что неразрешенные комплексы фаллической стадии являются ядерным комплексом любого невроза. Он обращал внимание на то, что в зрелости многие мужчины страдают навязчивыми страхами, приступами паралича или амнезии из-за вытесненного страха перед кастрацией. В то же время многие женщины в ходе психотерапевтических сеансов рассказывают о том, как в детстве были изнасилованы отцом или «незнакомцем». В большинстве случаев это фантазии, вызванные тем, что не произошло разрешение комплекса Электры.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, вызывающе, они стремятся всячески добиваться успеха, они постоянно демонстрируют свою мужественность и половую мощь. У женщин фаллическая фиксация приводит к желанию флиртовать, обольщать, главенствовать над мужчинами, хотя внешне такие женщины могут демонстрировать свою наивность и неосведомленность в вопросах секса. По Фрейду неразрешенные комплексы Эдипа и Электры - основная причина импотенции и фригидности.

Латентный период. В возрасте начиная с 6-7 лет до начала пубертата наступает особая фаза сексуального затишья, когда либидо направлено на другие виды деятельности, не связанные с сексуальностью - интеллектуальные занятия, спорт, отношения со сверстниками. В теории Фрейда латентный период - своеобразная подготовка к взрослению.

С наступлением пубертата восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения. Вместе с тем появляется интерес к противоположному полу. На генитальной стадии в организме происходят значительные биохимические изменения. Половые органы увеличиваются в размерах, формируются вторичные половые признаки. Результатом является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно психоанализу в начале генитальной стадии индивиды обоих полов проходят через «гомосексуальный период».

Хотя гомосексуальные проявления встречаются не у всех, но большинство подростков предпочитает сверстников своего пола. Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола. Постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к образованию полигамного брака.

По мнению Фрейда генитальный тип личности - это зрелый человек, ответственный в сексуальных отношениях и испытывающий удовлетворение в гетеросексуальной любви.

Фрейд считал, что для формирования идеального генитального типа личности, человек должен отказаться от пассивности, присущей детскому возрасту, должен научиться отдавать обществу частицу себя, не растрачивая свои способности и должен полностью идентифицировать себя со своим полом и осознать реальность и нормальность психологических кризисов детства. Если в раннем детстве происходит фиксация на прегенитальных стадиях развития, связанная с травматическими переживаниями, то вхождение в генитальную стадию становится затруднительным. Согласно теории Фрейда, серьезные конфликты и неврозы в зрелом возрасте - это результат сексуальных конфликтов детства.

2.2 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер)

2.2.1 Краткий биографический очерк

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась. Для ребенка это было «ножом в спину». Все детство Альфреда было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года.

После окончания гимназии, в которой он учился посредственно, Адлер поступил в Венский университет. В то время Вена была центром социалистических идей, и Альфред очень увлекся политикой. На одном из собраний социалистов он встретил Раису Эпштейн, русскую студентку и женился на ней в возрасте 27 лет.

По специальности Адлер был офтальмологом, хотя его больше привлекала теоретическая биология. Кроме этого он находился под влиянием различных утопических социальных идей. После непродолжительной и не очень успешной частной практики Адлер прошел стажировку по общей медицине и стал психиатром. В 1902 г. его начинает интересовать идей Зигмунда Фрейда, почитанные Адлером в «Толковании сновидений».

В том же 1902 г. Адлер начинает посещать заседания кружка психоаналитиков во главе с Фрейдом. Фрейд очень любил Адлера, несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, он воспринимал его как равного, советовался и делился опытом. Кроме того, их объединяла борьба против антисемитизма. Адлер никогда не считал себя учеником Зигмунда Фрейда, всегда вел себя подчеркнуто независимо, держался как равный.

Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом. Главными в теории Фрейда были: сексуальная этиология неврозов, направляющая роль либидо в развитии человека и ядерный комплекс невроза. Адлер не соглашался полностью ни с одним из этих постулатов.

Постепенно расхождения накапливались, последней каплей стало выступление Адлера на психоаналитическом конгрессе в Нюрнберге 1911 г. На этом конгрессе он представил коллегам концепцию психологии, которая позже будет названа индивидуальной. Он строил свою теорию вокруг двух ключевых терминов: «недостаточность» и «мужской протест».

В своих теориях Адлер не рассматривал либидо, как энергию, связанную только с сексом, он считал, что это чисто психическая энергия, не обязательно связанная с инстинктом. Он утверждал, что теоретические проявления либидо - миф. Сексуальное проявление страдающего неврозом - вынужденное. Влечение «невротика к онанизму - это своеобразная защита от демонической женщины», позволяющее невротику избегать нормальной любви.

Кроме того, Адлер утверждал, что «главным в этиологии неврозов является не ядерный комплекс, а мужской протест». При этом Эдипов комплекс всего лишь стадия мужского протеста, причем не значительная. Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина. Он стремиться к идеальным мужским качествам - обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими.

Как видим, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах. Адлер считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, теория вытеснения ошибочна, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог. Теория социального формирования характера определяется социологическими взглядами Адлера и не имеет ничего общего с психоанализом.

После этого драматического случая Адлер уходит с поста председателя Венского психоаналитического общества. Очевидно, причины разрыва были скорее личными, чем научными. Адлер бессознательно представлял Фрейда в роли своего «научного отца» и у него сформировался некий аналог Эдипова комплекса по отношению к Фрейду. Прощаясь с Фрейдом Адлер, заявил: «почему я должен выполнять мою работу под Вашей тенью».

Необходимо признать, что после разрыва с Фрейдом Адлер добился значительных научных успехов. Он основал Общество свободного психоанализа, много писал и работал. С приходом к власти Гитлера, Адлер понимает всю опасность ситуации и переезжает в 1935 г. жить в Нью-Йорк.

Адлер очень много занимался пропагандой своей теории, прослыл замечательным лектором. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ. Наиболее значительными среди них считаются: «Исследования физической полноценности и ее психической компенсации», «Наука жизни», «Смысл жизни», «Образ жизни». В теории А. Адлера сделан акцент на социальном благополучии как критерии психического здоровья. Благодаря Адлеру в современной психотерапии появились ценностные ориентации.

Теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа - отсутствие социальной ориентации. Адлер же особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности. Эго-психология Адлера нашла свое влияние в работах таких психологов как Э. Фром, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Маслоу и др.

2.2.2 Принципы индивидуальной психологии

1. Целостность. Адлер считал, что психика человека представляет собой единую самосогласующуюся сущность. Отсюда Адлер вывел понятие «индивидуальность», т.к. в латыни «individium» означает «неделимый». Адлер считал, что никакое психическое явление нельзя рассматривать в отрыве от личности в целом. Поэтому целью индивидуальной психологии является доказательство этого единства в каждом человеке: в его мышлении, чувствах, мотивах и интересах, т.е. каждом проявлении личности. Совокупность качеств личности Адлер назвал «стилем жизни».

2. Динамичность. Поскольку психика человека по Адлеру это единая сущность, то для ее рассмотрения требуется единый психодинамический принцип. Адлер утверждал, что жизнь человека и развитие человека - это непрерывное движение в направлении роста и развития. Говоря о развитии человека, Адлер утверждал, что личностью руководят не внутренние и не внешние причины. Личность как бы тянется вперед, к личностно значимым целям. По мнению Адлера человек сознательно выбирает свои цели, сознательно регулирует свое поведение на пути к цели, и сам определяет свою судьбу.

3. Творческая сила. Адлер признавал наследственные и генетические факторы формирования личности, но считал, что человек больше, чем просто сумма этих факторов.

Ту часть психики, которая позволяет человеку сознательно распоряжаться своей судьбой Адлер назвал творческой силой. Она делает каждого человека скульптором, создающим свою судьбу.

4. Социальная принадлежность. По Адлеру личность не может существовать изолировано. Человек - это составная часть системы общественных установок и социальных норм. Поэтому все изучения личности в индивидуальной психологии происходит в социальном контексте, т.е. понимание человеческой природы возможно только через понимание социальных отношений. Адлер считал, что у человека существует особый психический механизм интеграции в общество - это социальный интерес - врожденное стремление человека к общению и сотрудничеству.

Таким образом, нормальным в индивидуальной психологии считается гармония между человеком и обществом, а патологией конфликт между ними. Поэтому Адлер считается первым социальным психологом.

5. Субъективность восприятия. По Адлеру поведение людей всегда зависит от того, что они думают о себе и окружающем мире, субъективный мир, созданный человеком, Адлер называл схемой апперцепции. Мотивы людей, в соответствии с которыми они строят свое поведение, Адлер называл фиктивными целями. Пример фиктивных целей: «В загробной жизни безгрешность будет вознаграждена, а порок - наказан» и наоборот: «Жизнь одна, нужно брать от нее все сейчас».

2.2.3 Чувство неполноценности и компенсация

Адлеру принадлежит теория о том, что у каждого человека существует определенная правомерность физического развития, т.е. у каждого человека одни органы слабее других, что делает его восприимчивым к заболеваниям именно этих органов. Например, люди страдающие аллергиями и, следовательно, имеющие ослабленные легкие, страдают частыми бронхитами или инфекциями легких.

Такую недостаточность в развитии какого-либо органа Адлер называл «неполноценностью». Адлер наблюдал, как люди, страдающие физическим недугом, в зрелости пытаются компенсировать свой недостаток. Множество подобных примеров можно встретить в истории (Т. Рузвельт). Таким образом, неполноценность органа, его врожденная слабость как бы стимулируют человека к большим достижениям в жизни. Это не было новым открытием, т.к. широко известно в медицине.

Новым было открытие субъективного чувства неполноценности, компенсируемого в психической сфере. Истоком психической неполноценности Адлер считал психологические и социальные неудачи личности. Чувство неполноценности зарождается в детские годы. В детстве ребенок абсолютно зависим от родителей. Другие члены семьи самостоятельны и это вызывает у ребенка глубокие переживания. Наличие этого раннего чувства неполноценности оправдано и биологически целесообразно - оно заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими, мотивирует его к развитию и самосовершенству.

Комплекс неполноценности. По Адлеру, комплекс неполноценности берет начало в раннем детстве. В течение очень длительного времени ребенок зависит от родителей, это вызывает у него сильное чувство собственной слабости и неспособности к принятию решений. Это чувство заставляет ребенка бороться за превосходство над окружающими. И эта борьба продолжается всю жизнь. По Адлеру, движущей силой развития личности, является не сексуальный инстинкт, а стремление к превосходству.

У некоторых детей чувство неполноценности становится чрезмерным и может привести к появлению комплекса неполноценности - чувства, доминирующего над всеми остальными чертами личности. Индивидуальная психология предполагает существование трех главных причин комплекса неполноценности.

1. Неполноценность органов. У детей с врожденной физической недостаточностью может развиться чувство психической неполноценности.

2. Чрезмерная забота родителей. Когда родители слишком опекают ребенка, у него в течение длительного времени сохраняются сомнения в собственной самостоятельности, они не уверены в своей способности противостоять жизненным трудностям.

3. Отвержение родителей. Дети, по разным причинам не получившие достаточно ласки родителей, всю жизнь чувствуют себя нежеланными, они не уверены в своей способности быть полезными и любимыми.

В любом случае компенсация комплекса неполноценности является нормой. Преувеличенное стремление здорового стремления преодолевать чувство неполноценности называется гиперкомпенсацией. Иногда гиперкомпенсация приводит к появлению особого чувства - комплекса превосходства. Такие люди выглядят хвастливыми, эгоцентричными, высокомерными и саркастичными.

Стремление к превосходству.

Первоначально Адлер считал, что чувство, которое управляет поведением человека - это агрессивность. Эта модель не объясняла многого, и Адлер пришел к выводу о том, что человек стремиться к власти. Здесь Адлер приравнивал мужское начало к силе, женское - к слабости. Позднее Адлер выдвинул идею, что существует и нормальная форма стремления к превосходству - не только комплекс.

Адлер считал, что стремление к превосходству - это фундаментальный закон человеческой жизни, без которого человек жить не может. Он был убежден, что стремление к превосходству это и есть сама жизнь. Процесс достижения превосходства начинается примерно на пятом году жизни, когда у человека формируется жизненная цель. По Адлеру, стремление к превосходству - это единый мотив, который нельзя разложить на составляющие. Это утверждение основано на следующем фундаменте:

1. В детстве ребенок осознает свою беспомощность и бессильность по сравнению с окружающими.

2. Стремление к превосходству универсально: оно присутствует и в норме и в патологии.

3. Стремление к превосходству может принимать две формы:

а) негативное - выражается в дезадаптивных наклонностях человек добивается превосходства эгоистически, за счет других;

б) позитивное - выражается в конструктивном, адаптивном поведении. Человек сотрудничает с обществом и добивается своих целей в гармонии с ним.

4. Стремление к превосходству связано с энергетическими затратами, поэтому уровень напряжения у индивида не снижается а растет.

5. Стремление к превосходству проявляется не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне общества.

2.2.4 Стиль жизни

Важной частью концепции Адлера является понятие «стиль жизни». Это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, уникальное сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами: любовь, дружба, работа. Они всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни. Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях - социальном интересе и степени активности.

Социальный интерес - чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес - это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность - эгоистический интерес.

Степень активности - синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» - это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа личности - люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип - самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример - юные правонарушители и наркоманы.

2. Берущий тип - люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.

3. Избегающий тип - люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.

4. Социально-полезный тип - зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты