рефераты курсовые

Психология личности

b>Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся качество индивидуальности. Это то качество личности, которое человек на основе субъективного опыта осознает как главное. Фактически проприум - это аналог самости Юнга. Олпорт считал, что проприум не дается человеку с рождения, а развивается, проходя семь стадий. В течение каждой стадии развиваются так называемые проприотические функции, а в результате их окончательной консолидации формируется Эго.

1. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий и т.п. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость служит базой для самосознания.

2. Самоидентичность. Это второй аспект проприума, который развивается тогда, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной точкой формирования самоидентичности становится осознание своего имени. Но в этот момент самоидентичность не формируется окончательно, а непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. Самоуважение. Формируется в течение третьего года жизни и возникает от того, что ребенок делает что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком заданий родителей.

В противоположность самоуважению может сформироваться чувство стыда. В результате 4-5 лет самоуважение становится чувством соревновательности и зависит от признания сверстников.

4. Расширение самости. Начинается примерно с 4-х летнего возраста. Связано с тем, что ребенок понимает, что ему принадлежат не только его тело, но и окружающие предметы. Ребенок начинает понимать значение собственности. Понимает слово «мой».

5. Образ себя. Развивается примерно в 5-6 лет. Ребенок понимает, что его родители, учителя, друзья и т.д. хотят видеть его «таким». В этом возрасте ребенок начинает понимать разницу между «я хороший» и «я плохой». Вместе с тем образ взрослого «Я» недостаточно развит в этом возрасте. Ребенок недостаточно четко понимает разницу между «я есть» и «я должен быть».

6. Рациональность. В возрасте с 6 лет до начала переходного возраста ребенок осознает, что он способен принимать решения и эффективно управлять своим поведением. Появляется коллективное и формальное мышление. Но ребенок еще не достаточно доверяет самому себе, он считает, что его семья, родственники и ровесники всегда правы. Эта стадия развития проприума отличается высоким конформизмом, моральным и социальным послушанием.

7. Проприативное стремление. Формируется в подростковом возрасте. Главная проблема подростка - найти себе жизненные цели и устремления. Подросток осознает, что будущее можно не только «хотеть», но и организовать. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью и поэтому развертывается новый этап поиска самоидентичности новое самосознание.

Кроме описанных, Олпорт предложил еще один этап развития проприума - познание самого себя. Он утверждал, что этот аспект проприума стоит над всеми остальными и синтезирует их. Познание самого себя позволяет человеку осознать объективную сторону своего «Я».

2.7.3 Функциональная автономия

В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:

1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли детства в формировании взрослой личности. Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

2. Дифференцированность мотивов. До Олпорта многие теоретики утверждали, что все поведение можно свести к действию одного единого мотива - либидо, стремление к превосходству и т.д. Олпорт считал, что это не верно, т.к. мотивы слишком разнообразны, чтобы их можно было свести к одному.

3. Сила высших психических функций. Олпорт считал, что важнейшим условием понимания мотивов поведения является анализ перспективных целей, намерений и представлений человека. Ключом к пониманию вопроса являются вопросы «Что ты хочешь делать?», «Как ты собираешься этого добиться?» и т.п.

4. Уникальность мотивов. Олпорт считал, что мотивы различных людей выдерживают лишь относительное сравнение между собой. Может быть определен мотив лишь для конкретного человека.

Описанные выше критерии составляют концепцию функциональной автономии. Во многих отношениях она составляет ядро ее теории черт личности. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое это прошлое человека, с ним ничто не связывает. По Олпорту личность свободна от прошлого - связь с прошлым чисто историческая, а не функциональная.

Различают два типа функциональной автономии:

1. Устойчивая. Связана с условно и безусловнорефлекторными механизмами ЦНС. Это механизмы нейрогуморальной регуляции, они не меняются на протяжении жизни и необходимы для выживания организма. К этому типу автономии относятся различные физиологические привычки: есть, спать и т.п. в одно и то же время.

2. Собственная функциональная автономия. Относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая заставляет человека развиваться и расти как личность. Причем собственная автономия не нуждается в постоянном подкреплении, она существует независимо от этого.

Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. Принцип энергетики. Собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для простого выживания. Например, нормальный человек стремиться не только удовлетворить свои материальные потребности, но и духовные интересы.

2. Принцип преодоления и компетенции. По Олпорту зрелым людям психологически присуща мотивация преодоления и извлечения уроков для себя. Вывод: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивида, включается в структуру его собственной мотивации.

3. Принцип проприума. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Эго данного индивида. В результате человек строит свою жизнь вокруг проприума, стараясь усилить свое Эго.

2.7.4 Зрелая личность

В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности. Он полагал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «становления». Поведение зрелой личности всегда функционально автономно и обусловлено сознательными мотивами. В противоположность, невротическая личность (незрелая) руководствуется, в основном, неосознанными мотивами. Олпорт предложил, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Всесторонность. Зрелый человек может представить себя со стороны. Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами. Одним из главных свойств зрелого человека является удовлетворенность собой и любовь к себе.

2. Душевная теплота. Зрелый человек способен к теплым, сердечным отношениям. Олпорт считал, что существует два типа близких межличностных отношений: дружеская интимность и сочувствие. Интимность проявляется в способности вызывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, но избегать ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, позволяет демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиций, а также общность со всеми людьми.

3. Эмоциональная спокойность и самоприятие. Зрелый человек имеет положительное представление о самом себе и способен без ущерба для психики относится к разочарованиям и раздражениям, а также к собственным объективным недостаткам. Зрелый человек может справляться с собственным эмоциональным состояниям так, что это не наносит урон окружающим. Выражая свои мнения и чувства, зрелый человек считается с тем, как это влияет на других.

4. Реалистичность, опыт и амбиции. Зрелый человек хочет видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Зрелый человек обладает значительной квалификацией и компетенцией в тех делах, которыми он занимается. Важное дело для такого человека может временно отодвигать на задний план личные цели и желания. Такие люди стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. У взрослого человека имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. К себе взрослый человек относится с определенной долей иронии, что препятствует напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Юмор - это защита от тревоги и абсурда. Чувство юмора позволяет человеку посмеяться над окружающими и над самим собой, продолжая ценить себя.

6. Цельность. Зрелый человек имеет целостную картину мира. Такой индивид хорошо представляет свое место в мире и имеет свою собственную теорию смысла жизни, которая состоит из системы нравственных ценностей, содержащей главную цель жизни. Зрелый человек имеет набор ценностей, который служит основой его жизни.

2.8 Структурная теория личности (Раймонд Кеттелл)

Раймонд Кеттелл, американский психолог, по образованию физик, но имевший диплом доктора философии. Кеттелл был первым, кто стал изучать личность с позиции серьезного системно-статистического анализа.

2.8.1 Основные принципы структурной теории личности

Главной научной задачей Кеттелла было объяснение взаимодействий между системой свойств личности и более объемной системой социокультурных свойств индивида. Главные принципы научной теории Кеттелла можно сформулировать следующим образом:

1. Адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, которые обусловлены наследственностью и влиянием окружающей среды. Необходимо принимать во внимание не только сами факторы, но и характер взаимодействий между ними.

2. Адекватная теория личности может строиться только на строгих методах исследования и точных измерениях. Основой изучения личности является мультивариативная статистика и факторный анализ.

Согласно Кеттеллу личность - это особая прогностическая функция, которая позволяет предсказывать поведение индивида в определенной ситуации. Такую функцию он назвал уравнением спецификации, которое имеет вид R=f(S,P).

Таким образом, природа специфической ответной реакции человека R зависит от стимулирующей ситуации S и от свойств его личности Р. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но и вторичные переменные: физическое состояние, настроение, социальные роли, характерные в данной ситуации, т.е. переменная P должна представлять собой весовую функцию, причем все черты меняются от ситуации к ситуации.

Несмотря на то, что социальные факторы также влияют на поведение человека, определяющим является совокупность черт личности. Все черты личности Кеттеллу разбил на следующие типы.

1. Поверхностные и исходные черты. Поверхностная черта является совокупностью характеристик поведения, которые при наблюдении выступают как единое целое. Например, невнимательность, нерешительность и беспокойство составляют вместе основу тревожности или невротизма, т.е. тревожность это не просто набор перечисленных черт, а именно их взаимосвязь.

Исходные черты - это основополагающие структуры, представляющие собой строительные блоки личности. Исходные черты определяют то постоянство, которое и определяет устойчивость личности. Исходные черты существуют на глубинном уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Кеттелл провел широкую исследовательскую работу и методом факторного анализа определил 16 черт личности, которые легли в основу его опросника 16PF.

2. Конституциональные черты - инвайроментальные черты. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных человека. Например, нарушению обмена могут быть причиной нарушения уравновешенности. Инвайронментальные черты сформированы окружающей средой, т.е. влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты обуславливают характеристики и стили поведения, усвоение в процессе научения.

3. Способности, темперамент и динамические черты. Черты могут быть классифицированы через те проявления, в которых они выражаются.

Способности как черты определяют умения человека сохранять эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, свойство моторики - примеры способностей.

Темперамент определяет не черты, которые определяют эмоциональность человека. К свойствам темперамента относятся темп, лабильность, непосредственная эмоциональность.

Динамические черты объединяют в себе структуру мотивации человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Например, амбициозность, стремление к власти и т.п.

4. Общие черты - уникальные черты. Общие - такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, интеллект, интроверсия-экстраверсия и т.п. присутствуют у всех, следовательно - это общие черты. Уникальные черты - такие, которые присутствуют лишь у немногих или вообще только у одного человека. Уникальные черты обычно присутствуют в сфере интересов и установок.

2.9 Теория типов личности (Ганс Юрген Айзенк)

Айзенк является продолжателем теории Кеттелла. Он также считает, что главным способом изучения личности является факторный анализ. Но в отличие от Кеттелла он считает, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт. Такие суперчерты Айзенк называл типами личности.

Айзенк полагает, что черты и типы личности определяются прежде всего генетически, а ситуационные воздействия или влияние окружающей среды имеет вторичное значение. Суть теории Айзенка в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. У человека присутствуют определенные суперчерты или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. Каждая из суперчерт состоит из нескольких составных черт. Эти составные черты являются как бы продолжением суперчерты, т.е. специфическими качествами, присущими этому типу личности. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые формируются из множества специфических реакций.

Например, тип личности экстраверсия характеризуется такими чертами как живость, активность, стремление к успеху и т.п. Такая специфичная черта, как общительность характеризуется привычными реакциями: привычка разговаривать с другими, посещать вечеринки и т.п. Все это обусловлено набором специфических реакций: привычка улыбаться и протягивать руку при встрече.

Тип личности в теории Айзенка - это не количественный показатель, а скорее некая интегральная количественная оценка. Например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхними и нижними пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью этого качества.

2.9.1 Основные типы личности

В своей работе Айзенк выделил два основных ортогональных типа личности, которые он назвал интроверсия - экстраверсия и «нейротизм - стабильность». Таким образом, людей можно разделить на четыре группы в соответствии со степенью выраженности каждого из двух типов.

Большинство описаний черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Реальные люди склонны скорее к средней точке. Особое значение Айзенк придавал индивидуальным различиям, т.е. никакая комбинация этих двух типов не может быть более предпочтительной.

интроверсия

стабильность невротизм

экстраверсия

Позже Айзенк ввел еще одну суперчерту - «психотизм - сила СуперЭго». Люди с выраженным психотизмом эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противостоять общественным устоям. Они часто бывают беспокойны, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Психотизм - это свойство личности, которое обуславливает предрасположенность к тому, чтобы стать психотической личностью личностью. Психотизм больше выражен у мужчин, чем у женщин.

2.9.2 Психофизиологическая основа черт и типов личности

Айзенк одним из первых попытался определить физиологические системы организма, которые определяют развитие личностных черт. Как выяснилось, интраверсия-экстраверсия тесно связана с уровнем корковой активации, т.е. с электрической активностью головного мозга. Термин Активация Айзенк использует для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от полного спокойствия (например, сон), до максимальной возбужденности (например, паника).

Айзенк считал, что интроверты очень возбудимы, т.е. очень чувствительны к поступающей стимуляции, поэтому они стараются избегать ситуаций, чрезмерно действующих на них. Наоборот экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому не чувствительны к стимуляции, т.е. они постоянно ищут возбуждающие ситуации.

Стабильность - невротизм, по Айзенку, зависит, в первую очередь, от силы реакции вегетативной нервной системы. В особенности эта суперчерта связана с подкорковой активностью, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональность. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно быстрее реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство стимулы. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов.

Психотизм, по видимому, связан с гормональным обменом, в особенности с системой, вырабатывающей андрогены, т.е. вещества, обуславливающие развитие и функционирование половых признаков.

Психофизиологическая интерпретация поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. Различные виды симптомов и расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и свойств нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития фобий. Человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску развития психоаналитических расстройств.

3. Бихевиоризм

Бихевиоризм, как направление психологии исходит из того, что личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Бихевиоризм занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов теоретики бихевиоризма не считают важными психические процессы и структуры, скрытые в разуме. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения.

3.1 Интерактивная теория личности (Берроуз Ф. Скиннер)

С точки зрения Скиннера, поведение человека целиком зависит от возможности подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последействиями.

3.1.1 Взгляд Скиннера на психологию

Большинство психологов работают в двух направлениях:

1) Обязательное изучение устойчивых различий между людьми.

2) Опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческих отношений.

Скиннер считал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно бихевиоризм, недостаточно развита, чтобы стать основой для крупномасштабной теории.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны, и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (бессознательных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, по его мнению, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать.

При этом Скиннер возражает не против интрапсихических явлений, как таковых, а скорее против их использования. Они очень окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. Таким образом, любая умозрительная теория должна быть переведена в термины, которые можно применять в экспериментальных действиях.

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность нейрофизических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Скиннер считал, что их влияние не возможно определить экспериментальным путем. Таким образом, Скиннер не отрицал валидность биолого-генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются измерению через контролируемое воздействие. Более того, он настаивал на том, что даже если ученые, изучающие мозг в конце концов откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ дает самое ясное объяснение действию этих переменных.

Изучение личности, по Скиннеру, включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. Индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведения - окружения.

3.1.2 Респондентное и оперантное поведение

Скиннер различал два типа поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение - это характерная реакция, вызываемая известным стимулом, который всегда предшествует реакции. Примеры: аккомодация зрачка при изменении освещенности, дрожь на холоде и т.п. Респондентное поведение является невольным и спонтанным, происходит всегда. Оно обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему.

Павлов доказал, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Он наблюдал, что пища, попадая в рот голодной собаки, вызывает слюноотделение. Таким образом, слюноотделение здесь - это безусловная реакция или, по Павлову, безусловный рефлекс. Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом.

Безусловный стимул (БС) Безусловная реакция

Пища Слюна

Условный стимул (УС) Условная реакция

Колокольчик Слюна

Открытие Павлова состоит в том, что если нейтральный стимул многократно объединялся с безусловным стимулом, то, в конце концов, нейтральный стимул приобретает способность вызывать безусловную реакцию без предъявления безусловного стимула. Например, если каждый раз при предъявления пищи будет звонить колокольчик, то позже колокольчик уже без пищи будет вызывать слюноотделение. Новая реакция называется условным рефлексом, а новый стимул, его вызывающий и прежде бывший нейтральным, называется условным стимулом. Такой процесс называется классическим обуславливанием. Если после формирования условного рефлекса колокольчик будет звонить отдельно от пищи, то условный рефлекс угасает. Таким образом, подкрепление важно не только для формирования, но и для сохранения респондентного научения. Кроме того, если собаке дают деятельный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это называется самопроизвольным восстановлением рефлекса.

Аналогичные эксперименты были проведены на 11 месячном ребенке. Каждый раз, когда ему показывали белую крысу, за спиной раздавался громкий удар в гонг. Крыса - условный рефлекс, гонг - безусловный рефлекс. После семи предъявлений крысы и гонга реакция страха наступала каждый раз, когда ему показывали крысу. Через пять дней ребенок продолжал бояться всего, похожего на крысу - т.е. все, что белое и пушистое.

Респондентное поведение - это расширенная версия павловского классического обуславливания. Скиннер назвал его обуславливанием типа С, подчеркивая важность стимула. При этом Скиннер считал, что нельзя все поведение объяснить в терминах классического обуславливания.

Наоборот, наше поведение в основном определяется ожиданием его результатов, т.е. последствиями поведения. Этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружающий мир с целью изменить события, каким-то образом. Скиннер назвал такое поведение обуславливанием типа Р или оперантным поведением.

Образцы реакции подобного типа, контролируемые результатами, следующими за поведением Скиннер назвал оперантами. Это произвольные, приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.

Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность его повторения в будущем увеличивается, т.е. последствия подкрепляются и оперантные реакции обуславливаются этими последствиями. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны, тогда вероятность повторения уменьшается. Таким образом, оперантное поведение контролируется негативными последействиями. Негативные (или аверсивные) последействия ослабляют поведение, порождающее их и усиливают поведение, устраняющее их.

3.1.3 Режимы подкрепления

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.

А. Самым простым является режим непрерывного подкрепления, который используется каждый раз, когда субъект учится производить правильную реакцию. В большинстве случаев это не используется, т.к. может быть либо невозможно, либо не экономно (например: плач и родители). Очень часто поведение долго остается неподкрепленным.

Б. Прерывистое или частичное подкрепление. Классифицируется в соответствии с двумя основными параметрами:

а) подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (режим временного подкрепления)

б) подкрепление происходит после того, как с момента подкрепления было получено определенное количество реакций (пропорциональное подкрепление)

Отсюда можно выделить четыре типа прерывистого подкрепления:

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением.

В данном режиме организм подкрепляется по заранее определенному количеству ответных реакций. Этот режим является самым распространенным режимом подкрепления. Такой тип подкрепления используется, например, в листах знаний - сколько правильных ответов - столько баллов - подкреплений.

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом.

В этом случае организм подкрепляется после того, как пройдет определенный временной интервал с момента предыдущего подкрепления. Пример: еженедельная выдача ребенку денег на карманные расходы. Или проверка успеваемости в университете - раз в семестр. Режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление - феномен, называемый паузой после подкрепления. Например, когда до экзамена еще далеко, то студенты практически не учатся.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением.

Организм подкрепляется на основе какого-то среднего числа реакций. Ярким примером такого типа подкрепления является азартная игра. «Однорукий бандит» устроен так, что вероятность выигрыша тем выше, чем больше монет в него затолкаешь. Угасание поведения, полученного в результате ВС, происходит очень медленно, т.к. организм точно не знает, когда будет подкрепление. Человек настойчиво продолжает реагировать, рассчитывая «сорвать куш».

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ).

Организм получает подкрепления случайно, после того, как пройдет неопределенный интервал времени. Скорость реагирования в этом режиме зависит от длины интервала между подкреплениями: короткие интервалы порождают высокую скорость, длинные интервалы - низкую скорость. При таком режиме подкрепления организм стремиться установить постоянную скорость реагирования. Пример: контрольные работы, устраиваемые случайно.

В. Условное подкрепление:

Существуют два типа условного подкрепления:

1) Первичное - любое событие или объект, само по себе обладающее подкрепляющими свойствами. Они не требуют ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Примеры: пища, вода, физический комфорт, секс.

2) Вторичное или условное подкрепление - любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление через тесную ассоциацию с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом индивида.

Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Самый показательный пример - деньги, они позволяют получить модную одежду, машины и т.п. К условным относятся социальные подкрепляющие стимулы, например, лесть, похвала, привязанности и подчинения. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Кроме того, каждый человек проходит уникальную науку научения и разными способами получает разные подкрепляющие стимулы.

3.1.4 Контроль через наказание

Скиннер считал, что поведение человека контролируется в основном не позитивными, а негативными (аверсивными) стимулами. Типичный пример аверсивного стимула - наказание, или негативное подкрепление.

Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от какой-то аверсивной реакции. Предполагаемая цель наказания побудить людей на вести себя данным образом. Скиннер считал, что это наиболее распространенный метод контроля поведения.

Существует два способа наказания - позитивное и негативное.

1. Позитивное наказание имеет место всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу. Если дети плохо себя ведут их ругают, если ловят преступника, его сажают в тюрьму.

2. Негативное наказание заключается в устранении положительного подкрепляющего стимула. Например, детям за плохое поведение запрещается смотреть TV.

Негативное подкрепление - это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Например, человек может прятаться от дождя, и когда снова пойдет дождь он снова прячется.

3.2 Теория социального научения (Джулиан Роттер)

3.2.1 Основные понятия

Автором теории социального научения считается Джулиан Роттер. Он разработал свою теорию в 40-50-е годы, когда в психологии господствовали фрейдизм и бихевиоризм. Роттер считал, что обе эти теории содержат слишком много неясностей, поэтому главной своей задачей он видел построение концептуальной структуры, включающей четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить.

Таким образом, теория социального научения - это попытка объяснить, как индивид учится определенному поведению, взаимодействуя с другими людьми и элементами окружения. Роттер считал, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях. Эти типы поведения соединены с нуждами, требующими удовлетворения во взаимодействии с другими людьми.

Потенциал поведения - одна из основных концепций в теории Роттера. Под этим термином понимается вероятность данного поведения в связи с какими-то подкреплениями. Например: обсчитали в магазине - вариантов реакции много, но человек выбирает только одну реакцию гнева, так как потенциал такого поведения сильнее, чем у любой другой возможной реакции.

Естественно, потенциал одной и той же реакции различен в разных социальных ситуациях. Такой же подход Роттер использует для описания всех видов человеческой активности в ответ на ситуацию стимул (крики, надутый вид, плач, смех, драка). Таким образом, по Роттеру, поведение человека состоит из: моторных реакций, когнитивных процессов, вербального поведения, невербальных поведенческих реакций, эмоциональных реакций и т.д.

Ожидания - субъективная вероятность того, что определенный комплекс подкреплений будет иметь место в результате специфического поведения. Например: перед тем, как привести друга или подружку к себе на ночь вы с одной стороны оцените вероятность того, что получите удовольствие, с другой стороны вероятность наступления различных неприятных последствий.

С точки зрения Роттера сила ожидания может меняться от 0 до 100% и основана на предыдущем опыте индивида в такое же или подобной ситуации. Так, если вы в первый раз привели кого-то на ночь, то ожидания благоприятного исхода мало. С другой стороны, если вы, вместо того, чтобы ерундой заниматься, днем и ночью учились, то вероятность (или ожидание) получить хорошую оценку на экзамене увеличивается.

Концепция ожидания ясно подтверждает, что если за подобное поведение люди в прошлом получали положительное подкрепление, они чаще всего повторяют свое поведение. Например, если вы регулярно мотались по ночным дискотекам, то вероятность того, что вы туда пойдете, увеличивается, если это каждый раз не кончалось неприятностями.

Если человеку необходимо продемонстрировать свое поведение в первый раз, то его ожидания основаны на опыте, полученном в похожей ситуации. Например, если человек в школе/институте был трудолюбив и получал за это хорошие оценки, то он ожидает, что трудолюбие на работе также будет вознаграждено. Таким образом, ожидание формирует постоянные типы поведения, неизменные во времени. Фактически примеры такого стабильного ожидания и есть устойчивые черты личности.

Роттер рассматривал два типа ожидания:

а) Специфические ожидания - отражают опыт одной конкретной ситуации и не применимы к прогнозу поведения;

б) Генерализованные ожидания - отражают концентрированный опыт различных ситуаций и фактически составляют структуру личности.

Ценность подкрепления. Роттер считал, что различные типы подкрепления имеют разную ценность для человека. Таким образом, ценность подкрепления - степень, к которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. При чем ценность одного и того же подкрепления разная для разных индивидов. Для кого-то, например, признание коллег важнее, чем материальный достаток, для другого человека деньги - это все, ради них он готов отказаться от социально-значимых стимулов.

Как и ожидания, ценность подкрепления основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной реакции может меняться в зависимости от ситуации и с течением времени. Например, пища для голодного человека имеет гораздо большую ценность, чем для сытого. Тем не менее, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении людей. Например: некоторые люди предпочитают сходить на футбольный матч, чем в кино. Точно также основные формы поведения можно проследить в основных эмоциональных и когнитивных реакциях, которые обычно и подкрепляются.

Важно, что ценность подкрепления никак не влияет на его ожидание. Студент прекрасно знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, но это никак не влияет на его ожидание из-за отсутствия способностей или предвзятого отношения преподавателя. По Роттеру ценность подкрепления есть мотивационный процесс, а ожидание - когнитивный.

Психологическая ситуация - субъективное восприятие индивидом конкретных условий места и времени. Роттер утверждает, что внешний мир имеет значение для человека в той мере, в какой отражается в субъективном сознании индивида. Ситуация, независимо от странности трактовки является для индивида такой, какой он себе ее представляет. Так, студентка может ожидать, что плохо выступив на семинаре, она получит от преподавателя плохую оценку и родители не отпустят ее на каникулы с бойфрендом. Следовательно мы можем предполагать, что она либо бросит учебу, либо предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Формула прогноза поведения. Для того, чтобы предсказать потенциал определенной формы поведения Роттер в 1967 г. предложил такую формулу P=W (ожидание) +С (ценность подкрепления).

Например: человек (студент) стоит перед дилеммой на празднике остаться дома и заниматься высшей математикой или отправиться с друзьями на природу. Примерно предсказать поведение мы сможем, если рассмотрим и ценность подкрепления, связанную с каждой потребностью, так и ожидание от специфической реакции.

На самом деле формула, предложенная Роттером подходит только для предсказания поведения в экспериментальных, тщательно контролируемых условиях.

3.2.2 Целенаправленность и потребности

Роттер рассматривал людей, как целенаправленные живые системы. Люди стремятся максимизировать поощрения и минимизировать или избегать наказания. Поведение человека в основном направлено на удовлетворение основных потребностей.

Потребность - набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или похожие наборы подкреплений.

1. Статус признания относится к потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности: школа, институт, работа, физкультура или общественная деятельность. Например: желание казаться умным.

2. Защита - зависимость. Это потребность в том, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей. Например: просьба к членам семьи позаботиться о нас, когда мы больны.

3. Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать совместные действия себе на пользу.

4. Независимость. Это потребность относится к нашей потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других. Когда подросток отказывается от советов родителей куда поступать, таким образом, он демонстрирует потребность в независимости.

5. Любовь и преданность. Это потребность в том, чтобы вас понимали и любили другие люди. Например: девушка может всячески поддакивать и заботиться о юноше, надеясь, что он признается ей в любви.

6. Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовольствие, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Все прочие потребности приобретают значение только в связи с их ассоциацией с основными потребностями физического здоровья и удовольствия. Потребность физического комфорта ярко проявляется в поведении, ведущем к сексуальному удовлетворению.

3.2.3 Локус контроля

Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни.

Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы - заложники судьбы»

Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и талантами. Поэтому интерналы чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией.

В принципе, интернальный либо экстернальный контроль можно рассматривать как черту личности. Фактически это не типы личности, а пределы одной шкалы. Таким образом, кто-то из людей «очень» экстернал, кто-то «очень» интернал, но большинство людей находятся на середине этой шкалы.

Главное различие между экстерналами и интерналами не только в их убеждениях по поводу источников их проблем, но и способы поиска информации об окружении. Интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут искать информацию о возможных проблемах здоровья. Также интерналы предпринимают большие меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье. Объяснение этому - в детстве. Интерналы в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем. В результате интерналы больше чем экстерналы знают о том, что может послужить причиной заболевания. У людей с экстернальным локусом контроля чаще страдают от психологических проблем, тревога и депрессия у них выше, а самоуважение ниже. Кроме того, уровень экстернальности коррелирует с уровнем самоубийств.

3.3 Социально-когнитивная психология (Альберт Бандура)

Социально-когнитивная психология предполагает, что психическое функционирование человека нужно понимать, как функционирование поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает, что поведение, личность и социальное окружение - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании окружающей среды. Отличительной чертой социально-когнитивной теории является постулат о том, что поведение человека формируется в основном через наблюдения и примеры. Основателем социально-когнитивной теории считается А. Бандура.

3.3.1 Основные принципы социально-когнитивной теории

1. Отрицание интрапсихических сил. Бандура считал, что психодинамические теории, хотя и объясняют многое, не могут объяснить всю сложность и многообразие реакций человека. С такой точки зрения внутренняя реальность, состоящая из влияний и мотивов, не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях по отношению к различным людям в различных социальных ролях (Пример: реакция ребенка на мать)

2. Взаимный детерминизм. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияние окружения - они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими сигналами и не реагируют на окружение. Такой подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно так же частично является продуктом поведения человека, т.е. люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

3. Подкрепление не обязательно. Современные бихевиористы делают акцент на подкреплении, как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура не рассматривает подкрепление, как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется поведение. Наше поведение во многом регулируется предвидимыми последствиями. (Например, не ждем пожара, чтобы застраховать дом). Таким образом, в центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура делает акцент на том, что многие навыки приобретаются посредством примера. Таким образом, научение происходит через наблюдение или пример, а не через прямое подкрепление.

4. Саморегуляция. Важное место социально-когнитивная теория отводит саморегуляции человека. Бандура утверждает, что высшие психические механизмы, например интеллект, дают нам возможность воздействовать на окружение. Мы сохраняем и производим опыт посредством вербальных и образных репрезентаций и в дальнейшем он служит ориентиром нашего поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты